Научная статья на тему 'У истоков наледеведения. 1000 верст на... Граммофоне'

У истоков наледеведения. 1000 верст на... Граммофоне Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
78
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «У истоков наледеведения. 1000 верст на... Граммофоне»

У; ИСТОКОВ НАЛЕДЕВЕДЕНИЯ

Алексеев,

доктор географических наук, профессор.

80лет назад отправилась первая специальная экспедиция для изучения наледей Сибири

1000 ВЕРСТ НА... ГРАММОФОНЕ

В 1958 г., разбирая архив Амурского губернского музея, я натолкнулся на «Альбом № 4 Благовещенского розыскного пункта», в котором среди прочих плохо сохранившихся документов оказалась фотография ссыльного революционера-поселенца, бывшего эсера Валериана Гавриловича Петрова, брата известного русского писателя С.Г. Петрова-Скитальца. Имя этого человека можно поставить в один ряд с именами видных исследователей Сибири и Дальнего Востока. К сожалению, я до сих пор не располагаю достоверными биографическими сведениями о В.Г. Петрове и могу судить о его жизни и деятельности лишь по опубликованным трудам.

Валериан Гаврилович Петров, уроженец Самарской губернии, прибыл в Амурскую область в 1911 г. Здесь, на Бомнакской метеорологической станции, он познакомился с

В. Р. Алексеев

будущим основоположником науки о вечной мерзлоте М.И. Сумгиным, который оказал на него большое влияние, привив интерес к изучению географических явлений. Под руководством своего наставника В.Г Петров выполнил ряд наблюдений над температурным режимом сезоннопротаиваю-щих грунтов, по гидрологии и климату Верхне-Зейского района [1 - 4].

После назначения М.И. Сумгина заведующим Метеорологическим бюро Амурской области В.Г. Петров был переведен в г. Благовещенск. Здесь он участвовал в обработке обширного информационного материала, поступающего от наблюдателей метеорологических станций, а также распространял опросные листки по изучению фенологических и гидрологических явлений Приамурья и осуществлял наблюдения за высотой снежного покрова. В «Известиях Метеорологического бюро Амурского

На фото вверху - наледная экспедиция В.Г. Петрова. На переднем плане -утепленная будка на санях с впряженным в них Гоаммофоном (1928 г.).

Валериан Гаврилович Петров (~ 1886 -1937 гг.).

района» он опубликовал несколько научных заметок, в одной из которых описал фотографический гелиограф собственного изобретения [5].

После гражданской войны В.Г. Петров перешел на работу на Амурскую областную сельскохозяйственную опытную станцию. Используя хорошо зарекомендовавший себя метод опросных листков при изучении природных явлений, он создал большую корреспондентскую сеть, позволившую ему собрать интересный материал по фенологии, климату и гидрологии Дальнего Востока [6 - 9]. Особо плодотворным для Валериана Гавриловича был 1925 г., в течение которого он опубликовал более десяти работ. В них изложены результаты наблюдений за режимом рек и озер, изменением высоты снежного покрова, погодой и сельскохозяйственным производством Дальневосточного края [10 - 19]. Агрометеорологическое направление исследований В.Г Петрова сформировалось, видимо, под влиянием П.И. Колоскова — известного агрокли-матолога, географа и мерзлотоведа, под руководством которого Валериану Гавриловичу довелось работать несколько лет.

В 1927 г. В.Г Петров как вдумчивый и энергичный исследователь был приглашен для изучения наледей строящейся Амуро-Якутской автодорожной магистрали (АЯМ). Изыскания этой трассы проводились еще в 1910 - 1912 гг. Амурской комплексной Его Императорского Величества экспедицией. Однако строительство дороги началось лишь в 1926 г., чему способствовало открытие богатых россыпных месторождений золота на Алдане. Уже на первых этапах работы проектировщики обратили внимание на огромное количество наледей, затруднявших деятельность

полевых партий. С окончанием строительства половины пути (от ст. Большой Невер до пос. Нагорного) стало очевидным, что нормальная эксплуатация трассы невозможна без радикальных мер по устранению вредного влияния наледных процессов. Учитывая это обстоятельство, управление Амуро-Якутской магистрали обратилось в исследовательское бюро Центрального управления местного транспорта (ЦУМТ), которым заведовал в то время проф. Н.И. Прохоров, с просьбой организовать специальное исследование наледей и выдать необходимые рекомендации по борьбе с ними. По совету М.И. Сумгина эту трудоемкую работу предложили В.Г Петрову.

