Научная статья на тему 'У истоков российской камералистики'

У истоков российской камералистики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
602
128
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Управленец
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПОСОШКОВ ИВАН ТИХОНОВИЧ / IVAN T. POSOSHKOV / ВЕЩЕСТВЕННОЕ И НЕВЕЩЕСТВЕННОЕ БОГАТСТВО / MATERIAL AND IMMATERIAL WEALTH / КАМЕРАЛИСТИКА / УНИГРАФИЧЕСКИЙ УЧЕТ / SINGLE-ENTRY ACCOUNTING / CAMERALISTICS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дятел Евгений Петрович, Степченкова Марина Александровна, Алешко Иван Дмитриевич, Гатина Эльмира Ринатовна

Статья посвящена жизни и творчеству одного из основателей российской экономической науки И.Т. Посошкова. Рассматриваются и анализируются основные положения его произведения«Книга о скудости и богатстве». Указанная работа стала одним из первых трудов по проблемам управления и хозяйствования в российском государстве. Рекомендации автора касаются всех сторон жизни и увязываются с требованиями камерального учета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

At the Origins of Russian Cameralistics

The article is devoted to life and work of one of the founders of the Russian economic science Ivan T. Pososhkov. The main points of his work “The book on poverty and wealth” are considered and analyzed. This piece was one of the first writings on the problems of governance and husbandry in the Russian state. The authors’ recommendations are related to all the life aspects and requirements of cameralistic accounting.

Текст научной работы на тему «У истоков российской камералистики»

У истоков

российской камералистики

*

Ключевые слова

посошков ИВАН Тихонович ВЕЩЕСТВЕННОЕ И НЕВЕЩЕСТВЕННоЕ

богатство

КАМЕРАЛИСТИКА УНИГРАФИЧЕСКИЙ УЧЕТ

Аннотация

Статья посвящена жизни и творчеству одного из основателей российской экономической науки И.Т. Посошкова. Рассматриваются и анализируются основные положения его произведения «Книга о скудости и богатстве». Указанная работа стала одним из первых трудов по проблемам управления и хозяйствования в российском государстве. Рекомендации автора касаются всех сторон жизни и увязываются с требованиями камерального учета.

Камералистика - наука о государственном хозяйстве, связанная с камеральным счетоводством без применения метода двойной записи; учет возможен через объем услуг, предоставляемых трудом, землей, или «капиталом» (совокупностью создаваемых человеком экономических благ). Такое определение может быть подвержено критике с различных позиций. Во-первых, существует немало других сфер деятельности, к которым приложимо слово «камеральный». Во-вторых, эта заявка может расцениваться как посягательство на сферу макроэкономики. В-третьих, к камералистике относятся не столько научные исследования, сколько прикладные рекомендации по ведению хозяйства. Однако используемое понятие специфицирует область нашего рассмотрения, посвященного произведению И.Т. Посошкова «Книга о скудости и богатстве».

И.Т. Посошкову и его литературным произведениям посвящено немало работ, и после глубокого и детального обзора Н.П. Павлова-Сильванского1, других аналогичных публикаций, казалось бы, мало что можно добавить к осмыслению его вклада в становление экономической мысли в Российском государстве. Зачем же наши современники обращаются к И.Т. Посошкову: из любознательности, из стремления уточнить какие-то детали, в порядке ознакомления с историей эко-

* По материалам доклада на II Международной научно-практической конференции «Великие экономисты и великие реформы» - «На заре российской экономической мысли» (К 290-летию со дня выхода в свет произведения И.Т. Посошкова «Книга о скудости и богатстве»). Финансовый университет при Правительстве РФ. 26-27 февраля 2014 г.

1 Отдавая должное этой работе, мы используем ее, включая авторские ссылки на труды И.Т. Посошкова для обоснования наших выводов [6].

номических учений или по другой причине?

