Научная статья на тему 'ТЫЛОВЫЕ СТРОКИ ЗАБЫТОЙ ИСТОРИИ ИЗ ДНЕВНИКА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНИКА ПЕРИОДА ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ'

ТЫЛОВЫЕ СТРОКИ ЗАБЫТОЙ ИСТОРИИ ИЗ ДНЕВНИКА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНИКА ПЕРИОДА ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
69
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА / ТЫЛОВОЙ ДНЕВНИК / ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА / ДИСТАНЦИЯ ПУТИ / ПУТЬ И ПУТЕВОЕ ХОЗЯЙСТВО / ПУТЕВОЙ ОБХОДЧИК

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ешпанов В.С.

Данное исследование посвящено проблеме тыловой повседневности. Представленная статья основана преимущественно на источнике личного происхождения - дневнике воспоминания военного времени. Предметом исследования был выбран дневник тылового железнодорожника Ешпанова Жубана, в котором много интересных фактов и историй из повседневной жизни тех лет. Он описывает в своих дневниковых записях реальные исторические события, свои личные переживания. Дневник путейца - это повествование от первого лица о суровых и героических буднях. В дневнике содержится множество сведений о системе снабжения и питания рабочих и служащих: стахановские соревнования, стратегии выживания, способы адаптации. В рукописном дневнике оставлены небольшие записи о положении дел в тылу, словно документальная хроника. Это наследие можно использовать для воссоздания фронтовой и тыловой повседневности героических будней советских железнодорожников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Ешпанов В.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BACK LINE OF A FORGOTTEN HISTORY FROM THE DIARY OF RAILWAY PERIOD OF THE GREAT PATRIOTIC WAR

This research is devoted to the problem of everyday life in the rear. The presented article is mainly based on a source of personal origin - a wartime memoir diary. The subject of the study was the diary of the rear railroad worker Eshpanov Zhuban, which contains many interesting facts and stories from the daily life of those years. He describes in his diary entries real historical events, his personal experiences. The pathman's diary is a first-person narrative about the harsh and heroic everyday life. The diary contains a lot of information about the supply and nutrition system of workers and employees: Stakhanov's competitions, survival strategies, methods of adaptation. The handwritten diary contains small notes about the state of affairs in the rear, like a documentary chronicle. This legacy can be used to recreate the front and rear everyday life of the heroic everyday life of Soviet railroad workers.

Текст научной работы на тему «ТЫЛОВЫЕ СТРОКИ ЗАБЫТОЙ ИСТОРИИ ИЗ ДНЕВНИКА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНИКА ПЕРИОДА ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ»

ТЫЛОВЫЕ СТРОКИ ЗАБЫТОЙ ИСТОРИИ ИЗ ДНЕВНИКА

ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНИКА ПЕРИОДА ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

В.С. Ешпанов, д-р истор. наук, профессор Казахский университет технологии и бизнеса (Казахстан, г. Нур-Султан)

DOI:10.24412/2500-1000-2021-3-2-166-168

Аннотация. Данное исследование посвящено проблеме тыловой повседневности. Представленная статья основана преимущественно на источнике личного происхождения - дневнике воспоминания военного времени. Предметом исследования был выбран дневник тылового железнодорожника Ешпанова Жубана, в котором много интересных фактов и историй из повседневной жизни тех лет. Он описывает в своих дневниковых записях реальные исторические события, свои личные переживания. Дневник путейца -это повествование от первого лица о суровых и героических буднях. В дневнике содержится множество сведений о системе снабжения и питания рабочих и служащих: стахановские соревнования, стратегии выживания, способы адаптации. В рукописном дневнике оставлены небольшие записи о положении дел в тылу, словно документальная хроника. Это наследие можно использовать для воссоздания фронтовой и тыловой повседневности героических будней советских железнодорожников.

Ключевые слова: Великая Отечественная война; тыловой дневник; железная дорога; дистанция пути; путь и путевое хозяйство; путевой обходчик.

