Научная статья на тему 'У китайских мусульман'

У китайских мусульман Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
190
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «У китайских мусульман»

оппозиции; в свою очередь, НАТО после жестокого подавления курдских и шиитских восстаний иракскими правительственными войсками установил «запретную зону» для полетов иракской авиации к северу от 36-й и к югу от 32-й параллелей; одновременно была установлена жестокая международная экономическая и политическая блокада Ирака. Из вышесказанного следует, что сложные внутренние проблемы - восстания курдов и шиитов, этнические и конфессиональные конфликты - не только обусловливали внутреннюю политическую нестабильность Ирака, но и готовили почву к социальному взрыву и смене режима в Багдаде.

«Мир и политика», М., 2009, № 5 (32), с. 115-122.

В. Кузнецов,

доктор исторических наук У КИТАЙСКИХ МУСУЛЬМАН

Общая тенденция к политизации ислама проявилась и в жизни многонациональной общины китайских мусульман. В первую очередь, это касается Синьцзян-Уйгурского автономного района (СУАР), в котором в последние годы активизировались сепаратистские силы, под знаменем ислама выступающие за отделение Синьцзяна. Прежде всего - это «Исламское движение Восточного Туркестана» (ИДВТ), с которым связывают террористические акты, призывы развязать джихад, а также межэтнический конфликт в Урумчи летом 2009 г. Внутриполитическая стабильность в Синь-цзяне - предмет особых забот как центральных, так и местных властей.

В Белой книге Госсовета КНР «Национальная безопасность Китая в 2008 году» говорится, что сепаратистские силы, стремящиеся к «независимости Восточного Туркестана», представляют угрозу единству и безопасности Китая. «Мы должны полностью осознать, что борьба с тремя силами (терроризмом, сепаратизмом и религиозным экстремизмом) - острая, сложная и долговременная задача», - заявил председатель правительства СУАР Нур Бекри в отчете правительства на 2-й сессии местного народного собрания. Угрозы должны «пресекаться в зародыше и нужно предотвращать насильственную деятельность террористов». Местное население, настаивал Бекри, должно занять «четкую позицию против этнического сепаратизма и незаконной деятельности, осуществляемой под

покровом религии». Все это придает особую, непреходящую остроту мусульманскому вопросу в Китае. В то же время следует отметить, что мусульмане проживают и в других регионах КНР, и далеко не везде среди них религиозный экстремизм находит отклик.

Пекин. Улица Нюцзе (Быка). Она традиционно представляла собой своего рода мусульманский анклав. Об этом несколько лет тому назад наглядно свидетельствовали протянутые через улицу полотнища с надписями «Хуэйминьская средняя школа», «Хуэй-миньская читальня», вывески типа «Хуэйминьская закусочная», «Хуэйминьская чайная». Словосочетание «хуэй минь» имеет двоякое значение. С одной стороны, это - собирательное понятие для обозначения всех мусульман. А с другой стороны - сокращенное самоназвание мусульманской народности хуэйминь хуэйцзу, известной еще как «дунгане»1.

Поскольку в Китае мусульман независимо от их этнической принадлежности называют мусылинь («мусульманин»), царившее на Нюцзе словосочетание «хуэй минь» порождало представление об особом положении этой народности здесь.

В этот раз Нюцзе была иной. Не бросались в глаза хуэй-миньские плакаты и вывески. Сама улица и проезжая часть стали шире и гораздо чище. На месте старых приземистых строений появились современные внушительные здания. Но улица по-прежнему остается одним из центров хуэйминьской общины Пекина. Хуэй составляют большинство среди 250 тыс. мусульман в районе Пекина. В местах проживания их общин расположены мечети столицы -Нюцзе, Мадаин и Хуаши.