Подготовка к исследованиям началась осенью 1927 г. Успех экспедиции обеспечили находчивость и энтузиазм ученого. В.Г Петров тщательно продумал все мелочи экспедиционного оборудования, программу и методику работ, возможные неприятности, связанные с передвижением на санной повозке в трескучий мороз. Он сам сконструировал и с помощью рабочего-ассистента Г. А. Семенковича построил утепленную кибитку, которую вез надежный безобидный мерин по кличке Граммофон. Внутри «походного зимовья» была установлена небольшая печка, что позволило держать в исправном состоянии приборы (хронометр, кипрегель, фотоаппарат и пр.), а также вести обработку первичного полевого материала. «Утвердительно можно сказать, - вспоминал В.Г Петров несколько лет спустя, - что без особо сконструированной походной теплушки не удалось бы снять ни желательного количества фотографий, ни планов наледей».

Экспедиция в составе двух человек отправилась с железнодорожной станции Большой Невер 18 декабря 1927 г. В суровых условиях предстояло пройти-проехать не менее10о0 км. В тот год большая часть Амуро-Якут-ской магистрали представляла собой лишь неширокую

План наледей (на 1 марта 1928 г.), сформировавшихся вдоль пешеходных троп на снежном покрове в долине руч. Китаянка. Здесь родилась идея о наледных поясах в борьбе с наледной опасностью. Рисунок из книги В.Г. Петрова[23].

Глыба льда и мерзлого грунта длиной 7 м, выброшенная при взрыве наледного бугра пучения в долине р. Онон (фот о В.Г. Петрова, 5апреля 1928г.).

лесную просеку, на которой встречались редкие караваны саней, запряженных лошадьми, оленями и верблюдами, закупленными в Забайкалье для перевозки грузов на Алданские прииски. Зимовья располагались друг от друга на расстоянии 25 - 30 км, поэтому приходилось рассчитывать только на свои силы.

Необычная повозка медленно двигалась по безлюдной заснеженной тайге. Дым и пламя, вырывающиеся из крохотной трубы, клубы пара, окутывавшие вспотевшую лошадь, скрип полозьев, резкий в морозном воздухе окрик коновода — все это представляло экзотическую картину. Однако за внешней привлекательностью ситуации скрывался большой напряженный труд. Через каждые 5 км в лесу и у дороги измерялась высота снежного покрова, определялась температура воздуха, через 5 -10 км велась инструментальная съемка наледей, в снежной толще проходились шурфы. Особенно много хлопот доставляло фотографирование. Немецкий фотоаппарат, рассчитанный на температурные условия Западной Европы, замерзал, и его каждые 10 - 15 минут приходилось отогревать в теплушке. Нередко примерзали полозья, мокло в потоках наледных вод снаряжение.

Несмотря на трудности, В.Г. Петров снял на план и подробно описал 117 наледей, располагавшихся вдоль трассы АЯМа. Площадь их составила 661 543 кв. м, общая протяженность вдоль дороги - 16 214 м. Сейчас в сравнении с гигантскими наледями Якутии или Чукотки эти цифры кажутся более чем скромными, однако значение работы, выполненной В.Г. Петровым, определялось не количеством и размерами обследованных участков, а тем, что он установил генетические типы наледей, зафиксировал их местоположение, оценил влияние на инженерные сооружения и предложил радикальные меры борьбы с ними.

До В.Г Петрова борьба с вредным воздействием наледных явлений фактически ограничивалась околкой и уборкой наледного льда. На это уходило много времени и сил, а дорога по-прежнему находилась под угрозой затопления наледными водами. Исследователь предложил сооружать выше наледных участков долин так называемые мерзлотные пояса - канавообразные углубления в снегу или грунте, способствующие увеличению скорости и глубины промерзания горных пород и создающие препятствие на пути движения подземных вод.

