Научная статья на тему '«У КРАСАВИЦ НЕСЧАСТЛИВАЯ СУДЬБА»? ИСТОРИЯ КОНКУРСОВ КРАСОТЫ ВО ВЬЕТНАМЕ. ЧАСТЬ II. КОНКУРСЫ КРАСОТЫ СОВРЕМЕННОГО ТИПА'

«У КРАСАВИЦ НЕСЧАСТЛИВАЯ СУДЬБА»? ИСТОРИЯ КОНКУРСОВ КРАСОТЫ ВО ВЬЕТНАМЕ. ЧАСТЬ II. КОНКУРСЫ КРАСОТЫ СОВРЕМЕННОГО ТИПА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
219
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЬЕТНАМ / ЖЕНСКАЯ КРАСОТА / КОНКУРСЫ КРАСОТЫ / КОРОЛЕВА КРАСОТЫ / ЭМАНСИПАЦИЯ / VIETNAM / FEMALE BEAUTY / BEAUTY CONTESTS / BEAUTY QUEEN / EMANCIPATION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Сюннерберг Максим Алексеевич

Во второй части статьи автор рассматривает влияние новых веяний общественной мысли XX в. на трактовку понятия «красота» и возможности ее реализации, а также представляет собранную информацию по проводимым в стране конкурсам красоты. В соответствии с вынесенной в заголовок идеей отдельное внимание уделено судьбам некоторых из победительниц.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BEAUTIFUL WOMEN SUFFER UNHAPPY FATES"? HISTORY OF BEAUTY PAGEANTS IN VIETNAM. PART II. MODERN BEAUTY CONTESTS

In the second part of the article, the author examines the influence of new trends in social thought of the 20th century on the interpretation of the concept of “beauty” and the possibilities of women to realize themselves through beauty. We will also present the collected information on beauty contests held in the country. In accordance with the idea in the title, special attention is paid to the fate of some of the winners.

Текст научной работы на тему ««У КРАСАВИЦ НЕСЧАСТЛИВАЯ СУДЬБА»? ИСТОРИЯ КОНКУРСОВ КРАСОТЫ ВО ВЬЕТНАМЕ. ЧАСТЬ II. КОНКУРСЫ КРАСОТЫ СОВРЕМЕННОГО ТИПА»

ЮГО-ВОСТОЧНАЯ АЗИЯ: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ _2020, Том III, № 4 (49). С. 210-226._

DOI:10.31696/2072-8271-2020-3-4-49-210-226

«У красавиц несчастливая судьба»? История конкурсов красоты во Вьетнаме. Часть II. Конкурсы красоты современного типа

Сюннерберг Максим Алексеевич

кандидат исторических наук, доцент, Институт стран Азии и Африки МГУ имени М.В. Ломоносова, Россия, Москва, [email protected], https://orcid.org/ 0000-0002-0111-9551

Аннотация: Во второй части статьи автор рассматривает влияние новых веяний общественной мысли XX в. на трактовку понятия «красота» и возможности ее реализации, а также представляет собранную информацию по проводимым в стране конкурсам красоты. В соответствии с вынесенной в заголовок идеей отдельное внимание уделено судьбам некоторых из победительниц.

Ключевые слова: Вьетнам, женская красота, конкурсы красоты, королева красоты, эмансипация

"Beautiful women suffer unhappy fates"? History of beauty pageants in Vietnam. Part II. Modern beauty contests

Maxim A. Syunnerberg

PhD in History, Assistant Professor, Institute of Asian and African Studies, Lomonosov Moscow State University. Russia, Moscow, ORCID: 0000-00020111-9551. E-mail: [email protected]

Abstract: In the second part of the article, the author examines the influence of new trends in social thought of the 20th century on the interpretation of the concept of "beauty" and the possibilities of women to realize themselves through beauty. We will also present the collected information on beauty contests held in the country. In accordance with the idea in the title, special attention is paid to the fate of some of the winners.

Key words: Vietnam, female beauty, beauty contests, beauty queen, emancipation

Окончание. Начало в: Том III, № 3 (48), 2020. С. 242-255.

Эволюция отношения к женской красоте в первой половине XX в.

Первая половина XX в. стала временем глубинного изменения традиционного мировоззрения, социокультурных установок и общественно-политических отношений во Вьетнаме. Одной из важ-

© Сюннерберг М.А., 2020.

нейших составляющих этого процесса стал «женский вопрос», когда в общественной мысли страны в широких масштабах произошло становление проблемы гендерного неравенства и формирование понятия «женских прав» (вьет. - nu quyen).

