Вестник Томского государственного университета. История. 2024. № 87 Tomsk State University Journal of History. 2024. № 87
ПРОБЛЕМЫ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ PROBLEMS OF HISTORY OF RUSSIA
Научная статья
УДК 343.82 (571.1) "18/19"
doi: 10.17223/19988613/87/1
Тюремные инспекторы Западной Сибири и организация пенитенциарного ведомства в конце XIX - начале XX в.
Дина Владимировна Андриянова1, Виктория Олеговна Пырх2
12 Тюменский государственный университет, Тюмень, Россия 2 Тюменский государственный медицинский университет Минздрава России, Тюмень, Россия
2 viktoriya.pyrkh@mail. ru
Аннотация. Предпринята попытка исследовать профессиональную деятельность тюремных инспекторов Западной Сибири конца XIX - начала XX столетия в связи с изменениями в региональном управленческом аппарате. Анализируются основные направления службы данных чиновников, большое внимание уделяется положению тюремных сотрудников в период трансформации пенитенциарных институтов. Исследован круг обязанностей инспекторов, показано, что он был широким - от тюремных ревизий до комплектации арестантских библиотек. Ключевые слова: тюремная инспекция, губернское управление, Сибирь
Благодарности: Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда № 23-18-00268, проект «Юстиция в системе обеспечения безопасности и процессах интеграции периферийных регионов Российской империи (XVIII - начало XX в.)», https://rscf.ru/project/23-18-00268/, реализуемый на базе Тюменского государственного университета (руководитель проекта - Е.А. Крестьянников).
Для цитирования: Андриянова Д.В., Пырх В.О. Тюремные инспекторы Западной Сибири и организация пенитенциарного ведомства в конце XIX - начале XX в. // Вестник Томского государственного университета. История. 2024. № 87. С. 5-13. doi: 10.17223/19988613/87/1
Original article
Prison inspectors of Western Siberia and organization of penitentiary department in the end of XIX - beginning of the XX century
Dina V. Andriyanova1, Viktoriya O. Pyrkh2
12 University of Tyumen, Tyumen, Russian Federation 2 Tyumen State Medical University, Tyumen, Russian Federation
2 viktoriya.pyrkh@mail. ru
Abstract. The purpose of the article consists in studying of a position of provincial prison inspector in the regional administrative apparatus and in researching of local prison inspection's activity. Using microhistorical approach, structural-functional method and methods of retrospective and discourse analysis, the authors made an attempt to analyze the stages of the creation of the prison institution in Western Siberia and the scenarios of its transformation. The historical sources involved in the research including periodicals, sources of personal origin, documents of governmental agencies, archive materials and works of historians and publicists allow us to provide an overall pattern of provincial prison inspections' functioning. A logical consequence of the creation of a central prison institute was the gradual formation of provincial prison departments. Due to a number of favorable factors, the prison inspection bodies (as part of the provincial governments) were formed in 1892 in the Tomsk Governorate. In other regions of Siberia, including the Tobolsk Governorate, these regulations became effective only in 1895. The prison departments were headed by provincial prison inspectors, who held a much higher position than another heads of departments. In this regard, they were almost on the same level as the vice-governor. The authors conclude that the inspection of prisons was sufficiently extensive, ranging from inspection of penitentiaries, detention houses and transit points, control of their sanitary conditions and technical equipment, to the staffing of prison schools, churches and libraries. The West Siberian prison inspections played an important role in the production and organization of convict labor, which served as an integral part of the penitentiary process of criminal forces. The philanthropic feelings were also not alien to prison officials - a lot of work was invested by the inspectors in the development of trusteeship and charitable institutions, maintaining corporate identity within the prison department, expanding official relations at the all-Russian and international level. These prison officers played a significant role in the systematization of penitentiary regulations. Despite the fact that the thesis of the need for the
© Д.В. Андриянова, В.О. Пырх, 2024
existence of the prison inspections was questioned in official circles, it still survived the onslaught of criticism, proving the expediency and effectiveness of its activities, developed its own scenarios for functioning during the period of revolutionary unrest and social transformations. Keywords: prison inspection, provincial government, Siberia
Acknowledgements: The research is executed at expense of the grant of the Russian Science Foundation № 23-1800268; the project "Justice in the system of security maintenance and in the integration processes of the periphery regions of the Russian empire (the 18 - beginning of the 20 centuries)", https://rscf.ru/project/23-18-00268/, is realised on the base of Tyumen State University (head of the project - E.A. Krestiannikov).
For citation: Andriyanova, D.V., Pyrkh, V.O. (2024) Prison inspectors of Western Siberia and organization of penitentiary department in the end of XIX - beginning of the XX century. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Istoriya -Tomsk State University Journal of History. 87. pp. 5-13. doi: 10.17223/19988613/87/1
Один из механизмов управления монархическим государством - уголовно-исполнительная система. Важнейшим условием эффективного функционирования пенитенциарных учреждений выступала удовлетворительная организация тюремного персонала, которая делилась на центральное управление и местное. При выстраивании траекторий центрального управления тюрьмами большое внимание обращалось на единство тюремных установлений. Все тюрьмы государства суть места исполнения наказаний, назначаемых по общему правилу закона, поэтому было необходимо, чтобы во всех пунктах государства закон исполнялся по возможности одинаково. Российский юрист профессор Санкт-Петербургского университета И.Я. Фой-ницкий в 1889 г., описывая положение тюремного ведомства, отмечал необходимость единообразного устройства и общей государственной инспекции мест заключения: «В России до 1879 г. во главе тюремного управления стояли Министерство внутренних дел и Высочайше учрежденное попечительное о тюрьмах общество, создавшееся в 1819 г. под влиянием филантропических идей Гауарда. В 1879 г. в составе Министерства внутренних дел образовалось Главное тюремное управление, состоящее из Совета и управляющего тюрьмами. Совет имеет значение частью законодательного, частью совещательного учреждения; в компетенцию Совета входят также все меры административного свойства по вопросам текущего управления; управляющему принадлежат непосредственно управление и надзор за всеми местами заключения через тюремных инспекторов; задача последних состоит в том, чтобы объезжать все места заключения империи и представлять о них отчеты, на основании которых и принимаются соответствующие мероприятия» [1. С. 426-428].
