Научная статья на тему 'ТЫЛОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВОЙСК В ХОДЕ ОБОРОНИТЕЛЬНОГО СРАЖЕНИЯ ПОД КУРСКОМ (5-23 ИЮЛЯ 1943 Г.)'

ТЫЛОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВОЙСК В ХОДЕ ОБОРОНИТЕЛЬНОГО СРАЖЕНИЯ ПОД КУРСКОМ (5-23 ИЮЛЯ 1943 Г.) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
825
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА 1941-1945 ГГ / ОБОРОНИТЕЛЬНОЕ СРАЖЕНИЕ В БИТВЕ ПОД КУРСКОМ / ТЫЛ ЦЕНТРАЛЬНОГО И ВОРОНЕЖСКОГО ФРОНТОВ / МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ТРАНСПОРТНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / МЕДИЦИНСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ЗАПАСЫ МАТЕРИАЛЬНЫХ СРЕДСТВ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ворсин Владимир Федотович, Изонов Виктор Владимирович

Статья раскрывает вопросы материально-технического обеспечения войск в ходе стратегической оборонительной операции под Курском (5-23 июля 1943 г.) в годы Великой Отечественной войны. Практическая значимость работы определяется возможностью использования её при дальнейшем изучении различных проблем тылового обеспечения битвы под Курском, а также при подготовке лекционных курсов, учебников и учебных пособий для военно-учебных заведений Минобороны России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Ворсин Владимир Федотович, Изонов Виктор Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REAR SERVICES SUPPORT OF THE TROOPS IN THE DEFENSIVE ENGAGEMENT AT KURSK (JULY 5 - JULY 23, 1943)

The paper highlights issues of logistic support of troops in the course of the strategic defensive operation at Kursk (July 5 - July 23, 1943) during the Great Patriotic War. The practical value of the paper stems from the possibility of using it in further studies of various matters of rear services support in the Battle of Kursk, and also in preparing lectures, textbooks and teaching aids for military education institutions of the Russian Defense Ministry.

Текст научной работы на тему «ТЫЛОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВОЙСК В ХОДЕ ОБОРОНИТЕЛЬНОГО СРАЖЕНИЯ ПОД КУРСКОМ (5-23 ИЮЛЯ 1943 Г.)»

ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОИНА 1941-1945 ГГ.

В.Ф. Ворсин, В.В. Изонов

ТЫЛОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВОЙСК В ХОДЕ ОБОРОНИТЕЛЬНОГО СРАЖЕНИЯ ПОД КУРСКОМ

(5-23 июля 1943 г.)

Сведения об авторах. Ворсин Владимир Федотович — научный сотрудник Научно-исследовательского института (военной истории) Военной академии Генерального штаба Вооружённых cил РФ, кандидат военных наук, старший научный сотрудник (Москва. E-mail: vorsin_vf@mail.ru);

Изонов Виктор Владимирович — главный научный сотрудник Научно-исследовательского института (военной истории) Военной академии Генерального штаба Вооружённых сил РФ, доктор исторических наук, профессор, действительный член РАРАН (Москва. E-mail: vv8288@yandex.ru).

Аннотация. Статья раскрывает вопросы материально-технического обеспечения войск в ходе стратегической оборонительной операции под Курском (5—23 июля 1943 г.) в годы Великой Отечественной войны. Практическая значимость работы определяется возможностью использования её при дальнейшем изучении различных проблем тылового обеспечения битвы под Курском, а также при подготовке лекционных курсов, учебников и учебных пособий для военно-учебных заведений Минобороны России.

Ключевые слова: Великая Отечественная война 1941—1945 гг.; оборонительное сражение в битве под Курском; тыл Центрального и Воронежского фронтов; материальное обеспечение; транспортное обеспечение; медицинское обеспечение; запасы материальных средств.

Новым направлением в российской историографии стало обращение к истории тылового обеспечения битвы под Курском, которая явилась решающим событием летне-осенней кампании 1943 года на советско-германском фронте Второй мировой войны. Она вынудила противника окончательно отказаться от стратегии наступательных

WW W ^

действий и перейти к обороне.

Актуальность темы обусловлена, по нашему мнению, следующими обстоятельствами. Во-первых, потребностью комплексного исследования исторического опыта в целом положительных, а в некоторых случаях и негативных аспектов тылового обеспечения оборонительного сражения. Во-вторых, недостаточной её разработанностью, отсутствием в отечественной историографии масштабных исследований, обобщающих опыт тылового обеспечения битвы под Курском. В-третьих, в настоящее время положение с тыловым обеспечением является одним из индикаторов состояния Вооружённых сил.

