Научная статья на тему 'Тьютор по ГТО'

Тьютор по ГТО Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1017
222
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЬЮТОР / ГТО / ФИЗКУЛЬТУРА В ШКОЛЕ / ФИЗИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ / БИОМЕХАНИКА ДВИГАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / "READY FOR LABOR AND DEFENSE" / TUTOR / PHYSICAL EDUCATION IN SCHOOL / PHYSICAL HEALTH / BIOMECHANICS OF MOTOR ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Овчинников Юрий Дмитриевич

В статье автор рассуждает о введении новых норм ГТО («Готов к труду и обороне») и касается проблемы введения новой профессии в российской школе «тьютор по ГТО». Появится новая штатная единица тьютор (преподаватель) физкультурно-оздоровительного комплекса «Готов к труду и обороне», соответствующее решение было принято Министерством образования и науки. Тьюторы будут отвечать за внедрение и интеграцию норм ГТО в учебном заведении, повышать мотивацию школьников к участию в массовом спорте и курировать все вопросы, связанные с физическим развитием учеников. Вводя российскую систему ГТО необходимо учитывать российский менталитет с хорошими отечественными традициями и методиками российского образования, вспомнить четко выстроенную систему ГТО 70-х годов, когда были два уровня БГТО и ГТО. В школах можно выстраивать уровневую систему подготовки школьников к сдаче норм ГТО, которая поможет определить функциональные обязанности тьютора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Овчинников Юрий Дмитриевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Tutor of GTO (“Ready for labor and defense”)

In the article the author discusses the introduction of new standards GTO (“Ready for labor and defense”) and new profession “Tutor of GTO” in Russian schools. There will be new staff member in school tutor (teacher) of sports and recreation complex “Ready for labor and defense”, this decision was taken by the Ministry of Education and Science. Tutors will be responsible for the implementation and integration of GTO standards in school, will increase pupils’ motivation to participate in mass sports activities, and will oversee all issues related to pupils’ physical development. When implementing the Russian system of GTO it is necessary to consider the Russian mentality with good national traditions and methods of education in Russia, to remember well-arranged GTO system of 70-s with two levels of GTO. In schools it is possible to build a tiered system of preparing students to reach a qualifying standard of GTO that will help to define the tutor’s responsibilities.

Текст научной работы на тему «Тьютор по ГТО»

Современная школа

УДК 372.8+796.08

Тьютор по ГТО

Ю. Д. Овчинников

Tutor of GTO ("Ready for labor and defense")

Yu. D. Ovchinnikov

Аннотация. В статье автор рассуждает о введении новых норм ГТО («Готов к труду и обороне») и касается проблемы введения новой профессии в российской школе «тьютор по ГТО». Появится новая штатная единица -тьютор (преподаватель) физкультурно-оздоровительного комплекса «Готов к труду и обороне», соответствующее решение было принято Министерством образования и науки. Тьюторы будут отвечать за внедрение и интеграцию норм ГТО в учебном заведении, повышать мотивацию школьников к участию в массовом спорте и курировать все вопросы, связанные с физическим развитием учеников. Вводя российскую систему ГТО необходимо учитывать российский менталитет с хорошими отечественными традициями и методиками российского образования, вспомнить четко выстроенную систему ГТО 70-х годов, когда были два уровня БГТО и ГТО. В школах можно выстраивать уровневую систему подготовки школьников к сдаче норм ГТО, которая поможет определить функциональные обязанности тьютора.

Abstract. In the article the author discusses the introduction of new standards GTO ("Ready for labor and defense ") and new profession "Tutor of GTO" in Russian schools. There will be new staff member in school - tutor (teacher) of sports and recreation complex "Ready for labor and defense ", this decision was taken by the Ministry of Education and Science. Tutors will be responsible

for the implementation and integration of GTO standards in school, will increase pupils' motivation to participate in mass sports activities, and will oversee all issues related to pupils' physical development. When implementing the Russian system of GTO it is necessary to consider the Russian mentality with good national traditions and methods of education in Russia, to remember well-arranged GTO system of 70-s with two levels of GTO. In schools it is possible to build a tiered system of preparing students to reach a qualifying standard of GTO that will help to define the tutor's responsibilities.

Ключевые слова: тьютор, ГТО, физкультура в школе, физическое здоровье, биомеханика двигательной деятельности.

Keywords: Tutor, "Ready for Labor and Defense ", physical education in school, physical health, biomechanics of motor activity.

Актуальность данной темы продиктована не только гражданской позицией за сохранение отечественных ценностей и здорового образа жизни, но и профессиональным интересом к предлагаемым новшествам, так как три десятилетия преподаю профильную дисциплину «Биомеханику двигательной деятельности» в высшем учебном заведении [1]. Естественно, оцениваю физическое, интеллектуальное и психологическое состояние учеников пришедших со школьной скамьи. Оно различное даже у тех, кто занимался спортом.

