Научная статья на тему '«Ты всегда в ответе за всех, кого приручил» (рекомендации к изучению произведения Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц» в 6 классе коррекционной школы)'

«Ты всегда в ответе за всех, кого приручил» (рекомендации к изучению произведения Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц» в 6 классе коррекционной школы) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3370
704
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему ««Ты всегда в ответе за всех, кого приручил» (рекомендации к изучению произведения Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц» в 6 классе коррекционной школы)»

«ТЫ ВСЕГДА В ОТВЕТЕ ЗА ВСЕХ, КОГО ПРИРУЧИЛ» (РЕКОМЕНДАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ ПРОИЗВЕДЕНИЯ АНТУАНА ДЕ СЕНТ-ЭКЗЮПЕРИ «МАЛЕНЬКИЙ ПРИНЦ» В 6 КЛАССЕ КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЫ)

Панченко Н. А. Яковлева Ю. Е.

К сожалению, в учебнике нет ни слова о личности автора «Маленького принца», учащимся же будет интересно узнать кое-какие биографические моменты из жизни Антуана де Сент-Экзюпери. Биография боевого летчика усилит интерес учащихся к сказке, написанной им.

Антуан де Сент-Экзюпери родился в 1900 году. В 12 лет произошло важное событие: знакомый летчик взял Антуана на борт своего самолета. Впечатление от полета было очень сильное. А когда ему было 26 лет, он пришел в легендарную авиационную компанию «Линия». Здесь он нашел настоящую профессию и встретил настоящих друзей, которым сохранил верность до конца жизни.

И в том же году, когда Сент-Экзюпери связал свою жизнь с авиацией, он напечатал рассказ «Летчик». Так соединились два его увлечения: служение авиации и литературе.

Он много летает, прокладывает новые авиапути, испытывает вновь созданные модели самолетов.

Сент-Экзюпери восхищается землей, небом, ветром, облаками, всей природой. Он считает, что надо заботиться о природе, о Планете людей (Одно его произведение так и называется «Планета людей»).

Сент-Экзюпери очень верит в людей, считает, что в каждом человеке есть талант, только надо помочь его раскрыть.

Как садовник выращивает розу, заботится о ней, так же надо выращивать из ребенка настоящего человека, такого, который готов помочь всем, кто позовет на помощь. Настоящий человек должен чувствовать ответственность за все, что происходит вокруг него.

Когда враг (гитлеровские солдаты) напал на его родину Францию, он хотел ее защитить, но медицинская комиссия признала Сент-Экзюпери негодным по состоянию здоровья к службе в военной авиации. У него было много травм в результате аварий в воздухе и на земле. И все-таки Сент-Экзюпери добился участия в войне.

Сент-Экзюпери погиб накануне освобождения Франции, отдав за это жизнь.

Последним произведением Сент-

Экзюпери стала сказка «Маленький принц».

Екатеринбург

При кажущейся простоте сказочного сюжета внутренний смысл произведения глубок, писатель вложил в него важные истины о человеке и мире, о нравственных заповедях общечеловеческого звучания. Здесь нет авторского назидания, а есть доверительный разговор о настоящей дружбе. В истории отношений Маленького принца с Лисом - целая поэма о дружбе, а история с Розой - поэма о любви. Каждый понимает это в меру своих возможностей.

Целью изучения произведения «Маленький принц», аналитического чтения и является достижение понимания учащимися того, что в мудром Лисе Маленький принц обретает друга, который раскрывает ему тайны дружеских взаимоотношений.

Если учащиеся поймут, что значит просьба Лиса приручить его, если они поймут: «зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь», то урок достигнет цели. Особого внимания требует положение «ты всегда в ответе за всех, кого приручил». Беседа по художественному тексту в связи с пониманием этого наказа Лиса, конечно, требует выхода и на разговор, касающийся взаимоотношений учащихся с их друзьями.

Таким образом, в меру своих возможностей учащиеся поймут глубокий нравственный смысл сказки.

Текст очень сложен для понимания учащимися с интеллектуальной недостаточностью, поэтому особого внимания требует формулировка вопросов, позволяющих установить причинно-следственные связи.

