Научная статья на тему 'У истоков высшего педагогического образования в Воронежской губернии'

У истоков высшего педагогического образования в Воронежской губернии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
186
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «У истоков высшего педагогического образования в Воронежской губернии»

ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЗНАЧИМЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Т.Н. Чернобоева У ИСТОКОВ ВЫСШЕГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ВОРОНЕЖСКОЙ ГУБЕРНИИ

Кардинальные перемены в системе подготовки педагогических кадров произошли после установления Советской власти. Одним из первых декретов нового правительства 20 ноября 1917 г. был распущен Государственный Комитет по народному образованию. 27 февраля 1918г. СНК принял постановление «О выборности всех педагогических и административнопедагогических должностей». Кандидаты на педагогические должности рассматривались отделами народного образования на основании рекомендации советских, партийных или профессиональных организаций. Документы об образовании или профессиональной квалификации не требовались. Ставилась задача, наряду с перевоспитанием имеющегося учительства, создать «нового, изначально советского учителя», так как, по мнению советского руководства, «истинно социалистическую трудовую школу может создать и вести только революционный учитель-социалист».1

Летом 1918г. в Москве прошли многочисленные совещания работников образования: 1 Всероссийский съезд Союза учителей - интернационалистов (июнь), Всероссийский съезд учителей (июль), Всероссийское совещание деятелей по подготовке преподавателей (1926 августа), 1 Всероссийский съезд по просвещению (август-сентябрь). Выступления на съездах некоторых руководителей образования способствовали возникновению и распространению ошибочных взглядов на организацию учебной работы в школе, а соответственно, и подготовку учителей. Например, пропагандировались теории «свободного воспитания» и «отмирания учителя».

В августе 1918г. всероссийское совещание и съезд приняли резолюции об установлении единой системы народного образования и унификации разнотипных педагогических учебных заведений. Учительские курсы, учительские институты и семинарии стали преобразовываться в педагогические институты.2

В этот период в Воронеже появились Воронежский университет, эвакуированный из Дерпта (ноябрь 1918г.), и педагогический институт с 4-летним курсом обучения для подготовки школьных работников

2 ступени, образованный в октябре 1918г. на базе Воронежского учительского института.

Старая дореволюционная школа и ее кадры не соответствовали новым требованиям, например, в Воронежской губернии перед революцией 40% школ составляли церковно-приходские и 34% учителей были преподавателями закона божьего.3 Принципы новой школы были изложены в «Положении об единой трудовой школе РСФСР» от 30 сентября 1918г. и «Декларации о единой трудовой школе». Все существовавшее ранее разнообразие школ (земские, министерские, церковно-приходские) упразднялось. Обучение провозглашалось бесплатным, светским и обязательным.4 В школе были отменены оценки, экзамены, домашние задания, все наказания.3

Принципиально новым в учебно-воспитательной работе советской школы стало отношение к учебникам. Заведующий отделом реформы школы НКП П. Н. Лепешинский считал учебник пережитком старого строя. В одном из своих выступлений он говорил, что «...учебник, как фактор, предопределяющий ход мысли ученика, не нужен и противоречит принципам трудовой школы. Вместо учебника в школе должна иметь место классификационная литература и справочные книги, в которых бы и учитель и ученик находили ответы на интересующие их вопросы». В 1918 г. учебники были упразднены. Однако педагоги на местах обходили это распоряжение властей. В 1919г. НКП проводил изъятия из школ старых учебников. До 1921 г. учебники в РСФСР вообще не издавались.6

В методическом плане вместо предметного преподавания вводилось так называемое комплексное обучение. Элементы комплексного метода появились в 1918г., более широкое распространение он получил в

64

Вестник КГУ им Н А. Некрасова ♦ 2007. Том 13

© Т.Н. Чернобоева 2007

У истоков высшего педагогического образования в Воронежской Губернии

связи с программами 1923-1924гг. В документах говорилось, что «границы между отдельными предметами преподавания сливаются, конечно, совершенно в элементарной школе... Здесь почти все занятия сводятся к одному великому, еще не дифференцированному предмету: трудовому знакомству с окружающей ребенка природой и общественной средой...Все это и есть основной предмет преподавания, как бы детская энциклопедия». 7 Навыков чтения, письма, счета в новых программах не было вообще. Программы негативно были встречены учительством.8

В условиях острых дискуссий и противоречивых инструкций, начинал свою деятельность Воронежский педагогический институт - первое в Воронеже высшее учебное заведение педагогического профиля.

