Научная статья на тему 'УЧАЩИМСЯ - КРЕАТИВНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫХ ПАМЯТНИКОВ УЗБЕКИСТАНА'

УЧАЩИМСЯ - КРЕАТИВНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫХ ПАМЯТНИКОВ УЗБЕКИСТАНА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
31
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРЕАТИВНОЕ МЫШЛЕНИЕ / КУЛЬТУРНЫЕ ПАМЯТНИКИ / КРИТЕРИЙ ЛИЧНОСТИ / КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / ПРОДУКТИВНОСТЬ СОЗНАНИЯ / ФАКТОР ЦЕЛОСТНОГО РАЗВИТИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тилакова М.А., Сиддикова Г.Ш.

В статье рассмотрена важность креативного изучения историко-культурных памятников, для всестороннего развития учащихся Республики Узбекистан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FOR STUDENTS - CREATIVE STUDY OF HISTORICAL AND CULTURAL MONUMENTS OF UZBEKISTAN

The article discusses the importance of the creative study of historical and cultural monuments for the comprehensive development of students Republic of Uzbekistan.

Текст научной работы на тему «УЧАЩИМСЯ - КРЕАТИВНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫХ ПАМЯТНИКОВ УЗБЕКИСТАНА»

Тилакова М.А., доктор педагогических наук (PhD)

заведующий кафедрой "Педагогика и психология, образовательные технологии " Джизакский областной центр переподготовки и повышения квалификации кадров народного образования ' Республика Узбекистан

Сиддикова Г.Ш.

Джизакский государственный педагогический институт

Республика Узбекистан

УЧАЩИМСЯ - КРЕАТИВНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫХ ПАМЯТНИКОВ УЗБЕКИСТАНА

Аннотация: в статье рассмотрена важность креативного изучения историко-культурных памятников, для всестороннего развития учащихся Республики Узбекистан.

Ключевые слова: креативное мышление, культурные памятники, критерий личности, критическое мышление, продуктивность сознания, фактор целостного развития.

Tilakova M.A., Doctor of Pedagogical Sciences (PhD)

Head of the Department "Pedagogy and Psychology, Educational Technologies" Jizzakh regional center for retraining and advanced training of public

education personnel The Republic of Uzbekistan Siddikova G.Sh.

Jizzakh State Pedagogical Institute Republic of Uzbekistan

FOR STUDENTS - CREATIVE STUDY OF HISTORICAL AND CULTURAL MONUMENTS OF UZBEKISTAN

Abstract: the article discusses the importance of the creative study of historical and cultural monuments for the comprehensive development of students Republic of Uzbekistan.

Keywords: creative thinking, cultural monuments, personality criterion, critical thinking, productivity of consciousness, factor of integral development.

Проблема креатива современной личности становится все более актуальной. Развивающемуся обществу нужны творческие личности, прежде всего, - интеллектуально-творческие, способные смело мыслить, творчески - нетрадиционно и оригинально, продуктивно решать

проблемы. Современному обществу необходимы креативные личности, творчески проявляющие себя в разных видах деятельности. Сегодня креативность - важный критерий личности, фактор ее целостного развития. Поэтому в государственной образовательной политике креативности - активному творчеству на интеллектуальном уровне, естественно, на познавательной основе, в настоящее время придается особенное внимание.

В образовательной политике Узбекистана среди развития основных качеств и способностей обучающихся выделены творческие - творческий потенциал личности. С особенным вниманием к интеллектуально -творческому мышлению. Что вполне правомерно, поскольку сегодня требуется новое мышление - смелое, оригинальное, творческое, инициативное, конструктивное, инновационно-новаторское.

В трудах и выступлениях первого президента Республики И.А.Каримова неоднократно акцентируется необходимость серьезного внимания в процессе образования духовному, интеллектуальному и творческому потенциалу личности молодежи, ее гармоничному развитию -именно на приоритете историко-культурного наследия, что является важной государственно значимой проблемой. «Нам необходимо осознать одну истину, определить ее в качестве основных целей, обеспечить ее приоритетность. А именно: ... наше государство может занять достойное место в ряду развитых стран, только повышая уровень знаний, образования, интеллектуальный потенциал. Иными словами, своих благородных целей мы можем достичь, только воспитывая молодое поколение физически здоровым и духовно богатым, гармонично развитыми людьми, глубоко осознавшими свои корни, то, что они являются наследниками великих предков». -Ислам Каримов. (Из приветствия учителям и наставникам Узбекистана // Учитель Узбекистана. 2004. 1 октября).

