Научная статья на тему 'У ИСТОКОВ ФОРМИРОВАНИЯ "КАЛМЫЦКОЙ" КОЛЛЕКЦИИ АСТРАХАНСКОГО МУЗЕЯ-ЗАПОВЕДНИКА'

У ИСТОКОВ ФОРМИРОВАНИЯ "КАЛМЫЦКОЙ" КОЛЛЕКЦИИ АСТРАХАНСКОГО МУЗЕЯ-ЗАПОВЕДНИКА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
51
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЛМЫКИЯ / КАЛМЫЦКИЙ НАРОД / БУДДИЗМ / КУЛЬТОВЫЕ ПРЕДМЕТЫ / МУЗЕЙНАЯ КОЛЛЕКЦИЯ / ИСТОЧНИК / БУДДИЙСКАЯ ИКОНА / АСТРАХАНСКИЙ МУЗЕЙ-ЗАПОВЕДНИК

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Каруева Маргарита Даниловна

Введение. В целях сохранения культурного наследия калмыцкого народа и его научного изучения актуальным является создание Сводного каталога музейных предметов, что имеет особое значение в условиях утраты значительного пласта традиционного наследия вследствие репрессий по национальному признаку и депортации народа (1943-1957 гг.). Сотрудниками Калмыцкого научного центра РАН составлен каталог «калмыцкой» коллекции Астраханского музея-заповедника и проводится работа по ее научному изучению. Цель статьи - выявление происхождения «калмыцкой» коллекции Астраханского государственного музея-заповедника (за исключением предметов буддийского культа и фотографий, которые будут рассмотрены в другой работе). Результаты. У самых истоков формирования «калмыцкой» коллекции музея стоял Астраханский губернский статистический комитет, который передал 4 предмета в будущий музей. Стимулом для «массового» (т. е. разового, но при этом большого в количественном плане) пополнения стал сбор экспонатов в ходе подготовки к Казанской научно-промышленной выставке, состоявшейся в 1890 г., формирование «калмыцкой» коллекции которой происходило из трех источников: от представителей калмыцкого народа; от Управления калмыцким народом; от Астраханского губернского статистического комитета. В последующие годы данное собрание калмыцких предметов постоянно пополнялось, и в этом уже главную роль играли члены Петровского общества исследователей Астраханского края, которые сумели не только собрать, но и описать экспонаты. Каталоги 1890 г. и 1928 г. являются уникальными источниками по изучению быта калмыцкого народа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Каруева Маргарита Даниловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASTRAKHAN RESERVE MUSEUM: ORIGINS OF THE ‘KALMYK’ COLLECTION ANALYZED

Introduction. A Joint Catalogue of Museum Items would essentially contribute to further preservation and scholarly exploration of Kalmyk cultural heritage, which is of even greater importance since quite a share of the latter had been lost in ethnic repressions and Deportation of 1943-1957. Associates of Kalmyk Scientific Center (RAS) have compiled a catalogue of the ‘Kalmyk’ collection at Astrakhan Reserve Museum and conduct systematic scholarly analyses of its elements. Goals. The paper aims at revealing origins of the mentioned ‘Kalmyk’ collection (except for Buddhist ritual objects and photographs to be examined in another work). Results. The analysis shows the Collection was founded by Astrakhan Governorate Statistical Committee to have delivered a total of four items to the would-be Museum. ‘Mass’ arrivals of showpieces were ignited by the 1890 Kazan Science and Industry Exhibition’s arrangements - from three sources, namely: ethnic Kalmyks proper, Kalmyk People’s Executive Department, and Astrakhan Governorate Statistical Committee. Subsequent years witnessed regular donations of Kalmyk-related items primarily from members of Peter the Great Society for the Study of Astrakhan Lands who succeeded not only in collecting but also in describing the submitted objects. So, the catalogues of 1890 and 1928 serve as unique sources on household life of the Kalmyks.

Текст научной работы на тему «У ИСТОКОВ ФОРМИРОВАНИЯ "КАЛМЫЦКОЙ" КОЛЛЕКЦИИ АСТРАХАНСКОГО МУЗЕЯ-ЗАПОВЕДНИКА»

УДК / UDC 94

DOI: 10.22162/2587-6503-2022-2-22-104-143

У истоков формирования «калмыцкой» коллекции Астраханского музея-заповедника

Маргарита Даниловна Каруева1

1 Калмыцкий научный центр РАН (д. 8, ул. им. И. К. Илишкина, 358000 Элиста, Российская Федерация) младший научный сотрудник

0000-0002-4680-3031. E-mail: karaevamd@yandex.ru

© КалмНЦ РАН, 2022 © Каруева М. Д., 2022

Аннотация. Введение. В целях сохранения культурного наследия калмыцкого народа и его научного изучения актуальным является создание Сводного каталога музейных предметов, что имеет особое значение в условиях утраты значительного пласта традиционного наследия вследствие репрессий по национальному признаку и депортации народа (1943— 1957 гг.). Сотрудниками Калмыцкого научного центра РАН составлен каталог «калмыцкой» коллекции Астраханского музея-заповедника и проводится работа по ее научному изучению. Цель статьи — выявление происхождения «калмыцкой» коллекции Астраханского государственного музея-заповедника (за исключением предметов буддийского культа и фотографий, которые будут рассмотрены в другой работе). Результаты. У самых истоков формирования «калмыцкой» коллекции музея стоял Астраханский губернский статистический комитет, который передал 4 предмета в будущий музей. Стимулом для «массового» (т. е. разового, но при этом большого в количественном плане) пополнения стал сбор экспонатов в ходе подготовки к Казанской научно-промышленной выставке, состоявшейся в 1890 г., формирование «калмыцкой» коллекции которой происходило из трех источников: от представителей калмыцкого народа; от Управления калмыцким народом; от Астраханского губернского статистического комитета. В последующие годы данное собрание калмыцких предметов постоянно пополнялось, и в этом уже главную роль играли члены Петровского общества исследователей Астраханского

края, которые сумели не только собрать, но и описать экспонаты. Каталоги 1890 г. и 1928 г. являются уникальными источниками по изучению быта калмыцкого народа.

Ключевые слова: Калмыкия, калмыцкий народ, буддизм, культовые предметы, музейная коллекция, источник, буддийская икона, Астраханский музей-заповедник

Благодарность. Исследование проведено в рамках государственной субсидии — проект «Национальные информационные ресурсы в научном и культурном пространстве» (номер госрегистрации: АААА-А19-119090590086-0), каталогизирование осуществлено за счет средств гранта Министерства культуры и туризма Республики Калмыкия. Автор выражает искреннюю благодарность и признательность руководителю Астраханского государственного музея-заповедника А. А. Булычеву и главному хранителю А. И. Головачевой за предоставленные возможности по изучению «калмыцкой» коллекции музея. Для цитирования: Каруева М. Д. У истоков формирования «калмыцкой» коллекции Астраханского музея-заповедника // Бюллетень Калмыцкого научного центра РАН. 2022. № 2. С. 104-143. DOI: 10.22162/25876503-2022-2-22-104-143

Astrakhan Reserve Museum: Origins of the 'Kalmyk' Collection Analyzed

Margarita D. Karueva1

1 Kalmyk Scientific Center of the RAS (8, Ilishkin St., 358000 Elista, Russian Federation)

Junior Research Associate

0000-0002-4680-3031. E-mail: karaevamd@yandex.ru

© KalmSC RAS, 2022 © Karueva M. D., 2022

Abstract. Introduction. A Joint Catalogue of Museum Items would essentially contribute to further preservation and scholarly exploration of Kalmyk cultural heritage, which is of even greater importance since quite a share of the latter had been lost in ethnic repressions and Deportation of 1943-1957. Associates of Kalmyk Scientific Center (RAS) have compiled a catalogue of the 'Kalmyk'

collection at Astrakhan Reserve Museum and conduct systematic scholarly analyses of its elements. Goals. The paper aims at revealing origins of the mentioned 'Kalmyk' collection (except for Buddhist ritual objects and photographs to be examined in another work). Results. The analysis shows the Collection was founded by Astrakhan Governorate Statistical Committee to have delivered a total of four items to the would-be Museum. 'Mass' arrivals of showpieces were ignited by the 1890 Kazan Science and Industry Exhibition's arrangements — from three sources, namely: ethnic Kalmyks proper, Kalmyk People's Executive Department, and Astrakhan Governorate Statistical Committee. Subsequent years witnessed regular donations of Kalmyk-related items primarily from members of Peter the Great Society for the Study of Astrakhan Lands who succeeded not only in collecting but also in describing the submitted objects. So, the catalogues of 1890 and 1928 serve as unique sources on household life of the Kalmyks.

