Научная статья на тему 'У истоков Европейского университетского образования'

У истоков Европейского университетского образования Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
2415
404
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АББАТ / ЕПИСКОП / ЗЕМЛЯЧЕСТВА / КАНЦЛЕР / КОРПОРАЦИЯ / ЛИЦЕНЗИЯ / МОНАСТЫРСКИЕ / ЕПИСКОПАЛЬНЫЕ / ГОРОДСКИЕ ШКОЛЫ / ПАПСКИЕ БУЛЛЫ / ПАПСКИЙ ЛЕГАТ / СЕМЬ СВОБОДНЫХ ИСКУССТВ / СХОЛАСТИК / МАГИСТРЫ / УНИВЕРСИТЕТ / УНИВЕРСИТЕТЫ УЛЬТРАМОНТАНОВ И ЦИТРАМОНТАНОВ / ШКОЛЯРЫ / STUDIUM GENERALE / ABBOT / BISHOP / FRIENDLY ASSOCIATION OF PEOPLE FROM THE SAME AREA / CHANCELLOR / CORPORATION / LICENSE / MONASTIC / EPISCOPAL / CITY SCHOOLS / PAPAL BULLS / PAPAL LEGATE / SEVEN FREE ARTS / SCHOLASTIC / MASTERS / UNIVERSITY / UNIVERSITIES OF ULTRAMONTANES AND ZITHER MONTANES / SCHOOL CHILDREN

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Маркова Светлана Петровна

В статье рассматриваются условия, вызвавшие мощное учебно-научно-культурное движение, которое обнаружило себя в Западной Европе на рубеже XII-XIII вв. и привело к возникновению университетов, ставших прообразом современной системы высшего образования. На материалах источников и специальной литературы анализируется процесс возникновения первых, самых древних университетов Европы, Болонского и парижского, по образцу которых создавались все последующие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

At sources of the European University education

This paper sheds light on the conditions which have caused powerful educational, scientific and cultural movement in Western Europe at a boundary of the 12 th and 13th centuries and led to emergence of the universities which have become a prototype of a contemporary system of the higher education. Using the sources and special literature the author analyzes the process of formation of the first, most ancient European universities of Bologna and Paris similarly to which all the subsequent universities were created.

Текст научной работы на тему «У истоков Европейского университетского образования»

ИСТОРИЯ

УДК 94 (4) ББК 63.3 (4) М 26

С.П. Маркова,

кандидат исторических наук, профессор кафедры всеобщей истории

Адыгейского государственного университета, г. Майкоп, тел. 8(8772) 57-13-24

У истоков европейского университетского образовани я

(Рецензирована)

Аннотация . В статье рассматриваются условия, вызвавшие мощное учебно-научнокультурное движение, которое обнаружило себя в Западной Европе на рубеже XII-XIII вв. и привело к возникновению университетов, ставших прообразом современной системы высшего образования. На материалах источников и специальной литературы анализируется процесс возникновения первых, самых древних университетов Европы, — Болонского и парижского, по образцу которых создавались все последующие.

Ключевые слова: studium generale; аббат; епископ; землячества; канцлер; корпорация; лицензия; монастырские, епископальные, городские школы; папские буллы; папский легат; семь свободных искусств; схоластик; магистры; университет; университеты ультрамонтанов и цитрамонтанов; школ ры.

S.P. Markova,

Candidate of Historical Sciences, Professor of General History Department, Adyghe

State University, Maikop, ph. 8 (8772) 57-13-24

At sources of the European University education

Abstract. This paper sheds light on the conditions which have caused powerful educational, scientific and cultural movement in Western Europe at a boundary of the 12th and 13th centuries and led to emergence of the universities which have become a prototype of a contemporary system of the higher education. Using the sources and special literature the author analyzes the process of formation of the first, most ancient European universities of Bologna and Paris similarly to which all the subsequent universities were created.

Keywords: studium generale; abbot; bishop; friendly association of people from the same area; chancellor; corporation; license; monastic, episcopal, city schools; papal bulls; papal legate; seven free arts; scholastic; masters; university; universities of ultramontanes and

zither montanes; school children.

Современная система высшего об- жающей его феодально-поместной ор-

разовани я Европы начиналась со сред- ганизации жизни, от деревни, по коли-

невековых университетов, которые ста- честву, составу, зан я ти я м населени я,

ли возникать на рубеже XII-XIII вв. по социально-политической структуре,

К концу XV в. их было уже более по застройке, образу поведения жите-

80. Условий, которые вызвали и обе- лей, по культуре. Только такая среда

спечили это мощное учебно-научно- могла обеспечить основание дл я суще-

культурное движение, несколько. На ствовани я корпораций интеллектуалов,

первое место следует поставить бурный то есть людей, зан тых умственным

рост городов, который пришелс на X- трудом, дл де тельности учащихс и

XIII вв. Город, станов я щийс я центром учащих, которых следовало расселить,

ремесла и торговли, отличалс от окру- накормить, обеспечить помещени ми

и всем необходимым дл я зан я тий (книгами, одеждой, пергаментом, свечами и т.п.). Именно городу как месту оби-тани я обя заны университеты своим по-влением и развитием.