В российских школах введут преподавателей по ГТО, и подразумевается, они будут отвечать за внедрение новых нормативов и курировать вопросы физического развития учеников [2]. Появится новая штатная единица - тьютор (преподаватель) физкультурно-оздоровительного комплекса «Готов к труду и обороне», соответствующее решение было принято Министерством образования и науки. По мнению сотрудников ведомства, в рамках выполнения этого решения предполагается провести конкурсный набор тьюторов и подготовить их через систему повышения квалификации из числа педагогических работников. Тьюторы будут отвечать за внедрение и интеграцию норм ГТО в учебном заведении, повышать мотивацию школьников к участию в массовом спорте и курировать все вопросы, связанные с физическим развитием учеников.

В марте 2014 года Владимир Владимирович Путин подписал указ о возвращении Всероссийского физкультурно-оздоровительного комплекса «Готов к труду и обороне». Согласно приказу, внедрение нормативов ГТО должно быть произведено с 01 сентября 2014 года. А правительству поручено в срок до 30 июня разработать и утвердить план мероприятий по поэтапному внедрению комплекса ГТО. Планируется, что интеграция будет проходить до января 2017 года [3].

По мнению Министерства образования и науки важно увеличить количество регулярно занимающихся физической культурой и спортом детей и молодежи, обеспечить сдачу ими нормативов и тестов Всероссийского физкуль-турно-спортивного комплекса.

Минобрнауки проанализировало ситуацию в сфере развития физической культуры и выявило следующие проблемы:

1. У большинства преподавателей отсутствуют профессиональные компетенции в области методического оформления учебных и культурно-досуговых мероприятий для обучающихся.

2. Отсутствие мониторинга и анализа лучших практик в области повышения двигательной активности обучающихся, популяризации спортивно-оздоровительных программ.

3. Недостаточность развития массового спорта и вовлечения детей и молодежи в спортивные мероприятия, а также не создана систе-

ма оценки эффективности проведенных мероприятий.

Поэтому актуальным является подготовка в системе повышения квалификации тьюторов из числа педагогических работников. Однако встает вопрос, какими профессиональными компетенциями [4; 5] должен обладать «российский тьютор» и какой результат мы хотим видеть.

Само понятие «тьютор» пришло к нам из Великобритании, где оно существует в стенах Оксфорда и Кембриджа с XIV века [6]. В Англии тьютор прикрепляется к ученику или целой группе в средней школе и ведет его (их) до поступления в высшее учебное заведение. В Британии тьютор является учителем, психологом, помощником и наставником ученика. Дети, обучающиеся по пансионной программе, уезжают домой только на выходные. В стенах учебного заведения они обсуждают с наставником не только учебные, но и личные проблемы.

В официальном реестре профессий уже есть тьютор, но его наличие в школе пока не является обязательным, пока существуют предложения о возможных моделях тьюторства в нашей стране, о чем пишет специалист по тьюторству Т. М. Ковалева [7; с. 72, 163, 170, 195, 204]. В том числе сейчас апробируется модель, когда преподаватели через повышение квалификации получают компетенции тьюторов. Проработкой вопроса реализации подготовки преподавателей по ГТО будет заниматься Российский университет дружбы народов (РУДН). На подготовку тьюторов Министерство образования и науки направит РУДН порядка 23 млн бюджетных рублей [2].

Встает резонный вопрос «Что мы хотим сделать для физического развития российской молодежи: возродить забытое в 90-х годах ГТО или перенести модное слово с западными принципами воспитания?» Прочитав различные материалы, увидел, что процесс подготовки тьюторов предполагается проводить в несколько этапов, нет единого мнения как о развитии уроков физкультуры, так и о развитии ГТО, а также о физическом развитии российской молодежи.

На первом этапе будет проведен конкурсный отбор среди учителей образовательных организаций, преподавателей учреждений повышения квалификации педагогических работников в

субъектах РФ. Работники образования, успешно прошедшие отбор, будут подготовлены по программе тьюторов. Предполагается, что будет создана система мониторинга физической подготовленности и развития школьников на основе многопараметрического анализа критериев физического развития, психологического здоровья, уровня нравственного воспитания детей и подростков [2].

