Научная статья на тему 'У истоков отечественной педиатрии (x начало XVIII В. В. )'

У истоков отечественной педиатрии (x начало XVIII В. В. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
2113
294
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ / ИСТОРИЯ МЕДИЦИНЫ / CHILDREN / HISTORY OF MEDICINE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Микиртичан Галина Львовна, Суворова Р. В.

В СТАТЬЕ ПРЕДСТАВЛЕНЫ СВЕДЕНИЯ О НАРОДНОЙ «ПЕДИАТРИИ» НА РУСИ. РАССМОТРЕНО ОТНОШЕНИЕ К ДЕТЯМ, СПОСОБЫ УХОДА ЗА РЕБЁНКОМ, ПРИЁМЫ ЛЕЧЕНИЯ ДЕТЕЙ, ЭЛЕМЕНТЫ ПРОФИЛАКТИКИ ДЕТСКИХ БОЛЕЗНЕЙ. СТАТЬЯ НАПИСАНА НА ОСНОВАНИИ ПЕРВОИСТОЧНИКОВ. ИССЛЕДОВАЛИСЬ ЛЕЧЕБНИКИ, ХРАНЯЩИЕСЯ В ОТДЕЛЕ РУКОПИСЕЙ РОССИЙСКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКИ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ: ИЗ СОБРАНИЯ А.А. ТИТОВА ЛЕЧЕБНИК КОНЦА XVII В.; ЛЕЧЕБНИК 1656; АПТЕКА ДОМОВАЯ БОЛЬШАЯ ГУРЧИНА ДАНИИЛА, 1708; ПРОХЛАДНЫЙ ВЕРТОГРАД, КОНЕЦ XVII НАЧАЛО XVIII ВВ. И ДР

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IN THE CRADLE OF RUSSIAN PEDIATRICS (X EARLY XVIII CENTURIES)

THE ARTICLE OUTLINES DATA ON TRADITIONAL FOLK «PEDIATRICS» IN RUSSIA, COVERING ATTITUDE TO CHILDREN, WAYS OF TAKING CARE FOR A CHILD, MEANS OF TREATMENT AND PROPHYLAXIS OF CHILDREN'S DISEASES. THE ARTICLE REVIEWS THE PROTOSOURSES, INVESTIGATING THE TREATMENT MANUSCRIPTS KEPT IN THE NATIONAL LIABRARY OF ST. PETERBURG: THE TREATMENT MANUSCRIPT OF THE END OF XVII CENTURY FROM THE COLLECTION OF TITOV, THE TREATMENT MANUSCRIPT OF 1656, THE GRAND HOME APOTHEQUE OF GURCHIN DANIIL (1708); THE FRESH VERTOGRAD OF THE END OF XVII THE BEGINNING OF XVIII CENTURIES AND OTHERS.

Текст научной работы на тему «У истоков отечественной педиатрии (x начало XVIII В. В. )»

Из истории педиатрии

Г.Л. Микиртичан, Р.В. Суворова

Санкт-Петербургская государственная педиатрическая академия

У истоков отечественной педиатрии (X — начало XVIII в.в.)

В СТАТЬЕ ПРЕДСТАВЛЕНЫ СВЕДЕНИЯ О НАРОДНОЙ «ПЕДИАТРИИ» НА РУСИ. РАССМОТРЕНО ОТНОШЕНИЕ К ДЕТЯМ, СПОСОБЫ УХОДА ЗА РЕБЁНКОМ, ПРИЁМЫ ЛЕЧЕНИЯ ДЕТЕЙ, ЭЛЕМЕНТЫ ПРОФИЛАКТИКИ ДЕТСКИХ БОЛЕЗНЕЙ. СТАТЬЯ НАПИСАНА НА ОСНОВАНИИ ПЕРВОИСТОЧНИКОВ. ИССЛЕДОВАЛИСЬ ЛЕЧЕБНИКИ, ХРАНЯЩИЕСЯ В ОТДЕЛЕ РУКОПИСЕЙ РОССИЙСКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКИ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ: ИЗ СОБРАНИЯ А.А. ТИТОВА ЛЕЧЕБНИК КОНЦА XVII В.; ЛЕЧЕБНИК 1656; АПТЕКА ДОМОВАЯ БОЛЬШАЯ ГУРЧИНА ДАНИИЛА, 1708; ПРОХЛАДНЫЙ ВЕРТОГРАД, КОНЕЦ XVII — НАЧАЛО XVIII ВВ. И ДР.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: ДЕТИ, ИСТОРИЯ МЕДИЦИНЫ.