Всё дальше в прошлое уходят от нас годы войны. Из года в год, все меньше остается не только ветеранов Великой Отечественной войны, но уже и детей военных лет. Война - это время большого испытания, великого народного горя, несчастий и в то же время великого душевного подъёма народа на одоление врага. Уходят в прошлое истории тяжелых лет, одни из самых мрачных периодов военного времени. В каждой семье живы какие-то истории, которые передаются из поколения в поколения, есть такая история и в нашей семье, и связана она с моим дедом, Ешпа-новым Жубаном, который был тыловым железнодорожником в годы Великой Отечественной войны. Он трудился путевым обходчиком при Берчогурской дистанции пути Актюбинского отделения Оренбургской железной дороги. Военная история ветерана началась, когда ему исполнилось 22 года, о тыловых годах его повседневной жизни, мы узнаем из его личного дневника - это только эпизод из жизни железнодорожников, у которых война забрала многое.

Зима 1941-1942 годов была самой суровой, вспоминает в своем дневнике Жубан.

Стояли сильные морозы. Рабочие живут и работают в тяжелых материально-бытовых условиях. Так, например, на некоторых разъездах, люди с начала строительства дороги живут во временных землянках без окон, на отдельных разъездах и станциях отсутствует вода для бытовых нужд. Путевые обходчики, живущие на линии, живут в землянках и палатках, землянки в особенности в весенний период в большинстве случаев были залиты водой, сейчас расставлены палатки, у рабочих имеются постельные принадлежности. Из-за отсутствия мыла у отдельных рабочих имеется загрязненность и завшивленность. Также нерегулярно работает вагон-баня и дезо-камера, особенно плохо обстоит дело с медицинским обслуживанием, нет медикаментов. Жили в сложных бытовых условиях: крыши у многих были покрыты соломой, потом ею же кормили скот, для отопления таскали ветки, сучья и все что можно было сжечь. Трудно было с питанием. В магазинах не было продуктов, но спасал огород возле дома да хозяйство -куры, козы, бараны и коровы. Основным продуктом питания железнодорожников на разъездах является только один хлеб.

Ни жирами, ни сахаром, даже в самом минимальном количестве не обеспечивались. Подвоз хлеба на разъезд задерживался несвоевременным отправлением и продвижением к местам производства работ вагона-лавки. Одеждой делились, ее донашивали за старшими, сами шили, вязали, пряли из шерсти.

Листая страницы прошлого, мы узнаем, что Народный комиссариат торговли Казахской ССР, спуская фонды Актюбин-скому областному торговому управлению, систематически не выполнял установленных норм поставки продуктов. Так, например, за второй квартал 1942 года на контингент 10275 рабочих и служащих отпущено только 36,9 % продуктов из установленной нормы правительством. В третьем квартале Актюбинская торговая контора, получила: мяса и рыбы 7 тонн вместо нормы 42. Крупы и макарон 15 тонн вместо нормы 33, сахара 1 т 600 кг вместо нормы 19 тонн, жиров 3 тонных 700 кг вместо установленной государственной нормы 12 тонн 64 кг, соли 20 тонн при норме 68, мыла 2 т 500 кг при норме 9 тонн [1].

Углубляясь в дневниковые записи, мы находим следующие сведения, трудящихся СССР, воодушевленные решениями 18 партконференции, борются за выполнение и перевыполнение народно-

хозяйственного плана 1941 года, в соответствии с решениями конференциями партийные организации перестраивают свою работу по руководству промышленности и транспорта. Широко развернулось борьба за правильно поставленный учет оборудования, инструмента, имущества и материалов, за чистоту и порядок на производстве. Актюбинские железнодорожники с начала Великой Отечественной войны направляли все свои силы и творческую энергию на выполнение производственных показателей, на ускорение продвижения поездов фронту и тылу, на подготовку всего хозяйства железнодорожного транспорта к первой военной зиме.

Из дневника, в годы Великой Отечественной войны город Актюбинск был тыловым городом. Протяженность главных железнодорожных путей на территории

области составляло 1197 км, что составляет 39% всей протяженности Оренбургской железной дороги. Всего на предприятиях железнодорожного транспорта работало около 13 тысяч человек и членов семей железнодорожников около 20 тысяч человек.

На одной из страниц дневника мы обнаружили следующее, Актюбинские железнодорожники стремились поддержать почин работников других магистралей по повышению производственных показателей. К всесоюзному дню железнодорожников в 1942 году коллектив области взял социалистическое обязательство в июле месяце выполнить строительные работы на сумму 811897 рублей, дать среднедневную выработку на рабочих 52 рубля вместо 39 рублей по плану. Для успешного выполнения строительных программ организовали учебу новых рабочих строительных квалификаций в количестве 83 человека и путейских квалификаций в количестве 86 человек. Однако были и недостатки: рабочие бригады не всегда обеспечивались такими необходимыми строительными материалами как алебастр, кирпичи, лесоматериал и другие. Отсутствие на участке компрессоров замедляло работу по добыче камня, в результате чего бывали простои в колонне искусственных сооружений, несвоевременная доставка балласта не давала возможности привести путь в надлежащее состояние.

