Научная статья на тему 'Тюркский период в этнической истории Северо-Западного Прикаспия по данным археологии'

Тюркский период в этнической истории Северо-Западного Прикаспия по данным археологии Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
751
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Oriental Studies
Scopus
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПЛЕМЕНА / ПЕРЕСЕЛЕНИЕ НАРОДОВ / САРМАТЫ / ТЮРКИ / ГУННЫ / ПРИКАСПИЙ / АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ / TRIBES / TRANSMIGRATION / SARMATS / TURKS / HUNS / CASPIAN REGION / ARCHEOLOGICAL MATERIAL

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Кольцов Петр Михайлович

В статье рассматривается тюрский период в контексте этнической истории Северо-Западного Прикаспия на основе археологических данных. Считается, что вследствие нестабильности этнической обстановки в восточноевропейской степи выявить довольно сложно, какие племена и в какое время проживали на территории Северо-Западного Прикаспия. Однако на основе анализа данных археологических раскопок удалось установить, что в период с конца IV в. и до 30-х гг. XIII в. население в регионе состояло из остатков сармато-аланских племен и пришедших вместе с гуннами народов тюркской этнической общности (акациры, басилы, огоры, савиры, печенеги, огузы, половцы и др.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Turkic Period in the Ethnic History of the North-West Caspian from Data of Archeology

The article considers the Turkic period in the context of history of North-West Caspian region based on the data of archeology. It is considers that in consequence of instability of the ethnic situation it is rather diffi cult to reveal what tribes and when lived on territory of NorthWest Caspian region. However based on analysis of data of archeological excavations it is possible to fi nd out that at the time since the end of the 4th century till the 30-es of the 13th century the population in the region consisted of the remains from sarmat-alan tribes and those peoples of the Turkic ethnic group (akatsiry, basily, ogory, saviry, pechenegy, oguzy, polovtsy), who came together with the Huns.

Текст научной работы на тему «Тюркский период в этнической истории Северо-Западного Прикаспия по данным археологии»

АРХЕОЛОГИЯ

ББК Т442.7 (2Рос=Калм)-3+Т442.7(235.7)-3+Т444(2Рос=Калм)-3+Т444(235.54)-3 УДК 904:903.5:94(36)(470.47)

ТЮРКСКИЙ ПЕРИОД В ЭТНИЧЕСКОЙ ИСТОРИИ СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ПРИКАСПИЯ ПО ДАННЫМ АРХЕОЛОГИИ

П. М. Кольцов

Северо-Западный Прикаспий, куда входят территория Республики Калмыкия, правобережная часть Астраханской области и равнинная часть Дагестана севернее р. Терека, является одним из регионов России, где с древности сменилось много племен и народов, представлявших разные этнические общности. С раннего железного века в регионе, как и во всей восточноевропейской степи, проживали савроматы и сарматы — представители иранской группы, входящей в более широкую индоевропейскую этнолингвистическую общность. В конце

IV в. н. э. в степных районах Восточной Европы произошла смена населения: появились на этой территории тюркоязычные племена, которые под предводительством гуннов заполонили впоследствии всю Европу. Видимо, часть сармато-аланского населения была уничтожена, часть бежала на Северный Кавказ, а остальные присоединились к гуннам в их движении на запад.

Новые переселения гуннов в V в. н. э. привели к перекройке политической и этнической карты Восточной Европы. Племена хайландуров двинулись из Восточного Предкавказья в Западное, акациры попали в зависимость от басилов, которые занимали территорию от р. Сал до р. Кумы. В это время савиры населяли территорию Каспийского побережья, а огоры (угры) разместились между басилами и савирами [Г адло 1979: 37-38]. Нестабильность этнической обстановки в степной части Восточной Европы в вв. не способствовала сло-

жению какой-либо единой археологической культуры, а в ряде регионов погребальные памятники рассматриваемого периода до сих пор не известны. Выявить тюркский, угорский и собственно гуннский этнический пласт на территории Северо-Западного Прикаспия оказалось довольно сложно. Достаточно сложно проследить судьбу и

прежнего — сармато-аланского населения в гуннское и послегуннское время.