Контактная информация:

Микиртичан Галина Львовна,

доктор медицинских наук, профессор,

заведующая кафедрой гуманитарных

дисциплин и биоэтики Санкт-Петербургской

государственной педиатрической

медицинской академии

Адрес: 194100, Санкт-Петербург,

ул. Литовская, д. 2,

тел. (812) 542-55-65

Статья поступила 20.12.2005 г.,

принята к печати 15.03.2006 г.

Современные информационные технологии позволяют врачам всего мира пользоваться единой терминологией, руководствоваться общими принципами в диагностике и лечении. В то же время в каждой стране имеются свои особенности в развитии медицины, в том числе педиатрии. Эти особенности в большей мере относятся к истории медицины.

Истоки отечественной педиатрии своими корнями уходят в далёкое прошлое. Основными формами медицины России разбираемого периода были народная и профессиональная, но преобладающей являлась народная медицина. Составной частью народной медицины является народная «педиатрия». Под этим термином понимается совокупность способов ухода за ребёнком, приёмов лечения детей и элементов профилактики детских болезней, накапливаемых веками.

Опыт народной педиатрии отражён в рукописных лечебниках и травниках в виде дополнений и поправок к основному тексту. В разных лечебниках можно встретить от одной до нескольких глав, касающихся детей. Целью настоящей работы был анализ истоков отечественной педиатрии по литературным источникам Х — начала ХVШ века. Исследовались лечебники, хранящиеся в отделе рукописей национальной библиотеки в Санкт-Петербурге: из собрания А.А. Титова лечебник конца XVII в.; Лечебник 1656; Аптека домовая большая Гурчи-на Даниила, 1708; Прохладный вертоград, конец XVII — начало XVIII вв. и др. В ряде лечебников имеются специальные разделы о детских болезнях. Обычно они имели следующие названия: «О рождении младенческом»; «Како дитя новородившееся беречь и кормить и строить его ко здравию»; «О млеке и мамке, како выбирать их и коль долго дитя кормити»; «О младенческих болезнях»; «О возрасте человеческом и како подобает коегождо врачевати и како по его возрасту коего врачевания подавати и в кую меру».

Сведения о положении детей, об отношении к ним мы находим в различных древних уставах, духовных завещаниях и других документах. Отношение к детям, забота о них, развитие народной педиатрии во всех странах зависели от условий жизни народа. На Руси, где основная часть населения с древнейших

97

G.L. Mikirtichan , R.V. Suvorova

St. Petersburg State Pediatric Medical Academy

In the cradle of Russian Pediatrics (X — early XVIII centuries)

THE ARTICLE OUTLINES DATA ON TRADITIONAL FOLK «PEDIATRICS» IN RUSSIA, COVERING ATTITUDE TO CHILDREN, WAYS OF TAKING CARE FOR A CHILD, MEANS OF TREATMENT AND PROPHYLAXIS OF CHILDREN'S DISEASES. THE ARTICLE REVIEWS THE PROTOSOURSES, INVESTIGATING THE TREATMENT MANUSCRIPTS KEPT IN THE NATIONAL LIABRARY OF ST. PETERBURG: THE TREATMENT MANUSCRIPT OF THE END OF XVII CENTURY FROM THE COLLECTION OF TITOV, THE TREATMENT MANUSCRIPT OF 1656, THE GRAND HOME APOTHEQUE OF GURCHIN DANIIL (1708); THE FRESH VERTOGRAD OF THE END OF XVII — THE BEGINNING OF XVIII CENTURIES AND OTHERS. KEYWORDS: CHILDREN, HISTORY OF MEDICINE.