Существует мнение о необходимости интеграции нормативов ГТО в уроки физической культуры. Более того, говорить о результатах ГТО в физическом воспитании и развитии молодого поколения преждевременно, необходимо четко разработать механизм его внедрения, который был бы понятен всем заинтересованным категориям: родителям, учителям, контролирующим органам и прежде всего ученику, сдающему нормы ГТО. Для него должно прийти главное понимание, что он выполняет эти нормы не для галочки в специальном журнале, не для родителей и не для моды на все возвращающееся старое, а для собственного контроля над своим физическим и психическим состоянием. Физическое здоровье будет складываться и развиваться на протяжении всей жизни, учитывая возрастные и генетические особенности организма. Приходится слышать о влиянии социальных факторов на организм человека, но необходимо заметить, что такие социальные факторы, как употребление алкоголя, наркотиков, различных курительных смесей, создает индивидуальная личность для себя или группы лиц. Хорошо воспитанная сила воли может поставить барьер многим социальным ситуациям, возникающим на жизненном пути. Остается открытым вопрос, как будут сдавать нормы ГТО дети, обучающиеся в общеобразовательной школе с различными заболеваниями здоровья, например сахарным диабетом. Эти дети страдают очень серьезным заболеванием, которое требует постоянного контроля над своим физическим состоянием, в то же время они обладают хорошим интеллектом, творческими и спортивными способностями, им показан определенный уровень двигательной активности и режим распределения физических нагрузок.

Необходимо понимать, что физическая культура является процессом привития, прежде всего, гигиенических и оздоровительных норм ребенку, правильных движений, а также работе

ЧИППКРО

с различными предметами. Физкультура - это и распределение различных физических нагрузок, составление графика индивидуальных нагрузок с учетом особенностей развития организма. И такой график должен составляться учителем, учеником, родителями с возможностью консультаций специалистов в области медицины и спорта. Это может быть бег, отжимание, различные виды ходьбы, в том числе и скандинавская ходьба. Спортивный клуб в школе будет приобщать к игровым видам спорта и повышению двигательной активности, а также возможностью выхода на другой уровень - занятие профессиональным спортом. Фитнес-клуб в школе поможет школьницам заботиться о своей фигуре и разумно относиться к модным диетам и избежать страшного заболевания - анорексии. Проходя лечение, такие дети могут набрать в весе, но восстановить тонус мышц и привести в порядок дыхание очень сложно и невозможно без системы биомеханических движений индивидуальных для организма.

Необходимо понять, что уроки физкультуры должны подготовить ребенка к физическим нагрузкам, так как любые нормативы являются физической нагрузкой для организма. ГТО является высоким уровнем физической нагрузки, и интегрировать его в уроки физкультуры не следует, так как нормы ГТО с первого раза сдадут далеко не все ученики, есть в их школе тьютор или нет. Тьютор должен не только представлять механизм выполнения нормативов ГТО и методы их оценки, но и уметь выполнить нормативы на высоком спортивном уровне. Еще один важный аспект о социальной роли тьюторства. Как показывает педагогический опыт, модель тьютора видим на примере тренера сборной: он разрабатывает не только стратегию и тактику игры, выполняет организаторские функции по обеспечению игроков бытовыми условиями, медицинскими и образовательными услугами и другие социально-этические функции, направленные на разрешение личных проблем членов команды. Но как только игрок выходит из команды по разным причинам, в том числе и по причине завершения игровой деятельности, он становится не приспособленным к различным жизненным ситуациям (устройства быта и работы, получения образования или решения семейных проблем).

Вводя в российскую систему ГТО, необходимо учитывать российский менталитет с хо-

рошими отечественными традициями и методиками российского образования, вспомнить четко выстроенную систему ГТО 70-х годов, когда были два уровня БГТО и ГТО. В предстоящей системе тоже придется обратиться к уровневой системе, так как уровневая система покажет тьюторам результат работы. Предлагаем рассмотреть следующую схему:

Первый этап - школьная работа

1 уровень - физические упражнения, или их называют пятиминутки, для расслабления мышц тела и улучшения кровообращения.

2 уровень - уроки физкультуры.

Выстраивание определенных уровней нагрузки в соответствии с возможностями детского организма, учитываем физиологическую готовность, в том числе и гормональные всплески у подростков.

3 уровень - посещение школьных спортивных клубов и секций. Их могут посещать не только ученики, педагоги, но и родители, дедушки и бабушки. Это сплачивает детей и взрослых и каждый видит, что он делает и для чего. Посещая секцию надо помнить, каждый выполняет физическое упражнение, прежде всего для себя, будь то ребенок или взрослый человек. Третий уровень является подготовительным уровнем к сдаче ГТО, который по новой российской концепции сдают дети и взрослые разных возрастов. Доступность платных услуг для детей и взрослых в различных секциях, в том числе и в школах требует изучения и государственного подхода.

Второй этап - внешкольная работа

1 уровень - занятие спортом на дворовых спортивных площадках.

2 уровень - профессиональное занятие спортом в спортивных школах и секциях, получение спортивной квалификации, спортивного разряда, спортивных наград.

