Научная статья на тему 'Творчество в контексте теории адаптации и ценностной реализации личности'

Творчество в контексте теории адаптации и ценностной реализации личности Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
21
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Ключевые слова
творчество / адаптация / творческие практики / дивергентное мышление. / сreativity / adaptation / creative practices / divergent thinking

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Попкова С. В.

Творчество играет важную роль в смысложизненной и ценностной реализации личности. Оно является способом выражения собственных идей, эмоций, ценностей и смыслов. В статье рассматривается роль творчества и связь с адаптационными процессами. Творчество взаимодействует с деятельностным подходом, способствуя формированию новых смыслов, как способ инкультурации, адаптации иностранной молодежи и самореализации личности и бытия человека в рамках кросс-культурного взаимодействия. Исследование основано на анализе публикаций российских и зарубежных ученых, а также на опыте автора в области академической миграции. Результаты исследования представлены в трех логически структурированных разделах: 1) творчество в контексте теории адаптации, 2) творчество и деятельностный подход, 3) практическое применение результатов. Деятельностный подход подразумевает целенаправленное взаимодействие индивида с окружающим миром, при этом оказывая влияние на собственное самосознание, ценности и смыслы. Вследствие этого, деятельность по передаче смыслов в творческом процессе – это основа для дальнейших исследований и внедрения новых адаптивных практик, связанных с творчеством и ценностной реализацией личности, которые учитывают конкретные закономерности и универсальность характера познавательных (когнитивных) способностей человека. Передача смыслов, например, о культурном наследии принимающего сообщества – перспективное направление для внедрения новых адаптивных творческих практик в работе с академическими мигрантами. Полученные автором практически результаты исследования обладают перспективностью для применения экспертами в данной области. Результаты стали частью концепции нового проекта "Арктическими маршрутами", разработанного и реализованного автором в 2023-2024 гг. Проект был поддержан Губернаторским центром Архангельской области. Одним из направлений стало внедрение нового подхода в работе с иностранной молодежью, используя творческие практики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Попкова С. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Creativity in the context of adaptation theory and personal value realization

Creativity plays an important role in the meaning and value realization of an individual. It is a way of expressing one's own ideas, emotions, values and meanings. The article examines the role of creativity and the connection with adaptation processes. Creativity interacts with the activity approach, contributing to the formation of new meanings, as a way of inculturation, adaptation of foreign youth and self-realization of personality and human existence within the framework of cross-cultural interaction. The study is based on an analysis of publications by Russian and foreign scientists, as well as on the author's experience in the field of academic migration. The results of the study are presented in three logically structured sections: 1) creativity in the context of adaptation theory, 2) creativity and activity approach, 3) practical application of the results. The activity approach implies the individual's purposeful interaction with the world around him, while influencing his own self-awareness, values and meanings. As a result, the activity of conveying meaning in the creative process is the basis for further research and the introduction of new adaptive practices related to creativity and the value realization of the individual, which take into account specific patterns and the universality of the nature of human cognitive abilities. Transferring meanings, for example, about the cultural heritage of the host community, is a promising direction for introducing new adaptive creative practices in working with academic migrants. The practical results of the study obtained by the author are promising for use by experts in this field. The results became part of the concept of the new project "Arctic Routes", developed and implemented by the author in 2023-2024. The project was supported by the Governor's Center of the Arkhangelsk Region. One of the directions was the introduction of a new approach to working with foreign youth, using creative practices.

Текст научной работы на тему «Творчество в контексте теории адаптации и ценностной реализации личности»

Creativity in the context of adaptation theory and personal value realization

Popkova Svetlana Valerievna, Postgraduate student, Northern (Arctic) Federal University named after M.V. Lomonosov, Arkhangelsk