В рамках многочисленных дебатов по женскому вопросу и в целом под влиянием западного социокультурного опыта формировалось иное восприятие женщины - ее личности и морально-поведенческих норм, роли в семье и обществе, а также и ее внешнего облика. На последнем мы вкратце и остановимся в рамках данной статьи.

Образ женщины, проявляемый во внешности и манере одеваться, должен был быть модернизован - именно так рассуждала новая интеллектуальная элита страны. Форма подобного рассуждения может быть хорошо проиллюстрированы на примере деятельности известного вьетнамского писателя и общественно-политического деятеля Нят Линя (1906-1963; наст. имя - Нгуен Тыонг Там). Вдохновитель создания влиятельной литературной группы «Своими силами» («Tu lue vän doan») он стал выразителем настроений определенного, пусть количественно и весьма незначительного слоя вьетнамского общества, но при этом во многом формирующего настроения умов.

В начале своего творчества Нят Линь, сразу увлекшийся именно женской проблематикой, раскрывал ее в традиционном конфуцианском духе. Но спустя десятилетие его отношение кардинально поменялось. Разницу в трактовке одних и тех же явлений не стоит объяснять исключительно его личным изменением отношения к «женскому вопросу», хотя оно, безусловно, и сыграло важнейшую роль. Его эволюционирование не было присуще конкретному индивидууму; оно вообще стало типичным для вьетнамского общества 1930-х гг. Между первыми произведениями и последующими хронологическая разница почти в 10 лет. Исторически срок совсем небольшой, но именно к 1930-м гг. в Северном Вьетнаме окончательно сложился колониальный образ жизни, именно тогда влияние французской культуры и литературы стало глубоко ощущаться в обществе.

Важнейшее влияние на эволюцию взглядов Нят Линя и его восприятие вьетнамской действительности сыграла поездка во Францию в 1927-1930 гг. Ему тогда едва исполнилось 20 лет - это тот возраст, когда мировоззрение человека еще далеко не закончило свое формирование, а он сам еще находится в выборе своего жиз-

ненного пути. Примерно в таком возрасте ездили во Францию вьетнамские студенты, получившие возможность обучаться в метрополии.

В этой связи любопытно посмотреть на француженок глазами героя опубликованного по итогам поездки романа «Путешествие на Запад», понять, как их, вероятно, воспринимал сам Нят Линь и что отмечал, сравнивая их с вьетнамскими женщинами1. Одним из главных открытий для героя оказалось то, что у деревенских девушек во Франции белые зубы. Во Вьетнаме аналогию им он нашел разве что среди «вьетнамских жен французов», то есть явно европеизированных женщин. Вернувшись в страну, Нят Линь стал настойчиво предлагать своей жене отбелить зубы. До поездки им этот вопрос, по всей видимости, даже не поднимался - в конце концов черные зубы были одним из символов красоты. Такая реакция героя является частным свидетельством того, что чернение зубов вьетнамскими девушками еще в 1920-х гг. было обычным явлением, чем-то распространённым и обыденным, а не редко встречающимся.

Говоря о восприятии героем романа внешнего вида француженок, надо отметить, что ему попадались девушки совершенно другого типажа: то горничная - «румяная блондинка с голубыми глазами», то официантка - «белокожая, румяная, рыжеволосая и зеленоглазая» . Любуясь этой официанткой, герой вспоминал «наших черных от загара служанок, которые, вытерев рукавом нос, тут же бросались накладывать посетителям еду». А вернувшись на Родину, первое, что герой замечает применительно к женщинам - это то, как они, сидя на тротуаре, ищут в голове друг у друга вшей3. Отметим, что и в 2000-е гг. такую картину можно лицезреть на улицах вьетнамской столицы.

Подытоживая впечатления героя во время его поездки во Францию, отметим, что в целом его поразил внешний вид девушек, их опрятность, образованность, «уровень цивилизованности» и свобода выражения чувств, выраженная в том, что на улицах Парижа легко было увидеть много влюбленных обнимавшихся и целовавшихся парочек. То, на что, находясь на родине, он, вероятно, не обращал особого внимания, после поездки во Францию стало для него явным анахронизмом и проявлением «нецивилизованности».

Такое восприятие не было единичным - с распространением литературы, прессы, фотографии, а с начала 1920-х гг. и кинемато-

графа, даже находясь в стране, вьетнамцы могли сопоставить принятые у них нормы поведения с западными.

Нят Линь попытался преодолеть подобную «нецивилизованность», предприняв действия просветительского характера, преимущественно в руководимых им газетах «Нравы» («Phong hoa») и «Сегодня» («Ngay nay»). Женская эмансипация мыслилась всесторонне - в вопросах права на образование, в свободе любви и, конечно же, во внешности и манере одеваться. Благодаря творчеству группы «Своими силами» как никогда ранее во вьетнамской общественной мысли был сделан акцент на внешний облик, а не внутренний мир женщин. Вьетнамки должны перестать стыдиться быть красивыми и ухоженными, более того должны стремиться к красоте - таков основной лейтмотив в этом вопросе.

