Научная статья на тему 'Творчество мастеров Московской школы в церковно-певческом искусстве XVI - XVII вв. : к истории изучения (обзор журнальных научных статей уральских ученых)'

Творчество мастеров Московской школы в церковно-певческом искусстве XVI - XVII вв. : к истории изучения (обзор журнальных научных статей уральских ученых) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
279
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДРЕВНЕРУССКОЕ ЦЕРКОВНО-ПЕВЧЕСКОЕ ИСКУССТВО / АВТОРСКОЕ ТВОРЧЕСТВО / AUTHOR'S WORK / МАСТЕРА МОСКОВСКОЙ ШКОЛЫ / ФЁДОР КРЕСТЬЯНИН / ИВАН ГРОЗНЫЙ / FEODOR KRESTJANIN'S / OLD RUSSIAN CHURCH / THE MASTER OF THE MOSCOW SCHOOL / IVAN THE TERRIBLE / SINGING ART

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Просеков Алексей Владимирович

Отмечается, что еще с середины XIX в. исследователи стали изучать историю древнерусского музыкально-письменного искусства, а в 60-70-е гг. XX в. приступили к расшифровке знаменных рукописей. Однако их анализ осуществлялся без учета принадлежности мастеров к конкретным региональным творческим школам, что порождало многие неточности и ошибки. Уральские ученые Н. В. и Н. П. Парфентьевы внесли значительный вклад в исследование проблем возникновения и деятельности региональных школ и центров древнерусского музыкального искусства, ввели в научный оборот большой круг новых авторских произведений, установили биографические сведения о выдающихся мастерах-распевщиках (композиторах), дидаскалах (теоретиках), певцах, определили систему профессиональных хоров России в XVI- XVII вв. Также было предпринято специальное изучение деятельности местных хоров (архиерейских, монастырских, частных). В центре внимания новые труды Н. В. и Н. П. Парфентьевых, посвященные творчеству мастеров Московской школы в древнерусском музыкально-письменном искусстве, имевшей общенациональное значение. Диапазон ее творческих личностей простирается от рядовых и выдающихся распевщиков до царствующих особ. В этих работах впервые показано, что формирование Московской школы завершилось во многом благодаря творчеству царя Ивана IV Грозного и дидаскала Федора Крестьянина. Царь Иван, по свидетельству русских и зарубежных источников, знал музыкальную грамоту и пел вместе с придворным хором, являлся автором ряда певческих произведений. Представленные в историографическом обзоре труды уральских ученых, посвященные мастерам Московской школы, открывают многие ранее неизвестные страницы истории отечественной культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Просеков Алексей Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HISTORIOGRAPHY OF THE MASTER MOSCOW SCHOOL IN CHURCH-SINGING ART XVI - XVII CENTURIES(REVIEW MAGAZINE SCIENTIFIC ARTICLES BY URAL SCIENTISTS)

It is noted that since the middle of the XIX century. researchers began to study the history of ancient music and the written arts, and in the 60-70-ies. XX century. started to decipher the manuscripts. However, their analysis carried without taking into account accessories masters to specific regional creative school that generates a lot of inaccuracies and errors. Ural scientists Parfentiev’s have made significant contribution to the study of problems of appearance and activities of the regional schools and centers of ancient musical art. They have established biographical information about famous master chanter(composer), didaskaloi (theorists), singers, define the system of professional choirs in Russia XV XVII centuries. It was also undertaken a special study of the activities of local choirs (Bishops, monastic, private). The focus of the new works Parfentiev’s dedicated to the art masters of the Moscow school in the ancient art of musical writing, which had national significance. Its range extends from the creative personalities to ordinary and outstanding chanter to reigning persons. In these works the first time it is shown that the formation of the Moscow school was completed largely thanks to the creativity of Tsar Ivan IV the Terrible and Feodor Krestjanin’s. Tsar Ivan, according to Russian and foreign sources, known musical instrument and sing along with the chorus of courtiers, was the author of a number of vocal works. Works, wich are presented in a historiographical review of the Ural scientists dedicated to the masters of the Moscow school, opened many previously unknown pages of the history of Russian culture.

