Научная статья на тему 'Участие автодорожного факультета в строительстве дорожной системы республики Саха (Якутия)'

Участие автодорожного факультета в строительстве дорожной системы республики Саха (Якутия) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
242
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ТРАНСПОРТНАЯ СИСТЕМА В РЕСПУБЛИКЕ САХА / ДОРОЖНАЯ СЕТЬ / ДОРОЖНЫЙ ФОНД / АВТОДОРОЖНЫЙ ФАКУЛЬТЕТ СВФУ / TRANSPORTATION SYSTEM IN THE REPUBLIC OF SAKHA (YAKUTIA) / ROAD NETWORK / ROAD FUND / NEFU DEPARTMENT OF HIGHWAYS AND AERODROMES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Макаров Николай Михайлович

В статье обсуждаются проблемы социально-экономического развития и жизнедеятельности территорий Республики Саха, в частности состояние дорожной системы. Обоснована зависимость народного хозяйства от эффективности функционирования транспортной сети. Освещаются вопросы участия сотрудников автодорожного факультета Северо-Восточного федерального университета в решении задач, связанных с дорожным строительством в Республике Саха (Якутия).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DEPARTMENT OF HIGHWAYS AND AERODROMES IN THE CONSTRUCTION OF THE ROAD SYSTEM IN THE REPUBLIC OF SAKHA (YAKUTIA)

The article discusses the topical problem concerning the development of road network in Sakha Republic. Due to the vast territory of the region, its socio(economic development largely depends on the efficient functioning of the transportation system. The article briefly dwells on the participation of Road Faculty of the North-Eastern Federal University in solving the task of road construction in the region.

Текст научной работы на тему «Участие автодорожного факультета в строительстве дорожной системы республики Саха (Якутия)»

Из жизни вуза

129

one of the nine Federal universities of Russia, which calls to consolidate scientific and educational resources. It generates knowledge and innovation, creates conditions for technological breakthrough in economy and sociocultural development of the North-Eastern Russian population.

One of the main activities of the University is an international partnership. The article dwells on the university international projects including Double-Degree programs and enrolment of foreign students, and the role of the Department “Russian as a Foreign Language” in this process. The Department lecturers not only teach foreign citizens Russian language but also involve them in research work.

Keywords:Federal University, mission, globalization, WTO, Russian as a foreign language, ethnomethodological method, lingvoculturological approach, graphic and symbolic analysis

References

1. Senashenko V.S. (2013) [Education and globalization processes]. Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher Education in Russia]. No 1, pp. 48-53. (in Russ.)

2. Tlostanova M.V. (2013) [University of 21st

century: contours in the context of modernity crisis]. Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher Education in Russia]. No 1, pp. 24-36. (in Russ.)

3. Vishnyakov S.A. (1998) Russkiy kak inostran-

nyy [Russian as a foreign language: tutorial]. Moscow: Flinta Publ., Nauka Publ., 128 p. (In Russ.)

4. Zinchenko V.G., Zussman V.G., Kirnoze Z.I.

(2007) Mezhkul’turnaya kommunikatsiya. Ot sistemnogo podkhoda k sinergeticheskoy paradigme. [Intercultural communication. From systematic approach to the synergetic paradigm: tutorial]. Moscow: Flinta Publ., Nauka Publ. (In Russ.)

5. Balykhina T.M., Zhao Yujiang (2012) Ot metodiki k etnometodike. Obucheniye kitay-tsev russkomu yasyku: problemy i puti ikh preodoleniya [From methodics to ethno-methodology Learning Chinese Russian language: problems and ways to overcome them]. 2-nd ed. Moscow: RUDN, 344 p. (In Russ.)

6. Maslova V.A. (2001) Lingvokulturologiya.

[Linguoculturology: tutorial]. Moscow: Academy Publ., 208 p. (In Russ.)

7. Petrova S.M. (2009) [Graphic-symbolic analysis

of text in training of the future teacher of language and literature]. Yakutsk: IYGU Publ., 185 p. (In Russ.)

