Научная статья на тему 'Творчество видных казанских архитекторов в послевоенный период (1946-50 гг.) в контексте национально-региональных традиций'

Творчество видных казанских архитекторов в послевоенный период (1946-50 гг.) в контексте национально-региональных традиций Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
национально-региональные традиции / конкурсные проекты / казанские архитекторы советского периода / методика проектирования / орнаментальные комплексы / идентичность / national and regional traditions / competitive projects / Kazan architects of the Soviet period / design methodology / ornamental complexes / identity

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Киносьян Наталья Станиславовна, Киносьян Максим Андреевич

Постановка задачи. Изучение творчества видных казанских архитекторов советского периода помогает понять общероссийские и региональные процессы формирования советской архитектуры. Послевоенный период становления казанской архитектурной школы остается наиболее малоизученным. В широком смысле актуальность настоящего исследования связана с необходимостью создания профессиональной региональной научной базы для формирования современной архитектуры Республики Татарстан, обладающей чертами культурной идентичности. Целью исследования является систематизация конкурсных проектов и определение методики проектирования видных советских архитекторов Казани в послевоенный период. Задачи исследования: выявить и ввести в научный оборот архивные источники по теме исследования; изучить библиографические источники по использованию архитекторами национально-региональных традиций в советскую эпоху; проанализировать методику проектирования казанских архитекторов в контексте национально-региональных традиций. Результат. В результате проведенного исследования выявлены, систематизированы и введены в научный оборот архивные материалы, представленные на конкурс колхозных клубов, правлений, жилых домов и малых архитектурных форм видными казанскими архитекторами А.Г. Бикчентаевым, Н.П. Козловым, М.К. Игламовым, Д.М. Федоровым, П.А. Саначиным и др. Определены профессиональные задачи послевоенного времени, проанализирована методика проектирования. Выводы. Творческий метод советских архитекторов Казани в послевоенный период основывался на уникальном синтезе регионального наследия и приемах существующего классицистического архитектурно-художественного стиля. Плеядой видных архитекторов Казани сформированы основы научного исследования региональных традиций и выведены приемы их использования в архитектуре массового послевоенного строительства на территории ТАССР. Зодчими Казани разработана уникальная орнаментальная система своего времени, которая является достоянием архитектурной культуры Татарстана.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Киносьян Наталья Станиславовна, Киносьян Максим Андреевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Creativity of prominent Kazan architects in the post-war period (1946-50) in the context of national and regional traditions

Problem statement. Studying the work of prominent Kazan architects of the Soviet period helps to understand the all-Russian and regional processes of formation of Soviet architecture. The post-war period of the formation of the Kazan architectural school remains poorly studied. In a broad sense, the relevance of this study is related to the need to create a professional regional scientific base for the formation of modern architecture of the Republic of Tatarstan, which has features of cultural identity. The purpose of the study is to systematize competitive projects and determine the design methodology of prominent Soviet architects of Kazan in the post-war period. The research objectives are to identify and introduce archival sources on the research topic into scientific circulation; to study bibliographic sources on the use of national and regional traditions in the Soviet era; to analyze the design methodology of Kazan architects in the context of national and regional traditions. Result. As a result of the conducted research, archival materials submitted to the competition of collective farm clubs, managing boards, residential buildings and small architectural forms by prominent Kazan architects A.G. Bikchentaev, N.P. Kozlov, M.K. Iglamov, D.M. Fedorov, P.A. Sanachin and others were identified, systematized and introduced into scientific circulation. The professional tasks of the post-war period are defined, the design methodology is analyzed. Conclusions. The creative method of the Soviet architects of Kazan in the post-war period was based on the unique synthesis of regional heritage and techniques of the existing classical architectural and artistic style. The pleiad of prominent architects of Kazan formed the foundations of scientific research of regional traditions and derived techniques for their use in the architecture of mass post-war construction in the territory of the Republic of Tatarstan. The architects of Kazan developed a unique ornamental system of their time, which is the heritage of the architectural culture of Tatarstan.

