Актуальные вопросы профессиональной педагогики Гладилина Ирина Петровна
Доктор педагогических наук, профессор, заместитель директора центра воспитательной и социально-психологической работы Московского городского университета управления правительства Москвы, Москва, Россия
УДК 378.036 ББК 74.58
ТВОРЧЕСТВО В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГОВ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
Основываясь на уже озвученных в педагогической науке определениях творческой способности; творчества в педагогической деятельности; автор данной статьи предлагает ряд практических разработок, которые разнообразят творческую профессиональную деятельность педагога высшей школы.
Ключевые слова: творчество; педагогическое творчество; квест-проект; web-квест; кейс-метод.
CREATIVITY IN HIGHER SCHOOL TEACHERS’ ACTIVITY
The article offers a number of practical learning aids which can diversify the creative professional work of higher school teacher. The author bases on the definitions of creative ability and creativity in pedagogical activity which have been already sounded in the pedagogical science.
Key words: creativity; pedagogical creativity; quest-project; web-quest; case-method.
Современная высшая школа, как и все образовательные учреждения России, находится в поиске оптимальных путей решения задач предоставления новых образовательных услуг, способствующих формированию и развитию творческой, инициативной, социально компетентной, конкурентоспособной, профессионально мобильной личности. Особое внимание уделяется развитию творчества, т.к. человек, испытывающий потребность в творчестве, быстрее адаптируется в жизненных и профессиональных ситуациях: он видит интересное и перспективное, выстраивает новые подходы к решению обыденных проблем и др.
Мощным творческим потенциалом для человека в современном социуме, его поддержкой, способом адаптации к изменениям стала творческая профессиональная деятельность.
С. Сысоева отмечает, что творчество в педагогической деятельности занимает особое место среди разных видов творчества, т.к. именно педагогическое творчество определяет векторы динамического развития всех творческих процессов человечества. Если в школе учитель в значительной мере сопровождает творческое развитие ребенка в наиболее сензетивные к педагогическому влиянию периоды его жизни, то вузовский преподаватель оказывает не меньшее влияние на творческое профессиональное становление личности.
Особенность творческого процесса заключается в том, что не только человек влияет на результат собственного творчества, но и предмет творчества способствует дальнейшему творческому развитию личности. Педагогическое творчество является основой профессиональной и личностной реализации педагога в процессе педагогической деятельности.
Творчество - сложнейший процесс. Как развитие, в котором возникает существенно новое, творчество является общесистемной закономерностью [Пономарев, 1976]. Д.Б. Богоявленская утверждает, что творчество достигается в случае, когда субъект выражает себя на высшем уровне активности [Богоявленская, 1990]. Я.А. Пономарев определял творчество в широком смысле как всякое взаимодействие, ведущее к развитию. Творчество, по мнению ученого, - это необходимое условие развития материи, образования ее новых форм, вместе с возникновением которых меняются и сами формы творчества [Пономарев, 1976].
Творчество описывается современными авторами как «одна из главных движущих сил развития человечества», «высшая стадия самоорганизации социальной формы движения материи (Яковлев), «высшая стадия развития личности» (Абульханова-Славская), «способ бытия личности» (Панкова), «многомерное обширное пространство человеческой культуры» (Шаховской) и др.
Творческие способности учеными рассматриваются как творческий продукт (Тейлор, Стернберг), отдельная способность (Богоявленская), личностная черта (Дружинин) и др.
По мнению А. Маслоу, К. Роджерса, Э. Фромма личность ощущает творчество и самоактуализацию как базовые потребности. В философских взглядах В. Франкла творчество как создание нового - неотъемлемая ценность и способ реализации человека.
Ряд исследователей (Дружинин, Пономарев, Торренс) утверждает, что творческие способности не создаются, а высвобождаются в процессе воспитания и общения личности с культурной средой и обществом, в котором она растет и развивается.
Педагогическое творчество, как система особых отношений между преподавателем и студентом, является оригинальным и высокоэффективным решением задач учебно-воспитательного процесса. По словам В.А. Сухомлин-ского «педагогическое творчество - это способность помочь человеку познать свой внутренний мир, в первую очередь свой ум, помочь ему напрячь интеллектуальные силы, научить его понимать и создавать прекрасное своим трудом, своими усилиями....».
