Научная статья на тему 'Тяжёлые металлы в трофической цепи «Почва-растение-тело пчелы-продукты пчеловодства» как показатель загрязнения окружающей среды'

Тяжёлые металлы в трофической цепи «Почва-растение-тело пчелы-продукты пчеловодства» как показатель загрязнения окружающей среды Текст научной статьи по специальности «Экологические биотехнологии»

CC BY
569
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЧВА / РАСТЕНИЯ / МЕДОНОСНЫЕ ПЧЁЛЫ / ТЯЖЁЛЫЕ МЕТАЛЛЫ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / SOIL / PLANTS / HONEY BEES / HEAVY METALS / ECOLOGICAL SAFETY

Аннотация научной статьи по экологическим биотехнологиям, автор научной работы — Фаткуллин Ринат Рахимович, Гизатулина Юлия Абдулловна

В работе представлены данные по содержанию тяжёлых металлов, а именно свинца, кадмия и никеля, в трофической цепи «почва растение тело пчелы продукты пчеловодства» на территориях, подверженных воздействию тепловой станции. Основным источником загрязнения г. Троицка и Троицкого района является ОАО «ОГК-2 «Троицкая ГРЭС». Результаты проведённого исследования показали, что чем ближе почвенная площадка к источнику загрязнения, тем выше концентрация экотоксикантов во всех звеньях трофической цепи. Концентрация исследуемых элементов в продуктах пчеловодства уменьшалась по мере удалённости пчелиных семей от источника загрязнения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экологическим биотехнологиям , автор научной работы — Фаткуллин Ринат Рахимович, Гизатулина Юлия Абдулловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HEAVY METALS IN THE TROPHIC CHAIN «SOIL-PLANT-BEE BODY-APICULTURE PRODUCTS» AS THE INDICATOR OF ENVIRONMENTAL POLLUTION

The paper presents data on the content of heavy metals, namely lead, cadmium and nickel in the trophic chain «soil-plant-bee body-apiculture products» on the territories exposed to the impact of the thermal station. The main source of pollution in the town of Troitsk and Troitsk district is the JSC “OGK-2 “Troitskaya GRES”. The results of the study showed that the closer the site to the source of pollution, the higher the concentration of ecotoxicants in all parts of the trophic chain. The concentration of the elements under study in the products of beekeeping decreased as far as the remoteness of the bee colonies from the source of pollution.

Текст научной работы на тему «Тяжёлые металлы в трофической цепи «Почва-растение-тело пчелы-продукты пчеловодства» как показатель загрязнения окружающей среды»

риода наблюдалось повышение данного показателя в яйцах несушек обеих группах и разница между опытной и контрольной группами составила 23,8%. В последнем периоде эксперимента наблюдалось небольшое снижение содержания витамина А в яйцах опытной группы и сохранялась разница с контролем 15,3%. Небольшое снижение витамина А в последние декады опыта, вероятно, связано с более высокой интенсивностью яйцекладки птиц опытной группы.

Подобная ситуация наблюдалась и в изменении содержания каротиноидов в яичном желтке. В начале эксперимента показатели в обеих группах не отличались и находились в пределах 8,9— 9,1 мкг/г. К середине эксперимента наблюдалось максимальное количество каротиноидов в желтке яиц кур опытной группы — на 34,8% выше, чем в контрольной группе. К концу эксперимента содержание каротиноидов в яичном желтке несушек опытной группы несколько снизилось и сохранилась достоверная разница с контролем 24,8%. Колебание значений каротиноидов сохранилось, но было незначительным.

По мнению ряда учёных, увеличение содержания витамина А в яичном желтке связано с добавлением солей йода. Кроме того, введение пробиотика в рацион способствовало лучшему усвоению витаминов из премикса.

Применение йодида калия в количестве 0,9 мг/кг корма способствовало обогащению рационов кур-несушек йодом, что повысило содержание йода в яйцах несушек опытной группы в 3 раза.

Включение в состав комбикорма йодсодержащих препаратов оказало определённое влияние на течение обменных процессов в организме кур-несушек

и накопление данного микроэлемента в яйце. В первой декаде эксперимента концентрация йода в 100 г яичной массы составляла 10,0—10,76 мкг/100 г. К середине эксперимента наблюдалось достоверное повышение содержания йода в яйце-массе несушек опытной группы по сравнению с контрольной на 39,6%. В конце опытного периода содержание йода в яйце опытной группы увеличилось относительно контроля в 3 раза.