В степях Восточной Европы сарматоаланское население жило до рубежа I и II тысячелетий н. э. [Федоров-Давыдов 1966: 165]. Это же население на территории Северо-Западного Прикаспия продолжало проживать и во время гуннского нашествия. Об этом свидетельствует погребение № 1 кургана № 9 из могильника Заханата в Калмыкии, которое можно отнести к раннетюркскому времени. В насыпи, возведенной в бронзовом веке, было совершено захоронение мужчины, лежащего на спине головой на север с отклонением на северо-восток. Череп деформирован. Справа от погребенного находились череп, четыре ребра и четыре ноги коня, разложенные в анатомическом порядке. Около головы погребенного стоял лепной кувшин с петлевидной ручкой, высоким и суживающимся ко дну туловом, с коротким отогнутым венчиком. Среди инвентаря были также две овальные железные пряжки, односоставные кольчатые удила, костяная подпружная пряжка, каменный оселок. Данное погребение было датировано позднесарматским временем [Шнайд-штейн 1985: 88-89]. Основанием для этого послужил сарматский обычай хоронить покойника в вытянутом положении на спине головой на север. У них же был широко распространен обычай деформации черепа.

Между тем, более внимательное изучение некоторых деталей погребального обряда и находок позволяет датировать данное погребение за пределами позднесарматского времени. Об этом свидетельствует, прежде всего, наличие в погребении черепа и четырех ног коня. Они не встречаются в позднесарматских погребениях, но становятся частыми находками в погребениях гуннского и послегуннского времени и отражают изменения этнического состава населения вос-

точноевропейских степей [Засецкая 1971: 61-72]. О том, что рассматриваемое погребение принадлежит представителю сарма-то-аланского населения, свидетельствует деформированный череп. Обычай деформации черепа, широко распространенный у аланов, сохраняется среди степного населения Северного Кавказа до VI-VII вв. н. э.: в новейших раскопках в районе г. Моздока обнаружены погребения аланов с деформированными черепами. Рассматриваемое нами заханатинское погребение также относится, вероятно, ко времени не ранее VI-VII вв. Дело в том, что среди его инвентаря имеется костяная подпружная пряжка, не свойственная позднесарматским погребениям. Подобные пряжки получали распространение в восточноевропейских степях только во второй половине VI в. в связи с появлением у кочевников седла со стременами [Степи Евразии в эпоху средневековья 1981: 3, 53; 15, 19-21]. Об этом же свидетельствует лепной одноручный кувшин вытянутой формы, с плоским дном, близкий к сосудам кочевников VI-VII вв. [Степи Евразии в эпоху средневековья 1981: 4а, 7, 8] и отличающийся от посуды населения хазарского каганата второй половины VII и первой половины VIII вв. [Магомедов 1983: 112-114]. Следовательно, можно сделать вывод о том, что заханатинское погребение принадлежит одному из представителей сармато-аланско-го населения Калмыкии, сохранившегося до VI-VII вв. н. э., но испытавшего, судя по захоронению частей коня, влияние тюркского населения, появившегося или вместе с гуннами, или позже [Кольцов 2008: 177].

Археологических свидетельств о пребывании собственно гуннов на территории Северо-Западного Прикаспия пока не обнаружено. Ближайшие захоронения гуннов известны в приморской полосе Дагестана [Смирнов 1951: 14-15; Котович 20о8: 129130; Гмыря 1993: 294-295]. Погребения были совершены в катакомбах, погребальный инвентарь содержал, прежде всего, оружие и наконечники стрел — «свистунки», типичные для гуннской эпохи. Исследователи датируют захоронения концом IV и началом V в.