Тюремные надзорные органы Западной Сибири еще не подвергались полноценному исследованию. Так, в работах О.В. Воронина [2] и В.И. Алексеева [3] тюремная инспекция изучается лишь как один из элементов исполнительной системы, при этом авторы не дают полного анализа сибирского надзорного органа и упускают региональную специфику. В работах В.В. Гер-мизеевой [4] и А.В. Палина [5] тюремные отделения рассматривались в контексте преобразований губернского бюрократического аппарата, поэтому основной упор исследователи сделали на кратком обзоре формирования тюремных отделений и характеристике их деятельности в пореформенное время (1895-1917). Д.Р. Тимербулатов обзорно затрагивает деятельность тобольской губернской тюремной инспекции до рево-
люции 1917 г., делая акцент исследования преимущественно на периоде Гражданской войны [6]. Исследование социально-культурных характеристик, материального положения служащих пенитенциарных учреждений Сибири в конце XIX - начале XX в. являлось целью работы Д.В. Волошина и Е.Г. Михеенкова [7]. Общая характеристика профессиональных качеств и функционала чиновников тюремной инспекции в контексте управленческой иерархии содержится в исследовании О.Н. Бортниковой [8. С. 115-118].
С самого начала своей работы Главное тюремное управление (ГТУ) вело работу по упорядочиванию делопроизводства о тюрьмах на местах. Поэтому для увеличения власти губернских тюремных инспекторов и их значения в качестве главных начальников пенитенциарных учреждений в губерниях [9. С. 481-482] законом от 21 марта 1890 г. [10] в губернских управлениях должно было создаваться особое тюремное отделение во главе с тюремным инспектором, в обязанности которого входил надзор за состоянием тюремного дела в регионе. В отделении сосредоточивались все дела по частям тюремно-арестантской и пересыльной, по исполнению судебных приговоров в пределах установленной действующими законами подведомственности этих дел губернаторов и губернских правлений. Данные установления предполагалось распространить со временем на всю территорию империи, однако в 1891 г. они должны были начать действовать только в пяти губерниях (Екатеринославской, Казанской, Лиф-ляндской, Орловской, Херсонской), имеющих важное значение в тюремном отношении как по количеству мест заключения, так и по числу арестантов. Однако вскоре от начальников большинства губерний стали поступать доклады о необходимости введения во вверенных им регионах подобных установлений.
Так, например, томский губернатор Г.А. Тобизен отмечал, что «...без инспекции он не имеет средств к требуемой и ожидаемой от него правильной постановке тюремного дела в губернии, крайне обширного и совершенно исключительного по направлению и первоначальному сосредоточению всей сибирской ссылки, так как не может рассчитывать на содействие чинов губернского правления, не обеспеченных даже в материальном отношении» [11. С. 128-136]. Вняв ходатайствам губернатора, Томскую губернию также включили в список регионов, где появились новые тюремные установления [12]. Таким образом, в новое тюремное отделение, которое непосредственно исполняло функции тюремной инспекции, были переданы дела Экспе-
диции о ссыльных, тюремного комитета и Попечительского о тюрьмах комитета, также сюда передавалась из распорядительных отделений вся переписка, касающаяся пенитенциарного дела в губернии. Важно отметить, что новое тюремное отделение находилось на особом положении, поскольку не входило в частное губернское правление, а подчинялось напрямую губернскому совету и губернатору, что исключало дополнительное делопроизводство; рассмотрение дел, подведомственных губернскому совету, сразу разбиралось в нем при участии начальника губернии, исключая другие инстанции, как это было положено для других отделений, кроме новообразованного строительного, по образцу которого и было подчинено тюремное.
Тобольская губерния также относилась к числу территорий, где количество ссыльных и ссыльнопоселенцев было существенным по сравнению с коренным населением (в городском обществе около 60 %, в сельской местности 13%), но тем не менее не получила в это же время возможности упорядочить по примеру Томской губернии свои тюремные учреждения вплоть до 1895 г., вероятно, по ряду причин, к которым относились в первую очередь «затруднения финансового свойства», безынициативность местных властей, а также постепенное изменение ссыльного тракта (сооружение железнодорожной ветки до Томска), влияющее на уменьшение населения Тобольской губернии. Ранее ссыльных доставляли по железной дороге только до Тюмени, а отсюда необходимо было этапировать их другими средствами, что существенно продлевало их нахождение в Тобольской губернии. Необходимость отписываться по большому количеству жалоб, устраивать дополнительные проверки, заниматься жизнеобеспечением ссыльных до их дальнейшей отправки и пр. -все это существенно затрудняло деятельность тобольских тюремных учреждений до строительства новых железнодорожных путей [13. С. 7-8].
Введение тюремных инспекций на всей территории Сибири произошло только в силу преобразований всего бюрократического аппарата согласно реформе 1895 г. [14], основной целью которой было упорядочивание штата и делопроизводства губернского управления, что касалось и тюремных учреждений. Согласно штатному расписанию [15], наравне с другими в состав губернского управления вошло тюремное отделение, где под председательством губернского тюремного инспектора служили его помощник, секретарь отделения и два делопроизводителя.
Также по установлениям 1895 г. тюремные отделения сохраняли общий функционал, однако более точно он был прописан в инструкциях каждого губернатора, которые последовали чуть позже для разъяснений законодательства. Как правило, общее для всех губернских тюремных отделений делопроизводство можно было разделить на три группы: во-первых, это дела, касавшиеся административных вопросов, таких как определение и перемещение тюремных чиновников, представление их к наградам и орденам, пенсиям и пособиям, рассмотрение дел о проступках и предание их суду и пр.; во-вторых, ведение бухгалтерских и сметных исчислений - составление сметы по тюремной
части и движение кредитов, ведение бухгалтерских книг по государственным кредитам и специальным средствам ГТУ, выдача пособий из ссыльно-поселенческого капитала и пр., в-третьих, непосредственно дела, касавшиеся содержания исправительных учреждений и заключенных, а именно ревизия тюрем и арестных домов, переписка по жалобам арестантов на действия администрации и стражи, составление отчетов по арестантским работам, наблюдение за выбором книг для арестантских библиотек, постройка вышек, проволочных заграждений и сигнализации в местах заключения, определение арестантских детей в приюты, заготовление арестантской одежды и обуви для местных ссыльных и пересыльных арестантов, содержание зданий ссыльно-политических богаделен и продовольствие подозреваемых, отправка в Восточную Сибирь лиц, ссылаемых по приговорам крестьянских обществ, дела о разрешении браков арестантам, применении к ним манифестов и освобождении от ссылки, исполнение требований судебных мест и должностных лиц. В инструкциях упоминалось и о делопроизводстве, которое велось непосредственно в губернии. Так, например, в Томской губернии на отделение также возлагались ведение переписки по обществу «Патронат», по содержанию Новониколаевского отделения томского тюремного замка, организация перевозки арестантов и конвоя между Томском и Бийском и пр. [16. Л. 17-22; 17. Л. 7-189 об.].