Существенную роль в деле возник-новени университетов сыграла королевская власть, которая по-своему поощря ла ход этого процесса, поддерживала создающиеся учебные объеди-нени я и даже сама их создавала. Надо иметь в виду, что с XII в. в европейских странах под вли нием роста городов и появления товарно-денежных отношений, товарного производства стала на-рушатьс хоз йственна замкнутость территорий, стали складываться условия для их экономического и политического единства, началось движение к государственной централизации и усилению королевской власти. Форми-рующемус государственному аппарату управления были нужны специалисты

— управленцы: легисты (знатоки законов), финансисты, просто грамотные, образованные люди. Прежня я система управлени , основанна на вассальной службе феодалов сюзерену — королю, должна была отступать. Ей на смену приходила служба оплачиваемых, обученных чиновников, которые, как правило, были выходцами из неблагородных сословий. Образовывать, учить таких людей должны были специальные учебные заведени , которыми и стали университеты.

Важным фактором, положительным образом повли вшим на возникновение западноевропейских университетов, была позици и роль церкви и римского папы в этом процессе. С середины XI в. в католической церкви идет знаменита григорианска реформа, завершивша с установлением системы папской теократии. В Х11-ХШ вв. папство оказалось в зените своего могущества. По сути впервые создаетс едина католическа церковь во главе с папой. Она организует крестовые походы, до-биваетс от многих европейских монархов принесени вассальной прис ги, уплаты подати в пользу римской курии («динария св. Петра»), вмешивается во внутренние дела государств, использу-

ет дл борьбы со своими противниками самые разные средства, такие как интердикт, отлучение от церкви и даже лишение престола. Создаетс институт папских легатов, которые контролировали не только церковь, но во многом и светскую власть. Папа Григорий VII и его преемники выработали доктрину папской теократии, основным смыслом которой было утверждение, что папство обладает как высшей духовной, так и высшей светской властью. На формирование и развитие этой доктрины работал весь штат римской курии. Дл я ее поддержани я и совершенствова-ни я нужны были новые кадры хорошо подготовленных теологов. Роль университетов с их обя зательными теологическими факультетами в реализации григорианской реформы чрезвычайно велика.

Наконец, важнейшим условием возникновени университетов стало

естественное развитие школьного образования, возрожденного в период Карла Великого после долгих деся ти-летий упадка со времени Великого пе-реселени народов. В эпоху так называемого «Каролингского Возрождени я» при монастыр х и соборах создаютс школы, в которых обучение стро т по античной системе «семи свободных искусств». Если монастырские школы воспитывали учеников для нужд монастырей, оставляя их в монастырях учител ми, писцами, счетоводами, то епископальные соборные школы готовили учеников дл я церковной и гражданской карьеры в разных местах. С

XII в. в городах начинают возникать городские, по сути внецерковные школы, готовившие грамотных людей дл я нужд городского управления и участи их в торгово-промышленных опе-раци х. Но и эти школы оказывались св занными с церковью, во-первых, потому что преподававшие в них учи-тел я были клириками (откуда же было вз тьс учител м как не из церковной среды), во-вторых, потому что они должны были получать разрешение на преподавательскую де тельность у епископов и аббатов, на территории которых находились школы. XII — начало

XIII вв. — врем активного развити studium — старание, усердие, рвение,

всех типов школ, которые стали фундаментом дл возникновени большинства университетов.

Современное толкование пон ти « университет» не идентично тому представлению, которое вкладывали в него в Средние века, то есть тогда и там, когда и где это пон тие по вилось. Термин «университет» стал активно использоватьс в период, о котором мы ведем речь, для обозначения любого организованного союза людей, называвшего себ и другими способами — корпораци , братство, коллеги , гиль-ди , коммуна. Надо заметить, что в Средневековье существовало два варианта объединени людей: одно — основанное на сеньориально-вассальных связях, второе — объединение равных людей, принося щих прися гу верности друг другу и своему братству. Второй вариант и есть «университет». Латинское слово «итуегв^ав, а1;18» означает «совокупность, всеобщность, целостность». Университетом могли называть-с городские объединени , корпорации ремесленников, гильдии купцов. Такие корпорации по форме были идентичными: они собирали общие собрани , подчин лись выработанным этими со-брани ми правилам поведени и организации своей де тельности (статутам), имели определенным образом организованную систему обучени своих членов

— ученик, подмастерье (бакалавр), мастер (магистр). Корпорации, гильдии, братства, университеты добивались и получали со временем юридический статус. С развитием системы высшего образовани термин « университет» постепенно закрепл етс только за одним типом корпораций, а именно за корпо-раци ми, создаваемыми дл конкретной цели — дл обучени со всеми соответствующими такому объединению характеристиками.

Долгое врем в Средние века корпорацию «университет» как объединение людей, занятых учебным ремеслом, отдел ли от самой школы, где занимались преподаванием. Эту школу называли «э^ёшш ^еиега1е», то есть всеобщий центр науки и образовани (лат.

изучение, научные занятия; generalis

— всеобщий, общий). Название «всеобщий» имело в виду не то, что в этой школе преподавались все известные науки. Таким образом этот центр пре-подавани противопоставл лс част-

ным, местным школам. «Генеральная школа» предназначалась дл учителей и учащихся всех наций, для приобре-тени в ней знаний и сертификатов о полученных знаниях, которые должны были признаватьс во всех высших школах западного христианства. Получивший ученую степень в « генеральной школе» получал право учить в любой другой генеральной школе (facultas do-cendi ubique terrarum). Когда речь шла об учреждении университета, о получении грамоты на его инкорпорацию, употребля лось выражение «studium generalia», а не «universitas». Примерно с XIV в. стали использовать по отношению к университету и эпитет «alma mater» (лат. «питающая, благодетельна мать»).