Появление первых тюрок на Северном Кавказе обычно связывают с «великим переселением народов», когда вместе с гуннами пришли племена болгарского круга — сави-ры, барсилы и, возможно, хазары [Артамонов 1962: 90]. Однако некоторые исследо-

ватели полагают, что тюркоязычный компонент в пределы Северного Кавказа проник вместе с ранними болгарами уже в первых веках нашей эры [Федоров и др. 1978].

Приведенные выше материалы свидетельствуют о том, что гунны-хайландуры занимали в Северо-Восточном Предкавказье территорию южнее р. Терека. Какие племена обитали в конце IV и первой половине

V в. севернее р. Терека, письменные источники не сообщают. Нет здесь и археологических памятников, которые можно было связать с гуннами. Но А. В. Гадло полагает, что с конца IV в. до второй половины VI в. в Северо-Западном Прикаспии обитали ака-циры, басилы, огоры (угры) и савиры [Гадло 1979; 1986].

Со второй половины VI в. Северо-Западный Прикаспий входит в состав Тюркских каганатов (I каганат — 552-603 гг.; II каганат — 681-745 гг.), в период существования которых до половины VII в. сюда проникали новые группы населения восточного происхождения — тюркюты.

Следующий этап пребывания тюркских племен на территории Северо-Западного Прикаспия связан с Хазарским каганатом, о чем свидетельствуют курганы с подбойными погребениями, которые появились здесь во второй половине VIII в. Среди них выделяются курганы с квадратными ровиками и без них. Первые хорошо сопоставляются с древнетюрскими погребально-поминальными комплексами, которые оставило население, имевшее непосредственное тюркское происхождение. Под земляной насыпью кургана находилась могила с подбоем на четырехугольной или круглой площадке, которую окружал ровик. Костяк человека лежал вытянуто на спине. Часто погребение сопровождалось захоронением коня или его символической «модели» (черепа и конечности ног) со сбруей, заупокойной пищей, керамической посудой, предметами вооружения: саблей, луком, стрелами. Из находок следует отметить удила с S-видными псали-ями, глиняную посуду, изготовленную способом ручной лепки, с плоским дном, выпуклыми боками, отогнутым наружу венчиком с косыми или пальцевыми вдавлениями. На отдельных предметах обнаружены прорисовки сюжетных композиций: рисунок из бытовой жизни на поверхности лепного сосуда из кургана № 14 могильника Купцын Толга; бегущие животные на срединной костяной накладке лука из погребения № 2

кургана № 23 могильника Элиста III. В погребении № 11 кургана № 1 могильника Кермен-Толга найден череп лошади с рунической надписью [Шарапова 2009: 59]. По мнению С. А. Плетневой, графика и тюркская руническая письменность стала распространяться в Юго-Восточной Европе с образованием здесь в VIII-X вв. Хазарского каганата [Плетнева 1990].

Погребения, которые могли бы считаться собственно хазарскими, до сих пор не выделены, однако есть предположение, что курганы с подбойными погребениями без ровиков принадлежали этническим хазарам. Е. В. Круглов проанализировал десятки однотипных погребений под небольшими земляными насыпями (63 %) и впускные погребения в более ранние курганы (37 %). Он отмечает, что в могилах с подбоями лежат костяки людей вытянуто на спине, причем без определенной ориентировки. Большинство из них (75 %) ориентировано на запад и юго-запад с отклонениями на северо-запад и юго-запад. Есть также погребения (16%) с ориентировкой на восток с отклонениями на северо-восток и юго-восток. Кроме того, отмечается преимущественное захоронение взрослых мужчин, конных воинов-лучников (80 %) [Круглов 1990: 161].

В качестве ритуальных животных в могилах встречаются лошадь (в погребение помещали череп и 4 конечности, шкуру, узду и седло, что символически означало взнузданное и оседланное животное) или баран (помещали шкуру или целый остов), но чаще в сочетании друг с другом (84 %). Покойника снабжали также запасом жидкой пищи в глиняных сосудах (90 %) и мясом (70 %) [Круглов 1990: 164].

