Научная статья на тему 'У истоков познания: миф в когнитивной памяти европейской цивилизации'

У истоков познания: миф в когнитивной памяти европейской цивилизации Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
485
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИФ / ИСТОРИЯ / ПОЗНАНИЕ / БУДУЩЕЕ / ЭМОЦИИ / РАЗУМ / ИДЕНТИФИКАЦИЯ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Обидина Ю.С.

В статье рассматривается мифологическое мышление в качестве отправной точки развития когнитивного потенциала европейской цивилизации. В качестве эмпирической базы исследования выступает древнегреческое мифологическое сознание, отличающееся амбивалентностью и равным вниманием как к рациональным, так и иррациональным сторонам познания, так как древнегреческая культура признавала оба измерения сознания и высоко ценила баланс между страстью и разумом. Отмечается, что мифологическое сознание концептуализируется в форме повествования, что позволяет включать в когнитивные практики не только представления о прошлом и настоящем, но и о будущем. Доказывается, что миф и повествование представляют собой способ понять мир и являются ранней стадией нашей когнитивной эволюции. Помимо того, что мифы дали цель древнему человечеству, они дали ему свое первое словесно сформулированное осознание будущего. Показано, что мифы легли не только в основу традиционных религий, но и заложили основы механистического, рационального понимания действительности в западных когнитивных практиках. Сделан вывод о том, что появление абстрактной греческой философии ясно олицетворяет новый образ мышления и способ сознания, которые появились в западной цивилизации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «У истоков познания: миф в когнитивной памяти европейской цивилизации»

УДК 94

DOI: 10.30914/2411-3522-2018-4-2-38-43

У ИСТОКОВ ПОЗНАНИЯ: МИФ В КОГНИТИВНОЙ ПАМЯТИ ЕВРОПЕЙСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ

Ю. С. Обидина

Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского, Институт международных отношений и мировой истории, г. Нижний Новгород

AT THE ORIGIN OF COGNITION: THE MYTH IN THE COGNITIVE HISTORY OF EUROPEAN CIVILIZATION

Yu. S. Obidina

National Research Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod, Institute of International Relations and World History, Nizhny Novgorod

В статье рассматривается мифологическое мышление в качестве отправной точки развития когнитивного потенциала европейской цивилизации. В качестве эмпирической базы исследования выступает древнегреческое мифологическое сознание, отличающееся амбивалентностью и равным вниманием как к рациональным, так и иррациональным сторонам познания, так как древнегреческая культура признавала оба измерения сознания и высоко ценила баланс между страстью и разумом. Отмечается, что мифологическое сознание концептуализируется в форме повествования, что позволяет включать в когнитивные практики не только представления о прошлом и настоящем, но и о будущем. Доказывается, что миф и повествование представляют собой способ понять мир и являются ранней стадией нашей когнитивной эволюции. Помимо того, что мифы дали цель древнему человечеству, они дали ему свое первое словесно сформулированное осознание будущего. Показано, что мифы легли не только в основу традиционных религий, но и заложили основы механистического, рационального понимания действительности в западных когнитивных практиках. Сделан вывод о том, что появление абстрактной греческой философии ясно олицетворяет новый образ мышления и способ сознания, которые появились в западной цивилизации.

Ключевые слова: миф, история, познание, будущее, эмоции, разум, идентификация.

The article considers mythological thinking as the starting point for the development of the cognitive potential of European civilization. The empirical basis of the study is the ancient Greek mythological consciousness, which is characterized by ambivalence and equal attention to both rational and irrational aspects of cognition, since the ancient Greek culture recognized both dimensions of consciousness and appreciated the balance between passion and reason. It is noted that the mythological consciousness is conceptualized in the form of narrative, which allows to include in cognitive practices not only perceptions about the past and the present, but also about the future. It is proved that myth and narration are a way to understand the world and are an early stage of our cognitive evolution. In addition to the fact that the myths gave the goal to the ancient mankind, they gave mankind its first verbally formulated awareness of the future. It is shown that myths formed not only the basis of traditional religions, but also laid the foundations for a mechanistic, rational understanding of reality in Western cognitive practices. It is concluded that the emergence of abstract Greek philosophy clearly represents a new way of thinking and a way of consciousness that appeared in Western civilization.