Каждый европейский университет имел свою историческую судьбу, прошел свой путь становлени . Но всегда создание университета закрепл лось юридически — папскими буллами (чаще всего) или грамотами монархов. Поэтому все университеты имеют конкретную, четкую дату рождени я, кроме самых первых — Болонского и Парижского, которые складывались постепенно, долгими десятилетиями. Эти университеты, по образцу которых возникали все последующие, не имели грамот, юридических актов, удостоверявших их создание, ни от пап, ни от королей. В 1988 г. очень громко и торжественно отмечалось 900-летие университета в Болонье, хот в св зи с фактом его образовани называют (и не без основания ) иные даты, не только 1088 г., но и 1158 г., 1217 г., 1291 г. Датой основани я Парижского университета чаще считают 1200 г., но с не меньшими основанием в качестве таковой могут быть названы 1209 г., 1215 г. , 1231 г.

Прин то считать, что первым и самым древним европейским университе-

том является Болонский. История его рождени я — процесс длительный и не во всем сный. В более поздние времена, когда стали создавать историю западноевропейских университетов, правоведы Болоньи высказали мнение, что болонская школа правоведения ведет свое начало от византийского императора Феодоси я II (401-450). Конечно, эта позиция должна быть определена как искусственная натяжка, нужная для придани Болонскому университету

ореола особой древности и значимости. Наиболее достоверна и распространена така точка зрени . В школах Болоньи в XI в. преподавали, как и всюду, «семь свободных искусств», особенно попул рными среди которых были диалектика и риторика. Со временем некоторые преподаватели этих дисциплин стали специализироватьс на преподавании римского права. Первым среди них называют Ирнери . Известно о нем не очень много. Не сохранилась дата его рождени я, дата смерти определятся промежутком между 1125 и 1140 гг. Он был гражданином Болоньи и поначалу преподавателем диалектики и риторики. Некоторые исследователи предполагают, что Ирнерий какое-то врем изучал римское право в Константинополе, где, как известно, императором Юстинианом в первой половине VI в. был создан знаменитый «Кодекс гражданского права». Ирнерий участвовал в качестве императорского судьи в судебных заседани х и исполн л разнообразные поручения императора Св щенной Римской империи. Приглашение Ирнери я на службу к императору Генриху V, как считают некоторые историки, состоялось в середине 80-х гг. XI в. В связи с этим он взялся за глубокое изучение римского права по варианту «Кодекса Юстиниана» , намеривая сь положить в управленческую практику точное выполнение положений римского права. Это событие многие историки и юристы и принимают за начало Болонского университета, относя его к 1088 г. Считать его началом университета вр д ли правильно. В лучшем случае этот год можно назвать началом «э^ёшш ^еиега1е», ко-

тора поставила задачу скрупулезного изучени я «Свода гражданского права», комментирования (составления глосс) его текста. В литературе и словар х конца XIX — начала XX вв. Ирнерия часто называют основателем Болонской школы глоссаторов, преподаватели которой, ученики Ирнери , завершили работу по формированию системы преподавания римского права [1].

Успеху Болонской школы содействовали, кроме личности Ирнери и деятельности его последователей, бла-гопри тные естественные услови города — сравнительно холодна и комфортная для заня тий зима, близость гор, которые приносили прохладу в жаркие летние дни, плодородные земли, дававшие обильный урожай овощей, винограда, фруктов. Болонь , как известно, занимает выгодное положение на пути из Северной Италии в центральные и южные районы страны. В начале XII в. город добился статуса городской коммуны, став важным ремесленно-торговым центром в св з х Италии с заальпийской Европой.

По влению и развитию высшей юридической школы в Болонье, как и в других итальянских городах-республиках, способствовала специфика городской жизни в стране. Города-коммуны с консульским правлением, возникавшие на рубеже XI-XII вв. в дес тках городов Северной и Средней Италии, к концу XII в. превратились в самостоя тельные городские республики, города-государства, со своим законодательством и администрацией, с собственным войском, правом чеканить монету, вести собственную внешнюю политику. Реальное отсутствие центральной государственной власти в стране формировало посто я нную нужду в юристах дл выработки статутов, определени структуры администрации, для верного ведения внешней политики. Без квалифицированных правоведов италь нским городам-государствам обойтись было нельз . Другие отрасли знаний в Болонье, как и в прочих ита-ль нских городах и их университетах, не получили большого развити , кроме канонического права. Причем, с сере-

дины XII в. каноническое право стало рассматриватьс и преподаватьс как отрасль не теологии, как в других европейских университетах, а юриспруденции, параллельно римскому праву. Других отраслей в юриспруденции, кроме римского и канонического права, не знали ни Болонский, ни остальные средневековые университеты.

В XII в. императорам династии Го-генштауфенов и особенно Фридриху I Барбароссе в его борьбе за Италию с папой римским и североиталь нскими городами было необходимо оперетьс на римское законодательство, изучение и преподавание которого он поощр л. Во времена Фридриха I (1152-1190) в Италии и Германии было хорошо известно, что получение полного знани римского права по подлинным источникам возможно только в Болонье. Именно туда и отправл лись группы учащихс со всех стран Запада.

Одним их первых официальных документов, свидетельствовавшим о существовании в Болонье в XII в. высшей школы и давшим ей р яд важных привилегий, была грамота Фридриха I Барбароссы от 1158 г., известная как «АиШеп1;1са НаЪ^а» [2]. Словом «аи-Шеп1;1са» средневековые юристы называли вс кую новеллу, то есть «новый, изданный после «Кодекса Юстиниана» императорский закон. «НаЪ^а» — начало текста грамоты Фридриха I. (Надо заметить, что законы императоров и буллы пап назывались по первому слову или первым словам документа). Предысторию издани грамоты историки рассказывают так. В 1155 г. император во врем своего очередного похода в Италию оказалс в Болонье. Зна о школе права в городе, он обратилс к школ рам и магистрам с вопросом о том, каковы их взаимоотношения с горожанами, не обижает ли их город. На вопрос императора они ответили, что живется им неплохо, но все-таки они просили бы государ вз ть их под свое покровительство, что и было сделано прин я тием в 1158 г. на знаменитом Ронкальском рейхстаге «АиШепйса НаЪ^а».