Из истории педиатрии

времён перешла к осёдлому образу жизни, занималась земледелием, рыболовством, ремёслами, появились условия для многодетной семьи и постепенно стали складываться обычаи ухода за детьми и их лечения. Помощь грудным и малолетним детям исторически развивалась как составная часть повивального искусства и на протяжении многих столетий сосредоточивалась у представителей народной медицины — повивальных бабок.

Естественно, что специальных сведений по анатомии и физиологии детского организма ещё не существовало. Однако мы встречаемся с первой попыткой периодизации детского возраста. С древнейших времен на Руси было принято деление жизни человека на семь степеней: «...младенец, детинец, отроча, юноша, муж, средовечие, старец... Младенец, детинец убо до 7 лет, до исподения зубов, отрок до испущения семени, отроча до обрадения, юноша до возрастания всего тела совершенно». Распространённые в народной педиатрии способы ухода за ребёнком и приёмы лечения детей можно разделить на 3 основные группы: 1) рациональные, способствующие укреплению здоровья ребёнка; 2) опасные для жизни и здоровья ребёнка; 3) бесполезные, но не приносящие ребёнку вреда, обряды и обычаи.

Обычно на Руси роды принимались в бане, но иногда в избе или даже в хлеве. В бане совершалось первое обмывание ребёнка. Как правило, ребёнок принимался в чистый «плат». Вокруг рождения ребёнка существовало много обрядов, порой просто забавных, когда, например, воду, в которой был вымыт мальчик, выливали вверх, чтобы рос высоким. Воду, в которой мыли девочку, выливали кругом, чтобы женихов было много. Были и вредные обряды, так, в рязанских селах новорождённого носили в курятник, чтобы раньше вставал. В новгородских селах новорождённого иногда принимали в грязную рубаху отца, чтобы он любил дитя, или в грязное полотенце, чтобы все любили.

Если ребёнок рождался слабым, то повивальные бабки старались возбудить в нем жизненные силы различными способами. Один из них — повитуха ударяла ребёнка по ягодицам, растирала тело, дула в уши, темя, рот, нос. При мнимой смерти ребёнка бабка в течение часа и более качала его на руках, при этом ребёнка окуривали, сжигая холщовую тряпку или сучья из помела, стремясь, чтобы дым от сгорания проникал ребёнку в нос и рот. В других местностях ребёнка качали на решете, опрыскивая его голову и грудь холодной водой. Если это не помогало, то лили на него несколько ковшей воды, окуривали дымом, а затем парили в бане. При рождении недоношенного иногда применялось «допекание» его в печи — ребёнок помещался в переднюю часть печи. Так, например, В.Ф. Ходасевич в книге «Державин» указывает, что и его героя допекали в печи.

В рукописных лечебниках даются советы по гигиене детей только раннего грудного возраста. В лечебнике XVII в. в главе «Како дитя новородившееся беречь и кормить и строить ко здравию» говорится об обработке пуповины, первом туалете ребёнка: «дитя обмывши водою теплою, ноздри ему перстом отвороти, а у перста ногти были бы обрезаны, и вычистить в ноздрях легонько. Добро ещё того же масла ему в очи пустить... Надо дитя беречь и стеречь от лишнего студёна и от лишнего горяча». Рекомендовалось ежедневно или дважды в день мыть ребёнка. «...То делать после спанья. То делать зимой и летом водою теплою. В воде не долго держати, но покаместо тело согреется. Как согреется и станет зарумянивать, тогда вынуть вон и беречи, чтобы в уши вода не налилась, потому что то слышанию зашкодит. После мытья надобе дитя отереть и согреть пеленицами тонкими, согрев их у огня».

Детей носили обычно вместе с родителями в баню. С одной стороны, баня являлась противовесом частым антисанитарным условиям жизни, с другой — неумеренное парение детей могло привести к заболеванию ребёнка. Обращалось внимание на положение ребёнка во время сна: «накрепко того беречь, чтобы составы прямы лежали; шея чтобы не наклонялася, чтоб хребет высоко не поднимался...» Широко было распространено тугое пеленание (по-вивание детей).