Можно определить такие качества творческого педагога: активность, объективность, целенаправленность, наличие стратегии, динамизм, гибкость, мобильность, перспективность, самокритичность, способность видеть проблему, выявлять противоречия, наличие творческой фантазии, воображения и мн. др.
Специфика педагогического творчества заключается в том, что итогом его является формирование личности. Но реалии сегодняшнего дня заключаются в том, что педагогическое творчество по мере развития науки становится все более управляемым. Каждый творческий педагог - это личность со своим опытом, высокой теоретической подготовкой, мастерством в экспериментальной работе, эмоциональностью и др. В основе такой педагогической деятельности лежит индивидуальность, которая позволяет раскрыть одаренность педагога. При этом иногда возникает противоречие, связанное с необходимостью реализации нормативного аспекта в учебно-воспитательном процессе. Диалектика единства и противоречия норматива и творчества сложная и оригинальная. Норматив узаконивает, алгоритмизирует, формализирует учебновоспитательный процесс, а творчество предусматривает изменения, новаторство. С одной стороны, стандарт запрещает творчество, но любое творчество разрабатывает новое правило, стандарт для опеределенной ситуации.
Педагогическое творчество реализуется через дидактические средства активизации поисково-творческой деятельности, разнообразные методики.
Педагогическое творчество всегда органически связано с изучением, научным анализом и диссеминацией педагогического опыта. Преподаватель высшей школы, который работает, опираясь на достижения педагогики, психологии, социологии, культурологи и других наук, сам обогащает педагогическую теорию, раскрывает закономерности педагогического процесса, определяет пути его совершенствования, прогнозирует результаты своей деятельности.
Творчество педагога высшей школы проявляется в целостном проектировании педагогического процесса, прогнозировании его результатов, организации творческого взаимодействия педагогов и студентов. Одним из инновационных подходов к организации такого взаимодействия является квест -проект, описанный Т.Ф. Сергеевой, Н.А. Прониной, Е.В. Сечкаревой (2011) [Система работы с одаренными детьми, 2011]. Квест-проект объединяет в себе проектный метод и игровой. Под квестом (англ. quest - путешествие) принято понимать компьютерную игру, в которой игрок должен достичь конкретной цели путем выполнения задания при помощи собственных знаний и опыта, общаясь с другими участниками квеста. Основываясь на международном конкурсе «Think Quest», цель которого заключается в привлечении школьников, их родителей, преподавателей к созданию образовательных web-квестов, педагоги ряда московских вузов привлекли студентов к разработке квестов для старшеклассников. Для выполнения проекта создается творческий коллектив, состоящий из трех-четырех школьников, одного -двух студентов-тренеров и преподавателя, выполняющего роль консультанта. К примеру, на базе детского творчества «Печатники» (директор - кандидат педагогических наук М.В. Жиркова) после выбора тем проектов, изучения степени освещенности в сети Интернет, творческие коллективы разрабатывают собственные подходы к раскрытию темы.
Создание web-квеста представляет такой вид творческой деятельности, который характерен для современного педагога высшей школы, привлекающего студентов к совместному творчеству и развивающего заинтересованность в профессиональном становлении на этапе вузовского обучения. Педагог консультирует студентов, разрабатывающих структуру и содержание заданий, которые должны выполнить школьники; требования к знаниям и умениям, которые обучающиеся должны получить в процессе создания интернет - ресурса, критерии оценки их деятельности.
Опыт свидетельствует, что создание web-квеста требует и от студентов, и от школьников более глубокого понимания предмета: они должны научиться прогнозировать и анализировать возможные ситуации, которые могут возникнуть у тех, кто будет работать с созданным ресурсом. Это требует высокой творческости: гибкости, оригинальности мышления.
Создание интересного, содержательного ресурса требует больших затрат времени, но это работа позволяет обучающимся научиться ориентироваться в разных ситуациях информационного и жизненного пространств.
