Научная статья на тему 'ТЮМЕНЬ-КИТАЙ: ВРЕМЯ УПУЩЕННЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ (1921-1929 ГГ.)'

ТЮМЕНЬ-КИТАЙ: ВРЕМЯ УПУЩЕННЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ (1921-1929 ГГ.) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
426
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОГРЕСС / НЭП / НЭПМАН / ТОРГОВЛЯ / ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ / ТЮМЕНСКАЯ СЫРЬЕВАЯ ЯРМАРКА / КИТАЙСКОЕ КУПЕЧЕСТВО / БЕСПРИЗОРНОСТЬ / СОВЕТСКАЯ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ / SOCIAL PROGRESS / NEW ECONOMIC POLICY (NEP) / NEPMAN / TRADE / EXTERNAL ECONOMIC RELATIONS / TYUMEN RAW MATERIALS TRADE FAIR / CHINESE MERCHANT CLASS / CHILD HOMELESSNESS / SOVIET CHARITY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Корсукова Олеся Олеговна

В статье рассмотрена роль внешнеторговых связей с Китаем в решении социальных проблем города Тюмени в период нэпа. Выбор первого русского города Сибири в качестве объекта не случаен, так как Тюмень, основанная в 1586 г., имеет более чем 350-летнюю историю торговых отношений с Китаем. Анализ ранее не вводимых в научный оборот архивных документов и материалов периодической печати 1920-х гг. позволил автору сделать вывод о том, что к утрате торговых связей с Китаем в период нэпа привела совокупность причин. В статье они классифицированы на причины всероссийского и местного масштаба. Значительное внимание в статье уделяется социальным проблемам города Тюмени, обострившимся в период послевоенной разрухи и денежного кризиса. Освещаются пути решения общественных проблем в условиях отсутствия внешнеторговых связей и дополнительного государственного финансирования. В заключении автор приходит к выводу о том, что советская власть успешно выстраивала отношения со странами Востока в период нэпа, сделав ставку на ярмарочную торговлю в Нижнем Новгороде и Ирбите. Взаимовыгодные торговые отношения двух стран положительно отразились на их социальном прогрессе. Для Тюмени, напротив, нэп стал временем упорной борьбы за восстановление торговых связей с Китаем. Лишенная возможности регулярно пополнять местный бюджет за счет внешнеторговых связей, она была вынуждена решать социальные проблемы, обратившись к благотворительной деятельности горожан и представителей торговой сферы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TYUMEN AND CHINA: TIME OF LOST OPPORTUNITIES (1921-1929)

This article aims at studying the role of foreign trade relations with China in dealing with social problems in Tyumen during new economic policy (NEP) period. The choice of the first Russian city in Siberia as an object of study is not accidental since Tyumen, founded in 1586, has more than 350 years of trading experience with China. The analysis of archive documents and periodical press previously not introduced into scientific discourse allowed the author of this article to conclude that there was a set of causes which led to the loss of trade relations with China during NEP period. In the article they are classified into all-Russian and local scale causes. The study draws much attention to social problems in Tyumen aggravated during the period of post-war devastation and financial crisis. It illustrates the ways of solution of social problems in the absence of foreign trade relations and additional public funding. At the end of the article the author draws the conclusion that the Soviet government successfully established relations with the Orient during NEP period relying on trade fairs in Nizhny Novgorod and Irbit. Mutually beneficial trade relations between the two countries had a positive impact on their social progress. On the contrary, for Tyumen NEP became a period of persistent struggle for re-establishment of trade relations with China. Deprived of the possibility to replenish its local budget by means of foreign trade relations, it was bound to solve social problems by turning to the charity work of citizens and trade sector representatives.

Текст научной работы на тему «ТЮМЕНЬ-КИТАЙ: ВРЕМЯ УПУЩЕННЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ (1921-1929 ГГ.)»

ГАВРИЛОВ СТАНИСЛАВ ОЛЕГОВИЧ - доктор исторических наук, кандидат юридических наук, профессор, заведующий кафедрой государственного и административного права, Кемеровский государственный университет (gaviosh66@mail.iu). ZELENIN, ALEKSEY A. - Doctor of Political Sciences, Professor, Head of the Department of Russian History, Kemerovo State University. GAVRILOV, STANISLAV O. - Doctor of History, Ph.D. in Law, Professor, Head of the Department of State and Administrative Law, Kemerovo State University.

УДК 94 (47+57)« 1917/1991»

КОРСУКОВА О.О.

ТЮМЕНЬ-КИТАЙ: ВРЕМЯ УПУЩЕННЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ (1921-1929 гг.)

Ключевые слова: социальный прогресс, нэп, нэпман, торговля, внешнеэкономические связи, Тюменская сырьевая ярмарка, китайское купечество, беспризорность, советская благотворительность.

В статье рассмотрена роль внешнеторговых связей с Китаем в решении социальных проблем города Тюмени в период нэпа. Выбор первого русского города Сибири в качестве объекта не случаен, так как Тюмень, основанная в 1586 г., имеет более чем 350-летнюю историю торговых отношений с Китаем. Анализ ранее не вводимых в научный оборот архивных документов и материалов периодической печати 1920-х гг. позволил автору сделать вывод о том, что к утрате торговых связей с Китаем в период нэпа привела совокупность причин. В статье они классифицированы на причины всероссийского и местного масштаба. Значительное внимание в статье уделяется социальным проблемам города Тюмени, обострившимся в период послевоенной разрухи и денежного кризиса. Освещаются пути решения общественных проблем в условиях отсутствия внешнеторговых связей и дополнительного государственного финансирования. В заключении автор приходит к выводу о том, что советская власть успешно выстраивала отношения со странами Востока в период нэпа, сделав ставку на ярмарочную торговлю в Нижнем Новгороде и Ирбите. Взаимовыгодные торговые отношения двух стран положительно отразились на их социальном прогрессе. Для Тюмени, напротив, нэп стал временем упорной борьбы за восстановление торговых связей с Китаем. Лишенная возможности регулярно пополнять местный бюджет за счет внешнеторговых связей, она была вынуждена решать социальные проблемы, обратившись к благотворительной деятельности горожан и представителей торговой сферы.

KORSUKOVA, O.O.