О том, что находишься на Нюцзе, зрительно напоминает ее главная достопримечательность - одноименная мечеть. Исторические записи показывают, что арабский ученый Насурутан построил мечеть Нюцзе в 996 г. Могильные камни двух иноземцев-мусульман в мечети - свидетельство ее долгой истории: Ахмед Бурдани из возникшего на территории современного Афганистана государства Газневидов и Али Имад ад-Дин из Бухары проповедовали в мечети Нюцзе и умерли в Пекине в XIII в. Мечеть Нюцзе - предмет традиционного внимания со стороны китайского государства. В 1474 г.

1 Дунгане (самоназвание - хуэй) - малая народность, проживающая в Нин-ся-Хуэйском и Синьцзян-Уйгурском автономном районах, а также и в провинции Ганьсу (КНР), в Казахстане, Киргизии и Узбекистане. Мусульмане-сунниты. Дунганский язык относится к китайско-тибетской языковой семье. - Прим. ред.

правитель минской династии специальным указом официально даровал ей статус либайсы, т.е. мечети. Таким образом, культовый центр мусульман получил государственное признание. О значимости Нюцзе особо говорилось и в указе 1694 г. властителя маньчжурской династии Цин. А правительство КНР объявило мечеть Нюцзе важным национальным историческим памятником в 1988 г.

В отличие от мечетей на Ближнем Востоке китайские мечети, особенно в Пекине, часто строились в китайском архитектурном стиле. Например, мечеть Дунсы состоит из трех связанных между собой четырехугольников. Крыши мечетей подобны крышам китайских храмов. В беседе со своим давним знакомым народности хуэй Фэн Цзиньюанем, научным сотрудником Института мировых религий Академии общественных наук Китая, я поинтересовался, не проявляется ли этническая самоидентичность мусульман при посещении мечетей.

- Допустим, если хуэй из собственно Китая окажется в Синьцзяне, где среди мусульман преобладают уйгуры, в какую мечеть он пойдет?

- Если там окажется мечеть, посещаемая в основном хуэй, -ответил Фэн Цзиньюань, - он отправится именно туда.

Недалеко от мечети Нюцзе размещается Китайское исламское общество (КИО), организационный и руководящий центр мусульманской общины КНР. Ему подчиняются периферийные отделения общества. Раз в пять лет проводятся общенациональные съезды мусульман, на которых избирается руководство КИО и принимается программа деятельности на очередной срок. Встречающие меня лица проводят в приемную. По пути минуем уже знакомый по прежним визитам молельный зал. Но среди хозяев не вижу тех, с которыми встречался раньше. За пиалой отменного зеленого чая идет непринужденная беседа.

- Сколько мусульман в Китае? - справляюсь я у хозяев.

- Статистика - дело тонкое, - говорит мой собеседник. - Абсолютно точную цифру назвать затруднительно. Но, пожалуй, наиболее приемлемо можно сказать так: во втором пятилетии XXI в. численность мусульман в Китае составила около 22 млн. человек. Важность мусульманской проблемы для многонационального Китая, где исповедуются разные религии, определяется не численностью приверженцев ислама. Цифры сами по себе не отражают всей полноты межрелигиозных отношений, не раскрывают специфики

социального поведения, умонастроений людей той или иной конфессии. Для КНР проблема межрелигиозных отношений выступает как ипостась проблемы межнациональных отношений, ибо для мусульман ислам - составной элемент их самоидентификации. А это значит, что социальное поведение китайских мусульман непосредственно затрагивает проблему внутриполитической стабильности страны.

Значимость мусульманского фактора для Китая выходит за рамки чисто внутриполитической проблемы. Китайские мусульмане, будучи гражданами КНР, в то же время считают, что они принадлежат к всемирной мусульманской общине, умме. Она, прежде всего в лице своих ведущих деятелей, внимательно следит за положением единоверцев в Китае.

Вернемся к нашей беседе с представителями КИО.

- Некоторое время назад в зарубежных средствах массовой информации сообщалось о столкновениях в Тибете между ламаистами-тибетцами и мусульманами. Насколько это достоверно?

- Да, это действительно происходило. К сожалению, в некоторых провинциях еще имеют место межконфессиональные противоречия и конфликты. Причины их - в недостатке взаимоуважения и терпимости.

