Научная статья на тему 'Тюрьма в русской литературе второй половины XIX в'

Тюрьма в русской литературе второй половины XIX в Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1217
133
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЮРЬМА / PRISON / ССЫЛКА / EXILE / КАТОРГА / PENAL SERVITUDE / ПРЕСТУПНИК / CRIMINAL / СИБИРЬ / SIBERIA / САХАЛИН / SAKHALIN

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Фумм Александра Михайловна

Автором рассматривается отражение в русской литературе 2-й половины XIX в. неприглядных реальностей тюрем и острогов того времени на примере прозы Ф. М. Достоевского, А. П. Чехова, Л. Н. Толстого.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PRISON IN THE RUSSIAN LITERATURE OF THE SECOND HALF OF THE XIX th CENTURY

The author discusses the reflection in Russian literature of the 2nd half of the XIX century unsightly realities of prisons and jails of that time on the example of the prose of F. M. Dos-toevskogo, A. P. Chekhov, L. N. Tolstoy.

Текст научной работы на тему «Тюрьма в русской литературе второй половины XIX в»

УДК 37

ТЮРЬМА В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX в.

© 2015 А. М. Фумм

Аннотация. Автором рассматривается отражение в русской литературе 2-й половины XIX в. неприглядных реальностей тюрем и острогов того времени на примере прозы Ф. М. Достоевского, А. П. Чехова, Л. Н. Толстого.

Ключевые слова: тюрьма, ссылка, каторга, преступник, Сибирь, Сахалин.

THE PRISON IN THE RUSSIAN LITERATURE OF THE SECOND HALF

OF THE XIXth CENTURY

© 2015 A. Fumm

Summary. The author discusses the reflection in Russian literature of the 2nd half of the XIX century unsightly realities of prisons and jails of that time on the example of the prose of F. M. Dos-toevskogo, A. P. Chekhov, L. N. Tolstoy.

Keywords: prison, exile, penal servitude, criminal, Siberia, Sakhalin.

«Об уровне цивилизации народа можно судить, когда открываешь ворота его тюрем»

Ф. М. Достоевский

В борьбе с преступностью тюрьма является одним из древнейших институтов, что, однако, не может свидетельствовать о ее заслугах в деле исцеления общества от криминального недуга. Между тем тюрьма могла бы стать местом попечения и заботы о духовном возрождении не только осужденных, но и всего общества. Этому во многом способствовало познание жизненно важных проблем через русскую литературу, на страницах которой поднимаются самые злободневные вопросы общественной жизни, в том числе и тюремной.

Тюрьмы издавна существуют во всех странах. Но русская тюрьма стала понятием нарицательным и международным. К сожалению, большинство ее обитателей зачастую оказываются за пределами общепринятых норм жизни - моральных и физических. Вместе с тем именно русская тюрьма вошла в историю страны как средоточие многих ярких своих представителей, оказавшихся неугодными власти.

В дореволюционной России осужденных чаще всего отправляли в Сибирь, позднее - на Сахалин. При наличии сравнительно небольшого количества каторжных тюрем и содержащихся в них заключенных1 просвещенная часть русского общества XIX в. страдала от того, что в стране, даже в далеких Нерчинских рудниках, людей содержат под стражей, заковывают в кандалы, подвергают телесным наказаниям. И первыми, самыми активными просителями за смягчение участи осужденных были писатели, создавшие целое направление в русской словесности, которое условно можно назвать «каторжной» прозой.

Тема «тюрьмы, неволи, узничества» в русской литературе имеет довольно длительную историю. По своей правдивости эта тема, являющаяся одной из самых болезненных и трагических, на наш взгляд, может сравниться лишь с произведениями о войне. Центральными проблемами так называемой каторжной (острожной), а позднее лагерной прозы были и остаются уяснение смысла жизни, переосмысление ценностей, вопросы веры и безверия, поиска выхода из создавшегося положения, ответственности за совершенный выбор2.

1 В 1892 г. на территории России было 11 каторжных тюрем и острогов, где содержалось в общей сложности 5 335 человек, в том числе 369 женщин (Гернет М. Н. История царской тюрьмы: в 5 т. - М., 1962. - Т. 4. - С. 35).

2 Шапошников В. От Мертвого дома до ГУЛАГа (О «каторжной прозе» Х1Х-ХХ вв.) // Дальний Восток. - 1991. - № 11. - С. 144-152.