Мерзлотные пояса позволили пермещать участки нале-деобразования в безопасное для транспорта место. Кроме того, В.Г. Петров разработал ряд других способов борьбы с наледями: спрямление русел наледных водотоков, их утепление, устройство теплых и холодных ряжей и др. [20, 21]. Особое внимание он уделил изучению грунтово-наледных бугров пучения, которые ежегодно деформировали дорожные сооружения, а иногда и полностью разрушали их. Например, в долине р. Онон, недалеко от дороги, Валериан Гаврилович зафиксировал шесть бугров, которые сильно трещали и вздрагивали. Ночью 28 марта один из них взорвался, разбросав в стороны грандиозные глыбы льда длиной до 19 м, шириной 5 м и толщиной до 2 м. Вот как описывает он это событие: «Некоторые глыбы льда (самые массивные) отнесло потоком хлынувшей из кургана воды более чем на 120 м по долине р. Онона ниже магист рали; ледяные глыбы в несколько секунд «состругали» небольшой мост, против которого был расположен вт орой курган, оставив на месте мост а жалкие обрывки вмерзших в землю бревен и надвинув на его мест о большую глыбу льда. Момент взрыва сопровождался сильным звуком, напоминающим пушечный выст рел; массы льда неслись в потоке воды с грохотом железнодорожного поезда. Вода разлилась широкой полосой - 5 км длиной и 75 м шириной... Кат астрофическое событие на р. Онон продолжалось недолго, через часа два все стихло, вода сбыла, льдины осели на долине, а о бывшей наледной кат астрофе свидетельствовали т оль-ко глыбы льда, обрывки моста, приутюженные кусты по долине и царапины на коре больших деревьев, мимо которых неслись льдины» [22, стр. 24].

Маршрутные исследования В.Г. Петрова не позволили осуществить систематические стационарные наблюдения за динамикой отдельных наледей. Однако этот вопрос был постоянно в поле зрения ученого. Еще до выезда в экспедицию В.Г. Петров подготовил и разослал специальную анкету, ответы на которую дали возможность определить величины изменения площадей и объемов наледных массивов, выявить некоторые особенности деформации мостов, придорожных сооруже-

Мерзлотный пояс в долине р. Ики, задержавший наледь и не допустивший ее до авт омагистрали (фот о В.Г. Петрова, 20 марта 1930 г.).

Схема формирования наледного бугра пучения по В.Г. Петрову[24]. Стадии процесса: I - образование первичных слоев наледного льда; II - подтаивание льда снизу в результат е повышения давления, возникновения вакуума, подтока воды снизу; III -

промерзание воды и пучение льда. 1, 2, 3 - слои льда. В - растаявший слой льда, создающий вакуум; К - клин льда, вызывающий поднятие слоев 1 и 2 на высот у h. Стрелками указано направление подт ока воды к фронт у промерзания.

ний, дорожной одежды и пр. Опросные сведения помогли также выяснить причину полного отсутствия наледей на некоторых реках в многоснежные зимы, например, на р. Бушуйке. В.Г Петров тщательно обобщил материалы наблюдений своих корреспондентов за снежным покровом и впервые для исследованного района провел «линейное районирование» по высоте снежной толщи. Он отобрал также геологические образцы вдоль трассы АЯМа, которые в дальнейшем исследовались в Ленинградском радиевом институте под руководством акад. В.И. Вернадского.

От жителей пос. Стрелка Валериан Гаврилович узнал о больших деформациях, которым ежегодно подвергаются жилые дома зимой. С помощью несложных, тут же сконструированных и изготовленных приборов он организовал систематические наблюдения. Измерения показали, что деревянные постройки под воздействием гидротермических движений грунтов испытывают колебания с вертикальной амплитудой до 37 мм. Эти данные в дальнейшем были использованы инженерами для определения устойчивости конструкций зданий и сооружений на Амуро-Якутской магистрали.

По окончании полевых работ В.Г. Петров сделал доклад в Управлении дороги и в исследовательском бюро ЦУМТа. Его предложения по организации борьбы с наледной опасностью были встречены с энтузиазмом, и уже в следующем году на трассе построили несколько опытных мерзлотных поясов. Результаты экспериментов превзошли все ожидания. Например, грандиозная по размерам и самая опасная наледь на р. Ики (пункт Буру-хинская) с помощью мерзлотного пояса шириной 15 м и длиной 210 м была отодвинута на 180 м от дороги, вверх по течению реки. Рекомендации ученого оказались настолько эффективными, что Академия Наук СССР решила опубликовать материалы полевых исследований В.Г Петрова, не дожидаясь их полного завершения. Средства на публикацию предоставило Управление Амуро-Якутской магистрали.