Губернский тюремный инспектор, исполняя управленческие и надзорные функции, входил в состав Общего присутствия губернского управления (коллегиальный орган при губернаторе, который состоял из глав отделений канцелярии и вице-губернатора, на региональном уровне имел совещательные и законодательные функции). Должность губернского тюремного инспектора относилась к пятому разряду по должности и третьему разряду по пенсии, что ставило его в один ряд с вице-губернатором. Окладное содержание и столовые деньги, согласно штатному расписанию, составляли 2 500 руб. в год, что было выше оклада других начальников отделений - врачебного инспектора (1 800 руб.), губернского инженера (1 500 руб.), советников (2 000 руб.) и чиновников по особым поручениям (1 500 руб.), и свидетельствует об особом положении тюремных инспекторов [15].
Помощник тюремного инспектора мог также по необходимым вопросам участвовать (с правом совещательного голоса) в заседаниях Общего присутствия и исполнять обязанности инспектора в случае его болезни или отсутствия, а также представлять его в поездках по губернии. Секретарь следил за входящей и исходящей документацией. Как правило, тюремное отделение делилось на три стола (делопроизводства), в которых под руководством делопроизводителей трудились переписчики (писцы), машинистки, курьеры и другой вспомогательный персонал. Распределение канцелярских служителей было возложено на начальника губернии, в связи с чем количество персонала могло год от года разниться по разным причинам. Так, например, в 1895 г. в Тобольске служили 5 писцов, в 1898 г., согласно отчетам, в отделении числилось 11 канцеляр-
ских чиновников и служащих, причем один выполнял функции бухгалтера, в Томске в 1897 г. - всего 6, а в 1905 - уже 14 [17. Л. 21 об., 57; 18. Л. 98-99].
За хозяйственным обеспечением деятельности тюремного отделения следил один из канцелярских служащих, на которого были возложены обязанности бухгалтера по тюремному ведомству, что также выгодно отличало это отделение от остальных в канцелярии губернского управления, поскольку все хозяйственные дела в других отделениях были переданы в специальное - хозяйственное (общее) - отделение. Финансовая обеспеченность отделения складывалась из двух сметных расписаний - по общей смете губернского управления и по смете ГТУ. Их этих сумм оплачивались покупка канцелярии, бланков, отопление, освещение. Так, в тюремном отделении Тобольского губернского управления (в одном из первых) появилась первая пишущая машина с гектографом «Космополит». Однако, несмотря на сравнительно неплохое финансирование, губернский тюремный инспектор в отчете отмечал, что «обстановка канцелярии и кабинетов (здания бывшей Экспедиции о ссыльных). оставляет желать лучшего... Недостаток средств губернского управления не позволяет обновить мебель, еще хорошо помнящую начало прошлого столетия» [13. С. 6-7].
Поскольку тюремное отделение входило в состав губернского управления и находилось в прямом подчинении губернатора (согласно Положению от 1 июня 1895 г.), то губернский тюремный инспектор также подчинялся непосредственно Министерству внутренних дел. Однако уже в декабре 1895 г. ГТУ было передано в ведомство Министерства юстиции. При этом в законе указывалось, что тюремная деятельность «на местах и установленный порядок отношений различных органов к местам заключения и управлению ими оставались без всякой перемены за исключением лишь обращения. вместо министра внутренних дел к министру юстиции, по Главному тюремному управлению» [19]. Также было подтверждено, что тюремные отделения на местах сохраняют установившийся порядок управления и взаимодействия с другими административными учреждениями, а также формы и принципы практической работы, несмотря на то что с этого дня они подчинялись Министерству юстиции по ГТУ [20. Л. 4-8].
Однако, анализируя законодательство, можно говорить о том, что этот закон привнес существенные изменения для тюремных инспекторов, поставив их в двойное подчинение - по закону от 13 декабря 1895 г. Министерству юстиции, а по положению от 1 июня 1895 г. Министерству внутренних дел (поскольку тюремное отделение по-прежнему входило в состав канцелярии губернских управлений). Это привело к тому, что вице-губернатор как глава всей канцелярии губернатора потерял права ознакомления и контроля всего делопроизводства и теперь узнать о ходе ведения дел мог только на заседании Общего присутствия губернского управления или по специальному запросу относительно конкретного дела, не имея представления об общем содержании.
В 1910 г. в ходе проверки деятельности Томского губернского управления член Совета министров внут-
ренних дел, бывший иркутский губернатор И.П. Мол-лериус отметил, что двойное подчинение значительно усложняет переписку между отделениями канцелярии губернского управления, поскольку она «выполняется по инерции, как раньше», до реформы 1895 г., когда они еще не являлись единой структурой. Он предлагал пересмотреть правовое положение тюремного отделения, что позволило бы устранить существенный объем делопроизводства [21. Л. 4]. Однако этот вопрос так и не был решен вплоть до коренных преобразований 1917 г.