Документ интересен по р ду причин. Во-первых, он свидетельствует,

что в это врем я в городе не только существовала высшая школа права, но уже в первой половине XII в. школя -ры из разных стран были объединены в землячества. Это давало основание горожанам Болоньи арестовывать любого школ ра за долги своего земл ка. Императорский грант реагирует на такие акции города следующим образом: «Мы постановили этим общим законом, который должен иметь силу на вечные времена, чтобы никто не осмеливался задерживать школ я ров с целью нанесе-ни им какой-либо обиды и чтобы никто не причин л им убытка из-за долга другого лица из той же провинции, что, как мы слышали, иногда случалось из-за дурного обычая»[3]. «Дурной обычай», о котором говорит грамота,

— право репрессалий, — то есть коллективной ответственности лиц, происход я щих из одной страны; дл я студентов «право репрессалий» про вл лось в практике ареста за долги и проступки любого, кто принадлежал к землячеству должника.

Во-вторых, грамота свидетельствует, что в Болонской высшей школе в середине XII в. было достаточно много студентов, поэтому они делились на земл чества. В-третьих, интересно замечание документа о покровительстве наук со стороны светской власти: «Мы с особой любовью, — говорит император, — будем защищать всех тех, чьей ученостью украшаетс мир, чьими усили я ми жизнь наших подданных направл етс к почитанию Бога и нас, его слуг». В-четвертых, говор о попечительстве властью учащих и учащих-с , документ рисует картину того, как студенты искали и находили нужную им школу и профессиональных учителей, каким лишени м подвергали себ , на что обрекали ради любви к наукам: «Имея постоянное попечение о всех учениках, которые путешествуют ради получени научных знаний, и особенно забот сь о профессорах божественного и св я щенного права, мы, руководствуясь нашим благочестием, даруем им милость... И кто не испытывает к ним сострадани , если из любви к науке они станов тс изгнанниками,

изнур ют себ , сменив богатство на бедность, подвергают свою жизнь всем опасност м» [4].

Грамота 1158 г. стала своеобразным эталоном для последующих актов, которые давались другим университетам императорами и короля ми. Конечно, привилегии, определ емые в них, со временем становились более многочисленными, более конкретными, но иде о том, что наука принадлежит всему миру без различи я наций, что собирающиес в определенных местах учител и ученики естественным образом образуют свои земл чества, с которыми должен считаться город и его жители, стала общим местом для всех университетов. АиШепйса НаЫ-ta ничего не говорит о существовании союза (университета) школ ров, о существовании у них ректора, а лишь о наличии отдельных землячеств, испытывавших неудобства от города в своих зан ти х наукой. Грамота императора должна была стать стимулом дл я развити корпоративных принципов в организации учебного дела. Она была дана пришедшим в чужой город из разных стран школя рам. Им теперь нужно было сплотиться для охраны полученных привилегий, для отстаивания своих интересов от возможных пося -гательств со стороны горожан. Первая и главна привилеги , полученна по закону Фридриха I, — особая подсудность школ я ров. Вот что о ней говорит документ: «Если же кто-либо пожелает возбудить иск по какому-либо делу, разбирательство должно происходить по свободному выбору школ ра, либо в присутствии его господина и учител , либо у самого епископа города, которому мы даруем в этом случае юрисдикцию. Если же кто-либо попытает-с я привлечь их к суду другого судьи, такой суд объя вляется недействительным, даже если разбирательство происходило по всем правилам» [5].

Таким образом, грамота «АиЛеп-Йса НаЪ^а» 1158 г. говорит о том, что союза (университета) всех школ ров в Болонье в это время еще не было. Существовали «высшая школа права» и земл чества учащихс .

В первой половине XIII в. происходит образование на базе многочисленных землячеств двух больших университетов — ультрамонтанов и ци-трамонтанов. Ультрамонтаны — объединение школ ров, пришедших из-за альпийских гор, цитрамонтаны — выходцы из разных городов Италии. Оба союза, оба университета распадались на «провинции» или «королевства» , как их называли. В 1265 г. университет ультрамонтанов состо я л из 13 провинциальных союзов: галлов, пикардийцев, бургундов, выходцев из Пуату и Тура, нормандцев, каталонцев, венгров, пол яков, немцев, испанцев, провансальцев, гасконцев, англичан. Ци-трамонтанский университет имел в своем составе 18 «королевств». В обоих союзах господствовали юристы. Между тем, в Болонье к этому времени уже находились школ я ры, которые желали изучать и изучали медицину и « свободные искусства», а не право и которые находились в зависимом положении от правоведов. Поэтому, в конце концов, они образовали свой университет со своим правителем — ректором.