TYUMEN AND CHINA: TIME OF LOST OPPORTUNITIES (1921-1929)

Keywords: social progress, new economic policy (NEP), nepman, trade, external economic relations, Tyumen raw materials trade fair, Chinese merchant class, child homelessness, Soviet charity

This article aims at studying the role of foreign trade relations with China in dealing with social problems in Tyumen during new economic policy (NEP) period. The choice of the first Russian city in Siberia as an object of study is not accidental since Tyumen, founded in 1586, has more than 350 years of trading experience with China. The analysis of archive documents and periodical press previously not introduced into scientific discourse allowed the author of this article to conclude that there was a set of causes which led to the loss of trade relations with China during NEP period. In the article they are classified into all-Russian and local scale causes. The study draws much attention to social problems in Tyumen aggravated during the period of post-war devastation and financial crisis. It illustrates the ways of solution of social problems in the absence of foreign trade relations and additional public funding. At the end of the article the author draws the conclusion that the Soviet government successfully established relations with the Orient during NEP period relying on trade fairs in Nizhny Novgorod and Irbit. Mutually beneficial trade relations between the two countries had a positive impact on their social progress. On the contrary, for Tyumen NEP became a period of persistent struggle for reestablishment of trade relations with China. Deprived of the possibility to replenish its local budget by means of foreign trade relations, it was bound to solve social problems by turning to the charity work of citizens and trade sector representatives.

Современными учеными сформулировано более 50 критериев, определяющих уровень социального прогресса стран мира. С 2013 г. The Social Progress Imperative под руководством профессора Гарвардского университета Майкла Портера (Michael E. Porter) ежегодно определяют индекс социального прогресса с точки зрения общественного благополучия. Согласно данным за 2018 г., Россия занимает 60 место из 146. Китай располагается на 87 строке [1]. Одним из критериев является успешное развитие внешнеторговых связей. В соответствии с индексом вовлеченности стран в международную торговлю, Россия находится лишь на 105 позиции, в то время как Китай - на 54 [2]. Новый виток санкций США и ЕС в отношении России усилил роль азиатского вектора в ее внешней политике. За последние годы

Россия и Китай активно наращивают товарооборот [3, 4]. На успехи в социально-экономическом развитии страны влияет прогресс каждого региона в отдельности. Благодаря своему выгодному географическому положению, Тюмень всегда играла важную роль в развитии отношений России с Китаем.

Учеными особое внимание сосредоточено на дореволюционном опыте торговли провинциального города с восточным государством. В статье А. Вычугжанина «Тюмень-Китай: прошлое, настоящее, будущее» приводятся факты, подтверждающие заинтересованность тюменских купцов и местной власти в развитии торговли с Китаем, начиная с 1654 г.: «В ноябре 1654 г. тюменский воевода Никифор Ельдезин писал в Сибирский приказ о приезде калмыцких послов под Тюмень, представлявших влиятельного в то время Абулай-тайшу, который разрешал через свою территорию проезд в Китай русским послам и купцам» [5].

Чем глубже и разностороннее анализ положительного опыта России во внешнеэкономических отношениях в прошлом, тем больше ценных идей мы получим для развития современной экономики страны. При этом стоит подчеркнуть, что исследование кризисных периодов истории позволит России менее болезненно войти в современную цивилизованную экономику.

История контактов Тюмени с Китаем в годы нэпа не выступала объектом специального исследования. Упоминание о Китае мы находим в работе статейного характера С. Л. Белова. Автором анализируются настроения, господствовавшие в широких народных массах в 1920-е гг. (отношение тюменцев к Китаю) [6]. Елена Дубовская в книге, посвященной пионерскому движению в Тюмени, раскрывает любопытную тему благотворительной деятельности юных тюменцев «... для пролетарских детей Китая» [7, с.82]. Таким образом, актуальность исследования продиктована отсутствием исследовательских работ по изучаемой нами проблеме.

Актуальность статьи видится в возрастающем интересе к вопросу развития социально-экономических связей региона с Китаем в Тюменской области. Тюменский регион -динамично развивающийся субъект Российской Федерации, где за последние 15 лет значительно укрепились торговые, культурные и деловые связи с Китаем. Тюмень не только является побратимом китайского города Дацин, но и, согласно данным Уральского таможенного управления, в 2018 г. увеличила внешнеторговый оборот с Китаем в 2 раза. Успешно развивается сотрудничество в области науки и культуры. В ВУЗах Тюменской области в 2018-2019 учебном году на очной форме обучается 51 студент из КНР, а Тюменский государственный университет ежегодно организует «Дни китайской культуры», способствуя культурному обмену между российскими и китайскими студентами [8].

После революции и Гражданской войны провинциальная Тюмень, как и вся страна в целом, нуждалась в дополнительных государственных денежных вливаниях, прочных торговых связях с иностранными государствами, сырье для подъема промышленности. Российское общество в начале нэпа страдало от голода и нищеты; нуждалось в увеличении доходов и улучшении здравоохранения; испытывало потребность в решении жилищной проблемы, развитии образования и обогащении культурной жизни.

Возобновление торговли с Китаем в 1920-е гг. могло дать необходимые ресурсы для восстановления экономики в Тюменском регионе и положительно отразиться на социальном прогрессе. Кроме того, товарный обмен всегда выступал фактором взаимодействия культур Европы и Азии. Это понимала и местная власть, которая среди тактических целей развития региона выбрала восстановление и укрепление социально-экономических связей с Китаем через Тюменскую сырьевую ярмарку. До революции Тюменская ярмарка являлась центром оживленного торга сырьем из Китая, Монголии и Северной Азии. Оборот ярмарки достигал 12 000 000 рублей [9, л.32]. Тюменская ярмарка всегда имела преимущества для стран Востока в территориальном плане. Город располагался в узле сплетающихся железнодорожных и речных путей, пролегающих до богатых кожевенным сырьем, пушниной и шерстью областей Юго-Восточной Азии [10].

Среди причин, препятствовавших возрождению торговых связей Тюмени с Китаем в 1920-е гг., можно выделить причины всероссийского масштаба и местного.

Дефицит государственного бюджета СССР, вызванный экономической нестабильностью - причина всероссийского масштаба, оказавшая негативное влияние на восстановлении торговых связей.

В середине XIX в. в России насчитывалось 6500 ярмарок [11]. Первая Мировая война, Революция 1917 г. и Гражданская война в России разрушили торговые связи с иностранными государствами. За время войн торговые площади и комплексы по всей стране пришли в негодность. Восстановление ярмарочных площадей в 1920-е гг. оказалось затруднительно в условиях обострившихся социальных проблем и дефицита государственного бюджета.