Первой призидент Узбекистона И.А.Каримов призывает «сохранить верность ... нашим национальным ценностям», считает важным «... формирование духовно богатой, нравственно цельной, гармонично развитой личности, обладающей независимым мировоззрением и самостоятельным мышлением, опирающейся на бесценное наследие наших предков, общечеловеческие ценности»1. Главной задачей Президент Республики Узбекистан И.А.Каримов считает «вернуться к истокам нашей культуры, воспринимать и развивать все лучшее, что есть в нашем богатейшем историческом прошлом». И.Каримов акцентирует необходимость модифицированного содержания, поиска новых технологий, инноваций в методах и методике учебно-воспитательного процесса, в том числе, в условиях внеучебных занятий, которые предоставляют чрезвычайно широкие возможности, прежде всего, - для раскрытия креатива обучаемых и обучающихся. Творчески мыслящая

личность как субъекта, так и объекта образования, становится все более востребованной.

Понятие «креатив» представляет собой социально-статусное явление. Креатив - верный гарант и надежный фактор развития личности, ее всестороннего совершенствования и продуктивно-полезного социального становления. Креативная, интеллектуально-творчески развитая молодежь объявляется опорой государства, залогом успешного развития общества, преуспевания страны во всех областях ее развития.

В ряду основных принципов Национальной программы по подготовке кадров выдвинуты: неразрывность обучения и воспитания, престижность знаний, образованность, высокий интеллект, новое, смелое творческое мышление, раскрытие способностей обучающихся, социально-коммуникативная активность, национальная направленность образования. А в этих целях - модернизация системы, содержания, модификация учебных технологий, форм, инновационность методов и использование новых информационных средств - на основе гуманизации, гуманитаризации и практической направленности. Что в равной степени относится и к развитию важнейших креативных способностей обучающихся - интеллектуально-творческих.

Следовательно, раскрытие и развитие творческих способностей обучающихся, особенно во взаимосвязи с интеллектуальными, их смелое и активное проявление и продуктивная реализация в социально -коммуникативных условиях, - именно на национально-культурном содержании, на новейших педагогических достижениях (в теории и практике) - ЭТО приоритетно-современная социально-педагогическая позиция для решения проблемы развития у подрастающего поколения креативных способностей.

В этой связи уделяется внимание иностранным языкам. Так, Президент Республики Узбекистана акцентирует партнерство с иностранцами в разных сферах, в том числе, историко-культурной: «Сегодня для нашей страны, стремящейся занять достойное место в мировом сообществе, трудно переоценить значение совершенного знания иностранных языков нашими людьми, ведь наш народ видит свое будущее в согласии, сотрудничестве с иностранными партнерами»2. «Нам нужны знающие, умные, образованные люди, готовые на форумах свободно могут вести полемику с ведущими в любой сфере», например, «будь то история или культура».

Развитие креативных способностей обучающихся является проблемой государственного значения и социально-педагогической статусности. Развитие у обучающихся ключевых креативных способностей - интеллектуально-творческих - первозадача в системе современного образования.

Итак, креативное - творческое развитие личности нового поколения, развитие таких важных креативных способностей, как интеллектуально -творческие (креативное мышление - творческое: смелое, гибкое, многообразное, логико-аналитическое, оригинальное, нестандартное, новое - «свое», собственное, с творческим воображением, законченное, обобщенное, продуктивное) при высокой познавательной активности -требование времени, основа учебного, жизненного, трудового и социально-общественного успеха. Успешное развитие такой креативности у обучающихся возможно во внеучебных условиях, особенно в процессе изучения историко-культурного наследия своего и других народов. Например, всемирно известных памятников архитектуры, сохранившихся на территории Узбекистана, являющихся национальным достоянием и мировой ценностью. Тем более, что современная молодежь активно интересуется историей и культурой своего народа.

Итак, важнейшим критерием развития личности является креативность - творчество. Креативность - характеристика личности, свидетельствующая о способности личности к творчеству. Ключевыми креативными способностями считаются интеллектуально-творческие. Креативность, креативные интеллектуально-творческие способности обучающихся - большое богатство личности, общества, страны. Проблема, нуждающаяся в ее срочном научно-теоретическом исследовании.

Таким образом, развитие креативных способностей у обучающихся -государственно значимая, социально-педагогическая проблема, требующая ее теоретико-педагогического и практического решения.

