Научная статья на тему 'Тюркоязычные протестанты Республики Башкортостан: феномен трансформации конфессиональной идентичности'

Тюркоязычные протестанты Республики Башкортостан: феномен трансформации конфессиональной идентичности Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
127
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОТЕСТАНТИЗМ / ХАРИЗМАТИЧЕСКИЕ ЦЕРКВИ / СОЦИАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КОНФЕССИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ТЮРКОЯЗЫЧНЫЕ ПРОТЕСТАНТЫ / PROTESTANTISM / CHARISMATIC CHURCHES / SOCIAL ACTIVITIES / DENOMINATIONAL IDENTITY / TURKIC-SPEAKING PROTESTANTS

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Кляшев Александр Николаевич

Тhe article analyzes the reasons of denominational identity transformation of Тurkic-speaking members of Protestant and Neoprotestant religious associations in the Republic of Bashkortostan.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Кляшев Александр Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TURKIC-SPEAKING PROTESTANTS IN THE REPUBLIC OF BASHKORTOSTAN: THE PHENOMENON OF DENOMINATIONAL IDENTITY TRANSFORMATION

Тhe article analyzes the reasons of denominational identity transformation of Тurkic-speaking members of Protestant and Neoprotestant religious associations in the Republic of Bashkortostan.

Текст научной работы на тему «Тюркоязычные протестанты Республики Башкортостан: феномен трансформации конфессиональной идентичности»

ТЮРКОЯЗЫЧНЫЕ2 ПРОТЕСТАНТЫ2 РЕСПУБЛИКИ2 БАШКОРТОСТАН: ФЕНОМЕН2 ТРАНСФОРМАЦИИ2 КОНФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ

Социальные и политические изменения, происходящие в нашей стране за последние двадцать лет, не обошли стороной и сферу религиозной жизни субъектов Российской Федерации, в т.ч. и Республики Башкортостан. На ее конфессиональном поле параллельно восстановлению позиций традиционные конфессий — православия и ислама — происходит формирование христианского сообщества, в доктринальном отношении своими корнями восходящего к общепротестантской парадигме. По данным официальной статистики, на 01.01.2010 г. на территории РБ ведущими конфессиями являются православие и ислам. Их объединения составляют более 89% от общего количества религиозных организаций (ок. 68% — ислам, ок. 21% — православие). Протестантские объединения занимают третье место (ок. 11%) [1]. За последние двадцать лет в Башкортостане закрепились практически все основные направления протестантизма, как консервативного — лютеране немецкой (Евангелическо-Лютеранская церковь), шведско-финской традиции (Евангелическо-Лютеранская церковь Инг-рии) и кальвинисты (реформатская церковь «Возрождение»), так и позднего — баптисты Всероссийского союза евангельских христиан-баптистов и Совета церквей ЕХБ (инициативники), «традиционные» пятидесятники («Церковь Христа Спасителя» Регионального объединения христиан веры Евангельской — пятидесятников РБ), церкви адвентистов седьмого дня, а также разнообразные евангельские религиозные объединения, в основном неопятидесятнического направления (церкви «Жизнь Победы» Российского объединенного союза христиан веры Евангельской, церковь Ассоциации христианских церквей «Союз Христиан», церковь «Виноградник»).

По данным автора, в 2009 г. на территории РБ действовали протестантские и неопротестантские религиозные организации, как зарегистрированные, так и не прошедшие регистрацию. Они объединены в 99 общин, численность которых составляет приблизительно 4 тыс. чел., из них 51 община (более I 800 чел.) приходится на пятидесятников и неохаризматов (АХЦ «Союз Христиан», РОСХВЕ, Региональное объединение ХВЕП РБ). Фактическое количество протестантских и неопротестантских религиозных организаций, а также самих верующих на территории РБ больше за счет многочисленных незарегистрированных религиозных групп.