«Печатная культура» оказала огромное влияние на процесс эмансипации женщин и составляет особой предмет научных исследований, которые встречаются не только на вьетнамском материа-ле4. Я бы хотел здесь отметить только один важный момент - с распространением прессы и помещенного в ней большого количества фотографий наконец-то женщины стали визуализированы и персонализированы. Отныне идеалом красоты могла быть не некая абстрактная Киеу, а вполне конкретная женщина, более того - этих идеалов теперь могло быть много, они могли отличаться друг от друга. А сами вьетнамки могли прилагать усилия, чтобы его достичь.

Редакция помещала весьма фривольные и откровенные с точки зрения традиционной морали изображения женщин во многих номерах газеты. К примеру, на обложке 109-го номера «Нравов» была изображена девушка в открытом купальнике, а манере одеваться на пляже отведена отдельная статья с аналогичными изображениями5.

В пришедшей на смену «Нравам» газете «Сегодня» существовала специализированная рубрика под названием «Женщины». В ней содержались практические советы по самым разным повседневным вопросам, среди которых особое внимание уделялось красоте и умению добиваться и демонстрировать ее. Нят Линь и его соратники старались приобщить вьетнамок к тому, что им так понравилось во французских девушках - ухоженности, «цивилизованности», внешней эффектности. Первый же номер газеты «Сегодня» основное внимание уделял «новой одежде» и моде в целом. Причем о моде говорили сами женщины. Для читателей газета про-

водила конкурс фотографий, где как правило подразумевались портреты красивых женщин. Так у вьетнамцев стала формироваться привычка оценивать красоту других.

Как красиво делать макияж, ухаживать за кожей, делать элегантную прическу - все это теперь было в центре внимания. Внимания «всех людей» - именно так позиционировала себя газета на обложке (вьет. - tà bäo cüa moi nguàï). Соответственно в стране возрос интерес и к соперничеству в красоте, что нашло отражение в проведении конкурсов красоты современного формата, пусть долгое время и весьма спорадических.

Первые конкурсы красоты в стране и судьбы победительниц

Рассмотренная в первой части статьи процедура смотра невест или отбора девушек в гарем принципиально отличается от современного содержания конкурсов красоты, в которых выявление красивейшей девушки выступает самоцелью, а не основанием для ее зачисления ко двору правителя. А демонстрация красоты участниц доступна для более широкого круга зрителей. Смотрины в гарем было по своей сути административным актом, соответствующим зачислению чиновников на ту или иную должность, в то время как современные конкурсы - в первую очередь эстетически-развлекательное мероприятие.

Вьетнамский аналог выражения «конкурс красоты» - cuôc thi

г

sac dep. Для понятия «королева красоты» или равнозначного ему по смыслу «мисс [такой-то страны]» также существуют два слова -hoa hau и реже используемое hoa khôi. При этом между двумя вьетнамскими терминами есть небольшая семантическая разница: первый из них относится именно к победительнице какого-либо соревнования (например, Мисс Мира или Мисс/Королева красоты Вьетнама), а второй означает «красивейший цветок среди всех цветов», то есть имеет более фигуральный смысл и может быть применим к девушке в принципе славящейся своей красотой, но никогда в подобных конкурсах не участвовавшей. Именно в такой коннотации второй термин применим к Нгуен Хыу Тхи Лан, более известной по своему титульному имени - императрицы Нам Фыонг (жена последнего императора Вьетнама Бао Дая). Хотя некоторые утверждают, что до выхода замуж она была именно хоа хау, выиграв конкурсы «Hoa hâu Bông Duong». Впрочем, документальных свиде-

тельств о конкурсах именно с таким названием никем пока не найдено.

Стоит отметить, что сами по себе конкурсы красоты в их современном понимании и структурном оформлении - явление исторически достаточно позднее. Первый международный конкурс красоты состоялся в 1888 г. в Бельгии, в курортном городе Спа. Первый национальный конкурс - во Франции в 1920 г. («La plus belle femme de France»; привычный ныне термин «Мисс страны» во Франции вошел в обиход 7 лет спустя). Любопытно, что первый конкурс Мисс Россия также был проведен именно во Франции - в 1926 г. в русской эмигрантской среде. Первый общеевропейский смотр красавиц, представлявших 18 стран, также прошел в Париже в 1929 г.

В связи с этим неудивительно, что во Вьетнаме идея подобных конкурсов исходила как раз от французов. Причем, судя по найденной информации во вьетнамских СМИ, реализовали они ее еще в XIX в. Хотя вопрос, когда именно в стране состоялся первый конкурс красоты, вероятно никогда не получит однозначного ответа.