Условием получения новых результатов является достижение переднего края науки вне зависимости от того, какой аналитический аппарат используется ученым, каких взглядов он придерживается, в какой стране живет и какими языками владеет. Чтобы это требование не было формальным, необходимо глубокое изучение истории вопроса. Иными словами, наука как единое целое существует не только в пространстве, но и во времени. Анализ истории науки выявляет упущенные возможности и неиспользованные открытия. Еще более важно определение долговременных тенденций общественного развития и научного познания, выраженных в принципе совпадения логического и исторического. К. Маркс проиллюстрировал его образным выражением: «Анатомия человека - ключ к анатомии обезьяны». Далее он говорит: «Намеки же на более высокое у низших видов животных могут быть поняты только в том случае, если само это более высокое уже известно» [1. С. 42]. Сделаем еще один шаг, признаем, что еще не проявившееся системное качество может генерировать становление «целого», под которым мы понимаем не только (не столько) анатомию человеческого организма, сколько социально-экономическое устройство общества.

■о

я

ДЯТЕл Евгений Петрович

Доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой экономической теории и экономической политики

Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.н. Ельцина

620002, РФ, г. Екатеринбург, ул. Мира, 19 Тел.: (343) 375-45-91 E-mail: [email protected]

Yevgeny P. DYATEL

Dr. Sc. (Ec.), Prof., Head of Economic Theory and Economic Policy Dept.

Ural Federal University named after the First President of Russia B.N. Yeltsin 620002, RF, Yekaterinburg, Mira St., 19

Phone: (343) 375-45-91 E-mail: [email protected]

^ СТЕПченкоВА Марина Александровна

Доцент кафедры экономики и управления городским хозяйством

Уральская государственная

архитектурно-художественная

академия

620075, РФ, г. Екатеринбург, ул. К. Аибкнехта, 23 Тел.: (343) 371-32-21 E-mail: [email protected]

Marina A. STEPcHENKoVA

Associate-Prof. of Economics

and Municipal Services Administration Dept.

Ural State Academy of Architecture and Arts 620075, RF, Yekaterinburg, K. Ubknekhta St., 23 Phone: (343) 371-32-21 E-mail: [email protected]

JEL classification

M40, M41

1

28 Тема номера

l>

НАЦИЯ И ГОСУДАРСТВО В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

^ АДЕшко иван Дмитриевич

Студент

Высшая школа экономики и менеджмента УрФУ 620002, РФ, г. Екатеринбург, ул. Мира, 19 Тел.: (343) 350-59-06 E-mail: [email protected]

ivan D. ALEShKo

Student

high School of Economics and Management of Ural Federal University 620002, RF, Yekaterinburg, Mira St., 19

Phone: (343) 350-59-06 E-mail: [email protected]

^ ГАТИНА Эльмира Ринатовна

Студентка

Высшая школа экономики и менеджмента УрФУ 620002, РФ, г. Екатеринбург, ул. Мира, 19 Тел.: (343) 350-59-06 E-mail: [email protected]

Elmira R. GATiNA

Student

High School of Economics and Management of Ural Federal University 620002, RF, Yekaterinburg, Mira St., 19

Phone: (343) 350-59-06 E-mail: [email protected]

At the Origins of Russian Cameralistics

Key words

ivan t. pososhkov

MATERIAL AND IMMATERIAL wEALTH

cameralistics single-entry accounting

Summary

The article is devoted to life and work of one of the founders of the Russian economic science Ivan T. Pososhkov. The main points of his work "The book on poverty and wealth" are considered and analyzed. This piece was one of the first writings on the problems of governance and husbandry in the Russian state. The authors' recommendations are related to all the life aspects and requirements of cameralistic accounting.

В этом утверждении нет ничего нового, поскольку речь идет о процессах самоорганизации в живой и неживой природе1. Проблемным кажется применение этого положения к данному конкретному случаю. Неужели И.Т. Посошков мог сформулировать некие положения, актуальные с точки зрения современных управленческой и экономической науки?

Отдавая должное этому выдающемуся человеку, скажем несколько слов о его жизни2.