Keywords: Kalmykia, Kalmyk people, Buddhism, ritual objects, museum collection, source, thangka, Astrakhan Reserve Museum Acknowledgements. Investigation of Buddhist items included in the 'Kalmyk' Collection was funded by government subsidy (project no. AAAA-A19-119090590086-0 'National Information Resources in Scientific and Cultural Spaces'), cataloging granted by Kalmykia's Ministry of Culture and Tourism. The author extends sincere gratitude to A. Bulychev, Director of Astrakhan Reserve Museum, and Chief Custodian A. Golovacheva for the offered opportunity to explore the 'Kalmyk' Collection of the Museum. For citation: Karueva M. D. Astrakhan Reserve Museum: Origins of the 'Kalmyk' Collection Analyzed. Bulletin of the Kalmyk Scientific Center of the RAS. 2022; 2: 104-143. (In Russ.). DOI: 10.22162/2587-6503-2022-222-104-143.

Введение

В последнее время историческая наука стала принципиально расширять список источников, которые можно использовать для исследования тех или иных проблем. В их число попали и музейные предметы, которые являются подлинными свидетельствами прошлого и достоверными доказательствами исторических фактов. Об этом свидетельствуют и защищенные диссертационные работы, основанные на материале музейных коллекций [Минина 2007; Абрамова 2009; Артюхова 2008; Янес 2010; и др.], и обзорные работы, описывающие результаты синергии музейных работ-

ников и историков для решения различных исследовательских задач (см., например: [Рыгалова М., Рыгалов Е. 2018]).

Музейные предметы, имеющие отношение к культуре калмыков и находящиеся в фондах российских музеев (Национальный музей Республики Калмыкия им. Н. Н. Пальмова, Российский этнографический музей, Астраханский музей-заповедник, Ставропольский государственный историко-культурный и при-родно-ландшафтный музей-заповедник им. Г. Н. Прозрителева и Г. К. Праве и др.), порой являются единственными аутентичными свидетельствами прошлого калмыцкого народа, перенесшего незаконную ссылку в восточные районы страны в период Великой Отечественной войны, в 1943 г., и не сумевшего в силу объективных причин сохранить многие объекты традиционной материальной культуры. Очевидно, что необходимо проводить работу по каталогизированию и оцифровке имеющихся музейных предметов как источников для изучения истории и этнографии калмыцкого этноса и созданию Сводного каталога музейных предметов. Сотрудниками Калмыцкого научного центра РАН была осуществлена экспедиция в Астраханский музей-заповедник для описания «калмыцкой» коллекции, в результате которой проделана указанная работа; полученные материалы по каталогизированию и оцифровке (фотографированию) впоследствии могут выступить источником для изучения калмыцкой истории и культуры.

«Калмыцкая» коллекция Астраханского музея-заповедника, которая насчитывает свыше 220 ед. хр. и которую составляют предметы быта, одежда, предметы буддийского культа и др., детально не изучалась учеными, существуют отдельные работы, в которых фрагментарно анализируются музейные предметы, имеющие калмыцкое происхождение или связанные с калмыцкой культурой [Курапов 2009; Герасимова 2016; и др.]. Кроме того, «калмыцкая» коллекция Астраханского музея-заповедника носит уникальный аутентичный характер, отражает быт, религию калмыцкого народа на рубеже XIX и ХХ вв. «Вещественные источники определяются как тип исторических источников, предметы и объекты, в которых овеществлена („опредмечена") деятельность людей и которые содержат информацию о хозяйствен-

ной деятельности, социальной организации, бытовом укладе, эстетических, религиозных и других представлениях, об эмоционально-психологическом складе и внутреннем мире человека» [Абрамова 2009: 3]. Именно их комплексная неизученность и аутентичный характер обусловливает актуальность исследования.

Целью данной работы является выявление происхождения «калмыцкой» коллекции Астраханского государственного музея-заповедника, за исключением предметов буддийского культа1 и фотографий, которые будут рассмотрены в другой работе. Вопрос происхождения «калмыцкой» коллекции музея имеет актуальный характер в связи с тем, что решение этой проблемы является одним из доказательств аутентичности этих предметов и потенциальной возможности использования их в качестве источника для исторических исследований.

Материалы и методы

В работе в качестве источников для исследования заявленной темы привлекались к анализу Отчеты и сборники трудов Петровского общества исследователей Астраханского края (далее — ПОИАК), которые освещают деятельность организации за определенный календарный период, историю самого общества с момента его создания, основные направления научных исследований, научные статьи, итоги экспедиций и др. Кроме того, были просмотрены Книги прихода Астраханского государственного музея-заповедника, а также мы обращались к данным Государственного каталога2, к архивным документам Государственного архива Астраханской области (ГА АО), Национального архива Республики Калмыкия (НА РК), Национального музея Республики Калмыкия им. Н. Н. Пальмова (НМ РК) и опубликованным источникам (например: [Каталог 1890]).

1 Далее в статье упоминаются несколько предметов религиозного культа, переданных от Астраханского губернского статистического комитета, а также учтенных в [Каталог 1890].

2 Государственный каталог [электронный каталог] // URL: https:// goskatalog.ru/portal/ (дата обращения: 25.03.2022).

Работа основывается на принципах системности и историзма, которые позволяют охарактеризовать материал исследования с точки зрения их происхождения и формирования, а также рассматривать их как своего рода систему, реализованную в музейном пространстве. Анализ выстраивается с применением междисциплинарного подхода к объекту исследования с применением следующих методов: источниковедческого, сравнительного, музееведческого, антропологического.

Астраханский музей-заповедник и «калмыцкая» коллекция

Астраханский музей-заповедник — один из старейших региональных музеев России, включающий в себя 14 филиалов, пять из которых расположены в г. Астрахани, девять — в районах области. Собрание музея насчитывает свыше 300 тыс. предметов, среди которых археологические, этнографические, нумизматические, таксидермические коллекции флоры и фауны и др.3. Большая часть коллекций была собрана и отдана безвозмездно в Музей членами ПОИАК, образованного в 1872 г. по инициативе преподавателя местной духовной семинарии известного историка и краеведа Н. Ф. Леонтьева (1845-1914) [Отчет 1889: 3]. Открытие было приурочено к 200-летию со дня рождения Петра I.

Общество занималось сбором сведений и предметов, относящихся к всестороннему изучению края. Круг интересов ПОИАК был широк: история рыбного и сельского хозяйства, политика, финансы, общественные явления, археология, история и культура народов, проживавших на территории Астраханской губернии и т. д. Была разработана программа для сбора исторических, этнографических, археологических данных о родном крае, который был уникален тем, что здесь сосуществовали народы, представляющие и европейскую, и азиатскую цивилизацию [Программа 1888]. Общество организовывало на постоянной основе экспедиции для сбора экспонатов в целях формирования музейных коллекций. Исследо-

3 См. О музее [электронный ресурс] // Официальный сайт Астраханского музея-заповедника. URL: https://astmuseum.ru/ru/about/ (дата обращения: 15.03.2022).

ватели ПОИАК были заинтересованы в изучении полиэтнического общества, что привело к целенаправленному сбору экспонатов — от предметов быта до культовых принадлежностей, принадлежащих кочевым и оседлым народам.