Изучение данного вопроса представляет интерес еще и потому, что многие писатели, затрагивавшие проблему преступлений и наказаний, сами испытали ужас и одиночество заключения или были репрессированы. Это и приговоренный к ссылке за антиправительственную деятельность А. Н. Радищев, и не раз ссылавшийся в отдаленные районы страны

A. С. Пушкин, и Ф. М. Достоевский, отбывавший наказание в Омском тюремном остроге. Уже в советское время практически все писавшие о заключении авторы (в частности,

B. Т. Шаламов, А. И. Солженицын, С. Д. Довлатов) подверглись репрессиям и не один год провели в изоляции.

Феномен тюрьмы, развитие которой тесно связано с конкретными историческими периодами, отражает нравственное состояние всего общества, выступает своеобразным индикатором социальных процессов. В свою очередь литература, возможно, лучше всех остальных видов искусства отражает пороки и изъяны современного ей общества. Именно этот факт и побудил нас обратиться к истории вопроса и на примере творчества Ф. М. Достоевского, А. П. Чехова, Л. Н. Толстого попытаться определить характер влияния русской литературы на пенитенциарную систему в сложные годы ее становления.

Ф. М. Достоевский, безусловно, является основоположником русской «каторжной» прозы. Его роман «Записки из Мертвого дома»3, в котором автор назвал русскую каторгу XIX в. особым «миром», поразил Россию. Во многом такая реакция общества на это произведение объяснялась и личным опытом автора. Принято считать, что пребывание на каторге разделило творчество писателя на два совершенно разных периода4. Свою главную задачу в предстоящей каторжной жизни Ф. М. Достоевский сформулировал в письме брату: «...быть человеком между людьми и остаться им навсегда» (выделено Достоевским -А. Ф.)5. Однако в условиях реальной каторги эта жизненная установка подверглась тяжелому испытанию. Первыми и наиболее сильными ощущениями писателя от острога стали одиночество и изгойство. Вместо ожидаемого сообщества открытых миру людей он столкнулся с замкнутым и закрытым социумом, существовавшим по своим законам.

Не желая мириться с положением изгоя во время пребывания на каторге, Федор Михайлович пытался сблизиться с заключенными, сначала с «сильными», затем со «слабыми». Однако «сильные» всерьез не воспринимали его, а успех среди «слабого» окружения давал лишь иллюзию обретения свободы и уверенности. Такое стремление самоутвердиться ни к чему не привело, а лишь вызвало у писателя чувства одиночества и презрения к самому себе. К сожалению, нечто подобное встречается и в современной тюремной реальности, когда человек, попадая в неизвестную и чуждую ему среду, зачастую остается один на один со своими проблемами и переживаниями, испытывает негативные психические состояния6.

С другой стороны, именно в условиях изоляции усугубляются те негативные черты характера человека, которые сформировались у него до заключения, что, по признанию самого Ф. М. Достоевского, произошло и с ним самим. Каторга требовала от него не писательского дара, не общественного авторитета, а лишь одного - способности быть личностью, поскольку в тюремном мире только за счет этого можно было самоутвердиться.

В «Записках из Мертвого дома» автор одним из первых в русской литературе поставил такие важные проблемы, как проблема преступления и наказания, проблема природы человека, его свободы, проблема соотношения народа и интеллигенции, палача и жертвы. Особое внимание писатель уделял вопросу пагубного влияния Мертвого дома на нравственность человека, в то же время подтверждая примерами, что каторга не может сделать из человека преступника, если он не был таковым ранее. Ф. М. Достоевскому казалась неприемлемой безграничная власть, данная одному человеку над другим. Он утверждал, что телесные наказания пагубным образом влияют на душевное состояние и палача и жертвы. Автор с суровой простотой и реалистичностью описывал грязную, отупляющую обста-

3 Достоевский Ф. М. Полное собрание сочинений: в 32 т. - Л., 1972. - Т. 4. - С. 8-291.

4 Туниманов В. А. Творчество Достоевского (1854-1862). - Л.: Наука, 1980. - С. 284-288.

5 Достоевский Ф. М. Полное собрание сочинений: в 32 т. - Л., 1972. - Т. 28. - С. 162.

6 Хохряков Г. Ф. Криминология: учебник / отв. ред. В. Н. Кудрявцев. - М., 1999. - С. 297-298.