Обучение осуществлялось на 3 циклах:

I. Физико-математическом с 2-мя отделениями (физ-мат. и мат. - физ.)

II. Еестественно-историческом и географическом с 3-мя подциклами (биологическим, физикохимическим, географическим)

III. Литературно-художественном и социальноисторическом с 2-мя подциклами: (литературнохудожественным и социально-историческим)

Во главе управления институтом стоял педагогический совет, а административноисполнительным органом являлся президиум совета. В состав президиума были избраны 5 человек. Председателем и одновременно заведующим учебной частью стал А. К. Димитриу, бывший директор учительского института, заведующим студенческими делами - студент И. Бушуев. О высокой квалификации педагогов ВПИ свидетельствует тот факт, что большинство из них одновременно вели

преподавательскую работу в Воронежском университете, на постоянных педагогических курсах, имели практику в школах, а М.Г.Мишин являлся членом коллегии городского отдела народного образования.

В июле 1919 г. ВПИ представил в НКП сведения

о составе своих студентов в первый год существования вуза: на 1 курс было зачислено 50, на 2 курс - 48 человек. Среди них: мужчин - 81, женщин - 17.9

Еще в 1918г. СНК принял декреты, по которым в вузы можно было поступать с 16 лет без экзаменов, не имея при этом никакого образования вообще (все аттестаты и свидетельства упразднялись).10 Однако в отчетных документах пединститута указывалось, что все студенты имели среднее образование: мужчины

окончили учительские семинарии или учительские школы и, женщины 8-ой класс женских гимназий, и все имели стаж работы не менее 2 лет.

Так как социальное происхождение и идейнополитическое развитие имели решающее значение при зачислении в вуз, практически все принятые были выходцами из рабочих и крестьян. В пролетарском государстве и учитель должен быть пролетарием, считали руководители наркомпроса. В своей речи на III Всероссийском съезде Советов (январь 1918г.), А.

В. Луначарский сказал, что, «прежней интеллигенции у нас не должно быть, мы постараемся всякого рабочего сделать интеллигентным и всякого интеллигента превратить в рабочего». 11 Более половины студентов (56 из 98) имели стипендию, кроме того, несколько беднейших учащихся получали пособие.12

ВПИ объявил о приеме студентов на новый учебный год. Однако в конце 1918г. Воронеж оказался в зоне активных боевых действий Гражданской войны. Трехнедельное пребывание белых в Воронеже осенью следующего года (с 1по 24 октября 1919г.) лишило институт возможности организовать учебный процесс.

За все время своего существования (1918- 1919) институт практически не имел своего помещения.13 Ярко иллюстрируют условия, в которых создавался новый педвуз, следующие факты. В июне 1918г. отдел народного образования губернского земства просил кожевенный комитет выделить для служащих отдела... подошвы. В прилагаемом списке фамилии 19 сотрудников. Например, выдающемуся воронежскому педагогу Н. В. Чехову полагались к выдаче 1пара мужских подошв и 2 - женские. Тогда же 13 педагогов числились в списках на получение солдатского сукна,

12 - на получение черных и белых ниток, хлебных и продуктовых карточек.14

Но даже во время ожесточенных боев на фронтах гражданской войны советское правительство не отказывалось от проведения в жизнь своих планов по борьбе с неграмотностью среди взрослых. В телеграмме НКП, направленной в Орел, Курск, Воронеж 2 сентября 1918г., предписывалось «всем политическим комиссарам и командирам красноармейских частей и за личной их ответственностью, а также всем военкомам озаботиться о немедленном проведении в жизнь приказа № 88 об обязательном посещении школ

красноармейцами... Через 2 месяца после объявления сего ни в одной красноармейской части не должно быть ни одного красноармейца не прошедшего программы