Термин «калмыцкая» коллекция мы вводим условно, поскольку такой отдельной коллекции не существует в Астраханском музее-заповеднике. В нее мы включаем все музейные предметы, фотографии, книги (журналы), имеющие отношение к калмыцкому народу и хранящиеся в различных фондах музея-заповедника. Они связаны с историей и культурой калмыцкого народа, некоторые из них необязательно были созданы в Калмыцкой степи, но использовались калмыками в прошлом [Руднев 1905: 14]. Например, буддийская икона «Аюши4 — покровитель долгоденствия — с 250 разных святых вокруг, писанная на полотне красками», в отчете указано, что ее подарил Наянта Шахтаев, гецюль Икицо-хуровского улуса, который привез ее из Урги (ныне — г. Улан-Батор) [Отчеты Музея 1908: 9]. Данная икона вошла в Каталог Музея, изданный в 1928 г., под номером 254 [Каталог музея 1928: 45], однако среди фактической коллекции икона с изображением Аюши с такими же характеристиками (а именно 250 божеств вокруг Амитаюса) не обнаружена, возможно, что дарциг был передан в другое музейное учреждение или был утрачен вследствие неизвестных нам причин. Как видно, сама икона привезена из Монголии, возможно, что и она могла быть привезена в Ургу из Тибета или любого другого места Центральной Азии (хотя это маловероятно, поскольку в Урге в тот период существовали свои «официальные» и «неофициальные» школы иконописцев [Руднев 1905: 6]). Очевидно одно: она не была создана в Калмыцкой степи, однако в связи с тем, что Будда Амитаюс особо почитаем в традиционной культуре калмыков [Музраева 2011: 73-74], буддийская икона и была привезена гецюлем в Калмыцкую степь.

«Калмыцкая коллекция» Астраханского музея-заповедника представляет огромный научный интерес, в первую очередь для

4 Аюши — монгольское наименование эманации Будды Амитабхи, Будды Амитаюса (санкр. Атйауш).

ученых, исследующих историю и культуру калмыцкого народа. Они не были выделены в отдельное собрание, так как фонды Астраханского музея сформированы по видам предметов, что соответствует правилам хранения музейных предметов в зависимости от материала, из которого они изготовлены [Приказ Министерства культуры РФ 2020], хотя при этом существует мнение, что данная коллекция является самой обширной среди всех этнографических собраний Астраханского музея [Курапов 2009: 232].

Основные способы формирования «калмыцкой» коллекции

Создание «калмыцкой» коллекции, как и собраний других народов, населявших Астраханскую губернию, производилось несколькими способами: 1) путем передачи Музею уже сформированных коллекций, например Астраханским губернским статистическим комитетом, Управлением калмыцким народом [Отчеты Музея 1908: 1], представителями калмыцкого народа [Каталог 1890: 64]; 2) путем пожертвований музею, о чем свидетельствует запись в [Отчет 1889: 44; Отчеты Музея 1908: 4, 9; и др.]; 3) путем приобретения на средства музея [Отчеты Музея 1908: 11]; 4) путем сбора предметов, вещей в ходе полевых экспедиций [Отчет 1909: 8].

Изначально «калмыцкая» коллекция сформировалась, во-первых, из предметов, которые были переданы Астраханским губернским статистическим комитетом в 1888 г. [Отчет 1890: 5; Отчеты Музея 1908: 1; Иванов 1888: 5-6], во-вторых, из коллекции Управления калмыцким народом, собранной на Казанскую научно-промышленную выставку (1890 г.), а также в результате пополнения фондов музея членами ПОИАК. Вместе с тем в других источниках имеется другая информация: фонды музея были сформированы из коллекции Астраханского губернского статистического комитета в 1888 г. [Отчеты Музея 1908: 1] и из коллекций, подготовленных для выставки в Казани по просьбе Астраханского выставочного комитета, «с присоединением к ним коллекций Калмыцкого Управления, коллекций солей...» [Отчеты Музея 1908: 1]. В составлении коллекции Управления калмыцким наро-

дом приняли участие представители калмыцкой знати и духовенства [Каталог 1890: 63].

«Калмыцкие» предметы Астраханского губернского статистического комитета

В ГА АО имеется Каталог предметов Музея при Астраханском статистическом комитете, составленный в 1887 г., за год до передачи в музей [ГА АО. Ф. 32. Оп. 1. Д. 468]. В документе указано, что в Музее при Астраханском статистическом комитете было 355 ед. хр., среди которых к «калмыцкой» коллекции относятся всего несколько предметов: 1) две калмыцких деревянных чашки для чая (№ 334); 2) калмыцкая ногайка (№ 336); 3) бур-хан, отлитый из бронзового сплава (№ 354) [ГА АО. Ф. 32. Оп. 1. Д. 468. Л. 12, 12об.]. Кроме этих предметов, в списке имеется также нож в серебряной оправе без указания на его происхождение [ГА АО. Ф. 32. Оп. 1. Д. 468. Л. 12]. Данные «калмыцкие» вещи были переданы в Музей, видимо, в 1888 г. В Каталоге Казанской научно-промышленной выставки значатся деревянные чашки в количестве 4-х единиц, которые были переданы представителями калмыцкого народа [Каталог 1890: 77], в Каталоге же за 1928 г. также указаны чашки с таким же количеством [Каталог музея 1928: 39], остальных предметов из Каталога предметов Музея при Астраханском статистическом комитете не было обнаружено в перечне экспонатов.

«Калмыцкая» коллекция для Казанской научно-промышленной выставки 1890 г.

ПОИАК провело два организационных заседания в 1890 г. по вопросу подготовки к Казанской научно-промышленной выставке, в том числе с Управлением калмыцким народом и некоторыми представителями калмыцкого народа (фамилии приглашенных в отчетах нами не обнаружены) [Отчет 1891: 4]. Активное участие в сборе экспонатов на Казанскую выставку приняло Управление калмыцким народом, которое поставило себе задачу «по возможности познакомить публику с современным бытом астраханских

калмыков, при чем характеризовать этот народ и как представителя кочевых пастушеских племен, и как первобытное племя, воспринимающее окружающую его высшую культуру» [Каталог 1890: 62]. В 1890 г. В. А. Хлебников участвовал в организации «калмыцкого отдела» на Казанской научно-промышленной выставке [НМ РК. КП 6795/34]. На устройство «калмыцкого отдела» было выделено 1 000 руб. из средств Калмыцкого общественного капитала. Попечитель участвовал в работе выставки представителем от Астраханской губернии в качестве заведующего «Калмыцким этнографическим отделом» и «Астраханским соляным и лесным отделом» [НМ РК. КП 6795/242].

В сборе экспонатов для выставки принимали участие представители калмыцкой знати, среди которых были: нойон Малодер-бетовского улуса Тундутов, старший бакши Малодербетовского улуса Джалцин, нойон Александровского улуса Тюмень, зайсанг Александровского улуса Шонхоров, зайсанг Багацохуровского улуса Онкоров, зайсанги Малодербетовского улуса Дондуков, Арлуев, Боваев, зайсанг Яндыковского улуса Оргечкиев, зайсанг Икицохуровского улуса Нохаев, зайсанг Эркетеновского улуса Джамбаев [Каталог 1890: 63-64]. В каталоге приведен список экспонатов, предоставленных калмыцкой знатью. Приведем его здесь полностью (см. таблицу 1), поскольку он имеет большое значение для этнографических исследований, а также сравним список экспонатов выставки со списком экспонатов Астраханского музея-заповедника за 1928 г. для того, чтобы выяснить, какие предметы были переданы после выставки в музей. Наименования переложены на современный русский язык, за исключением безэквивалентной лексики, пунктуация источника сохраняется, при этом жирным шрифтом выделены номера позиций, написания которых совпадают полностью или почти совпадают (например, в части перестановки слов в наименовании или в орфографии). Подчеркиванием выделены те позиции, которые были собраны разными представителями калмыцкой знати. Номера из [Каталог 1890] со знаками «?» и «/» передают неуверенность в идентификации.