Рассмотренный выше погребальный обряд характеризует сильное смешение остатков сармато-аланского населения с пришлыми тюрками. В обряде уже преобладают характерные для обрядности тюрского населения признаки: западная с отклонениями на северо-запад и юго-восток ориентировка погребенных, преобладание (10 %) в могилах костей лошади над костями барана (6 %). У погребенных уже нет искусственно деформированных черепов [Круглов 1990: 163].

Погребения, аналогичные описанным выше, впервые обнаруженные в Подонье, исследователи связывают с тюрками периода Хазарского каганата, на основании чего Е. В. Круглов считает их хазарскими

[Круглов 1990: 164-165]. Некоторым основанием для этого послужили и письменные сведения о том, что другие племена (берси-лы, савиры, огоры, болгары) во второй половине VII в. были вытеснены хазарами из Северо-Западного Прикаспия. С VIII в. там могли кочевать только хазары, среди которых растворились представители тюркского рода Ашина, основавшие правящую династию в каганате.

Кочевнические погребения конца IXXI вв. в восточноевропейских степях оставлены степными тюркскими племенами — печенегами и огузами, проживавшими ранее в Приаралье. Процесс формирования печенегов и огузов происходил в результате смешения сако-массагетских племен с гуннами, которые со II в. до н. э. до IV в. н. э. кочевали в приуральских степях. Позднее в этнические процессы включились тюрки, объединившие все подвластные им народы в пределы своего огромного государства — Западно-Тюркского каганата (VI-VIII вв.). В IX-X вв. печенеги уходят далеко на запад и вскоре становятся там большой силой, оказывая влияние на политические события во многих государствах Европы.

Характерными погребениями этого времени Г. А. Федоров-Давыдов считает захоронения в узких ямах с ориентировкой человека головой на запад без костей коня и захоронения в узких или широких ямах, с ориентировкой человека головой на запад, но с костями (череп и четыре ноги) или остовом коня [Федоров-Давыдов 1966: 124, 134].

На территории Северо-Западного При-каспия исследовано более сотни погребений конца IX и середины XI вв., которые можно отнести к печенежско-торческому времени [Кольцов и др. 2008: 20-29]. В погребальном обряде кочевников отмечены следующие основные признаки: наличие околокурганного ровика; могилы прямоугольных форм, иногда с подбоем вдоль южной стенки и ступенькой вдоль северной стенки; положение костяка человека на спине головой на запад; присутствие в могилах коня с ногами, отчлененными по первые суставы.

В хронологическом плане среди них выделяются группы ранних и поздних погребений. В этническом отношении погребения могут принадлежать как печенегам, так и огузам. Последние могли здесь свободно расселиться после разгрома ими совместно

с дружиной великого киевского князя Святослава Хазарского каганата в 965 г.

Погребений половецкого времени (конец XI и первая половина XIII вв.) в Северо-Западном Прикаспии исследовано очень мало. В 1966 г. в регионе не было выделено ни одного погребения половецкого времени [Федоров-Давыдов 1966]. К 1973 г. на территории Калмыкии насчитывалось всего три половецких погребения [Шнайдштейн 1973: 215]. В 90-е гг. XX в. число половецких погребений ненамного увеличилось [Васюткин и др. 1995а: 90-106; Васюткин и др., 1995б: 107-160]. Надо также отметить небольшое количество в Северо-Западного Прикаспия каменных изваяний, которые ставились на курганах над могилами аристократов. На этом основании можно считать, что в рассматриваемом нами периоде половцев в регионе было немного. Количество населения в прикаспийских степях (в том числе и половцев) значительно увеличивается с приходом в Восточную Европу монголов.

Таким образом, в период с конца IV по 30-е гг. XIII вв. на территории Северо-Западного Прикаспия население состояло из многочисленных остатков сармато-алан-ских племен и пришлых вместе с гуннами народов тюркских этнических общностей. В период тюркских каганатов и позже с востока появились угорские (возможно, древнемадьярские) и тюркские группы (тюркю-ты — основатели каганатов). Тюрки доминировали в регионе вплоть до 30-х гг. XIII в., пока нашествие монголов не положило конец их гегемонии.