Creativity plays an important role in the meaning and value realization of an individual. It is a way of expressing one’s own ideas, emotions, values and meanings. The article examines the role of creativity and the connection with adaptation processes. Creativity interacts with the activity approach, contributing to the formation of new meanings, as a way of inculturation, adaptation of foreign youth and self-realization of personality and human existence within the framework of cross-cultural interaction. The study is based on an analysis of publications by Russian and foreign scientists, as well as on the author’s experience in the field of academic migration. The results of the study are presented in three logically structured sections: 1) creativity in the context of adaptation theory, 2) creativity and activity approach, 3) practical application of the results. The activity approach implies the individual’s purposeful interaction with the world around him, while influencing his own self-awareness, values and meanings. As a result, the activity of conveying meaning in the creative process is the basis for further research and the introduction of new adaptive practices related to creativity and the value realization of the individual, which take into account specific patterns and the universality of the nature of human cognitive abilities. Transferring meanings, for example, about the cultural heritage of the host community, is a promising direction for introducing new adaptive creative practices in working with academic migrants. The practical results of the study obtained by the author are promising for use by experts in this field. The results became part of the concept of the new project “Arctic Routes”, developed and implemented by the author in 2023–2024. The project was supported by the Governor's Center of the Arkhangelsk Region. One of the directions was the introduction of a new approach to working with foreign youth, using creative practices.

Keywords: сreativity; adaptation; creative practices; divergent thinking

Цитировать: Попкова С.В. Творчество в контексте теории адаптации и ценностной реализации личности // KANT. – 2024. – №1(50). – С. 167-173. EDN: MCUMFD. DOI: 10.24923/2222-243X.2024-50.30

Попкова Светлана Валерьевна, аспирант, Высшая школа социально-гуманитарных наук и международной коммуникации, Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова, Архангельск

Творчество играет важную роль в смысложизненной и ценностной реализации личности. Оно является способом выражения собственных идей, эмоций, ценностей и смыслов. В статье рассматривается роль творчества и связь с адаптационными процессами. Творчество взаимодействует с деятельностным подходом, способствуя формированию новых смыслов, как способ инкультурации, адаптации иностранной молодежи и самореализации личности и бытия человека в рамках кросс-культурного взаимодействия. Исследование основано на анализе публикаций российских и зарубежных ученых, а также на опыте автора в области академической миграции. Результаты исследования представлены в трех логически структурированных разделах: 1) творчество в контексте теории адаптации, 2) творчество и деятельностный подход, 3) практическое применение результатов. Деятельностный подход подразумевает целенаправленное взаимодействие индивида с окружающим миром, при этом оказывая влияние на собственное самосознание, ценности и смыслы. Вследствие этого, деятельность по передаче смыслов в творческом процессе – это основа для дальнейших исследований и внедрения новых адаптивных практик, связанных с творчеством и ценностной реализацией личности, которые учитывают конкретные закономерности и универсальность характера познавательных (когнитивных) способностей человека. Передача смыслов, например, о культурном наследии принимающего сообщества – перспективное направление для внедрения новых адаптивных творческих практик в работе с академическими мигрантами. Полученные автором практически результаты исследования обладают перспективностью для применения экспертами в данной области. Результаты стали частью концепции нового проекта «Арктическими маршрутами», разработанного и реализованного автором в 2023–2024 гг. Проект был поддержан Губернаторским центром Архангельской области. Одним из направлений стало внедрение нового подхода в работе с иностранной молодежью, используя творческие практики.

Ключевые слова: творчество; адаптация; творческие практики; дивергентное мышление.

5.7.8

Попкова С.В.

Творчество в контексте теории адаптации и ценностной реализации личности

Введение

В философии творчество рассматривается как особая форма деятельности, связанная с выражением и реализацией человеческой свободы и способности к преобразованию окружающего мира. Творческий процесс включает в себя не только создание нового, но и изменение существующего, а также самоосмысление и самоутверждение человека [9, c. 224].

Как пишет в своей работе И.А. Бескова, «творческое мышление является наиболее концентрированным выражением максимально эффективного и гармоничного функционирования всех компонентов мыслительной способности человека. При этом субъект оперирует пластами смыслов, включающих элементы как общечеловеческого, так и индивидуального, как осознанного, так и неосознанного (бессознательного, подсознательного) опыта» [3, c. 198].