Таблица 1. Список экспонатов «калмыцкого отдела» на Казанской научно-промышленной выставке 1890 г. [Каталог 1890: 64-78]

№ Собиратель № по: [Каталог 1890: 64-78] Наименование № по: [Каталог 1928]

1. 2. 3. 4. 5.

1. Нойон Малодербетовского улуса Тундутов 12 Топливо из помета скота. Собирается на пастбищах. Аргасун 33

2. 13 Топливо из помета скота. Собирается в кочевье, разминается с водой и, затем, засушивается в форме лепешки. Ташмыр-аргасун. 34

3. 14 Топливо из помета скота. Накапливается в зимних помещениях для скота в течение зимы, а летом режется на плиты и просушивается. Хони-этык. 35

4. 34 Сумка для хранения муки, шерсти и проч. Из шкуры жеребенка. Унгут<-арсун-тулум. 58

5. 35 Сумка из телячьей шкуры для сбора по степи топлива, переноски разных предметов и проч. Ута. 59

6. 41 Верхняя одежда для защиты от непогоды из шкурок молодых жеребят — мужская. Даха.

7. 42 Тоже — женская без рукавов. Цегдык. 12

8. 49 Нагайка, сплетенная из тонких и узких ремешков. Маля. Употребляется более, как оружие, наприм. для охоты за волками.

9. 50 Плеть из широкого ремня для недалеких и безопасных поездок. Ташмык. 67

10. 55 Кожаная бутылка. Бортога. Употребляется для кумыса и калмыцкой водки. 73

11. 56 Тоже малого размера. 74

12. 57 Две бортоги без метал, отделки.

13. 66 Праздничный костюм старика: Шапка (ниткюмер-золата-махла), рубаха (килиг), брюки (шалбур), бишмет (бюшмют), шелковый пояс (торгон-бюс), суконный халат (лабшик) и сапоги (госон) из черной козлиной кожи. 10? 11?

14. 70 Праздничный костюм девушки: бишмет, верхняя одежда (биизе) и вышитый пояс (зегта-бюс). 16?

15. 77 Праздничная соболья мужская шапка. Булгун-махла.

16. 80 Праздничная с вышивкой женская шапка. Халванг. 24

17. 116 Деревянный сосуд для калм. чая. Донджик. Обделан серебром. 98

18. 117 Тоже болын. размера, обделан польск. серебром.

19. 118 Ведёрце того же назначения. Сулга.

20. 119 Разная деревянная посуда, заменяющая тарелки, чашки и пр. Представляются в двух экземплярах больших и маленьких размеров.

21. 123 Серебряные и вызолоченные серьги.

22. 132 Серебряный брелок со щипчиками для волос, чистилками для ушей, ногтей и проч. Носится на поясе или на груди девушками. Хумса-абдык-арчадык-зер-зебе.

23. 135 Кюрдэ. Вращающийся деревянный цилиндр на железной оси с написанною на нем молитвою на тибетском языке. Употребляется калмыками при молении. 288

24. 136 Кисет для табака. Тамкин-тунгмиук. 103?

25. 137 Подушка с двумя вышивками на концах. Тюнтик.

26. 138 Мешочек с кистями для хранения чашки. Бурсук.

27. 139 Вышитый шелковый кошелек. Тунгурцук. Употребляется для золотых и серебряных монет.

28. 140 Шелковый кошель {тунгурцук) для бумажных денег.

29. 141 Шелковый кошелек для огнива. Кэтчи.

30. 142 Бархатный мешочек с вышивкой и кистями для табаку. Тамкин тунгурцук.

31. 143 Женский бархатный мешочек с кистями и вышивкой, заменяющий ручной саквояж.

32. 144 Два плетеных игольника с кистями. Зюбчи.

33. 145 Пара плетеных кистей для украшения четок. Эркенэ-то.

34. 146 Тесьма, тканая из серебряных и шелковых ниток. Самарлага.

35. 147 Два сорта позумента разной ткани в незаконченном виде. Эретэ-кюсмэ.

36. 148 Шелковый плетеный шнурок. Цоколга.

37. 149 Две продолговатых вышивки для подушки. Дерын-толга.

38. 150 Шесть разных круглых вышивок для подушек. Тюнтюгин-толга.

39. 151 Круглая вышивка сплошная золотом, серебром и шелком. Употребляется на шапки для духовных лиц. Махлан-тог.

40. 152 Вышивка в незаконченном виде.

41. 153 Четырехугольная вышитая подушка. Дэр.

42. 154 Четырехугольная вышитая подушка, сплошь вышитая золотом.

43. 155 Вышитое золотом верхнее женское платье (цегдык). 12?

44. 156 Серебряный шнурок в незаконченном виде.

45. 157 Изображение Будды. Ареан-хоир-закал. Рисуют среди калмыков исключительно лица духовного сословия, а содержание рисунков всегда религиозное.

46. 160 Домбор, простой дешевой работы. 116

47. 161 Музыкальный инструмент —ятага. 117

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

48. 169 Снаряд для выжимки сваренного калмыцкого чая. 123/124

49. 177 Старинное кремневое ружье. Хадык-бу.

50. 178 Кибитка (ишга-гер) среднего размера составлена из шести сдвижных решеток (теръми) о 73 головках или оконечностях, на которые надеваются длинные палки (унты), поддерживающие верх кибитки (харачи). Терьмы и унины окрашиваются суриком, а дверь разными красками. Кибитка покрывается кошмами {тага). Внутренность кибитки: против входа ставится всегда постель (орон), которую составляют: кровать из дерева самой простой работы, покрытая в несколько слоев особо сшитыми кошмами (дебскир): подушки (дер) двух особых покроев: а) (ики-дер) большие кошемныя подушки, обтянутые в изголовьи красным сукном и в ногах — черным, с разрезом по середине, служащая в тоже время чемоданами для складывания в них 4

запаснаго белья; б) подушка из шкуры жеребенка, набитая всегда пером и обтянутая наволокою; постель с наружной стороны занавешивается ковром, а над постелью устраивается полог из ситца, отороченный спереди синим или зеленым коленкором. На левой от входа стороне кибитки складываются все излишние и запасные вещи, материалы и продовольствие. Этот склад (баран) накрывается ковром, и на него ставятся еще сундуки, которых бывает три и более, смотря по состоянию. Место между постелью и бараном имеет религиозное значение, соответствуя переднему углу русских. Здесь помещается изображение бурхана, кюрде (141), лампадка и жертвенная чашечка. Правая сторона от входа имеет значение кухни. Здесь находится вся посуда для приготовления пищи, еды и сохранения воды, молока и арьяна. Очаг всегда устраивается в центре кибитки.

51. Старший бакши Малодербетовского улуса Джалцин 86 Одежда обыкновенная. Рубаха (килиг), юбка (маик), носимые всем духовенством, шелковые бишмет и халат бакшей, гелюнгов и гецюлей. 303?, 304, 302,

шерстяной пояс (шемюк-бюс), носимый всеми духовными, шелковая лента (оркамджи) и бутылочка с водою для полоскания во рту после еды (чаерун), носимые всем духовенством, кроме манджиков. 305, 308/309, 277

52. 87 Одежда обыкновенная. Кумачевый бишмет манджика. 301?

53. 88 Одежда обыкновенная. Желтый шелковый халат почетных гелюнгов и бакшей. 300?

54. 89 Одежда обыкновенная. Шапка манджика и гецюля. 298?

55. 90 Одежда обыкновенная. Шапка гелюнга. 299?

56. 91 Одежда обыкновенная. Шапка бакши и ламы. 297?

57. 92 Одежда обыкновенная. Сапоги, носимые всеми духовными.

58. 93 Одежда обыкновенная. Башмаки, носимые всеми духовными.

59. 94 Богослужебная одежда. Килиг. Шелковая рубаха. 303?

60. 95 Эренгэ. Надевается сверх рубахи. 313

61. 96 Таигишим. Нечто вроде юбки. 312

62. 97 Чеги. Надевается на плечи. 311

63. 98 Намджир. Надевается сверху чеги. 310

64. 99 Номта-хубцан. Тоже верхняя одежда.

