Научная статья на тему 'Творчество в рекламе как психологическая проблема'

Творчество в рекламе как психологическая проблема Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
225
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пожарский А. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Творчество в рекламе как психологическая проблема»

Пожарский А.А.®

Аспирант, Московский государственный университет культуры и искусств ТВОРЧЕСТВО В РЕКЛАМЕ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

Готовность к профессиональной деятельности будущих специалистов по рекламе должна характеризоваться высоким конструктивно-креативным уровнем в подходах к созданию рекламы, а также сформированностью системы знаний, умений и навыков в области компьютерной графики, интегрированной с дизайном в рекламе и психологией рекламной деятельности.

Одним из важнейших психологических моментов профессионального образования является «готовность» (мотивационная, эмоциональная, социальная, творческая) молодого специалиста для работы в условиях современного производства рекламы. Психолого-педагогические условия при этом могут значительно отличаться, поэтому целесообразно использование вариативных методов управления учебной деятельностью.

Готовность к профессиональной деятельности направлена на формирование знаний, умений, навыков, личностных качеств, востребуемых профессиональной деятельностью. Для различных видов профессиональной деятельности будет соответственно востребована готовность со специфическими требованиями к тем знаниям, умениям и навыкам, которые будут необходимы будущему специалисту [1,73].

Готовность к рекламной деятельности связана с формированием специальных знаний и умений в области создания творческих проектов, а так как большие рекламные проекты создаются чаще всего творческим коллективом, то возникает необходимость в социально-педагогической готовности формирования коллективистских качеств личности, умений и навыков труда в команде.

Разработка рекламы невозможна без формирования креативной готовности к профессиональной деятельности специалиста по рекламе, которая будет необходима на всех этапах развития и становления профессионализма. Специфика данной специальности тесно связана с формированием творческого подхода к любому виду деятельности: от поиска идеи до материального ее воплощения.

Для развития всех компонентов профессионализма необходима активная деятельность личности. А. Дистервег писал: «Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением...» [2,68]. Эффективность познавательной деятельности будущих специалистов по рекламе можно повысить, создавая такую среду обучения, в которой студенту самому захотелось бы учиться. Максимальная интенсификация учения специалиста по рекламе требует обучения его способам и приемам работы в рекламном агентстве. Самостоятельная работа на практике формирует личность студента как будущего профессионала.

А.М. Столяренко трактует профессионально-деловую подготовленность как свойство личности профессионала, имеющее свою структуру. Профессиональное мастерство, по его мнению, - это «профессиональная обученность, связанная с совокупностью профессиональных знаний, навыков и умений» [3, 281].

Профессиональные знания в данной специальности должны быть не только научны и фундаментальны, но и постоянно пополняться, если будущий профессионал хочет быть конкурентоспособным в условиях высокой динамичности происходящих процессов в мире рекламы. Следовательно, в процессе обучения необходимо показать жизненную необходимость и значимость дальнейшего профессионального роста будущих

< Пожарский А.А., 2009 г.

специалистов по рекламе в их самообразовании на протяжении всей трудовой деятельности.

Для данной специальности, наиболее близко определение мастерства, данное А.В. Петровским: «Мастерство раскрывается не только в сумме соответствующих готовых умений и навыков, но и в психической готовности к квалифицированному осуществлению любых трудовых операций, которые окажутся необходимыми для творческого решения возникшей задачи» [4, 488].

В Государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования специальности 032401 «Реклама» указано, что «специалист по рекламе - это специалист, основным результатом деятельности которого является: информирование потребителей, удовлетворение и формирование потребительских предпочтений и стимулирование спроса через создание рекламной продукции, оказание рекламных услуг и проведение рекламных кампаний и мероприятий, переводящих сущность, качество, особенности товаров и услуг, идей и явлений общественной жизни через систему художественных образов, символов, знаков на язык чувств и эмоций с учетом нужд и запросов потребителей». Квалификация выпускника обозначена следующим образом -«специалист по рекламе».

Л.М. Дмитриева [5, 53] считает, что особенностями профессиональной подготовки специалиста по рекламе является обучение с использованием достижений языковедения, литературного творчества и изобразительного искусства. Специалист по рекламе должен разбираться в сфере художественной культуры на уровне, по крайней мере, квалифицированного работника, если не специалиста-профессионала. В связи с этим возникает задача обучения будущего специалиста по рекламе самым различным видам профессиональной деятельности, охватывающей фундаментальные знания в сфере современных технологий, науки и искусства. Решить эту проблему во многом возможно с помощью интеграции специальных дисциплин, имеющих общие задачи и единые аспекты в содержании обучения.

Реклама, с точки зрения психологии, - «это вид деятельности человека, группы лиц или организаций, основная цель которых состоит в придании особой ценностной значимости неким объектам или информации по сравнению с аналогичными» [6, 53]. Сущность психоаналитического подхода - непосредственное воздействие рекламы на бессознательную сферу психики потребителя с целью вызвать у него непроизвольное влечение к рекламируемому товару [7, 102].

Существуют различные модели психологического воздействия рекламы на потребителя, например, формула AIDA (позже в формулу был внесен еще один элемент -мотив (Motive) - формула приобрела вид: AIMDA). Из расшифровки формулы следует: рекламное воздействие в соответствии с этой схемой начинается с привлечения внимания (Attention), затем реклама должна вызвать интерес (Interest), потом желание (Desire), и из всего этого должна возникнуть деятельность (Activity) по приобретению товара [7, 36].

Существуют разнообразные определения рекламы. В словаре С.И. Ожегова читаем: «Реклама - это оповещение различными способами для создания широкой известности, привлечения потребителей, зрителей» [8].

Создание рекламы на современном уровне развития - это сложный многоэтапный процесс, осуществляемый большим творческим коллективом с четким распределением обязанностей. В Российской действительности многочисленные рекламные агентства с небольшим бюджетом не могут себе позволить содержать большой штат сотрудников. В связи с этим, считать полностью подготовленным в области рекламы специалистом можно того, кто владеет такой базой знаний и навыков, которая позволяла бы ему не только грамотно руководить процессом создания рекламного продукта, но и на определенных этапах осуществлять продуктивную профессиональную деятельность.

Литература

1. Жуков Г.Н. Формирование профессиональной готовности студентов к деятельности мастера профессионального обучения. Екатеринбург: изд-во Рос. Гос. Проф.-пед. ун-та, 2003. - 336с.

2. Дистврвег А. Собр. соч. Т.2. - М., 1961. - 450с.

3. Столяренко А.М. Психология и педагогика: Учебное пособия для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. - 423с.

4. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: Учебник для студ. высш. пед. учебн. заведений. - 3-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 512с.

5. Дмитриева Л.М. К вопросу о подготовке конкурентоспособных специалистов по рекламе. Сборник материалов городской научно-методической конференции. Омск: изд-во ОмГТУ, 2002. - 252с.

6. Лебедев-Любимов А.Н. Психология рекламы. - СПб.: Питер, 2003. - 368с.

7. Кармин А.С. Психология рекламы. - СПб.: ДНК, 2004. - 512с.

8. Ожегов С.И. Словарь русского языка. / Под ред. Н.Ю. Шведовой. - 20-е изд., стер. - М.: Рус.яз., 1988. - 750с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.