8. Malyshev V.N. (2009) Prostranstvo mysli i

natsionalnyy kharakter [Space of thought and national character].S.-Petersburg: Aletheia Publ., 408 p. (In Russ.)

Author:

PETROVA Svetlana M. - Dr. Sci. (Pedagogy), Prof., Head of Department Russian as Foreign (RKI), North-Eastern Federal University in Yakutsk (NEFU), Yakutsk, Russia, metlit@mail.ru

Участие автодорожного

н.м. Макаров, факультета в строительстве

cm. преподаватель дорожной системы Республики

Саха (Якутия)

В статье обсуждаются проблемы социально-экономического развития и жизнедеятельности территорий Республики Саха, в частности состояние дорожной системы. Обоснована зависимость народного хозяйства от эффективности функционирования транспортной сети. Освещаются вопросы участия сотрудников автодорожного факультета Северо-Восточного федерального университета в решении задач, связанных с дорожным строительством в Республике Саха (Якутия).

130

Высшее образование в России • № 5, 2014

Ключевые слова: транспортная система в Республике Саха, дорожная сеть, дорожный фонд, автодорожный факультет СВФУ

Транспорт как отрасль экономики включает сеть всех видов транспорта общего и необщего пользования, подвижные средства (независимо от формы собственности), трудовые ресурсы транспорта и систему управления всеми видами транспорта на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. К этой сфере, кроме автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, относятся железнодорожный, морской, внутренний водный, авиационный, трубопроводный виды транспорта, сектор городского пассажирского транспорта, промышленный транспорт.

Социально-экономическое развитие и жизнедеятельность Республики Саха (Якутия) с ее огромной территорией, на тысячи километров удаленной от крупных промышленных центров России, во многом определяется состоянием и эффективностью функционирования транспортной системы. Главной ее особенностью является слабое развитие наземных коммуникаций. Более 85% территории республики имеет сезонную транспортную доступность. Основной объем грузов перевозится в короткий навигационный период речным транспортом, доля которого в грузообороте республики составляет 43,7%. Около 88% объема производства товаров и услуг находится в районах, обслуживаемых сезонно. Только 16% населения проживает в зоне круглогодичного транспортного сообщения, из 629 сельских населенных пунктов лишь 48 связаны с районными центрами дорожной сетью с твердым типом покрытия, 25 районов из 33 не имеют надежной транспортной связи с центром республики и близлежащими районами. Наиболее серьезные проблемы сложились в транспортном обслуживании населения, проживающего в Арктической зоне республики, где связь с отдаленными поселками и наслегами традиционно осуществлялась воздуш-

ным транспортом и вездеходной техникой. Высокая стоимость перевозок на самолетах и вертолетах, отсутствие транспорта высокой проходимости является сегодня реальным ограничивающим фактором в обеспечении свободы перемещения населения и решения важных социальных задач.

Следствием сезонности работы транспорта является ежегодное отвлечение огромных средств на сезонный завоз и хранение топлива, товаров народного потребления и продукции производственно-технического назначения. Транспортные затраты значительно повышают издержки производства предприятий республики, которые вынуждены изымать существенный объем оборотных средств на создание запасов материальных ресурсов.

Сеть автомобильных дорог на территории республики имеет протяжённость свыше 30 тыс. км, из которых более половины представлены временными (сезонными) дорогами - автозимниками. Она включает 21,8 тыс. км (65%) дорог общего пользования, из них с твёрдым покрытием - 7,6 тыс. км. Характерно слабое состояние автодорожной сети, территориальная изолированность отдельных дорог, а также преимущественное развитие ведомственной дорожной сети, которая фактически выполняет функции автодорог общего пользования. Транспортной связью по автодорогам с твёрдым покрытием обеспечены только 16 улусов(районов) из 33.