Посошков, Иван Тихонович родился под Москвой в 1652 или 1653 г., умер 1 февраля 1726 г. в Петербурге. Село его состояло в ведении Оружейной Палаты, и жившие в нем крестьяне работали в различных мастерских Государева двора. Этим путем, по-видимому, Посошков и приобрел свои разнообразные технические познания - по иконописи, гравированию и черчению, оружейному делу и в особенности по столярному ремеслу, чеканке денег и винокуренному произ-

водству. В «Книге о скудости и богатстве» Посошков рассказывает, что в 1700 г., когда Петр I повелел делать круглые медные деньги, и «никто из русских людей, ни из иноземцев не сыскался такой человек, чтобы те инструменты к такому делу состроить», а иноземец, мастер золотого дела (Ю. Фробус), предлагал выписать мастеров из-за моря, тогда Посошков взял эту работу на себя и «все то денежное дело установил». В своей практической деятельности Посошков не имел особенного успеха, несмотря на то что он был искусным техником, умным, предприимчивым человеком и бережливым хозяином; после ряда неудач, лишь под конец жизни он после долговременной усердной работы приобрел некоторый достаток. Главным образом неуспех его практической деятельности обусловливался тем, что умственные его интересы часто перевешивали заботу о материальном достатке. «От юности своей, - искренно говорит он, - был таков: лучше ми

JEL classification

M40, M41

1 «Самоорганизация, целенаправленный процесс, в ходе которого создается, воспроизводится или совершенствуется организация сложной динамической системы. Свойства самоорганизации обнаруживают объекты различной природы: клетка, организм, биологическая популяция, биогеоценоз, человеческий коллектив. Термин "самоорганизующаяся система'' ввел английский кибернетик У.Р. Эшби (ШБ. ДзИЬу, 1947)» [8].

В данном случае уместно объяснить наш подход к цитированию источников. Упомянутая выше идея может быть найдена в трудах нобелевского лауреата И.С. Пригожина и его соавторов [12] (на русском языке: Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса: Новый диалог человека с природой: пер. с англ. / общ. ред. В.И. Аршинова, Ю.Л. Климонтовича и Ю.В. Сачкова. М.: Прогресс, 1986), а также во многих других произведениях (напр.: «В самом кратком определении, синергетика представляет собой теорию самоорганизации систем различной природы» [9. С. 11]). Но мы относимся к науке как к живому организму, в котором могут найти себе место и маститые ученые, достигшие ее переднего края, и молодежь, определяющая свой будущий путь. Поэтому мы считаем возможным и даже необходимым начинать исследование с отсылки к родовым понятиям, присутствующим в различного рода словарях и энциклопедиях. Как правило, этого достаточно. В других случаях этим определяется исходный пункт углубленного исследования затронутой проблемы.

2 Излагается по работе Н.П. Павлова-Сильванского [6].

Основные черты экономического мировоззрения И.Т. Посошкова и А. Смита

Проблема И.Т. Посошков А. Смит

Место экономики в жизни общества Экономика подчиняется законам нравственности и интересам людей Экономика определяет все стороны жизни общества

Роль государства Государство определяет параметры экономической жизни Государство должно максимально устраниться из экономической жизни

Отношения участников экономической жизни Это отношения партнеров и жителей общего дома Чисто эгоистические

Цель экономической жизни Удовлетворение потребностей людей и государства Личное обогащение

Смысл обогащения Служить Вере и Правде Показать свое личное избранничество

Источник богатства Совместный труд Следование своим эгоистическим интересам

Причина бедности Нарушение нравственных законов Леность и глупость людей

Долг богатых Служить обществу Отсутствует

Обращение с бедными Научить их зарабатывать Изгнать из общества, или сам рынок их все равно изгонит

какову пакость на себя нанести, нежели видя что неполезно молчати». Не имея сил умолчать, исполненный «презель-ной горячести» к общему благу, он пишет ряд докладных записок - проектов и три обширных полемических сочинения; пишет, к ущербу для своих дел, «иногда и нужду свою домовную презрев».

