Научная статья на тему 'Тюремная система Китая'

Тюремная система Китая Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1251
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Александров Ю.

На 11-й сессии Постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей 8-го созыва 20 декабря 1994 года был принят Закон КНР о тюрьмах. Немедленно вступив в силу, он ознаменовал собой значительные изменения в тюремной системе Китая.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Тюремная система Китая»

С1ЕМА КИТАЯ

На 11-й сессии Постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей 8-го созыва 20 декабря 1994 года был принят Закон КНР о тюрьмах. Немедленно вступив в силу, он ознаменовал собой значительные изменения в тюремной системе Китая.

1. Органы управления тюрьмами

Закон КНР о тюрьмах определяет, что органы Госсовета руководят деятельностью тюрем во всей стране, а Министерство юстиции КНР создает Управление тюрьмами в качестве функционального органа министерства по контролю за их работой. Управления юстиции провинций, автономных районов и городов центрального подчинения управляют деятельностью тюрем в пределах соответствующих административных единиц; управления тюрьмами провинций, автономных районов и городов центрального подчинения под руководством местных управлений юстиции занимаются непосредственным управлением тюрьмами на подведомственной территории.

В Китае существуют два вида тюремных учреждений.

Тюрьма - это место заключения преступников, приговоренных народным судом к лишению свободы на определенный срок либо пожизненно, а также к смертной казни с отсрочкой исполнения на два года.

Тюрьмы подразделяются на мужские и женские. В женской тюрьме непосредственное руководство должен осуществлять женский персонал из числа сотрудников тюремной народной полиции.

В соответствии с мерой и сроком наказания преступников в тюрьме могут создаваться отделения для лиц, совершивших тяжкие преступления, и лиц, совершивших преступления иной степени тяжести.

Исправительная колония для несовершеннолетних (ИКН) преступников, куда заключают осужденных моложе 18 лет, приговоренных народным судом к лишению свободы на определенный срок, пожизненному лишению свободы или к смертной казни с отсрочкой исполнения на 2 года. Необходимо отметить, что смертные приговоры в отношении несовершеннолетних не выносятся, хотя теоретически это возможно. В ряде провинций ИКН может называться тюрьмой для несовершеннолетних преступников или тюрьмой для малолетних.

В работе с несовершеннолетними осужденными используются более гуманные принципы и методы, чем со взрослыми преступниками.

2. Создание тюрем и рабочего аппарата

В соответствии с Законом КНР о тюрьмах, создание, упразднение и перемещение любой тюрьмы утверждается административными органами Госсовета. Это способствует рациональному размещению создаваемых тюрем с учетом исторических, экономических и других факторов и гарантирует единое, эффективное и справедливое исполнение наказания.

Каждая тюрьма возглавляется начальником, который имеет нескольких заместителей, а также рабочий аппарат, создаваемый в соответствии с практическими потребностями. Как правило, в него входят аппарат администрации тюрьмы, административный и производственнохозяйственный аппарат, персонал по охране здоровья и воспитанию заключенных.

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБОЗРЕНИЕ

Закон КНР о тюрьмах устанавливает, что руководящий состав тюрем формируется из числа сотрудников народной полиции. Этим законом определяется также правовое положение персонала по управлению тюрьмой. Тюремная полиция - одно из подразделений народной полиции. Наряду с полицией общественной безопасности и транспортной она имеет соответствующее правовое положение.

3. Система финансирования тюрем

Закон КНР о тюрьмах определяет, что государство гарантирует выделение необходимых средств на перевоспитание преступников. Затраты на тюремную полицию, перевоспитание заключенных, их жизнеобеспечение, а также на коммунальные нужды тюрьмы и другие специальные траты вносятся в статьи расходов государственного бюджета. Государство предоставляет для организации труда преступников производственную инфраструктуру, несет необходимые производственные расходы. Тюрьмы в соответствии с законом пользуются земельными угодьями, полезными ископаемыми и другими природными ресурсами, а также тюремным имуществом; им предоставлены правовые гарантии недопущения захвата или нанесения вреда со стороны отдельных учреждений или лиц.

4. Основные принципы деятельности тюрем

Статьей 3 Закона КНР о тюрьмах определено, что в основу перевоспитания заключенного и превращения его в законопослушного гражданина положены следующие принципы: возмездие в сочетании с перевоспитанием, а также перевоспитание в сочетании с трудом.

1. Возмездие в сочетании с перевоспитанием. Исполнение наказания в тюрьме - это, в первую очередь, претворение в жизнь принципа возмездия преступному элементу. Возмездие является атрибутом меры наказания; если нет возмездия, то трудно заставить преступника признать вину и приоритет закона, ему трудно покончить со своим преступным прошлым. Цель возмездия - перевоспитать преступника, сделать его законопослушным гражданином. В этом коренное отличие применения данной меры наказания в Китае. Наказание в виде тюремного заключения - не просто кара, а тесное соединение возмездия с исправительновоспитательным воздействием.