Текст научной работы на тему «Творчество видных казанских архитекторов в послевоенный период (1946-50 гг.) в контексте национально-региональных традиций»

УДК: 72.03

Б01: 10.48612/NewsKSUAE/67.18 ЕБ]Ч: XMQECN

Творчество видных казанских архитекторов в послевоенный период (1946-50 гг.) в контексте национально-региональных традиций

М.А. Киносьян1, Н.С. Киносьян1

'Казанский государственный архитектурно-строительный университет, г. Казань, Российская Федерация

Аннотация. Постановка задачи. Изучение творчества видных казанских архитекторов советского периода помогает понять общероссийские и региональные процессы формирования советской архитектуры. Послевоенный период становления казанской архитектурной школы остается наиболее малоизученным. В широком смысле актуальность настоящего исследования связана с необходимостью создания профессиональной региональной научной базы для формирования современной архитектуры Республики Татарстан, обладающей чертами культурной идентичности. Целью исследования является систематизация конкурсных проектов и определение методики проектирования видных советских архитекторов Казани в послевоенный период. Задачи исследования: выявить и ввести в научный оборот архивные источники по теме исследования; изучить библиографические источники по использованию архитекторами национально-региональных традиций в советскую эпоху; проанализировать методику проектирования казанских архитекторов в контексте национально-региональных традиций.

Результат. В результате проведенного исследования выявлены, систематизированы и введены в научный оборот архивные материалы, представленные на конкурс колхозных клубов, правлений, жилых домов и малых архитектурных форм видными казанскими архитекторами А.Г. Бикчентаевым, Н.П. Козловым, М.К. Игламовым, Д.М. Федоровым, П.А. Саначиным и др. Определены профессиональные задачи послевоенного времени, проанализирована методика проектирования.

Выводы. Творческий метод советских архитекторов Казани в послевоенный период основывался на уникальном синтезе регионального наследия и приемах существующего классицистического архитектурно-художественного стиля.

Плеядой видных архитекторов Казани сформированы основы научного исследования региональных традиций и выведены приемы их использования в архитектуре массового послевоенного строительства на территории ТАССР.

Зодчими Казани разработана уникальная орнаментальная система своего времени, которая является достоянием архитектурной культуры Татарстана.

Ключевые слова: национально-региональные традиции, конкурсные проекты, казанские архитекторы советского периода, методика проектирования, орнаментальные комплексы, идентичность

Для цитирования: Киносьян М.А., Киносьян Н.С. Творчество видных казанских архитекторов в послевоенный период (1946-50 гг.) в контексте национально-региональных традиций // Известия КГАСУ, 2024, № 1 (67), с. 182-192, Б01: 10.48612/NewsKSUAE/67.18, ЕБ№ XMQECN

Creativity of prominent Kazan architects in the post-war period (1946-50) in the context of national and regional

traditions

N.S. Kinosyan \ M.A. Kinosyan1

'Kazan State University of Architecture and Engineering Kazan, Russian Federation

Abstract. Problem statement. Studying the work of prominent Kazan architects of the Soviet period helps to understand the all-Russian and regional processes of formation of Soviet architecture. The post-war period of the formation of the Kazan architectural school remains poorly studied. In a broad sense, the relevance of this study is related to the need to create a professional regional scientific base for the formation of modern architecture of the Republic of Tatarstan, which has features of cultural identity. The purpose of the study is to systematize competitive projects and determine the design methodology of prominent Soviet architects of Kazan in the post-war period. The research objectives are to identify and introduce archival sources on the research topic into scientific circulation; to study bibliographic sources on the use of national and regional traditions in the Soviet era; to analyze the design methodology of Kazan architects in the context of national and regional traditions.

Result. As a result of the conducted research, archival materials submitted to the competition of collective farm clubs, managing boards, residential buildings and small architectural forms by prominent Kazan architects A.G. Bikchentaev, N.P. Kozlov, M.K. Iglamov, D.M. Fedorov, P.A. Sanachin and others were identified, systematized and introduced into scientific circulation. The professional tasks of the post-war period are defined, the design methodology is analyzed. Conclusions. The creative method of the Soviet architects of Kazan in the post-war period was based on the unique synthesis of regional heritage and techniques of the existing classical architectural and artistic style.

The pleiad of prominent architects of Kazan formed the foundations of scientific research of regional traditions and derived techniques for their use in the architecture of mass post-war construction in the territory of the Republic of Tatarstan.

The architects of Kazan developed a unique ornamental system of their time, which is the heritage of the architectural culture of Tatarstan.

Keywords: national and regional traditions, competitive projects, Kazan architects of the Soviet period, design methodology, ornamental complexes, identity

For citation: Kinosyan N.S., Kinosyan M.A. Creativity of prominent Kazan architects in the post-war period (1946-50) in the context of national and regional traditions // News KSUAE, 2024, № 1 (67), p. 182-192, DOI: 10.48612/NewsKSUAE/67.18, EDN: XMQECN

1. Введение

Проявление тенденций глобализации в современной архитектурной практике XXI века возвращает профессиональное сообщество архитекторов к изучению и переосмыслению культурных исторических традиций [1,2].