И.Т. Посошков - отчаянный правдоискатель. Он считает, что все должно быть сделано правильно. Не разбирая детально источники его вдохновения, упомянем лишь, что на первом месте стоит священное писание (вернее предание, каковым является Новый завет), на втором - государева воля и его, Великого государя, интересы, на третьем - здравый смысл, объединяющий жизненный опыт, практическую смекалку и прикладные исследования.

Главная цель его исследований -«Книга о скудости и богатстве, сие есть изъявление, от чего приключается напрасная скудость и от чего гобзи-витое богатство умножается» - была закончена 24 февраля 1724 г. В общих чертах книга обсуждает два предмета: 1) всенародное обогащение, составляющее истинное царственное богатство, а в связи с этим и пополнение царской казны (царский интерес) и 2) истребление всякой неправды и неисправностей. Эти два предмета

- «богатство» и «правда» - Посошков сознательно объединяет под общим заглавием («Книга о скудости и богатстве»), так как в «истинной правде» видит «невещественное богатство» и находит, что «без насаждения правды» нельзя «народ весь обогатить» [7. С. 1-3].

Основным источником возрастания богатства является «истинная правда». Приведем примеры, как этот ресурс используется и как он не используется (в России) и что надо делать по разумению И.Т. Посошкова [6]:

«В немецких землях, - говорит он, -вельми людей берегут, а наипаче купецких людей: и того ради у них купеческие люди и богаты зело. А наши судьи нимало людей не берегут, и тем небрежением все царство в скудость приводят». И пока не устроится в России прямое правосудие, то «никакими мерами от обид богатым нам быть, яко и в прочих землях, невозможно, такожде и славы добрые нам не нажить: понеже все пакости и непостоянство в нас чинится от неправого суда и от нездравого рассуждения и от нерассмотрительного правления и разбоев... И крестьяне, оставя свои домы, бегут от неправды, и российская земля во многих местах запустела, и все от неправды и от нездравого и от неправого рассуждения». Ввиду этого «правосудное

установление - самое есть дело высокое», «паче всех художеств, на свете сущих». С оговорками о своей мизерности и простоте, Посошков, всецело держась порядка старого судопроизводства, дает подробную инструкцию судье, в особенности настаивая на том, чтобы он был нравственным, богобоязненным человеком. Нравственное увещание поддерживается угрозой великих штрафов и жестоких казней: «невозможно правому суду установитися, аще сто, другое судей не падет: понеже у нас на Руси не-правда весьма застарела...». Жестокими казнями надо вывести также и лжесвидетельство на суде: лжесвидетелям отсекать голову и на колы ставить при входе в канцелярию «и колико лжесвидетелей ни явится, всех рядом головы на коле тыкать».

Теперь попробуем ответить на вопрос: принадлежит ли И.Т. Посошков по своему мировоззрению к одному из известных нам течений экономической мысли?

Обратимся к популярной литературе и воспользуемся таблицей, в которой автор [3. С. 45] сопоставляет основные черты экономического мировоззрения И.Т. Посошкова и А. Смита.

Независимо от того, насколько мы согласны с конкретными характеристиками взглядов И.Т. Посошкова и А. Смита, видно их коренное различие, совпадающее с водоразделом между нормативным и позитивным подходом к экономической науке1.

Это не значит, что автор «Теории нравственных чувств» недооценивал роль моральных, правовых и иных норм человеческого общежития. Но для Смита эти нормы были моральной максимой преследующего свои цели эгоистического индивида2 (позже он был назван homo oeconomicus). Такой индивид был продуктом исторического развития рыночной экономики, сложившейся в условиях европейской цивилизации.

Цивилизация в общем и целом начинается с письменности, позволяющей фиксировать культурные, правовые, экономические и иные нормы бытия и делать их доступными для всех сограждан. Это необходимо в том числе для того, чтобы гражданское право, регулирующее имущественные отношения между людьми, превратилось в инвариант эко-

■о

я

1 Нормативный подход означает, что наука не просто описывает изучаемые явления (как при дескриптивном, описательном подходе), а выдвигает рекомендации: как должна быть устроена и как должна действовать изучаемая система. Разумеется, для этого необходимо, чтобы система сама по природе была нормативной, т.е. воспринимающей управляющие воздействия. Иными словами, нормативный подход формирует менед-жериальную (управленческую) экономику.