Keywords: myth, history, cognition, future, emotions, mind, identification.

С развитием междисциплинарных подходов в науке появляются новые концепции, которые способствуют изучению эволюции сознания. Хотя доисторические «мифологемы» и другие художественные произведения содержат пророчества о бу-

дущем, в настоящее время нет точного или надежного способа расшифровки подробных значений этих древних образов. Согласно Дж. Фрейзеру, нет никаких очевидных доказательств в доисторическом искусстве, которые позволили бы нам

© Обидина Ю. С., 2018

понять, как люди думали о прошлом или будущем, и уж тем более описать это в глобальных или универсальных терминах [6]. По-видимому, доисторических людей в большей степени занимали вполне конкретные проблемы [2]. Вопросы о происхождении или судьбе Вселенной, или даже человечества, похоже, не волновали их. Тем не менее именно в это время появляются зачатки будущего познания и первые записанные взгляды на будущее.

Самые ранние письменные идеи о будущем являются мифологическими по содержанию и включают в себя как описания прошлого, так и пророчества о будущем, включая объяснения происхождения и цели существования человечества и Вселенной. Внутри этих древних мифов прошлое и будущее связаны причинно и тематически - будущее вытекает из прошлого. Эти древние мифические взгляды на происхождение, историю и будущее человечества и Вселенной неизменно содержат отсылки к божествам - богам и богиням.

Поскольку прошлое и будущее в древнем мифе персонифицировано, божества по-разному воспринимаются в качестве сверхъестественных, активно участвуют в управлении событиями и человеческой историей - они трансцендентны и имманентны. Часто эти божества ответственны за создание Вселенной и человечества, и часто они оказывают значительное влияние или определяют будущее и конечную цель Космоса. Будущее часто рассматривается как контролируемое судьбой и волей богов. Мифические взгляды обычно выражаются в повествовательной форме, в которую включаются личности и личные проблемы, межличностные конфликты. Другими словами, жизнь Вселенной и сага человечества концептуализируются как рассказы.

Древние мифы станут одним из основных источников вдохновения для развития традиционных религий во всем мире. Социально организованные религии включали в свои системы убеждений более ранние мифические истории и пророчества, а также ритуалы и моральные системы поведения, которые давали наставления для того, как жить. Миф также повлиял на развитие древних философских взглядов на реальность, время, мораль и будущее.

Таким образом, мифы предоставили первые систематические объяснения истории и первые пророчества о будущем. Для большей части за-

писанной истории основным способом понимания прошлого и будущего был именно миф -рассказы и саги, описывающие проблемы, смысл и цель жизни.

Тот факт, что наши ранние письменные объяснения прошлого и будущего были мифическими по своей форме, может быть помещен в эволюционный контекст. Вероятно, с появлением пещерного искусства совпадает и создание мифологем, в которых люди начали разрабатывать объяснения природы и человеческой реальности в форме повествовательных мифов. Этот новый интегратив-ный когнитивный потенциал был тесно связан с появлением языка, обеспечивающего инструмент для создания и передачи интегративных объяснений. Следовательно, когда человечество овладело письменным словом (около 3000 г. до н. э.), сведения, переданные предыдущими поколениями, представляли собой определенный образ мышления, характерный для ранней истории нашего вида - повествовательный мифический образ мышления. Миф и повествование представляют собой способ понять мир, именно они являются ранней стадией нашей когнитивной эволюции.

Хотя мифы часто, особенно с научной точки зрения, воспринимаются как формы суеверия без какой-либо рациональной или фактической основы, они являются выражением стремления человечества понять мир последовательным и значимым образом. Неслучайно мифическое сознание изучалось с разных точек зрения. Как утверждает М. Дональд, мифическое мышление является эволюционным шагом в попытке человечества осознать реальность [3, р. 210-268]. Согласно М. Гелл-Ман-ну, мифы дают ощущение реальности, обеспечивают вдохновение для отдельных людей и культур и дают обществу своеобразную идентичность [7, р. 278-280]. Психологи выделяют четыре основные функции мифа: мифы обеспечивают чувство личной идентичности, чувство общности, поддержку моральных ценностей и имеют дело с тайнами творения. Еще Дж. Фрейзер отмечал, что религиозные мифы обеспечивают ощущение стабильности в течение времени и направлены на нивелирование беспокойства, связанного с фактом человеческой смертности [6, р. 95]. Эти функции мифов имеют важное значение для психологического и социального благополучия людей. Помимо того, что мифы дали цель древнему человечеству, они дали человечеству свое первое словесно сформулированное осознание будущего.