новку арестантской казармы, тяжесть принудительного и неоплачиваемого труда, произвол опьяненных властью представителей администрации. Особенно символично изображалась тюремная больница, где больные арестанты нередко умирали в кандалах, что оставляет удручающее впечатление от обстановки Мертвого дома.

Следует отметить, что в рассматриваемый период в России сложилась определенная система тюремных учреждений, имевшая как достоинства, так и недостатки. Не останавливаясь на них подробно, отметим, что важным объективным моментом, оказывавшим негативное влияние на состояние мест лишения свободы, стала отмена в 1861 г. крепостного права. Огромные массы крестьян, а также многие представители дворянства (особенно провинциального) не всегда могли быстро приспособиться к новой социально-экономической обстановке в стране, что вызвало небывалый рост преступности. Так, с 1857 по 1877 г. число убийств и ограблений увеличилось в 100 раз, краж - в 8 раз, поджогов - в 10 раз7. Резкий всплеск преступности значительно увеличил тюремное население, ухудшил условия содержания арестантов. Относительно немногочисленные, в основном устаревшей конструкции, тюремные учреждения с примитивно организованным хозяйством и бытом не готовы были принять и разместить хлынувший в них поток арестантов, что еще более усугубляло и без того тяжелое положение мест заключения.

Первостепенное значение для Ф. М. Достоевского, проведшего на каторге четыре года, имела психологическая ситуация, которую переживал арестант, ее нравственный смысл и итоги. Он подчеркивает особенности человеческой психологии, ее исключительные проявления, чувства и переживания. Герои Достоевского представлены в моменты душевных потрясений, предельных психических проявлений, когда их поведение не подвластно рассудку и выявляет подлинные основы их личности. Подробно останавливаясь на анализе психологического состояния палача и жертвы, автор обращает внимание на критическое состояние души не только и не столько жертвы, сколько палача.

Дальнейшее развитие русской литературы показало, что Ф. М. Достоевский заложил особую художественно-документальную традицию. С одной стороны, «каторжной» проблематике впоследствии отдали дань А. П. Чехов («Остров Сахалин») и крупный писатель конца XIX - начала XX в. В. М. Дорошевич («Каторга»). С другой стороны, писатели уже не могли творить в рамках данной проблематики без учета творчества Ф. М. Достоевского. Так, А. П. Чехов неоднократно по разным поводам вспоминает в своем произведении о каторге, описанной в «Записках из Мертвого дома». Это произведение, открыв «каторжную» тему в русской литературе, служило своеобразным ориентиром, эталоном не только для художников, но и для публицистов, законоведов, историков, когда им приходилось писать о каторге.

Командировка А. П. Чехова, который поехал на остров Сахалин с корреспондентским билетом газеты «Новое время», продолжалась более полутора лет. Ее целью, по замечанию самого писателя, был «не только научный и литературный интерес, а необходимость узнать жизнь России и ее народа». Обостренным чувством ответственности перед народом было вызвано его решение, несмотря на обострившуюся болезнь легких, поехать на Сахалин. К поездке писатель готовился тщательно: читал книги по истории, этнографии, уголовному праву, метеорологии, изучал литературу о тюрьмах8.

Приступив к изучению жизни сахалинских каторжных, А. П. Чехов составил анкету для заключенных, ссыльных, свободных или освободившихся (он их переписал всех!). Объехав все сахалинские тюрьмы, писатель отмечал их переполненность, несоблюдение элементарных правил санитарии и гигиены, страшные полчища клопов и тараканов, что не скрывали и официальные отчеты, в одном из которых говорилось: «Антисанитарное состояние тюрем являлось почти общим правилом; некоторые здания в буквальном смысле представляли собой полную картину разрушения»9.

В сочинении «Остров Сахалин» мы находим детальное описание ежедневного рациона заключенных: «Сахалинский ссыльный, пока состоит на казенном довольствии, по-

7 Остроумов С. С. Преступность и ее причины в дореволюционной России. - М., 1980. - С. 38-39.

8 Воробьев А. И. О тюремной медицине // Независимый психиатрический журнал. - 2004. - № 4. - С. 51.

9 Министерство внутренних дел 1802-1902 гг. - СПб., 1902. - С. 135.

