Научная статья на тему 'Тёсы — мистические охранители и покровители освоенного пространства в традиционной культуре хакасов (конец XIX — середина XX века)'

Тёсы — мистические охранители и покровители освоенного пространства в традиционной культуре хакасов (конец XIX — середина XX века) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
157
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
хакасы / традиция / мировоззрение / шаманизм / культ / фетиш / тöс’ы / обряды / Khakases / tradition / worldview / shamanism / cult / fetish / tӧs’es / rituals

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Бурнаков Венарий Алексеевич

В статье рассматривается культ тёсов (тöс’ов) — тот феномен, который возник и существовал в традиционной среде, где форма отношений между миром видимым (рациональным) и невидимым (иррациональным) характеризуется отсутствием жестких непреодолимых границ. Более того, в религиозно-мифологическом сознании этого народа красной линией проходит идея непосредственного пересечения этих миров и, как результат, их постоянное взаимовлияние друг на друга. Периодическое нарушение этих связей, как полагали верующие, приводило к дисбалансу в природе и жизни людей. Для последних же это оборачивалось различными бедствиями и несчастьями. Обрядовая практика традиционного общества в этом случае была направлена на восстановление нарушенного баланса и, как следствие, разрешение возникающих противоречий между мирами и защиту жизненных интересов людей. Огромная роль в этом процессе отводилась служителям культа, в том числе и шаманам, а также непосредственно тöс’ам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Бурнаков Венарий Алексеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Tös’es — Mystical Protectors and Patrons of the Developed Space in the Traditional Khakas Culture (the end of 19th — the middle of 20th century)

Tös’es cult — this is a phenomenon that has arisen and existed in a traditional environment, where the shape of the relationship between the world, visible (rational) and invisible (irrational) is characterized by the absence of rigid insurmountable boundaries. Moreover, in the religious-mythological consciousness of the people the idea of a red line runs direct intersection of these worlds, and as result of their constant interaction with each other. Recurring violation of these relations, in the opinion of the faithful led to an imbalance in nature and human life. For the latter, this is turning into a variety of disasters and calamities.

Текст научной работы на тему «Тёсы — мистические охранители и покровители освоенного пространства в традиционной культуре хакасов (конец XIX — середина XX века)»

DOI 10.24411/9999-001А-2018-10034 УДК 395+397+398

В.А. Бурнаков

Институт археологии и этнографии СО РАН

venariy@ngs.ru

Тёсы — мистические охранители и покровители освоенного пространства в традиционной культуре хакасов (конец XIX — середина XX века)

Аннотация

В статье рассматривается культ тёсов (тос'ов) — тот феномен, который возник и существовал в традиционной среде, где форма отношений между миром видимым (рациональным) и невидимым (иррациональным) характеризуется отсутствием жестких непреодолимых границ. Более того, в религиозно-мифологическом сознании этого народа красной линией проходит идея непосредственного пересечения этих миров и, как результат, их постоянное взаимовлияние друг на друга. Периодическое нарушение этих связей, как полагали верующие, приводило к дисбалансу в природе и жизни людей. Для последних же это оборачивалось различными бедствиями и несчастьями. Обрядовая практика традиционного общества в этом случае была направлена на восстановление нарушенного баланса и, как следствие, разрешение возникающих противоречий между мирами и защиту жизненных интересов людей. Огромная роль в этом процессе отводилась служителям культа, в том числе и шаманам, а также непосредственно тос'ам.

Ключевые слова: хакасы, традиция, мировоззрение, шаманизм, культ, фетиш, тос'ы, обряды

V.A. Burnakov Institute of Archeology and Ethnography (Siberian Branch of Russian Academy of Sciences, Novosibirsk)

venariy@ngs.ru

Tos'es — Mystical Protectors and Patrons of the Developed Space in the Traditional Khakas Culture

(the end of 19th — the middle of 20th century)

Abstract

Tos'es cult — this is a phenomenon that has arisen and existed in a traditional environment, where the shape of the relationship between the world, visible (rational) and invisible (irrational) is characterized by the absence of rigid insurmountable boundaries. Moreover, in the religious-mythological consciousness of the people the idea of a red line runs direct intersection of these worlds, and as result of their constant interaction with each other. Recurring violation of these relations, in the opinion of the faithful led to an imbalance in nature and human life. For the latter, this is turning into a variety of disasters and calamities.