Статус болонских «университетов» был признан в 1217 г. папой Гонорием IV, а в 1291 г. папа Николай IV даровал всему Болонскому университетскому сообществу «право преподавать всюду». Надо подчеркнуть, что все «университеты» Болоньи были объединения ми школ ров, профессора в них не входили, они считались муниципальными служащими, принося щими присягу городской коммуне. Те из преподавателей, кто не принадлежал к городской коммуне, не был болонцем, находитьс под управлением школ ров, вход в их университеты, не могли. Они сформировали коллегию преподающих. Так возникли в формирующемс Болон-

ском университете профессорские коллегии юристов, медиков, «артистов». Болонский вариант «университета студентов» был италь нской спецификой. В большинстве европейских стран господствующей стала парижская модель « университета магистров и студентов».

Возникновение Парижского университета, так же как и Болонского,

не одномоментное событие, которое может быть зафиксировано конкретной датой, а длительный процесс, за-тя нувшийся на многие годы. С XII в. Париж, занимавший тогда территорию острова Ситэ на Сене, становилс местом, где действовали епископальные и нецерковные школы. Репутаци теологов епископальной школы при соборе Нотр-Дам была так велика, что к ним обращались за разрешением не только богословских споров, но и светских проблем, возникавших на высоком королевском уровне. Так, английский король Генрих II в конфликте с Кентерберийским архиепископом Томасом Бекетом обратилс за помощью к пре-подавател я м парижской школы при соборе. Петр Абеля р, рассказывая о своих странстви х по школам Франции, пишет: «Наконец, я прибыл в Париж, где эта область познани я (диалектика) уже давно всемерно процветала, и пришел к Гильому из Шампо, действительно выдающемус в то врем магистру в этой области, который пользовалс соответствующей славой. Он-то и стал моим наставником» [6].

История Абеля ра, ученого и человека, которого некоторые исследователи склонны даже считать основателем Парижского университета (что безосновательно, он один из многих участников этого длительного процесса), удивительна, блестяща и трагична и требует специального рассказа. Абел я р оставил большое число философских и богословских сочинений, в том числе знаменитую автобиографию [7]. В психологически щем щем трагическом рассказе о своих жизненных невзгодах этот выдающийс ученый средневеко-вь излагает многолетнюю историю дея тельности французских школ ^епега1е, ставших основой университета. Своими блест щими способност ми ученого и учител он привлекал к себе множество учеников из разных стран Европы, открывая свои школы. Преподавание Абел я ра в Париже с небольшими перерывами продолжалось с 1102 по 1136 гг. Между тем, его учитель Гильом из Шампо перебралс на левый берег Сены, в аббатство уставных кано-

ников Св. Виктора. «Но, однако, новое одея ние, соответствующее его сану, не удалило его из Парижа и не отвлекло от привычных зан тий философией,

— пишет Абел яр, — в том самом монастыре, в который он удалилс , дабы посвя тить себя делу веры, он в тот же час, по своему обычаю, стал заниматься публичным преподаванием» [8]. Там же, на левом берегу Сены, располагалось аббатство Св. Женевьевы, которая считалась покровительницей Парижа. В начале XII в. папа даровал аббатству независимость от епископа Парижа, благодар чему монастырь получил кроме прочих привилегий право на выдачу лицензий на преподавание. Воспользовавшись этим, Абел я р, конфликтовавший с Парижским епископом, по его словам, «раскинул свой школьный стан вне пределов Парижа — на горе Св. Женевьевы». На левый берег стали перебиратьс и другие преподаватели. Свою школу при монастыре открыл аббат Иоанн Солсберийский, учившийс в эти годы в Париже. Он называет более восьми школ, где преподавали «свободные искусства» и в которых училс он сам. В перерывах между учением Иоанн набирал учеников и учил сам. В течение XII в. на левом берегу Сены создавались и функционировали дес тки школ, собиравших из разных мест тыс чи учеников.

Жизнь магистров и школ ров в условиях роста числа школ в XII в. протекала по определенной схеме: магистр открывал школу, заручившись лицензией соборного епископа или аббата монастыря Св. Женевьевы. Горожане обеспечивали всем необходимым учащих и учащихс , церковные власти гарантировали последним покровительство, поскольку магистры и школ ры были клириками, то есть людьми церкви. Конфликты между школ я рами и горожанами на бытовой почве возникали не редко. Один из таких конфликтов в я нваре 1200 г. привел к по я влению знаменитой грамоты Филиппа II Августа. В ходе потасовки горожан со школ рами несколько школ ров погибли. Епископа и канцлера в это врем я в городе не было, и король был вынужден

вмешатьс в кровавый конфликт. Итогом разбирательства дела стал королевский ордонанс, составленный в июне 1200 г., который часто называют хартией основани я Парижского университета [9]. Но это не так. Король лишь «ради безопасности школ ров» выносил решение, чтобы парижане давали свидетельские показани в тех случа-х, когда видели, что какому-нибудь школ ру наноситс ущерб светским лицом. «Мало того, такой свидетель должен был схватить злоумышленника и передать судье». Король обещал проводить расследование возникающих в таких случа х дел. «Если в результате расследовани судьи придут к выводу, что задержанный виновен в преступлении, судья должен немедленно осуществить правосудие». Далее в документе говоритс : «В случае нарушений со стороны школ ров, королевские судьи не имеют право заключать их в свою тюрьму». Если школ я р совершил т я ж-кое преступление, королевский судь имел право его арестовать, «не нанос побоев и передать церковному судье» , то есть епископу. Епископ осуществл л судебное разбирательство через свои судебные структуры или передавал дело канцлеру. Таким образом, в руках канцлера кроме права давать лицензию на преподавание оказывалась и судебна власть над ученым людом.