Для аналитического чтения художественный текст разбиваем на смысловые части. Первый раздел делим на две. Первая часть кончается словами «точно таких же цветов в одном только саду!»

- Что поразило Маленького принца в саду, полном роз? («...все они похожи на его цветок»).

- Что почувствовал Маленький принц? (Он почувствовал себя несчастным) Учащийся ответил: «Разочарование».

- Почему Маленький принц почувствовал себя несчастным? (разочарованным)

Лучше попросить зачитать абзац, где об этом говорится, а затем с учащимися вы-

делить слова, которые говорила его роза, красавица: «Его красавица говорила ему, что подобных нет.» Учащийся же нашел ответ: Принц был разочарован враньем розы.

Беседа по второй части уточняет переживания героя.

- Почему рассердилась бы роза?

Первый абзац этой части не дает прямого

ответа на вопрос, здесь передается состояние розы: рассердилась, раскашлялась, сделала бы вид что умирает. и могла бы умереть.

Можно попросить учащихся перечислить все глаголы, которые передают ее состояние. И надо помочь учащимся увидеть, что это состояние у розы потому, что она не хочет быть смешной. И тут же вопрос, как они понимают, что значит «лишь бы не показаться смешной» (то есть розе не хотелось признать, что таких роз, как она, много). Учащиеся объяснили ее состояние: «Она испугалась, что из такого числа роз Принц мог бы выбрать себе другую» и «Она боялась показаться смешной и некрасивой».

- Почему заплакал Маленький принц?

Ответ заключен в последнем абзаце, стоит его зачитать, а потом попросить учащихся выделить главное в мыслях принца («это была самая обыкновенная роза»).

Важно, чтобы учащиеся поняли, что Маленький принц здесь расстроился потому, что, как ему показалось, таких цветов, как его роза, много. Такое понимание важно: один из учащихся решил, что маленький принц заплакал потому, что «у него были слабые нервы». Позже Маленький принц многое поймет и увидит, что роза -одна единственная.

Во втором разделе можно выделить шесть смысловых частей.

Первая часть кончается словами: «И я буду для тебя один в целом мире». Половину части занимает диалог Лиса и Маленького принца. Задается главный вопрос по содержанию диалога.

- Почему Лис отказался играть с принцем? («Не могу я с тобой играть. Я не приручен»).

Для того чтобы выяснить с учащимися, почему для игры Лису надо, чтобы он был приручен, необходимо понять многое другое.

- Чем опасны для Лиса люди? («У людей есть ружья, и они ходят на охоту. Это очень неудобно!»).

- Что люди могут сделать с Лисом? (Люди могут убить Лиса)

- Кем является для Лиса Маленький принц? Найдите в тексте: «. точно такой же, как сто тысяч других мальчиков». Объясните это положение: «Они не нужны друг другу».

- Что изменится в их отношениях, если Маленький принц приручит Лиса? («... мы станем нужны друг другу. Ты будешь для меня единственным в целом свете. И я буду для тебя одним в целом свете.»).

Теперь можно задать вопрос:

- Почему для игры с Маленьким принцем Лису надо, чтобы его приручил Маленький принц?

С помощью учителя учащиеся подходят к пониманию того, что прирученному Лису не будет угрожать опасность от Маленького принца. Это, во-первых, а во-вторых, здесь надо подвести учащихся к пониманию того, что речь уже идет о дружбе, когда Лис и принц будут единственными друг для друга.

Вторая часть заканчивается словами: «И я полюблю шелест колосьев на ветру.»

- Что стал понимать Маленький принц? («Была одна роза.наверно, она меня приручила»). Надо спросить учащихся, почему принц так решил? (Он так решил, потому что роза для него была единственной). Ответы учащихся были такие: «Они привыкли друг к другу» и «Принц понял, что вложил в нее слишком много сил, и поэтому она стала для него единственной».

- Как Лис представляет свою жизнь, если Маленький принц его приручит?

Ответ должен состоять из двух частей (как две части абзаца). Стоит попросить учащихся сначала зачитать первую половину абзаца («Но если ты.» до «из своего убежища»), а затем спросить, как они понимают душевное состояние Лиса, («Моя жизнь точно солнцем озарится». У Лиса будет друг, он будет радоваться его приходу).