Однако без возрождения торговли экономика страны не могла развиваться. В марте 1921 г. советская власть легализовала частную торговлю в РСФСР, провозгласив новую экономическую политику. Главным «карманом России» была названа Нижегородская ярмарка. На восстановление ярмарочного комплекса в Нижнем Новгороде были брошены все силы и затрачена значительная часть государственного бюджета. Если ярмарки в Нижнем Новгороде и Ирбите восстанавливались и закрывались (1922-1930 гг.) по указу советской власти, финансировались ею, то в провинциальной Тюмени инициатива шла снизу - с расчетом на скромные местные финансовые ресурсы. Этот факт ставил Тюмень в неравные условия с Нижним Новгородом и Ирбитом в вопросе восстановления ярмарочных торгов. Отсюда вытекает причина местного масштаба: скромный товарооборот Тюменской сырьевой ярмарки в сравнении с двумя лидерами ярмарочной торговли в России и, как следствие, сложность получения статуса всероссийской ярмарки, дополнительного государственного финансирования и ярмарочных льгот.

Тюменская сырьевая ярмарка и до революции 1917 г. значительно уступала по объемам оборота (12 000 000 руб.) Нижегородской (около 200 000 000 руб.) и Ирбитской (до 90 000 000 руб.) ярмаркам. Анализ финансовой ситуации позволил советской власти предположить, что невысокий товарооборот тюменской ярмарки в сложившихся условиях может быть еще ниже: «<.. былые обороты ярмарки вряд ли могут быть возможны в ближайшие годы, да и в прошлом ее значение для России было скромным. Максимум надежд, могущих быть на нее возложенных, это оборот в 2 000 000 руб., максимум - 3 000 000 руб. (25 % от дореволюционного оборота)». Учитывая такого рода оценки, Тюменский ярмарочный комитет, несмотря на серьезную работу по восстановлению торговых оборотов, не смог добиться всероссийского статуса и соответствующих льгот.

Тема восстановления Тюменской сырьевой ярмарки впервые была поднята в докладе о ярмарочных торгах Тюменского региона, составленном секретарем комитета местной Товарной биржи А.С. Флоринским в конце мая 1923 года. Причем этот текст прошел необходимые согласования в Губернском экономическом совете, а затем - в Нижегородском ярмарочном комитете. В итоге, комитет биржи обратился к комитету Нижегородской ярмарки с просьбой оказать содействие в вопросе признания местной ярмарки ярмаркой всероссийского значения. В принципе, ходатайство комитета Тюменской биржи перед органами власти состояло в просьбе о распространении на данную ярмарку льгот в области железнодорожного и водного тарифов, а также в сфере кредита и финансирования. При поддержке комитета Нижегородской ярмарки, комитет Тюменской биржи 15 ноября 1923 г. передал просьбу об открытии ярмарки Уральскому областному комиссариату внутренней торговли, откуда последовало следующее заключение: «Экономические предпосылки, родившие Тюменскую ярмарку, живут в потенции и сейчас: сырью бассейна Оби нет более удобного выхода, чем Тюмень. Несколько ослабляющим моментом является лишь проведение ж.д. линии Семиполатинск-Новониколаевск <...> восстановление Тюменской ярмарки необходимо считать как явление желательное и вполне рациональное с экономической точки зрения <...>. Но вряд ли можно признать правильным постановку вопроса о придании Тюменской ярмарке Всероссийского значения» [12].

Таким образом, в 1924 г. комитет Тюменской товарной биржи получил разрешение на проведение ярмарки местного значения. И это означало, что Тюменская ярмарка не получала дополнительного государственного финансирования, которым располагали ярмарки всероссийского значения, например, Нижегородская. Не получила Тюмень и льгот по внешней торговле, что сделало невозможным участие в ярмарке купцов из Китая.

Борьба за полный объем льгот ярмарочным комитетом проводилась ежегодно (1924 -1927 гг.). Серьезным препятствием была чиновничья волокита, которая сводила на нет все усилия тюменского ярмарочного комитета. Из этого вытекает следующая причина местного масштаба, препятствовавшая возрождению торговых связей с Китаем, - несвоевременность подачи рекламных объявлений в прессе. Из-за потери времени не было возможности заблаговременно дать рекламу в газетах и направить приглашения купцам из Китая, так как в них требовалось указать информацию о наличии ярмарочных льгот. В конечном счете, рекламные кампании проводились не в полном объеме, объявления о торгах в Тюмени размещались с опозданием, несвоевременно не только по причине сложного процесса прохождения ходатайства о льготах через целый ряд центральных ведомств. В крупнейших газетах страны мы, как правило, не встретим информации о Тюменской сырьевой ярмарке, так как местный городской бюджет в 1920-е гг. не мог покрыть расходы на рекламу в широкотиражной прессе: «В газетах «Экономическая жизнь», «Советская Сибирь», «Уральский рабочий» в виду дороговизны объявлений и неимением средств, а также запоздалости их, от размещения таковых отказаться» [13, л.6]. Местная пресса (газета «Трудовой набат») нередко сталкивалась с тем, что за опубликованные объявления и статьи ярмарочный комитет рассчитывался только через год [13, л.12]. Без своевременной рекламы ярмарка теряла потенциальных участников и не могла рассчитывать на большие торговые обороты.

Важность и эффективность проведения рекламных кампаний наглядно продемонстрировал опыт 1925 г., когда тюменский ярмарочный комитет заранее направил объявления о начале ярмарки 35 Товарным биржам союза, а также в 20 редакций уральских и центральных газет и личные извещения крупным китайским сырьевщикам. Своевременное информирование гарантировало участие в ярмарочных торгах Китая: «В апреле 1925 г. в адрес местного транспортного Общества были получены по дубликатам №55182 и №55323 163 места мытой овечьей шерсти, направленной из Китая через Джаркент на Тюменскую сырьевую ярмарку» [13, л.л. 128, 382]. Это положительно сказалось на торговом обороте, который достиг своего максимума за все время ведения торгов в период нэпа и выразился в сумме 5 874 923 руб. 69 коп. [13, л.433]. Это была 1/2 часть дореволюционного объема оборота Тюменской сырьевой ярмарки. Секретарь ярмарочного комитета А. Флоринский в своем отчете об итогах ярмарки 1925 г. в Тюмени отметил следующее: «На нынешнюю ярмарку было отправлено из Китая через Джаркент 840 пудов шерсти. Правда, что партия шерсти была незначительна, правда и то, что она была единственной ласточкой, но если верна пословица, что ласточка не делает весны, то также верно и то, что ласточки прилетают весной, - а потому и есть основание принять поступившую партию шерсти за симптом наступления весны для Тюменской сырьевой ярмарки, как ярмарки сырьевой» [13, л.388]. Этот факт зародил у тюменцев надежду на восстановление торговых связей с Китаем.

В 1926 г. типографские расходы значительно сократились. Они составили 69,46 руб. против 388,97 руб. в 1925 году. Уменьшились почтовые и телеграфные расходы: 1925 г. -110,23 руб., а в 1926 г. - 23,72 рублей. Китайский товар на ярмарку 1926 г. не поступил. Оборот ярмарки оказался низким [14, с. 68, 202].