2. Перевоспитание в сочетании с трудом. Для эффективного перевоспитания преступника в ходе исполнения наказания необходимо также последовательно претворять в жизнь принцип соединения перевоспитания с трудом. В данном случае понятие «перевоспитание» означает идейное воздействие, культурное перевоспитание, профессиональное и научнотехническое обучение. Термин «труд» означает, что при выполнении установленной производственной деятельности необходимо надлежащим образом сочетать перевоспитание воздействием с перевоспитанием трудом.

5. Исполнение наказания

Исполнение наказания предполагает действия по приведению в исполнение приговоров, вступивших в законную силу, которые осуществляются пенитенциарными органами в соответствии с положениями закона.

1. Тюремное заключение предполагает арест и препровождение в тюрьму преступников, приговоренных судом к смертной казни с отсрочкой исполнения на два года, к пожизненному лишению свободы и к лишению свободы на определенный срок. Заключение в тюрьму подразумевает начало исполнения наказания. Это действие должно исполняться в строгом соответствии с установленной законом процедурой.

Органы общественной безопасности, арестовавшие преступника, по получении от народного суда письменного извещения об исполнении наказания и выписки из приговора к смертной казни с отсрочкой исполнения на два года, к пожизненному лишению свободы и лишению свободы на определенный срок в течение одного месяца обязаны препрово-

дить преступника в тюрьму для исполнения наказания. Народный суд во время передачи преступника в тюрьму для исполнения наказания обязан одновременно подать необходимые юридические документы, включая копию обвинительного заключения, выписку из приговора, письменное извещение об исполнении и анкету об окончании судебного дела. В случае, если при передаче преступника в тюрьму для исполнения наказания тюремная администрация не получила вышеназванных юридических документов, преступник в тюрьму не заключается. Если же представлены не все документы или допущены ошибки при записи, то народный суд обязан своевременно дополнить пакет документов или внести исправления. Любые случайные неточности исключаются, так как при их наличии заключение в тюрьму не производится во избежание ошибочных действий.

В тюрьме осужденный обязан пройти осмотр и личный обыск. Досматриваются также имеющиеся при нем личные вещи. При обнаружении у преступника, приговоренного к лишению свободы (в том числе пожизненному), серьезного заболевания ему при необходимости предоставляется возможность лечения за пределами тюрьмы. Если преступник - беременная женщина или женщина, имеющая при себе грудного ребенка, ей может быть предоставлена отсрочка от отбывания в тюрьме при наличии соответствующего поручительства.

Это правило, однако, не распространяется на преступников, приговоренных к смертной казни с отсрочкой исполнения на два года. Тюрьма обязана уведомить народный суд о результатах осмотра, и тот решает разрешить или отказать преступнику внетюремное исполнение наказания в соответствии с выявленными обстоятельствами.

Если во время обыска и досмотра личных вещей обнаружены запрещенные предметы, то их в обязательном порядке изымают. Вещи, в которых нет жизненной необходимости, передаются на хранение в тюрьму или с согласия осужденного возвращаются членам его семьи. Личный обыск и досмотр вещей осужденных женского пола проводят сотрудницы народной полиции.

Осужденные не могут отбывать тюремное наказание вместе с сыном или дочерью.

Тюремная администрация обязана известить членов семьи осужденного о заключе-

нии, письменное извещение должно быть направлено в течение пяти дней после заключения в тюрьму.

2. Разбор жалоб, протестов и изобличительных писем осужденных. При подаче преступником жалобы администрация тюрьмы обязана своевременно передать ее в народную прокуратуру или в народный суд. Для удобства подачи осужденными заявлений в тюрьме в обязательном порядке оборудуются ящики для жалоб, а также назначаются ответственные за их вскрытие и разбор заявлений. Народная прокуратура или народный суд обязаны выслать извещение в тюрьму о результатах разбора жалобы в течение шести месяцев со дня представления документов, в которых высказано мнение администрации тюрьмы по существу вопроса.

Осужденный имеет право подать протест или изобличительное письмо в связи с противоправными действиями сотрудников тюремной народной полиции или других работников. Тюремные органы обязаны разобрать эти материалы в рамках своих полномочий. Не относящиеся к компетенции тюрьмы материалы своевременно передаются для разбирательства в органы общественной безопасности или в народную прокуратуру. Другие жалобы должны быть своевременно рассмотрены на месте.