Одна из страниц повествует нам об укреплении обороны нашей Родины 13 июля 1942 года, был проведен массовый выход железнодорожников области по сбору металлолома. Собрано металлолома 342 тонны, горного металла - 119 тонн, на массовом выходе заработали 22 тысячи рублей, участвовало рабочих, служащих, женщин, домохозяек 4160 человек, средства переданы в фонд обороны страны [2].

Указ Президиума Верховного Совета СССР от 15.04.1943 г. «О введении военного положения на всех железных дорогах» опубликован в дорожной газете и в областных газетах, которые были вывешены на витринах по станциям, паровозным, вагонным депо и во всех других предприятиях железнодорожного транспорта.

Краткий курс истории ВКП(б), созданный при личном участии тов. Сталина, дал в руки партии новое могучее идейное оружие, мощное средство для большевизма, опубликованное вслед за выходом «Краткого курса истории ВКП(б)» постановление ЦК ВКП(б) о перестройке партийной пропаганды в связи с выпуском «Краткого курса истории КВП(б)» знаменует новый подъем в жизни партии и всего советского народа.

Вся работа подчинена задачам обороны страны на разгром фашисткой Германии, в результате перестройки организован железнодорожный батальон народного ополчения, охвачено обучением ПВХО, ПВО -2765 человек, выделено - 33 человек инструкторов ПВХО, на курсах медсестер обучаются 43 женщины, по другим профессиям обучается женщин: слесарей, токарей, газосварщиков, кондукторов 95 человек. Принято на работу вместо ушедших мужчин 22 человека. Для охраны железнодорожных объектов организованы дружины в составе 72 человек. В области был создан батальон народного ополчения численностью более 1000 человек, регулярно

занимающихся и изучающих военное дело. Также в народное ополчение вошли работники всех структур железнодорожного транспорта, что составило более 2000 человек. По Актюбинскому отделению Оренбургской железной дороги, было создано 22 кружка гражданской обороны, в которых обучалось 320 человек слабого пола [3].

При отделениях дороги имелись кружки по изучению устава и программы партии, в которых занимались комсомольцы и молодежь. Систематически по сменам проводились беседы, читали лекции.

Подводя итоги, следует отметить, что ведение дневника помогало участникам Великой Отечественной войны совладать с жизненными трудностями и испытаниями. Обращение исследователей к дневниковым источникам позволяет открыть еще одну малоизученную страницу Великой Отечественной войны, увидеть события глазами их непосредственных очевидцев и участников. Тыловые дневники таят в себе большое количество информации, среди которой особое место занимают именно будни советских граждан.

Библиографический список

1. Государственный Архив Актюбинской Области (ГААО). Ф. 13. Оп. 14. Д. 4. Л. 7.

2. ГААО. Ф. 13. Оп. 14. Д. 4. Л. 10.

3. ГААО. Ф. 13. Оп. 14. Д. 4. Л. 16.

BACK LINE OF A FORGOTTEN HISTORY FROM THE DIARY OF RAILWAY PERIOD OF THE GREAT PATRIOTIC WAR

V.S. Yeshpanov, Doctor of Historical Sciences, Professor Kazakh University of Technology and Business (Kazakhstan, Nur-Sultan)

Abstract. This research is devoted to the problem of everyday life in the rear. The presented article is mainly based on a source of personal origin - a wartime memoir diary. The subject of the study was the diary of the rear railroad worker Eshpanov Zhuban, which contains many interesting facts and stories from the daily life of those years. He describes in his diary entries real historical events, his personal experiences. The pathman's diary is a first-person narrative about the harsh and heroic everyday life. The diary contains a lot of information about the supply and nutrition system of workers and employees: Stakhanov's competitions, survival strategies, methods of adaptation. The handwritten diary contains small notes about the state of affairs in the rear, like a documentary chronicle. This legacy can be used to recreate the front and rear everyday life of the heroic everyday life of Soviet railroad workers.

Keywords: the Great Patriotic War; rear diary; Railway; distance of the path; track and track facilities; lineman.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.