Анализ источников убедительно доказывает, что поступление сырья из Китая способствовало повышению торгового оборота Тюменской сырьевой ярмарки. Равно как и его отсутствие определяло значительное снижение оборота. Это понимали не только местные властные структуры и члены ярмарочного комитета, но и горожане.

В 1927 г. в тюменской газете «Трудовой набат» появилась статья «Больше рекламы, больше приглашений: на одних льготах далеко не уедешь», опубликованная под псевдонимом.

113

Эта статья отражает неравнодушное отношение общества к проблемам восстановления торговли с Китаем. Тюменцы называют веской причиной неудач отсутствие широкой и своевременной рекламы о значении Тюменской сырьевой ярмарки среди китайских купцов. Автор статьи призывает ярмарочный комитет сосредоточиться не только на «погоне за льготами» для ярмарки, но и на «таком важном моменте, как заблаговременное приглашение на ярмарку китайских и монгольских фирм, бывших недавно на свердловской ярмарке» [15]. Призывы, адресованные ярмаркому в местной прессе, не остались незамеченными. В течение трех дней ярмарочный комитет направил пригласительные извещения торговым фирмам Китая для участия в сырьевой ярмарке, а в качестве обратной связи с горожанами дал объявление в газете «Трудовой набат» о проделанной работе [16].

Результат своевременной рекламной кампании не заставил себя ждать и в начале июля 1927 г. в Тюмень прибыл уполномоченный западно-китайского купечества, член Российской восточной торговой палаты господин Туз Мухаметов. В беседе с корреспондентом «Трудового набата» Туз Мухаметов подчеркнул следующее: «Китайское купечество весьма интересуется торговлей с Советским Союзом. В 1924 г. китайские купцы сделали оборот на Нижегородской ярмарке в 400 000 руб., в 1925 - 1 000 000 руб., а в 1926 году - 8 000 000 рублей. Успех коммерческой связи неоспорим и очевиден. После Нижегородской ярмарки наше купечество изъявило желание участвовать и в Свердловской (Ирбитской) ярмарке. Оборот на ней составил 600 000 рублей. Отсюда понятно, что китайское купечество сочло необходимым ознакомиться с Тюменской сырьевой ярмаркой, которая до войны служила для нас главным рынком сбыта сырья и покупки товаров, в особенности тюменских кустарных изделий. Тюмень по своим путям сообщения весьма удобна для торговли Западного Китая с Советским Союзом. Это мнение нашего китайского купечества» [17]. В то же время, закономерно, что Тюмень значительно уступала по показателям товарооборота Нижегородской и Ирбитской ярмаркам, восстановившим торговые отношения с Китаем.

Прибыв в провинциальный сибирский город с целью ознакомления с ярмаркой и выявления возможностей участия в ней, представитель китайского купечества отметил, что в Тюмени есть большой спрос на китайское сырье у местных овчинных и кожевенных заводов. Он заявил, что Китай, в свою очередь, нуждается в изделиях тюменских кустарей. Главным условием участия Китая в ярмарке 1928 г. было наличие льгот: «Если Наркомвнуторгом будут предоставлены некоторые льготы Китаю для участия в ярмарке, то я могу смело гарантировать заброску из Западного Китая сырья на 2 000 000 рублей» [17] - отметил Туз Мухаметов, завершивший свою речь словами: «Тюменская сырьевая ярмарка должна быть восстановлена, ибо купечество Китая находит ее первейшей по сбыту сырья» [17].

Однако взаимный интерес и активные действия, предпринятые с обеих сторон, не побудили власть в 1928 г. предоставить льготы для участников Тюменской сырьевой ярмарки. Более того, несмотря на многообещающее заверение Туз Мухаметова о поставке в Тюмень сырья на 2 000 000 руб., ярмарка не только лишилась новых возможностей, но и не была проведена.

Нестабильная политическая обстановка оказывала свое влияние на взаимодействие двух стран. Подписанный в 1924 г. договор между СССР и Китаем о восстановлении дипломатических отношений стимулировал развитие торговых связей. Тюменская сырьевая ярмарка, возрожденная в 1924 г., имела все основания пригласить китайских купцов и пополнить свои запасы за счет китайского сырья. Благоприятная политическая обстановка сохранялась до 1928 года. В этот период СССР оказывал значительную материальную и военную помощь Китаю с целью усиления там позиций коммунистов. В исследовании Е. Дубовской, рассматривавшей историю местного пионерского движения, говорится о помощи тюменских детей «пролетарским детям» Китая [7, с. 82].

В 1928 г., из-за вооруженного конфликта между странами по вопросам эксплуатации КВЖД, ожидания тюменского ярмарочного комитета об участии китайских купцов в местных торгах не оправдались. Осложнение политической обстановки - это не единственная причина разрыва торговых отношений, между Тюменью и Китаем.

114

За годы проведения Тюменской сырьевой ярмарки ее участники столкнулись с двумя серьезными проблемами всероссийского масштаба - кредитной депрессией и товарным голодом.

В частности, услуги по денежному займу участникам ярмарочных торгов предоставляли Государственный банк и Промышленный банк (Промбанк) [14, с.200]. При этом заемщики отмечали ряд трудностей:

1. Сумма займа, который Госбанк выделял на 1924 г., составляла 50 000 руб. на четыре месяца, тогда как заемщики могли вернуть полученные средства лишь через шесть месяцев.

2. Краткосрочные займы были совершенно неприемлемы для снабжающих Крайний Север из Тюмени торговых организаций, поскольку товар находился в пути практически столько же времени, на сколько им открывался коммерческий кредит.

3. Частному капиталу кредиты были, в принципе, недоступны вовсе.

В 1924 г. Комитет Тюменской сырьевой ярмарки попытался улучшить кредитные отношения. 27 апреля 1925 г. были внесены следующие изменения [14, с.200-201]: 1. Был увеличен ярмарочный кредит (в Госбанке на 600 000 руб., а в Промбанке - на 300 000 рублей). 2. Сроки кредитования увеличились до 6 месяцев. 3. Процент займа по Госбанку составил 8 %, а по Промбанку - 9 %. Однако эти решения в итоге не были выполнены. На деле сумма займа в Госбанке в 1925 г. не превышала 100 000 руб., вместо заявленных 600 000 рублей. Существовавшая кредитная система не пользовалась доверием заемщиков. Торговые организации, не желая обременять себя невыгодными кредитами на приобретение товаров зачастую просто отказывались от участия в ярмарке. А уже в 1926-1927 гг., в связи с обострением «товарного» голода, подобное кредитование вообще утратило смысл.