лучает ежедневно: 3 фунта печеного хлеба, 40 золотников мяса, около 15 золотников крупы и разных приварочных продуктов на 1 копейку, в постный же день мясо заменяется 1 фунтом рыбы»10. Таким образом, в царской тюрьме не только исключалась гибель от голода, но и не было серьезных истощений. Сказанное подтверждают и имеющиеся архивные данные, согласно которым арестанты в большинстве тюрем рассматриваемого периода имели практически все необходимое для существования. Одежда, пища, лекарства в большинстве случаев предоставлялись заключенным бесплатно. Принимались достаточные меры для религиозно-нравственного просвещения арестантов; многие арестанты учились в тюремных школах, пользовались библиотеками11.

Писатель довольно резко высказывается о тюремном персонале. «Надзиратели во время своего дежурства в тюрьме допускают арестантов к картежной игре и сами участвуют в ней; они пьянствуют в обществе ссыльных, торгуют спиртом. В приказах мы встречаем также буйство, непослушание, крайне дерзкое обращение со старшими в присутствии каторжных и, наконец, побои, наносимые каторжному палкой по голове, последствием чего образовались раны.

Люди грубые, неразвитые, пьянствующие и играющие в карты вместе с каторжными, охотно пользующиеся любовью каторжных женщин, недисциплинированные, недобросовестные могут иметь авторитет лишь отрицательного свойства. Ссыльное население не уважает их и относится к ним с презрительной небрежностью»12.

Такое поведение тюремной стражи во многом объяснялось мизерным денежным довольствием, отсутствием правовых и социальных гарантий, а также контроля со стороны вышестоящих органов. Приходится с сожалением констатировать, что и в современной России кадровое обеспечение исправительных учреждений остается одной из главных и трудноразрешимых проблем.

С величайшей горечью писал А. П. Чехов о женщинах и детях, волею судеб оказавшихся в местах заключения. Нравы на острове были ужасающими. Вероятно, не последнюю роль тут играл женский алкоголизм. Каторжанки прямо с парохода отправлялись в дом терпимости. Потом их стали распределять по ссыльным - сожительницами, иногда даже - по богатым каторжникам, отдавали и тюремному начальству в качестве прислуги. Но на каторжные работы женщин не посылали, хотя на остров привозили в основном женщин-убийц. Судя по характеру преступности на острове, повторных преступлений у женщин - опасных уголовниц - не было. Следовательно, смягчение наказания - его фактическая отмена - никак не способствовало рецидиву преступлений. Особая проблема -проституция. Дело доходило до торговли малолетними дочерьми, содержания семейных домов терпимости. Что касается «детей каторги», то по вине самой системы многие из них, к сожалению, вставали на преступный путь.

Представляется, что для решения этого вопроса в современной России необходимо в законодательном порядке гарантировать детям осужденных нормальное детство, предоставив желающим возможность их усыновления.

Главная мысль Чехова: каторга не исправляет преступника, а, извращая человеческую природу, ведет к полной утрате представлений о добре и зле, о нравственности и безнравственности. Иначе и не могло быть, если «естественное и непобедимое стремление к высшему благу - свободе - здесь рассматривается как преступная наклонность...».

Справедливости ради отметим, что даже самые ярые приверженцы самодержавия при осмотре тюремных учреждений страны были шокированы их ужасным состоянием. Вот как описывал свое впечатление от посещения ярославской тюрьмы один из инициаторов преобразований тюремной области статс-секретарь К. К. Грот: «В ней сидят закованные в кандалы 500 человек, которые проводят свое время в полной праздности и в разных пороках, впадают большей частью в чахотку и умирают. Трудно себе представить, до чего доведено здесь тюремное дело: полная беспечность, непонимание вопроса, произвол и даже злонамеренность»13.

10 1 фунт = 0,45 кг; 1 золотник = 4,2 грамма (Чехов А. П. Собрание сочинений: в 12 т. - М., 1956. - Т. 10. - С. 298).

11 Российский государственный исторический архив (РГИА). - Ф. 1286. - Оп. 8. - Д. 499. - Л. 1-4; - Ф. 1286. - Оп. 9. - Д. 714. - Л. 20-34; - Ф. 1406. - Оп. 1. - Д. 53. - Л. 12-21; - Ф. 1488. - Оп. 5. - Д. 51. - Л. 1-12.

12 Чехов А. П. Собрание сочинений: в 12 т. - М., 1956. - Т. 10. - С. 320.

13 РГИА. - Ф. 851. - Оп. 1. - Д. 40. - Л. 1-7.