Что особенно важно в мифе, так это то, что он олицетворяет собой особый образ опыта и способ мышления о жизни, истории и будущем. По сути, миф - это рассказ, повествование, включающее последовательность связанных событий, часто содержащих драматический сюжет с разрешением и некоторой предполагаемой моралью или смыслом. И историю, и будущее можно описать в повествовательной форме. Повествование представляет собой динамическое и временное описание реальности. Но повествование также обеспечивает способ понимания, который придает жизни последовательность и ценность. События жизни связаны друг с другом в одной истории, а некоторые общие значения указывают на историю, объединяющую все события внутри нее. Концептуализация жизни как истории - это форма временного сознания, которая дает смысл и порядок изменения процессов времени.

Задача данной статьи - показать, что именно в мифологическом мышлении были заложены основы когнитивной практики человечества. В качестве эмпирической базы будет рассмотрено греческое мифологическое сознание, ибо оно, во-первых, легло в основу западной мыслительной концепции, а во-вторых, имело существенное отличие от мифологического мышления Востока.

Древнюю Грецию часто называют колыбелью западной цивилизации. Тем не менее мы находим в Древней Греции сочетание противоположностей - хаоса и порядка, любви и ненависти, безумия и разума, мистицизма и рационализма, мифа и рационального мышления. С одной стороны, греки концептуализировали реальность в форме повествования. С другой стороны, участвовали в многочисленных ритуалах и «тайных культах», в которых, как они считали, они мистически соприкасались со своими божествами. Именно Древняя Греция ввела в абсолют поклонение воскрешенному, темному божеству Дионису - богу вина, танца, секса, эмоций и хаоса. Но Древняя Греция также является родиной западной философии - абстрактных и рациональных систем Парменида, Платона и Аристотеля, которые бросили вызов основам мифологического мышления. И неслучайно, что у греков также был бог, связанный с разумом и порядком - Аполлон.

Помимо контраста мифологического и теоретического мышления в Древней Греции важно также подчеркнуть контраст разума и мышления со страстью и эмоциями. Эмоции и разум часто рассмат-

риваются как два разных и противоположных способа познания. В древнегреческой мифологии рациональные и эмоциональные подходы к жизни олицетворялись богами Аполлоном и Дионисом. Древнегреческая культура признавала оба измерения сознания и высоко ценила баланс между страстью и разумом.

Хотя религия часто характеризуется как более эмоциональная, чем рациональная, особенно когда она противопоставлена науке, и разум, и страсть можно найти во всех религиях. Существуют сильные рационалистические традиции в иудаизме, христианстве и исламе, которые подчеркивают ценность разума в поисках истины и просветления. Эта рационалистическая сторона западной религии во многом обязана грекам. Тем не менее различные религиозные практики часто подчеркивают эмоциональное измерение человеческого опыта.

Следовательно, хотя эмоции и разум, несомненно, переплетаются в человеческом сознании, мы четко видим две традиции на Западе, которые соответственно выражают либо эмоциональную, либо рациональную сторону человеческого сознания. Эти две традиции, Дионисийская и Аполлоний-ская, повлияли не только на религиозное, но и на светское мышление. Но если греки ценили обе стороны человеческого разума, то дальнейшая история человечества, особенно в формате западной цивилизации, стала свидетелем конфликта и колебаний между этими двумя измерениями человеческого познания.