1 группы, а тем более, не умеющего читать или

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика * Спецвыпуск, 2007

* 7

Формирование социально-значимых качеств личности

писать».15

Острая необходимость в нормализации работы школ, прекративших занятия в годы гражданской войны из-за отсутствия учителей, заставила НКП в 1919 г. направить туда студентов педагогических институтов «в целях прохождения практики». Правда, в разгар военного противостояния студентам пединститута приходилось приобретать практические навыки не только в школах. Например, 26 января 1919 г. руководству института вменялось в обязанность направить в губернскую земскую больницу 7 человек для рытья могил, все сотрудники и студенты были мобилизованы на окопные работы. 16

Многие педагоги средней школы и часть народных учителей не приняли новую власть. В Воронежской губернии с белыми отступили около 200 учителей.17 В январе 1919г. Губ. Комитет РКП (б) запросил у Совета ВПИ сведения о политическом прошлом всех кандидатов на должность профессоров и преподавателей института. Чтобы привлечь педагогов к сотрудничеству, большевики развернули активную пропагандистскую работу среди учителей, а так же приняли ряд радикальных мер. Например, работникам, переходящим на советскую службу, засчитывали их стаж, и даже время, проведенное в царской тюрьме или ссылке за политические убеждения, при выплате пятилетних надбавок.

Вместо пенсий, «впредь до введения в действие декрета СНК от 31.10.1918 года об обеспечении трудящихся», была организована выдача ежемесячных пособий неспособным работникам по народному просвещению. С 1 февраля 1919 года вводились новые тарифные ставки по пединститутам и курсам. Оклад устанавливался за 24 урока в неделю или 18 - в учительском институте, или 18 - с классным наставничеством. Теперь преподаватели пединститутов и курсов получали 2200 рублей в месяц при 12 ч. педагогической нагрузки. Прожиточный минимум в Воронеже составлял — 480 р., то есть зарплата преподавателя перекрывала его более чем в 5 раз. 18

Эти меры положительно повлияли на настроения среди учительства.

В условиях гражданской войны все учительские институты страны, являвшиеся средними учебными заведениями, были преобразованы в педагогические вузы, готовящие кадры для школы II ступени. К весне 1919г. в Советской России насчитывалось 32 пединститута.19 В августе 1919 г. состоялось II Всероссийское совещание по педагогическому

образованию, которое приняло решение о создании высших педагогических учебных заведений единого типа- институтов народного образования. Был одобрен проект устава ИНО.

Однако 7 сентября 1919г. исполнявший обязанности заведующего подотделом подготовки учителей Воронежского губоно К. Вентцель довел до сведения всех руководителей педагогических учреждений города, что в связи с осадным положением г. Воронежа, «временно должны прекратиться всякие работы, связанные с реформой существующих педагогических учреждений».

После освобождения Воронежа от белогвардейцев, губернский отдел образования принял решение об открытии с 1 января 1920 г на базе всех учебных заведений педагогического профиля, в том числе и ВПИ, института народного образования.20

Воронежский педагогический институт просуществовал недолго. Наладить полноценный учебный процесс в условиях Гражданской войны было практически невозможно. Вуз с тем же названием был открыт только в 1931г.

1 Пыльнее Ю. В. Очерки истории педагогического образования в Воронежской области 1917 -2000. В. 2003. С. 9, С. 356-357.

2 Васильев К. И. Очерки по истории высшего пед. образования в РСФСР (1918-1932гг.) В. 1966.С. 35; С. 40-41.

3 Винокуров С. В. К вопросу о состоянии народного образования в Воронежской губернии до Великой Октябрьской социалистической революции // Ученые записки Мичуринского государственного педагогического института. Вып. 2.- Тамбов, 1957.С. 29; Винокуров С. В. Народное образование в Воронежской области. - Воронеж. 1954.-С. 13.

4 Народное образование в СССР. Общеобразовательная школа. Сборник документов. 1917-1973гг. - С. 133-145

5 Константинов Н.А., Медынский Е.Н. Очерки по истории советской школы РСФСР за 30 лет,- М. 1948.

С. 23, 68.

6 Королев Ф. Ф., Очерки по истории советской школы и педагогики. 1917-1920. М., 1958. С. 265-266

7 Народное образование в СССР.. Сборник документов. 1917-1973гг. - С. 139.

8 Филоненко Т. В. Реформы и контрреформы.... Воронеж. 2004.С. 338.