Сравнительный анализ публикаций зарубежных и российских авторов показывает необходимость разделения в русскоязычной традиции понятий «творчество» и «креативность», поскольку в ряде случаев эти понятия приводятся в зарубежных публикациях одним словом – “creativity”. Важно учитывать эту лингвистическую особенность, неточность в определениях, поскольку некоторые авторы определяют термины как синонимичные.

«Креативность (от лат creatio – созидание) – творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к продуцированию принципиально новых идей и входящие в структуру одаренности в качестве независимого фактора» [6, c.92]. В отличие от креативности, творчество – это более широкое понятие, которое включает в себя не только создание чего-то нового, но и процесс воплощения этой идеи в реальности.

Новизна работы заключается в выборе направления исследования, раскрытии специфики целого ряда вопросов, таких как: анализ и описание подходов и методологических идей российских и зарубежных исследователей с целью рассмотреть феномен творчества в контексте теории адаптации, возможностей разрабатывать новые практики в работе с иностранной молодежью (академическими мигрантами).

Большое влияние на социокультурную ситуацию в Архангельской области оказывает приток иностранной молодежи в два крупнейших вуза региона – Северный (Арктический) федеральный университет имени М. В. Ломоносова и Северный государственный медицинский университет. Более 3000 иностранных студентов из 50 стран мира обучаются в Архангельске в 2024 году, что составляет значительную долю в численном составе населения города (около 1% от количества проживающих).

Развитие новых практик по работе с иностранной молодежью звучит в новом измерении и является как никогда актуальным.

Согласно когнитивной концептуализации креативности, дивергентное мышление (метод творческого открытия, который помогает придумать большее количество решений одной проблемы или задачи) позволяет человеку генерировать альтернативные идеи [17, с. 165–194].

Поскольку дивергентные мыслители обладают более полным когнитивным инструментарием, из которого они могут извлекать различные потенциальные решения, креативность связывают с адаптационными процессами [16, с. 80–89].

Цель исследования - проведение анализа творчества в контексте теории адаптации и ценностной реализации личности. Задачи исследования включают 1) анализ понимания роли творчества в контексте теории адаптации, а также взаимосвязи творчества и деятельностного подхода; 2) применение результатов в реализации творческих (социальных практик), как важнейшего элемента в инкультурации, адаптации иностранной молодежи и творческой самореализации личности в рамках кросскультурного взаимодействия.

В применяемой методологии, методах познания использованы общенаучные подходы (анализ и синтез, обобщение, дедукции и индукции, аналогии и сравнения), что способствовало обеспечению научности работы.

Эмпирической основой исследования послужили публикации российских и зарубежных авторов, опыт и участие автора работы в качестве эксперта по реализации социально-значимых проектов в области социокультурной адаптации (с 2017 года).

Результаты исследования стали частью концепции нового проекта «Арктическими маршрутами», разработанного и реализованного автором в 2023–2024 гг. Проект предусматривает внедрение новых адаптационных практик в работе с иностранными обучающими на базе Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова.

Содержание исследования

В первой части исследования представлен анализ понимания роли творчества в контексте теории адаптации.

«Творчество – деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью. Творчество специфично для человека, т. к. всегда предполагает творца – субъекта творческой деятельности» [10].

Несмотря на все различия в понятиях «творчество» и «креативность», многие авторы, работающие на поле пересечения между философией и когнитивными науками, сходятся в том, чтобы сохранить фокус на структуре и эволюции когнитивных механизмов, которые предположительно лежат в основе человеческой креативности [12].

Связь между креативностью и адаптивностью подтверждена некоторыми работами ученых, однако существует необходимость проведения дальнейших эмпирических исследований [16, с. 80–89].

Экспериментальный психолог Жан Пиаже, французский ученый XX века, известный своими исследованиями развития познавательных способностей у детей, рассматривает адаптационный подход, основанный на эпистемологической модели, которую он разработал, исходя из идей Канта [5, с. 130].