- Вторая часть абзаца сложнее по смыслу, и обязательно потребуется объяснение, как учащиеся понимают эту часть монолога.

- Почему Лис обратил внимание на пшеничные колосья, которые ему не нужны? (У Маленького принца «золотые волосы», похожие на пшеницу).

- Почему Лис полюбит «шелест колосьев на ветру»? («Золотая пшеница» станет напоминать мне тебе»)

Обязательно нужен итоговый вопрос по понятому содержанию абзаца.

- О чем мечтает Лис? (Лис мечтает о друге, чтоб другом был Маленький принц.) Интересен один из ответов учащихся: «Мечтает о том, чтоб у него появился хозяин». Подобный ответ заставляет учителя быстро ориентироваться в работе над сложным текстом.

Третья часть кончается фразой «. к какому часу готовить свое сердце». Эта часть продолжает разговор о приручении - дружбе.

- Что хочет успеть сделать Маленький принц? («.найти друзей и узнать разные вещи»).

- Что по этому поводу считает Лис? («узнать можно только те вещи, которые приручишь.»). Эту фразу следует с учащимися уточнить, обсудить ее понимание.

- Почему можно узнать только те вещи, которые приручишь?

В тексте ответа нет. Ответ учащихся учитель направит в русло того, что только близких можно хорошо узнать. А их выбирает сердце (приручает)

- Что надо сделать Маленькому принцу, если он хочет найти друга? (Для этого нужно приручить Лиса).

- Перескажите, что должен сделать Маленький принц, чтобы приручить Лиса?

- Почему Лис просит Маленького принца приходить в одно и то же время?

Сначала лучше перечитать этот абзац, а потом попросить учащихся выделить чувства, которыми полон Лис в период ожидания встречи с принцем (усиливается счастье, появляется волнение, тревога, сердце готовится к встрече), то есть подвести учащихся к пониманию того, что все эти чувства приятны Лису - ведь он ждет друга.

Четвертая часть кончается фразой «про золотые колосья».

- Что будет с Лисом в час прощания? (Лис будет плакать).

Главный вопрос этой части:

- Почему Лис, который будет плакать, говорит, что ему не плохо, а хорошо?

Прямого ответа на этот вопрос в тексте нет. Учащихся следует подвести к вопросу

- Что попросил Лис Маленького принца сделать для того, чтобы принц понял, почему Лису хорошо («Вспомни, что я говорил про золотые колосья»). Это значит, что учащиеся вспоминают (или находят в тексте), что говорит Лис; уточняется мысль о том, что всегда приятно вспомнить о друге, которого хотя и нет рядом, но о нем многое напоминает.

Пятая и шестая части возвращают повествование к теме розы, но при этом к новому пониманию Маленьким принцем тех, кто тебе дорог, кто для тебя единственный в этом мире.

Пятая часть кончается словами «И Маленький принц возвратился к Лису.» Эта часть требует детального анализа.

- Что попросил Лис сделать перед прощанием? (Лис попросил взглянуть еще раз на розы). При этом учащиеся выясняли, зачем принц должен был взглянуть еще раз на розы. Один ответ: «Чтоб он вернулся мыслями к

своей розе», а вот второй ответ снова свидетельствует о сложности понимания текста учащимися: «Чтобы он понял, что Лис лучше, чем розы».

- Что при этом поймет принц? (Он поймет, что его роза - «единственная в мире»).

- Что увидел Маленький принц? (Он увидел, что розы непохожи на его розу).

- Почему Маленький принц сказал розам: «Вы еще ничто»? Зачитайте все объяснения по тексту. Неплохо было бы его пересказать, но на пересказ времени нет.

После прочтения учащиеся выделяют главную мысль.

- Почему сначала Лис для Маленького принца «ничем не отличался от ста тысяч других лисиц»? (Он не отличался от других потому, что его еще Маленький принц не приручил. Он не был еще другом).

- Какими были все розы для Маленького принца? (Они были красивыми, но пустыми. Ради них он бы не захотел умирать).

- А его роза для случайного прохожего какой бы была? (Случайный прохожий про розу принца скажет, что она точно такая же, как и все розы).