Известность школ Парижа к рубежу XII-XIII вв. была уже так значительна, а авторитет в делах теологии так велик, что папа Иннокентий III обращаетс к магистрам и школ рам Парижа с письмом от 1205 г. «оказать помощь христианской церкви». Иннокентий III известен в истории средневекового христианства как понтифик, весьма успешно претвор я вший в жизнь теократическую программу папства по установлению в христианском мире верховенства духовной власти над светской, по подчинению византийской, греческой церкви римской курии. После четвертого крестового похода 1204 г., в ходе которого рыцар ями-крестоносцами была разграблена христианская Византийская империя, и подвергнут страшному грабежу Кон-

стантинополь, папа приложил максимум усилий дл воссоединени восточной и западной церквей под эгидой Рима. «Великая часть Восточной церкви, поистине почти вс греческа церковь, котора долгое врем презрительно отказывалась следовать по стопам своей матери Римской церкви, в наше врем сменила строптивость на послушание и неуважение на преданность»,

— пишет Иннокентий III и просит магистров Парижа отправитьс я «в Грецию и работать над реформой изучени Св щенного Писани там, откуда, как известно, оно впервые начало распро-стран тьс . Мы убедительно просим и убеждаем ваше сообщество, пусть многие из вас без колебаний отправл ютс в страны, полные серебра, золота, драгоценных камней, богатые пшеницей, вином, маслом дл того, чтобы ради чести и славы того, кто я вля ется источником всех знаний, приносить ему пользу, получая помимо преходя щих богатств и почестей как высшую награду вечную славу», — заключает письмо понтифик [10]. Любопытно в этом письменном послании обращение папы к магистрам и школ я рам Парижа как определенному « сообществу людей».

Следующие событи в истории движения Парижских э^ёшт ^еиегаїіа к университету относя тся к 1208-1209 гг. О событи я х 1208-1209 гг. достаточно подробно говорит член-корреспондент РАН П.Ю. Уваров в публичной лекции, прочитанной им 12 феврал 2009 г. [11]. Из декрета Иннокенти я III 1209 г., я вившегос я ответом на запрос парижских магистров 1208 г., известно, что магистры теологии, права и « свободных искусств» создали комиссию из восьми человек дл определени правил в системе обучения. Затем они покл лись друг другу в том, что будут выполнять выработанные регламенты. Но один из магистров отказалс это сделать, хот , как отмечает документ, «ипіуегвіїав та£ів^огит» трижды просил его об этом. Фактически это первое известное использование термина «университет магистров». Отказника исключили из «университета» и обратились к папе за разрешением

конфликта. Иннокентий III, рассмотрев ситуацию, издал декрет с компромиссным решением: отказывавшийся приносить кл я тву сообществу магистр мог быть прин т в университетскую коллегию ее собственным решением, уплатив предварительно штраф за упорство. Надо заметить, что ко времени перенесени дела в папскую курию магистр-бунтовщик уже выразил желание прин ть услови университетской коллегии. В этих событи я х важен факт по влени корпорации — « университета магистров» , — основанной на присяге всех в нее входящих. Папское постановление 1209 г. отмечает, что «университет магистров» регламентирует учебный процесс, определ ет форму одежды преподавателей, систему похорон. На вопрос о том, с чем была св зана необходимость объединени магистров, П.Ю. Уваров отвечает, так. До Филиппа II Августа границы Парижа совпали с островом Ситэ. Поселения на берегах Сены считались отдельными бургами. При Филиппе II начинается строительство «Стены Филиппа Августа», котора включала по мере строительства сначала поселени я правого, с 1200 по 1211 гг. и левого берега реки. Аббатство Св. Женевьевы оказалось в черте города, аббат потер л свои привилегии, в том числе право лицензии на преподавание, которое было передано епископскому канцлеру. Магистры, преподававшие в школах Ситэ и на левом берегу Сены, почувствовали себ в этих услови х жител я ми одного города.

Сразу после этих событий университет вступает в конфликт с епископом, точнее — с его канцлером за степень участи последнего в делах магистров и школ ров, за место канцлера в университетской системе. Жалобы в Рим на злоупотреблени канцлера станов тс систематическими, а оппозици ему я вной. До 1212 г. не существовало акта, который бы регулировал дей-стви канцлера при выдаче лицензий на преподавание. В 1211 г. парижские магистры обратились к папе с жалобой на то, что канцлер заключает студентов и магистров в свою тюрьму, взимает деньги за выдачу лицензий, требует от

магистров вассальной прис ги. Иннокентий III был возмущен, написав, что тогда, когда он училс и преподавал в Париже, такого безобрази я не было. Тут надо заметить, что, несомненно, все эти «злоупотреблени я» объ я сн я -лись не алчностью канцлера, а самим фактом создани университетской корпорации, фактом принесени прис ги магистров друг другу. Канцлер в этих услови х тер л власть над магистрами, поэтому и стал требовать от желающих преподавать прис ги на верность своей власти, которая принадлежала ему по традиции. Папский легат поддержал в этих конфликтах магистров, запретив в 1213 г. канцлеру требовать прис ги, взимать плату за выдачу лицензий и прибегать к аресту школ ров без необходимых оснований. Самое главное заключалось в том, что канцлер теперь должен был выдавать лицензии при участии всех преподавателей теологов, юристов и комиссии из преподавателей свободных искусств. Так университет получил важнейшее университетское право присвоени ученых степеней.