Key words: Khakases, tradition, worldview, shamanism, cult, fetish, tos'es, rituals

В мифо-ритуальной практике хакасов существенное место отводилось фетишизму. В российской этнографической науке под этим термином принято понимать «совокупность религиозных представлений, наделяющих сверхъестественными свойствами неодушевленные материальные объекты, чем вызывается особое, религиозное к ним отношение» [Кабо, 1993, с. 212]. Хакасы называли фетиши тос'ами.

В традиционном сознании хакасов с его ярко выраженным анимистическим мировосприятием данные культовые предметы устойчиво осмыслялись в качестве вместилища разнообразных по своим характеристикам духов. Полагали, что они оказывают огромное влияние на жизнь и судьбу людей. Верили, что они обладают особыми сверхъестественными возможностями, в том числе и негативными — болезнетворными, а порой и разрушительными. Степень положительного или отрицательного воздействия

на людей полностью зависела от их благорасположения. Для того чтобы добиться покровительства духов, верующим необходимо было придерживаться строго регламентированной системы норм коммуникации с ними. Главным образом это выражалось в особых формах почитания и поклонения фетишам, соблюдении определенной последовательности этих действий, выборе жертвуемой пищи и времени ее подношения. Кроме того, для посторонних людей в отношении этих сакральных предметов налагалось полное табу. Необходимо заметить, что в процессе поклонения им большое значение имела половая принадлежность отправителей обряда. Мужчины и женщины обычно почитали лишь своих духов. Это соответствовало их семантическому делению на мужские и женские тос'ы, в связи с чем Н.Ф. Ката-нов отмечал, что «божку "тилег" шаманит женщина, божку "каджай" шаманить также женщина, божку

"заяц" шаманит мужчина, божку "широкому" шаманит также мужчина, а божку "медведю" шаманят и кормят его старухи» [1897, с. 100]. Эта норма находила свое выражение в соответствующем их размещении на женской или на мужской половинах юрты. При этом половая идентификация самого божка не имела принципиального значения [Катанов, 1907, с. 409—411, 505]. Подобная специализация тос'ов отнюдь не означала того обстоятельства, при котором остальные члены семьи могли бы игнорировать их. Хакасы были убеждены, что при непочтительном или неправильном к себе отношении тос'ы насылали на людей болезни и другие несчастья.

По традиции месторасположение каждого тос'а определялось его мифо-ритуальным статусом и функциональной спецификой. Тос'ы располагались как в жилище, так и за его пределами. Е.К. Яковлев отмечал: «Часть идолов, имеющих более общее значение покровителей вообще, покровителей скота, ставятся наружи юрты, на огороже скотских загонов, наконец, на степи или пастбищ; таковы идолы кус тос, тилег тос, ильгерка тос, чалмул изык и др. Другая часть идолов, имеющая отношение скорее к благополучию внутренних обитателей юрты, помещается внутри нее на строго указанных местах; третьи прячутся в абдра (ящички, шкатулки. — В.Б.), сундуки и вынимаются при случае» [1900, с. 109]. Однако во всем своем многообразии фетиши все же были представлены лишь в интерьере юрты. Кроме того, у северных хакасов — кызыльцев — помимо юрт и летних кухонь (шайрыиб) тос'ы нередко располагались и в специальных домашних кумирнях. Они имели вид небольших срубных амбаров [Усманова, 1975, с. 206]. Следует отметить, что эти сооружения могли одновременно использоваться не только в религиозных, но и в утилитарных целях, например как хозяйственные строения. При этом используемые помещения для тос'ов были нежилыми. Детей и посторонних лиц туда не пускали. Их обычно называли тосп'г киртпе (букв. «амбар с фетишами») или а'бееж/'к (букв. «маленькая крепость»).

В религиозно-мифологическом сознании хакасов тос'ы нередко мыслились в качестве важнейших гениев-охранителей жилища и всех его обитателей. На данный сакральный аспект фетишей вслед за многими исследованиями обратил внимание и В.Я. Бута-наев, сообщив о том, что «тёси-фетиши считались оберегами (хуях) юрты, стражами (хадарчы) или ее хозяевами (ээз^» [1986, с. 91].

По внешнему виду, материалу изготовления и масштабам тос'ы были представлены в большом многообразии. Они имели антропоморфный, зооморфный и иные виды, причем как реалистичные, так и весьма условные, в связи с чем С.В. Иванов отмечал, что «не всегда легко различимы даже антропоморфные и зооморфные элементы изображений, неясно иногда, один или два антропоморфных образа представлены на одном тосе» [1979, с. 127]. Так, например, одни из тос'ов представляли собой куски ткани прямоугольной формы, на которых были изображены антропоморфные фигуры и деревья. Другие же изготавливались из дерева. Они, как правило, имели форму развилки, к верхним концам которых крепились кусочки бересты или ткани, перья и веревочки (нередко из конского волоса или сухожилий и др.).