65. 100 Дебскир. Употребляется для покрышки сидения. 307

66. 101 Оркомджи. Носится, как лента, через плечо. 308/309

67. 102 Ула-махла. Шапка. 294

68. Нойон Александровского улуса Тюмень 2 Кормовые травы волжского займища, 38 сортов. Собраны в Александровском улусе.

69. 3 Кормовые травы Каспийской низменной степи, 37 сортов. Собраны там же.

70. 4 Конский волос. Грива однолетка. Capean дель. 36

71. 5 Конский волос. Грива двулетка. Дагани-делъ. 37

72. 6 Тоже

73. 7 Конский волос. Хвост однолетка. Сорван-сюль. 38

74. 8 Конский волос. Хвост двулетка. Дагани -сюлъ. 39

75. 15 Аркан из конского волоса для ловли лошадей. Цалмин-аргамальдже. Петля обшита кожей против загорания от сильного трения. 43

ю ю

76. 16 Чумбур из конского волоса для привязывания верховых лошадей во время остановок в пути. При езде один конец привязывается к левому концу удил узды, а другой накидывают на передней лук седла. Цулбур.

77. 17 Подпруга из конского волоса и верблюжьей шерсти. Татурин-килгасан. 44

78. 18 Коновязь из того же волоса и верблюжьей шерсти. Зелъ. 45

79. 19 Недоуздок из того же материала для привязи жеребят дойных кобылиц. Унгуна-нокто. 46

80. 20 Веревка из того же материала для привязи телят дойных коров. Тугулин бючи. 47

81. 36 Хозяйственная сумка из телячьей шкуры. Тугулийн-арсун-тулум. 60

82. 37 Зимние штаны из козьей шкуры. Ямсти-арсун-шалбур.

83. 38 Подушка из телячьей шкуры. Тугулин-арсин-дер. 61

84. 46 Ремни из коровьей кожи. Сур. 64

85. 47 Ремни из верблюжьей кожи. Темани-сур. 65

86. 48 Ременная тренога для спутывания лошадей. Чедыр. 66

87. 59 Ребра коровьи. Хабсул. Употребляются для выделывания ремней. 75

88. 60 Черенок ножа из конского копыта.

89. 61 Черенок ножа из козьего рога.

90 62 Черенок ножа из сайгачьего рога.

91. 63 Порошница (тактик) из коровьего рога. 76

92. 64 Мерка для ружейного заряда (ценек) из козьего рога. 77

93. 65 Табакерка (насван-гер) из коровьего рога.

94. 75 Обыкновенная мужская шапка из черной мерлушки. Хазык-махла. 17

95. 76 Праздничная мужская шапка. Ширегтэ-хаджилга. 19

96. 78 Женская шапка из мерлушки. Хаджилга. Носится в Александровском улусе. 21

97. 79 Женская зимняя лисья шапка. Бючлячи. 23?

98. 81 Шапка девушки и детей. Торцык. 25

99. 84 Мужские сапоги. Госон.

100. 105 Блюдо для мяса, лепешек и проч. Табык. 95

101. 106 Чашка для питья кумыса и арьяна. Бабгир-ага. 87

102. 107 Чашка для питья калмыцкого чая и супа. Босха-ага. 89

103. 108 Чашка духовенства для чая и кумыса. Цокце. 92

104. 109 Чашка детская. Шаазынг. 93

105. 110 Чашка для питья калмыцкой водки. Шаазынг. 88

106. 111 Чашка дорожная и охотничья. Сабыл. Через отверстие в ручке продета ременная петля, которая служит для привешивания чашки к торокам седла. 94

ю

107. 112 Корыто, заменяющее блюдо. Тебыш. На тебыш выкладывают из котла сваренное мясо; на праздниках и других многолюдных трапезах мясо подается на тебыше нескольким человекам зараз. На тебыше подается также целый сваренный баран при поздравлениях. 96

108. 113 Ложка для мешания чая в котле во время варки и для разлива чая из котла по чашкам. Цягин-шанга. 86

109. 114 Ложка для разлива из котла калмыцкой водки. Аркин-шанга. 85

110. 115 Кувшин, в котором подается гостям водка. Цор-гоцар. 97

111. 120 Стремена (дере) железные, крытые серебром. 99

112. 121 Удила (уда) такие же. Делаются №№ 120 и 121 кустарями Александровского улуса. 100

113. 159 Скрипка калмыцкой работы. Скрипка.

114. 170 Снаряд для перегона из молочных продуктов калмыцкой водки (арки), называемый аркин зер-зеве. 83

115. Зайсанг Александровского улуса Шонхоров 26 Нитки из бараньей шерсти. ЛЪни-носун-утиун.

116. 27 Тесьма из бараньей шерсти. Хони-носун-хошлынг.

117. 164 Веретено для пряжи ниток из шерсти. IIг. 121

118. Зайсанг Багацохуровского улуса Онкоров 71 Обыкновенные: жилет, бишмет и халат мужчины.

119. 72 Обыкновенный мужской пояс с бляхами из польского серебра (полъиш-бюс).

120. 73 Обыкновенная женская одежда: рубаха, нижнее платье, верхнее платье, мешочки для кос, накосники и шапка (бючилячи). 23?

121. 74 Обыкновенная детская одежда: рубаха, штаны и бишмет.

122. 82 Детская шапка. Тамша. 26

123. 83 Женские сапоги из красной козлиной кожи. Госон.

124. 85 Детские башмаки. Госон. Покрой перенят у русских.

125. 103 Обыденное мужское седло. Эмяль.

126. 104 Праздничное женское седло с серебряными украшениями. Эмяль.

127. 122 Женские серьги (сикэ) из польского серебра.

128. 124 Трубка (ганза) дубовая, в серебряной оправе с серебряными цепочкой, крышкой и ковырялкой.

129. 125 Стальное огниво, кремень и трут в кожаном чехле, обделанном серебром. Кетчи.

130. 136 Кисет для табака. Талтт-тунгурцук. 104?

131. Зайсанг Малодербетовского улуса Дондуков 1 Кормовые травы. Эргенинской возвышенности, 23 сорта.

132. 33 Хозяйственная сумка из шкуры жеребенка. Тунгурцук. 57

133. 43 Даха, подбитая шкурами молодых верблюжат.

134. 53 Ведро из кожи горба верблюда. Палка при ведре служит для черпанья воды из колодца. Утхуца. 71

135. 51 Конские ножные сухожилия (шюрбюсюн) и 68+69

нитки, выделываемые из них. Шюрбюсюн-утцун. Употребляются для шитья шуб, сапогов и других кожаных предметов.

136. Зайсанг Малодербетовского улуса Арлуев 133 Металлическая религиозная утварь, составляющая принадлежность жертвенного стола (см. № 134). 265

137. 134 Разной деревянный жертвенный стол, на котором ставится во время богослужения религиозная утварь. Таклин-шире. 261

138. Зайсанг Малодербетовского улуса Боваев 129 Щипцы для выдергивания волос на лице. Заменяют бритву (сахал-тюдык-чимкюр). 105

139. 130 Ножик (утха). Носится па поясе каждым калмыком; употребляется преимущественно для еды мяса. 198/199/ 200/20 1/ 202

140. Зайсанг Яндыковского улуса Оргечкиев 51 Конские ножные сухожилия (шюрбюсюн) и 68+69

нитки, выделываемые из них. Шюрбюсюн-упшун.

Употребляются для шитья шуб. сапогов и других

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

кожаных предметов.