Текст научной работы на тему «Творчество мастеров Московской школы в церковно-певческом искусстве XVI - XVII вв. : к истории изучения (обзор журнальных научных статей уральских ученых)»

УДК 78

А. В. Просеков

соискатель ученой степени канд. ист. наук, Южно-Уральский государственный университет E-mail: Lyolik551@yandex.ru

ТВОРЧЕСТВО МАСТЕРОВ МОСКОВСКОЙ ШКОЛЫ В ЦЕРКОВНО-ПЕВЧЕСКОМ ИСКУССТВЕ XVI - XVII ВВ.: К ИСТОРИИ ИЗУЧЕНИЯ

Отмечается, что еще с середины XIX в. исследователи стали изучать историю древнерусского музыкально-письменного искусства, а в 60-70-е гг. XX в. приступили к расшифровке знаменных рукописей. Однако их анализ осуществлялся без учета принадлежности мастеров к конкретным региональным творческим школам, что порождало многие неточности и ошибки.

Уральские ученые Н. В. и Н. П. Парфентьевы внесли значительный вклад в исследование проблем возникновения и деятельности региональных школ и центров древнерусского музыкального искусства, ввели в научный оборот большой круг новых авторских произведений, установили биографические сведения о выдающихся мастерах-распевщиках (композиторах), дидаскалах (теоретиках), певцах, определили систему профессиональных хоров России в XVI - XVII вв. Также было предпринято специальное изучение деятельности местных хоров (архиерейских, монастырских, частных).

В центре внимания новые труды Н. В. и Н. П. Парфентьевых, посвященные творчеству мастеров Московской школы в древнерусском музыкально-письменном искусстве, имевшей общенациональное значение. Диапазон ее творческих личностей простирается от рядовых и выдающихся распевщиков до царствующих особ. В этих работах впервые показано, что формирование Московской школы завершилось во многом благодаря творчеству царя Ивана IV Грозного и дидаскала Федора Крестьянина. Царь Иван, по свидетельству русских и зарубежных источников, знал музыкальную грамоту и пел вместе с придворным хором, являлся автором ряда певческих произведений.

Представленные в историографическом обзоре труды уральских ученых, посвященные мастерам Московской школы, открывают многие ранее неизвестные страницы истории отечественной культуры.

Ключевые слова: древнерусское церковно-певческое искусство, авторское творчество, мастера Московской школы, Фёдор Крестьянин, Иван Грозный

Для цитирования: Просеков, А. В. Творчество мастеров Московской школы в церковно-певческом искусстве XV— XVII вв.: к истории изучения /А. В. Просеков //Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. - 2015. -№ 2 (42). - С. 152—159.

В дошедших до нас древнерусских знаменных рукописях отражены результаты авторского творчества профессиональных мастеров музыкально-письменного искусства. В чем же оно заключалось, как развивалось и понималось в среде самих мастеров в эпоху Средневековья и господства канона? Для ответа на эти и другие важные для науки вопросы необходимо раскрыть общие фундаментальные принципы творчества, а также особенности их преломления в авторских произведениях [19; 21; 37].

Еще в середине XIX в. исследователи начали выявление и публикацию рукописных источников, раскрывающих историю деятельности мастеров древнерусского музыкально-письменного искусства [напр.: 23; 24]. Однако к изучению их творчества с применением расшифровки знаменных рукописей отечественные ученые приступили лишь в 60-70-е гг. XX в. [См., напр.: 25; 26]. Но анализ произведений осуществлялся без учета принадлежности мастеров к той или иной региональной творческой школе (Московской, Новгородской и др.), тогда

152

как в самих записях произведений, в мелодическом содержании знаков и формул сложились свои местные особенности, которые необходимо было учитывать. Таким образом, полученные результаты часто содержали неточности, ошибки. Сама практика требовала усовершенствования методов исследования древнерусских авторских музыкальных произведений.