Т.Ф. Сергеева и др. отмечают, что «содержательно квест-проект близок web-квестам, поэтому при создании квест-проектов необходимо придерживаться рекомендаций, предложенных Е. Ястребцовой для создания web-квеста» [Система работы с одаренными детьми, 2011, с. 122]. К данным требованиям относятся:
1. Ясное вступление, где четко описаны главные роли участников (например, «Ты - детектив, пытающийся разгадать загадку таинственного происшествия» и прочее) или сценарий квеста, предварительный план работы, обзор всего квеста.
2. Центральное задание, которое понятно, интересно и выполнимо. Четко определен итоговый результат самостоятельной работы учащегося (например, задана серия вопросов, на которые нужно найти ответы, прописана проблема, которую нужно решить, и указана другая деятельность, которая направлена на переработку и представление результатов, исходя из собранной информации).
3. Список информационных ресурсов (в электронном виде - на компакт-дисках, видео- и аудионосителях, в бумажном виде, ссылки на ресурсы в Интернете, адреса web-сайтов по теме), необходимых для выполнения учащимся задания. Этот список должен быть аннотированным.
4. Описание процедуры работы, которую необходимо выполнить каждому учащемуся при самостоятельном выполнении задания (этапы).
5. Руководство к действиям (как организовать и представить собранную информацию), которое может быть представлено в виде направляющих вопросов, организующих учебную работу (например, связанных с определением временных рамок, общей концепцией, рекомендациями по использованию электронных источников, представлением «заготовок» отчетов), в виде вопросов с вариантами ответов (для кратковременных квестов).
6. Заключение, в котором суммируется опыт, полученный учащимися при выполнении самостоятельной работы над квест-проектом.
Не менее эффективным зарекомендовал себя кейс-метод, который позволяет избежать сухости, неэмоциональности преподавания учебного материала. Эмоций, творческой конкуренции и даже некой борьбы так много, что грамотно организованное обсуждение кейса напоминает театрализованное представление.
Переосмысление метода кейсов приводит к пониманию некоторых истин. Этот метод являет собой начало преодоления кризиса образования в современном мире, предоставляющий широкие возможности для проявления творчества преподавателя. Кейс-метод выступает как способ мышления преподавателя, его особенная парадигма, которая позволяет по-другому думать, действовать, вторить. Но нельзя забывать, что необходимы и прогрессивный стиль мышления, этика и мотивация педагогической инновационной деятельности, и многие другие факторы.
Кейсы - это учебные материалы, в которых сформулированы практические проблемы, предусматривающие коллективный или индивидуальный поиск их решения (англ. «case» - случай, обстоятельство, дело).
Опыт работы автора свидетельствует, что кейс состоит из нескольких информационных блоков:
• Определяется действие и действующие лица.
• Описывается ситуация (традиционно или в форме диалога между действующими лицами), указываются элементы среды.
• Характеризуется проблема.
В этом плане кейс очень похож на античную контрверсию. Но контрверсия была риторическим заданием и требовала от учащихся создания и провозглашения речи по заданной теме, а кейс обучает способам принятия решений. Материал кейса должен быть актуальным и отвечать трем критериям: соответствие, современность и своевременность.
Исследователи отмечают, что при создании кейса, как правило, принимаются во внимание три его элемента:
• аналитический;
• концептуальный;
• презентационный.
В аналитической части планируется ответы трех уровней:
1-й уровень - проблема «Какое аналитическое задание Вы ставите перед студентом?», вопрос «Является ли предложенное решение оптимальным?», «Можете ли Вы предложить альтернативные варианты решения?».
2-ой уровень: проблема четко сформулирована. Студенты должны самостоятельно разработать альтернативные варианты и выбрать оптимальные.
3-ий уровень: описана конкретная ситуация. Студенты сами определяют и формулируют проблему. Разрабатывают альтернативные варианты решения, выбирают оптимальный вариант.
На первом уровне в концептуальной части предусматривается использование хорошо известных студентам категорий и понятий. На втором уровне нужен обязательный комментарий преподавателя. На третьем уровне необходимо индивидуальное консультирование студентов в процессе работы.
Данный подход отражен в следующей таблице 1.