- Почему Маленькому принцу его роза дороже всех роз? Хорошо, если учащиеся объяснения принца перескажут, рассказывая, как он ее поливал, накрывал, оберегал. то есть ухаживал за ней.

- Что значит фраза: «она - моя»?

Важно, чтобы учащиеся почувствовали, что это не значит - моя собственность, что хочу, то и делаю. А это значит, что она для меня самая дорогая, родная и заботиться о ней приятно и радостно.

Здесь интересно спросить у учащихся:

- Как вы думаете, почему прохожий скажет, что роза принца такая же, как и все розы? (Прохожий отдельно с ней не занимался, не ухаживал за ней, не «приручил» ее). Такой вопрос обязательно надо задать: ответ на него даст возможность понять, насколько учащиеся осознали то, чему научил Маленького принца Лис, насколько они поняли основное в дружеских отношениях.

Шестая часть итожит все, чему Лис научил Маленького принца, передает мудрость Лиса.

- Какой секрет открыл Лис Маленькому принцу? («Вот мой секрет, он очень прост: зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь»).

Обязательно надо побеседовать, как учащиеся понимают этот «секрет».

- Что глазами увидел Маленький принц, когда первый раз попал в сад, полный роз? (Он увидел, что все розы похожи на его розу).

- Что подсказало сердце принцу, когда он увидел розы во второй раз? (За эти розы не захочется умереть - они ему чужие, а своя роза -родная, единственная).

- Так что же зорче, глаза или сердце? В словарной работе обязательно уделяется внимание значению слова «зорко» в данном контексте (значит, сердце видит далеко, насквозь).

- Почему роза так дорога принцу? (Роза так дорога принцу потому, что он «отдавал ей всю душу»).

- Какую истину напомнил Лис Маленькому принцу? («Ты всегда в ответе за всех, кого приручил. Ты в ответе за свою розу»). Учащиеся уточняют, что каждый в ответе за своих близких, друзей.

А теперь можно беседу перенести в область дружеских отношений учащихся: спросить, кто для них самый близкий и самый красивый, за кого они в ответе.

В учебнике рекомендуется подготовить пересказ. Пересказ такого текста очень сложен, так как много диалогов и монологов. Подготовкой к пересказу могут быть минипересказы, например, ряда монологов Лиса при аналитическом чтении, ответах на вопросы.

Помочь может план, составленный после чтения и анализа каждой смысловой части (их всего восемь).

Может получится примерно такой план.

1. Что поразило Маленького принца?

2. Почему Маленький принц заплакал?

3. Почему Лис попросил Маленького принца приручить его?

4. Что изменится в жизни Лиса, если Маленький принц его приручит?

5. Как Маленький принц должен приручить Лиса?

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Как себя будет чувствовать Лис при прощании с Маленьким принцем?

7. Что понял Маленький принц, когда увидел розы во второй раз?

8. Какой секрет открыл Лис Маленькому принцу и какую напомнил истину?

Но пересказать сказку (как рекомендует учебник) практически невозможно из-за количества уроков (2 урока), отведенных на изучение произведения: на пересказ не остается времени.

Для закрепления рекомендуется работа с карточками:

I группа II группа

Какой секрет открыл Лис Маленькому принцу? Прочитай выразительно отрывок. - Скучная у меня жизнь. Я охочусь за курами, а люди охотятся за мною. Но если ты меня приручишь, моя жизнь точно солнцем озарится. Твои шаги я стану различать среди тысяч других. Заслышав людские шаги, я всегда убегаю и прячусь. Но твоя походка позовет меня, точно музыка. И я выйду из своего убежища.

Как ты понимаешь выражение: «Ты всегда в ответе за всех, кого приручил»? Какой смысл вкладывает Лис в слово «приручить»?

Какой эпизод сказки стал для тебя самым ярким? Кто из героев сказки испытывал перечисленные ниже чувства: усиливается счастье; появляется волнение, тревога; сердце готовится к встрече?

В заключение урока - творческая работа (включение нужных слов в строки стихотворения).

© Н. А. Панченко Ю. Е. Яковлева, 2008

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.