Научная статья на тему 'Тягово-динамический расчет малогабаритного колесного автотрактора'

Тягово-динамический расчет малогабаритного колесного автотрактора Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
375
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВТОТРАКТОР / КАСАТЕЛЬНАЯ СИЛА ТЯГИ / РЕЙСОВАЯ НАГРУЗКА / ДИНАМИЧЕСКИЙ ПАСПОРТ / AUTOTRACTOR / TRACTION TANGENT FORCE / TRIP LOADING / DYNAMIC PASSPORT

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Войнаш А. С., Войнаш С. А.

В статье рассматривается малогабаритный колесный автотрактор, который может использоваться для транспортных и тяговых работ в хозяйствах малых форм. Дана методика расчета динамической характеристики автотрактора, приведен вариант динамического паспорта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRACTION-DYNAMIC CALCULATION OF THE SMALL-SIZED WHEELED AUTOTRACTOR

The small-sized wheeled autotractor that can be used for the transport and traction works in the small form-farms is considered in the article. The calculation methodology of the autotractor dynamic characteristics is given, the variant of the dynamic passport is presented.

Текст научной работы на тему «Тягово-динамический расчет малогабаритного колесного автотрактора»

ВестникКрасГАУ 2015. № 1

УДК 629.114.2 А.С. Войнаш, С.А. Войнаш

ТЯГОВО-ДИНАМИЧЕСКИЙ РАСЧЕТ МАЛОГАБАРИТНОГО КОЛЕСНОГО АВТОТРАКТОРА

В статье рассматривается малогабаритный колесный автотрактор, который может использоваться для транспортных и тяговых работ в хозяйствах малых форм. Дана методика расчета динамической характеристики автотрактора, приведен вариант динамического паспорта.

Ключевые слова: автотрактор, касательная сила тяги, рейсовая нагрузка, динамический паспорт.

A.S. Voynash, S.A. Voynash TRACTION-DYNAMIC CALCULATION OF THE SMALL-SIZED WHEELED AUTOTRACTOR

The small-sized wheeledautotractorthat can be used for the transport and traction works in the small form-farms is considered in the article. The calculation methodology of theautotractordynamic characteristics is given, the variant of the dynamic passport is presented.

Key words: autotractor, traction tangent force, trip loading, dynamic passport.

Введение. С развитием малых форм хозяйствования в агропромышленном секторе России важной задачей стало обеспечение потребности сельхозпроизводителей малогабаритной техникой, предназначенной для механизации неэнергоемких сельскохозяйственных и погрузочно-транспортных операций. Рядом организаций страны (НАМИ, МГАУ имени В.П. Горячкина и др.) предложены конструкции колесных машин (тракторомобилей, автотракторов), способных выполнять как тяговые, так и транспортные работы [1, 2, 3].

В Рубцовском индустриальном институте (филиале) ФГБОУ ВПО "Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова" (РИИ АлтГТУ) разработан малогабаритный колесный автотрактор ЭМ-0,6 с двигателем мощностью 21 кВт, предназначенный для выполнения целого ряда транспортных и тяговых работ в крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйствах [4, 5, 6, 7]. Компоновка автотрактора с передним расположением кабины и наличием свободной зоны в средней и задней частях рамы обеспечивает установку в этой зоне самосвального кузова грузоподъемностью 1 т, а заднее универсальное навесное устройство с гидроприводом позволяет управлять не только самосвальным кузовом, но и навесными сельскохозяйственными орудиями, например, плугом (рис. 1).

Рис. 1. Схема агрегатирования колесного автотрактора

Технические науки

Цель исследований. Помочь сельхозпроизводителю, применяющему автотрактор ЭМ-0,6, в определении нагрузочных параметров, соответствующих режимам наиболее эффективного использования машины в конкретных эксплуатационных условиях крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйств.

Задачи исследований. Разработка достаточно простых номограмм, графически связывающих основные нагрузочные параметры автотрактора ЭМ-0,6 с характеристиками типичных условий эксплуатации.

Методика и результаты исследований. Наличие транспортных и тяговых эксплуатационных режимов говорит о том, что автотрактор ЭМ-0,6 занимает промежуточное положение между грузовым автомобилем и сельскохозяйственным трактором. Поэтому при тяговых расчетах могут использоваться методы как теории автомобиля (динамическая характеристика), так и теории трактора (тяговая характеристика).