Грудные дети обычно содержались в колыбели. Были распространены висячие колыбели с пологом. В 2-3 месяца ребёнка сажали на некоторое время в лукошко, ящики или специальные стульчики, так называемые седухи или седульки. В 10-12 месяцев детей ставили на ножки для обучения ходьбе, для этого также существовали особые аппараты — ходульки.

Общегигиенические советы (чистота тела, одежды, умеренность в питании) и правила воспитания детей школьного возраста (гигиенические указания о распорядке дня, физическом воспитании, санитарном благоустройстве школ) сообщаются в древнерусских литературных и педагогических памятниках: «Домострой» (начало XVI в.), «Книга степенная» (1563), «Наставления малым детям» (XVII в.), «Юности честное зерцало, или показание к житейскому обхождению» (1717), «Регламент или устав духовные коллегии» (Ф. Прокопович, 1721), а также в учебниках-букварях, азбуках, азбуковниках. Чистота, по азбуковникам, является основой школьной жизни:

«Сосуд воды свежия в школу приносити,

Лахань же с настоялою водою вон износити;

Стол и лавки часто сами да мыются,

Да приходящим в школу не гнюсно видится,

Сим бо познается ваша личная лепота,

Аще у вас будет школьная чистота».

В «Регламенте...» Феофана Прокоповича говорится: «Школы следует размещать не в городе, но в стороне, где несть народного шума... За учениками необходимо подсматривать, чтобы в уреченные часы всяк делал, что должно... На всяк день два часа определить на гуляние... по обеди и по вечери с играми честными и телодвижными».

Во второй половине XVII в. в Москве вышла книга Епифа-ния Славинецкого «Гражданство обычаев детских», в основе которой лежит сочинение Эразма Роттердамского. Эта книга служила руководством для светского воспитания и, в основном, излагала правила культурного и гигиенического поведения мальчиков. Написана книга в вопросноответной форме и делится на следующие основные разделы: о внешности ребёнка, об одежде, о поведении в церкви, о поведении при встречах, о поведении в училищах, об играх, о сне или спальне.

В книге много внимания уделено опрятности детей: «Глава имать быти чиста, учесана, не засквернена гнидами или вшами», волосы не должны быть «чрез меру долги», не закрывать лба и не «разлагаться» по плечам с тем, чтобы их можно было бы назвать «стриженные или власы мужеские». В книге указывалось на необходимость «радети о чистоте зубов», так как в противном случае они «гниют и диравеют». Далее говорилось об опрятности, простоте и чистоте одежды ребёнка, о правилах пользования носовым платком. Выдвигалось требование соблюдать правильную осанку. Большой интерес представляет раздел об играх, которые, по мнению Е. Славинецкого, должны быть отрадой и утешением для утомлённых учением детей. Полезными играми признавались лишь те, которые связаны с физическими упражнениями и содействуют развитию организма.

Говоря о здоровье детей, нельзя обойти вопрос о телесных наказаниях. В «Домострое» и других произведени-

ях, посвященных домашнему воспитанию детей, имелись указания о применении телесных наказаний как средстве педагогических воздействий.

В обычае русского народа было кормить ребёнка грудью до 1-1,5 лет. В лечебнике XVII в. говорится, что «всего лучше и здоровее дитяти, коли прямая мать своим молоком из грудей кормит, потому что молоко прямой матери при-рожением дитяти ему потребно». Если у матери не было молока, то в знатные, богатые семьи приглашалась кормилица (мамка), иногда вскармливание ребёнка кормилицей проводилось и при наличии молока у матери. Давались советы, как установить, хорошее ли молоко у кормилицы. Подробно описываются средства, способствующие увеличению лактации. Считалось, что «молоко множит» кардамон, творог, семена тмина, аниса, пастернака, мед кислый и др., рекомендовались полноценная диета, тепловые и раздражающие процедуры на грудь. Имеются, правда единичные, указания о соблюдении кормящей женщиной определённого режима.