Не способствовали им и публикации в отдельных изданиях, рассчитанных на массового читателя. В некоторых из них выражалось неуважение к обычаям мусульман. Это не могло не вызывать их недовольства. Несколько лет тому назад, вспомнилось мне, одно из провинциальных издательств выпустило на китайском языке книгу «Сексуальные обычаи мусульман». Она получила скандальную известность и вызвала повсеместные протесты мусульман. И, судя по словам моих собеседников, оскорбления религиозных чувств не проходят бесследно.

- Поддерживаете ли Вы контакты с мусульманами Индии?

- Да. К примеру, нашим гостем был мусульманин-профессор Раббани - хорошо известный ученый в области исламского богословия. Его работы изучают студенты наших богословских учебных заведений. Правда, по степени интенсивности связей у нас на первом месте Пакистан, а не Индия. В частности, мусульмане из КНР обучаются в Исламском университете в Пакистане.

Приснопамятная «культурная революция» с ее гонениями на религию прервала процесс подготовки служителей культа, в том числе мусульманских. Для восполнения нехватки в 80-х годах го-

товить их стали в мечетях и в специально созданных исламских богословских учебных заведениях. Такие заведения в последнее время, рассказывают функционеры КИО, появились и на местах. Ряды духовных лиц помолодели. К примеру, в 2008 г. в Пекине среди 140 имамов было всего лишь несколько человек старше 70 лет, большинство же значительно младше - в возрасте от 20 до 40 лет.

Имаму мечети Дунсы Лю Кэцзе, заместителю председателя Исламского общества Пекина, 40 с лишним лет. После «культурной революции» он стал в 1987 г. одним из первых выпускников Пекинского исламского института. «В отличие от старых имамов, -говорит Лю, - которые получили традиционное исламское образование в мечети, нынешние молодые имамы, в основном, - выпускники официальных исламских институтов. Мы, возможно, не так сведущи в религиозных изысканиях в сравнении со старшим поколением, но обычно в наших молитвах мы шире смотрим на мир и больше отвечаем требованиям современной жизни». За последние годы претерпела принципиальные изменения и давняя традиция религиозного образования у уйгуров, у которых духовное лицо -ахун сам выбирал учеников. Теперь «самозванцам»-ахунам в Синьцзян-Уйгурском автономном районе нет места, право набирать учеников имеют только проверенные кадры, политически и духовно работающие над собой и признанные правительством.

Первейшее требование властей к священнослужителям любой конфессии - это «ай го», т.е. «любить государство» - КНР. Помимо чисто религиозных дел, духовенство в Синьцзяне борется за оздоровление быта. Так, священнослужители участвуют в реализации проектов по профилактике и лечению СПИДа, проводимых с 2008 г. комиссией по этническим и религиозным делам Синьцзяна совместно с Австралией. Комиссия заявила, что в 2008 г. почти 10 тыс. имамов в районе с преобладающим мусульманским населением прошли курс обучения по профилактике и лечению этой болезни и поделились своими познаниями в этой области с 4 млн. человек в Синьцзяне. Имамы в Кашгаре, Хотане, Аксу, Кызыл-су и Турфане во время пятничных молитв регулярно проповедуют меры по предотвращению заражения СПИДом. «Ислам выступает решительно против проституции и употребления наркотиков - основных причин заражения СПИДом в Синьцзяне. Я часто советую верующим избегать вещей, которые могут навредить им и другим, - продолжает Абдураззак Мухаммад, 35-летний имам из селения Тусал-

ла (Хотан). - К тому же, согласно Корану, мы должны пытаться сделать все возможное, чтобы помочь другим людям, включая инфицированных этой болезнью». Поскольку многие не могут пойти в мечеть, чтобы помолиться, ахун использует для просвещения о недуге «и похороны, и свадьбы». «Имамы чрезвычайно влиятельны в Синьцзяне. Когда они говорят о СПИДе, проповедуя ислам, это оказывает гораздо более сильное воздействие, чем наши усилия по распространению знаний об этой страшной болезни», - отметил Ся Лисин, директор управления по предотвращению венерических заболеваний и СПИДа в центре по контролю за болезнями и их предотвращением в г. Хотан (СУАР). В Хотане 34-летний наркоман, год назад переставший употреблять наркотики, сказал, что слова имама помогли ему осознать губительное действие наркотиков и опасность СПИДа: «Я не слишком слушался своих родителей, но, конечно, я прислушался к имаму».