По истории битвы под Курском вышло в свет немало трудов. Однако к настоящему времени ещё не нашла детального отражения в научной литературе тема тылового обеспечения оборонительного сражения. Эти вопросы обычно излагались авторами попутно, в связи с раскрытием вопросов боевой и оперативной подготовки войск Воронежского и Центрального фронтов или функционирования военной экономики страны. Поэтому, естественно, они и не могли быть рассмотрены всесторонне и с достаточной глубиной.

Стратегическая оборонительная операция, проведённая в период с 5 по 23 июля 1943 года под Курском, является одной из крупнейших стратегических операций Великой Отечественной войны, в которой принимали участие войска Центрального (командующий — генерал армии К.К. Рокоссовский, член военного совета — генерал-майор К.Ф. Телегин) и Воронежского (командующий — генерал армии Н.Ф. Ватутин, член военного совета — генерал-лейтенант Н.С. Хрущёв) фронтов. Она развернулась на фронте 550 км и была завершена полным срывом наступательной операции вермахта «Цитадель»1.

Условия работы Тыла Красной армии (начальник — генерал-полковник А.В. Хрулёв) в битве под Курском в значительной степени были определены состоянием тыловых частей фронтов и армий, в котором они оказались к концу наступательных действий в зимней кампании 1942/43 года. К моменту образования Курского выступа большая часть тыловых воинских частей и учреждений фронтов и некоторых армий находилась в своих прежних районах размещения в 400—600 км от обеспечивавшихся войск2.

Работа тыла Центрального (начальник тыла — генерал-

лейтенант Н.А. Антипенко) и Воронежского (начальник тыла

— генерал-лейтенант В.Н. Власов) фронтов осложнялась тем, что в их тыловых районах до 18 июля 1943 года занимали рубежи обороны войска Степного фронта, тыловые воинские части и учреждения которого были частично размещены на железнодорожных участках, выделенных для этих фронтов. Недостаточно развитая сеть железных и шоссейных дорог, открытая безлесная местность затрудняли подвоз, эвакуацию, укрытие и маскировку тыловых частей, учреждений и материальных средств.

К началу оборонительного сражения глубина фронтового тылового района Центрального фронта составляла 160—180 км3, ширина — до 200 км; Воронежского фронта — до 230 и 140 км соответственно4. Глубина армейских и войсковых тыловых районов колебалась в пределах от 80 до 200 км и определялась главным образом начертанием рокадных железнодорожных направлений5.

При размещении тыловых воинских частей и учреждений характерным было стремление приблизить их к войскам. Удаление основных фронтовых складов от войск составляло 100—250 км, полевых баз большинства армий Центрального и Воронежского фронтов

— 40—100 км. В 30—40 км от линии фронта находились отделения армейских складов6. Тыловые воинские части соединений размещались в зависимости от обстановки, но не далее 20 км от передовых подразделений. Размещение большого количества тыловых частей и учреждений фронтов впереди армейских приводило к тому, что они нередко подменяли армейское звено.

К началу оборонительного сражения войска Центрального и Воронежского фронтов

Солдаты отделения старшего сержанта И.Ф. Васькина обедают на оборудованных позициях. На переднем плане — сержант Т.Д. Осипов

имели: боеприпасов — от 2 до 5 боевых комплектов7; автобензина — от 3,4 до 5,8 заправки; дизельного топлива — от 2,5 до 9,1 заправки; продовольствия

— 20—33,6 суточной дачи. При этом около 80 проц. боеприпасов и основных видов горючего находились в воинских частях и соединениях8.

Обеспеченность фронтов материальными средствами, особенно боеприпасами, к началу битвы под Курском была неравномерной. Для армий, оборонявшихся на главном направлении, запасы боеприпасов устанавливались в размере 3—5 боекомплектов, а для армий, оборонявшихся на вспомогательных направлениях, — 1,5—2 боекомплекта; для танковых и зенитных частей — 3 боекомплекта и для остальных частей

— 0,5—1,5 боекомплекта9. Из всего количества боеприпасов, имевшихся в обоих фронтах, на фронтовых складах находилось

20 проц., а в армиях — свыше 80 проц., в т.ч. более 60 проц. в воинских частях и соединениях (см. таблицу 1)10.