3. Внетюремное исполнение наказания. В соответствии с положениями закона преступнику может быть временно изменено место исполнения наказания в двух случаях:

в момент оглашения приговора осужденный серьезно болен и нуждается в предоставлении ему под поручительство возможности лечиться за пределами тюрьмы, а также, если осуж-

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБОЗРЕНИЕ

денная - беременная женщина или женщина, имеющая при себе грудных детей (при наличии решения народного суда о внетюремном исполнении наказания);

в ходе исполнения наказания у осужденного обнаружено серьезное заболевание, и есть опасность его близкой смерти; осужденный серьезно болен, а длительное лечение в стационаре неэффективно; он старше 60 лет и по болезни утратил возможность быть общественно опасным; преступник физически нетрудоспособен.

В любом из перечисленных случаев должно быть предоставлено решение органов по исполнению наказания о внетюремном исполнении наказания. При наличии такого решения тюремные органы направляют письменное заключение на утверждение органам по управлению тюрьмами на уровне провинции, автономного района, города центрального подчинения.

В случае, если отпала необходимость во временном внетюремном исполнении наказания, назначенном по решению суда, и первоначально определенный срок наказания не истек, органы общественной безопасности препровождают осужденного в тюрьму для дальнейшего отбывания наказания; при этом они своевременно извещают тюрьму о необходимости заключения осужденного. По истечении срока наказания администрация тюрьмы, куда осужденный был первоначально помещен, осуществляет необходимые для освобождения формальности. Если в период временного вне-тюремного исполнения наказания преступник скончался, органы общественной безопасности обязаны своевременно известить тюрьму первоначального заключения о выполнении необходимых формальностей.

4. Смягчение наказания и условно-досрочное освобождение. Первоначально назначенное наказание может быть смягчено в соответствии с положениями и процедурами закона. При внесении администрацией тюрьмы в народный суд предложения о смягчении наказания он обязан в течение месяца (в сложных случаях срок может быть продлен) после получения письменно оформленного предложения рассмотреть его и вынести решение.

Условно-досрочное освобождение - это система досрочного освобождения от отбытия наказания.

5. Освобождение и устройство по месту жительства. По отбытии наказания в виде лишения свободы заключенного освобождают и выдают ему свидетельство об освобождении. При этом в его личное дело должна быть сделана письменная запись о результатах перевоспитания во время нахождения в заключении. Тюремные органы направляют копию решения суда в органы общественной безопасности по месту жительства освобожденного для его устройства на постоянное поселение.

Освобожденный после отбытия срока наказания со свидетельством об освобождении обязан явиться в органы общественной безопасности по месту жительства и подать заявление на постоянное жительство. Отбывшему наказание закон предоставляет равные с другими гражданами права.

6. Административный контроль в тюрьме

Административный контроль в тюрьме предполагает осуществление различного рода конкретной административно-управленческой деятельности органов по исполнению наказания в процессе исполнения наказания. Другими словами, деятельность по административному контролю в тюрьме главным образом включает следующие направления.

Система квалификации. С учетом характера преступления, вида и меры наказания, продолжительности его срока, результатов перевоспитания, а также возраста, пола и других данных осуществляется квалификация тюремного заключения, тюремного режима и воздействия на заключенного.

Охрана, специальные полицейские средства и применение оружия. Охрана, включая использование военно-технических средств, означает несение охранной деятельности ча-

стями народной военной полиции для осуществления постоянного надзора и поддержания безопасности в тюрьме (внутренняя охрана и внутренний караул). Органы по исполнению наказания и военные подразделения обязаны также мобилизовать расположенные за пределами тюрьмы организации народного ополчения, организации по охране безопасности, а также местное население на оказание содействия укреплению охраны тюрьмы за ее пределами. При побеге из тюрьмы, бунте, беспорядках или нападении извне с целью освобождения заключенных, при тревоге и других обстоятельствах они совместно обеспечивают умиротворение заключенных и надежность охраны.

В целях исключения противоправных действий могут применяться специальные полицейские средства. В отношении больных и пожилых людей, а также лиц с физическими недостатками и несовершеннолетних преступников применение таких средств в обычных условиях запрещается. В отношении преступниц, за исключением особых обстоятельств, специальные полицейские средства также не применяются.

Лица, отбывающие наказание в тюрьме, на которых надеты средства предупреждения от побега, к труду в тюрьме не привлекаются. Для использования этих средств в отношении преступников необходимо прежде всего получить разрешение руководства тюрьмы. В случае крайней необходимости допускается их применение с последующим получением разрешения. Надевать на заключенного наручники, заковывать в кандалы, за исключением определенного народным судом исполнения наказания в виде смертной казни, обычно разрешается на срок до семи дней, самый продолжительный период не должен превышать 15 дней.