«Остров Сахалин» - не художественное, а во всех отношениях выдающееся научное произведение, в котором Россия глазами врача-писателя увидела весь ужас и трагичность каторги. Вернувшись из поездки, А. П. Чехов, как нам кажется, с упреком себе и другим пишет: «Взгляните-ка на нашу литературу по части тюрьмы и ссылки: что за нищенство! Две-три статейки, два-три имени, а там хоть шаром покати, точно в России нет ни тюрь-

14

мы, ни ссылки, ни каторги» .

Роман «Воскресение» был написан Л. Н. Толстым в 1899 г., как раз в то время, когда страна была повергнута в ужас: «Переполненная Сибирь, тюрьмы, война, виселицы, нищета народа, кощунство, жадность и жестокость властей.». Бедственное положение народа, оказавшегося в подобном положении, расценивалось писателем как личная трагедия, несчастье, как распад собственной души. Ни в одном сочинении автора с такой беспощадной силой, с таким гневом и болью не раскрывалась сущность беззаконий, лжи и подлости классового государства, которая проявлялась в его тюрьмах. Основная задача романа Л. Н. Толстого «Воскресение» видится в трезвом понимании и изображении гибельного, разрушающего воздействия тюрьмы и каторги на нравственность и человеческое достоинство.

В начале 80-х гг. XIX в. Л. Н. Толстой участвовал во всероссийской переписи населения в исключительно тяжелых с точки зрения работы местах - притонах и тюрьмах. Люди, опустившиеся на дно, «отбросы общества, униженные и оскорбленные», живущие здесь, воспринимаются писателем как обычные люди, такие, как все, только опустившиеся, в большинстве случаев не по своей воле, а по воле правительства. Толстой охотно помогал этим людям встать на ноги, он искренне верил, что можно пробудить сочувствие общества к этим несчастным, заставить их поверить в то, что жизнь - это величайший дар. В это же время писатель принимал деятельное участие в судьбах народовольцев, сосланных на Кару, - место самого тяжелого каторжного режима. А в 1886 г. в Ясную Поляну приезжал известный американский путешественник и писатель Д. Кеннан, изучавший сибирскую политическую ссылку. Его рассказы, а особенно книга «Сибирь и ссылка» потрясли Толстого своей правдивостью. С этого момента Сибирь для писателя стала олицетворением народных страданий: «Мне стыдно было бы быть царем в таком государстве, где для моей безопасности нет другого средства, как ссылать в Сибирь тысячи»15.

Сибирь тюремная показана в третьей части «Воскресения». Понятно, что описание сибирской тюремной действительности, которую писатель не видел собственными глазами, представляло для него известные трудности. Однако перед читателем правдиво предстают картины тюремной жизни, тюремного быта, тяжелого положения арестантов. Примечательно, что этому во многом способствовало изучение Л. Н. Толстым литературы о Сибири. В частности, внимательно, делая многочисленные заметки, писатель прочитал монографию Н. М. Ядринцева «Русская община в тюрьме и ссылке»16 - значительный источник в отечественной пенитенциарной литературе конца XIX столетия. Особенно заинтересовали Толстого описание тяжелых нравственных страданий заключенных, размышления автора монографии о последствиях тюремного заключения для людей разного склада: люди сильного типа ожесточаются, слабые - впадают в тоску и гибнут. Лев Николаевич тщательно изучал описания мрачных, грязных камер, сцен арестантской жизни, повествования о нравах тюремной общины, о помощи нищим арестантам, рассказы осужденных о своей жизни, характеристики обитателей острога и другое.

Особую озабоченность правительства вызывало появление в местах заключения новой категории преступников - политических. В старой сословной тюрьме невозможно было найти для них соответствующего режима содержания. Дворянские льготы на них не распространялись, но в то же время по своему социальному положению и образованности они стояли значительно выше рабочих и крестьян. Поэтому разночинцы и в условиях тюрьмы требовали уважения своего человеческого достоинства, выступали против любых

14 Чехов А. П. Собрание сочинений: в 12 т. - М., 1956. - Т. 10. - С. 25.

15 Толстой Л. Н. Собрание сочинений: в 22 т. - М., 1983. - Т. 21. - С. 5.

16 Ядринцев Н. М. Русская община в тюрьме и ссылке. - СПб., 1872. Основываясь на богатом фактическом материале, автор глубоко исследовал существовавшую в то время систему наказаний и ее влияние на осужденных, увидел своими глазами и талантливо описал каторгу, бродяжничество, тюремный быт.