Выводы. Комплексное применение пробиотика тетралактобактерин и йодида калия положительно повлияло на товарные качества яиц. Увеличилась масса яйца, толщина и прочность скорлупы. Возросло содержание витаминов, вследствие чего желток стал более ярким. Применение йодсодер-жащего препарата калия в количестве 0,9 мг/кг корма способствовало обогащению рационов кур-несушек йодом, что увеличило содержание йода в яйцемассе в 2,98 раза. Таким образом, обогащение рационов кур-несушек тетралактобактерином и йодидом калия позволяет получать яйцо йодированное, что улучшает биологические и потребительские свойства яиц.

Литература

1. Околелова Т.М., Кулаков А.В., Молоскин С.А. Актуальные проблемы применения биологически активных веществ и производства премиксов. Сергиев Посад, 2002. 282 с.

2. Никулин В.Н., Синюкова Т.В. Особенности биохимического статуса кур-несушек при комплексном использовании йодида калия и пробиотика лактоамиловорина // Известия Оренбургского аграрного университета. 2008. № 4 (20). С. 179—180.

3. Rigobelo E.C.. Probiotic in animal. Veterinary and medicine. 2012. P. 340.

4. Середа Т.В. Возрастная характеристика морфологических показателей крови, белкового обмена и качества яиц кур кросса Ломанн белый в условиях интенсивной технологии: дисс. ... кан,д. биол. наук. Троицк, 2007. С. 148.

5. Шарипкулова Л.Ш. Морфологические показатели яиц кур кросса Ломанн белый в ходе репродуктивного периода // Аграрный вестник Урала. 2012. № 3 (95). С. 46-48.

Тяжёлые металлы в трофической цепи «почва -растение-тело пчелы-продукты пчеловодства» как показатель загрязнения окружающей среды

Р.Р. Фаткуллин, д.б.н, профессор, Ю.А. Гизатулина, ассистент, ФГБОУ ВО Южно-Уральский ГАУ

В связи с интенсивным ростом и развитием промышленности, транспорта, индустриализацией и химизацией сельского хозяйства, ускорением научно-технического прогресса за последние годы значительно увеличилось и продолжает нарастать поступление в окружающую среду тяжёлых металлов техногенного происхождения [1-6]. Загрязнение объектов биосферы, в том числе пищевого сырья, как растительного, так и животного происхождения, солями тяжёлых металлов, учитывая их высокую токсичность, способность накапливаться в организме человека, оказывать вредное воздействие даже в сравнительно низких концентрациях, может иметь ряд серьёзных последствий для здоровья человека.

Особую актуальность данный вопрос приобретает на территориях, подверженных выбросам предприятий топливно-энергетического комплекса. Это вызвано тем, что постоянно выявляются факты сверхнормативных и самовольных выбросов загрязняющих веществ от тепловых электростанций в окружающую среду в результате пыления. На техногенно загрязнённых территориях в естественных и культурных ценозах возникают разнообразные негативные процессы, приводящие не только к снижению урожайности сельскохозяйственных культур, деградации почвенного плодородия, но и к трансформации природной среды в целом. При этом происходит аккумуляция тяжёлых металлов в почве, растениях и далее по трофической цепи «тело пчелы — продукты пчеловодства».

На основании вышеизложенного целью исследования явилось определение содержания тяжёлых металлов в трофической цепи «почва — растение — тело пчелы — продукция пчеловодства», как показатель загрязнения окружающей среды в отдельных районах Челябинской области.

Материал и методы исследования. Исследование проводили на территориях сельских поселений Троицкого района Челябинской области, расположенных по розе ветров в юго-восточном (почвенная площадка ПП1) и юго-западном (почвенная площадка ПП2) направлениях от основного источника загрязнения окружающей среды — ОАО «ОГК-2 «Троицкая ГРЭС». Расстояние составило: пос. Бобровка (ПП1) — 10—15 км и пос. Берлин (ПП2) - 45-50 км.

Пробы почв, цветков медоносных растений, пчёл, прополиса, воска, пыльцы и мёда для исследования отбирали с мая по сентябрь. Содержание тяжёлых металлов в полученных образцах определяли методом атомно-абсорбционной спектро-фотомерии.

Результаты исследования. Результаты количественного поглощения тяжёлых металлов в трофической цепи, а именно свинца, кадмия и никеля, представлены в таблице 1.

Наибольшее содержание тяжёлых металлов было установлено в почве пос. Бобровка (ПП1), где концентрация свинца составила 31,43+1,12 мг/кг, кадмия — 1,56+0,05 мг/кг и никеля — 43,21+2,10 мг/кг. Содержание данных элементов в почве пос. Берлин (ПП2) значительно меньше: свинца — в 8,34 раза, кадмия — в 26 раз, никеля — в 4,23 раза. Это говорит о том, что почвы пос. Бобровка подвержены наибольшим техногенным воздействиям тепловой станции и отличаются высокой загрязнённостью тяжёлыми металлами.