Дежурные из состава частей народной военной полиции, выполняющие задачи по охране тюрьмы, и народные полицейские, несущие там службу, в экстренных случаях могут применить оружие в соответствии с определенными государством положениями.

Связь с внешним миром и свидания. В период отбывания наказания заключенный может поддерживать связь с внешним миром. Получаемые и отправляемые им письма должны проходить проверку и контроль соответствующих тюремных органов. Однако

письма, адресованные вышестоящим тюремным органам или органам юстиции, не досматриваются.

Заключенным в период отбывания наказания могут быть предоставлены свидания с родственниками или опекунами. С лицами, не состоящими в родственных связях с заключенным, такие свидания, как правило, не разрешаются, однако по решению администрации тюрьмы в особых случаях делаются исключения.

В соответствии с практикой исполнения тюремного наказания, заключенным в особых случаях может быть предоставлен отпуск домой на срок от трех до пяти дней (в виде исключения - не дольше семи дней).

Жизнь и охрана здоровья. Продолжительность рабочего дня совершеннолетних заключенных - восемь часов, в исключительных случаях по решению тюремного начальства допускается ее увеличение.

Время обучения заключенных - два часа в день, время для сна - не менее восьми часов в сутки. Для несовершеннолетних заключенных установлен следующий режим: полдня работы - полдня обучения, время для сна - не менее девяти часов в сутки. Не допускается привлечение несовершеннолетних заключенных к тяжелому физическому труду, а также к деятельности, которая вредит здоровью. Им предоставляется возможность ежедневно посещать культурно-спортивные занятия.

В установленные законом праздничные и выходные дни заключенным положены отпуска и дни отдыха.

Нормы питания для лиц, отбывающих наказание, должны соответствовать аналогич-

vedomosty@orfsin.ru www.orfsin.ru

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБОЗРЕНИЕ

ОРГАНИЗАЦИЯ СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ным нормам, установленным для рабочих на местном госпредприятии; урезание пайка не допускается. Качество пищи контролирует специальный персонал, который вправе обследовать и изменять рацион питания.

Тюремная камера и условия быта должны соответствовать одновременно специфическим потребностям заключенного и установленным государством нормам охраны здоровья и противопожарной безопасности. В тюрьме должны быть в наличии все необходимые отопительные устройства.

В тюрьме должны функционировать поликлиника и лазарет, соответствующие ее масштабам и численности заключенных, а также оснащенные необходимым медицинским оборудованием и набором лекарств.

Поощрения и взыскания. Поощрения и взыскания применяются по результатам проверки и оценки органами исполнения наказания хода перевоспитания преступника. Его могут представить к различным видам поощрения и взыскания по результатам проверки и оценки на основе законных процедур. Эта оценка включает анализ уровня идейного перевоспитания, проверку полученных политических, культурных и научно-технических знаний, проверку соблюдения заключенным тюремного распорядка, а также хода перевоспитания трудом.

Виды поощрения преступников: признание успехов, материальное вознаграждение и представление к благодарности. Меры взыскания: постановка на вид, выговор, заключение в карцер. Запись о представлении к поощрению или наложении взыскания должна быть сделана в деле об отбывании преступником наказания.

По материалам Китайского информационного Интернет-центра подготовил Ю. АЛЕКСАНДРОВ

Подполковник внутренней службы С. КЛЕЩЕВ,

преподаватель Пермского института ФСИН России

ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЙ СТАТУС УИИ ФСИН РОССИИ: СУЩНОСТЬ, ПРОБЛЕМЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ

Уголовно-исполнительная инспекция ФСИН России (УИИ), являясь одним из структурных элементов Федеральной службы исполнения наказаний, обладает особым гражданско-правовым статусом.

Специфика рассматриваемой проблемы состоит в том, что гражданско-правовой статус уголовноисполнительных инспекций ФСИН России - это комплексное и многоплановое явление, затрагивающее многие институты гражданского права. Для того чтобы определить правовую природу, объем материальных активов и правовых возможностей УИИ ФСИН России как участницы гражданских правовых отношений, необходимо рассмотреть сущность ее гражданско-правового статуса.

В соответствии с современным законодательством1 государственное учреждение (в том числе и УИИ) состоит на государственном бюджете и является одним из видов бюджетной организации. Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что в основе правоспособности УИИ лежат полномочия, установленные гражданским законодательством для бюджетных организаций.

Законодательство о некоммерческих организациях в России стало складываться лишь в 1990-х годах, хотя в отдельных нормативных актах, регулирующих развитие культуры, науки, образования, здравоохранения и социальной защиты, признавался специальный статус организаций, действующих в общественных интересах. В те годы термин «некоммерческая организация» получает в законодательстве России все более широкое применение: он содержится более чем в 40 законодательных актах2.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.