Целесообразность существования тюремной инспекции нередко становилась камнем преткновения в дискуссиях тюремных экспертов. Идея упразднения данного института с возложением ее функций на плечи прокуратуры прозвучала в январе 1905 г. на Киевском съезде русской группы Международного союза криминалистов. В своем докладе А.В. Витте - человек, в одинаковой степени достигший карьерных высот как в тюремной, так и в прокурорской службе и состоявший на тот момент в должности председателя Томского окружного суда, - объяснял свой замысел необходимостью сближения пенитенциарного и судебного ведомств, а также большего вовлечения судебных деятелей в процесс тюремного управления. А.В. Витте сделал упор на зарубежный опыт, отмечая, что «если ни одно государство в мире до сих пор не могло позволить себе роскоши иметь в каждой провинции особого тюремного инспектора, то у бедной России и подавно вряд ли когда-нибудь найдутся на это лишние деньги». Осуществление данного преобразования, по его подсчетам, не повлекло бы за собой колоссальных финансовых затрат: с упразднением тюремных инспекций и арестантских столов губернских и областных правлений освободилась бы крупная сумма, достаточная для расширения личного состава прокуратуры и ее канцелярских нужд [22. С. 7-22]. Концепция А.В. Витте, которая впоследствии оказалась нереализованной, разбилась об аргументы авторитетного криминалиста Н. Лучинского. Передачу полномочий тюремной инспекции в руки прокуроров исследователь счел неосуществимым предприятием: «"Новое дело, полное захватывающего и высокого интереса", для судебного ведомства, и без того заваленного своим собственным, кровным делом, оказалось бы явно непосильным бременем или по необходимости превратилось бы в ненужный и бездеятельный придаток, заранее осужденный на полную атрофию». Правовед сделал сравнительный анализ финансовой части в тюремном хозяйстве инспекционных и неинспекционных губерний, указав, что в первых значительно экономились денежные средства и усовершенствовалась постановка арестантского труда, а сами заключенные получали заработок в шесть раз больше тех, кто отбывал наказание в тюрьмах, неподконтрольных инспекторам [23]. Позиция Лучинского нашла свое отражение и на страницах отчета о деятельности ГТУ за 1910 г., где составители отметили стремительное и успешное распространение института тюремной инспекции, «блестящим образом доказавшего безусловную свою необходимость для улучшения постановки тюремного дела во всех его
отраслях и в особенности по хозяйственной части и по развитию арестантских работ» [24. С. 9].
В Западной Сибири губернская тюремная инспекция также сыграла важную роль в развитии арестантского труда. Благодаря ходатайству тобольской тюремной инспекции уже в самом начале ее существования ГТУ отпустило местным тюрьмам сумму в 5 000 руб., распределив 2 000 руб. на приобретение машин и инструментов и 3 000 руб. на открытие собственного склада материалов, необходимых для функционирования тюремных мастерских [25. С. 177-178, 180-181]. Большой вклад в постановку арестантских работ тогда внес А.Э. фон Гофланд - чиновник, сумевший в разное время возглавить тюремную инспекцию в трех сибирских губерниях - Тобольской, Томской и Енисейской [26. Л. 10 об.-11, 26 об.-27]. Серьезных успехов в организации труда заключенных он добился уже в начале своего карьерного пути в роли тобольского тюремного начальника. В марте 1895 г. он ходатайствовал об открытии на городском базаре специальной лавки, где изделия, выполненные руками арестантов, должны были найти своего покупателя. Лавка открылась осенью этого же года и за первый месяц позволила выручить 413,11 руб., приняв вдобавок заказов еще на 162,1 руб. Расходы по устройству лавки окупились в первую же неделю после ее открытия, поэтому задумка чиновника оказалась не только оригинальной, но и выгодной [25. С. 177-178; 27]. Свои управленческие навыки А.Э. фон Гофланд снова продемонстрировал в 1896 г., когда ему удалось добиться открытия и обустройства ручной суконной фабрики, располагавшейся при Тобольской тюрьме № 1 [28. Л. 16]. Сукно, признанное высококачественным в ГТУ, использовалось для изготовления арестантской одежды по всей губернии, обеспечивая этим экономию для пенитенциарного ведомства. Первое время из-за недостатка материалов заказчикам из других точек империи приходилось встречать отказы со стороны фабрики. Однако это затруднение не смутило А.Э. фон Гофланда, увидевшего в скором времени большие возможности своего предприятия. «Начатое мной с Божией помощью дело дало прекрасные результаты, более ста человек круглый год заняты ежедневно внутренними работами только на фабрике, не считая других мастерских, и мне остается только пожелать развития на более широких началах этого полезного во всех отношениях производства», -восторженно писал тюремщик в общероссийском издании «Тюремный вестник» [29. С. 456-457].
Фабрика стала не последним успешным шагом чиновника в улучшении арестантского быта. Ассигнования губернской администрации и старания тюремщика позволили не раз представить общественности продукты труда сибирских каторжан. «За очень хорошие столярные работы и за сукно» возглавляемая А.Э. фон Гофландом тюрьма была награждена серебряной медалью на Всероссийской кустарно-промышленной выставке в Санкт-Петербурге, а тюремщик удостоился «всемилостивейшей признательности» от самой императрицы. Ко времени своего вступления в ряды тобольской тюремной инспекции А.Э. фон Гофланд уже изучил все тонкости арестантского труда и обладал
нужными знаниями для качественной постановки дела. Для ревизии тюрем он отправлялся в разные части Западной Сибири, где параллельно повышал эффективность арестантских работ [26. Л. 5 об.-8, 12 об.-13]. Прожившие в Тобольске более 16 лет чиновник и его супруга, на счету которых числилось также членство в тобольских сиропитательном приюте для арестантских детей и дамском тюремном комитете [30], переехали в Томск и затем на восток Сибири, где с тем же энтузиазмом продолжили приносить пользу тюремному делу. Так, за увенчавшиеся успехом хлопоты по организации тюремного отдела на Первой ЗападноСибирской выставке в Омске, состоявшейся летом 1911 г. (на места заключения Томской губернии пришлись одна золотая и три большие серебряные медали) инспектору А.Э. фон Гофланду выразил искреннюю благодарность томский губернатор, ходатайствовавший спустя два года в ГТУ о награждении инспектора медалью «за усердное и энергичное отношение к служебным обязанностям» [26. Л. 17 об.-18, 155]. Семья А.Э. фон Гофланд принимала живейшее участие и в работе местных попечительных тюремных комитетов, покровительствовавшего вышедшим на свободу лицам томского общества «Патронат», попечительствовала в приюте для арестантских детей в Красноярске, и это далеко не полное описание их вклада в общественную жизнь сибирской окраины [31. С. 100-101, 129; 32. С. 97; 33. С. 52].
Как показывает профессиональная деятельность томских инспекторов, филантропия являлась неотъемлемой частью их служебного быта. Так, среди заслуг инспектора П.К. Вихмана, занимавшего должность в конце 1890-х гг., следует назвать участие в работе местного общества земледельческих колоний и ремесленных приютов [34], введение в тюрьмах губернии обучения грамоте арестантов и чтения для них книг духовно-нравственного и исторического содержания, а также усиленное создание благоприятных условий для арестантского труда [35. Л. 37 об.]. Один из его преемников, П.В. Тихомиров, годами позже активно организовывал и возглавлял собрания тюремного «Патроната» [36]. В 1904 г. благодаря стараниям инспектора А.А. Захарова при Томском загородном исправительном арестантском отделении свои двери открыло частное начальное училище, предназначенное для детей тюремных надзирателей. Чиновника всерьез беспокоило, что из 40 чад более половины, многие в силу отдаленности надзирательских квартир от городских школ, теряли возможность получить образование [37. Л. 4-4 об.; 38]. Этот же инспектор оказывал посильную помощь проживающим в городе ссыльным с Сахалина, вынужденным покинуть штрафную колонию на фоне конфликта России с Японией. Присутствовавший в ноябре 1905 г. на собрании комитета Красного Креста Захаров поднял вопрос о финансовой поддержке сахалинцев и их детей [39].