Республика Башкортостан — многонациональный субъект Российской Федерациии. Согласно Всероссийской переписи населения 2002 г., русские составляют 36,3% населения РБ, башкиры — 29,76%, татары — 24,14% [2]. Полиэтнич-ность Башкортостана нашла свое отражение и в национальном составе членов протестантских религиозных объединений. Для российского протестантизма характерна адаптация к этническим особенностям регионов [3; 4; 5; 6], что является актуальным в условиях полиэтничного Башкортостана. По данным анкетирования, проведенного автором в ряде неопротестантских религиозных объединений, из 213 респондентов 63,3% — русские, 24,2% — татары, 6,0% — башкиры, 2,8% — украинцы, 1,9% — марийцы, 1,9% — представители других национальностей (2 чувашки, 1 еврейка и 1 россиянка). 30,2% опрошенных являются представителями этносов, традиционно рассматриваемых как носители ислама — татары и башкиры. Эти данные коррелируют с результатами интервьюирования служителей «традиционных» для России направлений протестантизма:

Кляшев Александр Николаевич, младший научный сотрудник Института этнологических исследований Уфимского научного центра РАН

© Кляшев A.Hf, 2010

в баптистских церквях РС ЕХБ представители тюркоязыиные этносов — башкиры и татары — составляют до 30% прихожан, причем наблюдается тенденция их роста среди состава новых членов [7].

Причины такой конфессиональной трансформации носят комплексный характер. Большую роль играет наднациональный характер протестантизма и неопротестантизма, позиционирующих христианство как религию для всех народов и акцентирующих общечеловеческую значимость акта Искупления Создателем падшего творения. Так, в приходе ЕЛЦ г. Уфа среди прихожан есть не только немцы, но и русские, татары и башкиры — по словам пастора, «наши двери открыты для всех» [8]. В протестантских религиозных объединениях имеет место творческий подход в деле осуществления различных религиозных практик. Так, в общине «Вефиль» (церковь «Жизнь Победы») существует домашняя группа по изучению Библии, занятия в которой ведутся с использованием текста Нового Завета на тат. яз. («Инжил»). На воскресных служениях общины проповеди и служения прославления проводятся как на русском, так и на татарском языках. Аналогичная библейская домашняя группа организована и в церкви «Свет Правды» [9]. При некоторые общинах ЕХБ (Уфа, Нефтекамск, Давле-каново, Ишимбай) существуют группы башкир и татар, которые имеют свои специфические богослужения на родном языке. При Уфимской церкви ЕХБ в течение более 12 лет работает радиостудия для записи радиопрограмм на башкирском и татарском языках. Существует специальная евангелизационная группа для организации благовестия среди мусульманского народа [7]. По личным наблюдениям автора, в протестантской и неопротестантской среде имеет место уважительное, доброжелательное отношение к национальным культурам. Такие особенности миссионерской деятельности и внутрицерковной жизни приводят к тому, что христианство не воспринимается тюрками как чуждая, нетрадиционная религия. Несмотря на адаптированность протестантских объединений к этническому фактору, внутри общин существует не разделение по национальному признаку, а, наоборот, надэтни-ческая консолидация — в ходе интервьюирования нередко имели место высказывания: «У нас одна национальность — христианство». Адапти-рованность деятельности протестантских объеди-

нений РБ к полиэтничному характеру региона совпадает с общим вектором функционирования протестантов на территории России. Так, С.Б. Филатов и Р.Н. Лункин отмечают особенности миссионерской деятельности неопятидесятников среди малочисленных народов Крайнего Севера и Дальнего Востока: использование национальных языков, инструментов и одежды на богослужениях. Помимо этого, в неопятидесят-нических церквях пасторы поощряют изучение родной культуры и приобретение навыков традиционного хозяйства (оленеводства и рыболовства) среди молодого поколения. В результате такой деятельности полностью исчезают алкоголизм и наркомания, изживаются иждивенческие настроения. Более того, для малочисленных народов Крайнего Севера и Дальнего Востока (в частности чукчей и коряков) пятидесятнические общины становятся маяками национального возрождения [3; 10].