Изданная в 1930 г. книга В.Г. Петрова «Наледи на Амуро-Якутской магистрали» [22] с приложением альбома планов наледей, снятых в зиму 1927 - 1928 гг. [23], в кратчайший срок завоевала признание как первое практическое наставление по борьбе с наледями. Опыты на АЯМе стали широко известны не только в нашей стране, но и за рубежом (в Канаде, на Аляске). Успеху научного произведения немало способствовали прекрасные фотографии Валериана Гавриловича, выполненные с профессиональным мастерством и любовью. Часть из них в дальнейшем воспроизводилась в ряде книг и журналов и представляет собой яркий образец применения фототехники в научных целях.

Мероприятия, разработанные В.Г Петровым, позволили резко сократить расходы по эксплуатации Амуро-Якутской автодорожной магистрали. К 1937 г. затраты на противона-ледные мероприятия сократились в 3 раза, причем расходы на околку льда - наиболее трудоемкий вид работ - свелись к нулю.

В своих исследованиях В.Г. Петров не ограничился морфологическим описанием наледей. Он установил, что наледные процессы сложны по своей природе, требуют тщательного изучения физической сущности наледеобразования. В районе пос. Стрелка (Джелтулакский район Амурской области) он организовал инструментальные наблюдения за развитием грун-тово-наледных бугров пучения, которые принесли очень интересные результаты. Оказалось, что давление на глубине 2 м при формировании наледных курганов достигает 52 атмосфер, при этом переход воды из жидкого состояния в твердое осуществляется не при 0°, а при -0,5°С. Эти сведения позволили рассчитать напряжения, возникающие при промерзании водоносных горизонтов вблизи инженерных сооружений, и заблаговременно принять необходимые меры.

Исследования в пос. Стрелка были по достоинству оценены на III совещании по изучению вечной мерзлоты, на котором Валериан Гаврилович выступил с докладом

Речная наледь деформировала новый недостроенный мост на р. Амунали (фот о В.Г. Петрова, 1 марта 1928 г.).

[24]. В 1933 г. В.Г. Петров для проверки результатов полевых наблюдений в мерзлотном кабинете Сибирского филиала центрального научно-исследовательского института транспортного строительства (СибЦНИИС) (г Новосибирск) поставил интересные опыты по формированию искусственных ледяных бугров пучения. Для этого он сконструировал электрический прибор, с помощью которого фиксировался процесс кристаллизации воды в промерзающей системе. Наблюдения показали, что при промерзании воды в замкнутом объеме температура кристаллизации жидкости понижается до -0,5°С, при этом давление может превышать 1000 атмосфер. Вот вам и причина катастрофических взрывов бугров пучения на наледных участках долин. Опыты В.Г. Петрова позволили вскрыть механизм формирования ледяных ядер гидролакколитов. Он впервые показал, что формирование линз льда здесь происходит в результате периодического подтаивания нижнего ледяного слоя и возникновения вакуума под ним, что вызывает фильтрацию и подток влаги со смежных участков водоносной системы. Этот фундаментальный научный вывод до сих пор в полной мере не оценен, хотя и нашел в дальнейшем блестящее подтверждение в экспериментальных работах Г.М. Фельдмана, В.Е. Борозинца, А.И. Пехо-вича и др. [28 - 30]. Не исключено, что именно выявленный В.Г Петровым механизм миграции воды является основной причиной формирования не только пластовых подземных льдов, широко распространенных в полярных областях земного шара и высокогорье, но и выделения некоторых видов сегрегационного льда в вечномер-злых, сезоннопротаивающих и сезоннопромерзающих горных породах.

Успехи В.Г Петрова в изучении наледей Амуро-Якутской магистрали, а также работы, проведенные в грунтовой лаборатории Новосибирска, выдвинули его в число ведущих мерзлотоведов Сибири и Дальнего Востока. К сожалению, в СибЦНИИСе, в силу специфики этой организации, он уже лишился возможности проводить в большом объеме инженерно-географические

В.Г. Петров за установкой кипрегеля для наблюдений деформаций здания (1928 г.).

li л д е pi л л ii 1 j i.' ■ ■ *

и. i". ! ьf г ij !l

SI * J L Л ii

ПА A у г -i. к -и - Jl 1л J l1 U li it U н.1г1т* 'гi'4 j ii

•j 1 .ibj::i м и iM.iii>'ii u.i.ii:ai:ii

jij.u'c б1лп1 utf п ил.....п.. jkhv l*._hj 11 ¡in j

" .v ^ 1 ■1 iv mil _ r. 1 * 1 л ei:ji.-. ,.i

Обложка главной книги В.Г. Петрова «Наледи на Амуро-Якут ской магистрали», 1930г.