Тем не менее самое раннее упоминание относится к 1864 г., когда Франция едва утвердилась в южной части Вьетнама, стремительными темпами превращавшегося во французскую колонию. В декабре того года офицеры военно-морского флота Франции предложили устроить соревнование красоты для незамужних девушек-иностранок в возрасте от 18 до 20 лет, проживавших в Сайгоне. Учитывая национальный состав тогдашнего Сайгона, неудивительна огромная роль, которую в конкурсе сыграли китайские купцы. По уверениям вьетнамцев, один из них привез 20 китаянок из Сингапура, выдав их за местных хуацяо, одна из которых в итоге и выиграла конкурс6.

Во Вьетнаме предпочитают вспоминать конкурс, проведенный несколько месяцев спустя в 1865 г. по инициативе именно вьетнамцев. Хотя он и получил название «Мисс Сайгон», но к участию допускались девушки из разных провинций Южного Вьетнама. По поводу того, кто стал победительницей, однозначно сказать затруднительно. Наиболее часто в качестве таковой называется Ба Тхиеу, дочка вьетнамского чиновника, уроженка провинции Чавинь. После победы она стала очень популярна, ее портрет был изображен на марках, а также на ... упаковке мыла, благодаря чему ее визуально знали очень многие. Сведения о ее дальнейшей судьбе

914. СОСКЬЧС

к й — гетг.г.г,е .а* $$2&3)а

'' л>ш1

Фотография Со Ва -предполагаемой первой

диаметрально разнятся - по одним данным, она вышла замуж за небогатого вьетнамца и вела уединенную жизнь, по другим -спустя 30 лет после своей победы она застрелила французского чиновника из-за того, что тот пытался совратить ее мать (также есть данные, что француза все же застрелил сам отец), в результате была казнена по приговору суда7. Так или иначе первая Мисс Сайгона стала очередным подтверждением того, что «у красавиц несчастливая судьба». Классическая фраза практически все время упоминается при описании этой девушки теми, кто придерживается неудачной версии ее дальнейшей жизни.

Из известных книг, в которых упоминается «Со Ва» и ее красота, стоит отметить ставшую

королевы Ф™™.™ Вьетнаме, классической работу Выонг Хонг

Шена «Сайгон в прошлом» G6n ngay хиа»; в разделе «Местные жители в период появления французов»). Проблема в том, что в Сайгоне было несколько девушек, которых называли Со Ва, и о какой именно из них идет речь что в книге Выонг Хонг Шена, что в рассказах об изображении на марках и мыле до конца неясно; соответственно неясно, изображалась ли на этих марках именно победительница 1865 г. или же другая южная красавица с тем же именем.

В Северном Вьетнаме также были известны красивые девушки - для 4 из них был даже отдельный термин «Четыре красавицы Ханоя» («Ти шу пМп На ШапЬ»), видимо, по аналогии с 4-мя великими красавицами Китая (вьет. - Ти Зш шу пМп Trung Ноа).

Упоминаний о конкурсах красоты довольно много. Но, к сожалению, в имеющихся в распоряжении автора материалах колониального периода (пресса, административные документы) в лучшем случае вскользь упоминаются некоторые из них, без конкретизации

точного названия и тем более хоть сколько-то подробного описания. В той же газете «Сегодня» сообщается о проведенном 10 февраля 1935 г. конкурсе красоты в рамках благотворительной ярмарки в помощь населению Нгетиня8.

В современных вьетнамских СМИ приводятся сведения, что в 1902 г. по случаю переноса столицы Индокитайского Союза в Ханой генерал-губернатор организовал масштабную выставку, в рамках которой проводился конкурс красоты. А всего в период с 1902 по 1941 г. только в Северном Вьетнаме якобы было проведено 15 подобных конкурсов, преимущественно опять же в рамках фестивалей или выставок9.

Также нам удалось обнаружить фотографию 1933 г., на которой изображены девушки национальных меньшинств (по их традициям верхняя часть тела не была прикрыта одеждой), которая сопровождается подписью, что это был конкурс красоты девушек горных народностей, устроенный императором Бао Даем в Далате (по другой версии - в Буонметхуоте).