Интервьюируемые члены религиозные объединений выделяли следующие значимые особенности этого направления христианства: акцент на проповеди при минимальной обрядовости; систематическое изучение Священного Писания и религиозной литературы; разнообразный спектр вариантов осуществления религиозной жизни верующего, дающий широкие возможности для реализации экзистенциальных поисков; рациональный, осознанный подход к спасению [11]. Благодаря этим качествам среди прихожан протестантских общин всегда было довольно много людей с высоким уровнем образования. Об этом свидетельствует, например, отчет председателя Совета по делам религиозных культов при СНК СССР Полянского № 383с от 7 декабря 1945 г.: «Организационно секта евангельских христиан и баптистов начинает крепнуть и в настоящее время больше, чем какая-либо другая, растет. Рост секты происходит не только за счет последователей православия или другого какого-либо культа, но и за счет интеллигенции (главным образом студенчества вузов и техникумов). Главной причиной этого явления надо считать не только, по-видимому, слабо развернутую работу советских политико-просветительных и культурных организаций, но и такие факторы, как специфический подход и особые методы баптистской религиозной пропаганды вообще, а также упрощенный богослужебный ритуал, не требующий больших материальных затрат» [12]. Привлекатель-

ность протестантизма для интеллигенции остается актуальной и в наши дни: по данным материалов анкетирования, из 213 опрошенных 42,2% респондентов имеют высшее образование, 30,3% — среднее специальное, 11,9% — среднее, 1,4% — начальное, 2,3% — неполное среднее, 10,1% — незаконченное высшее, 1,8% (четыре респондента) имеют ученую степень. Эти сведения дополняют материалы по профессиональному составу респондентов: 16,5% опрошенных — специалисты и инженерно-технические работники, 13,0% — служащие, 10,9% — пенсионеры, 10,0% — предприниматели, 9,1% — квалифицированные рабочие, 8,7% — руководители предприятий и организаций, 7,8% — домохозяйки, 6,5% — работающие пенсионеры, 6,5% — учащиеся, 2,6% — работники государственного аппарата.

Еще одной причиной конфессиональной трансформации на территории РБ является утрата частью этносов своих этноконфессиональных традиций. Среди 213 респондентов только 15,9% исповедовали до прихода в протестантизм ислам, хотя общее количество татар и башкир — 30,2%. Мусульман среди них бышо чуть более половины, причем, по результатам интервьюирования, многие были мусульманами номинально, не выполняли большей части религиозных обрядов и считали себя приверженцами ислама в силу своей этнической принадлежности. Такая же картина наблюдается у русских, считавших себя до прихода в протестантизм православными (37,5% опрошенных). Одной из главных причин такого положения дел является атеистическая пропаганда, проводившаяся в годы советской власти. Определенную роль играет также процесс межэтнической интеграции, неизбежный при совместном проживании различных этносов на протяжении нескольких столетий, продолжающийся по сей день. В настоящее время население Башкортостана представляет собой определенную культурную и социально-экономическую общность. Об этом свидетельствует тот факт, что 96,3% респондентов обучались в школе на русском языке, независимо от этнической принадлежности. Всемирный процесс глобализации и наступление постиндустриального общества способствует тому, что население Башкортостана все в большей степени «вестернизируется». Особенно это касается горожан (горожане составляют 95,7% респондентов, родившихся в городе — 84,9%) и молодежи (37,1% опрошенных в возрасте от 15 до 35 лет).

«Вестернизация» выражается не только в ношении одежды западного образца и музыкальных предпочтениях. По наблюдениям автора, подавляющее большинство молодых и значительное количество прихожан и служителей среднего возраста имеют свои страницы в социальных интернет-проектах, таких как «В Контакте», «Одноклассники», «Мой Мир». Протестанты активно пользуются электронными средствами коммуникации, общаясь с верующими из разных регионов Российской Федерации и являясь участниками многочисленных протестантских и межкон-фессиональных христианских интернет-сообществ. Они участвуют в конференциях и семинарах, проводящихся в различных городах России, на которых встречаются со своими единоверцами из ближнего зарубежья и стран Запада, в основном из США, Швеции и Великобритании. Для наших соотечественников зарубежные гости зачастую исполняют роль культуртрегеров, через которых в религиозную жизнь общин привносятся элементы западной неопротестантской культуры: христоцентричность и демократизм внутри-церковного устройства, социальная активность, простота и открытость в общении, различные виды взаимопомощи в рамках религиозного объединения. Можно сказать, что утраченные этноконфес-сиональные традиции восполняются (а отчасти и замещаются) в неопротестантских объединениях религиозными традициями Запада.