141. 58 Санки с подрезями из берцовых костей лошадей. Овгон-цана. Употребляются приморскими бедными калмыками для езды по льду. Ездят на них, толкаясь двумя палками с железными наконечниками. При попутном ветре и по гладкому льду два умелых человека, работая одновременно, обгоняют лошадь средней быстроты. Делает их почти всякий приморский калмык. 132

142. 162 Чаканки. Зегесен. Делаются из чакана, водного растения, произрастающего в изобилии в приморских улусах. Употребляются бедными калмыками вместо кошем для покрышки кибиток и проч. надобностей; приготовляются женщинами каждой семьи для себя. 118

143. 163 Сумка из чакана. Делается приморскими калмыками. Употребляется для хранения чашек и проч., заменяя кожаную сумку степных калмыков. 120

144. Зайсанг Икицохуровского улуса Нохаев 9 Верблюжья шерсть короткая. Темяни-носун. 40

145. 10 Верблюжья шерсть длинная. Темяни-носун зог-дыр. Верблюжья шерсть длинная употребляется на тонкие и толстые веревки, тесемки и нитки для разных домашних надобностей. Короткая верблюжья шерсть идет также для набивки головных и седельных подушек и на подбивку теплого платья. В последнем случае шерсть кладут в котел с водою, которую нагревают до кипения, отчего шерсть делается мягкою и чистою. Сбор шерсти производится весною, когда верблюды линяют. 41

146. 21 Толстый аркан из верблюжьей шерсти. Темяни-носун-аргамалдже. Употребляется для укрепления кибиток, для привязи крупного скота и других хозяйственных надобностей. 48

147. 22 Веревка из верблюжьей шерсти. Темяни-носун-десюн. Употребляется для привязи мелкого скота и на поводья для верблюдов. 49

148. 23 Тонкая веревка из верблюжьей шерсти. Темяни-носун-зег. Ею обшиваются ради прочности края кошем, служащих для покрышки кибиток. 50

149. 24 Тесьма из верблюжьей шерсти. Темяни-носун-хошлынг. Употребляется для укрепления кибиток. 51

150. 25 Нитки из верблюжьей шерсти. Темяни-носун-утиун. Служат для сшивания кошем и тканья тесемок. 52

151. 26 Нитки из баганьей шерсти. Хони-носун-упшун 54

152. Зайсанг Эркетеновского улуса Джамбаев 11 Баранья шерсть. Хони-носун. Употребляется на выделку кошем для кибиток, чулок, ниток, тесемок и проч. Стрижка производится весною и осенью. 42

153. 28 Валеные чулки из бараньей шерсти, серые. Хони-ност-коко-омсин.

154. 29 Тоже — белые. Хони-носун-цаган-омсин.

155. 30 Ковер из стеганых тонких бараньих кошем. Ширдык. Употребляется для сиденья и спанья. 55

156. 31 Серая кошма из бараньей шерсти. Коко-ишга.

157. 32 Белая кошма из бараньей шерсти. Цагал-ишга. 56

158. 39 Тулуп из бараньей шкуры, мужской. Хояи-арсун дееилъ.

159. 40 Тулуп из бараньей шкуры, женский.

160. 44 Баранья шкура. Хони-арсун. Не выделанная. 62

161. 45 Баранья шкура. Хони-арсун. Выделанная. 63

162. Калмык Хуцаев Бемби 158 Калмыцкий двухструнный музыкальный инструмент (домбор). Соответствует русской балалайке. Струны выделываются самими калмыками, большею частью девушками, самый инструмент — мужчинами. 115

163.

164. 176 Бердановка с укороченным стволом и ложем калмыцкой формы. Бердяжа.

165. 189 Коса, наковальня и молоток для правки косы и брусок для отточки ее. 139, 140, 141

166. 190 Вилы для уборки сена и проч. надобн.

167. 191 Топор

168. 192 Щипцы для очага.

169. 193 Таган для варки пищи.

170. 194 Котлы для варки пищи и перегона калмыцкой водки.

171. 196 Кандалы для лошадей.

172. Управление калмыцким народом (?) 52 Посуда из кожи рогатого скота для кумыса и арьяна. Архад. 70

173. 54 Кожаное ведро для молока и проч. Утхур. 72

174. 67 Праздничный костюм мужчины: рубаха, брюки, жилет (камзол), бишмет с серебряными патронами и серебряный пояс (цаган-менген-бюс).

175. 68 Праздничный костюм женщины: сорочка, нижняя одежда (терлик), верхняя одежда (цегдык), 2 длинных мешочка для кос (шибирлик) и 2 металлич. накосника (токок). Терлик и цегдык столь дорогой золотой вышивки весьма редки. 15?, 12?, 28?, 29?

176. 69 Праздничные (терлик и цегдык), более обыкновенные. 15?, 12?

177. 126 Трубка с длинным чубуком, употребляемая духовенством. 102

178. 127 Трубка с коротким чубуком, употребляемая простолюдинами.

179. 128 Трубка простая бедных людей.

180. 131 Наперсток (хурубчи). 106/158

181. 165 Калмыцкий плотничий топор. Сюкю. 127

182. 166 Орудие для тканья шерстяных тесемок. Юлъде. 122

183. 167 Мышеловка. Хабха. 126

184. 168 Лопаточка для собирания золы в очаге. Келъдюр. 125

185. 171 Орудие для остружки палок к деревянным частям кибитки. Татур. 128

186. 172 Модель прибора для выпрямления палок к дерев, частям кибитки. Аджирга. 129

187. 173 Орудие для срезания камыша и травы на топливо. Хадур. 130

188. 174 Тоже — с зубцами. 131

189. 175 Бердановка с укороченным стволом и ложем калмыцкой формы. Бердяжа.

190. 179 Модель упрощенной кибитки, употребляемой для частых перекочевок пастухами больших партий скота и самыми бедными людьми. Джолом. 6

191. 180 Семь моделей, показывающих постепенный переход от деревянного изголовья к типичной кровати по мере сокращения перекочевок. В безводной и пустынной прикаспийской полосе, где необходимы частые и дальние перекочевки, даже самые богатые калмыки болш. част, ограничиваются одним изголовьем. В северной же части степи, где перекочевки редки и недалеки, почти каждая среднего достатка кибитка имеет типичную кровать. 107-113

192. 181 Модель глинобитной зимовки калмыков Мало-дербетовского улуса. Жилье (шабур-гер), двор (хаца) и крытое помещение для скота и топлива (катух).

193. 182 Полузакрытое помещение для скота (хаша), сделанное из плетня. 8

194. 183 Тоже — более открытое. 9

195. 184 Модель кибитки из глинобитного кирпича. Употребляется на оседлых зимовках богатых людей и хурулов вместо кухни, в которой готовится кушанье, как в обыкновенной кочевой кибитке.

196. 185 Модель наиболее употребительных санок (салазки). На шею оседланной лошади надевается самый простой хомут, к которому привязываются вместо оглобель веревки от саней. На последние нагружается кладь, а седок садится на лошадь верхом. 134

197. 186 Модель камышовой зимовки приморских калмыков. 7?

198. 187 Модель временной зимовки степных калмыков в камышах. 7?

199. 188 Модель снаряда из камыша, употребляемого степными калмыками для ловли подледной рыбы в сарпинских озерах. 135

200. 195 Круг железный для процеживания калмыцкого чая. Щюр.

201. 197 Деревянный архат. 142

202. 198 Деревянная кумысница. 143

203. 199 Деревянное ведро для молока и воды. 144

204. 200 Бадья железная для воды. Кожаная посуда вытесняется деревянною и железною на границах степи, соприкасающихся с местностями, занятыми оседлым населением. 145

205. 201 Деревянный ковш. Шанга. 146

206. 203 Гребень, шилья, иголки, наперсток и спичечницы для серных спичек, вытесняющих кремневое огниво. 156, 157, 158

207. 204 Обои для оклейки зимних жилых деревянных помещений. Покупаются преимущественно духовенством.

208. 205 Керосинная лампа без стекла. 152

209. 206 Тоже со стеклом. 153

210. 207 Детский пояс.