9 ГАВО Ф. Р. - 849.0п. 1.Д. 11.Л. 77, 77 об., 16,

68

Вестник КГУ им Н.А. Некрасова ♦ 2007. Том 13

Процесс формирования профессиональных ценностных ориентаций...

5,8.

10 Константинов Н.А., Медынский Е.Н. Очерки по истории советской школы РСФСР за 30 лет,- М., 1948. С. 386.

11 Культурное строительство в СССР, 1917-1927гг.(Разработка единой государственной политики в области культуры).- М., 1989. -С.30.

12 ГАВО Ф. Р. - 849-Оп. 1.Д. 11, Л. 53-54, 56.

13 ГАВО. Ф.20.0п. 2.Д. 329.Л 111; *.Р.849,Оп. 1. Д. 9.Л. 8, 9,12, Д. 11 .Л. 2,3, 32; Д. 12.Л.48-51 ;Ф. 20.0п. 1.Д. 10571.Л. 162-163.

14 ГАВО Ф. 20.Оп. 2.Д 329.Л 100-112;.Ф.Р.849.0п.

1.Д. 11. Л. 152.

15 ГАВО Ф. 20.0п. 1.Д. 10571.Л. 401.

16 ГАВО Ф. Р.849.0п. 1. Д. 7.Л. 6,7; Д. 11. Л.9,90-

91.

17 Филоненко Т. В. Школа Воронеж, губернии: десятилетие после Октября. В. 1^98.С. 128.

18 ГАВО. Ф. Р. - 849. Оп. 1. Д. 11 .Л. 6.; Д. 4.Л. 2,4; Д. 7.Л. 5,8-10 об.

19 Паначин Ф.Г. Педагогическое образование в России М. 1979. С.27.

20 ГАВО. Ф. Р. - 849. Оп. 1. Д. 9.Л. 80.; Д. 12. Л. 1

об.

А.В.Кучина ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ У БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ: ЭТАПЫ И СОДЕРЖАНИЕ

Методика формирования профессиональных ценностных ориентаций будущего специалиста по социальной работе разрабатывалась нами на основе этапности исследуемого процесса. Суть ее заключается в изменении актуализируемого объекта ценностного отношения в логике его восхождения по уровням содержания ценностей социальной работы от конкретного к абстрактному и включает в себя этапы факта, принципа, цели, ценности.

Первый этап - этап ознакомления с фактом профессиональной деятельности (этап факта). Этап характеризуется множественностью фактов, воспринимаемых студентом дискретно как случайное стечение обстоятельств в рамках профессиональной деятельности. Для актуализации аксиологического контекста социальной работы на этапе факта нами организовывалось целенаправленное педагогическое воздействие на когнитивную и эмоциональную сферу личности будущего специалиста по социальной работе в рамках освоения дисциплины «Введение в профессиональную деятельность». Предъявляя факт-образец социальной работы, мы опирались на имеющийся у студентов социальный опыт при моделировании незавершенных ситуаций профессиональной деятельности. Метод заключается в трансляции преподавателем рамочных, стартовых условий конкретной профессиональной ситуации, задача студента - завершить ее. Испытывая недостаток информации, студент вынужден обратиться к

имеющемуся социальному опыту как актуальному ресурсу'. Моделирование ситуаций профессиональной деятельности, мы сопровождали использованием ситуационно-ролевого взаимодействия. Причем для переживания адекватной факту эмоции, участник занимал различные позиции во взаимодействии «специалист - клиент». Рефлексивное опосредование динамики ценностного ориентирования осуществлялось посредством позиционного анализа, а также при сопоставлении собственного социального опыта будущего специалиста по социальной работе и транслируемой нормы. В процессе прохождения ознакомительной практики студент получает возможности для реализации предъявляемой нормы в квазипрофессиональную деятельность. Рефлексия собственного поведения в различных ситуациях, возникших в ходе практики, и выявление необходимости регулирования ситуационной нормы, является отправным моментом для перехода к этапу принципа

В качестве результирующих выступают знания о факте, о нормах поведения в конкретной ситуации, отношение к факту (позитивно окрашенное эмоциональное переживание успешных действий профессионала) и поведенческие навыки в конкретной ситуации;

Второй этап - изучения профессиональной деятельности как явления (этап принципа). Задача-

© А.В. Кучина, 2007

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.