В декабре 2023 года темой Международного архитектурно-строительного форума «Казаныш» в столице Татарстана стало «Отражение идентичности» как отражение многослойного облика уникальных культурных, историко-географических и архитектурных особенностей региона в частности и вектора развития архитектуры городов в целом. В этой связи повышается значимость произведений архитектуры советского периода 1930-50-х годов, когда архитектура интенсивно развивалась в направлении поиска национально-региональных форм.

Творческий метод советских архитекторов 1930-50-х гг. формировался в рамках направления соцреализма. Идеология общества в данный исторический период предъявляли к архитекторам особые требования - сформировать пространство, насыщенное культурным и одновременно идеологическим содержанием.

Великая Отечественная война определила другие задачи и практически полностью переключила архитекторов страны на вопросы, связанные с восстановительным строительством. Это был новый опыт, когда придерживаясь сложившейся идеологии общества и работая в рамках того же архитектурно-художественного стиля, архитекторам приходилось строить быстро, качественно и предельно рационально. Жесткий дефицит средств и времени заставил по-новому взглянуть и на использование традиционных строительных материалов, а также создавать новые материалы на базе местного сырья [3].

Часто здания возводились с использованием конструкций, издавна применявшихся народной архитектурой. В методических указаниях по планировке и благоустройству в условиях восстановительного строительства обозначалось, что архитектура жилых домов и объектов инфраструктуры должна была быть простой, конструктивно несложной, но выразительной. Вполне уместно устройство архитектурных деталей в виде карнизов, наличников, резьбы и росписи. При создании архитектурного образа должны быть учтены многовековые народные традиции и запросы колхозных семей [4].

Перед зодчими Казани в данный исторический период стояли следующие задачи - исследование народной архитектуры и декоративно-прикладного искусства региона и внедрение архитектурных традиций в массовое восстановительное строительство на территории ТАССР.

Научными исследованиями народной архитектуры казанских татар, архитектурно-строительными типами, вопросами становления, синтеза и взаимовлияния национальных культур на территории Татарстана занимались ученые: Айдаров С.С., Айдарова Г.Н. [5-7],

Натурными обследованиями, обмерами деревянной архитектуры региона занимались сами практикующие казанские архитекторы, чьи проекты неоднократно были представлены на конкурсы колхозных клубов, правлений, жилых домов и малых архитектурных форм: А.Г. Бикчентаев, И.Г. Гайнутдинов [8], Н.П. Козлов, М.К. Игламов, Д.М. Федоров, П.А. и др.

Научные исследования советских ученых Мартынова Г. М., Князева К.Ф. [4] посвящены планировке и благоустройству сельской местности в условиях поэтапного восстановительного послевоенного строительства в СССР.

Вопросы становления и развития казанской архитектурной школы советского периода в разное время рассматривали Закирова Т.Р. [9], Киносьян Н.С. [10,11], Саначин С.П. [12].

Развитию декоративно-прикладного искусства региона, историческому формообразованию и орнаментальным комплексам Среднего Поволжья посвящены труды Альменовой-Халит Н.Н.[13], Валеева Ф.Х. [14], Халитова Н.Х. [15].

Актуальность исследования обусловлена недостаточной изученностью творческих персоналий казанской архитектурной школы, их проектной деятельности в послевоенный период.

В широком смысле, актуальность исследования связана с необходимостью создания профессиональной региональной научной базы для формирования современной архитектуры Республики Татарстан, обладающей чертами культурной идентичности.

Целью исследования является систематизация конкурсных проектов и определение методики проектирования видных советских архитекторов Казани в послевоенный период.

Задачи исследования:

- выявить и ввести в научный оборот архивные источники по теме исследования;

- изучить библиографические источники по использованию национально-региональных традиций в советскую эпоху;

- проанализировать методику проектирования казанских архитекторов в контексте национально-региональных традиций.

2. Материалы и методы

Первичными материалами являются архивные источники по теме исследования. Их выявление, систематизация и анализ позволили составить авторские таблицы по премиальному ранжированию проектов колхозных клубов, правлений, жилых домов и малых архитектурных форм видных казанских архитекторов: А.Г. Бикчентаева, Н.П. Козлова, М.К. Игламова, Д.М. Федорова, П.А. Саначина и др.

