Научная статья на тему '"уберизация" Российской экономики: цель, недостатки, преимущества, перспективы'

"уберизация" Российской экономики: цель, недостатки, преимущества, перспективы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1342
213
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
"УБЕРИЗАЦИЯ" / "УБЕР" / "УБЕР-СИСТЕМА" / "УБЕР-СЕРВИС" / "УБЕР-УСЛУГА" / "УБЕР-ПЛАТФОРМА" / ЕДИНСТВО БИЗНЕС-ФУНКЦИЙ / "UBERIZATION" / "UBER" / "UBERSYSTEM" / "UBER-SERVICE" / "UBER-PLATFORM" / BUSINESS FUNCTIONS UNITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Попова Ирина Владимирована, Хусейнова Анастасия Алишеровна

Рассматривается процесс «уберизации» рынка, изучаются основные аспекты данного процесса и его влияние на экономику в целом. Проведен анализ положительных и отрицательных аспектов «уберизации», представлены перспективы дальнейшего ее развития, а также недостатки и преимущества данной системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

"UBERIZATION" OF RUSSIAN ECONOMY: PURPOSE, WEAKNESSES, ADVANTAGES AND PROSPECTS

The article considers the process of «uberization» of the market, studies the basic aspects of this process and its impact on the economy as a whole. It provides the analysis of positive and negative aspects of «uberization», presents the prospects of its further development, as well as the advantages and disadvantages of this system.

Текст научной работы на тему «"уберизация" Российской экономики: цель, недостатки, преимущества, перспективы»

УДК 338.462

«УБЕРИЗАЦИЯ» РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ: ЦЕЛЬ, НЕДОСТАТКИ, ПРЕИМУЩЕСТВА, ПЕРСПЕКТИВЫ

И. В. Попова, А. А. Хусейнова

Донской государственный технический университет, Ростов-на-Дону, Российская Федерация

irinapopova62@mail.ru slastena 96@bk.ru

UDC 338.462

«UBERIZATION» OF RUSSIAN ECONOMY: PURPOSE, WEAKNESSES, ADVANTAGES AND PROSPECTS

I. V. Popova, A. A. Huseynova Don State Technical University, Rostov-on-Don, Russian Federation

irinapopova62@mail.ru slastena 96@bk.ru

Рассматривается процесс «уберизации» рынка, изучаются основные аспекты данного процесса и его влияние на экономику в целом. Проведен анализ положительных и отрицательных аспектов «уберизации», представлены перспективы дальнейшего ее развития, а также недостатки и преимущества данной системы. Ключевые слова: «уберизация», «убер», «убер-система», «убер-сервис», «убер-услуга», «убер-платформа», единство бизнес-функций.

The article considers the process of «uberization» of the market, studies the basic aspects of this process and its impact on the economy as a whole. It provides the analysis of positive and negative aspects of «uberization», presents the prospects of its further development, as well as the advantages and disadvantages of this system. Keywords: «uberization», «uber», «ubersystem», «uber-service», «uber-platform», business functions unity.

Введение. Одним из актуальных вопросов в сфере экономики на протяжении последних лет является «уберизация». Под «уберизацией» понимается влияние на сектора экономики сервисов, обеспечивающих координацию деятельности независимых агентов рынка, оптимизирующих взаимосвязи между ними. Использование «убер-сервиса» значительно снижает издержки как для клиента, так и для исполнителя. «Убер-интерфейс» выполняет все взятые на себя процессы более эффективно, чем посредник, которого он замещает. Услуги благодаря этому сервису обходятся потребителю дешевле и безопаснее.

Целью исследования выступает анализ уровня «уберизации» Российской экономики.

Цель работы определяет следующие задачи:

- охарактеризовать сущность и историю понятия «уберизация»;

- сформулировать цель «уберизации» мировой экономики;

- рассмотреть влияние процесса «уберизации» на экономику в целом;

- раскрыть на примерах уровень «уберизации» Российской экономики, а также роль государства в управлении «убер-сервисами»;

- сформулировать основные недостатки и преимущества «уберизации» как Российской, так и мировой экономики.