Как следствие, о на Тюменской ярмарке остро ощущалась нехватка товаров первой необходимости (мануфактуры и др.) [18]. В связи с отсутствием конкуренции, в том числе с зарубежными товарами, ассортимент ярмарки был более чем скромным, а цены высокими. К примеру, в 1927 г. агрегат для очистки льна «Бромериус» стоил 243 руб., зерноочиститель «Триер Гейда» - 316 руб., машина для очистки семян клевера «Кускут» - 361 руб., сноповязальная машина - 555 руб., молотилка БР-23 - 536 руб., молотилка БДО-34 - 1 390 рублей [9, л.16].

Отсутствие китайского сырья не давало возможности тюменскому частнику возродить промысловое производство и развивать местную промышленность, а, следовательно, решить проблему «товарного голода». Китайское сырье могло стать гарантом выполнения важной государственной задачи. Советская власть возлагала большие надежны на частника не столько в торговой сфере, сколько в деле производства товаров и продуктов. Однако, частный капитал предпочитал именно торговую деятельность. В итоге, сложилась ситуация, когда «промышленность находится в руках государства, а посредником между ней и крестьянином выступает частная торговля» [19].

Стоит отметить, что, исходя из местных возможностей, нэпманы предпринимали попытки возродить в городе промышленную деятельность. Инициатива нэпманов в этом направлении не только не поддерживалась общественностью, но активно обсуждалась и (отчасти и из-за идеологических соображений) осуждалась на страницах местной прессы. Например, промысел нэпмана Абрамова, возобновившего мыловарение, вызвал недовольства соседей, так как создавал жителям близлежащих домов большое неудобство: «из-за тошнотворной вони невозможно дышать, запах проникает и в дома» [20]. Заниматься мыловареньем кустарным способом в черте города было опрометчиво, однако отсутствие необходимых денежных средств мешало Абрамову построить завод с соответствующими условиями для развития производства мыловаренья. Такое положение дел было продиктовано отсутствием контактов с китайскими закупщиками, готовых приобрести товар у тюменских кустарей и промышленников, а значит принести необходимую частникам прибыль. До революции Китай был рынком сбыта товаров для предприимчивых тюменских купцов.

Причины всероссийского и местного масштаба не позволили Тюмени возобновить торговые связи с Китаем в годы нэпа. Это негативно отразилось на товарообороте ярмарки и

115

ее развитии, не способствовало пополнению городского бюджета, лишило сырья местную промышленность. Ярмарка всероссийского значения получила бы от государства дополнительное финансирование на развитие городской инфраструктуры. Поступившие в городскую казну денежные средства, отчисленные от ярмарочных торгов, могли быть направлены на решение местных социальных проблем.

В первые годы нэпа в стране ощущалась острая нехватка хлеба и продуктов питания. Тюменская губерния относилась к малопромышленным аграрным губерниям. До осени 1921 г. губерния производила хлеб, другие продукты сельского хозяйства. Однако в 1921 г. из-за неурожайного года изменился и статус губернии. Она стала потребляющей. Согласно статистике Комиссии помощи голодающим, в 1922 г. в губернии страдали от голода 19 612 человек (всего проживало 121 740 человек [21]), из которых 9 252 составляли дети [22].

В голодные для страны годы особенно проявилась благотворительная деятельность. За время с 1 августа 1921 г. по 1 января 1923 г. тюменское население пожертвовало в Центральную комиссию при ВЦИК по борьбе с последствиями голода 1921 г. денежные средства - 1 850 304 руб. 50 коп. (в знаках 1922 г.), муки - 1 162 пуда 26 фунтов, крупы - 100 пудов 10 фунтов, рыбы - 49 пудов 7,5 фунтов, мяса - 7 пудов, соли - 20 пудов, масла - 3 пуда 29 фунтов, овса - 88 пудов, яиц - 25 штук и конфет - 10 фунтов [23].

Чтобы перейти из статуса потребляющей в статус производящей, губернии требовалось поднимать промышленность. Одним из способов решения социальных проблем по борьбе с голодом стало восстановление внешнеторговых связей с Китаем, поэтому в 1923 г. комитет Тюменской товарной биржи проявил инициативу по восстановлению сырьевой ярмарки.

Чем дальше Тюмень отдалялась от голодного периода, тем живее у горожан становился интерес к улучшению качества товаров и расширению ассортимента. Однако местные государственные и кооперативные магазины столкнусь с тем, что ассортимент товаров зависел от нерегулярных поставок из Центральной части России. С целью обогащения товарного фонда, тюменский ГУМ и Церабкоп стали активными участниками Тюменской сырьевой ярмарки. Если кооперация ставила цель обеспечить потребителя товарами российского производства, то местный ГУМ «остро нуждался для полноты ассортимента магазинов в заграничных товарах» [24], которые и планировал закупить у китайских купцов на Тюменской ярмарке. Упущенные возможности по возрождению торговли с Китаем негативно отразились на местном отделении ГУМа. В 1926 г. он был ликвидирован [25]. Этот факт только усугублял ситуацию в городе в отношении ассортимента товаров.

Возрастающие потребности у населения в широком ассортименте товаров порождали большой спрос, за которым не успевало предложение. Механизированный хлебозавод на 40 тонн был построен в городе только к 1935 году [26]. Отчеты констатировали факт: «Выпечка хлеба доведена до 86 тонн в сутки против 36 тонн до января 1935 года» [27]. Качество хлебного продукта продолжало оставаться низким: «Основная производящая организация Хлебокомбинат не обеспечивает качественной выпечки хлеба. Мер к переоборудованию неправильно сложенных печей не принято, бракераж поставлен плохо, в результате чего ассортимент однообразный, а руководители торговых организацию принимают недоброкачественный хлеб» - отмечается в отчетах 1939 года [27]. Развивающаяся система общественного питания в городе также не успевала удовлетворять потребность тюменцев в разнообразном меню и культурном обслуживании.

В 1920-е гг. горожане нуждались в улучшении жилищных условий, освещении улиц и витрин магазинов, благоустройстве торговой площади, мощении камнем улиц Садовой, Герцена, Крестьянской, строительстве тротуаров, дорог, мостов, учреждений общественного питания, казарм, пожарной части, радио-электростанций и заводов [28].