2 «То, что мы принимаем за добродетель, нередко оказывается сочетанием корыстных желаний и поступков, искусно подобранных судьбой или нашей собственной хитростью» [11].

30 Тема номера

ъ

НАЦИЯ И ГОСУДАРСТВО В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

номической среды (структуру) человеческой жизнедеятельности. Для такого превращения нужны условия - определенный уровень благосостояния, развития хозяйственной деятельности на основе частной собственности и т.д. Они возникают не вдруг и никогда не подчиняют себе всех людей, многие из которых остаются маргиналами, существующими на периферии гражданского общества. Это не значит, что подобного рода жители не подчиняются правовым нормам, не вступают в экономические отношения, не ведут учет доходов и расходов, потребления частных и общественных благ. Но это означает, что они, как, впрочем, и все остальные, живут в гетерогенной экономико-правовой системе - товарного и натурального хозяйства, гражданского и варварского права. Возникает потребность и необходимость арбитража, примиряющего различные, нередко противоположные интересы.

Арбитром выступает лицо, которому доверено вершить справедливый суд1. В роли кодекса, регулирующего взаимоотношения людей, выступают религиозные, обычные, гражданско-правовые и иные нормы. Для решения спорного вопроса нужна информация, которая опирается на учет имущества, человеческого труда, в целом человеческой деятельности. И здесь мы должны признать, что едва ли главной чертой экономических размышлений И.Т. Посошкова является учет вещественного и невещественного богатства и определение путей его правильного использования. В этом смысле он камералист2, и в этом его принципиальное отличие от экономистов как представителей позитивной экономической науки.

Камералистика связана с так называемым камеральным счетоводством. Это одна из форм простого счетоводства, т.е. без применения метода двойной записи. Как прикладная наука, она начинается со счета денег3. Учету денег предшествует учет имущества в натуральном выражении. Поскольку не было единого стои-

1 «Хотя Посошков говорит определенно о "судебнике" и о "судебной книге'; но, кажется, он по-старому тесно соединяет суд с управлением и под судебником разумеет собрание законов, так же, как он часто называет всяких управителей судьями» [6].

2 Свое название камеральные науки получили от камеральных управлений, создававшихся в средние века князьями, герцогами и королями, имевшими значительное собственное хозяйство. Для подготовки чиновников и управляющих хозяйством крупных феодалов на особых факультетах университетов и в камеральных школах преподавались науки, получившие название камеральных.

3 «Приходно-расходный учет денег, поскольку он существовал сам по себе (т.е. так же отдельно от учета всего остального имущества, как учет одного вида имущества был отделен от учета другого вида), получил название камерального» [5]. Напомним, что один из разделов камералистики был посвящен систематизации способов пополнения государственной казны, т.е. государственных финансов. Под финансами понимали средства государства, полученные в виде денег, материалов, услуг.

4 Позитивная трактовка меркантилизма, опровергающая вошедшие в наши учебники критические замечания А. Смита, содержится в работах многих ученых, начиная от Дж.М. Кейнса и заканчивая Ч. Уилсоном [13. Р. 165-166]. Прекрасная статья о меркантилизме содержится в словаре Брокгауза и Ефрона [4].

5 «Паки немалая пакость крестьянам чинится и оттого, что грамотных людей у них нет... Я чаю, не худо бы было так учинить, чтобы не было и в малой деревне безграмотного человека, положить им крепкое определение, чтобы безотложно детей своих отдавали учить грамоте, и положить им срок года на три или на четыре» [6].