Основная идея концепции состоит в том, что интеллект представляет собой совокупность взаимосвязанных и обратимых операций, и проходит через несколько стадий развития: сенсомоторную, дооперациональную, конкретно-операциональную и формально-операциональную. Переход от одной стадии к другой происходит только при достижении равновесия между организмом и внешней средой, причем предыдущая стадия служит основой для последующей. Это означает, что сформированные на предыдущей стадии структуры вращиваются, образуя основу для новых структур на следующей стадии. В своей теории Пиаже подчеркивает важность равновесия между организмом и внешней средой, как ключевого фактора в переходе между стадиями развития. Организм стремится достигнуть равновесия для оптимального функционирования, и интеллект является средством регулирования этого равновесия. Другими словами, организм прилагает усилия для адаптации к возникающим нарушениям равновесия между средой и самим организмом [8, с. 268–317].

Адаптация представляет собой активность субъекта, т.е. взаимодействие между субъектом и объектом. Согласно теории Пиаже, основная идея заключается в трансформации, то есть в изменении границы между субъектом и объектом. Постепенно ребенок приобретает все более адекватное понимание объектов и ситуаций, приближаясь к объективности.

Проблема адаптации к другой культуре заключается в том, что человек может испытывать трудности из-за непонимания местных обычаев, языкового барьера, различий в ценностях и нормах поведения. Это сложный и многогранный процесс, влияющий на восприятие себя и мира в целом, а также на ценности и убеждения.

Проблема адаптации также открывает для философии возможность исследования понятия идентичности и связи между культурой и личностью.

Ward [20, с.26 – 34] и Berry [13, с. 5-34] рассматривают адаптацию как продукт сложных процессов аккультурации, ориентированных мотивацией людей, направленной на создание связей с принимающей культурой, с одной стороны, и на сохранение связей с родной культурой – с другой. Четыре стратегии аккультурации, выделенные Berry (т.е, ассимиляция, интеграция, отделение, маргинализация) выходят за рамки адаптации, поскольку они затрагивают аспекты, связанные с родной культурой (этническая идентичность по сравнению с основной идентичностью, предпочтения в контактах, и т. д.), и поэтому ни один из них не может рассматриваться в качестве индикатора адаптации [14, с. 767-817].

В литературе можно найти несколько моделей адаптации, однако модель Ward и его коллег [18, с. 449 – 464], [21, с. 209-224] является одной из наиболее влиятельных концепций. Эта модель рассматривает адаптацию как двумерное явление.

Первое измерение, социокультурная адаптация, относится к поведенческой сфере и к эффективности достижения повседневных целей в новой культуре. Она приобретается в процессе обучения культуре (например, навыки, нормы и так далее).

Второе измерение, психологическая адаптация, относится к благополучию человека в новой культуре и основывается на процессе преодоления стресса, связанного с межкультурной трансформацией [14, с. 767 – 817]. Погружение в другую культуру всегда накладывает на человека определенные адаптивные изменения как на поведенческом, так и на психологическом уровнях, в связи с этим адаптация представляется универсальным феноменом для всех межкультурных «путешественников», независимо от цели или причин их переезда [14, с. 767-817].

Есть два основных процесса, которые лежат в основе адаптации (т.е. изучение культуры в сравнении со стрессом и преодоление [18, с. 449-464]. Предполагается, что они универсальны. Например, процесс усвоения культуры, лежащий в основе социокультурной адаптации, во многом является формой социального обучения [18, с. 449-464]. В то время как явные культурные нормы можно выучить из книг, то неявные можно получить только от представителей данной культуры. Еще один аспект усвоения культуры – обобщение знаний [22, с. 900-927], которая определяется степенью отличия незнакомой культуры от родной культуры индивида (т. е. культурная дистанция) [14, с. 767-817].

Со своей стороны, креативность связана с готовностью преодолевать препятствия, рисковать и быть терпимым к двусмысленности. Эти данные подтверждают идею о том, что креативность вносит положительный вклад в психологическую адаптивность [19, с. 87-98]. Несмотря на то, что креативность – это отдельная терминологическая категория, было высказано предположение, что она является особым типом преодоления трудностей [17, с. 165–194]. Аналогично, исследования показали, что эффективное управление стрессом требует от человека постоянно сохранять гибкость и креативность [15, с. 5–20].