Среднесуточный расход боеприпасов в оборонительной операции в войсках обоих фронтов был относительно небольшим. На Центральном

фронте с 5 по 12 июля были израсходованы 12 500 т, или 787 вагонов боеприпасов, на Воронежском фронте с 5 по 17 июля — 730 вагонов, или в среднем 61 вагон в сутки. При этом основная часть боеприпасов была израсходована 13-й армией Центрального фронта, а

также 6-й и 7-й гвардейскими армиями Воронежского фронта, отражавшими главные удары противника11.

Общий расход боеприпасов по Центральному фронту за оборонительное сражение составил 1632 вагона, а Воронежского фронта — 960 вагонов12. В общем расходе боеприпасов большую часть составили артиллерийские и миномётные выстрелы (Центральный фронт — 93 проц., Воронежский фронт — около 82 проц.)13.

Переход фронтов к обороне весной 1943 года позволил несколько сократить расход горючего, что создавало предпосылки для накапливания его запасов к предстоявшим операциям. Чтобы увеличить запасы в действующей армии, перед началом Курской битвы были сокращены лимиты расхода войскам и увеличен объём подачи горючего фронтам, оборонявшимся на Курском

Таблица 1

Наличие боеприпасов в войсках фронтов и их расход в оборонительном сражении

Номенклатура боеприпасов (тыс. шт.) Центральный фронт Воронежский фронт

Наличие к началу операции Расход с 5 по 12 июля 1943 г. Наличие к началу операции Расход с 5 по 12 июля 1943 г.

Снаряды зенитной артиллерии 519 127,3 380,2 68,4

Мины всех калибров 2468 572 2721 528

Снаряды наземной артиллерии 2569 604 2404,9 715,9

Винтпатроны 137 869 25 451 129 852 44 579

Патроны ТТ 51 438 21 242 67 729 33 001

Патроны ПТР 2374 388 2290 784,8

Ручные гранаты 2263 332 2309 542,8

Всего снарядов и мин 5556 1303,3 5506,1 1312,2

Итого в вагонах - 1083 - 2179

Составлена по: Материально-техническое обеспечение Вооружённых сил СССР в важнейших стратегических операциях Второй мировой войны. Т. 2. СПб.: ВА МТО, 2020. С. 150.

выступе. Благодаря принятым мерам фактические размеры запасов горючего во фронтах составили по дизельному топливу 15, по авиабензину 13 заправок14. Автобензина Центральный фронт имел 3,4 заправки, Воронежский фронт — 5,8 заправки15, из них на фронтовых складах содержалось около 0,5 заправки, что было недостаточно для манёвра запасами. По Воронежскому фронту для размещения горючего не хватало большого количества ёмкостей, в связи с чем запасы приходилось содержать даже за пределами фронтового тылового района16. Большие трудности в накоплении запасов на фронтах заключались в загруженности железных дорог оперативными перевозками и плохим состоянием грунтовых дорог. Обеспечение горючим войск в битве под Курском сильно усложнилось тем, что в июне 1943 года на базе в районе г. Саратова авиацией противника было уничтожено около 31 тыс. т горючего и выведен из строя Саратовский крекинг-завод, из-за чего фронтам не было отправлено 22 тыс. т автобензина17. Для бесперебойного обеспечения войск горючим центральными органами снабжения были приняты меры, которые позволили своевременно обеспечить войска фронтов необходимыми запасами горючего.

Для обеспечения срочной подачи горючего распоряжением начальника Тыла Красной армии на московских складах и аэродромах в конце мая было затарено около 10 тыс. бочек с авиабензином, подготовлено в длительный рейс 150 цистерн, а 200 грузовых машин находились в готовности к немедленной подаче горючего фронтам18.

За оборонительный период на Центральном фронте было израсходовано 10 270 т горю-

чего, на Воронежском фронте — 13 622 т. Среднесуточный расход автомобильного бензина по Центральному фронту составил 0,2 заправки, дизельного топлива — 0,04, авиационного бензина — 0,5—0,719. Рас-

лось 5—7 сутодач)21. Запасы продовольствия во фронтах восполнялись помимо централизованных поставок его по планам центра за счёт заготовки из местных средств, особенно зерна, круп, мяса и

Центральный фронт летом 1943 года организовал массовый перегон скота из Саратовской, Тамбовской, Воронежской и Пензенской областей на расстояние 600—900 км

ход горючего двух фронтов за оборонительное сражение по отношению к общему расходу материальных средств составил 18 проц.