Когда мундир тюремного ведомства попадал под усиленный град революционных пуль, сибирская инспекция прилагала все силы, чтобы сплотить сослуживцев в трудный для них час. Траурные процессии, где отдавали дань памяти погибшим тюремщикам,
нередко сопровождались сильной надгробной речью тюремного инспектора, призывавшего коллег не падать духом и не терять мужества. Глубокий след наверняка оставила в сердцах тюремщиков речь главы томской инспекции, произнесенная в 1913 г. на похоронах мариинских надзирателей. Это был не просто пафосный монархический лозунг, а напутствие о сохранении в душе нравственной чистоты. «Не мстите арестантам за смерть товарищей, злодеи будут разысканы, преданы суду и, таким образом, закон воздаст им за содеянное. Относитесь и впредь к арестантам, согласно закону и инструкции, справедливо... Желаю вам здравия, нести с Божией помощью тяжелую нашу тюремную службу, а нашим спящим в могиле сослуживцам "вечная память"» - увещевал чиновник [40].
Не только печальные события становились объединяющим началом для тюремных инспекторов и их коллег, а также поводом продемонстрировать свои подчас блестящие ораторские способности. Юбилеи и дни рождения, проводы сослуживцев, светские и церковные праздники собирали многих чиновников тюремного, судебного ведомств и губернской администрации. В 1910 г. редакторы «Тюремного вестника» не обошли вниманием празднование 25-летия службы двух томских надзирателей, описав его так: «Губернский тюремный инспектор А.Э. фон Гофланд, поздравив команду с праздником, сказал прочувствованную речь, отмечая, как приятно видеть людей, прослуживших на тюремной службе, не боясь трудов и лишений, по двадцать пять лет; поставив остальным в пример службу обоих надзирателей, инспектор выразил пожелание и надежду, что и другие его сотрудники не побоятся тягостей тюремной службы и будут верой и правдой служить царю и Отечеству. На провозглашенную инспектором здравицу за государя императора и весь царствующий дом надзиратели и все присутствовавшие на торжестве лица ответили троекратным "ура". Вслед за инспектором несколько слов сказал юбилярам начальник Томского № 1 исправительного арестантского отделения Леонович, вручивший обоим надзирателям подарки в память об этом дне: массивные серебряные часы с такой же цепочкой и брелоком с соответствующей гравировкой на крышке часов, купленные на собранные между чинами администрации губернии, а также начальниками мест заключения и их помощниками, деньги» [41]. Столь же сердечный характер носили проводы томского инспектора Н.П. Билим в тюремное ведомство Херсонской губернии. В помещении Общественного собрания в августе 1909 г. сослуживцами был устроен прощальный обед, и спустя несколько дней утренним поездом чиновник отбыл осваивать новое место и должность. В память о совместной службе покидавшему Сибирь чиновнику торжественно преподнесли выполненную на вокзале фотографическую карточку, где его запечатлели с томскими коллегами [42].
Временами корпоративность губернских тюремных инспекторов расширяла свои границы и выходила на всероссийский уровень, позволив и сибирским чиновникам совершать обмен знаниями, мыслями и взглядами с сослуживцами. В марте 1902 г. торжественно открылся Первый съезд тюремных деятелей, собрав
в Санкт-Петербурге пенитенциарных служащих с разных концов страны. Центральными вопросами съезда стали обсуждение настоящего положения арестантских работ в российских местах заключения и разработка мероприятий, способных помочь развитию данной отрасли тюремного дела [43. С. 331-332]. Как отметил в своей приветственной речи министр юстиции Н.В. Муравьев, съезд являлся первым мероприятием, которое позволило объединить столь большое число тюремных деятелей и обеспечить им «дружное, товарищеское единение, поддержу бодрости и энергии, залог заслуженного успеха на трудном пути к усовершенствованию части, им вверенной» [44. С. 38-39]. Вместе с чиновниками из 16 губерний тюремную инспекцию в столице представил томский инспектор Т.М. Лопато [45]. На этот съезд сибиряка привели его служебное усердие и трудолюбие, колоссальный опыт и пытливый ум, которые до этого времени нашли свое применение в кропотливой систематизации пенитенциарных нормативно-правовых актов. Лопато издал особый сборник узаконений и распоряжений по тюремной части, который впоследствии стал настольной книгой для всех тюремных служащих, не исключая инспекторов. «Цель настоящего издания - устранить по возможности означенные затруднения и притом с таким расчетом, чтобы лица, непосредственно управляющие местами заключения, как, например, начальники тюрем и другие, имея лишь уставы о содержащихся под стражей и о ссыльных, которые во всяком случае должны быть в каждом тюремном учреждении, и настоящую справочную книгу, могли бы всегда скоро получать всестороннее разрешение вопросов, которые встречаются ими при исполнении своих служебных обязанностей, а лица, стоящие во главе губернских и уездных управлений, при невозможности получить разрешение интересующего их вопроса по означенным источникам, могли бы знать, где следует искать более подробных разъяснений его» - пояснял Т.М. Лопато [46. С. Ш-1У].
В целом за период с 1895 по 1917 г. в Тобольской и Томской губернии служили 14 тюремных инспекторов. В среднем срок службы составлял около 2,83 лет, что было характерно для высшего губернского состава. Среди инспекторов были такие, кто изначально зарекомендовал себя на управленческом поприще. Так, П.Ф. Почтарев и В.А. Толстой перешли на службу в тюремную инспекцию из медицинской сферы. Подавляющее число чиновников начали свой карьерный путь в военном ведомстве, как П.К. Вихман и Г.Н. Гриневский. Этот опыт оказался весьма ценным для службы в тюремной системе, где требовались дисциплина, стрессоустойчивость и инициативность. Т.М. Лопато и А.Э. фон Гофланд, вступая в должность тюремного инспектора, уже имели за плечами необходимый опыт пенитенциарной службы, что давало им своего рода преимущество. Несмотря на разный уровень профессиональной подготовки, тюремные инспекторы практически в равной степени способствовали становлению и развитию инспекции. Они прилагали усилия для сохранения тюремного режима, заботились об арестантах - по возможности разрешался вопрос о переполнении и ветхости тюрем, активно налаживался труд заключен-
ных, расширялась сеть тюремно-благотворительных организаций. Не забывали инспекторы и о своих подчиненных. В период революционных волнений они по мере сил поддерживали тюремщиков в тяжелый период их
службы. Желание повысить свою профессиональную компетентность подталкивало их к освоению новых граней профессии и совершенствованию управленческих навыков.