Творчество благотворно связано с различными структурами Я-концепции (то есть самовосприятием), такими как самооценка и самоэффективность. «Творчество – это отношение всеединства Я-Ты-Мы, которое образуется в пространстве диалога и предполагает ориентацию человека в своих креативных действиях на единство Добра, Истины и Красоты» [1, с. 81].

Во второй части автор исследования представляет взаимосвязь творчества и деятельностного подхода.

Творчество играет важную роль в смысложизненной и ценностной реализации личности. Оно является способом самовыражения, выражения собственных идей, эмоций, ценностей и смыслов. Через творческую деятельность человек находит место в мире, создает истинное значение в жизни и ощущает себя удовлетворенным и осмысленным. Одна из ключевых проблем, связанных с смысложизненной реализацией личности, – идентичность.

Идентичность – это совокупность уникальных характеристик и качеств, которые определяют личность человека. Творчество может помочь в построении собственной идентичности, позволяющей человеку ощущать гармонию и целостность внутри себя.

«Творческая индивидуальность – это характеристика личности, которая в самой полной мере реализует, развивает свой творческий потенциал. Творчество является сущностной характеристикой человека и основным культурообразующим фактором. Без творчества невозможна культура как среда обитания человека. Традиции, обычаи, моральные юридические законы и установления, различные виды знания, а также вся материальная культура представляют собой продукты человеческого творчества. При этом творчество выступает не столько как деятельность по созданию чего-то принципиального «нового», сколько как комбинаторика и монтаж» [1, с. 81].

Деятельностный подход рассматривает человека как активного субъекта. Творческая деятельность является одним из проявлений этого подхода, где человек выражает идеи и творческие потребности через воздействие на мир. Через творческую деятельность люди выражают уникальные черты, искать место в обществе и создавать собственную неповторимую идентичность.

Пауль Ватцлавик (1921–2007) – пионер теории систем и философии конструктивизма. В качестве основополагающих положений конструктивизма Ватцлавика, изложенного в его работе «Реальность реальности» (1978), обычно приводятся его слова: «Мы конструируем реальность, в то время как мы полагаем, что мы ее воспринимаем» [7, с. 91-104].

Реальность создается и конструируется через действие. «Культурноантропологическим содержанием процессов социальной коммуникации является трансляция человеческих смыслов.

Смысл – важнейший концепт философского учения о человеке, задающий гуманитарную размерность культурных артефактов человеческого познания и деятельности» [11, с. 40].

В своей работе И.А. Бескова указывает, что «каждый из нас представляет собой целую вселенную смыслов, которые составляют для него привычное, повседневное поле существования и в которых он чувствует себя как рыба в воде» [4, с. 98].

В философском понимании мира, смысл играет роль посредника между бытием и сознанием, преодолевая онтологический разрыв между этими двумя сферами.

Результаты исследований стали частью концепции нового проекта «Арктическими маршрутами», разработанного и реализованного автором в 2023–2024 гг.

Проект был поддержан Губернаторским центром Архангельской области. Одним из направлений стало внедрение нового подхода в работе с иностранной молодежью, используя творческие практики через организацию международной молодежной практико-ориентированной осенней школы «Арктическими маршрутами». Это стало новой практикой на региональном уровне, когда иностранная молодежь выступила в активной роли – «творцами» концепции, творческого продукта для местных активистов посредством кросскультурного взаимодействия и коммуникации.

Идея школы – погрузить в культуру Русского Севера, объединить участников (российских и иностранных студентов) для повышения знаний в области арктического туризма и создания собственных медиа продуктов. Мероприятие было организовано в сентябре 2023 г. на базе Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова. В нем приняли участие 27 студентов из России, Туркменистана, Индии, Малайзии и других стран.