К началу оборонительного сражения обеспеченность фронтов продовольствием была доведена в среднем до 15—20 сутодач20 (кроме сахара, которого в войсках име-

свежих овощей22. Так, Центральный фронт летом 1943 года организовал массовый перегон скота из Саратовской, Тамбовской, Воронежской и Пензенской областей на расстояние 600—900 км и более. В помощь заготовительным организациям фронтом были выделены более 700 солдат и офицеров. Заранее были на-

Походная сапожная мастерская

мечены полосы прогона скота, подготовлены диспетчерские и питательные пункты, организовано ветеринарное обслуживание. Это обеспечило фронту заготовку в июне—июле 1943 года около 6000 т мяса, что покрывало его текущую потребность и позволило создать соответствующие запасы23.

За счёт заготовок из местных средств потребность войск в мясе удовлетворялась на 25—40 проц., в крупах — на 60—70 проц., в сене — свыше 50 проц., в зернофураже — на 35—40 проц. (см. таблицу 2)24.

Обеспечение вещевым имуществом войск Воронежского, Центрального и Брянского

фронтов, участвовавших в Курской битве в июле—августе 1943 года, было практически полным и стабильным25. Имущество фронтам (отдельным армиям) подавалось, как правило, комплектно, применительно к срокам выдачи его в носку. Улучшилось положение с ресурсами обмундирования и обуви, находившимися в распоряжении Управления вещевого снабжения (см. таблицу 3).

Железнодорожные войска до начала битвы под Курском провели огромную работу по восстановлению освобождённых от противника железных дорог.

Сложность обстановки при подготовке операции усугублялась сравнительно слабым развитием сети коммуникаций, особенно железных дорог. Подвоз снабженческих грузов Центральному и Воронежско-

Таблица 2

Обеспеченность основными видами продовольствия войск фронтов и их расход в оборонительном сражении

Наименование продовольствия Центральный фронт (5-18 июля 1943 г.) Воронежский фронт (5-23 июля 1943 г.)

Наличие, т Завезено и заготовлено, т Расход, т Наличие, т Завезено и заготовлено, т Расход, т

Мука, хлеб 7000 4350 4900 12 400 340 6900

Крупа 920 1070 1430 2480 160 2050

Мясо, консервы 2100 1330 1850 2900 1520 2620

Жиры 630 570 420 650 420 590

Сахар 273 170 295 430 5120 420

Чай 6 10 8 5 10 13

Табак, махорка 300 70 168 375 100 250

Соль 595 - 252 1450 100 420

Овощи, картофель 1960 7000 6850 2060 8000 9800

Итого 13 784 14 570 16 173 22 750 15 670 23 063

Составлена по: Основные показатели работы Тыла Советских Вооружённых сил в операциях Великой Отечественной войны 1941—1945 гг. М.: Воениздат, 1970. С. 81.

му фронтам осуществлялся в основном по одному железнодорожному участку Касторная

— Щигры — Курск с пропускной способностью 12—18 пар поездов в сутки26. На этом участке для Воронежского фронта выделялось только две—три пары поездов в сутки, что было явно недостаточно.

Учитывая это, Государственный Комитет Обороны СССР 8 июня 1943 года принял постановление о строительстве нового железнодорожного участка Старый Оскол — Ржава протяжённостью 95 км и о соединении двух рокадных дорог Курск — Белгород и Касторная

— Валуйки. Железнодорожные войска этого фронта при активном участии 25 тыс. человек местного населения в течение 32 суток (почти вдвое быстрее, чем намечалось) ввели в строй этот важный участок железной дороги. С 17 июля 1943 года по нему было открыто движение. Новая трасса позволяла значительно улучшить обеспечение войск и вместе с тем освободить от доставки грузов большое число автомобилей, осуществлявших перевозки в

Выдача горячей пищи на полевой кухне

район Курского выступа на расстояние 250—300 км27.

Воинские перевозки в период подготовки Курской битвы выполнялись в условиях постоянных артиллерийских обстрелов и воздействия авиации противника. Однако сорвать или серьёзно нарушить воинские перевозки противнику не удалось благодаря массовому героизму машинистов фронтовых магистралей. Так, например, в июньские дни 1943 года особо отличилась машинист 4-й паровозной колонны Белорусской железной дороги Елена Чухнюк. Днём и ночью под

артиллерийским обстрелом и бомбёжками противника она вовремя доставляла на Курскую дугу воинские эшелоны. В один из рейсов была ранена, но не оставила своего поста. Отважному машинисту Е.М. Чухнюк было присвоено звание Героя Социалистического Труда28. Машинист Ищенко во время налёта вражеской авиации подъехал на своём паровозе к загоревшемуся составу с боеприпасами и стал тушить огонь из шланга. В нестерпимой жаре, пренебрегая опасностью, вступил в борьбу с огнём и получил смертельные ожоги, но ценой своей жизни

Таблица 3

Обеспеченность войск фронтов вещевым имуществом на 1 июля 1943 года

Наименование имущества (тыс. штук) Положено на личный состав Имелось в наличии Обеспеченность в проц.