Условия жизни бедного населения часто вынуждали вскармливать ребёнка искусственно. Для этого употреблялся коровий рог, у которого был отпилен или просверлен глухой, острый конец, сделана на нём зазубрина и привязан веревкой сосок коровьего вымени. Привязанный коровий сосок иногда не менялся до тех пор, пока не испортится. Также употреблялись так называемые жёвки — жёваный хлеб или другие продукты в полотняной тряпочке. Это, как правило, вело к заболеваниям или гибели ребёнка.

При отнятии ребёнка от груди существовал вредный обычай смазывать грудь горчицей или сажей.

Правилом питания детей старшего возраста была умеренность в пище.

Понятие о причинах детских болезней было крайне примитивным. Причинами считались простуда, ушиб, испуг, сглаз. Даже такая причина, как «сглаз», приводила к запрещению посторонним брать детей на руки, целовать их, что ограничивало контакты детей, особенно с больными людьми.

Детские инфекционные заболевания определялись как «поветрие», чёткого представления о «заразительности» не было.

Специальные разделы о детских болезнях в лечебниках разбивались на маленькие главки (до 32), посвящённые лечению отдельной болезни, а точнее, симптому: о поносе, о кашле и сопении, об одышке, об истечении гноя из ушей, о неспании, о коростах на язычку, о глистах, о вы-хождении пупа кверху, о камени в пузыре, о косых очах и др. Примечательно, что в некоторых лечебниках дозы лекарств указывались в соответствии с возрастом. Доза, предназначенная 7-летнему ребёнку, в 3 раза превышает дозу младенца, 14-летнему — в 5 раз.

В народной медицине того времени имелось великое разнообразие лечебных средств. Часто при лечении рациональные приёмы сочетались с вредными и бесполезными. Приводим ряд примеров лечения больных детей.

При кашле рекомендовались настой подорожника, солодкового корня, настой из лука, мёд, сок из чёрных лесных улиток. Лучшим средством считалось растопленное свечное сало, которое давали внутрь по чайной ложке или же натирали им грудь и спину ребёнка. Применялись и такие средства, которые у современного врача могут вызвать недоумение и улыбку, вроде совета: «для прекращения кашля — полчаса лить теплую воду свысока на голову ребёнка».

Понос большей частью связывали с прорезыванием зубов и потому в большинстве случаев не лечили. Чтобы быстрее прорезывались зубы, на шею ребёнка на шнурке вешали

волчий зуб. Понос, не связанный с прорезыванием зубов, лечили сиропом из черёмухи, отваром из полевой гвоздики, настоем сухой черники, чаем из мяты, прикладыванием на живот горячего овса в мешке, песка, золы и т. п.

Для изгнания глистов применяли чеснок, отваренный в молоке, или вообще пищу с чесноком, конопляное масло, цитварное семя, цветы пижмы.

При молочнице смазывали слизистую рта соком черники, сырой моркови, пареной репы, калины, мёдом. В некоторых местностях было принято «выскребать» молочницу изо рта пальцем или мать, моясь с ребёнком в бане, листиком веника или своею косой скребла во рту ребёнка. В некоторых местах брали утку и вкладывали её клюв в рот ребёнка.

Различные болезни, сопровождаемые судорогами, назывались в народе «родимчик» или «младенческая». Распространёнными способами «лечения» были следующие: на голову новорождённого клали послед, мыли голову ребёнка материнской мочой или обвязывали смоченною в ней тряпкой. Во время припадка покрывали ребёнка венчальным платком матери, зажигали венчальные свечи или жгли перед ним перья, т. е. окуривали. Для предупреждения судорог в люльку клали ножницы, т. к. считалось, что «родимчик» их боится.

При бессоннице ребёнка распространённым средством был отвар мака, которым поили и в котором его купали. Ребёнка носили в курятник, чтобы засыпал вместе с курами, и сопровождали это различными заговорами.