Предметом исследования являются компьютерные платформы, такие как мобильные приложения, для проведения пиринговых сделок между клиентами и поставщиками услуг, что часто позволяет отказаться от услуг традиционных плановых корпораций. Модель отличается существенно меньшими эксплуатационными расходами по сравнению с традиционным бизнесом.

В статье проводится анализ ключевых преимуществ и недостатков использования уберизи-рованных платформ, что позволяют потенциальным клиентам устанавливать непосредственный

контакт с поставщиками услуг.

Основная часть. Сфера услуг, как и любая другая сфера деятельности человека сегодня претерпевает кардинальные изменения. В сфере экономики изменения связаны, в первую очередь, с распространением «экономики совместного потребления» или популяризированной «уберизаци-ей».

Следует отметить, что сама тема «уберизации» обширна, в целом она изменяет лицо всей экономики страны, ее макропараметров и субъектов. Идейным создателем приложения Uber считается Гарред Камп — известный канадский бизнесмен и инвестор. У такого, на первый взгляд, несложного стартапа есть своя история. В 2008 году на конференции LeWeb в Париже. Г. Камп поделился идеей с Тревисом Калаником (американским предпринимателем, соучредителем пиринговой файлообменной компании RedSwoosh и сетевой транспортной компании Uber) о том, что можно написать программу, которая позволит заказывать машину «в складчину», что значительно снизит стоимость поездки. В США в 2009 году появился Ubercab — мобильное приложение, позволяющее вызывать личного водителя со своего смартфона. Каланик считает, что, чем больше людей захотят пользоваться мобильным приложением, тем больше водителей будет готово предоставить такие услуги. Следовательно, конкуренция вырастет, стоимость услуги снизится, а время подачи машины уменьшится. [1].

Небезызвестное сегодня приложение Uber было запущено в США в Сан-Франциско спустя год после разработки. Через 5лет Uber стал международной компанией, охватывающей более 50 стран мира. Оценочная капитализация компании на тот момент составила около 62,5 млрд. долларов [2]. Первоначальное название компании — UberCab на русский можно перевести как «СуперТакси». Само слово «убер» произошло от немецкого «über», что означает «над» или «сверху», часто используется как приставка для обозначения повышенного уровня или превосходной степени

[3].

Следует выделить, что термин «уберизация» появилось гораздо позже. Председателем совета директоров французской медиа группы Publicis Морисом Леви в 2014 году во время интервью Financial Times было впервые произнесено слово «уберизация», которое обозначило один из главных трендов следующего года. Профессор Брюно Тебуль, автор книги «Уберизация: разорванная экономика», раскрывает этот термин как «процесс, когда стартап при помощи цифровой платформы соединяет клиентов и предприятия» [2].

Можно сказать, что «убер», как производное «уберизации» — это сервис на определенном рынке, координирующий деятельность независимых агентов в реальном времени, основываясь, в первую очередь, на информационных и телекоммуникационных технологиях, выстроенных по единым правилам, а также руководствуясь принципами добровольности участия и взаимной выгоды. Следовательно, если имеется площадка с клиентами и поставщиками услуг или товаров, которые взаимодействуют напрямую, имеется система «прозрачных» рейтингов и отзывов, все это структурировано в один бизнес-процесс с единым руководством, — можно смело говорить, что участники задействованы в «уберизации».

Целью «уберизации» является обеспечение максимально эффективной связки «потребность — возможность» за определенное вознаграждение. Само же вознаграждение ограничивается следующим:

- требованиями очевидной полезности для участников рынка;

- монополии на услуги «убера».

В том сегменте экономики, где взаимодействуют агенты, существуют попарно стыкуемые

бизнес-функции, либо в достаточной степени унифицированные и принятые обществом подходы и алгоритмы действий, и актуален процесс «уберизации».

В целом, эффективность процесса «уберизации» экономики характеризуется тем, что [4]:

- снижаются транзакционные издержки клиентов путем оптимизации экономических цепочек добавленной стоимости в реальном времени;

- организуется единый подход ко всем участникам «убер-сервиса», балансируя интересы независимых агентов рынка;

- автоматизируется процесс за счет исключения участие человека.

Правильное выделение предметной области купли-продажи и единый ее формат определяет суть процесса «уберизации» Российской экономики.