Шинели 1685,3 1572,8 93,3

Куртки ватные 155,2 158,5 102,1

Гимнастёрки хлопчатобумажные 1842,3 2275,4 123,5

Шаровары хлопчатобумажные 1842,3 1951,2 105,9

Пилотки хлопчатобумажные 1878,7 2031,8 108,1

Сапоги, тыс. пар 362,9 364 100,3

Ботинки, тыс. пар 1473,5 1483,1 100,7

Составлена по: Тыл Советских Вооружённых сил в Великой Отечественной войне 1941— 1945 гг. М.: Воениздат, 1977. С. 222.

Санинструктор Воробьёва перевязывает рану

спас огромное количество бое-

припасов29.

За период оборонительного сражения по железным дорогам Воронежского фронта было подвезено 9000 т боеприпасов (около 0,5 фронтового боевого комплекта) и 8674 т горючего (2,6 фронтовой заправки). Армиям и отдельным корпусам фронт подвёз около 44 тыс. т основных видов материальных средств, в том числе около 13 200 т боеприпасов, 12 675 т горючего и 18 тыс. т продовольствия, а также до 15 тыс. т прочих грузов30.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Всего фронтам было подано 141 354 вагона с грузами, что

по отношению к снабженческим перевозкам в битве за Сталинград составляло 235 проц.31

Для подвоза материальных средств по грунту в армиях и фронтах было достаточное количество автомобильного транспорта. Каждая армия Центрального фронта имела 2—3 автотранспортных батальона, Воронежского — 1—2 таких батальона. В период оборонительного сражения основной объём грузов на Центральном фронте направлялся 13-й армии, которая была усилена тремя фронтовыми автомобильными батальо-

нами подвоза. Только с 5 по 10 июля фронтовым и армейским автомобильным транспортом ей было доставлено 10 549 т боеприпасов, 1406 т продовольствия и 820 т горючего, т.е. в сутки подвозилось 2555 т32. Такого большого среднесуточного подвоза не было ни в одной армии, которые принимали участие в битве под Курском.

За время оборонительного сражения автомобильным транспортом Центрального фронта армиям было подвезено 13 480 т снабженческих грузов, в т.ч. 7000 т боеприпасов, 1360 т горючего, 2620 т продовольствия и 2500 т прочих грузов. Среднесуточный подвоз материальных средств фронтовым автомобильным транспортом составлял более

1000 т33.

На Воронежском фронте с 5 по 18 июля фронтовым автомобильным транспортом было перевезено 12 613 т различных грузов, что составляло в среднем около 900 т в сутки34.

Чёткая и слаженная работа автотранспортных подразделений была обеспечена постоянным напряжением всех духовных и физических сил воинов-автомобилистов, т.к. им приходилось работать днём и ночью, в любых погодных условиях. О сложности их труда говорит и тот факт, что среднесуточный пробег автомашин в условиях ожесточённых бомбёжек и обстрелов противника составлял 195—280 км35.

Большое значение для улучшения работы транспорта имело решение военного совета Центрального фронта, принятое 18 марта 1943 года, о поощрении воинов-водителей за бесперебойную и своевременную доставку грузов. За совершение трёх дальних рейсов (пробег в один конец — свыше 150 км) без аварий и поломок с соблюдением графика доставки во-

дителю выдавалась премия в сумме 200 рублей, за шесть — 300 рублей, за 15 таких рейсов водитель награждался медалью «За боевые заслуги», за 30 — орденом Отечественной войны36.

28 марта был издан приказ начальника тыла Центрального фронта «Об упорядочении обслуживания водительского состава автотранспортных частей резерва фронта», который потребовал от командиров принятия мер, направленных на улучшение материально-бытовых условий водителей37.

На военно-автомобильных дорогах (ВАД) фронтов курского направления были созданы круглосуточные пункты питания и отдыха водителей, медицинской помощи, где они могли принять горячую пищу, отдохнуть, получить в дорогу сухие пайки и при необходимости — медпомощь. Эффективность работы автотранспорта достигалась ещё и тем, что на фронтовых и армейских дорогах были развёрнуты пункты технической помощи, заправочные, контрольно-пропускные пункты, посты регулирования38.