Важным условием успешного решения проблемы развития креативных способностей у учащихся 8-9-ых классов является педагогически целесообразное и эффективно воспитательное содержание внеучебных занятий - «Историко-культурные памятники Узбекистана: креативное изучение», структурно-содержательная основа самого процесса. С направленностью на развитие у учащихся таких креативных способностей, как интеллектуально-творческие. В процессе изучения историко-культурного наследия - древнезодческих памятников Узбекистана. С интеллектуально-творческим отражением приобретенных историко-культурных знаний, эмоционально-эстетических и архитектурно-художественных впечатлений в различных видах заданий, работ, требующих креативных способностей, в частности, интеллектуально -творческих.

Программа внеучебных занятий для восьми-девятиклассников

- «Историко-культурные памятники Узбекистана: креативное изучение» разработана на основе ряда требований: методологических, социальных, современно-образовательных, словарно-понятийных, психологических, психолого-педагогических, педагогических, творческо-ориентируемых - и деятельностных, дидактических, методических.

В программе предусматривается: оптимально-педагогическая структурно-содержательная основа занятий, достаточно глубокое, креативное - интеллектуально-творчески направленное изучение историко-культурных памятников, сохранившихся на территории Узбекистана, представляющих не только национальное наследие, но и мировое достояние, находящееся в центре внимания ЮНЕСКО,

Главное - приоритет творческих заданий и интеллектуально-творческих работ, отражающих впечатления, чувства, эмоции, знания, понятия и представления, навыки и способности, приобретенные в процессе креативного изучения историко-культурных памятников Узбекистана. С последующей социализацией работ на требуемом социально-коммуникативном уровне публичного общения.

В составлении программы учитываем следующий комплекс требований:

Основные направления государственной образовательной политики, госстандартные требования,

Мотивационный фактор: мотив, мотивация, мотивировка.

Специфика, особенности и возможности школьного возраста, его психологическая характеристика, интерес к истории и культуре страны,

Конкретно-исторические знания о древней архитектуре Узбекистана;

Обеспечение учащихся необходимым словарно-понятийным запасом, осведомление в сущности креатива.

Учет психологии и педагогики поставленной проблемы.

Системно-последовательное обогащение обучающихся историко-культурными знаниями в сфере древне-зодческого искусства на территории Узбекистана на креативном - интеллектуально-творческом уровне.

Развитие у учащихся креативности, в частности, интеллектуально -творческих способностей - во внеучебном и самостоятельном познавательном процессе, в работе над адекватной интеллектуально -творческой «продукцией».

Приоритет интеллектуально-творческих работ - историко-культурологического и художественно-архитектурного содержания. Приветствие изобразительно-творческих и творческо-переводческих заданий (на аналитический язык).

Ориентир учащихся на подготовку своей «историко-культурной продукции», ее социализацию, в том числе, в туристических условиях.

Дидактические требования.

Возможность творческо-педагогического подхода к занятиям.

Предоставление школьникам возможности самооценки приобретенных знаний и умений, креативных - интеллектуально-творческих способностей (по предложенным параметрам).

Цель программы - развитие у учащихся 8-9-ых классов ключевых креативных способностей - интеллектуально-творческих в процессе креативного изучения историко-культурного наследия - памятников древнего зодчества Узбекистана.

Задачи программы:

1. Изучение восьми-девятиклассниками историко-культурных памятников Узбекистана, представляющих национальное достояние и мировую ценность, охраняемых ЮНЕСКО. Освоение обучающимися историко-культурных памятников на территории Узбекистана на креативном - интеллектуально-творческом, в том числе, архитектурно-художественном уровне.

2. Познавательно-креативная интеллектуально-творческая деятельность учащихся по углубленному освоению древне-архитектурного наследия Узбекистана, представляющего национальную и общечеловеческую ценность.

3. Отражение восьми-девятиклассниками приобретенных впечатлений, знаний, понятий и представлений в творческих заданиях, в том числе, англопереводческих, интеллектуально-творческих работах, их подготовка к социализации.

4. Креативная - коммуникативно-творческая познавательно-просветительская деятельность школьников, посвященная историко-культурному наследию - древнему зодчеству Узбекистана.

5. Ориентир учащихся на самосовершенствование.

Требования к учащимся 8-9-ых классов: эмоционально-положительное познавательно-активное, осознанно-мотивационное отношение к занятиям; приобретение необходимого словарно-понятийного «пространства»; знание сущности креатива, креативных способностей, интеллектуально-творческих способностей; визуальное представление изучаемых памятников древнего зодчества (реально, посредством фотокино-иллюстрации); достаточно глубокие знания историко-культурных ценностей древне-зодческого искусства на территории Узбекистана (истории, художественных особенностей и эстетики), представляющих не только бессмертное национальное наследие, но и величайшее мировое достояние; приобретение заданных историко-культурных и художественно-архитектурных знаний на креативной интеллектуально-творческой основе, их отражение в различных работах - с социализацией на разных уровнях общения. Непременно креативно, интеллектуально -творчески (с самооценкой при этом своих креативных способностей); совершенствование своих креативных - интеллектуально-творческих способностей.