Эт о первый в мире фундаментальный труд по наледной т ематике.

наблюдения, к которым постоянно стремился. Лишь однажды по предложению Сибирской экспедиции технических изысканий он исследовал мерзлотные условия трассы проектируемой железной дороги Тайшет - Падун (на Ангаре). Хотя работы были слабо финансированы и прервались по административно-хозяйственным причинам, Валериан Гаврилович успел собрать добротный полевой материал и опубликовал его в виде статьи в «Трудах Комиссии по изучению вечной мерзлоты» [25]. Там же он поместил работу, в которой уточнил границу распространения многолетнемерзлых горных пород в Западной Сибири [26]. В научной литературе есть ссылки еще на одну работу ученого [27], однако для нас она пока оказалась недоступной.

Умер В.Г. Петров, по устному свидетельству А.М. Че-котилло, в 1937 г

Основную часть этой статьи я написал ровно 50 лет назад. Она была опубликована в Записках Амурского областного музея краеведения [31]. Тогда мне, выпускнику естественно-географического факультета Благовещенского педагогического института (ныне университета), и в голову не приходило, что буквально через два года я пройду нелегкий путь В.Г. Петрова на оленях и повторю его работы почти в точной копии. Но об этом... в следующем номере нашего журнала.

Лит ерат ура

1. Пет ров В.Г. Со ст анции Бомнак//Изв. Метеорол. бюро Амурского района. - Благовещенск, 1914. - Вып. 2.

- С. 14 -143.

2. Пет ров В.Г. Температ ура дождя по термоплювиографу М.И. Сумгина. Наблюдения на ст анции Бомнак в 1914 году // Изв. Метеорол. бюро Амурского района. -Благовещенск, 1917. - Вып. 5. - С. 156-157.

3. Пет ров В.Г. Журнал уст ановки глубоких почвенных термомет ров на ст. Бомнак // Изв. Метеорол. бюро Амурского района. - Благовещенск, 1917. - Вып. 5.

- С. 151 -153.

4. Пет ров В.Г. Замечания об отдельных ст анциях // Ежегодник Метеорол. бюро Амурского района. - Благовещенск, 1919. - Вьп. III, ч. 2. - С. 1 - 5.

5. Пет ров В.Г. Фотографический гелиограф // Изв. Метеорол. бюро Амурского района. - Благовещенск, 1917. - Вып. 5. - С. 95-100.

6. Пет ров В.Г. Корреспондент ская сеть Амурской областной сельскохозяйственной опытной ст анции. -ГААО, ф. 135, д. 115, оп. 1, 3.

7. Пет ров В.Г. Корреспондент ская сеть (краткие сведения о целях и функциях агрометеорологической корреспондент ской сет и при Амурской област -ной сельскохозяйственной опытной станции за лето 1924 года. - ГААО, ф. 135, д. 117, оп. 1, 13 с.

8. Пет ров В.Г. Планы работ по корреспондент ской сети на 1926год. - ГААО, ф. 135, д. 114, оп. 1, 9.

9. Пет ров В.Г. Корреспондент ские сети // Известия Амурской областной сельскохозяйственной опытной ст анции. - Благовещенск, 1925. - Вып. 1. - С. 7-13.

10. Пет ров В.Г. Снеговой покров на Дальнем Вост оке к 1 января 1925года //Известия Амурской областной сельскохозяйственной опытной ст анции. - Благовещенск, 1924. - Вып. 8. - С. 115 -119.

11. Пет ров В.Г. Замерзание рек и озер Дальневосточной области осенью 1924 года // Известия Амурской областной сельскохозяйственной опытной ст анции. - Благовещенск, 1925. - Вып. 2. - С. 27-29.

12. Петров В.Г. Вскрытие рек и озер Дальневос-т очной области весной 1925года //Известия Амурской областной сельскохозяйственной опытной ст анции. -Благовещенск, 1925. - Вып. 2. - С. 87- 89.