Жилищная проблема в годы нэпа - острая проблема для тюменцев. Согласно исследованиям В.М. Кружинова, в Тюмени «в 1920-е гг. численность населения выросла на 43,1%, а жилой фонд - лишь на 6,2%. В результате жилая площадь в расчете на одного тюменца сократилась до 4,5 кв. м., хотя норма составляла тогда 9 кв. м. Для сравнения: сейчас норма - 18 кв. м.» [29]. Городские общежития были непригодны для проживания и нуждались

116

в ремонте. Однако приоритеты в городских строительных работах у Горсовета были в пользу строительства радиостанций. На это в 1928 г. в городском бюджете дополнительно было выделено 1 500 рублей [30]. Расширение радиосети было необходимым не только для трансляции государственных программ. По радио передавались культурные программы и реклама местных магазинов. Желая улучшить жизнь тюменцев, местная кооперация Церабкоп арендовала несколько домов у Комхоза и за личные средства произвела ремонт. Жилплощади были сданы рабочим в качестве квартир за невысокую плату [31].

Серьезной проблемой в городской среде была антисанитария в общественных местах. Мощение камнем Базарной площади требовалось не только из эстетических соображений, но и для выполнения санитарных норм. В газете «Красное знамя» от 25 июня 1927 г. мы встречаем заметку, раскрывающую причину нарушения санитарных норм: «Начало работ по мощению площади задерживается тем, что заготовленный для нее булыжный камень забронирован на постройку электростанции. С получением с Урала новой партии булыжника работы по мощению начнутся» [32]. Столовые и харчевни в Тюмени представляли собой места с антисанитарией, сомнительным меню (вместо чая предлагался самогон) и низкой культурой обслуживания [33]. Это становилось причиной вспышек эпидемий в городе, для борьбы с которыми нужен был высокий уровень медицины.

Окрздравотделу требовался автотранспорт для организации выездных проверок на наличие санитарного листка у торговцев [34]. Горсовет не располагал достаточными денежными средствами и не смог их выделить на приобретение транспорта. Отсутствие систематического контроля приводило к процветанию «стихийной торговли», участники которой получали патент, но не заботились о наличии санитарного листка, оставаясь безнаказанными. Это приводило к распространению среди тюменцев серьезных кожных заболеваний, брюшного тифа и туберкулеза [35], для лечения которых требовались дополнительные финансовые вложения для приобретения медикаментов.

Сфера образования также нуждалась в финансовой помощи. В период нэпа в городе имелось три техникума и фельдшерско-акушерская школа (переведенная из Тобольска в 1921 г.) с материально технической базой, требующей обновления. Не рассчитывая на быструю помощь Горсовета, студенты, обучавшиеся в больших аудиториях, где в зимний период температура воздуха опускалась до минус шести градусов, обращались к нэпманам, которые могли выделить средства на ремонт и отопление учебных аудиторий [14, с. 77].

Не только пресса стала площадкой для развертывания благотворительности. С целью сбора средств студенты техникумов организовывали благотворительные вечера, «недели помощи», проводили популярные лекции. Однако в начале 1920-х гг. они собирали лишь 1520 человек, среди которых были представители частной торговли, да и те «от пожертвований многие отказывались» [36]. Причина отказов предпринимателей заключалась в том, что они жертвовали средства на решение общероссийских задач: помощь голодающим, строительство самолетов [37], радиостанций и оборону страны [38]. Готовность участия в решении общероссийских проблем не оставляло возможности жертвовать больше денежных средства в местный бюджет. Государственная и кооперативная торговля в лице тюменского отделения ГУМа и Церабкопа регулярно жертвовали «красному студенчеству, учащимся беднякам, детям инвалидов, красногвардейцев и партизан деньги, одежду и обувь» [39]. Активная благотворительная деятельность представителей торговой сферы в адрес тюменских школьников и студентов снимала остроту проблемы, но не решала ее окончательно.

Итогом Гражданской войны стало массовое социальное явление - детская беспризорность. В Тюмени в период нэпа для борьбы с беспризорничеством комиссией при Тюменском губисполкоме был разработан проект по прикреплению детских домов к рынкам, на предмет извлечения средств на содержание, согласно которому торговцы облагались дополнительным налогом в размере 10 % и натуральным налогом в 1% [40]. В 1920-е гг. в местной прессе ежедневно печатались сводки пожертвований горожан в пользу строительства детского городка для беспризорных детей. В заметках встречаются и фамилии многих нэпманов [41].

Укрепление внешнеторговых связей с Китаем и другими странами, развитие ярмарочных торгов могло значительно увеличить число благотворителей и суммы пожертвований на социальные нужды Тюмени.

В 1920-е гг. в России и Китае общества претерпевают изменения. В капиталистическом Китае 1920-х гг. общество испытывает влияние либеральных ценностей Европы и Америки. В социалистической России под влиянием новой идеологии создается новое общество. Однако, несмотря на существенные различия, оба государства нашли точки соприкосновения для возрождения и развития торговых связей. Китай в этот период был открыт, готов к сотрудничеству с другими странами мира. Особенностью России в данный период было желание расширить границы социалистического лагеря, вовлекая новые государства в строящуюся систему.

Взаимоотношения между Россией и Китаем были взаимовыгодными. Участвуя в развитии торговли зарождающегося советского государства, Китай приобретал опыт сотрудничества с социалистической страной, предоставлявшей обширный и перспективный рынок сбыта. Россия же, возлагавшая надежды на победу пролетариата в Китае, в свою очередь, получала сырье и возможность развивать отдельные регионы. Тюмень активно стремилась войти в число этих регионов, что позволяло ей эффективнее развиваться и решать социальные проблемы.

Литература и источники

1. Рейтинг стран мира по уровню социального прогресса. Гуманитарная энциклопедия: Исследования [Электронный ресурс] // Центр гуманитарных технологий, 2006-2019 (последняя редакция: 23.04.2019). URL: https://gtmarket.ru/research/social-progress-index/info

2. Индекс вовлечённости стран в международную торговлю. Гуманитарная энциклопедия: Исследования [Электронный ресурс] // Центр гуманитарных технологий, 2006-2019 (последняя редакция: 23.04.2019). URL: https://gtmarket.ru/ratings/the-global-enabling-trade-index/info

3. Суходолов Я.А. Современное состояние и перспективы развития внешней торговли России с Китаем // Российско-китайские исследования. - 2017. - Т.1. - №1. - С. 43-49.

4. Ван Нана. Анализ ситуации и тенденций экономического сотрудничества России и Китая в 2010-2015 гг. // Российско-китайские исследования. - 2017. - Т.1. - №1. - С. 87-94.

5. Вычугжанин А. Тюмень-Китай: прошлое, настоящее, будущее [Электронный ресурс] // Тюменская область сегодня. -Тюмень, 2016. - 25 июля. URL: https://tumentoday.ru/2016/07/25/tyumen-kitaj-proshloe-nastoyashee-budushee/

6. Белов С.Л. Еврейские сюжеты: записки краеведа. - Тюмень: Мандр и Ка, 2009. - 308 с.