211. 208 Зеркало. 155

212. 209 Шапка из вязаной мерлушки. 175

213. 210 Мел для беления шкур, выделываемых для зимней одежды. 159

214. 211 Мука ржаная. 160

215. 212 Мука пшеничная. 161

216. 213 Кирпичный чай. 163

217. 214 Мыло простое. 173

218. 215 Мыло кокосовое (употребляется преимущественно девушками.) 174

219. 216 Конфеты и пряники. 170,171

220. 217 Табак. 172

221. 218 Мускатные орехи, лавровый лист, перец и гвоздика. 164, 165, 166,167

222. 219 Крендели первого сорта. 168

223. 220 Крендели второго сорта. 169

224. 221 Желтое пшено. 162

225. 222 Платки ситцевые для вытирания рук после еды. Калмыки вилок и ложек при еде не употребляют.

226. 223 Ситцы для мужских рубашек. 176

227. 224 Ситцы для пологов. 177

228. 225 Ситцы для женского платья. 178

229. 226 Разные бумажн. материи для рубашек. 179

230. 227 Разные бумажн. материи для брюк. 180

231. 228 Разные бумажн. материи для бишметов и пр. 181

232. 229 Разные бумажн. материи для платья духовенства. 182

233. 230 Шерстяные материи для мужского и женского платья. 183

234. 231 Шелковые материи для мужского и женского платья. 184

235. 232 Плис для кос. 185

236. 233 Тик для армяков. 186

237. 234 Сукно для шапок. 187

238. 235 Сукно для украшения верблюжьей кашемн. попоны. 188

239. 236 Половик. Заменяет ковер у бедных. 189

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

240. 237 Пестредь для ниток и мешка для процеживания калмыцкого чая. 190

241. 238 Гарус, серебр. и золотые нитки для вышивания. 191

242. 239 Шелков, шнурки и серебряный позумент для обшивки платья, парча для того же и шапок. 192, 193, 194

243. 240 Серое сукно для зимнего армяка, надеваемого сверх тулупа. 195

244. 241 Вата, употребляемая для шапок и стеганого платья. 196

245. 242 Мех выдры для украшения шапок. 197

246. 7775 Калмыцкая люлька 114

247. 202 Деревянные чашки: (2 образца) и ложка русская, деревянная. 151

248. Астраханский губернский статистиче ский комитет 202 Деревянные чашки: (2 образца). 147?, 148?, 149?, 150?

5 Номер по [Каталог 1890] не известен, однако в нем указано, что калмыцкая люлька и игрушки выставлялись в Державинском саду [Каталог 1890: 63]. Отметим также, что игрушки не отражены в [Каталог 1890], но при этом в этом же источнике упоминается, что они имелись, не известно, какое было количество представленных на выставку игрушек и как они выглядели.

По результатам проведенной выставки были награждены ПОИАК Почетным отзывом по научному отделу за альбом фотографий, коллекцию монет и археологических предметов [Список наград 1890: 2], Управление калмыцким народом за доставленные предметы, характеризующие быт калмыцкого народа Астраханской губернии [Список наград 1890: 3], а также князь Тундутов Золотой медалью по научному отделу за содействие к устройству историко-этнографического отдела на Казанской выставке [Список наград 1890: 14], В. А. Хлебников Большой серебряной медалью по научному отделу за систематизирование обширной коллекции птиц Астраханского края, напечатание списка этих птиц и за содействие к устройству научного отдела выставки [Список наград 1890: 20], Малой серебряной медалью по научному отделу за содействие по составлению коллекции калмыцких предметов владелец Малодербетовского улуса Тундутов, нойон Александровского улуса Тюмень, зайсанги Малодербетовского улуса Арлуев, Боваев, Дондуков, зайсанг Эркетеневского улуса Джамбаев, зайсанг Икицохуровского улуса Нохаев, зайсанг Багацохуровского улуса Онкоров, зайсанг Александровского улуса Шонхоров, зайсанг Яндыковского улуса Оргечкиев, а также Джалцин, Старший бакша Малодербетовского улуса [Список наград 1890: 33], Бронзовой медалью по научному отделу Хуцаев Бембя за выставленную кибитку и коллекцию калмыцких вещей [Список наград 1890: 49]. Хуцаев Бембя, 34 года, принадлежал к Тебектинерову роду Малодербетовского улуса проживал на границе с Донской областью, он вместе со своей семьей (женой Дельгир 28 лет и дочерью Бальджир 8 лет) участвовал в выставке [Каталог 1890: 63].

В результате анализа [Каталог 1890] можно прийти к выводу, что у истоков формирования «калмыцкой» коллекции стояли следующие организации: Астраханский губернский статистический комитет, Управление калмыцким народом, — а также представители калмыцкой знати. От Астраханского губернского статистического комитета поступило 4 предмета (деревянные чашки, нагайка, бурхан), от Управления калмыцким народом — 90 ед. хр.,

от представителей калмыцкого народа — 198 ед. хр. Таким образом, основу коллекции сформировали прежде всего в результате дарения представителями калмыцкого народа, причем большая часть предметов числилась до 1928 г., что подтверждено данными, опубликованными в [Каталог музея 1928]: условно примерно чуть больше двух сотен предметов сохранилось до 1928 г., около сотни предметов либо утеряно, либо утрачено, либо было передано в дар будущему Казанскому городскому научно-промышленному музею (ныне — Национальному музею Республики Татарстан), открытому в 1894 г. В фондах музея имеются предметы материальной культуры калмыцкого народа, однако пока не ясен источник их поступления6. Судя по [Каталог 1890], не имеются модели жилища (модель глинобитной зимовки калмыков Мало-дербетовского улуса: № 181; модель кибитки из глинобитного кирпича: № 184), оружье (бердановка: № 176; старинное кремневое ружье: № 177); некоторые серебряные изделия (бишмет с серебряными патронами и серебряный пояс: № 67; обыкновенный мужской пояс с бляхами из польского серебра: № 72; праздничное женское седло с серебряными украшениями: № 104; деревянный сосуд для калмыцкого чая, обделан серебром: № 117; женские серьги из польского серебра: № 122; трубка дубовая, в серебряной оправе с серебряными цепочкой, крышкой и ковырялкой: № 124; стальное огниво, кремень и трут в кожаном чехле, обделанном серебром: № 125); обувь (сапоги из козлиной кожи: № 66; сапоги обыкновенные для духовных лиц: № 92; башмаки обыкновенные для духовных лиц: № 93; мужские сапоги: № 84; женские сапоги из козлиной кожи: № 83; детские башмаки: № 85); некоторые шерстяные изделия (нитки из бараньей шерсти: № 26; тесьма из бараньей шерсти: № 27; мужской и женский тулупы из бараньей шкуры: №№ 39 и 40; верхняя мужская одежда для защиты от непогоды из шкурок молодых жеребят: № 41; и др.). Как известно, шерстяные изделия требуют определенного ухода, ве-

6 См. Коллекции Национального музея Республики Татарстан [электронный ресурс] // URL: https://tatmuseum.ru/kollektsii/ (дата обращения: 10.04.2022).

роятно, что вследствие неправильного хранения они были утрачены. В дальнейшем потребуется сопоставить данные списки с настоящей «калмыцкой» коллекцией, сохранившейся до наших дней, однако в рамках данной работы мы не ставим себе целью исследовать именно этот вопрос и он будет рассмотрен в других наших публикациях.

На характер передаваемых вещей, несомненно, оказали влияние социальный статус и занятия человека, который участвовал в формировании коллекции на выставку в Казани. Так, например, кормовые травы были представлены именно с той территории, на которой проживала калмыцкая знать. Хуцаевым Бембя были переданы орудия и инструменты, которые используются в повседневной жизни простыми людьми. Очень состоятельные представители передали на выставку серебряные украшения, праздничные одежды. Кроме того, думается, что представители калмыцкой знати передавали те предметы на выставку, которые были изготовлены непосредственно в их улусе.

Старший бакши Малодербетовского улуса Джалцин передал предметы одежды обыкновенной и богослужебной буддийских монахов, при этом, что интересно, предметы буддийского культа не значатся как в его списке экспонатов, так и других представителей калмыцкого народа, за исключением князя Тундутова, который предоставил одну буддийскую икону и один кюрде и, скорее всего, только по причине того, чтобы создать интерьер кибитки. Отсутствие в списках экспонатов, переданных калмыцкими представителями, предметов буддийского культа свидетельствует о глубокой вере калмыков, сакральном отношении к вещам, связанным с буддийской обрядностью, и о нежелании использовать последние в качестве экспонатов на выставках.