Вторичными материалами исследования являются библиографические источники, позволяющие проследить общие архитектурно-идеологические процессы послевоенного времени и определить методику проектирования в рамках региональных запросов.

3. Результаты и обсуждение

Послевоенный период проектирования и строительства в Советской Татарии (1946-1950гг.) характеризовался обеспечением населения недорогим рациональным жильем и объектами обслуживания. Но даже в таких непростых экономических условиях проектирования, архитекторы ставили перед собой высокохудожественные задачи.

В данный период плеядой казанских архитекторов (А.Г. Бикчентаевым, Н.П. Козловым, М.К. Игламовым, Д.М. Федоровым, П.А. Саначиным и др.) разрабатывались профессиональные проекты согласно требованиям нового времени и нового советского стиля.

В региональных условиях новый стиль советской архитектуры характеризовался как национальный по форме и социалистический по содержанию и основывался на применении комплексов национального растительного орнамента, который использовался фрагментарно и служил акцентом в композиционно ответственных частях фасада [6].

На рис. 1 представлены конкурсные работы архитекторов Федорова Д.М. (правление колхоза) и Саначина П.А. (жилой дом), удостоенные первой премией. Мастерами предложены варианты в дереве и в камне (в традиционных строительных материалах региона).

Рис.1. Конкурс на правление колхоза и жилой дом колхозника (1 премия) (иллюстрация авторов, разработана на основе архивных источников [16]) Fig. 1. Competition for the managing board of the collective farm and the collective farmer's house (1 prize) (illustration by the authors, developed on the basis of archival sources [16])

На рис. 1 представлены конкурсные работы архитекторов Федорова Д.М. (правление колхоза) и Саначина П.А. (жилой дом), удостоенные первой премией. Мастерами предложены варианты в дереве и в камне (в традиционных строительных материалах региона).

Основу творческой методики казанских архитекторов формировали следующие моменты:

Для жилых домов:

- обращение к композиционно-пространственному построению традиционной татарской усадьбы - наличие симметрии; трех окон на главном фасаде дома,

обращенным на улицу; авторского декора наличников; отсутствие ставней; главным акцентом являлся обильно декорируемый треугольный фронтон.

- обращение к традиционным планировочным принципам (деление на функциональные части с коммуникационным транзитным пространством);

- работа с региональными строительными материалами (дерево, камень).

Для правления:

- работа с объемом на основе классицистического формообразования, наличие развитой входной группы, наиболее декорированной и имеющей три входных полуциркульных арочных проема;

- декор фронтона, наличников оконных проемов, угловых частей здания;

- обращение к традиционным планировочным принципам (деление на функциональные части с коммуникационным транзитным пространством);

- работа с региональными строительными материалами (дерево, камень).

На рис. 2 представлены конкурсные работы архитекторов Бикчентаева А.Г., Козлова Н.П. (1 премия) и Игламова М.К. (2 премия) по разработке колхозного клуба. Мастерами предложены варианты в дереве и в камне.

Основу творческой методики формировали следующие моменты:

- на основе классицистического формообразования объекта, выраженного наличием объема правильной формы, выверенных пропорций, прямоугольной планировочной структурой, наличием акцентных колонн на главном фасаде здания, - в композиционно ответственные части (капители, наличники проемов, междуэтажные простенки, карнизы) вводится модернизированный региональный орнамент;

- для работы с вариантами в дереве активно применялась методика резьбы по дереву и инкрустация по деревянной стене на главном фасаде.

На рис. 3 представлены и ранжированы по премиям конкурсные работы по МАФ (киоски, павильоны) архитекторов Бикчентаева А.Г., Федорова Д.М., Дроздова В.П., Любимова А.А. Общими методологическими приемами являются:

- работа с классицистическими образцами и пропорциями;

- инкрустация поверхности геометрическим орнаментом (соты, многоугольники);

- фрагментарное использование растительных региональных орнаментов, как правило, в рамках ленточных и букетных композиций.

На рис. 4 представлены и ранжированы по премиям конкурсные работы казанских архитекторов по архитектурно-художественным ограждениям:

- садовые ограждения (Солдатов Г.И. - первая и третья премии, Алпаров У.Г. -вторая премия, Бикчентаев А.Г. - поощрительная премия);

- ограждения для протока Булак (Сперанский Л.Т. - первая премия, Игламов М.К. - вторая премия, Матвеева Д.И. - третья премия, Фомина А.И. - поощрительная премия);

- ограждения для газонов (Бикчентаев А.Г. - первая премия, Любимов А.А. -вторая премия, Матвеева Д.И. - третья премия, Любимов А.А. - поощрительная премия).