Список источников
1. Фойницкий И.Я. Учение о наказании в связи с тюрьмоведением. СПб. : Тип. М-ва путей сообщения, 1889.
2. Воронин О.В. Организация тюремного контроля после реформ Александра II // Вестник Томского государственного университета. 2010.
№ 340. С. 122-125.
3. Алексеев В.И. Организационно-правовые основы образования и деятельности губернской тюремной инспекции // Уголовно-исполнительная
система: право, экономика, управление. 2004. № 2. С. 28-32.
4. Гермизеева В.В. Губернская администрация Западной Сибири (1895 - февраль 1917). Омск : Изд-во ОмГТУ, 2015.
5. Палин А.В. Томское губернское управление (1895-1917 гг.): структура, компетенция, администрация. Кемерово : Кузбассвузиздат, 2004.
6. Тимербулатов Д.Р. Тобольская губернская тюремная инспекция в годы Гражданской войны (1918-1919 гг.) // Зыряновские чтения : материалы
Всерос. науч.-практ. конф. Курган : Изд-во КурГУ, 2015. С. 92-93.
7. Волошин Д.В., Михеенков Е.Г. Становление и развитие кадрового состава пенитенциарных учреждений Сибири в конце XIX - начале
XX веков : историко-правовое исследование. Томск : Томский ИПКР ФСИН России, 2017.
8. Бортникова О.Н. Возникновение и развитие пенитенциарной системы в Западной Сибири (1801-1917 гг.) : дис. ... д-ра ист. наук. Тюмень, 1999.
9. Стремоухов А.М. Краткий очерк мероприятий в области тюремного дела в России за период с 1900 по 1905 год // Тюремный вестник. 1905.
№ 7. С. 473-498.
10. Полное собрание законов Российской империи (ПСЗРИ). Собрание Третье. СПб. : Гос. тип., 1893. Т. 10, отд. 1. № 6653.
11. Отчет по Главному тюремному управлению за 1891 год. СПб.: Тип. С-Петерб. одиночной тюрьмы, 1893.
12. ПСЗРИ. Собрание Третье. СПб. : Гос. тип., 1894. Т. 11. № 7844.
13. Отчет Тобольской губернской тюремной инспекции за 1898 год. Тобольск: Тип. епарх. братства. 1899.
14. ПСЗРИ. Собрание Третье. СПб. : Гос. тип., 1899. Т. 15. № 11757.
15. ПСЗРИ. Собрание Третье. СПб. : Гос. тип., 1899. Т. 15. Приложение к № 11757.
16. Государственный архив в г. Тобольске (ГАТ). Ф. 152. Оп. 34. Д. 400.
17. Государственный архив Томской области (ГАТО). Ф. 3. Оп. 1. Д. 383.
18. ГАТ. Ф. 479. Оп. 1. Д. 34.
19. ПСЗРИ. Собрание Третье. СПб. : Гос. тип., 1899. Т. 15. № 12272.
20. Российский государственный исторический архив (РГИА). Ф. 1282. Оп. 3. Д. 102.
21. РГИА. Ф. 1284. Оп. 185. Д. 12.
22. Витте А.В. Об улучшении тюремной администрации // Труды для Киевского съезда Русской группы / Междунар. союз криминалистов. СПб. : Сенатская тип., 1904. С. 7-22.
23. Лучинский Н. Реформа тюремного управления (по поводу проекта А.В. Витте) // Тюремный вестник. 1905. № 2. С. 137-146.
24. Отчет по Главному тюремному управлению за 1910 год. СПб. : Тип. С.-Петерб. одиночной тюрьмы, 1912. Ч. 1 (объяснения).
25. Почтарев П. Обзор деятельности тобольской губернской тюремной инспекции за первый год (с 1 ноября 1895 года) // Тюремный вестник. 1897. № 4. С. 174-184.
26. ГАТО. Ф. 3. Оп. 26. Д. 2322.
27. Луговский Л. Открытие в Тобольске на базаре лавки для продажи арестантских изделий, изготовляемых в мастерских мест заключения г. Тобольска // Тюремный вестник. 1896. № 2. С. 137-138.
28. ГАТ. Ф. 330. Оп. 3. Д. 2.
29. Фон Гофланд А.Э. Суконная фабрика при Тобольской каторжной № 1 тюрьме // Тюремный вестник. 1902. № 7. С. 454-457.
30. Проводы бывшего тобольского, ныне томского губернского тюремного инспектора, надворного советника фон Гофланда и его супруги в Тобольск // Тюремный вестник. 1909. № 10. С. 947.
31. Памятная книжка Томской губернии на 1910 год. Томск : Тип. губернского управления, 1910.
32. Памятная книжка Томской губернии на 1911 год. Томск : Тип. губернского управления, 1911.
33. Памятная книжка Енисейской губернии на 1915 год. Красноярск : Енисейская губернская эл.-тип., 1915.
34. Исправительные заведения для несовершеннолетних // Тюремный вестник. 1898. № 2. С. 80.
35. ГАТО. Ф. 3. Оп. 26. Д. 1565.
36. Томский вестник. 1915. 21 апр.
37. ГАТО. Ф. 3. Оп. 26. Д. 1926.
38. Сибирский вестник. 1904. 14 апр.
39. Сибирская жизнь. 1905. 25 нояб.
40. Похороны надзирателей Мариинского тюремного замка Томской губернии Н. Михайлова, А. Михайлова и Е. Федосеева, павших жертвами служебного долга // Тюремный вестник. 1913. № 11. С. 1585-1586.
41. Двадцатипятилетний юбилей тюремной службы двух старших надзирателей Томского № 1 исправительного арестантского отделения // Тюремный вестник. 1910. № 10. С. 1190.