В списке экспонатов можно найти весьма уникальные предметы, как-то санки, изготовленные из берцовых костей лошади для езды по льду, различные предметы ухода (например, щипчики для волос) и многое другое. Конечно, сам по себе список этих экспонатов имеет большое значение для будущих научных исследований, однако требуется провести поисковую работу в Государственном

архиве Республике Татарстан и Национальном музее Республики Татарстан в целях выявления возможных фотографий этих экспонатов, что позволит реконструировать их внешний вид.

Заключение

В результате проведенного источниковедческого анализа опубликованных и неопубликованных материалов можно сделать следующие выводы:

1) у самых истоков формирования «калмыцкой» коллекции стоял Астраханский губернский статистический комитет, который передал 4 предмета в будущий музей;

2) стимулом для «массового» (т. е. разового, но при этом большого в количественном плане) пополнения явился сбор экспонатов, который состоялся в ходе подготовки к Казанской научно-промышленной выставке, состоявшейся в 1890 г.;

3) установлено, что формирование будущей «калмыцкой» коллекции для Казанской научно-промышленной выставки происходило из трех источников, которые по количеству подаренных предметов следует перечислить в следующем порядке: от представителей калмыцкого народа (как от калмыцкой знати и духовенства, так и простого калмыка); от Управления калмыцким народом; от Астраханского губернского статистического комитета;

4) в ходе подготовки к Казанской выставке поступило всего два наименования предметов религиозного культа, что связано, на наш взгляд, с сакральным отношением представителей калмыцкого народа к предметам культа, отражающим глубокую веру;

5) на состав предметов, переданных представителями калмыцкой знати для Казанской выставки, влияли и происхождение, и социальный статус; имеются уникальные предметы, например, сделанные из костей лошади санки, которые, возможно, следует рассматривать как рудимент, сохранившийся до рубежа XIX и XX вв., так называемого «лесного» периода предков ойратов.

В последующие годы данное собрание калмыцких предметов быта, одежды, культовых принадлежностей и т. д. постоянно пополнялось, и в этом уже главную роль играли члены Петровского общества исследователей Астраханского края, которые сумели не только собрать, но и описать экспонаты, зафиксировав названия предметов на калмыцком языке, их функциональную нагрузку и внешний вид, в том числе и материал, из которого был изготовлен тот или иной предмет. Каталоги 1890 г. и 1928 г. являются уникальными источниками по изучению быта калмыцкого народа.

Источники

ГА АО — Государственный архив Астраханской области.

Госкаталог (электронный ресурс) // URL: https://goskatalog.ru/portal/ (дата обращения: 25.03.2022).

Книги прихода // Астраханский государственный музей-заповедник. 40 ед. хр.

НА РК — Национальный архив Республики Калмыкия.

НМ РК — Национальный музей Республики Калмыкия им. Н. Н. Пальмова.

Литература

Абрамова 2009 — Абрамова Ю. А. Музейные коллекции по истории горно-металлургической промышленности Алтая XVIII-XIX вв. как источник по истории науки и техники: автореф. дисс. ... канд. ист. наук. Томск, 2009. 28 с.

Артюхова 2008 — Артюхова И. В. Традиционная материальная культура русских Томского края в коллекциях Томского областного краеведческого музея: дисс. ... канд. ист. наук. Томск, 2008. 254 с.

Герасимова 2016 — Герасимова Ю. В. Коллекция калмыцких культовых предметов в собрании Астраханского музея-заповедника // Буддизм Ваджраяны в России: традиции и новации. М.: Алмазный путь, 2016. С. 332-335.

Иванов 1888 — Иванов И. С. Доклад члена-секретаря И. С. Иванова об уступке музея при Статистическом Комитете. Астрахань, 1888. 8 с.

Каталог 1890 — Каталог Казанской научно-промышленной выставки 1890 г., состоящей под покровительством его императорского высочества государя наследника Цесаревича. Историко-этнографическое отделение (научного отдела). Заведующий отделением, проф. Н. А. Осокин. 2-е изд., знач. доп. Казань: Тип. Н. А. Ильяшенко, 1890. 121 + 2 с.

Каталог музея 1928 — Каталог музея. Этнографический отдел. Калмыки // Ежегодник Астраханского краевого музея. Астрахань, 1928. 48 с.

Курапов 2009 — Курапов А. А. История и культура буддизма в Астраханском крае (по материалам коллекции буддийской иконографии Астраханского музея-заповедника) // Астраханские краеведческие чтения: сборник статей / под ред. А. А. Курапова. Вып. 1. Астрахань: [б. и.], 2009. С. 229-235.

Курапов 2019 — Курапов А. А. Петровское общество исследователей Астраханского края - Региональный научный центр XIX - начала XX в. // Астраханские Петровские чтения: мат-лы Всерос. науч. конф. с между-нар. участием. Астрахань: [б. и.], 2019. С. 57-59.

Минина 2007 — Минина Е. В. Музейные коллекции по горному делу в России как источник по истории науки и техники: дисс. ... канд. ист. наук. М., 2007. 235 с.

Музраева 2011 — Музраева Д. Н. Тексты, посвященные Будде долголетия Амитаюсу, в литературно-книжной традиции калмыков // Научная мысль Кавказа. 2011. № 1-2. С. 72-75.

Отчет 1889 — Отчет Петровского общества исследователей Астраханского края за время с 7 сентября 1886 г. по 31 декабря 1887 г. Астрахань: Тип. Губернск. Правления, 1889. 53 с.

Отчет 1890 — Отчет Петровского общества исследователей Астраханского края за 1888 год. Астрахань: Тип. «Астраханского Листка»,

1890. 60 с.

Отчет 1891 — Отчет Петровского общества исследователей Астраханского края за 1889 год. Астрахань: Тип. «Астраханского Листка»,

1891. 60 с.

Отчет 1909 — Отчет Петровского общества исследователей Астраханского края за 1903 год. Астрахань: Паровая Новая Русская Типография, 1909. 28 с.

Отчеты Музея 1908 — Отчеты Музея. Отчеты за 1891-1900 и 19011905 гг. Астрахань: Паровая Новая Русская Тип., 1908. 35 + 26 с.

Приказ Министерства культуры РФ 2020 — Приказ Министерства культуры РФ от 23 июля 2020 г. № 827 «Об утверждении Единых правил организации комплектования, учета, хранения и использования музейных предметов и музейных коллекций»

Программа 1888 — Программа для собирания археологических, нумизматических, исторических и этнографических сведений по Астраханскому краю, изданная Петровским Обществом исследовате-

лей астраханского края. Астрахань: Тип. «Астраханского справочного Листка», 1888. 10 с.

Руднев 1905 — Руднев А. Д. Заметки о технике буддийской иконографии у современных зурачинов Урги, Забайкалья и Астраханской губернии // Сборник МАЭ. СПб.: Тип. Имп. акад. наук, 1905. Вып. 5. 16 с.

Рыгалова М., Рыгалов Е. 2018 — Рыгалова М. В., Рыгалов Е. В. Музейные коллекции как исторический источник (обзор отечественной историографии) // Известия Алтайского государственного университета. Исторические науки и археология. 2018. № 5(103). С. 135-139. DOI 10.14258/izvasu(2018)5-24

Список наград 1890 — Список наград, присужденных на Казанской научно-промышленной выставке 1890 г., состоявшей под покровительством его Императорского Величества Государя Наследника Цесаревича. Казань: Тип. Императорского универститета, 1890. 116 с.

Янес 2010 — Янес М. А. Материалы музейных, библиотечных и архивных собраний Санкт-Петербурга ка источник по истории и этнографии арабов бассейна Кашкадарьи (Узбекистан): дисс. ... канд. ист. наук. СПб., 2010. 343 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.