Способность «уберизации» изменять рынок заключается в следующем [4]:

- данный процесс имеет возможность определять эффективные «правила исполнения бизнес-функции», которые примут большинство участников рынка;

- данный процесс характеризуется наличием достаточного числа активных агентов.

Процесс «уберизации» затронул и нашу страну. В России также функционирует приложение Uber, но при этом специалисты не упустили возможность создать на базе данной платформы собственное приложение в сфере такси. «Яндекс. Такси» начал функционировать еще с 2013 года и достаточно быстро объединил в себе бизнес-функции поиска клиентов, полное информирование, достижение договоренности о сделке, а также ее управление и контроль качества исполнения, увязывая их воедино. Минуя стадию поиска и выбора исполнителя, данное приложение позволяет получать пассажирам услугу быстро и в тот момент, когда она им нужна. По сути, данный сервис только соединил через технологическую платформу водителей с пассажирами. Стоимость данной услуги сформировалась для клиентов на уровне средней, а издержки водителей были значительно снижены за счет отсутствия необходимости содержания структуры поиска заказов.

По данным исследования, «Яндекс. Такси» втрое увеличил выручку в 2015 г. и насчитывает только в Москве более 15 тыс. машин. Выручка онлайн-сервиса «Яндекс. Такси» по итогам 2016 года составила 2,3 млрд рублей, что в 2,4 раза больше показателя за 2015 год [5].

Согласно исследованию американского банка «JP Morgan Chase», «уберизация» способна увеличить доходы граждан, работающих с данными сервисами, в среднем на 15% [5]. Компании, которые работают по традиционной организационной и бизнес-модели противятся распространению процесса «уберизации». Так, директор Московского транспортного союза Ю. Свешников считает, что агрегаторы пользуются пробелами в законодательстве для получения преимуществ на российском рынке такси [6]. Юридически деятельность «Яндекс. Такси» в сфере перевозок не выстроена, качество, безопасность услуги ничем не гарантируется, при этом по факту занимаются уменьшением цен на перевозки на фоне ненадобности содержания автомобилей. Крупные же таксомоторные компании, имеющие собственные таксопарки и вложившие огромные средства в создание диспетчерских, несут экономические и репутационные убытки.

В результате, «уберизация» с трудом укладывается в рамки действующих законов. Так, сервис такси Uber попадает под запрет в разных странах, например, в Испании и Таиланде, так как поставщик услуг не несет ответственность за качество и безопасность перевозок пассажиров [7]. Данный процесс стал оказывать влияние на всю транспортную систему страны в целом, к примеру, на:

- режим потребления сервисов общественного транспорта, ситуация на дорогах;

- изменение поведения жителей, касающегося изменений в режимах и формате предо-

ставления и потребления городских услуг.

Стоит особо отметить, что роль государства в данной сфере должна заключаться не в ограничениях и запретах, а, наоборот, в стимулировании и поддержании проектов такого рода как Uber, использовании накопленных ими знаний для управления другими отраслями [6].

Примером того, что «уберизация» может функционировать успешно, служит сайт Bountyjobs.com, имеющий миллиардный оборот. Треть компаний, входящих в Fortune Global 500, используют его как основной провайдер своих услуг по подбору персонала. На Западе 75% клиентов, которые используют подбор в таком формате, это клиенты со штатом более 5000 человек [8].

Россия находится на этапе развития локальных «убер-систем». Яркими примерами «убери-зации» Российской экономики могут служить сервисы доставки еды и из ресторанов — Delivery-club.ru, zakazaka.ru, foodmenu.ru, obed.ru. Отметим интересный факт, что аналогом «убера» в сфере еды выступает также лондонский сервис Deliveroo, который распространил свое влияние на страны Европы, Австралию, Гонконг, Сингапур и ОАЭ. Пять тысяч ресторанов, именно с таким количеством предприятий питания сотрудничает данный сервис, в числе которых находятся и рестораны со «звездами Мишлена», что является большим плюсом Deliveroo. Впрочем, в отличие от «убера», Deliveroo не просто технологическая платформа, наличие собственно парка автомобилей и водителей (курьеров) в числе штатных сотрудников, — это несомненное конкурентное преимущество данного сервиса, как и ранее упомянутого Российского сервиса Delivery-club.ru. Flowwow.com — сервис доставки цветов, западный аналог — bloomnation.com. Qlean.ru — сервис уборки, западный аналог — homejoy.com. Youdo.ru — сервис заказа мелких поручений типа отвезти, привести, убраться и т.д., западный аналог — taskrabbit.com. Boommy.ru — сервис продажи вещей. Главная проблема этого вида услуг — качество сервиса. Единственный вопрос, который может возникнуть у потребителей данных сервисов — это качество предлагаемых продуктов и услуг. Все Uber-стартапы понимают эту проблему и пытаются создавать фильтры, защищающие пользователей от плохих поставщиков услуг. [9].