По типу покрытия общая протяженность дорог общего пользования с твердым покрытием составляет 7,36 тыс. км, или 37%, с усовершенствованным - 591 км, или 2%. В сети дорог общего пользования нет дорог высших категорий (I и II), а параметрам III технической категории соответствует только автомобильная дорога федерального значения «Лена», а также небольшие участки дорог республиканского значения

Из жизни вуза

131

протяженностью 171 км. Все остальные соответствуют IV и V категориям. Федеральные магистральные автодороги «Лена», «Колыма» и «Вилюй» обеспечивают межрегиональные связи республики. Территориальные автомобильные дороги республиканского значения: «Амга », «Ко-бяй», «Умнас», «Нам», «Анабар», «Яна», «Борогон», «Оймякон», «Абалах», «Алдан», «Арктика», «Верхоянье», «Инди-гир», «Эдьигээн» «Лючинская» - обеспечивают внутриреспубликанские перевозки.

Автомобильный парк республики составляет всего 174,9 тыс. единиц автотехники, из которых в технически исправном состоянии находится около 63%. Парк подвижного состава грузового автотранспорта, включая пикапы, достиг 41,9 тыс. единиц, количество автобусов - 6,1 тыс. единиц, легковых - 126,9 тыс. единиц [1].

С 2012 г. в Якутии действует закон «О Дорожном фонде Республики Саха (Якутия) », значительно расширивший возможности дорожного фонда республики. Так, финансирование, направляемое на региональные и местные автомобильные дороги за счёт средств республиканского бюджета, было увеличено с 1,5 млрд. рублей в 2011 г. до 3,5 млрд. рублей в 2012 г. Приоритетным направлением расходования средств дорожного фонда были определены местные автомобильные дороги.

Федеральным законом № 361 от 30 ноября 2011 г. в Бюджетный кодекс Российской Федерации внесён ряд положений, уточняющих возможность использования ассигнований региональных дорожных фондов. В частности, в «Направления расходов» дорожного фонда Республики Саха (Якутия) было включено выделение субсидий бюджетам администраций муниципальных образований на проектирование и строительство подъездов с твёрдым покрытием до сельских населённых пунктов - не менее 5% ассигнований дорожного фонда, на капитальный ремонт и ремонт дорог населённых пунктов - не менее 5%,

на капитальный ремонт и ремонт дворовых территорий, проездов к дворовым территориям населённых пунктов - также не менее 5%. Кроме того, было принято решение о предоставлении двух дополнительных видов субсидий: на ремонт местных автодорог и на их содержание. В Министерстве транспорта и дорожного хозяйства РС (Я) в апреле текущего года были созданы две межведомственные комиссии с участием представителей Министерства экономики и промышленной политики, Министерства сельского хозяйства и продовольственной политики и Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия). Комиссиями была проделана серьёзная работа. В первую очередь был проведён анализ поручений Президента и Правительства Республики Саха (Якутия) и отчётов органов исполнительной власти перед населением республики, касающихся вопросов дорожного хозяйства. Также был произведён сбор заявок от администраций улусов на получение субсидий из дорожного фонда республики. Члены комиссии проверили наличие проектно-сметной документации с положительным заключением госэкспертизы на строительство и ка-

132

Высшее образование в России • № 5, 2014

питальный ремонт и ремонт местных автодорог и результаты произведённой сверки протяжённости местных автодорог с органом статистики и администрациями районов. На следующем этапе были разработаны типовые формы соглашений о предоставлении субсидий из дорожного фонда и типовые формы муниципальных контрактов и технических заданий, тщательно проверены дефектные ведомости и сметы на ремонт и содержание автодорог.

С момента вступления постановления в силу между Министерством транспорта и дорожного хозяйства РС (Я) и администрациями муниципальных образований было заключено 120 соглашений о предоставлении субсидий из дорожного фонда. В течение этого года администрациями муниципальных районов было подписано 227 муниципальных контрактов на выполнение дорожных работ за счёт средств субсидий из дорожного фонда. Совокупный объём субсидий на ремонт дорог внутри населённых пунктов составил 690,7 млн. руб. В целом было отремонтировано 52,3 километра автодорог [2].

Комиссиям пришлось столкнуться с определёнными трудностями. Основная из них состояла в том, что администрации районов не были готовы получить и освоить такой большой объём субсидий на дорожное хозяйство. Так, в 2012 г. администрации Мирнинского, Алайховского, Усть-Ян-ского, Усть-Майского районов по некоторым видам субсидий не смогли вовремя разместить заказ на выполнение дорожных работ. Исходя из этого, основной проблемой следует считать нехватку в администрациях специалистов-дорожников, которые должны курировать вопросы дорожного хозяйства.