В работах наблюдается творческий поиск в направлении переработки региональных исторически сложившихся орнаментальных комплексов. Архитекторами используются мотивы набегающей волны, мотивы трилистника, растительных листьев, сердцеобразные мотивы, отсылающие ко 2-му и 3-му орнаментальному комплексу [14]. Часто используются циркульные и полуциркульные направляющие, отличающиеся незаконченностью образного решения.

Рис.2 Конкурс на проектирование колхозного клуба (1,2 премии) (иллюстрация авторов, разработана на основе архивных источников [16]) Fig.2 Competition for the design of the collective farm club (1,2 prizes) (illustration by the authors, developed on the basis of archival sources [16])

Рис.3 Конкурс на проектирование киосков, павильонов (иллюстрация авторов, разработана на

основе архивных источников [16]) Fig. 3 Competition for the design of kiosks and pavilions (illustration by the authors, developed on the

basis of archival sources [16])

Рис.4 Конкурс на проектирование архитектурно-художественных ограждений (иллюстрация авторов, разработана на основе архивных источников [16]) Fig.4 Competition for the design of architectural and artistic fences (illustration by the authors, developed

on the basis of archival sources [16])

Казанские зодчие понимали традиции, как систему национально-региональных и социальных понятий, находившиеся в постоянном изменении и обогащении, и видели новаторство - в развитии духовной стороны архитектуры.

4. Заключение

По результатам исследования можно сделать следующие выводы:

- Творческий метод советских архитекторов Казани в послевоенный период основывался на уникальном синтезе регионального наследия и приемах существующего советского неоклассического архитектурно-художественного стиля.

- Плеядой видных архитекторов Казани сформированы основы научного исследования региональных традиций и выведены приемы их использования в архитектуре массового послевоенного строительства на территории ТАССР:

- введение в композиционно ответственные части фасадов зданий и малых архитектурных форм авторского декора, основанного на исторических орнаментальных комплексах;

- обращение к региональным планировочным принципам архитектуры;

- обращение к региональным строительным материалам (дерево, камень). Зодчими Казани разработана уникальная орнаментальная система своего времени,

которая является достоянием архитектурной культуры Татарстана.

Список литературы/ References

1. A Lyapin. The influence of regional traditions on the use of wood in works of contemporary American architects/ IOP Conf. Series: Earth and Environmental Science 751 (2021) 012091. D01:10.1088/1755-1315/751/1/012091

2. Ya Li & Sahari. The application of regional culture in urban public space design / Cogent Arts & Humanities (2022), 9; 2116773, DOI 10/1080/23311983.2022.2116773

3. Косенкова Ю. Л. Советский город 1940-х -первой половины 1950-х годов / Ю. Л. Косенкова. - М. : Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2008. - 409 с.[ Kosenkova Y. L. The Soviet city of the 1940s - the first half of the 1950s / Y. L. Kosenkova. - M. : Book House "LIBROCOM", 2008. - 409 p.]

4. Мартынов, Г. М. Князев К.Ф. Планировка и благоустройство села / Г. М. Мартынов - М.: Издательство Академии Архитектуры СССР, 1945. - 127 с. [Martynov, G. M. Knyazev K.F. Village planning and landscaping / G. M. Martynov -M.: Publishing House of the Academy of Architecture of the USSR, 1945. - 127 p.]

5. Айдарова-Волкова, Г. Н. Модель-концепция архитектурной культуры региона: матрица архитектурно-строительных типов, традиции, влияния (на примере Республики Татарстан) // Архитектура и строительство России. - 2021 - № 4 (240) - С. 8-13. [Aidarova-Volkova, G. N. Model-concept of the architectural culture of the region: a matrix of architectural and construction types, traditions, influence (on the example of the Republic of Tatarstan) // Architecture and Construction of Russia. -2021 - No. 4 (240) - P. 8-13.]

6. Айдарова-Волкова, Г. Н. Архитектурная культура Среднего Поволжья XVI-XIX веков / Г. Н. Айдарова-Волкова. - Казань: КГАСА, 2005. - 196 с. [Aidarova-Volkova, G. N. Architectural culture of the Middle Volga region of the XVI-XIX centuries / G. N. Aidarova-Volkova. - Kazan: KGASA, 2005. - 196 p.]