Образовательными задачами стали:

– познакомить с культурным капиталом (традициями, обычаями местного населения, нормами поведения, объектами, расположенными на сельской территории), с лучшими практиками активистов местных сообществ, развивающих туристические маршруты в арктических территориях Архангельской области – то есть передать смыслы, составляющие культурный код Русского Севера;

– организовать работу молодежной проектной лаборатории и выездных практик: посетить региональные арктические маршруты – выезды на острова Приморского района Архангельской области;

– представить возможность пройти мастер-классы по созданию промоматериалов, поучаствовать в создании информационных ресурсов (reels; selfie-points, сюжетных роликов и т.д.), посвященных продвижению арктических дестинаций с участием профессионалов – "медиа-наставников". Участники отправились в однодневные полевые экспедиции на островные территории Приморского района: Кегостров, село Вознесенье и деревню Пустошь. В этих поселениях местные жители успешно реализуют туристические проекты: «Пустошь - родина лоцманов», «Музей космоса», «КегоТур». По результатам экспедиций студенты представили свое видение северных территорий в формате «глазами молодежи – для молодежи».

Первая группа после визита на остров Кегостров предложила сделать медиаконтект, в котором главную роль будет играть писатель Александр Грин - остров был местом его северной ссылки. Идею того, что природа Севера могла вдохновить Александра Грина на создание своего произведения «Алые паруса», студенты хотят вложить в свой видеоролик. Вторая группа после посещения села Вознесенья решила сделать акцент на блогерский туризм и презентовала концепцию блог-тура. Третья группа вдохновилась звуками деревни Пустошь. «Как звучит Пустошь?» - это основной вопрос, который был задан в названии работы.

Итоги работ были представлены экспертам школы и активистам местных сообществ села Вознесенье, деревни Пустошь и Кегострова. Результаты работы участников школы в будущем будут использоваться в целях продвижения туристического потенциала Архангельской области и развития арктических маршрутов.

Организаторам удалось реализовать деятельностный подход передачи значимых смыслов – познакомить с культурным капиталом (традициями, практиками, ключевыми объектами). Участие иностранных студентов в школе позволило им не только познакомиться с культурным туристическим потенциалом Архангельской области, но представить новый взгляд на особенности российского туризма, исходя из менталитета представителя другой страны. Командная работа, соучастие и со-творчество позволили реализовать совместный творческий процесс и уникальное межкультурное взаимодействие. Полученный опыт может быть рекомендован к тиражированию и продвижению на разных площадках.

По мнению автора работы, подобные практики вносят вклад в перспективные направления исследований в области становления и развития этнопедагогики как науки, которой уделяется особое внимание в работах некоторых исследователей [2, с. 152].

Выводы

Развитие новых методов работы с иностранной молодежью звучит в новом измерении. Это связано с увеличением количества иностранных обучающихся, поступающих на образовательные программы в высшие учебные заведения Архангельской области и соответствует задачам федеральной повестки по привлечению иностранной молодежи для обучения в российских вузах.

Важно создавать инновационные и адаптивные подходы в рамках межкультурного взаимодействия.

Исследования подтверждают, что процесс адаптации связан с двумя аспектами: усвоением культуры и преодолением стресса, связанного с межкультурной трансформацией.

Творчество – универсальный канал коммуникации. Оно оказывает положительное влияние на адаптацию к новым культурным условиям и способствует психологическому благополучию в новой среде.

Существует необходимость осмысления творчества с позиции прикладного аспекта - важнейшего элемента в инкультурации, адаптации иностранной молодежи и творческой самореализации личности как способа бытия человека в рамках кросскультурного взаимодействия.

В исследовании проанализированы вопросы понимания роли творчества в контексте теории адаптации, а также взаимосвязь творчества и деятельностного подхода, который подразумевает целенаправленное взаимодействие индивида с окружающим миром, при этом оказывая влияние на собственное самосознание, ценности и смыслы.

Вследствие этого, деятельность по передаче смыслов в творческом процессе – это основа для дальнейших исследований и внедрения новых адаптивных практик, связанных с творчеством и ценностной реализацией личности, которые учитывают конкретные закономерности и универсальность характера познавательных (когнитивных) способностей человека.

Автором представлен опыт по внедрению новой адаптационной практики в работе с иностранной молодежью (организация международной молодежной практико-ориентированной осенней школы «Арктическими маршрутами») - как один из примеров передачи смыслов, составляющих культурный код Русского Севера.