Таким образом, основными факторами причины трансформации конфессиональной идентичности тюркоязычных этносов Башкортостана являются: наднациональный характер протестантизма и его адаптированность к региональной этнической специфике, утрата частью представителей тюркоязычных народов этноконфессиональ-ных традиций в советский период и глобализация и вестернизация в постсоветское время и др. Кроме того, ряд исследователей отмечают усиление богоискательских настроений в переломные моменты развития общества, во время которых зачастую происходит ломка привычных жизненных ориентиров, девальвация духовных ценностей, обострение социальных противоречий и ухудшение экономической ситуации. Демассифика-ция и индивидуализация, связанные с вступлением ряда стран в постиндустриальную фазу развития, создают проблему одиночества, которую успешно решают протестантские и неопротестан-тские общины [13; 14; 15].

ЛИТЕРАТУРА

1. Информация Совета по делам религий при Правительстве РБ о религиозной обстановке в Республике Башкортостан (01.01.2010) // Текущий архив Совета по делам религий при Правительстве РБ.

2. Башкортостан. 3. Демография. 3.3 Национальный состав / Википедия // Общедоступная многоязычная универсальная онлайн-энциклопедия. Проект, управляемый Фондом Викимедиа (Free Software Foundation (FSF)). — Режим доступа: www.wikipedia.org

3. Лункин Р.Н. Нехристианские народы России перед лицом христианства // Религия и общество. Очерки современной религиозной жизни России / отв. ред. и сост. С.Б. Филатов; Кестонский Институт. — М.; СПб.: Летний Сад, 2002. — С. 361 — 382.

4. Филатов С.Б. Феномен российского протестантизма // Russian Review. — Режим доступа: http:// www.keston.org.uk/encyclo/16%20Protestantism. html

5. Филатов С.Б., Лункин Р.Н. Вольнодумие на берегах Амура и московская идеология православной цивилизации: где тонко, там и рвется. Russian Review. — Режим доступа: http://www.keston.org.uk/

russianreview/edition41/02-far-east.html

6. Коскелло А. Инкультурация по-ингерманланд-ски // Russian Review. — Режим доступа: http:// www.keston.org.uk/russianreview/edition12/ 02Ingria.html

7. Кляшев А.Н. Полевые материалы автора. Информатор: Лазненко А.В., 1967 г.р., г. Уфа, РБ.

8. Кляшев А.Н. Полевые материалы автора. Информатор: Миних Г.Т., 1954 г.р., г. Уфа, РБ.

9. Кляшев А.Н. Полевые материалы автора. Церкви «Свет Правды», «Жизнь Победы», г. Уфа, 2000—2009 гг.

10. Филатов С.Б. СМИ: О христианских религиозных сообществах России. 2005. — Режим доступа: http://news.invictory.org/issue9832.html

11. Кляшев А.Н. Полевые материалы автора. Церкви «Союз Христиан», «Свет Правды», «Жизнь Победы», «Виноградник», г. Уфа, 2000—2009 гг.

12. Исторический архив. 1995. № 4. С. 128—135 [Государственный архив Российской Федерации. Ф.Р.- 6991. Оп. 3. Д. 10. Л. 129—141. Машинописная копия].

13. Балагушкин Е.Г. Нетрадиционные религии в современной России. Морфологический анализ. — М.: ИФ РАН, 1999. — 244 c.

14. Тоффлер Э. Третья волна. — М.: ООО «Издательство АСТ», 1999. — 261 с.

15. Баркер А. Новые религиозные движения. — СПб.: Русский Христианский гуманитарный институт, 1997. — 276 c.

Ключевые2слова:2протестантизм, харизматические церкви, социальная деятельность, конфессиональная идентичность, тюркоязычные протестанты.

Key words: Protestantism, charismatic churches, social activities, denominational identity, Turkic-speaking Protestants.

Alexander N. Klyashev

TURKIC-SPEAKING PROTESTANTS IN THE REPUBLIC OF BASHKORTOSTAN: THE PHENOMENON OF DENOMINATIONAL IDENTITY TRANSFORMATION

The article analyzes the reasons of denominational identity transformation of Turkic-speaking members of Protestant and Neoprotestant religious associations in the Republic of Bashkortostan.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.