УДК 78
Мунтян Ш.Б.
преподаватель кафедры «Фортепиано» Приднестровский государственный институт искусств им. А.Г. Рубинштейна (г. Тирасполь, Молдова)
ТВОРЧЕСТВО СЕРГЕЯ ВАСИЛЬЕВИЧА РАХМАНИНОВА
Аннотация: в статье рассматриваются вопросы анализируются произведений С.В. Рахманинова, их стилистические, фактурные особенности. В статье рассматриваются драматургические аспекты, затронутые композитором при создании мировых шедевров.
Ключевые слова: тематизм, интерпретация, стиль, исполнительское искусство, фортепианное творчество, мелодия, Рахманинов.
Всемирно прославленный композитор, пианист и дирижер Сергей Васильевич Рахманинов однажды сказал о себе: «Я русский композитор, моя родина определила мой темперамент и мировоззрение. Моя музыка - детище моего темперамента, поэтому она - русская».
Как истинно русский композитор, С.В. Рахманинов неустанно воспевал Россию в ее громадной необъятности значений, загадочную и противоречивую русскую душу, с ее жертвенностью и покорностью Богу, с ее волей и стремлением к правде.
Известный философ и публицист Н. Бердяев писал: «Есть соответствие между необъятностью, безграничностью русской земли и русской души, между географией физической и географией душевной. В душе русского народа есть такая же необъятность, устремленность в бесконечность, как и в русской равнине...» [7, 44].
Творческий облик Рахманинова-композитора часто определяют словами «самый русский композитор». В этой краткой и неполной характеристике
выражены объективные качества рахманиновского стиля, рахманиновской натуры. Цельность и ценность многогранного творческого и человеческого облика С.В. Рахманинова заключается в верности своим эстетическим принципам, в противостоянии всеобщим разрушительным и апокалипсическим настроениям, продиктованным теми потрясениями, которые принес XX век.
Искусство Рахманинова прочно связано с русской действительностью. Многое в музыке композитора, как пишет Л. Рапацкая, «родственно психологически точным обобщениям И. Бунина и А. Чехова. В ней воплотилась иллюзия духовного обновления, сопоставимая с взглядами поэтов-символистов. Подобно И. Левитану, Рахманинов умел передать ощущение внутренней растворенности героя в бескрайних российских просторах подобно М. Нестерову, воспел Русь светлую, молящуюся как Н. Гумилев, предсказал ее трагический крестный путь. Композитору не было равных в решении проблемы мессианской роли России в духовном пути человечества» [1, 14].
В присущей его музыке тревожной патетике, романтической скорби, отчаянной тоске, тихой светлой грусти, буйной весенне-пьянящей энергии, в тревожно-грозных, наступательных образах запечатлелись острые внутренние противоречия русской общественной жизни периода рубежа веков. В идейно-образном строе произведений композитор сумел передать духовную атмосферу своего времени. Эту правду чувств мы бесконечно ценим в творчестве С.В. Рахманинова.
Формирование Рахманинова как музыканта было всецело обусловлено его взглядами, мировоззрением и личной судьбой. Творческий, интеллектуальный уклад его жизни был основан на строго выборочном подходе к явлениям искусства, людям, системе оценок, самой жизни. Исключительно скромный, необщительный в быту, раскрывающийся только в самом узком кругу, Рахманинов испытывал жгучую потребность в общении с людьми. Как вспоминает Л. Сабанеев, «его окружение состояло из музыкантов, артистов и деловых людей. С поэтами и философами, в противоположность Скрябину, он не знался» [4, с.91]
Радость общения с друзьями, с большими массами людей, С.В. Рахманинов находил в своих выступлениях за роялем или дирижерским пультом. Эти выступления побуждали его к непрерывному развитию, самосовершенствованию, которое во многом определило неповторимый облик незаурядной личности С.В. Рахманинова. По воспоминаниям современников, даже мировая слава не изменила Сергея Васильевича, он оставался скромным, принципиальным и отзывчивым человеком. Как писал о нем известный пианист И. Гофман, «никогда не было более чистой, святой души, чем Рахманинов». [2, с. 44].
Творчество С.В. Рахманинова занимает особое место в истории русской музыкальной культуры. В нем объединились в единый и цельный русский национальный стиль творческие принципы композиторов московского направления, ярко представленного идеями П. Чайковского, а также петербургского, с мощным творческим содружеством «Могучей Кучки».