В 1937 г. во Франции состоялась Всемирная выставка «Искусство и техника в современной жизни». По предложению франко-бельгийского писателя и журналиста М. де Валеффа, известного в первую очередь авторством идеи проведения упоминавшихся выше конкурсов «Мисс Франция» и «Мисс Европа», в качестве моделей к выставке следовало привлечь наиболее красивых девушек из французских колоний по всему миру. Видимо, в рамках этого отбора в Сайгоне в том же году состоялся Concours élégant Saigon, который довольно часто упоминается во вьетнамской прессе, правда, вне контекста Всемирной выставки. В финале участвовали 25 девушек, победительницей стала Нгуен Тхи Лиеу, которая для «Мисс» была довольно «пожилой» по меркам подобных конкурсов да и вообще по тогдашнему среднему возрасту вступления в брак - 25 лет и, кроме того, была ... вдовой.

Первый Конкурс красоты после обретения Вьетнамом независимости состоялся на Юге в 1955 г. Мероприятие под патронажем Министерства общественных дел (Bô Xä hôi) было проведено в рамках широко отмечаемого властями Южного Вьетнама дня поминовения Сестер Чынг (6-й день второго месяца по лунному календарю), которому тогдашний премьер-министр Нго Динь Зьем придавал особое значение в деле восстановления национальной исторической памяти. Идея самого конкурса вполне могла исходить от Чан Ле Суан - жены Нго Динь Ню (брата премьер-министра).

Как видим, организация конкурса была не частной инициативой, а целенаправленной государственной волей, что обеспечило и доселе невиданный масштаб.

Конкурс старались сделать максимально соответствующим морали, а потому традиционный в западных странах для подобных мероприятий этап «конкурс в купальниках» здесь не проводился.

На личности победительницы - 23-летней Конг Тхи Нгиа -хотелось бы остановиться чуть подробнее.

Конг Тхи Нгиа родилась в 1932 г. в деревне недалеко от Ханоя, но в 10 лет семья переехала в Сайгон. В 1950 г. девушка прониклась симпатией к лиге Вьетминь и вступила на путь революционной деятельности, за которую в 1952 г. была арестована колониальными властями. Однако уже в следующем году знаменитый сай-гонский адвокат Нгуен Хыу Тхо (в будущем - председатель Национального Фронта Освобождения Южного Вьетнама) сумел защитить ее на судебном

Конг Тхи Нгиа слушании и добиться ее осво-

бождения. Любопытно, что на том судебном слушании присутствовала и одна из самых впоследствии известных женщин-адвокатов в истории Вьетнама - Нгуен Тхи Бинь, которую также защищал Нгуен Хыу Тхо.

После освобождения Конг Тхи Нгиа занялась литературной деятельностью (самый известный её псевдоним - Thu Trang). Участницей Конкурса стала случайно - по заданию редакции она должна была собрать материал об этом мероприятии. Один из членов жюри посоветовал Тхи Нгиа самой принять в нем участие. Поскольку Конкурс именно с названием Hoa Hau проводился впервые, то, выиграв его, она вошла в историю как первая хоа хау в истории Вьетнама. Рост Тхи Нгиа на тот момент составлял 161 см., вес - 53 кг; параметры 86-62-8810.

В качестве премии Тхи Нгиа получила мотоцикл, 3 тысячи донгов, а также билет на поездку в США. Впрочем, власти, учиты-

вая ее прошлые связи с лигой Вьетминь, относились к ней с подозрением и потому не разрешили осуществить это путешествие.

На обладательницу почетного звания тут же обратили внимание кинорежиссеры. С 1956 г. она стала сниматься в фильмах, в том числе «Лук Ван Тиен», снятому по классическому одноименному произведению Нгуен Динь Тиеу. Затем она переехала во Францию, где поступила в Университет Сорбонны на историческое отделение. Одновременно занималась переводческой деятельностью.

В 1957 г. она вместе с режиссером Тонг Нгок Хапом представляла фильм «Лук Ван Тиен» на кинофестивале в Токио. Вскоре она забеременела от этого режиссера, на тот момент уже женатого. Впоследствии это негативно сказалось на отношении сайгонской общественности к своей королеве красоты, вернувшейся в Южный Вьетнам. Политика сайгонских властей в области семьи и брака безусловно не предполагала такой вольности в отношениях, тем более между известными публичными людьми, которые должны были являть собой образец морали. Ярлык «незамужней женщины, но имеющей ребенка» (вьет. - "khong chong má có con") прочно приклеился к Тхи Нгиа в те годы.

В 1961 г. Тхи Нгиа была вынуждена эмигрировать - во Францию, где продолжила заниматься учебной и научной деятельностью. В 1978 г. ей была защищена кандидатская диссертация на тему «Деятельность Фан Тю Чиня во Франции». Одно время была генеральным секретарем Общества социальных наук при Обществе вьетнамцев во Франции.

Конг Тхи Нгиа можно назвать воплощением традиционного идеала сочетания женской красоты и таланта. Судьба ее изобиловала как взлетами, так и разочарованиями, что в какой-то степени также роднит ее с классическим образом красавицы.