По наличию тяжёлых металлов цветки медоносных растений ПП1 превосходили цветки медоносов ПП2. Так, концентрация свинца в медоносных растениях, произраставших на территориях непосредственной близости к теплостанции (ПП1), была в 6 раз больше по сравнению с ПП2. Аналогичная закономерность выявлена в отношении кадмия и никеля: с увеличением их содержания в медоносных растениях ПП1 в 9,66 и 3,88 раза по сравнению с образцами ПП2.

Содержание тяжёлых металлов в теле пчелы по отношению к их количеству в растениях, с которых пчёлы собирали нектар и пыльцу, на двух почвенных площадках по изучаемым показателям закономерно уменьшалось. Так, на ПП1 содержание свинца снизилось в 1,07 раза, кадмия — в 1,32 раза, никеля — в 1,49 раза по сравнению с их содержанием в цветках медоносов. Концентрация исследуемых элементов в теле медоносных пчёл, которые содержались на расстоянии 45—50 км от тепловой станции (ПП2), снижалась интенсивнее, чем у пчёл, которых отбирали на расстоянии 10—15 км: для свинца — в 1,17 раза, для кадмия — в 1,5 раза, для никеля — в 3,49 раза. Как известно, больше тяжёлых металлов выявляют в организме пчёл, содержащихся на пасеках в непосредственной близости к источнику загрязнения. Соответственно аккумуляция тяжёлых металлов в теле пчелы возрастает по мере приближения к источникам техногенного загрязнения.

Продукты пчеловодства аккумулируют тяжёлые металлы в разной степени. Установлено, что в пыльце, собранной пчёлами, находившимися в 10—15 км от источника загрязнения, содержание свинца составляло в среднем 2,04+0,08 мг/кг, а в пыльце того же вида растения, но отобранной от семей, находившихся на расстоянии 45—50 км от теплостанции, всего лишь 0,16+0,008 мг/кг, что в 12,75 раза меньше. Аналогичная тенденция характерна и для прополиса. Установлено, что различия по содержанию свинца в пробах прополиса были также глубокими — 2,71+0,13 и 0,27+0,01 мг/кг соответственно, что в 10 раз меньше по сравнению ПП1 с ПП2.

Свинец, несмотря на относительно высокое содержание в почве, медоносных растениях и в теле пчелы, меньше всего аккумулируется в мёде и воске сотов. Сравнивая содержание свинца в мёде и воске сотов двух почвенных площадок, следует констатировать, что на ПП2 концентрация данного элемента уменьшилась по мере удалённости пчелиных семей от источника загрязнения. Так, концентрация свинца в мёде и воске сотов на ПП1 составила 0,65+0,03 и 1,28+0,05 мг/кг, а на ПП2 — 0,10+0,005 и 0,05+0,002 мг/кг соответственно, что в 6,5 и 25,6 раза меньше.

Результаты проведённого исследования показали, что самое высокое содержание кадмия

1. Содержание тяжёлых металлов в трофической цепи, мг/кг (Х+Бх)

Объект исследования Показатель

свинец кадмий никель

ПП1 ПП2 ПП1 ПП2 ПП1 ПП2

Почва 31,43±1,12 3,77±0,17 1,56±0,05 0,06±0,003 43,21±2,10 10,21±0,42

Цветки медоносных растений 3,82±0,18 0,63±0,02 0,29±0,01 0,03±0,001 5,01±0,23 1,29±0,05

Тело пчелы 3,57±0,17 0,54±0,02 0,22±0,01 0,02±0,001 3,37±0,16 0,37±0,01

Прополис 2,71±0,013 0,27±0,01 0,08±0,003 0,01±0,00 2,82±0,13 0,30±0,01

Воск 1,28±0,05 0,05±0,002 0,02±0,001 - 0,51±0,02 0,35±0,01

Пыльца 2,04±0,08 0,16±0,008 0,23±0,01 0,02±0,001 1,41±0,06 0,89±0,04

Мёд 0,65±0,03 0,10±0,005 0,03±0,001 0,01±0,00 1,25±0,05 0,71±0,03

2. Концентрации токсичных веществ в пробах мёда

Показатель СанПиН 2.3.2.1078-01 Проба меда

ПП 1 ПП 2

Свинец, мг/кг 1,0 0,65 0,10

Кадмий, мг/кг 0,05 0,03 0,01

Цезий - 137, Бк/кг 100,0 8,5 2,7

Стронций - 90, Бк/кг 80,0 15,7 1,5

нами отмечено в исследуемых пробах пыльцы и прополиса пос. Бобровка (ПП1), равные 0,23+0,01 и 0,08+0,003 мг/кг соответственно. В то же время концентрация данного элемента в исследуемых пробах пыльцы и прополиса п. Берлин (ПП2) составила 0,02+0,001 и 0,01+0,00 мг/кг, что в 11,5 и 8 раз меньше соответственно.