мостного измерителя, постольку учет был возможен через объем услуг, предоставляемых трудом, землей или «капиталом» (совокупностью создаваемых человеком экономических благ). Символом услуги стала монета или другое средство обмена, характерное для полунатурального хозяйства. Отсюда меркантилизм И.Т. Посошкова, ставящего во главу угла накопление товарных денег, выполняющих роль всеобщего эквивалента4: «А и серебряные денги аще и не надлежит их во иные земли отъпускать, обаче лутче их делать из самого ж чистаго серебра, чтоб они противо царе-ивановских денежек чистотою были или бы и лутче, дабы в роды родов имя его и меж поселя-ны славилося чистотою серебров в ден-гах. И таковые денги надлежит в торгах руских иметь, за рубежи отнюд их не отъпускать, за рубежи одни токмо червонцы отъпускать» [7. С. 235].

С точки зрения экономической теории обмен (трансакция) суть обмен правами собственности. Для этого необязательно, при взаимном согласии сторон, иметь звонкую монету. Да и сама монета за пределами функций мировых денег и не подверженного инфляции сокровища, может быть заменена узаконенным правом, обычаем, религией или государевой волей символом. По глубокому убеждению Посошкова: «...надлежит денги ценить своих государей, потому что они власть имут над своими владельцы. А наш великий император сам собою владеет и в своем государстве аще и копейку повелит за гривну имать, то так и может правитися» [7. С. 123].

Счету денег предшествует учет понятий, по которым нужно жить народу. Они концентрируются в обычаях, религии, конфуцианстве и т.п. «Характерной чертой религиозных воззрений Посош-кова является пристрастие к внешней, обрядовой стороне религии. Однако он останавливается на числе поклонов не потому, что придавал им исключительное значение, а потому, что он во всем любил порядок и правила; точно так же,

как, рассуждая о необходимости в канцеляриях писать уписисто, чтобы не было лишней истраты бумаги, он говорит, что на странице следует писать по 40 строк, а в записных книгах не меньше 50» [6]. Это те нормативы «истинной правды», или «невещественного богатства», которые необходимо соблюдать жителям российского государства. Таким образом, исходный пункт анализа - человек в его общественной определенности - член общины (государства), умеющий соблюдать правила общежития и законы, читать, писать5, грамотно хозяйствовать. Охарактеризовать нормы поведения такого человека и условия, способствующие достижению этой цели, - задача, которую ставит перед собой И.Т. Посошков.

Автор книги о скудости и богатстве стремится разумно регламентировать хозяйственное поведение всех участников экономической деятельности:

«И мнитца мне, надлежит крестьянскому двору быть мерою, в долготу и с гуменником пятидесят сажен или шти-десят, а шириною целому двору быть 12 сажен, а полудвору 8 сажен, а четверте двору 6 сажен, а осмушечному 4-х сажен. А дълина всем единаравная, чтобы овины у всех в далекости от двороваго строения были» [7. С. 196].

Такого рода рекомендации касаются всех сторон жизни русского человека. Они увязаны с требованиями камерального учета, в котором «в отличие от па-тримонального (имущественного учета по двойной записи) регистрации подлежат не только расходы и доходы, но и возникновение прав на их осуществление или получение и в первую очередь бюджетные назначения» [10. С. 59]. Посошков, которому эта прикладная наука была неизвестна, пишет в полном соответствии с ее рекомендациями: «А у кого земля собственная, то он ее росчищает и распахивает и навозом наваживает и год от году и худая земля добреет, та-кожде и сенные покосы раскашивают, и от того царскаго величества интерес умножается» [7. С.184]. Для этого, конечно,

«надлежит всем жилым землям и пустошам учинить межи недвижимыя, буде с кем не разделила ни река, ни ручей, ни иная какая недвижимая признака, то присмотреть какую ни естъ недвижимую признаку, коея б нарушить нелзя было. А буде нет таковые признаки, то и на чистом месте мочно зделать недвижимая признака, ибо выкопать яма глубокая, аршина в три или в четыре и шириною такожде, и навозить ее полну каменья болшаго и накласть бугром, чтобы матерые земли выше было, и на то каменье насыпать земли аршина на дъва или бол-ши и тот бугор вековым утином и будет» [7. С. 186].