Прежде чем перейти к описанию современной ситуации хотелось бы обратить внимание на любопытное сопоставление, наглядно иллюстрирующее, почему Конкурсы красоты в 3-й четверти XX в. были более востребованы и имели государственную поддержку именно в Южном Вьетнаме. В блоге Ле Минь Кхая, под псевдонимом которого скрывается известный американский исто-рик-вьетнамист Л. Келли, демонстрируется частный, но очень показательный момент в известном различии между Севером и Югом в те годы. Не имея в виду конкурсы красоты, а сделав это для наглядной демонстрации разницы идеологии двух государств, востоковед поделился тем, как две части страны позиционировали себя в изда-

ваемых на английском языке журналах, нацеленных соответственно на международную аудиторию. Часто на их обложках фигурировали женщины как символ репрезентации страны. Отличие лучше всего показать на сравнительном фото:

Источник: https://leminhkhai.blog/competing-representations-of-the-

nation-in-1970s-vietnam/

Думается, пояснять, где Север и где Юг, излишне. Отметим лишь, что фотографии РВ сопровождались сведениями о личности девушки на обложке. Это вкупе с внешним обликом делало такие изображения персонифицированными. В ДРВ же «модель» выступала как символ всех женщин своего социального слоя и потому была анонимна. Юг демонстрировал красоту как эстетическую категорию, Север - красоту в выполнении важной социальной роли, как социальный концепт.

Система конкурсов красоты в современном Вьетнаме

л

С 1988 г. газета «Авангард» («Tien Phong») на регулярной основе (один раз в два года) проводит конкурсы красоты. В конце ноября завершился последний на данный момент - победительницей стала 19-летняя студентка из провинции Тханьхоа. Всего было проведено 17 конкурсов, лауреатки которых представлены в таблице.

Таблица победительниц конкурсов Мисс Вьетнама

(Hoa hâu Viet N am)

Год Победительница (во вьетнамском написании) Г.р. Место рождения Параметры

1988 Bùi Bich Phuang 1971 Ханой 157 см; 86 -60 - 88

1990 Nguyên Dieu Hoa 1969 Ханой 158 см; 81 -61 - 84

1992 Hà Kiêu Anh 1976 Хошимин 169 см; 85 -62 - 88

1994 Nguyên Thu Thùy 1976 Ханой 169 см; 78 -58 - 88

199б Nguyên Thiên Nga 1975 Хошимин 170 см; 84 -60 - 90

1998 Nguyên Thi Ngoc Khánh 1976 Хошимин 171 см; 87 -64 - 92

2000 Phan Thu Ngân 1980 Донгнай 169 см; 79 -61 - 92

2002 Pham Thi Mai Phuang 1985 Хайфон 169 см; 84 -59 - 86

2004 Nguyên Thi Huyên 1985 Хайфон 172 см; 84 -61 - 91

200б Mai Phuang Thúy 1988 Ханой 179 см; 86 -65 - 95

2008 Trân Thi Thùy Dung 1990 Дананг 178 см; 86 -61 - 90

2010 Dang Thi Ngoc Hân 1989 Ханой 173 см; 83 -64 - 93

2012 Dang Thu Tháo 1991 Баклиеу 173 см; 83 -60 - 90

2014 Nguyên Cao Ky Duyên 1996 Намдинь 173 см; 86 -63 - 91

2016 Dô My Linh 1996 Ханой 171 см; 87 -61 - 94

2018 Trân Tiêu Vy 2000 Куангнам 174 см; 84 -63 - 90

2020 Dô Thi Hà 2001 Тханьхоа 175 см; 80 -60 - 90

Из таблицы видно, насколько изменился антропометрический вид победительниц конкурса: от миниатюрных первых королев до современных конкурсанток, соответствующих западным стандартам. Самой же высокой оказалась победительница 2006 г. Май Фыонг Тхюи, чей рост составлял 179 см.

Любопытно территориальное распределение победительниц конкурса. Среди трех частей Вьетнама явное преимущество оказалось у Севера: 9 победительниц, из которых 6 из Ханоя, 2 из Хайфона и 1 из провинции Намдинь. Южанки первенствовали 5 раз (3 из г. Хошимин, 1 - пров. Баклиеу; 1 - пров. Донгнай). За честь Центрального Вьетнама постояли 3 девушки, представляющие провинции Тханьхоа, Куангнам и г. Дананг.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Обращает на себя внимание, что абсолютное большинство победительниц - из крупнейших городов, а не сельской местности, а также то, что среди них нет ни одной представительницы национальных меньшинств. Впрочем, с 2007 г. для малых народностей организован отдельный конкурс - Hoa hau cäc dän toc Viet Nam. Его первой победительницей стала Нгуен Тхи Хоанг Нюнг, представляющая народность таи {вьет. - täy).