Таблица 1
Кейс - результат деятельности преподавателя______________________________
Источник кейса, как интеллектуального продукта___________________________
Жизнь - источник кейсов__________________________________________________
Образование - определяет цели и задачи обучения и воспитания_____________
Наука - источник кейсов, т.к. задает ключевую методологию, анализ и системный подход_____________________________________________________________
Наука - источник кейсов, т.к. задает ключевую методологию, анализ и системный подход
Соотношение основных источников, детерминирующих кейсу, может быть разным. По представленной схеме это соотношение одинаково. В реальной практике такое конструирование кейсов встречается редко, чаще всего доминирует один из источников.
Основная задача практического кейса состоит в том, чтобы детально представить жизненную ситуацию. Этот кейс создает практическую, так называемую, «действующую» модель ситуации. При этом учебное назначение такого кейса может быть тренингом тех, кого учат, закреплением знаний, умений и навыков принятия решений в данной ситуации. Такие кейсы должны быть максимально наглядными и детальными. Главное их содержание сводится к познанию жизни и воспитанию способности к оптимальной деятельности в процессе развития творческого мышления учащейся молодежи.
Таким образом, творчество в деятельности педагогов высшей школы является обязательным элементом, профессионализма, позволяющего эффективно решать непростые задачи подготовки кадрового и научного резерва, востребованного на рынке труда в современной России.
Библиографический список
1. Богоявленская, Д. Б. Психолого-философский анализ творчества [Текст] / Д. Б. Богоявленская // Междисциплинарный подход к исследованию творчества. - М. : Наука, 1990. - С. 71-82.
2. Лейтес, Н. С. Неравномерность возрастного развития способностей [Текст] / Н. С. Лейтес // Умственные способности и возраст. - М. : Просвещение, 1971. - 220 с.
3. Пономарев, Я. А. Психология творческого мышления [Текст] / Я. А. Пономарев. - М. : АПН РСФСР, 1960. - 352 с.
4. Пономарев, Я. А. Психология творчества [Текст] / Я. А. Пономарев. - М. : Наука, 1976. - 460 с.
5. Сергеева, Т. Ф. Система работы с одаренными детьми: теория и практика [Текст] / Т. Ф. Сергеева, Н. А Пронина, Е. В. Сычкарева. - Ростов н/Д., 2011. - 284 с.
6. Современные исследования творчества: к 90-летию Я. А. Пономарева [Текст] / науч.ред. Л. Я. Дрофман, Д. В. Ушаков. - Пермь : Пермский гос. инт искусства и культуры, 2010. - 334 с.
7. Ушаков, Д. В. Тесты интеллекта, креативности и экспертные оценки [Текст] / Д. В. Ушаков // Психология. Журнал Высшей школы экономики. -2004. - № 1 (4). - С.28-37.
8. Шадриков, В. Д. Введение в психологию: интеллект и творчество [Текст] / В. Д. Шадриков. - М. : МОСУ, 2001. - 296 с.
Костенкова Юлия Александровна
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры олигофренопедагогики, заместитель декана дефектологического факультета ФГБОУ ВПО «МШ У», Москва, Россия Тушева Елена Сергеевна
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры олигофренопедагогики, заместитель декана факультета переподготовки специалистов по дефектологии ФГБОУ ВПО «МПГУ», г. Москва, Россия
УДК 378 ББК 74.5
ТЕХНОЛОГИЯ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ
ДЕФЕКТОЛОГОВ
В данной статье рассматриваются вопросы технологии организации и сопровождения научно-педагогического исследования в процессе подготовки и переподготовки дефектологов. Раскрывается значимость и приоритетность научно-исследовательского вида деятельности в период профессионального обучения; представлены научные подходы к обоснованию и выделению существенных признаков технологии выполнения научно-педагогического исследования; показаны предметно-специализированные особенности разработки и внедрения технологии научно-педагогического исследования в учебно-образовательный процесс.
Ключевые слова: технология; научно-педагогическое исследование; дефектология; профессиональная подготовка; переподготовка.
SCIENTIFIC-PEDAGOGICAL RESEARCH TECHNOLOGY IN THE PROCESS OF SPEECH PATHOLOGIST TRAINING AND RETRAINING
EDUCATION
The article touches upon organization of technology and scientific and pedagogical investigation monitoring problems in the process of pathologist training and further education. The article discloses scientific research activity’s relevance and