Две из самых влиятельных книг, когда-либо написанных на Западе, - «Илиада»1 и «Одиссея»2 Гомера. «Илиада» рассказывает часть истории осады Трои - сага о Елене, Парисе, Агамемноне, Ахиллесе, Гекторе и множестве других греческих и троянских персонажей. «Одиссея» описывает путешествие и возвращение Одиссея в свой дом на Итаке после битвы при Трое. В обеих поэмах греческие боги и богини часто взаимодействуют с людьми. Фактически большинство основных событий в эпосе организуются и управляются божествами. Например, нападение на Трою со стороны греков было предположительно спровоцировано личным конфликтом между греческими богинями Герой, Афиной и Афродитой.

1 Гомер. Илиада / пер. с древнегреч. Н. Гнедича; ил. Д. Бисти. М.: Дюна, 1993.

2 Гомер. Одиссея / пер. с древнегреч. В. Вересаева. М.: Просвещение, 1987.

Читая поэмы, мы ощущаем постоянное присутствие богов в повседневном опыте древних греков и троянцев. Греки считали, что боги и богини являются живой и активной реальностью в их жизни. На самом деле боги, возможно, тоже были в сознании древних греков. Боги и богини не только определяли события природы, но также рассматривались как руководство к действию, определение мыслей, чувств и действий людей. Как сказано в «Илиаде» и «Одиссее», древние греки часто приписывали свое поведение воле и мыслям богов. Они слышали голоса богов и повиновались их заповедям.

Основываясь на поэмах Гомера, психолог Джулиан Джейнс утверждал, что древние люди действительно слышали голоса богов в своих головах. До развития современного рационального способа познания, когда мы ощущаем наше внутреннее «я» как источник, причину и мотив наших действий, у древних людей не было такого ясного и единственного осознанного чувства самоопределения. Они ощущали присутствие и слышали голоса других «я», которые они отождествляли со своими предками, богами и различными духами [8]. Другими словами, древние люди говорили и действовали так, как будто боги давали им указания о том, как жить.

Действительно, человеческий ум пережил фундаментальные изменения в мышлении и сознании, связанные с повышенным акцентом на линейную рациональность, грамотность и абстрактное мышление и, самое главное, повышенное чувство собственной ответственности. Но свидетельства из древнего мира наполнены бесчисленными пророками, прорицателями и провидцами, которые видели и ощущали присутствие божеств и духов. Похоже, с развитием западной цивилизации произошел общий сдвиг в сторону растущего чувства самоопределения в отношении будущего.

Однако в исследовательском сообществе существует и другой взгляд на «Илиаду» и «Одиссею»; он полагает, что в этих поэмах проявляется начало современного человеческого сознания и что на самом деле они выражают смысл борьбы человеческого разума, пытающегося освободиться от подчинения богам и добиться самоидентификации. Тема борьбы с божественными силами является одним из ключевых событий в греческом мышлении, которое существенно повлияло на западный взгляд на будущее - в частности, на мысль

0 том, что человечество может предопределить свое собственное будущее.

«Илиада» и «Одиссея» - это не столько эпос, а в некоторых отношениях первые «повествования», населенные героическими фигурами, которые являются полностью развитыми персонажами, отражающими сильные и слабые стороны человека. Боги и богини в древнегреческом эпосе не являются непознаваемыми или возвышенными над миром людей, а участвуют и присутствуют в истории, и эти божества явно имеют свои собственные недостатки - мудрость богов в эпосе постоянно подвергается сомнению.

При этом поэмы олицетворяют как трагическую, так и героическую ипостась, поскольку человеческие герои не всегда успешно сражаются против воли богов. Существует растущее осознание свободной воли, выраженное в текстах поэм, и обнадеживающее ощущение, что будущее может быть положительно направлено усилиями человеческих персонажей. Древние греки видели жизнь как борьбу за осознание своего потенциала и определение своей судьбы перед богами, силами судьбы и присущими им слабостями человеческого характера. Как воплощено в героическом и все же трагическом герое, человеческий характер в греческой литературе и мышлении пришел к осознанию того, что судьба человека была в его собственных руках [1].

Это понимание также привело к осознанию того, что руководство собственной жизнью было наполнено препятствиями и проблемами, некоторые из которых исходили от самого человека. Тем не менее греки, начиная с «Илиады» и «Одиссеи», разработали оптимистическое видение своей способности создавать позитивное будущее [12, p. 125, 138-139].