Полученные автором практические результаты исследования обладают перспективностью для применения экспертами в данной области.

Литература:

1. Абдуллаев А.Н. Философский анализ феномена творчества // Вестник науки и образования. - 2020. - №3-3 (81): URL: https://cyberleninka.ru/article/n/filosofskiy-analiz-fenomena-tvorchestva

2. Алексеева Л.Л. Этнопедагогические аспекты культурно-образовательной деятельности современных музеев // Казанский педагогический журнал. - 2022. - № 3(152). - С. 192-201.

3. Бескова И.А. Как возможно творческое мышление?: монография. М., 1993. - 198 с

4. Бескова И.А. Коммуницирующие вселенные // Философия науки. - 2012. - Т. 17, № 1. - С. 98-112.

5. Винокурова Л.В. Экспериментальная психология: монография. - М.: ГПП Печ. Двор, 2003. - 159 с.

6. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1991. - 92 с.

7. Князева Е.Н. Энактивизм: Концептуальный поворот в эпистемологии // Вопросы философии. - 2013. - № 10. - С. 91–104

8. Петухов В.В. Общая психология тексты в 3 томах. том 3. Субъект познания. – М., 2005. - С. 268–317.

9. Попкова С. В. Творчество как фундаментальная основа коммуникации и кросс/культурного взаимодействия // Знание. Понимание. Умение. - 2023. - № 4. - С. 218 - 224.

10. Прохоров А.М. Большой Энциклопедический Словарь. – М.: Изд. Большая Российская энциклопедия. Норинт, 2004. - 814 с.

11. Смирнова Н.М. Коммуникация и интерсубъективность // Философия науки. - 2012. - Т. 17, № 1. - С. 40-54.

12. Abel Gu¨nter (ed.). Kreativita¨t. Hamburg: Meiner. - 2006b.

13. Berry J. W: Immigration, acculturation, and adaptation // Applied Psychology. – 1997. – No. 46. – Pp. 5–34.

14. Bierwiaczonek, K., & Waldzus, S: Socio-Cultural Factors as Antecedents of Cross-Cultural Adaptation in Expatriates // International Students, and Migrants: A Review. Journal of Cross-Cultural Psychology. – 2016. – No. 47(6). – Pp. 767–817. https://doi.org/10.1177/0022022116644526

15. Le D.H., Cropley D.H. and Gleaves D.H: Examining the relationship between mental health, creative thought, and optimism // The International Journal of Creativity & Problem Solving. 2015. – No. 25. Pp. 5–20.

16. Richard V. et al.: Do more creative people adapt better? An investigation into the association between creativity and adaptation // Psychology of Sport and Exercise. – 2018. – Vol. 38. – Pp. 80–89

17. Runco M.A: Tension, adaptability, and creativity. In S. W. Russ (Ed.). Affect, creative experience, and psychological adjustment Philadelphia, PA // Taylor & Francis. – 1999b. – Pp. 165–194.

18. Searle W and Ward C. The prediction of psychological and sociocultural adjustment during cross-cultural transitions // International Journal of Intercultural Relations. – 1990. – No 14. – Pp. 449–464. doi:10.1016/0147-1767(90)90030-Z

19. Sternberg R.J. // The nature of creativity. Creativity Research Journal. – 2006. – No. 18. – Pp. 87–98. http://dx.doi.org/10.1207/s15326934crj1801_10.

20. Ward C., Fox S., Wilson J., Stuart J. and Kus, L: Contextual influences on acculturation processes: The roles of family, community and society // Psychological Studies. – 2010. – No. 55. – Pp. 26–34

21. Ward C. and Searle W: The impact of value discrepancies and cultural identity on psychological and sociocultural adjustment of sojourners // International Journal of Intercultural Relations. – 1991. – No 15. – Pp. 209–224. doi:10.1016/0147-1767(91)90030-K

22. Wilson J., Ward C. and Fischer R: Beyond culture learning theory: What can personality tell us about cultural competence? // Journal of Cross-Cultural Psychology. – 2013. – No. 44. – Pp. 900–927.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.