13. Петров В.Г. Погода и сельское хозяйство на Дальнем Востоке за май 1925 года // Известия Амурской областной сельскохозяйственной опытной ст анции. - Благовещенск, 1925. - Вып. 5. - С. 74 - 77.

14. Пет ров В.Г. Снеговой покров на Дальнем Вост оке к 1 апреля 1925 года // Известия Амурской областной сельскохозяйственной опытной ст анции. -Благовещенск, 1925. - Вып. 5. - С. 78 - 80.

15. Пет ров В.Г. Весна 1925 года в Дальневосточной области // Известия Амурской областной сельскохозяйственной опытной ст анции. - Благовещенск, 1925. - Вып. 6. - С. 83 - 86.

16. Пет ров В.Г. Погода и сельское хозяйство на Дальнем Востоке за июнь 1925 года // Известия Амурской областной сельскохозяйственной опытной ст анции. - Благовещенск, 1925. - Вып. 6. - С. 89 - 96.

17. Пет ров В.Г Погода и сельское хозяйство на Дальнем Востоке за июль 1925 года // Известия Амурской областной сельскохозяйственной опытной ст анции. - Благовещенск, 1925. - Вып. 7. - С. 107-112.

18. Петров В.Г Погода и сельское хозяйство на Дальнем Востоке за август 1925 года // Известия Амурской областной сельскохозяйственной опытной ст анции. - Благовещенск, 1925. - Вып. 8 - 9. - С. 141 -144.

19. Петров В.Г. Условия сельскохозяйственных работ на Дальнем Востоке за сентябрь 1925 года (по данным корреспондентской сети Амурской областной сельскохозяйственной опытной ст анции) // Известия Амурской област ной сельскохозяйственной опыт -ной ст анции. - Благовещенск, 1925. - Вып. 10 - 12. -С. 179 -190.

20. Пет ров В.Г. Письма с Якут ской магист рали // Местный транспорт. -1928. - № 8. - С. 13 -14.

21. Петров В.Г. К вопросу о защите дорожных сооружений от вредного влияния наледей // Совет ская Азия. - 1930. - № 3 - 4. - С. 69 - 74.

22. Пет ров В.Г. Наледи на Амуро-Якут ской магистрали. - Л.: Изд-во АН СССР и н.-и. авт одорожного ин-та НКПС СССР, 1930. -177 с.

23. Пет ров В.Г. Альбом планов наледей на Амуро-Якут ской магистрали в зиму 1927 - 1928 годов. - Л.: Изд-во АН СССР и научно-исследоват ельского Автомобильно-дорожного института НКПС СССР, 1930. - 36л.

24. Пет ров В.Г. Опыт определения силы давления грунтовых вод в наледях // Труды Комиссии по изучению вечной мерзлоты. - М.: Изд-во АН СССР, 1934. - Т. 2. -С. 59 - 72.

25. Пет ров В.Г. Мерзлотная экспедиция по т рассе Тайшет - Падун // Труды Комиссии по изучению вечной мерзлоты. - М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1937. - Т. V. -С. 111 -130.

26. Пет ров В.Г. Новый вариант южной границы вечной мерзлоты в Западной Сибири // Труды Комиссии по изучению вечной мерзлоты. - М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1937. - Т. V. - С. 105-109.

27. Пет ров В.Г. Динамика грунтов как оснований железнодорожного строительства // Проблемы мер-злотности и промораживания. - Новосибирск: Изд-во Главжелдорст роя НКПС, 1933 (литография).

28. Фельдман Г.М. Передвижение влаги в т алых и промерзающих грунтах. - Новосибирск: Наука (Сиб. отд.), 1988. -258с.

29. Фельдман Г.М, Борозинец В.Е. Возможный механизм образования крупных ледяных включений в дисперсных грунтах // Региональные геокриологические исследования в Восточной Азии. - Якут ск: ИМЗ СО АН СССР, 1983. - С. 19 -28.

30. Пехович А.И. и др. Льдообразование и рост льда в замкнутых объемах. - Л.: Энергия, 1975. - б2 с.

31. Алексеев В.Р. В.Г. Пет ров и его книга «Наледи на Амуро-Якутской магист рали» // Записки Амурского областного музея краеведения. - Благовещенск, 1970. - Т. 6, вып. 1. - С.130 -140.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.