В теории автомобиля широко используется метод динамической характеристики, заключающийся в построении зависимости динамического фактора от скорости движения. Динамический фактор автомобиля рассчитывается по формуле:

О

Р - Р 1 к 1

О

(1)

где Рк - касательная сила тяги, кН; Р№ - сопротивление воздуха, кН; О - вес машины, кН. Вес в рассчитывается по формуле:

О = Оэ+в,

(2)

где ОЭ - эксплуатационный вес автотрактора, ОЭ = 19,1 кН; в - рейсовая нагрузка, кН.

Для автотрактора, имеющего максимальную скорость до 50 км/ч, с погрешностью вычислений не более 2 % можно принять Р№ ~ 0. Тогда

о = Рк /О. (3)

Касательная сила тяги может быть рассчитана двумя способами: "по условиям движения" и "по двигателю".

Для расчета касательной силы тяги "по условиям движения" рассмотрим силы, действующие на автотрактор при равномерном движении на подъеме, представленные на рис. 2.

Рис. 2. Схема к расчету касательной силы тяги автотрактора

Уравнение тягового баланса имеет вид:

Рк = Pf + (G + Q)• sina = f (G + Q)• cosa + (G3 + Q) • sin«, (4)

где p - сила сопротивления качению, кН; f - коэффициент сопротивления качению автотрактора; a - угол

уклона местности.

Выражение для динамического фактора принимает вид:

D = f • cosa + sin a.

(5)

Результаты расчетов динамического фактора и потребной касательной силы тяги для типичных условий эксплуатации автотрактора представлены в таблице.

Параметры условий эксплуатации автотрактора

Условия эксплуатации f a, градус D Рк , кН

Q = 0 кН Q = 10 кН

Легкие 0,02-0,05 0-5 0,02-0,137 0,39-2,69 0,59-4,03

Средние 0,05-0,1 0-10 0,05-0,272 0,98-5,34 1,47-8,01

Тяжелые 0,1-0,2 0-15 0,1-0,452 1,96-8,87 2,94-13,29

С учетом данных таблицы были предварительно выбраны передаточные числа трансмиссии автотрактора.

Выражая Рк через параметры двигателя, трансмиссии и ходовой части, можно получить для автотрактора:

М • I -л

е тр I тр

~ (6)

D =

G • r

где

M -

крутящии момент, снимаемый с

коленвала двигателя, кН^м; imp - передаточное число транс-

миссии; Лтр - КПД трансмиссии; гк - радиус качения ведущего колеса автотрактора, м. Расчет скорости движения автотрактора проводится по формуле:

v = 3,6 ••r*

30 • i

(7)

тр

_1

где Пе - частота вращения коленвала двигателя, мин .

Для расчетов по формулам (6)-(7) необходимо знание внешней скоростной характеристики двигателя. При отсутствии экспериментальных данных проводится теоретический расчет внешней скоростной характеристики двигателя по формулам, рекомендуемым в теории двигателя. Результаты расчетов представляются графически в виде так называемой динамической характеристики "по двигателю".

Результаты расчетов по формуле (5) представляются графически в виде так называемой динамической характеристики "по условиям движения". Объединяя обе динамические характеристики, можно получить динамический паспорт.

Динамический паспорт автотрактора ЭМ-0,6 конструкции РИИ АлтГТУ (рис. 3), построенный при номинальной рейсовой нагрузке, содержит два квадранта:

- в правом квадранте представлена динамическая характеристика "по двигателю";

Технические науки

- в левом квадранте представлены зависимости динамического фактора от угла подъема местности и коэффициентов сопротивления движению при легких, средних и тяжелых условиях (динамическая характеристика "по условиям движения").

- —♦—легкие условия -■— ср едние у сл овия -*- тяжелые условия

1

25 20 15 10 5

Угол уклона местности, град

I)

0,5

0,4

0.3

0,2

0.1

раб очий д мпазо 1

/ // / /

й V" 7

транс 1 / порти \ П1 дп.и га тон

3 \ ,

10 20 30 40 50 60 Скорость движения, км/ч

Рис. 3. Динамический паспорт автотрактора при номинальной рейсовой нагрузке

При равенстве значений динамического фактора, взятых в правом и в левом квадрантах, автотрактор движется равномерно с данной скоростью в заданных условиях. Так, наглядно видно, что движение автотрактора с номинальной рейсовой нагрузкой в средних условиях возможно при уклоне местности 16° (включена первая передача рабочего диапазона трансмиссии).

