Научная статья на тему 'Тюпа В. И. Анализ художественного текста: учебное пособие / В. И. Тюпа. - М. : ИЦ «Академия», 2006. -336 с'

Тюпа В. И. Анализ художественного текста: учебное пособие / В. И. Тюпа. - М. : ИЦ «Академия», 2006. -336 с Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
682
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Тюпа В. И. Анализ художественного текста: учебное пособие / В. И. Тюпа. - М. : ИЦ «Академия», 2006. -336 с»

щегося, по Топорову, «местом встречи я и не-я». Для развития метасюжета Есенина оно уже в начале творчества становится тем роковым местом, где человек не просто сталкивается с «миром», но вовлекается в процесс необратимых изменений, которые вызваны деструктивными силами мироздания. Эти силы становятся тем «родовым проклятием», связывающим человека с миром ночи и смерти, которое не в состоянии преодолеть художник вне креативного акта, Враждебное или чуждое, непонятное, пока герой не покинул «дом», созерцается из окна:

Полыхают зори, курятся туманы, Над резным окошком занавес багряный. (1,85) Плачет у окошка пасмурная буря, Понагнулись ветлы к мутному стеклу И качают ветки, голову понуря, И с тоской угрюмой смотрятв полумглу...(IV,51)

Вечер, как сажа, Льется в окно. Белая пряжа Ткет полотно. (1,87)

В окна бьют без промаха Вороны крылом, Как метель, черемуха Машет рукавом. (1,138)

Под окном от скользких ветел Перепельи звоны ветра. Тихий сумрак, ангел теплый, Напоен нездешним светом. (1,218)

Вижу тебя из окошка, Зиждитель щедрый, Ризою над землею Свесивший небеса. (16 год)

К тому же пока мир созерцается из «окна», он кажется неопасным, лубочно-красивым, ждущим. Но такое знакомство для лирического героя неприемлемо, потому что в таком случае высшее предназначение не получит своего воплощения, не будет реализовано в ограниченном мире «печного космоса». Конечно, здесь покой и некая иллюзия защищенности, но здесь же и отсутствие движения, энтропия, которая начинает разрушать человека изнутри, разъедая, прежде всего, личностные качества, обрекая быть таким как все, смириться с патриархальностью и родовым сознанием, если герой останется в рамках рода, дома, семьи. Поэтому в стихотворении, посвященном Н.Клюеву, Есенин, продолжая дискуссию о мотиве солнценосца в русской культуре, обозначит свою позицию по отношению к «избяному раю»:

Тебе о солнце не пропеть, В окошко не увидеть рая.

Так мельница, крылом махая,

С земли не можетулететь.(П,72)

«Окно», защищая, ограничивает, но за порогом дома метаморфозы становятся необратимыми. Как бы лирический горой ни стремился после этого решительного шага вернуться в «материнский дом», возвращение становится уже невозможным.

Пограничное, предельно напряжение о состояние лирического героя связано также с отражающими субстанциями. Зеркало, гладь озера, пруда, речные струи сопровождают героя в самые решительные моменты лирической биографии. Причем отражение искажает сущность: «отражаясь, березы ломались в пруду». Из.лом в водной или зеркальной поверхности предопределяет и излом судьбы лирического героя. Возле воды протекают все наиболее значимые события личной жизни человека. «Другой мир» у Есенина всегда «вдали за рекой». Река не только становится некоей преградой, но и тем местом, где трагические события вторгаются в мирную («пасторальную») жизнь и инициируется «страшный путь» в мире.

Переход к мифопоэтическому периоду намечается в лирике Есенина, когда оригинальная концепция судьбы художника в мире калькируется с библейскими мотивами и сюжетами. В.Мусатов отмечает, что в лирике Есенина «народное христианство с его отношением к природе как к «божьему храму» смыкается с символистским видением второго, «ноуме-норного» плана видимой действительности, преврг»-щаясьв «тайновидение»(9). Это замечание важно для осмысления философских исканий поэта в десятые годы, когда практически все мотивы, составляющие ме гасюжет о судьбе художника, будут обозначены.

Примечания

1. Долгополое Л.К. На рубеже веков. Д.,1977. - С.20.

2. Мусатов В.В. История русской литературы первой половины XX века (советский период). М ,2001. - С.167.

3. Жизнь Есенина. Рассказывают современники. — С.53.

4. Там Же. - С. 147.

5. Цит. по: Есенин С.А. Собр. соч. в 7 томах.

6. Топоров В.Н. О «психофизиологическом» компоненте поэзии Мандельштама. В кн. Миф. Ритуал. Символ. Миф. М., 1995. - С. 143.

7. Там же. — С.444.

8. Lynn Visson Sergei Esenin: Poet the Crossroads. Wurzburg, 1980. P.11.

9. Мусатов В.В. История русской литературы первой половины XX века (советский период). М., 2001. — С. 168.

ЖИЛИНА Марина Юрьевна, соискатель кафедры новейшей отечественной литературы ОмГПУ, главный специалист управления образования администрации города Омска.

Статья поступила в редакцию 30.06.06. © Жилина М. Ю.

Книжная полка

Тюпа В.И. Анализ художественного текста: учебное пособие / В.И. Тюпа. - М.: ИЦ «Академия», 2006.-336 с.

Учебное пособие посвящено проблема аналитического рассмотрения литературных произведений в их внутренней целостности. В книге раскрываются теоретические вопросы, необходимые для анализа художественных текстов, а также демонстрируется технология семиоэстетического анализа, ориентированного на полноту научного описания

изучаемого объекта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.