Кроме железнодорожного и автомобильного транспорта для срочной доставки материальных средств войскам Центрального фронта был использован воздушный транспорт. Правда, это использование было весьма ограниченным. В частности, была осуществлена доставка по воздуху 1828 т 76-мм подкалиберных выстрелов с центрального склада НКО в район Ельца. Доставка боеприпасов по воздуху для войск Центрального фронта имела исключительное значение для отражения атак германских танков «Пантера» и штурмовых орудий «Фердинанд», впервые использованных против наших войск в битве под Курском39.

К началу оборонительной операции фронты имели по

3—4 фронтовые военно-автомобильные дороги (ФВАД), связывавшие фронтовые распорядительные станции (ФРС) или отдельные группы складов со станциями снабжения, пропускная способность которых была рассчитана на обеспечение

60—95 км. Относительно небольшая длина объяснялась тем, что станции снабжения были максимально приближены к войскам, а дороги прокладывались от ближайших к фронту станций снабжения до дивизионных складов41.

Была осуществлена доставка по воздуху 1828 т 76-мм подкалиберных выстрелов с центрального склада НКО в район Ельца

выдвижения и манёвра крупных группировок и тыла, подвоза и эвакуации. Это позволяло армиям уменьшать количество своих дорог и создавать резерв дорожных частей для быстрого наращивания дорог при переходе в контрнаступление. В среднем общая протяжённость ВАД на фронт составляла 500—600 км, а на Воронежском фронте, где было 4 ВАД, — 920 км40. Армии содержали по 2—3 ВАД. Средняя их протяжённость составляла

В медицинском обеспечении войск фронтов широко использовался опыт Сталинградской битвы. Смелее стал осуществляться манёвр силами и средствами медицинской службы. Развёртывание первых эшелонов фронтовых госпитальных баз в армейских тыловых районах создавало условия для более эффективного использования армейских лечебных учреждений.

К началу оборонительного сражения госпитальная база

Операция в полевом госпитале

Июль 1943 г.

Центрального фронта размещалась в три, а Воронежского фронта — в два эшелона. Кроме того, Воронежский фронт имел резерв госпиталей на 3500 коек. Ёмкость госпитальной базы фронтов в среднем составляла 75—80 тыс. коек, а госпитальных баз армий — 5000—600042.

В апреле—мае основные медицинские учреждения были освобождены от раненых и больных, приближены к войскам и имели достаточное количество свободных коек.

За период оборонительного сражения в госпитальные базы армий Центрального фронта поступили 45 тыс. раненых и больных. Из этого количества в госпитальную базу фронта эвакуированы 24 тыс., остальные остались на излечении в армейских госпиталях. В госпитальные базы армий Воронежского фронта поступили 59 638 человек, из них в лечебные учреждения фронта эвакуированы около 58 проц.43

Эвакуация раненых и больных из войск в госпитальные базы армий производилась автомобильным транспортом, причём около 60 проц. эвакуированы санитарным транспортом. Войсковым транспортом были перевезены 30—35 проц. раненых, остальные эвакуировались средствами армий. Только в 7-й гвардейской армии Воронежского фронта до 50 проц. раненых эвакуированы войсковым автомобильным транспортом. Это обусловлено тем, что войсковой транспорт в этой армии работал на подвозе материальных средств в армейском звене подвоза44.

Во фронтовом звене раненых эвакуировали главным образом железнодорожным транспортом. Большой опыт был приобретён медицинской службой в организации массовой эвакуации раненых и больных транспортной авиацией. Ещё в период подготовки к операции

на Центральном фронте из района Курска в район Ельца этим видом транспорта эвакуировали свыше 16 тыс. раненых. В отдельные дни транспортными самолётами эвакуировались до 1600 раненых45.

В целом медицинская служба фронтов и армий с задачей медицинского обеспечения войск в оборонительном сражении справилась. Труд личного состава медицинской службы был сопряжён с постоянной смертельной опасностью, многие из них, выполняя свой долг, совершали героические подвиги. Так, защищая раненых, подорвала гранатой вражеский танк Мария Боровиченко, гвардии сержант медицинской службы. В том же бою она закрыла собой раненого офицера и погибла. За этот подвиг ей было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза46. Мужественно и бесстрашно работал командир взвода санитаров-носильщиков 385-го стрелкового полка лейтенант медицинской службы А.В. Зубков в боях под селом Колпаково Курской области. В одном из боёв он оказал медицинскую помощь 35 раненым и, несмотря на контратаки противника, сумел отправить их в тыл. За умелую организацию медицинской помощи А.В. Зубков в июле был награждён орденом Красного Знамени47. Орденами и медалями были награждены многие медицинские работники, участвовавшие в Курской битве.