Обращаясь к ранним мифическим элементам в греческом мышлении, примерно в то же время, когда Гомер создавал свои эпические поэмы о человечестве и богах, поэт Гесиод1 создавал свою теогонию, в которой он описал создание мира и происхождение богов, Согласно Гесиоду, вначале был Хаос, а из Хаоса произошли Гея (земля), Тартар (бездна) и Эрос (любовь). Хаос также произвел Ночь и Тьму, которые спаслись с помощью Эроса, чтобы произвести День. Земля родила Океан, горы и небо (Уран). Земля и небо -

1 Гесиод. Теогония // Эллинские поэты ЖИЛ вв. до н. э. Эпос. Элегия. Ямбы. Мелика / отв. ред. М. Л. Гаспаров. М.: Ладомир, 1999.

Гея и Уран произвели первых богов и богинь древней Греции. Кронос - сын Урана и предводитель Титанов, который в конце концов станет Богом Времени, узурпировал власть своего отца, но в свою очередь был свергнут сыном Зевсом, ставшим верховным правителем всех греческих богов и богинь. Большинство богов и богинь в поэмах Гомера - дети Кроноса (братья и сестры Зевса) или дети Зевса и других богинь. Начиная с Хаоса, греческий пантеон богов и богинь, поглощенный внутренним соперничеством, бурными романами, ревностью и конфликтами, стал всеохватывающим патриархатом с верховным богом, восседающим высоко на Олимпе [9, p. 49-50; 6, p. 100-101].

Греческий миф и религия - это объединение многих традиций, волн иммиграции и вторжения и местных обычаев. До времен Гомера древний Крит к югу от Греции, чья культура повлияла на греков, по-видимому, практиковал религию, основанную на поклонении Богине-матери. Но Крит был в конечном итоге разрушен индоевропейскими вторжениями с севера, которые принесли туда патриархальную систему убеждений [4].

Одним из самых популярных взглядов на творение и время в Древней Греции является миф об Океане, великой реке, которая течет и окружает мир. Океан, временами отождествляемый с Кроносом, вечен и представляет бесконечный цикл времени. Океан - это мировая душа и источник всего творения, в том числе богов и богинь [5, р. 34].

Таким образом, греки олицетворяли своей мифологией создание Вселенной и силы природы.

Мир был оживлен различными божествами и духами. Приблизительного до 500 г. до н. э. люди воспринимали природу как принципиально живую, что можно назвать «органическим взглядом» на реальность [11]. Однако, начиная с Древней Греции, в конечном счете в западной цивилизации, возникло другое мировоззрение, «механистический» и «рационалистический» взгляд, который преобразовал человеческий разум и человеческое общество.

Существуют различные описания и объяснения этого изменения в мышлении. В Древней Греции это изменение связано с появлением абстрактной философии (около 600-400 гг. до н. э.). Подобные изменения в мышлении также имели место на Востоке, в абстракциях даосизма и индуизма и в интроспективных философиях буддизма и Упанишад.

Несмотря на то, что это изменение, по-видимому, произошло в разных частях мира, следует отметить, что греки ценили как разум и порядок, так и страсть, и хаос; даже с развитием абстрактной рациональной философии они продолжали отдавать дань уважения своим богам и богиням и практиковать мистические культы, такие как обряды Диониса и Элевсинские таинства, и боролись за свое самоопределение, о чем свидетельствуют их великие литературные произведения, особенно трагедия. Тем не менее появление абстрактной греческой философии ясно олицетворяет новый образ мышления и способ сознания, которые появились в западной цивилизации, явившей собой пример конфликта и колебаний между этими двумя измерениями человеческого познания.

Литература

1. Обидина Ю. С. Развитие идеи бессмертия с древнейших времен до утверждения христианства. Йошкар-Ола, 2003. 179 с.

2. Christian D. Maps of Time: An Introduction to Big History. Berkeley, CA: University of California Press, 2004.

3. Donald M. Origins of the Modern Mind: Three Stages in the Evolution of Culture and Cognition. Cambridge, Massachusetts: Harvard University Press, 1991.