Творчество С.В. Рахманинова охватывает широкий спектр жанров: оперы и симфонии, оркестровые пьесы и вокально-симфонические композиции, симфонические сочинения, камерно-инструментальные и фортепианные произведения, камерно-вокальные сочинения и хоры. В каждой из этих областей композитор создал уникальные, глубоко талантливые произведения. Б. Асафьев писал: «Творчество Рахманинова, сразу ярко выдвинувшись, смело расцветало и, начав первый зрелый этап восхождения, а потом, достигнув своей вершины и стойко на ней удержавшись, в общем, охватило период времени чуть свыше пятидесяти лет» [5, 37].
Мастер вокальной миниатюры, создатель 80 романсов, в которых проявился замечательный мелодический дар композитора, Рахманинов свободно владел и крупными формами. Ему принадлежит кантата «Весна» на стихи Е. Некрасова и поэма «Колокола» на стихи американского писателя Эдгара По в переводе К. Бальмонта. Прирожденный композитор-симфонист, Рахманинов тяготел к монументальным формам, в которых наиболее полно раскрылся его
талант. Это симфонии, симфонические поэмы, вокально-симфонические произведения, фортепианные концерты.
Большую роль композитор сыграл в развитии русской духовной музыки. Будучи глубоко верующим человеком, С.В. Рахманинов создал два монументальных произведения - «Литургию св. Иоанна Златоуста» и «Всенощное бдение», в основу которых положены знаменные распевы.
Огромную ценность представляют фортепианные произведения С.В. Рахманинова. Фортепиано для С.В. Рахманинова — это Вселенная его искусства. Фортепианное творчество занимает центральное место в наследии композитора. Глубиной и многогранностью образов, мастерством их воплощения, оно в значительной степени оказало влияние на все остальные области творчества композитора: от камерных вокальных сочинений до симфонических композиций.
Творческий облик Рахманинова в основных своих чертах оставался цельным и устойчивым на протяжении всего полувекового пути композитора, не испытывая резких переломов и изменений. Эстетическим и стилевым принципам, усвоенным в юные годы, он был верен до последних лет жизни. И тем не менее в творчестве наблюдается определенная эволюция, которая проявляется не только в росте мастерства, обогащении звуковой палитры, но частично затрагивает и образно-выразительный строй музыки.
Творчество Рахманинова принято условно делить на три периода. Первый, ранний период охватывает 90-е годы XIX века. В этот период были созданы многочисленные пьесы для фортепиано: ор.З, ор. 10, op.ll, ор.16 романсы ор.4, ор.8, ор.14 Первая симфония, Фантазия для оркестра «Утес» и др. Первый период творчества начинался под знаком позднего романтизма, усвоенного главным образом через стиль П. Чайковского. Однако уже в Трио d-moll, написанном в год смерти Чайковского и посвящённом его памяти, Рахманинов даёт пример смелого творческого синтеза традиций романтизма, «кучкистов», древнерусской церковной традиции и современной бытовой и цыганской музыки. Таким образом, это произведение — один из первых в мировой музыке
примеров полистилистики. В Первой Симфонии принципы стилистического синтеза были развиты ещё более смело, что и послужило одной из причин неудачи ее премьерного исполнения в 1897 году. Таким образом, творческая индивидуальность композитора выявлена с достаточной определенностью уже в раннем периоде.
Второй, зрелый период, самый плодотворный, охватывает период с 1901 по 1917 год. В эти годы композитор создал такие произведения, отмеченные самобытностью таланта, как Второй и Третий концерты для фортепиано, оперу «Скупой рыцарь» по произведению А.С.Пушкина, оперу «Франческа да Римини» на текст Чайковского, Вторую симфонию, симфоническую поэму «Остров мертвых» и ряд других произведений, вошедших в золотой фонд мировой музыкальной культуры. Этот период творчества отмечен формированием индивидуального, зрелого стиля, основанного на интонационном багаже знаменного распева, русской песенности и стиля позднего европейского романтизма. Эти черты ярко выражены в знаменитых Втором концерте и Второй симфонии, в фортепианных Прелюдиях ор. 23. Однако, начиная с симфонической поэмы «Остров мёртвых» стиль Рахманинова усложняется, что вызвано, с одной стороны, обращением к тематике символизма и модерна, а с другой — претворением достижений современной музыки: импрессионизма, неоклассицизма, новых оркестровых, фактурных, гармонических приёмов. Центральное произведение этого периода — грандиозная поэма «Колокола» для хора, солистов и оркестра, на слова Эдгара По в переводе К. Бальмонта, созданная в 1913 году. Ярко новаторское, насыщенное небывало новыми хоровыми и оркестровыми приёмами, это произведение оказало огромное влияние на хоровую и симфоническую музыку XX века. Тематика этого произведения характерна для искусства символизма, для данного этапа русского искусства и творчества Рахманинова: в нём символически воплощены различные периоды человеческой жизни, подводящей к неизбежной смерти апокалипсическая символика «Колоколов» раскрывает идею «конца света».