Тематический план программы вне учебных занятий «Историко-культурные памятники Узбекистана: креативное изучение»:

1.Введение.

Важность, роль и значение креатива в духовном, творческом, интеллектуальном и целостном развитии личности современной молодежи.

Изучение историко-культурного наследия - древне-архитектурных памятников на территории Узбекистана на креативном уровне - важная государственно-образовательная проблема.

Первий президент Республики Узбекистан И.А.Каримов о духовном, творческом, интеллектуально-творческом развитии современной молодежи.

Великие мыслители Востока о творческом развитии личности.

Народная педагогика о воспитании творческого человека.

Востребованность креативной - творческой личности в современном обществе. Государственная образовательная политика о воспитании творческой личности нового поколения.

Цель, задачи, основное содержание и направленность занятий, их новизна и творческий потенциал, личностно-ориентационная направленность. Не традиционность творческих заданий и интеллектуально-творческих работ.

Основные требования к учащимся

Обсуждение перспективы занятий.

Семинар - «Креатив современной молодежи».

П. Словарно-понятийная работа.

Интерпретация и обсуждение понятий: «креатив», «креативность», «креативный облик», «интеллект», «интеллект-мышление», «творчество», «творческие способности», «интеллектуально-творческие способности, «интеллектуально-творческая деятельность». И др.

Словарно-понятийная работа со справочными и словарными источниками.

Ш. Мой креатив. «Я» и мой креатив.

Мои интеллектуально-творческие способности.

Использование креативных способностей в изучении историко-культурных памятников Узбекистана.

Требования к креативному изучению историко-культурных памятников. Примеры такого изучения.

Семинар - «Креативное изучение древне зодческих памятников Узбекистана».

IV. Креативное изучение историко-культурных памятников Узбекистана.

Креативное - интеллектуально-творческое изучение древне зодческих памятников Узбекистана.

I. Обзор историко-культурных - древне архитектурных памятников, сохранившихся на территории Узбекистана.

II. Историко-культурные древне архитектурные памятники Узбекистана, являющиеся величайшим национальным наследием и бессмертным мировым достоянием, охраняемым ЮНЕСКО.

III. Креативный подход к изучению историко-культурного наследия Узбекистана:

Схема этого Подхода:

Мотивация. Целеопределение.

Повторение - подготовка необходимого словарно-понятийного запаса.

Критерии креативного подхода к изучению историко-культурных памятников Узбекистана.

Интеллектуально-творческое восприятие историко-

культурологического материала.

Восприятие - анализ - оценка древне-зодческого памятника.

Теоретико-практические занятия.

Творческие задания, интеллектуально-творческие и переводческие работы. Подготовка к их социализации.

IV. Величайшие историко-культурные древне-архитектурные памятники Узбекистана -

- Самаркандские историко-культурные памятники - национально-архитектурное достояние Узбекистана.

История Самарканда.

Самаркандские чудо-архитектурные творения древних зодчих:

Мечеть Биби-Ханым,

Гури Эмир - гробница Тимура, тимуридов,

Площадь «Регистан»: Медресе Шердор, Тилля-Кари, Улугбек

Шахи Зинда - ансамбль мавзолеев,

Обсерватория Улугбека,

Афрасиаб

Самаркандское древнее зодчество - мировое достояние.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Практикум интеллектуально-творческого изучения самаркандского древнеархитектурного искусства.

Творческие задания и интеллектуально-творческая работа, посвященная историко-культурным архитектурным памятникам Самарканда - заданная и произвольная.

Творческо-переводческие задания на английский язык. Например, эмоционально-содержательных слов, откликов, реплик. Фраз, предложений. мини-текстов, используемых в случае встречи с иностранными туристами у величайших древне зодческих памятников Самарканда.

Другие творческо-переводческие работы.

Подготовка интеллектуально-творческой «продукции» к социализации. Ее чтение и обсуждение.

Консультационное занятие по работе над творческими заданиями и интеллектуально-творческими работами, по тих социализации.

Величайшие историко-культурные древне архитектурные памятники Узбекистана -

Бухарские историко-культурные памятники - национально-архитектурное достояние Узбекистана.

I. История Бухары.

II. Бухара - древний историко-культурный город.

III. Древне зодческие историко-культурные памятники Бухары: Крепость Арк

Мавзолей Саманидов Мечеть Магоки Аттори Ансамбль Пои-Калон Ансамбль Ляби-Хауз, Медресе Улугбека.