4. Eisler R. Sacred Pleasure: Sex, Myth, and the Politics of the Body. San Francisco: HarperCollins, 1995.

5. Franz M.-L. von. Time: Rhythm and Repose. New York: Thames and Hudson, 1978.

6. Fraser J. T. Time, the Familiar Stranger. Redmond, Washington: Tempus, 1987.

7. Gell-Mann M. The Quark and the Jaguar: Adventures in the Simple and the Complex. New York: W. H. Freeman and Company, 1994.

8. Jaynes J. The Origin of Consciousness in the Breakdown of the Bicameral Mind. Boston; New York, 1976. 512 p.

9. Noss D. A History of the World' s Religions. 10th Ed. Upper Saddle River, N. J.: Prentice Hall, 1999.

10. Polak F. The Image of the Future. Abridged Edition by Elise Boulding. Amsterdam: Elsevier Scientific Publishing Company, 1973.

11. Sahtouris E. Earth Dance: Living Systems in Evolution. Lincoln, Nebraska: Universe Press, 2000.

12. Watson P. Ideas: A History of Thought and Invention from Fire to Freud. New York: Harper Collins Publishers, 2005.

References

1. Obidina Yu. S. Razvitie idei bessmertiya s drevnejshikh vremen do utverzhdeniya hristianstva. [The development of the idea of immortality from ancient times to the adoption of Christianity], Yoshkar-Ola, 2003. 179 p. (In Russ.).

2. Christian D. Maps of Time: An Introduction to Big History. Berkeley, CA: University of California Press, 2004.

3. Donald M. Origins of the Modern Mind: Three Stages in the Evolution of Culture and Cognition. Cambridge, Massachusetts: Harvard University Press, 1991.

4. Eisler R. Sacred Pleasure: Sex, Myth, and the Politics of the Body. San Francisco: HarperCollins, 1995.

5. Franz M.-L. von. Time: Rhythm and Repose. New York: Thames and Hudson, 1978.

6. Fraser J. T. Time, the Familiar Stranger. Redmond, Washington: Tempus, 1987.

7. Gell-Mann M. The Quark and the Jaguar: Adventures in the Simple and the Complex. New York: W. H. Freeman and Company, 1994.

8. Jaynes J. The Origin of Consciousness in the Breakdown of the Bicameral Mind. Boston; New York, 1976. 512 p.

9. Noss D. A History of the World' s Religions. 10th Ed. Upper Saddle River, N. J.: Prentice Hall, 1999.

10. Polak F. The Image of the Future. Abridged Edition by Elise Boulding. Amsterdam: Elsevier Scientific Publishing Company, 1973.

11. Sahtouris E. Earth Dance: Living Systems in Evolution. Lincoln, Nebraska: Universe Press, 2000.

12. Watson P. Ideas: A History of Thought and Invention from Fire to Freud. New York: Harper Collins Publishers, 2005.

Статья поступила в редакцию 20.05.2018 г.

Submitted 20.05.2018.

Для цитирования: Обидина Ю. С. У истоков познания: миф в когнитивной памяти европейской цивилизации // Вестник Марийского государственного университета. Серия «Исторические науки. Юридические науки». 2018. Т. 4. № 2. С. 38-43. DOI: 10.30914/2411-3522-2018-4-2-38-43

Citation for an article: Obidina Yu. S. At the origin of cognition: the myth in the cognitive history of European civilization. Vestnik of the Mari State University. Chapter "History. Law ". 2018, vol. 4, no. 2, pp. 38-43. DOI: 10.30914/2411-3522-2018-4-2-38-43

Обидина Юлия Сергеевна, доктор философских наук, доцент, Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского; Институт международных отношений и мировой истории, профессор кафедры Истории средневековых цивилизаций, г. Нижний Новгород, ORCID 0000-0002-1133-5733, basiley@mail.ru

Yuliya S. Obidina, Dr. Sci. (Philosophy), associate professor, National Research Loba-chevsky State University of Nizhny Novgorod; Institute of International Relations and World History, Professor of the Department of History of Medieval Civilizations, Nizhny Novgorod, ORCID 0000-0002-1133-5733, basiley@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.