Кроме этого, были распространены фетиши, состоявшие лишь из одной цилиндрической деревянной основы с прикрепленной к ней лоскутками кожи, меха или ткани. Были представлены вырезанные из дерева или вылепленные из глины антропоморфные и иные скульптуры. Известны тос'ы, мастерившиеся из коры тополя. Встречались фетиши в виде связки калачиков, мужских и женских рубах. Помимо того, отдельные фетиши имели вид целых шкурок или высушенных тушек мелких животных (колонка, хорька, белки, летучей мыши, крота), черепов росомах, голов зайцев, медвежьих лап, а также кусочков меха диких животных, их сухожилий, пучков птичьих перьев и др. Следует добавить, что и масштабы тос'ов варьировались от 12—16 см до полуметра и выше.

Разнообразие внешних параметров тос'ов и их семантики во многом определялось внутриэтниче-ским составом хакасов. У различных субэтнических групп — сагайцев, бельтыров, койбалов, качинцев и кызыльцев — имелись как внешне схожие фетиши, так и идентичные по названию, но отличные по содержанию и форме. Кроме того, были представлены и специфические, присущие исключительно лишь одной из групп хакасов [Катанов, 1907, с. 411; Иванов, 1979, с. 127]. Вместе с тем следует отметить и то обстоятельство, что в процессе заключения браков между представителями различных субэтнических групп хакасов соответствующие тос'ы могли переходить от одних к другим. При этом, очевидно, некоторые из них в новой среде подвергались определенным новациям. Это, в свою очередь, могло привести к некоторым их модификациям либо отказу от них в пользу новых.

Субэтническая специфика выражалась и в численном составе тос'ов. По этнографическим сведениям, самый многочисленный набор этих культовых предметов был выявлен у кызыльцев. Их количество доходило до тридцати [Клеменц, 1892, с. 25—34].

Наличие и конкретный состав тос'ов также могли существенно варьироваться и внутри каждой из этих субэтнических групп хакасов. Более того, в каждом роду и семье имелись свои индивидуальные потребности, связанные с изготовлением новых фетишей. Среди наиболее распространенных обстоятельств их изготовления обычно выделялись такие как серьезное заболевание кого-то из членов семьи, неудача в хозяйственной, промысловой и иной деятельности и др. Кроме того, следует учитывать и тот факт, что сами сверхъестественные существа по своим демонологическим характеристикам и степени воздействия были крайне неоднородны. Это не могло не отразиться и на соответствующих свойствах и признаках тос'ов. В этой связи весьма уместными являются замечания А.В. Адрианова о специфике религиозного восприятия хакасами этих сакральных предметов. Ученый писал: «Как многочисленны болезни человека и животных и различные напасти, так многочисленны и те символические изображения духов, их производящих» [Адрианов, 1904, с. 37].

Сакральные функции тос'ов, как уже было отмечено, были чрезвычайно обширны. Они преимущественно определялись социально-хозяйственным укладом жизни и связанными с ним религиозно-мифологическими представлениями и лечебными потребностями, в результате чего хакасы выделяли

фетиши, покровительствующие скотоводству, охоте и земледелию [Катанов, 1907, с. 409—597; Потапов, 1956, с. 394], а также чрезвычайно широко были представлены так называемые медицинские тбс'ы и тбс'ы, связанные с плодородием. Они «отвечали» за сохранение жизни и здоровья людей и, конечно же, за благополучное воспроизводство потомства, в связи с чем Е.К. Яковлев, конкретизируя функциональную направленность каждого тос'а, писал: «Божок "тилег" помогает хворым телятам; "каджай" помогает в тех случаях, когда у коровы болят соски, а у детей паршивеет голова; "чалбак" приносит выздоровление хворающим лошадям и крупному рогатому скоту: "аба" излечивает от кашля, насморка, озноба, лихорадки; "алтын" помогает при детских болезнях, "холна" — когда "схватит за сердце" и пр.» [1900, с. 108—109].

Многие божки порой ставились и в превентивных целях. Следует заметить, что если обозначенная хозяйственная, лечебная и иная их специализация тос'ов хорошо фиксировалась в конце XIX в., то к середине XX в. постепенно осуществлялась нивелировка этих представлений. Подобная специализация стала носить весьма условный характер. В сознании верующих ритуальные функции многих тос'ов тесно переплетались, дополняя, а порой дублируя друг друга.