В связи с большой активностью авиации противника организация охраны и обороны, особенно противовоздушной, фронтовых и армейских тыловых воинских частей и учреждений имела большое значение. Особенно сильными были удары по Курскому железнодорожному узлу. В частности, 2 июля 1943 года в налёте участвовало 824 са-

молёта противника, сбросив в течение суток на город и станцию 2000 авиабомб. Поэтому командование фронтов и армий, органы управления тыла уделяли этому вопросу большое внимание.

Для противовоздушной обороны железных дорог, обслуживавших Курский выступ, Ставка ВГК сосредоточила более 200 истребителей, свыше 760 зенитных орудий, около 560 крупнокалиберных пулемётов, 125 прожекторов частей ПВО территории страны48.

Таким образом, к началу битвы под Курском Красная армия получила в достаточном количестве не только военную технику и вооружение, но и боеприпасы различных видов, горючее и смазочные материалы, продовольствие, инженерное имущество, имущество связи, медикаменты и другие виды материальных средств, обеспечивавших ведение оборонительных сражений. К этому времени в войсках имелись положенные по штату тыловые подразделения, воинские части и учреждения, у которых уже был солидный опыт организации материально-технического и медицинского обеспечения войск в различных условиях обстановки. Армии и фронты располагали значительным количеством транспортных средств, позволявшим бесперебойно доставлять боеприпасы, горючее, продовольствие и другие виды материальных средств войскам при подготовке и в ходе оборонительных операций. При наличии в армиях и фронтах необходимых сил и средств тыла создание запасов материальных средств для обеспечения операций стало одним из основных мероприятий, осуществлявшихся командованием объединений при их подготовке и проведении.

Органы управления тылом — начальники тыла соедине-

ний, армий и фронтов, штабы и службы тыла — накануне и в ходе Курской битвы приобрели соответствующий опыт по организации и осуществлению бесперебойного и полного материально-технического и медицинского обеспечения войск в любых условиях обо-

ронительных операций, в тесном взаимодействии с другими службами в вопросах эффективной организации и работы войскового и оперативного тыла в различной оперативной и тыловой обстановке. Всё это не могло не сказаться на успехе советских войск в оборонитель-

ном сражении под Курском.

В целом при подготовке и в ходе оборонительного сражения под Курском, несмотря на огромные трудности и лишения, личный состав обеспечивающих органов Красной армии успешно справился со всеми поставленными перед ним задачами.

И\

П

РИМЕЧАНИЯ

1 Великая Отечественная война 1941—1945 годов в 12 т. Т. 1. Основные события войны. М.: Воениздат, 2011. С. 299, 301.

2 Малюгин Н. Особенности тылового обеспечения войск по опыту Курской битвы // Военно-исторический журнал. 1983. № 7. С. 43.

3 Гриднев В.П. Руководство тыловым обеспечением войск в Курской битве // Управленческое консультирование. 2017. №. 11. С. 134.

4 Нестеров Ф.П. Организация и работа Тыла фронтов в битве под Курском. М.: Воениздат, 1960. С. 34.

5 Малюгин Н. Указ. соч. С. 44.

6 Материально-техническое обеспечение Вооружённых сил СССР в важнейших стратегических операциях Второй мировой войны. Т. 2. СПб.: ВА МТО, 2020. С. 145.

7 Развитие Тыла Советских Вооружённых сил (1918— 1988). М.: Воениздат, 1989. С. 166.

8 История Тыла Российских Вооружённых сил ^Ш—ХХ вв.) в 4 кн. Кн. 3. Тыл Красной армии в годы Великой Отечественной войны 1941—1945 гг. СПб.: ВАТТ, 2000. С. 322.

9 Нестеров Ф.П. Указ. соч. С. 52.

10 Там же.

11 История Тыла Российских Вооружённых сил (XVIII — XX вв.)... С. 324.

12 Вагон взят в двухосном исчислении (16 т).

13 Основные показатели работы Тыла Советских Вооружённых сил в операциях Великой Отечественной войны 1941—1945 гг. М.: Воениздат, 1970. С. 80.

14 Кормилицын М.И. Служба снабжения горючим в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг. М.: Воениздат, 1960. С. 36.