7. Дубовская Е.М. Дом Пионеров. История Тюменской пионерской организации: [альбом]. - Тюмень: Тюменский дом печати, 2017.

8. Информация о сотрудничестве Тюменской области с Китайской Народной Республикой. Деловой портал Правительства Тюменской области [Электронный ресурс] // Департамент инвестиционной политики и государственной поддержки предпринимательства Тюменской области, 2008-2019 (последняя редакция: 22.12.2018). URL: http://www.tyumen-region.ru/ved/cooperation/international/china/?special_version=Y

9. Государственный архив Тюменской области (ГАТО). Ф. 90. Тюменская товарная биржа. Оп. 1. Д. 104.

10. Флоринский А. К восстановлению Тюменской сырьевой ярмарки // Красные вехи. - Тюмень, 1924. - №15. - С. 15.

11. Черняк И. С. Ярмарки-выставки как вид оптовой торговли // Известия Байкальского государственного университета. - 2002. - Т.4. - С. 1.

12. Корсукова О.О. Возрождение Тюменской сырьевой ярмарки в 1924 году // Вестник Челябинского государственного университета. 2014. - №22 (351). История. - Вып. 61. - С. 70-72.

13. ГАТО. Ф. 90. Тюменская товарная биржа. Оп. 1. Д. 63.

14. Корсукова О.О. Развитие торговли в городе Тюмени (1920-1930-е гг.). Дисс. ... канд. ист. наук. - Тюмень, 2017.

15. Больше рекламы, больше объявлений // Красное знамя. - Тюмень, 1927. - №120. - С. 4.

16. На ярмарку приглашаются китайские купцы // Красное знамя. - Тюмень, 1927. - №122. - С. 4.

17. Западный Китай за участие на Тюменской ярмарке (беседа с уполномоченным западно-китайского купечества и членом Российской восточной торговой палаты господином Туз Мухаметовым) // Красное знамя. - Тюмень, 1927. - №153. - С. 4.

18. ГАТО. Ф. 90. Тюменская товарная биржа. Оп. 1. Д. 5. Л. 89.

19. ВКП (б) в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов. Ч. 1.: 1898-1925. - Л., 1940. - С. 584.

20. Вонючий нэпман // Трудовой набат. - Тюмень, 1923. - №186. - С. 4.

21. ГАСПИТО. Ф. 1. Тюменский губернский комитет РКП (б). Оп. 1. Д. 410. Л. 36.

22. ГАСПИТО. Ф. 1. Тюменский губернский комитет РКП (б). Оп. 1. Д. 357. Л. 51.

23. Пожертвования в Последгол// Трудовой набат. - Тюмень, 1923. - №56. - C. 3.

24. ГАТО. Ф 629. Тюменское городское отделение Государственного универсального магазина. Оп. 2. Д. 12. Л. 45.

25. ГАТО. Ф. 629. Тюменское городское отделение Государственного универсального магазина. Оп. 2. Д. 1. Л. 1.

26. Отчетный доклад тов. Ф.А. Павлова о работе Тюменского Горкома ВКП (б): торговля // Красное знамя. - Тюмень, 1935. -№76. - С. 4.

27. ГАТО. Ф. 770. Тюменский городской отдел торговли исполнительного комитета Совета народных депутатов. Оп. 1. Д. 10. Л. 46.

28. ГАСПИТО. Ф. 7. Тюменский Горком ВКП (б). Оп. 1. Д. 195. Л. 6.

29. Кружинов В.М. Тюмень и тюменцы в 1920-е годы // Земля Тюменская: ежегодник Тюменского областного краеведческого музея: 2002. Вып. 16. - Тюмень, 2003. - С. 90.

30. ГАСПИТО. Ф. 7. Тюменский Горком ВКП (б). Оп. 1. Д. 292. Л. 24.

31. Вечер кооперации в Заречьи // Трудовой набат. - Тюмень, 1923. - №153. - С. 4.

32. Базарная площадь будет вымощена // Красное знамя. - Тюмень, 1927. - №142. - С. 4.

33. Как бы им помочь // Трудовой набат. - Тюмень, 1923. - №30. - С. 3.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

34. ГАТО. Ф. 5. Тюменский городской Совет народных депутатов и его исполнительный комитет. Оп. 1. Д. 26. Л. 7.

35. ГАТО. Ф. 14. Отдел здравоохранения Тюменского губернского исполкома Советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов. Оп. 1. Д. 13. Л. 7.

36. Отзывчивый нэпман // Трудовой набат. - Тюмень, 1923. - №277 - С. 4.

37. «Наш ответ Чемберлену» // Красное знамя. - Тюмень, 1927. - №144 - С. 4.

38. Радиоволнами свяжем страну с Дальневосточным краем // Красное знамя. - Тюмень, 1929. - №274 - С. 4.

39. Торговля по заказам потребителя // Красное знамя. - Тюмень, 1929. - №251. - С. 3.

40. ГАСПИТО. Ф. 1. Тюменский губернский комитет РКП(б). Оп. 1. Д. 260. Л. 57.

41. Поможем беспризорным детям: наши взносы и вызовы // Трудовой набат. - Тюмень, 1926. - №56. - С. 4.

References and Sources

1. Rejting stran mira po urovnyu social'nogo progressa. Gumanitarnaya enciklopediya: Issledovaniya [Elektronnyj resurs] // Centr gumanitarnyh tekhnologij, 2006-2019 (poslednyaya redakciya: 23.04.2019). URL: https://gtmarket.ru/research/social-progress-index/info

2. Indeks vovlechyonnosti stran v mezhdunarodnuyu torgovlyu. Gumanitarnaya enciklopediya: Issledovaniya [Elektronnyj resurs] // Centr gumanitarnyh tekhnologij, 2006-2019 (poslednyaya redakciya: 23.04.2019). URL: https://gtmarket.ru/ratings/the-global-enabling-trade-index/info

3. Suhodolov YA.A. Sovremennoe sostoyanie i perspektivy razvitiya vneshnej torgovli Rossii s Kitaem // Rossijsko-kitajskie issledovaniya. - 2017. -T.1. - №1. - S. 43-49.

4. Van Nana. Analiz situacii i tendencij ekonomicheskogo sotrudnichestva Rossii i Kitaya v 2010-2015 gg. // Rossijsko-kitajskie issledovaniya. - 2017. - T.1. - №1. - S. 87-94.