42. Сибирская жизнь. 1909. 19 авг.; 3 сент.
43. Съезд тюремных деятелей // Журнал министерства юстиции. 1902. № 4. С. 331-357.
44. Муравьев Н.В. Тюремный труд // Последние речи (1900-1902 гг.). СПб. : Сенатская тип., 1903. С. 38-49.
45. Члены Первого съезда тюремных деятелей // Тюремный вестник. 1902. № 4. С. 228-230.
46.Законы и правительственные распоряжения по тюремной части : справочная книга для тюремных инспекторов, тюремных комитетов и их отделений, начальников тюрем, земских управ, попечителей земских арестных домов и других должностных лиц губернских, уездных и непосредственных управлений местами заключения / сост. по офиц. данным Т.М. Лопато. Полтава : Типолит. губернского правления, 1898.
References
1. Foynitskiy, I.Ya. (1889) Uchenie o nakazanii v svyazi s tyur'movedeniem [The doctrine of punishment in connection with prison studies]. St. Peters-
burg: Tip. M-va putey soobshcheniya.
2. Voronin, O.V. (2010) Organizatsiya tyuremnogo kontrolya posle reform Aleksandra II [The organization of prison control after the reforms of
Alexander II]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta — Tomsk State University Journal. 340. pp. 122-125.
3. Alekseev, V.I. (2004) Organizatsionno-pravovye osnovy obrazovaniya i deyatel'nosti gubernskoy tyuremnoy inspektsii [Organizational and legal basis
for the formation and activities of the provincial prison inspection]. Ugolovno-ispolnitel'naya sistema: pravo, ekonomika, upravlenie. 2. pp. 28-32.
4. Germizeeva, V.V. (2015) Gubernskaya administratsiya Zapadnoy Sibiri (1895 — fevral' 1917) [Provincial Administration of Western Siberia (1895 -
February 1917)]. Omsk: OmSTU.
5. Palin, A.V. (2004) Tomskoe gubernskoe upravlenie (1895—1917gg.): struktura, kompetentsiya, administratsiya [The Tomsk provincial administration
(1895-1917): Structure, competence, administration]. Kemerovo: Kuzbassvuzizdat.
6. Timerbulatov, D.R. (2015) Tobol'skaya gubernskaya tyuremnaya inspektsiya v gody Grazhdanskoy voyny (1918-1919 gg.) [The Tobolsk provincial
prison inspection during the Civil War (1918-1919)]. Zyryanovskie chteniya [The Zyryanov Readings]. Proc. of the Conference. Kurgan: KurSU. pp. 92-93.
7. Voloshin, D.V. & Mikheenkov, E.G. (2017) Stanovlenie i razvitie kadrovogo sostava penitentsiarnykh uchrezhdeniy Sibiri v kontse XIX — nachale
XX vekov: istoriko-pravovoe issledovanie [The formation and development of personnel in penitentiary institutions of Siberia in the late 19th - early 20th century: A historical and legal research]. Tomsk: Tomsk IPKR FSIN of Russia.
8. Bortnikova, O.N. (1999) Vozniknovenie i razvitie penitentsiarnoy sistemy v Zapadnoy Sibiri (1801—1917 gg.) [The emergence and development of the
penitentiary system in Western Siberia (1801-1917)]. History Dr. Diss. Tyumen.
9. Stremoukhov, A.M. (1905) Kratkiy ocherk meropriyatiy v oblasti tyuremnogo dela v Rossii za period s 1900 po 1905 god [A brief outline of events
in the field of prison affairs in Russia for the period from 1900 to 1905]. Tyuremnyy vestnik. 7. pp. 473-498.
10. Russia. (1893a) Polnoe sobranie zakonov Rossiyskoy imperii [Complete Laws of the Russian Empire]. Book 3. Vol. 10 (1). № 6653. St. Petersburg: Gos. tip.
11. Russia. (1893b) Otchetpo Glavnomu tyuremnomu upravleniyu za 1891 god [Report on the Main Prison Administration for 1891]. St. Petersburg: Tip. S-Peterb. odinochnoy tyur'my.
12. Russia. (1894) Polnoe sobranie zakonov Rossiyskoy imperii [Complete Laws of the Russian Empire]. Book 3. Vol. 11. № 7844. St. Petersburg: Gos. tip.
13. Russia. (1899) Otchet Tobol'skoy gubernskoy tyuremnoy inspektsii za 1898 god [Report of the Tobolsk provincial prison inspection for 1898]. Tobolsk: Tip. eparkh. bratstva.
14. Russia. (1899a). Polnoe sobranie zakonov Rossiyskoy imperii [Complete Laws of the Russian Empire]. Book 3. Vol. 15. № 11757. St. Petersburg: Gos. tip.
15. Russia. (1899b) Polnoe sobranie zakonov Rossiyskoy imperii [Complete Laws of the Russian Empire]. Book 3. Vol. 15. Appendix to No. 11757. St. Petersburg: Gos. tip.
16. The State Archives in Tobolsk (GAT). Fund 152. List 34. File 400.
17. The State Archive of Tomsk Region (GATO). Fund 3. List 1. File 383.
18. The State Archives in Tobolsk (GAT). Fund 479. List 1. File 34.
19. Russia. (1899c) Polnoe sobranie zakonov Rossiyskoy imperii [Complete Laws of the Russian Empire]. Book 3. Vol. 15. № 12272. St. Petersburg: Gos. tip.
20. The Russian State Historical Archive (RGIA). Fund 1282. List 3. File 102.
21. The Russian State Historical Archive (rGIa). Fund 1284. List 185. File 12.
22. Vitte, A.V. (1904) Ob uluchshenii tyuremnoy administratsii [On improving prison administration]. In: Trudy dlya Kievskogo s"ezda Russkoy gruppy / Mezhdunar. soyuz kriminalistov [Proceedings for the Kyiv Congress of the Russian Group / International Union of Criminologists]. St. Petersburg: Senatskaya tip. pp. 7-22.
23. Luchinskiy, N. (1905) Reforma tyuremnogo upravleniya (po povodu proekta A.V. Vitte) [A reform of prison management (regarding the project of A.V. Witte)]. Tyuremnyy vestnik. 2. pp. 137-146.
24. Russia. (1912) Otchet po Glavnomu tyuremnomu upravleniyu za 1910 god [Report on the Main Prison Administration for 1910]. Vol. 1. St. Petersburg: Tip. St.-Peterb. odinochnoy tyur'my.