Таким образом, Посошков не простой ультраортодокс и ригорист, который считает, что отступление от религиозных и других установившихся в государстве норм должно караться вплоть до смертной казни. Он - государственник: «Истинное государственное богатство», как метко разъясняет Посошков, состоит не в финансах, а в благосостоянии народа, и государство должно печься прежде всего о богатстве народа, а не о фискальных своих интересах. «Собранию царских сокровищ», «царскому интересу» он посвящает особую, последнюю главу, а в остальных рассуждает о «всенародном обогащении». «Не то царственное богатство, - говорит он, - еже в царской казне лежащие казны много, ниже то царственное богатство, еже синклит Царского Величества в златотканых одеждах ходит, но то самое царственное богатство, ежели бы весь народ по мерностям своим богат был самыми домовыми внутренними своими богатствы, а не внешними одеждами или позументным украшением»;

«Сие дело невеликое и весьма нетрудное, еже царская сокровища наполнити богатством..., но то великое многотрудное есть дело, еже бы народ весь обогатить». «В коем царстве люди богаты, то и царство то богато; в коем царстве люди будут убоги, то царству тому не можно слыть богатому» [6].

Рассматриваемое нами произведение не стоит особняком от тенденций науки своего времени, а находится именно в той сфере, которая исследовала проблемы «полицейского государства»1. В XVIII веке наблюдался рост числа трудов по проблемам управления, которые в меньшей степени имели научно-систематический характер, в большей практически-инструментальный. Анализировались вопросы повышения эффективности управления с целью усиления и распространения государственной власти, повышения собираемости налогов и сборов, поддержки хозяйства и общего благосостояния. В качестве правового наименования государственного обеспечения «хорошего порядка» в обществе служил термин «власть полиции». Назначением полицейской государственной деятельности считалось обеспечение счастья граждан, безопасности и благосостояния. Соответственно этому с термином «полиция» идентифицировалось внутреннее управление (за исключением управления финансами).

Одной из первых крупных работ, посвященных изучению полиции, стала книга французского ученого Н. Делама-ре (N1. йе!атаге) (1639-1723 гг.) «Трактат

1 «Русским реформатором, придерживающимся модели полицейского управления, был И.Т. Посошков (1652-1726)» [2].

о полиции». Н. Деламаре не определял Г

понятие «полиция», но перечислил все §

предметы полицейской деятельности, Щ

выделил главные ее черты, т.е. те сфе- 3

ры общественных отношений, которые 2

охвачены полицейской деятельностью. 4

оо

В разработанной им системе Деламаре 2 выделил 11 частей той материи, в кото- 5 рой применяется полицейская деятельность: религия; обычаи; здравоохранение; питание; публичный порядок и спокойствие (мир); дорожное хозяйство; торговля; мануфактура (производство); служебный персонал; поденная работа (работа тех, кто продавал свою рабочую силу на один день).

Совпадение с областью интересов его современника И.Т. Посошкова практически стопроцентное. Комментируя произведения последнего, нам бы хотелось провести параллели с современными проблемами российского общества. Это необходимость развивать производственную и общественную инфраструктуру, включая то, что ранее называлось полицейскими услугами. Актуальным является также развитие униграфическо-го учета2, позволяющего охватить сферы хозяйственной жизни, которые обычно относят к провалам рынка. С точки зрения экономической науки это нормативный подход, позволяющий включить в организацию и управление хозяйством семью, общину, государство. Обращение экономистов и управленцев к трудам такого рода, включая «Книгу о скудости и богатстве», более чем обосновано.

2 Униграфическая бухгалтерия - простая инвентарная система, которая без помощи двойной записи информационно воспроизводит факты хозяйственной жизни в тех единицах измерения, в которых они возникают.

32 Тема номера

>

► НАЦИЯ И ГОСУДАРСТВО В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

Источники

1. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 46. Ч. 1.

2. Маршев В.И. История управленческой мысли: учебник. М.: ИНФРА-М, 2012.