5. Vychugzhanin A. Tyumen'-Kitaj: proshloe, nastoyashchee, budushchee [Elektronnyj resurs] // Tyumenskaya oblast' segodnya. - Tyumen', 2016. -25 iyulya. URL: https://tamentoday.ru/2016/07/25/tyumen-kitaj-proshloe-nastoyashee-budushee/

6. Belov S.L. Evrejskie syuzhety: zapiski kraeveda. - Tyumen': Mandr i Ka, 2009. - 308 s.

7. Dubovskaya E.M. Dom Pionerov. Istoriya Tyumenskoj pionerskoj organizacii: [al'bom]. - Tyumen': Tyumenskij dom pechati, 2017.

8. Informaciya o sotrudnichestve Tyumenskoj oblasti s Kitajskoj Narodnoj Respublikoj. Delovoj portal Pravitel'stva Tyumenskoj oblasti [Elektronnyj resurs] // Departament investicionnoj politiki i gosudarstvennoj podderzhki predprinimatel'stva Tyumenskoj oblasti, 2008-2019 (poslednyaya redakciya: 22.12.2018). URL: http://www.tyumen-region.ru/ved/cooperation/international/china/?special_version=Y

9. Gosudarstvennyj arhiv Tyumenskoj oblasti (GATO). F. 90. Tyumenskaya tovarnaya birzha. Op. 1. D. 104.

10. Florinskij A. K vosstanovleniyu Tyumenskoj syr'evoj yarmarki // Krasnye vekhi. - Tyumen', 1924. - №15. - S. 15.

11. CHernyak I.S. YArmarki-vystavki kak vid optovoj torgovli // Izvestiya Bajkal'skogo gosudarstvennogo universiteta. - 2002. - T.4. - S. 1.

12. Korsukova O.O. Vozrozhdenie Tyumenskoj syr'evoj yarmarki v 1924 godu // Vestnik CHelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta. 2014. - №22 (351). Istoriya. - Vyp. 61. - S. 70-72.

13. GATO. F. 90. Tyumenskaya tovarnaya birzha. Op. 1. D. 63.

14. Korsukova O.O. Razvitie torgovli v gorode Tyumeni (1920-1930-e gg.). Diss. ... kand. ist. nauk. - Tyumen', 2017.

15. Bol'she reklamy, bol'she ob"yavlenij // Krasnoe znamya. - Tyumen', 1927. - №120. - S. 4.

16. Na yarmarku priglashayutsya kitajskie kupcy // Krasnoe znamya. - Tyumen', 1927. - №122. - S. 4.

17. Zapadnyj Kitaj za uchastie na Tyumenskoj yarmarke (beseda s upolnomochennym zapadno-kitajskogo kupechestva i chlenom Rossijskoj vostochnoj torgovoj palaty gospodinom Tuz Muhametovym) // Krasnoe znamya. - Tyumen', 1927. - №153. - S. 4.

18. GATO. F. 90. Tyumenskaya tovarnaya birzha. Op. 1. D. 5. L. 89.

19. VKP (b) v rezolyuciyah i resheniyah s"ezdov, konferencij i plenumov. CH. 1.: 1898-1925. - L., 1940. - S. 584.

20. Vonyuchij nepman // Trudovoj nabat. - Tyumen', 1923. - №186. - S. 4.

21. GASPITO. F. 1. Tyumenskij gubernskij komitet RKP (b). Op. 1. D. 410. L. 36.

22. GASPITO. F. 1. Tyumenskij gubernskij komitet RKP (b). Op. 1. D. 357. L. 51.

23. Pozhertvovaniya v Posledgol// Trudovoj nabat. - Tyumen', 1923. - №56. - C. 3.

24. GATO. F 629. Tyumenskoe gorodskoe otdelenie Gosudarstvennogo universal'nogo magazina. Op. 2. D. 12. L. 45.

25. GATO. F. 629. Tyumenskoe gorodskoe otdelenie Gosudarstvennogo universal'nogo magazina. Op. 2. D. 1. L. 1.

26. Otchetnyj doklad tov. F.A. Pavlova o rabote Tyumenskogo Gorkoma VKP (b): torgovlya // Krasnoe znamya. - Tyumen', 1935. - №76. - S. 4.

27. GATO. F. 770. Tyumenskij gorodskoj otdel torgovli ispolnitel'nogo komiteta Soveta narodnyh deputatov. Op. 1. D. 10. L. 46.

28. GASPITO. F. 7. Tyumenskij Gorkom VKP (b). Op. 1. D. 195. L. 6.

29. Kruzhinov V.M. Tyumen' i tyumency v 1920-e gody // Zemlya Tyumenskaya: ezhegodnik Tyumenskogo oblastnogo kraevedcheskogo muzeya: 2002. Vyp. 16. - Tyumen', 2003. - S. 90.

30. GASPITO. F. 7. Tyumenskij Gorkom VKP (b). Op. 1. D. 292. L. 24.

31. Vecher kooperacii v Zarech'i // Trudovoj nabat. - Tyumen', 1923. - №153. - S. 4.

32. Bazarnaya ploshchad' budet vymoshchena // Krasnoe znamya. - Tyumen', 1927. - №142. - S. 4.

33. Kak by im pomoch' // Trudovoj nabat. - Tyumen', 1923. - №30. - S. 3.

34. GATO. F. 5. Tyumenskij gorodskoj Sovet narodnyh deputatov i ego ispolnitel'nyj komitet. Op. 1. D. 26. L. 7.

35. GATO. F. 14. Otdel zdravoohraneniya Tyumenskogo gubernskogo ispolkoma Sovetov rabochih, krest'yanskih i krasnoarmejskih deputatov. Op. 1. D. 13.L. 7.

36. Otzyvchivyj nepman // Trudovoj nabat. - Tyumen', 1923. - №»277 - S. 4.

37. «Nash otvet CHemberlenu» // Krasnoe znamya. - Tyumen', 1927. - №»144 - S. 4.

38. Radiovolnami svyazhem stranu s Dal'nevostochnym kraem // Krasnoe znamya. - Tyumen', 1929. - №»274 - S. 4.

39. Torgovlya po zakazam potrebitelya // Krasnoe znamya. - Tyumen', 1929. - №»251. - S. 3.

40. GASPITO. F. 1. Tyumenskij gubernskij komitet RKP(b). Op. 1. D. 260. L. 57.

41. Pomozhem besprizornym detyam: nashi vznosy i vyzovy // Trudovoj nabat. - Tyumen', 1926. - №56. - S. 4.

КОРСУКОВА ОЛЕСЯ ОЛЕГОВНА - кандидат исторических наук, ведущий библиотекарь Тюменского государственного университета (o.o.korsukova@utmn.ru).

KORSUKOVA, OLESYA O. - Ph.D. in History, Lead Librarian of Tyumen State University (o.o.korsukova@utmn.ru)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.