Содержание кадмия в мёде и воске составило 0,03+0,001 и 0,02+0,008 мг/кг для ПП1, для ПП2 в мёде оно равно 0,01+0,00 мг/кг, а в воске данного экотоксиканта не обнаружено.

Так, пыльца и прополис отличались большей загрязнённостью свинцом и кадмием, чем воск и мёд. Мы объясняем это тем, что наибольшее количество тяжёлых металлов накапливается в продуктах, не проходящих через организм пчёл.

Следует констатировать, что легче всего в продукты пчеловодства проникает никель. Так, наиболее высокое содержание никеля выявлено в прополисе ПП1 и составило 2,82+0,13 мг/кг, немного меньше в пыльце — 1,41+0,06 мг/кг, а в мёде и воске — 1,25+0,05 и 0,51+0,02 мг/кг соответственно. В то же время концентрация данного элемента в исследуемых образцах ПП2 была несколько меньше и составила: в прополисе - 0,30+0,01, в пыльце - 0,89+0,04, в мёде -0,71+0,03, в воске сотов — 0,35+0,01 мг/кг. Столь значительное накопление никеля в пчелопродуктах ПП2 можно объяснить не только его повышенным содержанием в почве исследуемого поселения, но и его химическими свойствами.

Таким образом, повышенное содержание тяжёлых металлов в почве и цветках медоносных растений с пасеки пос. Бобровка, расположенной в непосредственной близости к источнику загрязнения, свидетельствует о выраженном физиологическом воздействии агроэкологических факторов, которое сопровождается кумуляцией тяжёлых металлов в организме пчёл и создаваемой ими продукции. Поэтому при получении продукции пчеловодства крайне важно правильно размещать пасеки с учётом состояния окружающей среды.

Концентрации токсичных веществ в мёде, при которых в течение неограниченного времени не происходит отклонений в здоровье человека при употреблении мёда, установлены СанПиН 2.3.2.1078-01.

Результаты исследования проб мёда по показателям безопасности представлены в таблице 2.

Проведённый анализ химического состава образцов мёда двух почвенных площадок показывает, что отклонений по содержанию тяжёлых металлов и радионуклидов нет. По показателям безопасности исследуемые пробы мёда соответствуют требованиям СанПиН 2.3.2.1078-01 и могут быть использованы для употребления и продажи.

Выводы. 1. Концентрация загрязняющих веществ, а именно тяжёлых металлов, довольно интенсивно уменьшается по мере удалённости пчелиных семей от источника загрязнения.

2. В теле пчелы и продуктах пчеловодства в трофической цепи «почва — растение — тело пчелы — продукты пчеловодства» происходит уменьшение содержания тяжёлых металлов. Таким образом, если проследить миграцию свинца, кадмия и никеля в биологической цепи, то каждое последующее звено выступает в роли природного биофильтра.

3. Наибольшее количество тяжёлых металлов накапливается в продуктах, не проходящих через организм пчёл (прополис и пыльца), и меньше их в продуктах, переработанными пчелами (мёд и воск).

4. В мониторинге окружающей среды по содержанию тяжёлых металлов в качестве биоиндикаторов могут служить пчёлы и продукция пчеловодства, а именно пыльцевая обножка (пыльца) и прополис.

Литература

1. Еськов Е.К. Экология медоносной пчелы. Рязань, 1995. 394 с.

2. Таирова А.Р., Шарифьянова В.Р., Ахметзянова Ф.К. Геохимическая оценка почв лесостепной зоны Южного Урала // Учёные записки Казанской государственной академии ветеринарной медицины. 2013. Т. 214. С. 412—416.

3. Панков Д.М. Энтомофауна полей культурных медоносов в лесостепи Алтая // Пчеловодство. 2014. № 5. С. 12—15.

4. Таирова А.Р., Мухамедьярова Л.Г., Сулейманова К.У. Особенности биоаккумуляции тяжёлых металлов в организме рыб семейства карповые и семейства окуневые //

Современные тенденции сельскохозяйственного производства в мировой экономике: матер. XIV Междунар. науч.-практич. конф. Кемерово, 2015. С. 550—553.

5. Таирова А.Р., Кузнецов А.И. Химические элементы в биосфере // Международный журнал экспериментального образования. 2010. № 10. С. 116.

6. Фаткуллин Р. Р. Состояние здоровья крупного рогатого скота в условиях техногенной агроэкосистемы. Троицк, 2014. С. 61—68.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.