Заметим, что исследователи, выявляя эти произведения и предпринимая их публикацию, предлагали и свои методы изучения. Например, один из них был назван формально-статистическим. Однако данный метод при изучении авторских произведений (распевов) чаще всего давал ошибочные наблюдения, так как не учитывал формульную структуру их фиксации, т. е. подлинное мелодическое содержание.

Применение структурно-формульного метода исследования, предложенного Н. П. Пар-фентьевым и Н. В. Парфентьевой и учитывающего местные особенности записи произведений, позволяет получить обоснованные и достоверные выводы, раскрывающие принципы авторского творчества древнерусских мастеров. Этот прошедший апробацию метод состоит в том, что для более точного анализа произведений выявляется формульная структура фиксации их распева на всех хронологических этапах его письменного бытования. Синхронное поформульное сопоставление разных вариантов произведения позволяет уточнить атрибуцию, выявить характер генетической связи с прототипами и особенности авторских интерпретаций, показывает динамику творческого процесса. В ходе исследования на основе данного метода применяются также новые приемы изучения авторских произведений на уровне образно-смысловых связей текста и напева. Полученные результаты позволяют выйти на новый аналитический уровень исследования авторства в средневековом искусстве Руси [См., например: 14; 29; 33; 35; 36].

Выявленная источниковая база, разработанные подходы и метод анализа авторских произведений сделали возможным исследование творчества не только отдельных мастеров,

но целых творческих направлений, школ, в русском средневековом музыкальном искусстве. Так, детально было рассмотрено искусство строгановских мастеров в монографии [22]. Но деятельность выдающейся, имеющей общенациональное значение Московской школы остается пока не до конца изученной, можно назвать лишь публикации об отдельных ее представителях. Однако это способствует накоплению материала, создает базу для дальнейших обобщений и воссоздания целостной картины. Поэтому обратимся к обзору новых трудов, представленных в научных журналах уральскими учеными Н. П. и Н. В. Парфентье-выми, в центре внимания которых и оказалась рассматриваемая тема.

По свидетельству источников, решающую роль на завершающем этапе складывания Московской школы как особого творческого направления в древнерусской авторской музыке сыграли мастера, прошедшие обучение в Новгороде Великом. Из них особо выделяется имя Фёдора Крестьянина, чьи произведения стали олицетворением «московского пения» для современников [27]. Вся творческая жизнь распевщика была связана с лучшими в России мастерами «певческого дела» - государевыми певчими дьяками. На протяжении многих лет для их хора он создавал свои распевы, обучал певцов. Установлено, что в его обязанности входило заучивание с ними сложных разводов формульно-мелодических оборотов, «тайно-замкненных» строк песнопений, для чего писались особые тетрадки и «столицы розвод-ные» [16; 28]. Все это составляет своеобразие авторской музыкально-интонационной «азбуки» Крестьянина, воплощавшейся им также в произведениях. Исходя из того, что без знания данной азбуки невозможно выполнить точную расшифровку музыкальных текстов выдающегося распевщика, ученые осуществили ее реконструкцию [13; 30].

Сами произведения мастера привлекали особое внимание уже современников, о чем свидетельствует их распространение в списках конца XVI - первой половины XVII в. [7; 34] Среди авторских произведений Крестьянина

153

наибольший интерес исследователей обращен к масштабным певческим циклам. Особое место занимает величественный цикл «Стихиры евангельские» из 11 песнопений в стиле Большого распева. Впервые его изучение было предпринято М. В. Бражниковым, который считал, что Крестьянин был автором композиционного строения песнопений и полностью создал их распевы [26]. Однако рассмотрение цикла в контексте более широкого круга источников показало, что авторство знаменитого распевщика представляет собой чрезвычайно сложное явление. Фёдор Крестьянин благодаря великолепным познаниям в области теории певческого искусства смог представить в «разводах» все сложнейшие формульные комплексы распева Стихир, появившегося еще до него, в конце XV в. Он блестяще выполнил эту задачу, что является ярким примером творчества на основе архетипа. Также установлено, что для большей художественной выразительности в передаче идейно-смыслового содержания текста Стихир он усиливал, например, кульминационное звучание ключевых слов за счет нарастания мелиз-матики. Его авторский распев («перевод») получил признание, закрепился в практике и стал образцом для последующих поколений [17].