Под названием «грыжа» понимали как грыжу, так и другие болезни, сопровождаемые болями в животе. При лечении «грыжи» применялись самые различные средства: поили ромашкой, укропной водой, редечным соком. При коликах лучшим средством считалась соска из чёрного хлеба с солью или моркови, свеклы, яблок, кренделей, пряников, орехов. Распространено было и «грызение» пупка бабкой, сопровождаемое заговорами.

Практически не было различия между такими понятиями, как золотуха, гнойничковые заболевания, различные сыпи. В одних случаях было принято никаких средств не использовать и даже из ложной предосторожности прекращалось и мытье ребёнка. В других случаях применялись вполне рациональные способы: повреждения на коже пересыпали толчеными гнилушками старого дерева, корой дуба, картофельным крахмалом, употреблялись мази из чистотела, календулы и других растений. Прикладывались листья лопуха, подорожника, капусты, наружно и внутрь применяли настой чёрной смородины, одуванчика, череды, калины, черёмухи, морковных семян. Для размягчения нарыва использовали лепёшки из мёда и лука, жеваного хлеба с луком или заячьей шкурки, размягчённой в тёплом молоке. Часто лечение сопровождалось заговорами. Один из них приводит в своей книге Г. Попов: «Сойди нечистота, отвались, ты скорлупа, в широкое море, сядь ты на дно морское, сядь, не подымайся и к детям не прибивайся».

Одним из средств, применяемым практически при всех детских болезнях, было парение в бане.

При возникновении заболеваний оспой или корью, которые не всегда различали, вполне рациональной предупредительной мерой, распространённой в ряде районов, была вариоляция. Е.А. Покровским, изучавшим народную педиатрию в России, описано существовавшее среди матерей поверье: первому заболевшему ребёнку надо было послать гостинец от здоровых детей (пирог, оладьи и т. п.) с тем, чтобы и он прислал каждому такой же гостинец и в нём частицу оспенной или другой болезненной материи, и эти гостинцы дети немедленно съедали, в надежде, что они не заболеют.

ВОПРОСЫ СОВРЕМЕННОЙ ПЕДИАТРИИ/ 2006/ ТОМ 5/ № 3

Из истории педиатрии

100

В Киевской и Московской Руси не существовало специальных медицинских учреждений для детей. Но с далекой древности на Руси была забота о детях-сиротах, и выражалась она не только в милосердии отдельных личностей, но и в призывах, а иногда и действительных мероприятиях государственных деятелей. Киевский князь Владимир в 996 г. своим Уставом указал монастырям и церквям иметь богадельни и больницы для странствующих, неимущих людей, в том числе и для сирот. При некоторых монастырях кроме богаделен для стариков, калек, слепых были приюты, которые считались собственностью церквей, где содержались подкидыши, сироты. В ряде городов при особых кладбищах, где хоронили одиноких бедных людей, странников, убитых, умерших без церковного напутствия, устраивались «убогие дома» («божьи дома», «скудельницы»). При этих домах был сторож — божедом, который обязан был давать приют одиноким детям и подкидышам.

Из других детских учреждений распространение имели школы, которые также часто организовывались при монастырях. Существовали школы открытого и закрытого (интернатного) типа. Как уже указывалось выше, в школах проводилось и воспитание гигиенических навыков у учеников. Известен интересный документ 1682 г., который, возможно, является докладом царю Федору Алексеевичу для будущего указа. В нем среди прочих предложений «О развитии наук и художеств в России» говорится о необходимости издания указа об учреждении для детей-сирот и детей-нищих специальных дворов, где бы их обучали грамоте, разным ремеслам, а также, по возможности, фортификации, архитектуре, живописи и т. п. После обучения юноши должны быть вольными людьми. В докладе указывалось, что эта мера помогла бы России иметь в разных ремеслах и науках своих людей, а не выписывать таковых из чужих стран. Осуществление мер, изложенных в документе, в XVII в. не произошло. Но, вероятно, мы вправе рассматривать этот документ как предтечу будущего проекта И.И. Бецкого о воспитательных домах.