Очевидно, что в реальных условиях автотракторы могут эксплуатироваться с рейсовыми нагрузками, уровень которых меньше номинальных. При этом для анализа эксплуатационных режимов целесообразно использовать усовершенствованный вариант динамического паспорта автотрактора (рис. 4), в котором наряду с динамическими характеристиками "по двигателю" и "по условиям движения" содержится номограмма нагрузки (левый квадрант).

Номограмма нагрузок построена следующим образом. Параллельно оси абсцисс динамической характеристики влево от шкалы О отложен отрезок произвольной длины. На этом отрезке нанесена шкала нагрузки в процентах. Через нулевую точку шкалы нагрузок проведена прямая, параллельная оси О, и на

ней нанесена шкала динамического фактора О0 для автотрактора без нагрузки. Масштаб для этой шкалы определен по формуле:

а0 = а ■ М0 / Мэ

(8)

где а0 - масштаб шкалы динамического фактора для автотрактора без нагрузки; а - то же для автотрактора с полной нагрузкой; М0 - собственная масса автотрактора в снаряженном состоянии, кг; МЭ - полная масса автотрактора с учетом номинальной рейсовой нагрузки, кг.

Равнозначные деления шкал О и О0 (например, 0,1; 0,2 и т.д.) соединены прямыми линиями.

Рейсовая нагрузка

Рис. 4. Динамический паспорт автотрактора с номограммой рейсовой нагрузки

Используя динамический паспорт с номограммой рейсовой нагрузки, можно определить, например, что равномерное движение автотрактора ЭМ-0,6 в средних условиях при угле уклона местности 16° возможно при нагрузке, равной 40 % от номинальной, на второй передаче рабочего диапазона трансмиссии, а при нагрузке 20 % от номинальной - на третьей передаче того же диапазона.

Заключение. На основе положений теории автомобиля с учетом конструктивных данных колесного автотрактора ЭМ-0,6 выполнены необходимые расчеты и построены графики динамических характеристик "по двигателю" и "по условиям движения". Проведено объединение названных динамических характеристик в динамический паспорт автотрактора.

Предложен усовершенствованный вариант динамического паспорта с номограммой рейсовой нагрузки, позволяющий формулировать практические рекомендации по величинам рейсовых нагрузок и скоростям движения автотрактора ЭМ-0,6 при транспортировке грузов в конкретных эксплуатационных условиях крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйств.

Литература

1. Батуев Ц.Т., Хлебодаров И.Д., Пехутов А.С. Перспективные транспортно-технологические машины для сельского хозяйства // Вестн. Бурят. гос. с.-х. академии им. В.Р. Филиппова. - 2013. - № 3. - С. 147-150.

2. Ганжа В.А., Кайзер Ю.Ф., Ковалевич П.В. Универсальные транспортно-технологические машины для сельского хозяйства // Вестн. КрасГАУ. - 2013. - № 8. - С. 137-142.

3. Дзоценидзе Т.Д. Особенности товаропроизводства в КФХ и ЛПХ и создание грузовых автомобилей сельскохозяйственного назначения // Тракторы и сельхозмашины. - 2009. - № 5. - С. 3-8.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Войнаш С.А., Войнаш А.С. Анализ концептуальных подходов к решению проблемы механизации работ в крестьянских (фермерских) хозяйствах // Тракторы и сельхозмашины. - 2012. - № 3. - С. 51-55.

5. Войнаш С.А., Войнаш А.С. Транспортно-технологическая машина для внесения органических удобрений // Тракторы и сельхозмашины. - 2011. - № 12. - С. 12-14.

6. Войнаш С.А., Войнаш А.С., Жарикова Т.А. Пахотный агрегат на базе малогабаритного автотрактора // Тракторы и сельхозмашины. - 2012. - № 8. - С. 15-16.

7. Войнаш С.А., Войнаш А.С. Особенности проектирования колесного малогабаритного трелевочного трактора // Тракторы и сельхозмашины. - 2012. - № 11. - С. 21-23.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.