В октябре 1600 г. Фёдор Крестьянин с певчими Государева хора обратился к пению цикла «Тропарей иорданских». Цикл из четырех стихир исполнялся в великий праздник Крещения Господня (Богоявления). Уже в древнейший период существовало несколько его певческих вариантов. Дальнейшее музыкальное развитие тропарей характеризуется появлением их в стиле Путевого распева, причем в авторских вариантах. Исследование тропарей в распеве Крестьянина показало, что все четыре песнопения образуют единый цикл. С каждым из них последовательно нарастает протяженность мелодии. Особую роль играют формулы-фиты, которые длительными разводами акцентируют ключевые в смысловом отношении образно-символические вершины гимнографического текста, а также формируют кульминационную сферу всего цикла [15; 18].

В распеве Крестьянина в двух списках дошел до нас еще один цикл песнопений, обозначенный как «Ирмосы прибылныя», куда включены избранные древнейшие песнопения книги Ирмологий на 5-й глас. Исходя из смыслового содержания поэтических текстов, ученые предположили, что они предназначались для исполнения в Пещном действе. В 1606 г. Крестьянином было предпринято обновление музыкального содержания цикла прибыльных ирмосов, а певчие дьяки, обратившись к новому переводу мастера, очевидно, приступили к репетициям. Мастер выполнил задачу создания более сложного и развернутого цикла, владея приемами акцентирования наиболее важных разделов поэтического текста. Исследователи отмечают, что особая ценность цикла в том, что он представляет собой редчайший пример авторского «перевода», обладающего собственным, неповторимым композиционным решением, не имеющим аналогов в прошлом [12].

Говоря о деятельности Фёдора Крестьянина и других московских мастеров XVI в., нельзя не остановиться на творчестве Ивана Грозного. По мнению исследователей, именно благодаря деятельности Ивана IV и дидаскала Фёдора Крестьянина государев хор стал средоточием высокопрофессиональных мастеров, тогда и завершилось складывание Московской школы как особого творческого направления в древнерусской авторской музыке [31].

В своих литературно-публицистических произведениях царь высказывал мысль о том, что Российское государство унаследовало благочестие от Византии. Примером для подражания становится не только политика византийских императоров по укреплению монаршей власти, но и сфера их духовной деятельности. Русские и иноземные источники донесли свидетельства о том, что царь Иван сам знал музыкальную грамоту, с удовольствием пел вместе с придворным хором [Там же]. С его именем также связаны и первые свидетельства о возрождении традиций византийских василевсов по созданию песнопений.

Всего в рукописях авторству Ивана Грозного приписывается два цикла певческих про-

154

изведений. Первый по порядку следования цикл состоит из пяти стихир и посвящен памяти митрополита всея Руси Петра. Второй создан в честь государственной патрональной иконы Владимирской Богородицы, включает три стихиры. Отметим, что некоторые исследователи приводят более обширные и разнообразные списки произведений Грозного. Поэтому важно было уточнить, какие произведения достоверно являются таковыми [4].

Многочисленные попытки изучения песнопений царя Ивана свидетельствуют о сохранении огромного интереса к творчеству государя. В ходе исследований были выявлены новые списки уже известных произведений с обозначением его имени. Вместе с тем целый ряд опубликованных сведений и выводов нуждается в уточнении или пересмотре. Изучение песнопений Ивана Грозного должно быть последовательным, учитывать стилистические особенности распевов и принципы творчества (от наиболее простых, созданных «на подобен», к более сложным, «самогласным»). Осуществить это возможно лишь с помощью целого ряда научных публикаций, первые из которых уже появились [4; 20].