На рубеже XVII-XVIII вв. был широко известен новгородский митрополит Иов, который организовал при монастырях дома призрения для сирот и незаконнорождённых

младенцев. Именно деятельность митрополита Иова вызвала ряд указов Петра I (1712, 1715, 1719, 1724 гг.) о призрении внебрачных детей, обучении их грамоте и различным ремёслам. Выполнения этих приказов практически не было.

Помощь детям оказывали представители народной медицины, как правило лекарки, именуемые иногда «вещими женами». Помощь роженице, родильнице и детям раннего возраста оказывали повивальные (принимальные) бабки. Обычно одним из главных требований было, чтобы бабка была рожавшая. Кроме того, помощь больным детям разного возраста оказывали и другие народные медики, особенно часто так называемые «правильщицы»; «трихи», занимающиеся растиранием больных детей в бане; «бабы шептуньи и смывательницы», лечившие в основном заговорами — «шептами», произносившимися над водой, которой потом обмывали и обрызгивали больного.

Как правило, врачи не лечили детей, особенно детей грудного возраста. Даже при царском дворе, к которому были приписаны врачи-иностранцы, они очень редко привлекались к лечению детей царской семьи. Так, например, Василий III писал царице Елене по поводу болезни сына (будущего Ивана Грозного): «И со княгинями бы еси и с боярынями поговорила, что таково у Ивана сына явилося и живет ли таково у детей малых и будет живет, ин с чего таково живет, с роду ли или с иного чего».

В России, уже начиная с Х века, в рукописях имеются начала педиатрии и заложены основные её разделы — помощь новорождённым, уход и вскармливание, основы гигиены ребёнка, особенности развития ребёнка в разные возрастные периоды, основы вакцинации, закаливания, фитотерапии. Важно, что наряду с вопросами здоровья обсуждались социальные проблемы, необходимость нравственного воспитания детей и обучения.

В XV-XVIII в., наряду с развивающейся профессиональной педиатрией, сильно было влияние народной медицины. Устойчивость и незыблемость в моральных воззрениях и бытовых нравах обусловили сохранение приёмов ухода за детьми и способов их лечения в народной медицине вплоть до XIX в.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Отдел рукописей Государственной публичной библиотеки им. М.Е. Салтыкова-Щедрина. ОСРК. VI. В. Прохладный вертоград, конец XVII — начало XVIII в.

2. Демич В.Ф. Педиатрия у русского народа. — СПб., 1892.

3. Покровский Е.А. Физическое воспитание детей у разных народов преимущественно России. — М., 1884.

4. Отдел рукописей Государственной Публичной библиотеки им. М.Е. Салтыкова-Щедрина. Ф. 753. Собр. СПб. ДА, № 429. Лечебник. — 1656.

5. Лавровский Н. Памятники старинного русского воспитания // Чтение в обществе истории и древностей Российских при Московском университете. — 1861. — Кн. III. — Вып. III. — С. 32-71.

6. Отдел рукописей Государственной публичной библиотеки им. М.Е. Салтыкова-Щедрина. Из собрания А.А. Титова. № 3624. Лечебник конца XVII в.

7. Отдел рукописей Государственной публичной библиотеки им. М.Е. Салтыкова-Щедрина. QVI 45 Гурчин Даниил. Аптека домовая большая. — 1708 с.

8. Балов А. Детские болезни и их лечение в русской народной медицине // Еженедельник журнала «Практическая медицина». — 1898. — № 33. — С. 597-599.

9. Попов Г. Русская народно-бытовая медицина. — СПб. — 1903.

10. Стог А.Д. Об общественном призрении в России. СПб., 1818. — Т. 1-2.

11. Максимов Е. Начало государственного призрения в России // Трудовая помощь. — № 10. — С. 50-58.

12. Высоцкий Н.Ф. Роль женщины в истории нашей народной медицины. — Казань: Типо-литография Императорского университета, 1908. Т. XXIV, В. 3. — С. 213-237. — 27 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.