Кроме того, во время заявочной компании этого года специалисты Управления по эксплуатации автодорог столкнулись с проблемой достоверности данных, предоставляемых муниципальными образованиями о протяжённости автодорог местного значения. Так, протяжённость автодорог не со-

впадает с утверждёнными перечнями автодорог местного значения; также не все автодороги местного значения оформлены в муниципальную собственность. Муниципальные образования, особенно поселенческого уровня, испытывают затруднения при размещении заказов для муниципальных нужд, технические задания формируются долго.

В настоящее время в дорожном хозяйстве накопилось много проблем, которые препятствуют развитию региона и осуществлению программ социально-экономического развития Республики Саха (Якутия). Основные заключаются в следующем:

• не все районы республики имеют постоянный выход на единую дорожную сеть страны;

• наблюдается низкая плотность автодорог с твердым покрытием (меньше среднероссийского показателя в 11 раз) [3];

• по техническим параметрам, качеству и долговечности дороги республики не соответствуют современным техническим требованиям (по параметрам осевых нагрузок транспортных средств, по их габаритам, по безопасности движения и сервису);

• транспортно-эксплуатационное состояние дорожной сети ухудшается, что обусловлено недостатком финансовых ресурсов на содержание территориальных автомобильных дорог.

Автодорожный факультет Северо-Восточного федерального университета совместно с Институтом проблем нефти и газа при поддержке Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Саха (Якутия), кроме подготовки кадров для дорожной отрасли, ведет научные разработки способов продления долговечности дорожного покрытия и устойчивости земляного полотна. Проблему строительства местных дорог Якутии с относительно небольшой себестоимостью можно решать применением современных технологий, позволяющих строить дороги с использованием местного грунта. Однако

Из жизни вуза

133

процесс внедрения таких технологий в дорожную отрасль идет крайне медленно.

Литература

1. Транспортная стратегия Республики Саха (Якутия), Постановление от 31 мая 2004 г. №258.

2. Михайлов Ю. Сеть северных дорог: сти-

мулы для развития. Новые возможности дорожного фонда Якутии // Направление - Дальний Восток. 2012. № 11(39), декабрь.

3. Владимиров С.Н. Зона особого внимания

// Направление - Дальний Восток. 2009. №4(4), июль.

Автор:

МАКАРОВ Николай Михайлович - ст. преподаватель автодорожного факультета, Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова, nm.makarov@s-vfu.ru

MAKAROVN.M. THE DEPARTMENT OF HIGHWAYS AND AERODROMES IN THE CONSTRUCTION OF THE ROAD SYSTEM IN THE REPUBLIC OF SAKHA (YAKUTIA)

Abstract. The article discusses the topical problem concerning the development of road network in Sakha Republic. Due to the vast territory of the region, its socio-economic development largely depends on the efficient functioning of the transportation system. The article briefly dwells on the participation of Road Faculty of the North-Eastern Federal University in solving the task of road construction in the region.

Keywords: transportation system in the Republic of Sakha (Yakutia), road network, road fund, NEFU Department of highways and aerodromes

References

1. Transport strategy of the Republic of Sakha

(Yakutia), decision dated May 31, 2004 No. 258. (In Russ.)

2. Mikhaylov Yu. (2012) [Network ofthe northern

roads: new incentives for the development of the road fond of Yakutia]. Napravlenie -

Dal’my Vostok [Direction of the Far East]. No 11 (39). (In Russ.)

3. Vladimirov S.N. (2009) [Zone of special attention]. Napravlenie - Dal’niy Vostok [Direction ofthe Far East]. No 4 (4). (In Russ.)

Author:

MAKAROV Nikolay M. - senior lecturer at the Department of highways and aerodromes, North-Eastern Federal University in Yakutsk (NEFU), Yakutsk, Russia, nm.makarov@s-vfu.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.