Древняя Бухара - всемирное достояние.

Практикум интеллектуально-творческого изучения древне-зодческих памятников Бухары.

Творческие задания и интеллектуально-творческая работа, посвященная историко-культурным древне зодческим памятникам Бухары.

Творческо-переводческие задания на английский язык. Например: эмоционально-содержательный слов, откликов, реплик. Фраз, предложений, мини-текстов, используемых в случае встречи с иностранными туристами у древне зодческих памятников Бухары. И др. оригинальные переводческие задания.

Подготовка интеллектуально-творческой «продукции» к социализации. Ее чтение и обсуждение.

Консультационное занятие по работе над творческими заданиями и интеллектуально-творческими, творческо-переводческими работами, подготовке их к социализации.

Величайшие историко-культурные древне-зодческие памятники Узбекистана - Хивинские - как древне архитектурное наследие Узбекистана.

I. История города Хивы.

II. Хива - город величайших историко-культурных памятников.

III. Древне-архитектурные памятники Хивы: Минарет Ислам-Ходжа

Городские ворота Таш-Дарваза

Минареты комплексов - Абд-ал-Бобо, Палван-кари.

Джума-мечеть

Дворец Нуруллы-бая.

Древне хивинское зодчество - достояние мирового древне архитектурного искусства.

Практикум интеллектуально-творческого изучения древнезодческих памятников Хивы.

Творческие задания и интеллектуально-творческая работа, посвященная историко-культурным древне архитектурным памятникам Хивы.

Творческо-переводческие задания на английский язык. Например: эмоционально-содержательных слов, откликов, реплик, фраз, предложений, мини-текстов, используемых в случае встречи с иностранными туристами у величайших древне архитектурных памятников Хивы. И другие оригинальные переводческие задания.

V. Подготовка интеллектуально-творческой «продукции» к социализации. Ее чтение и обсуждение.

Консультационное занятие по творческим заданиям, качеству интеллектуально-творческих работ, успешности их социализации, самооценке содержания работы, выступления, своих креативных способностей. И т.п. В том числе, по просьбе учащихся.

VI. Социализация учащимися интеллектуально-творческих работ историко-культурологического содержания о древне-архитектурных памятниках Узбекистана. На различных коммуникативных уровнях (в школе). В познавательно-просветительских целях, развития креативных способностей.

VII. Заключительное занятие. Обобщение, характеристика и оценка достигнутых результатов в креативном изучении учащимися архитектурных памятников Узбекистана

Подведение итогов в развитии креативных способностей учащихся 8-9-ых классов, в частности, - интеллектуально-творческих, изобразительно-графических, переводческих.

Раскрытие учащимся перспективы в дальнейшем развитии креативных - интеллектуально-творческих способностей, в том числе, в изучении историко-культурных памятников других стран.

Таким образом, в структурно-содержательной основе данных вне учебных занятий акцентируются следующие компоненты: мотивационный, организационно-установочный, личностно-ориентационный, креативный -интеллектуально-творческий, личностно-творческий, информационно-познавательный, отражательный - интеллектуально-творческий, творческо-изобразительный- и переводческий, само социализации, самосовершенствования.

Программа - структурно-содержательный ориентир вне учебных занятий по изучению историко-культурных памятников Узбекистана, направленный на креативное изучение древне зодческих памятников на территории Узбекистана, представляющих национальное наследие и мировое достояние. Такая структурно-содержательная основа занятий, как показала практика, является правомерной и педагогически эффективное в

развитии у школьников креативных способностей, особенно важнейших из них - интеллектуально-творческих.

Использованные источники:

1. Каримов И.А. Наша высшая цель - независимость и процветание Родины, свобода и благополучие народа. Т.8. - Т.: Узбекистон, 2000. - С. 47-62. '

2. Каримов И.А. Основные принципы общественно-политического и экономического развития Узбекистана. Доклад на первой сессии Олий Мажлиса Республики Узбекистан. - Т.: Узбекистон, 1995. - 62 с.

3. Каримов И.А. Гармонично развитое поколение - основа прогресса Узбекистана. // Гармонично развитое поколение - основа прогресса Узбекистана. - Ташкент: Шарк, 1997. - С. 4-19.

4. Каримов И.А. Без исторической памяти нет будущего. // Мулокот, 1998. № 5. - С. 31.

5. Национальная программа по подготовке кадров. // Гармонично развитое поколение - основа прогресса Узбекистана. - Ташкент: Шарк, 1997. - С. 32-62.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.