15 Центральный архив Министерства обороны Российской Федерации (ЦАМО РФ). Ф. 203. Оп. 2847. Д. 48. Л. 103—105.

16 Тыл Советской Армии в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг. Ч. II, III. Л.: ВАТТ, 1963. С. 239.

17 ЦАМО РФ. Ф. 89. Оп. 40219. Д. 27. Л. 34.

18 Там же. Оп. 33563. Д. 80. Л. 1.

19 История Тыла Российских Вооружённых сил (XVIII—XX вв.)... С. 324.

20 ЦАМО РФ. Ф. 201. Оп.422. Д. 1. Л. 25—27.

21 Вещиков П.И., Огуречников А.А., Шанин А.В. Продовольственная служба Вооружённых сил России: краткая история. М.: ТЕРРА, 1999. С. 252.

22 Великая Отечественная война 1941 —1945 годов в 12 т. Т. 12. Итоги и уроки войны. М.: Кучково поле, 2015. С. 406.

23 ЦАМО РФ. Ф. 67. Оп. 2279. Д. 163. Л. 14.

24 Нестеров Ф.П. Указ. соч. С. 56.

25 Материально-техническое обеспечение Вооружённых сил СССР в важнейших стратегических операциях Второй мировой войны... С. 137.

26 Железнодорожные войска в Великой Отечественной войне Советского Союза. М.: Воениздат, 1963. С. 152.

27 Материально-техническое обеспечение Вооружённых сил СССР в важнейших стратегических операциях Второй мировой войны. С. 141.

28 Ковалёв И.В. Транспорт в Великой Отечественной войне (1941—1945 гг.). М.: Наука, 1981. С. 251.

29 Куманёв Г.А. Советские железнодорожники в годы Великой Отечественной войны (1941—1945). М., 1963. С. 184.

30 Нестеров Ф.П. Указ. соч. С. 92.

31 История Тыла Российских Вооружённых сил (ХУШ—ХХ вв.). С. 322.

32 Материально-техническое обеспечение Вооружённых сил СССР в важнейших стра-

тегических операциях Второй мировой войны... С. 143.

33 Нестеров Ф.П. Указ. соч. С. 93.

34 Основные показатели работы Тыла Советских Вооружённых сил в операциях Великой Отечественной войны 1941—1945 гг.. С. 89.

35 ЦАМО РФ. Ф. 201. Оп. 422. Д. 4. Л. 235; Оп. 2694. Д. 2. Л. 125.

36 Там же. Оп. 422. Д. 4. Л. 55—56.

37 Там же. Л. 3.

38 Гриднев В.П. Руководство тыловым обеспечением войск в Курской битве. С. 138.

39 Нестеров Ф.П. Указ. соч. С. 96.

40 Малюгин Н. Указ. соч. С. 45.

41 История Тыла Российских Вооружённых сил (ХУШ—ХХ вв.). С. 321.

42 Там же. С. 322.

43 Нестеров Ф.П. Указ. соч. С. 96.

44 Там же. С. 97.

45 Медицинское обеспечение Советской армии в операциях Великой Отечественной войны 1941—1945 гг. Т. 1. М.: Воениздат, 1991. С. 274.

46 Там же.

47 Там же.

48 История Тыла Российских Вооружённых сил (ХУШ—ХХ вв.). С. 323.

V.F. Vorsin, V.V. Izonov

REAR SERVICES SUPPORT OF THE TROOPS IN THE DEFENSIVE ENGAGEMENT

AT KURSK (JULY 5 — JULY 23, 1943)

Information about authors. Vladimir Vorsin — researcher at the Military History Research Institute of the RF AF General Staff Military Academy, Cand. Sc. (Mil.), senior researcher (Moscow. E-mail: vorsin_vf@mail.ru).

Viktor Izonov — chief researcher at the Military History Research Institute of the RF AF General Staff Military Academy, D. Sc. (Hist.), professor, full member of the RAMAS (Moscow. E-mail: vv8288@yandex. ru).

Summary. The paper highlights issues of logistic support of troops in the course of the strategic defensive operation at Kursk (July 5 — July 23,1943) during the Great Patriotic War. The practical value of the paper stems from the possibility of using it in further studies of various matters of rear services support in the Battle of Kursk, and also in preparing lectures, textbooks and teaching aids for military education institutions of the Russian Defense Ministry.

Keywords: The Great Patriotic War of1941—1945; defensive engagement in the Battle of Kursk; rear of the Central and Voronezh Fronts; material support; transport support; medical support; reserves of material means.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.