Третий, поздний период, с 1918 по 1943 годы приходится на время эмиграции композитора. В эти годы Рахманинов интенсивно занимался исполнительской деятельностью в Европе и США. На протяжении 30-х годов композитор написал только несколько крупных инструментальных произведений, полностью отказавшись от создания вокальной музыки.
В целом, зарубежный период творчества отмечен исключительным своеобразием. Стиль Рахманинова складывается из цельного сплава самых различных, порой противоположных стилистических элементов: традиций русской музыки, древнерусского знаменного распева, виртуозного стиля XIX века, «ресторанной» эстрады 1930-х годов и некоторых других. Немногочисленные произведения этого периода отличаются загадочной символикой, смысловой полифонией, глубоким философским подтекстом.
Наиболее яркие из произведений этого периода - «Рапсодия на тему Паганини», Третья симфония и «Симфонические танцы». До конца жизни Рахманинов оставался русским композитором. Любовью к России пронизаны его последние сочинения.
Зрелый и особенно поздний стиль Рахманинова выходит за пределы постромантической традиции и в то же время не принадлежит ни одному из стилистических течений музыкального авангарда XX века. Творчество Рахманинова, таким образом, стоит особняком в эволюции мировой музыки XX века: впитав многие достижения музыкальной культуры «серебряного века», о которых было сказано выше, стиль Рахманинова остался неповторимо индивидуальным и своеобразным, не имеющим аналогов в мировом искусстве.
Мир музыкальных образов С.В. Рахманинова широк и разнообразен. Это и светлая лирика, и философские размышления, и пламенный пафос, и трагическое отчаяние. «В сочинениях Рахманинова с обнаженной непосредственностью выразились издревле присущие русскому человеку представления о двуединой основе мира, где столкнулись Божье и антихристово, Свет и тьма. Присущая композитору образная многозначность и обостренное восприятие дисгармонии «мира сего» в его бинарных началах придают
творениям мастера глубоко индивидуальный облик, обусловленный прикосновением к извечной тайне Бытия» - утверждает Л. Рапацкая [8, 56].
Рахманиновская идея и тема в искусстве — это жизнь и смерть, это «русскость», русская природа, это красота и любовь. Тема «Россия и её судьба», генеральная для русского искусства всех видов и жанров периода конца XIX -начала XX веков, нашла в творчестве Рахманинова исключительно характерное и законченное воплощение. С наибольшей полнотой образы Родины воплотились в крупных инструментальных произведениях, особенно во Втором и Третьем фортепьянных концертах, а также, преломившись в лирико-трагическом аспекте, в некоторых поздних сочинениях композитора.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Алексеев А. Д. Сергей Рахманинов. Жизнь и творческая деятельность. - М. 1954.;
2. Веселова Е.Л. Формирование исполнительской компетентности студентов в процессе изучения фортепианной миниатюры С.В. Рахманинова // Вопросы фортепианного исполнительства. Вып.1. М., 1973;
3. Вопросы теории, истории и методики фортепианного искусства. Кишинев, Штиинца,1991 отв. редактор Циркунова С.;
4. Зимняя И. А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата современного образования // Интернет-журнал «Эйдос». - 2006. -http://www.eidos.ru/journal/2006/0505.htm.;
5. Мартинсен К.А. Индивидуальная фортепианная техника на основе звукотворческой воли / Пер. снем. В.Л. Михелис ред., прим. и вступ. ст. Г.М. Когана. М.: Музыка. 1966.;
6. Письма. Воспоминания, Л. — М., 1949.;
7. Поронок, С.А. Формирование профессиональной компетентности педагога-музыканта в условиях культурной среды современного университета /
С. А. Поронок // Международный междисциплинарный научно-практический журнал: Человек. Искусство. Вселенная. - 2021. - № 2. - С. 194-197.
Muntyan Sh.B.
Pridnestrovian State Institute of Arts (Tiraspol, Moldova)
CREATIVITY OF SERGEI RACHMANINOV
Abstract: the article discusses the issues of analyzing the works of S. V. Rachmaninov, their stylistic, textural features. The article examines the dramatic aspects touched upon by the composer when creating world masterpieces.
Keywords: thematism, interpretation, style, performing arts, piano creativity, melody, Rachmaninoff.