Все эти изменени были зафиксированы в 1215 г. постановлением, оформленным папским легатом Робером де Курсоном. Некоторые исследователи считают акт 1215 г. юридическим оформлением Парижского университета. В действительности о нем можно говорить только как о первом уставе университета [12]. В документе используется термин «университет» в приложении к сообществу магистров и школ ров, определ етс пор док преподавани и формы контрол над образовательным процессом, форма одежды магистров, организаци я похорон умерших. При этом речь идет о корпорации магистров и школ ров. Последние тоже считались участниками университетской жизни. «Пусть никто не читает лекций по свободным искусствам, если не достиг 21 года и не прослушал, по крайней мере, в течение шести лет всех основных книг. Пусть каждый обещает, что будет учить самое меньшее в течение двух лет, если только этому не помешает серьезная причина. И он не должен зап я тнать

себ никаким бесчестным поступком» ,

— говорит документ о кандидатах на преподавание свободных искусств. «В отношении теологов мы повелеваем, что никто в Париже не может обучать теологии, если не достиг 35 лет, не об-учалс в течение восьми лет и не прослушал всех необходимых книг. Никто не может обучать теологии публично, если в течение п ти лет не прослушал всех лекций по богословию».

В отношении выдачи права на преподавание постановление за вл ет: «Никто не получает разрешени учить от канцлера или другого лица за деньги, или путем обещания, или путем какого-либо соглашени . Когда кто-нибудь подготовилс к тому, чтобы учить, он должен быть проэкзаменован согласно форме» , то есть по договору между канцлером и членами университета о предварительном испытании кандидата, произведенного магистрами. В отношении похорон: «Если скончаетс кто-нибудь из обучающихс по свободным искусствам или теологии, половина магистров должна присутствовать при погребении, а друга половина должна присутствовать в другой раз. И никто не может уйти с похорон, если только к этому нет серьезной причины. Если умрет магистр искусств или теологии, все магистры должны бодрствовать всю ночь. Каждый должен присутствовать в церкви, где до полуночи или большую часть ночи идет служба... В день погребени я не должно быть лекций и диспутов». В отношении одежды: «Никто из магистров, обучающих свободным искусствам, не должен иметь больше одной мантии черного цвета и спускающейся до п я т. Никто не может носить под мантией туфли с отделкой или удлиненными носками».

Интересны такие пункты акта 1215 г.: «Никто не допускаетс я в Париже к обучению или выступления м с проповедью, если не вл етс человеком достойной жизни и достаточно осведомленным в своей науке. Никто в Париже не может считаться студентом, если не имеет определенного учител ». В заключение текста постановлени папский легат зая вл я ет: «Чтобы этот

декрет неукоснительно соблюдалс , мы силой нашей легатской власти налагаем отлучение на тех, кто осмелитс выступать против этих наших постановлений. По меньшей мере, в течение 15 дней эти лица должны позаботиться о том, чтобы исправить свою самонаде н-ность перед университетом магистров и школ я ров или другими лицами, назначенными для этого университетом. Дано в год 1215 в мес я це августе».

Еще одной причиной конфликта с канцлером стал вопрос о печати, обладание которой в Средние века считалось важнейшим признаком существования любой корпорации, как и наличие общего имущества, общей кассы, права издавать статуты. До 1221 г. университет не имел своей печати, его документы за-вер л канцлер. Когда университет завел печать, канцлер выразил протест, на-стаива на своем исключительном праве скрепл ть своей печатью университетские акты. В этом споре по существу решался вопрос о том, кем считать канцлера — главой университета, вход щего в его структуры, или внешней посторонней властью. После долгого конфликта кор-пораци добилась права иметь собственную печать. Это право было получено в 1252 г. от папы Иннокенти я IV.

Столкновения школяров и магистров с горожанами, в которые втя ги-вались и король, и папа, продолжались временами и в дальнейшем. Так, в 1229 г. произошел очередной кровавый конфликт, знаменитый тем, что университет не получил защиты ни от короля, ни от папы, ни от канцлера и случилось то, что и должно было произойти — магистры и школ ры покинули Париж. Они разъехались в разные города, в том числе в Оксфорд, что стало началом этого университета. От этого, в конечном итоге, пострадали интересы горожан — они потер яли часть своих доходов, был нанесен удар по престижу королевской власти. Поэтому с помощью папы римского конфликт был улажен: в 1231 г. университет возвращается в Париж, папа выдает ему буллу, которую называют «Великой хартией вольностей университета» [13]. Онаподтвердилапор я дки,утвержденные

ранними папскими постановлени - ни , вам разрешаетс приостановить

ми, во многом повторив устав 1215 г., все зан ятия в университете до тех пор,

и оформила новые, дифференциру на- пока вы не получите возмещени . Если

учные знания, даваемые в университе- же кто-либо из магистров и школяров

те, по отрасл я м. Так были заложены будет незаконно посажен в тюрьму (если

основани дл возникновени факуль- только это незаконное действие не было

тетов. Главное, папская булла призна- прекращено после принесения жало-

ла свободу университета от местной бы), вы можете немедленно приостано-

церковной и светской власти, дав ему вить все занятия, если это покажется

право прекращать заня тия и оставля ть вам целесообразным» [14].

город в случае, если будут нарушатьс Разумеетс , университетска кор-

права магистров и школя ров. «Если слу- пораци я и после поя влени я папской

чится, что с вас будет [незаконно] взы- буллы 1231 г. продолжала совершен-

скиваться арендная плата за квартиры ствоваться, но как юридическая струк-

или, чего не допустит Господь, вам или тура, как самосто тельна организаци

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

кому-нибудь из вас будет нанесена обида университет уже существовал.

или непоправимый ущерб, за которым Истори возникновени других за-

последует смерть или повреждение чле- падноевропейских университетов —

нов, то если в течение п тнадцати дней предмет специального разговора, по-

после того, как будет подана надлежа- скольку в рамки насто я щей статьи эта

щая жалоба, не последует удовлетворе- истори я поместиться не может.