3. Мединский В.Р. О русском воровстве, особом пути и долготерпении. URL: www.rulit.net/books/o-russkom-vorovstve-osobom-puti-i-dolgoterpenii-read-96587-45.html.

4. Меркантилизм. URL: http://dic.academic.ru/contents.nsf/ brokgauz_efron/

5. Основные учетные парадигмы - методология бухгалтерского учета. URL: http://buhlabaz.ru/bukhgalterskij-uchet/istoriya-bukhgalterskoj-mysli/osnovnye-uchetnye-paradigmy.html

6. Павлов-Сильванский Н.П. Посошков Иван Тихонович // Большая биографическая энциклопедия. URL: http://dic.academic.ru/ contents.nsf/enc_biography/

7. Посошков И.Т. Книга о скудости и богатстве и другие сочинения / ред. и коммент. д-ра ист. наук, проф. Б.Б. Кафенгауза. М.: Изд-во Академии наук СССР, 1951.

8. Самоорганизация. URL: www.vslovare.ru.

9. Серков А.А. Синергетические аспекты моделирования социально-экономических процессов. Екатеринбург: Изд-во АМБ, 2008.

10. Соколов Я.В. Бухгалтерский учет: от истоков до наших дней: учеб. пособие для вузов. М.: Аудит, ЮНИТИ, 1996.

11. Франсуа де Ларошфуко. Максимы и моральные размышления. URL: http://www.lib.ru/INOOLD/LAROSHFUKO/larosh1_3.txt

12. Prigogine I., Stengers I. Order out of chaos. Man's new dialogue with nature. L.: Heinemann, 1984.

13. Wilson C. England's Apprenticeship, 1603-1763. NY, 1984.

References

1. Marks K., Engels F. The complete works. [Sochineniya]. Vol. 46. Part 1.

2. Marshev V.I. The history of managerial thought. [Istoriya uprav-lencheskoy mysli]. Moscoe, INFRA-M Publ., 2012.

3. Medinskiy V.R. On stealing, special path and tolerance in Russia. [0 russkom vorovstve, osobom puti i dolgoterpenii]. Available at: www. rulit.net/books/o-russkom-vorovstve-osobom-puti-i-dolgoterpenii-read-96587-45.html.

4. Mercantilism. Available at: http://dic.academic.ru/contents.nsf/ brokgauz_efron/

5. The fundamental accounting paradigms - the accounting methodology. [Osnovnye uchetnye paradigmy - metodologiya bukhgalterskogo ucheta]. Available at: http://buhlabaz.ru/bukhgalterskij-uchet/istoriya-bukhgalterskoj-mysli/osnovnye-uchetnye-paradigmy.html

6. Pavlov-Silvanskiy N.P. The Great Biographical Encyclopedia. [Bol'shaya biograficheskaya entsiklopediya]. Available at: http://dic.aca-demic.ru/contents.nsf/enc_biography/

7. Pososhkov I.T. The book on poverty and wealth and other writings. [Knigaoskudostiibogatstveidrugiesochineniya]. Edited and commented by B.B. Kafengauz. Moscow, Academy of Sciences of the USSR Publ., 1951.

8. Self-organization. [Samoorganizatsiya]. Available at: www.vslovare.ru.

9. Serkov A.A. Synergy aspects of socio-economic processes modelling. [Sinergeticheskie aspekty modelirovaniya sotsial'no-ekonomicheskikh protsessov]. Yekaterinburg, AMB Publ., 2008.

10. Sokolov Ya.V. Accounting: from the origins to the present time. [Bukhgalterskiy uchet:otistokovdo nashikh dney]. Moscow, Audit, YUNITI, 1996.

11. François de La Rochefoucauld. Maxims and moral reflections. [Maksimy i moral'nye razmyshleniya]. Available at: www.lib.ru/INOOLD/ LAROSHFUKO/larosh1_3.txt

12. Prigogine I., Stengers I. Order out of chaos. Man's new dialogue with nature. L., Heinemann, 1984.

13. Wilson C. England's Apprenticeship, 1603-1763. NY, 1984.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.