Буй Бить Фыонг (р. 1971) -первая Мисс Вьетнама, 1988

Источник: https://ngoisao.vn/

Чан Тиеу Ви (р. 2000) -Мисс Вьетнама-2018

Источник: https://zingnews. vn/

Помимо проводимого газетой «Авангард», в современном Вьетнаме есть ещё несколько подобных конкурсов, что даже вызывает некое недовольство общественности, так как из-за этого «легко запутаться в королевах красоты». Кроме того, это усложняет квалификацию вьетнамских участниц на международные конкурсы, которых, впрочем, тоже довольно много.

Вьетнамки активно участвуют в ведущих международных конкурсах, регулярно выходя в их финальные части. Совсем недавно Нгуен Фыонг Кхань (род. 1995) стала обладательницей титула «Мисс Земля-2018», мероприятия, входящего в «большую четверку» женских конкурсов красоты. Тем самым она стала первой вьетнамкой, выигравшей один из четырёх престижнейших международных конкурсов.

Вьетнам может похвастать и еще одной победительницей международного конкурса. В 2018 г. 27-летняя Хыонг Зянг выиграла Конкурс красоты ... трансгендеров (Hoa hau chuyen giai Quoc te). Сменившие пол вьетнамки принимают в нем участие с 2016 г. Причем часто становятся победительницами в номинации «самый просматриваемый промо-ролик», что говорит об интересе в самом обществе. Отметим, что Хыонг Зянг очень популярна в стране, приглашается на различные развлекательные передачи, в Инстаграм у нее свыше 4 миллионов подписчиков и, насколько может судить автор статьи по беглому ознакомлению с комментариями к видео с ее участием, отношение к ней в целом весьма доброжелательное.

Автор отдельно хотел бы отметить конкурс, созданный для выявления самой красивой вьетнамки по всему миру - Hoa hau The giai nguäi Viet. Учитывая весьма значительную вьетнамскую диаспору по всему миру, идея привлекла внимание большого количества общественности и участниц. Он проводился всего 2 раза - в 2007 и 2010 гг. Вначале проводился региональный отбор, первые три места от того или иного региона попадали в финальную часть.

Отрадно, что проводимое в рамках первого из этих конкурсов Соревнование «Мисс Вьетнама в СНГ» (оно проводилось в 2007 г. в Харькове) выиграла на тот момент студентка ИСАА МГУ имени М.В. Ломоносова Наталия Чан. После победы он получила право участвовать в финальной части конкурса, проводившемся на курорте «Винперл» в Нячанге в августе того же года, где она попала в топ-5. Победительницей же стала 20-леетняя Нго Фыонг Лан из Швейцарии. Любопытно, что она принадлежит роду знаменитого сановника эпохи Ле - Нго Чи Хоа, занимавшего в начале XVII в.

пост министра финансов. Конкурс 2010 г. выиграла «местная девушка» - вьетнамка из г. Хошимин.

В конце ноября незадолго до сдачи статьи в журнал завершился и еще один конкурс - Королева красоты туризма (Hoa khoi Du lich Viet Nam 2020). Он получился довольно резонансным, поскольку жюри приняло решение не присуждать титула Королевы красоты ни одной из участниц, выделив лишь двух вице-королев. Тем самым ни одна из девушек не будет представлять Вьетнам на аналогичном международном конкурсе11. Вероятно, именно ответственность представления страны не позволила жюри вручить корону ни одной из претенденток - «разговорная часть» конкурса (phan ting xti) не была достаточно убедительной ни у одной из фавориток.

Это стало очередным подтверждением того, что конкурс красоты оценивает не только внешнюю красоту, но и их коммуникативные навыки, обаяние и творческие способности. Конечно, это стандартный набор для аналогичных мероприятий в других странах. Но, возвращаясь к вынесенной в заглавие «Поэме о Киеу», то, что судьба «розовощеких красавиц» в подобных мероприятиях определяется и их талантом стало своеобразным искуплением страданий тысяч вьетнамских героинь прошлого.

***

Подводя итоги обеим частям статьи, хотелось бы отметить следующее. На основе изучения исторических источников и художественной литературы можно сделать вывод, что в традиционном Вьетнаме сложился определенный историко-культурный концепт красоты. Это был концепт скорее социальной, нежели чисто эстетической категории. К эстетике относился достаточно шаблонный набор обязательных характеристик красавицы, многие из которых восходили к китайскому категориальному аппарату (изящный стан, белизна кожи, приятный голос, магический взгляд, густые черные волосы). Важнее была его социокультурная составляющая, при которой красота соотносилась со злым роком - «у красавиц несчастливая судьба». Вероятно, на психологическом уровне здесь проявляется боязнь привлекать к себе лишнее внимание, в том числе духов. При этом в официальном дискурсе исторических хроник к красоте было по меньшей мере настороженное отношение, как правило это понятие фигурировало в исторических источниках в негативной коннотации.