проявлений произвола и жестокости со стороны администрации, что еще больше осложняло работу мест заключения. В своем романе Л. Н. Толстой с особым уважением повествует о данной категории арестантов, показывая, насколько тяжело и в то же время с достоинством они переносят тяготы заключения.

Указанная проблема, на наш взгляд, остается актуальной и сегодня. Так, совершив преступление по неосторожности, пусть и на непродолжительный срок человек попадает в изоляцию, после чего период его ресоциализации может продолжаться годами, а иногда и всю жизнь. В этой связи считаем целесообразным продолжить процесс расширения сферы назначения наказаний, не связанных с лишением свободы, за преступления небольшой и средней тяжести, а также декриминализацию отдельных деяний.

Главы романа «Воскресение», описывающие путь арестантов на сибирскую каторгу, построены на контрасте свободной, вольной природы и рабстве идущих по этапу каторжников. Движение арестантов по дороге представляется как бесконечное страдание, не прекращавшееся, а, напротив, обострявшееся ночью. С точки зрения понимания сущности и целей наказания рассматриваемого периода важна сцена, в которой каторжники спят в грязи, и один из главных персонажей Нехлюдов понимает, что «все пороки, которые развиваются между арестантами. не суть случайности или явления вырождения. а есть неизбежное последствие непонятного заблуждения о том, что одни люди могут наказывать других»17.

Таким образом, русская литература, которая началась с жития протопопа Аввакума, прошла через Радищева, декабристов, ссыльного Пушкина и каторжанина Достоевского, через «лагерную» литературу ХХ в., не могла обойти вниманием тюремную действительность. Но если русская классическая литература верила в возрождение человека в преступнике, если А. С. Макаренко утверждал мысль о возможности и необходимости трудового перевоспитания, то В. Т. Шаламов в своих «Очерках преступного мира» не оставляет никакой надежды на «перерождение» преступника. Как справедливо заметил Ф. М. Достоевский, «каторга (лагерь, ссылка) не могут сделать из человека преступника, если он не был таковым до этого, а растление может охватить человека и на воле». И, к сожалению, человечество за свою многовековую историю так и не нашло иного, кроме смертной казни, способа защиты от преступных посягательств, хотя исправительное значение тюрьмы, как следует из вышеизложенного, весьма сомнительно.

Библиографический список

Воробьев, А. И. О тюремной медицине / А. И. Воробьев // Независимый психиатрический журнал. - 2004. - № 4.

Гернет, М. Н. История царской тюрьмы: в 5 т. / М. Н. Гернет. - М., 1962. - Т. 4.

Достоевский, Ф. М. Полное собрание сочинений: в 32 т. / Ф. М. Достоевский. - Л., 1972.

- Т. 4, 28.

Министерство внутренних дел 1802-1902 гг. - СПб., 1902.

Остроумов, С. С. Преступность и ее причины в дореволюционной России / С. С. Остроумов.

- М., 1980.

РГИА. - Ф. 1286. - Оп. 8. - Д. 499. - Л. 1-4.

РГИА. - Ф. 1286. - Оп. 9. - Д. 714. - Л. 20-34.

РГИА. - Ф. 1406. - Оп. 1. - Д. 53. - Л. 12-21.

РГИА. - Ф. 1488. - Оп. 5. - Д. 51. - Л. 1-12.

РГИА. - Ф. 851. - Оп. 1. - Д. 40. - Л. 1-7.

Толстой, Л. Н. Собрание сочинений: в 22 т. / Л. Н. Толстой. - М., 1983. - Т. 13, 21.

Туниманов, В. А. Творчество Достоевского (1854-1862) / В. А. Туниманов. - Л.: Наука, 1980.

Хохряков, Г. Ф. Криминология: учебник / Г. Ф. Хохряков; отв. ред. В. Н. Кудрявцев. - М., 1999.

Чехов, А. П. Собрание сочинений: в 12 т. / А. П. Чехов. - М., 1956. - Т. 10.

Шапошников, В. От Мертвого дома до ГУЛАГа (О «каторжной прозе» Х1Х-ХХ вв.) / В. Шапошников // Дальний Восток. - 1991. - № 11. - С. 144-152.

Ядринцев, Н. М. Русская община в тюрьме и ссылке / Н. М. Ядринцев. - СПб., 1872.

17 Толстой Л. Н. Собрание сочинений: в 22 т. - М., 1983. - Т. 13. - С. 424.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.