Примечани :

1. В источниках начала XII в. сохранилось такое свидетельство о вкладе Ирнери

в приоритетное изучение римского права: «В те времена господин Ирнерий по просьбе графини Матильды восстановил книги законов, которые долгое врем находились в полном пренебрежении и не изучались. И в соответствии с той манерой, в которой они были составлены божественной памя ти императором Юстинианом, он привел их в поря док и разделил на части». (Ирнерий был советником маркграфини Матильды Тосканской) // Документы по истории университетов Европы XII — XV вв. / вступ. ст., пер. и прим. Г.И. Липатниковой. Воронеж, 1973. С. 25.

2. Текст грамоты Фридриха I от 115B г. опубликован в журнале English Historical Review. 1939. Vol. 54, N 216. Перевод части грамоты на русский язык см. в сборнике: Документы по истории университетов Европы XII-XV вв. Воронеж, 1973. С. 45-46.

3. Там же. С. 45.

4. Там же.

5. Там же. С. 46.

6. 'беляр П. История моих бедствий // 'врелий 'вгустин. Исповедь. Петр 'беляр. История моих бедствий. М., 1992. С. 26G-261.

7. В переводах на русский зык имеютс следующие его работы: Истори моих бедствий. М., 1959. (Здесь, кроме самой автобиографии помещены «Возражения некоему невежде в области диалектики»; «Диалог между философом, иудеем и христианином»; «Пролог» к трактату «Да и нет»; Письма современников и участников Сансского собора 114G г; Первое и второе письма Элоизы к 'бел ру; Первое письмо 'бел ра к Элоизе; «'пологи » схоластики Берегнари ); 'бел р П. Истори моих бедствий // 'вгустин 'врелий. Исповедь. Петр 'беляр История моих бедствий. М., 1992.

B. 'беляр П. Указ. соч. С. 261.

9. Русский перевод грамоты Филиппа II 'вгуста см. в: Документы по истории университетов Европы XII-XV вв. Воронеж, 1973. С. 47-4B.

Ю. Письмо Иннокентия III магистрам и школя рам парижских школ // Документы по истории университетов Европы XII-XV вв. Воронеж, 1973. С. 4B-49.

11. Уваров П.Ю. Лекция, прочитанная 12 февраля 2GG9 г. URL: hppt://www.polit.ru/ lectures/2010/02/04 university. html#

12. Постановление папского легата Робера де Курсон о студентах и магистрах парижских школ (1215) // Документы по истории университетов Европы XII-XV вв. Воронеж, 1973. С. 34-36.

13. Булла папы Григория IX Парижскому университету от 13 апреля 1231 г. // Документы по истории университетов Европы XII-XV вв. Воронеж, 1973. С. 49-51.

14 Там же. С. 5g.

References:

1. In the works of the beginning of the XII century the following evidence of Irnery’s

contribution to priority studying of the Roman right is found: «In those days Mister Irnery at the instance of Countess Matilda restored the books of laws which had been neglected and had not been studied for a long time. And according to that manner in which they were made to divine memory by emperor Justinian, he put them to rights and divided into parts». (Irnery was a counselor of margravine Matilda Toskanskaya) // Documents on the history of universities of Europe of the XII-XV centuries / introduction, translation and comments by G.I. Lipatnikova. Voronezh, 1973. P. 25.

2. The text of diploma of Friedrich I from 1158 is published in the English Historical Review journal. 1939. Vol. 54, No. 216. The translation of the part of the diploma into Russian you may find in the collection: Documents on the history of universities of Europe of the XII-XV centuries, 1973. P. 45-46.

3. Ibidem. P. 45.

4. Ibidem.

5. Ibidem. P. 46.

6. Abelard P. The history of my calamities // Avrely Avgustin. Confession. Peter Abelard. The history of my calamities. M., 1992. P. 260-261.

7. In translations into Russian there are his following works: The history of my calamities. M.,1959. (Here, beside the autobiography, such works as «The objections to a certain ignoramus in the field of dialectics»; «Dialogue between a philosopher, a Jew and a Christian»; «Prologue» to the treatise «Yes and no»; Letters of contemporaries and participants of the Sanssky cathedral of 1140; Eloiza’s first and second letters to Abelard; Abelard’s first letter to Eloiza; «Apologia» of Beregnary’s scholasticism); Abelard P. The history of my calamities, are placed // Avgustin Avrely. Confession. Peter Abelard. The history of my calamities. M., 1992.

8. Abelard P. Mentioned work. P. 261.

9. See the Russian translation of the diploma of Philippe II August in: Documents on

history of universities of Europe of the XII-XV centuries. Voronezh, 1973. P. 47-48.

10. The letter of Innokenty III to masters and students of the Parisian schools //

Documents on the history of universities of Europe of the XII-XV centuries. Voronezh, 1973. P. 48-49.

11. Uvarov P.Yu. The lecture read on February 12, 2009. URL: hppt://www.polit.ru/ lectures/2010/02/04 university. html#

12. The resolution of papal legate of Robert de Kurson on students and masters of the Parisian schools (1215) // Documents on the history of universities of Europe of the XII-XV centuries. Voronezh, 1973. P. 34-36.

13. The papal bull of Gregory IX to the Parisian university of April 13, 1231 // Documents on the history of universities of Europe of the XII-XV centuries. Voronezh, 1973. P. 49-51.

14. Ibidem. P. 50.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.