7. Айдарова, Г. Н. Деревянные жилые кварталы Казани. Старотатарская слобода. История и современность // Жилищное строительство. - 2018 - № 12 . - С.45-49. [Aidarova, G. N. Wooden residential quarters of Kazan. Starotatarskaya sloboda. History and modernity // Housing construction. - 2018 - No. 12. - P.45-49.]

8. Отдел рукописей и редких книг научной библиотеки им. Н.И. Лобачевского КФУ. Деревянное зодчество казанских татар, 1960 г. // арх. фонд № 20. арх. ед. 31. 60 л. [Department of Manuscripts and Rare Books of the N.I. Lobachevsky Scientific Library of the KFU. Wooden architecture of the Kazan Tatars, 1960. // arc. fund № 20. arc. un. 31. 60 p.]

9. Закирова, Т.Р. Архитектурно-художественная жизнь Казани конца 1960-х -1980-х годов, поиски образной выразительности и национального своеобразия в архитектуре общественных зданий города // Архитектон: известия вузов. - 2023 -№1(81). - С. 1-10. [Zakirova, T.R. Architectural and artistic life of Kazan in the late 1960s -1980s, the search for figurative expressiveness and national identity in the architecture of public buildings of the city // Architecton: izvestiya vuzov. - 2023 -No.1(81). - P. 1-10.]

10. Киносьян, Н.С. Архитектор Исмагил Галеевич Гайнутдинов: Монография / Н.С. Киносьян.- Казань: Изд-во Казанск. гос.ахитект.-строит. ун-та, 2020. - 168 с. [Kinosian, N.S. Architect Ismagil Galeevich Gainutdinov: Monograph / N.S. Kinosian.-Kazan: Publishing House of Kazan State University of Architecture and Engineering, 2020. - 168 p.]

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Elza Bashirova., Natalia Kinosyan. The architecture of spectacular buildings in the city of Kazan in the context of national and regional traditions // 3S Web of Conferences 274, 01016 (2021) https://doi.org/10.1051/e3sconf/202127401016 STCCE - 2021.

12. Саначин, С. П. Экскурс в архитектурную жизнь советской Казани / С. П. Саначин. - Казань: Фолиант, 2014. - 240 с. [Sanachin, S. P. An excursion into the architectural life of Soviet Kazan / S. P. Sanachin. - Kazan: Folio, 2014. - 240 p.]

13. Альменова-Халит, Н.Н. Татарский архитектурный орнамент: альбом-монография / Наиля Альменова-Халит. - Казань: Татар.кн.изд-во, 2017. - 175с. [Almenova-Halit, N.N. Tatar architectural ornament: monograph album / Naila Almenova-Halit. -Kazan: Tatar Publishing house, 2017. - 175 p.]

14. Валеев, Ф. Х. Орнамент казанских татар / Ф. Х. Валеев. - Казань: Татарское книжное издательство, 1969. - 201 с.[ Valeev, F. H. The ornament of the Kazan Tatars / F. H. Valeev. - Kazan: Tatar Book Publishing House, 1969. - 201 p.]

15. Халитов, Н.Х. Стили и формы татарской архитектуры Казани 1920-х - начала 1960-х гг.:историко-архитектурное исследование: монография / Нияз Халит, Наиля Альменова-Халит. - Казань: Татар.кн.изд-во, 2016. - 247с. [Khalitov, N.H. Styles and forms of Tatar architecture in Kazan in the 1920s - early 1960.:historical and architectural research: monograph / Niyaz Halit, Naila Almenova-Halit. - Kazan: Tatar Publishing house, 2016. - 247 p.]

16. Фонд архива союза архитекторов РТ / конкурсные проекты Татарского отделения Союза советских архитекторов СССР. [Archive Fund of the Union of Architects of the Republic of Tatarstan / competitive projects of the Tatar branch of the Union of Soviet Architects of the USSR]

Информация об авторах Киносьян Наталья Станиславовна, кандидат архитектуры, доцент, Казанский государственный архитектурно-строительный университет, г. Казань, Российская Федерация

E-mail: kinosa@mail.ru

Киносьян Максим Андреевич, преподаватель дополнительного образования, Казанский государственный архитектурно-строительный университет, г. Казань, Российская Федерация.

E-mail: max458@mail.ru

Information about the authors

Natalia S. Kinosyan., candidate of architecture, associate professor, Kazan State University of Architecture and Engineering, Kazan, Russian Federation E-mail: kinosa@mail.ru

Maxim A. Kinosyan., teacher of additional education, Kazan State University of Architecture and Engineering, Kazan, Russian Federation E-mail: max458@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.