3 уровень - занятие спортом в военно-патриотических кружках и секциях допризывной молодежи. Ребята, занимающиеся в РОСТО (бывшее ДОСААФ), имеют боевой настрой, ясно видят дальнейшую цель и идут к ней с помощью физических упражнений и спортивных состязаний. Уровень упражнений гораздо выше предлагаемых норм ГТО. Это уровень профессиональной подготовки молодежи для прохождения службы в различных войсках, получения профессии в военных училищах, работы в различных органах.

Если иметь такую схему работы подготовки школьника к нормам ГТО, то тьютору будет видно, какое число школьников готово и сдало ГТО с каким значком. Тьютор выступает, таким образом, организатором уровневой системы по подготовки к сдаче норм ГТО и выполняет свои функциональные обязанности неформально.

Библиографический список:

1. Овчинников Ю. Д. Биомеханика двигательной деятельности : учебное пособие / Ю. Д. Овчинников. - Краснодар : КГУФКСТ, 2014. - 265 с.

2. В российских школах появятся преподаватели ГТО [Электронный ресурс]. -URL:./izvestia.ru/news/571512 (дата обращения: 11.11.2014).

3.Указ президента РФ от 24 марта 2014 г. № 172 «О всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО): [Электронный ресурс]. - URL:/ http://www.gto-normy.ru/ukaz-prezidenta-rf-putina-o-gto/Сцата обращения: 11.11.2014).

4. Овчинников Ю. Д. Логико-компетент-ностный подход: общекультурные и профессиональные компетенции. / Ю. Д. Овчинников // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки : всероссийский научный журнал. - Краснодар : ООО «Наука и образование», 2013.- № 5.- С. 144-145.

5. Овчинников Ю. Д. Проектные технологии в учебном предмете как механизм реализации профессиональных компетенций студентов / Ю. Д. Овчинников // Профессиональный проект: идеи, технологии, результаты : научный журнал. - Москва - Челябинск : АНО НОЦ «Со-Действие», 2014. - № 2 (15). - С. 39-44.

6. Тьютор. Историческая справка. [Электронный ресурс]. - URL:/ /https://ru.wikipedia. org/wiki (дата обращения: 11.11.2014).

7. Ковалева Т. М., Кобыща Е. И., Попова (Смолик) С. Ю., Теров А. А., Чередили-на М. Ю. Профессия «тьютор». - М. : Изд-во СФК-офис, 2012. - 246 с.

References:

1. Ovchinnikov Yu. D. Biomekhanika dviga-tel'noy deyatel'nosti: uchebnoe posobie [Biomechanics of Motor Activity: Study Guide]. Krasnodar, 2014.265 p.

2. V rossiyskikh shkolakh poyavyatsya prepo-davateli GTO [In Russian Schools Teachers of "Ready for Labor and Defense" Will Appear]. URL:./izvestia.ru/news/5 71512 (Acce ssed: 11.11.2014).

3. Ukaz prezidenta RF ot 24 marta 2014 g. № 172 «O vserossiyskom fizkul'rno-sportivnom komplekse «Gotov k trudu i oborone» (GTO) [Presidential Decree of 24 March 2014 № 172 "On the All-Russian Sports and Recreation Complex «Ready for Labor and Defense" (GTO):]. URL:/ http: //www.gto -normy.ru/ukaz-prezidenta-rf-putina-o-gto/(Accessed: 11.11.2014).

4. Ovchinnikov Yu. D. Logical-Competence Approach: General Cultural and Professional Competencies [Logiko-kompetentnostnyy podk-hod: obshchekul'turnye i professional'nye kompe-tentsii] Gumanitarnye, sotsial'no- ekonomicheskie i obshchestvennye nauki: vserossiyskiy nauchnyy zhurnal [Humanities, Social-economic and Social

ЧИППКР0

Sciences: All-Russian Scientific Journal]. Krasnodar, 2013. № 5, pp. 144-145.

5. Ovchinnikov Yu. D. the Project Technologies in Education as a Mechanism of Implementing Professional Competencies of Students [Proektnye tekhnologii v uchebnom predmete kak mekhanizm realizatsii professional'nykh kompetentsiy studen-tov]. Professional'nyy proekt: idei, tekhnologii, rezul'taty: nauchnyy zhurnal [Professional Project: Ideas, Technologies and Results: Scientific Journal]. Moskva, Chelyabinsk, 2014. № 2 (15), pp.39-44.

6. T'yutor. Istoricheskaya spravka [Tutor. Historical Note]. URL:/ /https://ru.wikipedia.org/wiki (Accessed: 11.11.2014).

7. Kovaleva T. M., Kobyshcha E. I., Popo-va (Smolik) S. Yu., Terov A. A., Cheredili-na M. Yu. Professiya «t'yutor» [Profession "Tutor"]. M., 2012. 246 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.