По традиционным представлениям хакасов в целях избавления либо превентивного отведения от домочадцев всевозможных несчастий и болезней, а также для установления или сохранения стабильности и благополучия и, конечно же, для привлечения удачи в делах обычно обращались к «знающим лицам». В их число, как известно, входили и шаманы. Они проводили соответствующие обрядовые действа, в том числе и в отношении тос'ов, в связи с чем эти фетиши выступали важнейшей составляющей шаманского культа. Их изготавливали, как правило, по указанию шамана, а нередко и при его непосредственном участии [Островских, 1895, с. 338; Катанов, 1907, с. 411; Адрианов, 1909, с. 522; Шибаева, 1950, с. 46; Потапов, 1956, с. 395; Усманова, 1975, с. 206 и др.].

В традиционной культуре именно шаман в целях избавления от негативного влияния духов совершал специальный ритуал, посредством которого он, в одном случае, приглашал духа — будущего семейного благодетеля — и «помещал» его в соответствующий материальный предмет. В иных случаях, наоборот, чтобы обезопасить людей от того или иного невидимого вредителя, шаман заключал его в соответствующее изделие. В процессе этих сакральных действ хам (шаман) совершал своеобразное «оживление» или «одухотворение» конкретного тос'а в его новой материальной форме. По завершении этого акта он давал необходимые рекомендации домохозяевам по обрядовой практике в отношении этого фетиша.

Необходимо пояснить, что само это действо, главным образом, выражалось в периодических молитвенных обращениях к божкам, обязательно сопровождавшихся «кормлением» их специализированной пищей, окуриванием и другими действиями. Особое внимание придавалось времени, когда должен был осуществляться акт почитания того или иного тос'а. При этом должна была строго соблю-

даться уже отмеченная очередность поклонения фетишам и в целом последовательность всех этих ритуальных действ. На данные нормы в свое время обратил внимание Е.К. Яковлев, сообщавший, что «для каждого из таких идолов детально установлены: случаи ставления, порядок чествования, время обращения к идолу и место, которое всегда занимает идол» [1900, с. 109]. Н.Ф. Катанов представил более конкретизированные сведения об этом: «Божка "тилег" кормят днем в обеденное время, божка "каджай" вечером, когда со степи возвращается скот, божка "чалбак" утром и днем, божка "кинэн" в эту же пору или вечером, божка "медведя" кормят ночью, а божка "зайца" также днем» [Катанов, 1897, с. 101].

Шаманы и домохозяева ставили тос'ы на различный срок. Обычно этот период определялся степенью эффективности основных функций фетиша. При ненадлежащем исполнении отведенной ему роли верующие отправляли «провинившегося» божка в отставку, замещая новым. Подобная ротация могла осуществляться двумя способами. Во-первых, изготавливался новый фетиш. При этом смена материальной формы не всегда отражалась на духовной сути этого объекта. Почитался все тот же дух, например, предка, но уже в новом обличии. Полагали, что «новоявленный» тос приступал к исполнению своих обязанностей со свежей силой и большим потенциалом. Во-вторых, нередко были вынуждены ставить совершенно иного вида тос'а. Следовательно, верующие переориентировались на ритуальную практику, направленную в отношении другого духа. Необходимо заметить, что среди хакасов имели распространение и такие фетиши, которые использовались лишь на протяжении чрезвычайно короткого времени, а именно на период совершаемого обряда. Основная цель этого шаманского действа заключалась в том, чтобы отделить и изолировать вредоносного демона от людей. Для этого его помещали в специально приготовленный предмет. По окончанию ритуала это изделие с вселенным в него злым духом обычно зарывалось или выбрасывалось в специальные места — «туда, куда не ступает нога человека», либо сплавлялось вниз по реке. О данных магических манипуляциях, например, сообщал Н.Ф. Катанов. Ученый писал о том, что в тот день, когда должно было состояться камлание, из грязи лепили фигурки змеи, ящерицы и лягушки. Данный набор изделий назывался илгерге. По завершении обряда этот тос относили в лес [Катанов, 1907, с. 596]. К числу подобных ритуальных предметов относилась и Хара Ымай (букв. Черная Умай). По этнографическим сведениям, хакасы изготавливали ее из глины в случаях массовой гибели детей от различных болезней. Непосредственная включенность шамана в мифо-ритуальный комплекс, связанный с культом тос'ов, значительно усиливала и без того обостренное чувство опасения и даже трепетного страха верующих перед этими культовыми изделиями. Данное обстоятельство способствовало тому, что в сознании некоторых хакасов, в большей степени обрусевших, фетиши устойчиво ассоциировались с шаманом. Это нашло отражение в соответствующем лексическом обозначении этих ритуальных предметов. Порой их образно называли шаманами.