Отношение к женской красоте поменялось в процессе тотальной модернизации вьетнамского общества в первой половине XX в. Распространение печатной культуры способствовало пропаганде новых веяний общественной мысли, заключавшихся в «освобождении» женщин от пут старой морали, в том числе и во внешнем облике. Благодаря фотографиям женская красота стала визуализирована и персонализирована, перестав быть неким абстрактным книжным образом, как в случае с Киеу.

Интерес к внешнему виду женщин реализовывался и в начавшихся во второй половине XIX в. конкурсах красоты. Долгое время они носили спорадический характер и проходили в большинстве случаев в рамках какого-либо более масштабного мероприятия, то есть не были своего рода «вещью-в-себе». Доподлинной информации о судьбах победительниц тех лет практически нет, а та, что есть, вполне вероятно вольно или невольно была «смоделирована» общественным сознанием в соответствии с традиционным представлением о судьбах красавиц.

Проведение первого Конкурса красоты в постколониальный период именно в Южном Вьетнаме вполне коррелирует с общим духом того периода в двух частях страны - более пропагандистки-ориентированном на Севере и либеральном на Юге, что прекрасно прослеживается и на различии в художественной литературе тех лет.

Многообразие конкурсов красоты в современном Вьетнаме также идет в духе времени, характеризуемом распространением массовой культуры, сильными позициями шоу-бизнеса и принятием неких общемировых стандартов красоты. О последнем можно судить по изменению антропометрических данных победительниц конкурсов за последние десятилетия. На примере конкурсов красоты и их участниц мы можем наблюдать и известную толерантность вьетнамцев, частным, но показательным примером которой может служить популярность модели-трансгендера Хыонг Зянг и в целом доброжелательное отношение к ней в социальных сетях. Впрочем, проблема меньшинств составляет предмет совершенно иного исследования.

1 Для этого, помимо знакомства с самим произведением, очень полезной стала статья Т.Н. Филимоновой «Встреча Востока с Западом в романе Нят Линя «Путешествие на Запад» // Губеровские чтения. Выпуск 3. М., 2013. С. 244-257.

2

Филимонова Т.Н. Ук. соч. С. 248.

3 Видимо, здесь слова героя романа полностью коррелируют с мыслями самого автора, который в номере газеты «Нравы» от 11 ноября 1932 г. (№21) поместил довольно обидную карикатуру под названием «Не стоит заниматься подражательством», где слева была изображена вьетнамка, ковыряющаяся в волосах другой девушки («сцена нашими глазами»), а справа то же самое делали две обезьяны («та же сцена глазами иностранцев»). Phong hoa. №21. 11.11.1932. Tr. 14.

4 См, к примеру: Schick I. Print Capitalism and Women's Sexual Agency in the Late Ottoman Empire // Comparative Studies of South Asia, Africa and the Middle East. Volume 31, Number 1, 2011. P. 196-216.

5 Phong hoa. №109. 03.08.1934.

6 http://cand.com.vn/van-hoa/Ai-da-to-chuc-cuoc-thi-hoa-hau-lan-thu-nhat-tai-Viet-Nam-39618/

https://doanhnghiepvn.vn/kham-pha/cai-ket-bi-tham-cua-de-nhat-my-nhan-sai-gon-xua-co-ba-thieu/20200207083047039

8 Phong hoa. 20.02.1935. Tr. 9.

9 http s ://nghethuatxua. com/tu-dai -my-nhan-ha-noi -xua/

10 Tran Hoang Nhan. Chuyen it biet ve Hoa hau Viet Nam dau tien (Чан Хоанг Нян. Малоизвестные факты о жизни первой Королевы красоты во Вьетнаме). URL: http://thethaovanhoa.vn/the-gioi-sao/chuyen-it-biet-ve-hoa-hau-viet-nam-dau-tien-n20120117232320954.htm;

Cuoc doi Hoa hau dau tien cua Viet Nam (Жизнь первой королевы красоты во Вьетнаме). URL: http://phunutoday.vn/kham-pha/cuoc-doi-hoa-hau-dau-tien-cua-viet-nam-11699.html

11 URL: https://tuoitre.vn/ban-to-chuc-noi-gi-ve-viec-khong-tim-duoc-hoa-khoi-du-lich-viet-nam-2020-20201129032855379.htm

Статья поступила в редакцию 03.12.2020, принята к публикации 10.12.2020.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.