«Уберизация» несет е не только новые перспективы, но и новые социальные вызовы, связанные, прежде всего, с трансформацией рынка труда. Интенсивное внедрение информационных технологий усиливает угрозу роста безработицы. По мнению немецкого экономиста Клауса Шваба, технологические инновации могут привести к потере 20 млн. рабочих мест в ближайшие годы [10]. Уничтожение занятости влечет за собой уничтожение большей части среднего класса — основы демократических систем. Пока это потенциальная, нежели реальная проблема, но такой риск существует, и имеет смысл задуматься о мерах, сдерживающих безработицу.

Заключение. Процесс «уберизации» позволяет создать «убер-платформу» практически в любом сегменте экономики. По мнению многих экспертов и специалистов «уберизация» оказывает влияние на формирование экономики будущего: не монополизированной, добровольной, рыночной, открытой и работающей исключительно на системе саморегуляции, исключая ненужных посредников в лице чиновников и бюрократии. С развитием и повсеместным внедрением IT-технологий бизнес-процессы совершенствуются, так как любые инновации требуют обновления и улучшения уже существующих технологий, для успешного функционирования на рынке товаров и услуг [11].

«Уберизация» — это процесс проникновения информационных технологий на потребительские рынки, который направлен на изменение системы экономических отношений, планирования, производства и потребления. Это не просто локальный тренд, это мегатренд, магистральное направление, стратегическая перспектива [12].

Библиографический список.

1. Средства массовой «уберизации» [Электронный ресурс] / KoMMepcaHT.ru — Режим доступа: https://www.kommersant.ru/doc/ (дата обращения: 02.05.2017).

2. Исследования. Раздвигая границы: результаты глобального опроса руководителей высшего звена // РБК. — № 1, 2017. — С. 25-28.

3. Uber [Электронный ресурс] / Википедия — Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/ (дата обращения : 02.05.2017).

4. Левин, К. Убить посредников / К. Левин // Московский комсомолец. — № 27061. — 23.03.2017. — С. 21-25.

5. Сарханянц, К. О. Всеобщая «уберизация» / К. О. Сархянянц // Коммерсант. № 32. — 26.02.2017. — С. 13.

6. Как интернет-сервисы меняют мировую экономику [Электронный ресурс] / Рамблер / Финансы — Режим доступа: https://finance.rambler.ru/news/ (дата обращения: 22.04.2017).

7. Uber и Grab Taxi под запретом в Таиланде [Электронный ресурс] / Pattaya Now — Режим доступа: http://pattayapeople.ru/news/ (дата обращения 01.05.2017).

8. «Уберизация» в тренде [Электронный ресурс] / Юг Times — Режим доступа: http://yugtimes.com/(дaтa обращения 01.04.2017).

9. Пределы «уберизации»: почему не стоит ждать чудес [Электронный ресурс] / Forbes — Режим доступа: http://www.forbes.ru/ (дата обращения 10.05.2017).

10. Роль новых технологий в экономике XXI века [Электронный ресурс] / Обозник — Режим доступа: http://www.oboznik.ru/ (дата обращения 10.05.2017).

11. «Уберизация» экономики [Электронный ресурс] / РБК — Режим доступа: http://www.rbc.ru/business/ (дата обращения 05.04.2017).

12. Павлюц, А «Уберизация» экономики. Теория правильного «убера» [Электронный ресурс] / А. Павлюц — Режим доступа: https://pavlyuts.ru/ (дата обращения 10.05.2017).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.