25. Pochtarev, P. (1897) Obzor deyatel'nosti tobol'skoy gubernskoy tyuremnoy inspektsii za pervyy god (s 1 noyabrya 1895 goda) [Review of the activities of the Tobolsk provincial prison inspection for the first year (from November 1, 1895)]. Tyuremnyy vestnik. 4. pp. 174-184.
26. The State Archive of Tomsk Region (GATO). Fund 3. List 26. File 2322.
27. Lugovskiy, L. (1896) Otkrytie v Tobol'ske na bazare lavki dlya prodazhi arestantskikh izdeliy, izgotovlyaemykh v masterskikh mest zaklyucheniya g. Tobol'ska [Opening a shop in Tobolsk at the bazaar for the sale of prison products manufactured in workshops of places of detention in Tobolsk].
Tyuremnyy vestnik. 2. pp. 137-138.
28. The State Archives in Tobolsk (GAT). Fund 330. List 3. File 2.
29. von Hofland, A.E. (1902) Sukonnaya fabrika pri Tobol'skoy katorzhnoy № 1 tyur'me [A cloth factory at Tobolsk convict prison No. 1]. Tyuremnyy vestnik. 7. pp. 454-457.
30. Anon. (1909) Provody byvshego tobol'skogo, nyne tomskogo gubernskogo tyuremnogo inspektora, nadvornogo sovetnika fon Goflanda i ego supru-gi v Tobol'sk [Farewell to the former Tobolsk, now Tomsk provincial prison inspector, court councilor von Hofland and his wife to Tobolsk].
Tyuremnyy vestnik. 10. p. 947.
31. The Tomsk Provincial Statistical Committee. (1910) Pamyatnaya knizhka Tomskoy gubernii na 1910 god [The Pamyatnaya knizhka of the Tomsk province for 1910]. Tomsk: Tip. gubernskogo upravleniya.
32. The Tomsk Provincial Statistical Committee. (1911) Pamyatnaya knizhka Tomskoy gubernii na 1911 god [The Pamyatnaya knizhka of the Tomsk province for 1911]. Tomsk: Tip. gubernskogo upravleniya.
33. The Yenisei Provincial Statistical Committee. (1911) Pamyatnaya knizhka Eniseyskoy gubernii na 1915 god [The Pamyatnaya knizhka of the Yenisei province for 1915]. Krasnoyarsk: Eniseyskaya gubernskaya el.-tip.
34. Anon. (1898) Ispravitel'nye zavedeniya dlya nesovershennoletnikh [Correctional institutions for minors]. Tyuremnyy vestnik. 2. pp. 80.
35. The State Archive of Tomsk Region (GATO). Fund 3. List 26. File 1565.
36. Tomskiy vestnik. (1915) 21st April.
37. The State Archive of Tomsk Region (GATO). Fund 3. List 26. File 1926.
38. Sibirskiy vestnik. (1904) 14th April.
39. Sibirskaya zhizn'. (1905) 25th November.
40. Anon. (1913) Pokhorony nadzirateley Mariinskogo tyuremnogo zamka Tomskoy gubernii N. Mikhaylova, A. Mikhaylova i E. Fedoseeva, pavshikh zhertvami sluzhebnogo dolga [Funeral of the guards of the Mariinsky prison castle of the Tomsk province N. Mikhailov, A. Mikhailov and E. Fedos-eev, who fell victims of duty]. Tyuremnyy vestnik. 11. pp. 1585-1586.
41. Anon. (1910) Dvadtsatipyatiletniy yubiley tyuremnoy sluzhby dvukh starshikh nadzirateley Tomskogo № 1 ispravitel'nogo arestantskogo otdeleniya [Twenty-fifth anniversary of the prison service of two senior guards of the Tomsk correctional prison department No. 1]. Tyuremnyy vestnik. 10. pp. 1190.
42. Sibirskaya zhizn'. (1909) 19th august; 3rd September.
43. Anon. (1902) S"ezd tyuremnykh deyateley [The Congress of Prison Leaders]. Zhurnal ministerstvayustitsii. 4. pp. 331-357.
44. Muraviev, N.V. (1903) Poslednie rechi (1900-1902 gg.) [Last speeches (1900-1902)]. St. Petersburg: Senatskaya tip. pp. 38-49.
45. Anon. (1902) Chleny Pervogo s"ezda tyuremnykh deyateley [Members of the First Congress of Prison Leaders]. Tyuremnyy vestnik. 4. pp. 228-230.
46. Lopato, T.M. (ed.) (1898) Zakony i pravitel'stvennye rasporyazheniya po tyuremnoy chasti: spravochnaya kniga dlya tyuremnykh inspektorov, tyuremnykh komitetov i ikh otdeleniy, nachal'nikov tyurem, zemskikh uprav, popechiteley zemskikh arestnykh domov i drugikh dolzhnostnykh lits gu-
bernskikh, uezdnykh i neposredstvennykh upravleniy mestami zaklyucheniya [Laws and government regulations on the prison sector: A reference book for prison inspectors, prison committees and their departments, heads of prisons, zemstvo administrations, trustees of zemstvo arrest houses and other officials of provincial, district and direct prison administrations]. Poltava: Tipolit. gubernskogo pravleniya.
Сведения об авторах:
Андриянова Дина Владимировна - младший научный сотрудник Лаборатории исторической и экологической антропологии; ассистент кафедры истории Тюменского государственного университета (Тюмень, Россия). E-mail: [email protected] Пырх Виктория Олеговна - лаборант-исследователь Лаборатории исторической и экологической антропологии Тюменского государственного университета; ассистент кафедры философии и истории Тюменского государственного медицинского университета Минздрава России (Тюмень, Россия). E-mail: [email protected]
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Information about the authors:
Andrianova Dina V. - Junior Researcher at the Laboratory of Historical and Environmental Anthropology; Assistant at the Department of History at University of Tyumen (Tyumen, Russian Federation). E-mail: [email protected]
Pyrkh Victoria O. - Research Assistant at the Laboratory of Historical and Environmental Anthropology at University of Tyumen; Assistant at the Department of Philosophy and History at Tyumen State Medical University (Tyumen, Russian Federation). E-mail: [email protected]
The authors declare no conflicts of interests.
Статья поступила в редакцию 30.05.2023; принята к публикации 01.02.2024 The article was submitted 30.05.2023; accepted for publication 01.02.2024