Хадж китайское правительство рассматривает не как личное дело, а как мероприятие государственной значимости. Об этом свидетельствуют «Правила относительно религиозных дел» и совместное «Уведомление управления по делам религий при Госсовете КНР, Министерства иностранных дел и Министерства общественной безопасности». Руководствуясь ими, Китайское исламское общество обнародовало специальное постановление относительно паломничества в 2008 г. В нем указывается, что паломники должны быть физически здоровыми, любить свое отечество, любить свою веру, быть законопослушными, иметь достаточно средств для совершения хаджа. «Дело это недешевое, - сказали мне в ИОК. - Дорога на одного человека обходится в 22 тыс. юаней. К этому нужно еще добавить расходы на проживание и т.п. Но на расходы не скупятся. Число паломников из Китая в святые места на Аравийском полуострове из года в год растет». Паломничество за рубеж - не единственное средство духовного общения мусульман Китая с единоверцами других стран. Между ними существуют устойчивые контакты в сфере культуры. Показательно, например, что хуэй Са Цзинлян из г. Синин (в провинции Цинхай на западе центральной части КНР) удостоился награды на 34-м Международном состязании чтецов Корана, проходившем в Малайзии.

При общении с мусульманами в разных странах, когда заходила речь о рождении или смерти ребенка, нередко доводилось слышать: «Бог дал, бог взял». Словом, появление потомства - промысл Всевышнего. Как же это сочетается с политикой китайского

государства «одна семья - один ребенок»? Ведь в свое время некоторые ахуны в Нинся-Хуэйском автономном районе личным примером пропагандировали политику «одна семья - один ребенок».

- Сейчас, - отвечают мне, - положение иное. На Юго-Западе, Северо-Западе, где проживают мусульмане, разрешается иметь 2-3 детей. Регулирование рождаемости противоречит традиционному менталитету мусульман, ибо, согласно исламским представлениям и обычаям, дети - «дар божий». Чтобы обойти запреты государства, люди могли прибегнуть к обычному праву - неписаным правилам поведения. Илдико Беллер-Хан рассказал, как это происходило на практике у уйгуров СУАР. До введения принудительного планирования семьи в Синьцзяне уйгуры часто возражали, чтобы их жены соблюдали обычай рожать детей в доме своих родителей. Теперь не возражают, особенно если родители проживают в другом административном районе. Так легче скрыть и беременность, и рождение ребенка, и его воспитание в младенческом возрасте. Эти «внеплановые» дети могут быть зарегистрированы детьми бездетных братьев или сестер.

* * *

В меняющуюся картину жизни Китая свой неповторимый вклад вносят все населяющие его народы, независимо от их численности. Обыденное сознание и общественное поведение того или иного этноса нередко складываются под воздействием не официальных установок государства, а религии. И мусульмане как этнорелигиозная общность в этом отношении не составляют исключения.

«Азия и Африка сегодня», М., 2010, № 3, с. 26-29.

Алексей Громыко,

доктор политических наук, заместитель директора ИЕ РАН УСТОИТ ЛИ НОВЫЙ ВАВИЛОН? (Проблемы межцивилизационной интеграции Европы)

Не проходит дня, чтобы в европейских средствах массовой информации не появились сообщения на тему иммиграции. Борьбе с нелегальной иммиграцией посвящаются встречи европейских политиков на высоком уровне, как это было в июле 2009 г. в Сток-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.