Литература

Артамонов М. И. История хазар. Л: Изд-во Гос. Эрмитажа, 1962. 523 с.

Васюткин С. М., Кардонов В. Т., Кольцов П. М. Средневековые погребения Восточных Ергеней // Материалы и исследования по археологии Калмыкии. Элиста: Изд-во КалмГУ, 1995. С. 90-106. Васюткин С. М., Кольцов П. М. Средневековые погребения зоны Калмыцкого магистрального канала // Материалы и исследования по археологии Калмыкии. Элиста: Изд-во КалмГУ, 1995. С. 107-160. Гадло А. В. Основные этапы этнической истории Калмыцкой степи во второй половине I тысячелетия н. э. // Крупновские чтения: тез. докл. Элиста: Изд-во КалмГУ, 1979. С. 37-38.

Гадло А. В. Этническая история Северного Кавказа в ^-Х вв. Л: Изд-во Ленинград. университета, 1979. 216 с.

Гмыря Л. Б. Прикаспийский Дагестан в эпоху Великого переселения народов. Могильники. Махачкала: Даг. книж. изд-во, 1993. 365 с.

Засецкая И. П. Особенности погребального обряда на территории степей Нижнего Поволжья и Северного Причерноморья в гуннскую эпоху // Археологический сборник Государственного Эрмитажа. Вып. 13. 1971. С. 61-72.

Кольцов П. М. Ранние тюрки на территории СевероЗападного Прикаспия // Проблемы этногенеза и этнической культуры тюрко-монгольских народов. Вып. 2. Элиста: Изд-во КалмГУ, 2008. С. 177-183.

Кольцов П. М., Ашкаев М. С. Кочевники Северо-Западного Прикаспия в печенежско-торческое время // Вестник Прикаспия: археология, история, этнология. Вып. 1. Элиста: Изд-во КалмГУ, 2008. С. 20-29.

Котович В. Г. Об этнической принадлежности раннесредневековых катакомбных захоронений Прикаспийского Дагестана // Материалы по изучению историко-культурного наследия Северного Кавказа. Вып. VIII. Крупновские чтения, 19712006. М.: Памятники исторической мысли; Ставрополь: Наследие, 2008. С. 129-130.

Круглов Е. В. Подкурганные захоронения калмыцко-астраханских степей хазарского времени // Проблемы археологии Юга Восточной Европы. Элиста: Изд-во КалмГУ, 1990. С. 150-171.

Магомедов М. Г. Образование Хазарского государства. М., 1983. 224 с.

Плетнева С. А. Хазарские проблемы в археологии // Советская археология. М: Наука, 1990. № 2. С. 77-91.

Смирнов К. Ф. Археологические исследования в районе дагестанского селения Тарки в 1948-1949 гг. // Материалы исследований по археологии СССР. № 23. М: Изд-во Академии наук СССР, 1951. С. 226-272.

Степи Евразии в эпоху средневековья // Серия «Археология СССР». М: Наука, 1981. 305 с.

Федоров-Давыдов Г. А. Кочевники Восточной Европы под властью золотоордынских ханов. М: Изд-во МГУ, 1966. 276 с.

Федоров Я. А., Федоров Г. С. Ранние тюрки на Северном Кавказе. М: Изд-во МГУ, 1978. 296 с.

Шарапова Е. П. Под властью хазарского кагана // Сокровища культуры Калмыкии. Серия «Наследие народов Российской Федерации». Республика Калмыкия. М: Научно-информационный издательский центр, 2009. С. 58-63.

Шнайдштейн Е. В. Позднекочевнические погребения на территории Калмыцкой АССР // Этнографические вести. Элиста: КНИИЯЛИ, 1973. № 3. С. 212-229.

Шнайдштейн Е. В. Раскопки курганной группы Заха-ната // Древности Калмыкии. Элиста: КНИИФЭ, 1985. С. 70-93.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.