Таким образом, изложенный материал позволяет

сделать вывод о том, что в культуре хакасов тос'ы олицетворяли собой разнообразных по своей природе сверхъестественных существ. Из их числа выделялись духи-покровители, духи предков, а также зловредные духи. Их функции были разнообразны. В целом же они были призваны обеспечивать приемлемые условия жизни верующих, успех в хозяйственной деятельности, защиту от злой силы, исцелять и сохранять здоровье. Специфика каждого тос'а символически выражалась самой его структурой, формой и материалом, из которого он изготавливался. В отношении каждого из них была выработана определенная система норм обращения.

Культ тос'ов у хакасов мог возникнуть и существовать в традиционной среде, где форма отношений между миром видимым (рациональным) и невидимым (иррациональным) характеризуется отсутствием жестких непреодолимых границ. Более того, в религиозно-мифологическом сознании этого народа красной линией проходит идея непосредственного пересечения этих миров и, как результат, их постоянное взаимовлияние друг на друга. Периодическое нарушение этих коммуникационных связей, как полагали верующие, приводило к дисбалансу в природе и жизни людей. Для последних же это оборачивалось различными бедствиями и несчастьями. Обрядовая практика традиционного общества в этом случае была направлена на восстановление нарушенного баланса и, как следствие, разрешение возникающих противоречий между мирами и защиту жизненных интересов людей. Огромная роль в этом процессе отводилась служителям культа, в том числе и шаманам, а также непосредственно тос'ам.

Список литературы

1. Адрианов А.В. Очерки Минусинского края. Отдельный оттиск из «Сибирского Торгово-Промышленного Календаря» на 1904 г. — Томск: Паровая типо-лит. П.И. Макушина, 1904. — 62 с.

2. Адрианов А.В. Айран в жизни минусинского инородца // Записки ИРГО по отд. этногр., 1909. — Т. 34. — С. 489—524.

3. Бутанаев В.Я. Почитание тёсей у хакасов // Традиционная культура народов Центральной Азии. — Новосибирск: Наука, 1986. — С. 89—112.

4. Иванов С.В. Скульптура алтайцев, хакасов и сибирских татар (XVIII — первая четверть XX в.). — Л.: Наука, 1979. — 195 с.

5. Кабо В.Р. Фетишизм // Свод этнографических понятий и терминов. Религиозные верования. — М.: Наука, 1993. — Вып. 5. — С. 212—214.

6. Катанов Н.Ф. Отчет о поездке, совершенной с 15 мая по 1 сент. 1896 г. в Минусинский округ Енисейской губернии. — Казань: Типо-лит. Имп. Казан. унта, 1897. — 104 с.

7. Катанов Н.Ф. Наречия урянхайцев (сойотов), абаканских татар и карагасов: (Образцы народной литературы тюркских племен, изданные В.В. Радловым).

— СПб., 1907. — Т. 9. — 640 с.

8. Клеменц Д.А. Заметка о тюсях // Изв. ВСО ИРГО, 1892. — Т. XXIII. — № 4—5. — С. 23—35.

9. Островских П.Е. Этнографические заметки о тюрках Минусинского края // Живая старина, 1895. — Вып. 3—4. — С. 297—348.

10. Потапов Л.П. Хакасы // Народы Сибири. — М.-Л.: Изд-во Аакд. наук СССР, 1956. — С. 376—419.

11. Усманова М.С. Культ тёсей у кызыльцев // Из истории Сибири. — Томск: Изд-во Том. гос. ун-та, 1975. — Вып. 16. — С. 206—215.

12. Шибаева Ю.А. Из истории хакасского жилища // Краткие сообщения Института этнографии. — Т. 10.

— М.: Изд-во Акад. наук СССР, 1950. — С. 40—53.

13. Яковлев Е.К. Этнографический обзор инородческого населения долины Южного Енисея и Объяснительный каталог Этнографического отдела музея. Описание Минусинского музея. — Вып. 4. — Минусинск: Тип. В.И. Корнакова, 1900. — 212 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.