Творчество Московской школы проявилось не только в деятельности выдающихся и известных мастеров. Произведения многих

распевщиков не получили широкого признания и дошли до нас безымянными (обозначены как «московский распев»). Еще больше мастеров занималось просто певческой деятельностью, участвуя в службах и обрядах [См., напр.: 2]. Некоторые мастера, проведя годы в творческой среде Москвы, переносили традиции школы в другие места России. Так, учеными подробно исследуется творчество одного из таких распевщиков, получивших всероссийскую известность, - Логина Шишелова [5]. Детально рассмотрена деятельность целого ряда мастеров в период проведения музыкальной реформы и поиска путей усовершенствования древнего музыкального письма [6; 8]. Среди них привлекает внимание фигура мастера Мелетия Грека, обучавшего московских певчих и способствовавшего широкому распространению в России XVII в. «греческого пения» [10].

Творческие принципы и приемы, памятники музыкального искусства, созданные мастерами Московской школы, вызывали огромный интерес, переписывались в певческие сборники по всей России [1; 3], оказывая влияние на формирование традиций и школ других регионов [9; 11; 32]. Представленные в обзоре труды, несомненно, вносят значительный вклад в изучение чрезвычайно важной для отечественной культуры темы.

1. Парфентьев, Н. П. Древнерусское музыкально-письменное искусство и его традиции в духовной культуре Урала / Н. П. Парфентьев // Вестник Юж.-Урал. гос. ун-та. Сер.: Социально-гуманитарные науки. -2009.-Вып. 13.-С. ЪЪ-М.

2. Парфентьев, Н. П. Из истории церковно-обрядовой культуры: «певцы» и «халдеи» в Чине архиерейского поставления XV - XVII вв. / Н. П. Парфентьев // Вестник Юж.-Урал. гос. ун-та. Сер.: Социально-гуманитарные науки. - 2012. - Вып. 18. - С. 99-108.

3. Парфентьев, Н. П. Многолетия в честь царя Михаила Романова в демественных распевах мастеров Усолькой (Строгановской) школы / Н. П. Парфентьев, Н. В. Парфентьева // Вестник Юж.-Урал. гос. унта. Сер.: Социально-гуманитарные науки. - 2013. - Вып. 2. - С. 112-114.

4. Парфентьев, Н. П. Музыкально-гимнографическое творчество царя Ивана Грозного / Н. П. Парфентьев // Вестник Юж.-Урал. гос. ун-та. Сер.: Социально-гуманитарные науки. - 2014. - Т.14. - № 1. - С. 51-59.

5. Парфентьев, Н. П. О деятельности мастеров Троице-Сергиевского монастыря в области древнерусского музыкального искусства (на примере творчества Логина Шишелова) / Н. П. Парфентьев, Н. В. Парфентьева//Вестник Юж.-Урал. гос. ун-та. Сер.: Социально-гуманитарные науки. -2013. - Вып. 1. - С. 92-103.

6. Парфентьев, Н. П. О творческой деятельности московского мастера церковно-певческого искусства XVII в. Луки Ивановича Тверитина / Н. П. Парфентьев // Вестник Юж.-Урал. гос. ун-та. Сер.: Социаль-но-гуманитарные науки. - 2009. - Вып. 12. - С. 57-62.

7. Парфентьев, Н. П. Об источниках для изучения творчества выдающегося московского мастера-распевщика Фёдора Крестьянина (ум. ок. 1607) / Н. П. Парфентьев // Наука ЮУрГУ [Электронный ресурс]: материалы 66-й науч. конф. Секции социально-гуманитарных наук. — Челябинск: Изд. центр ЮУрГУ, 2014. - С. 1020-1029. - Режим доступа: 1 электрон, опт. диск (DVD).

155

8. Парфентьев, Н. П. Особенности проведения реформы музыкального искусства в контексте изменений в духовной культуре России 1650-1670-х гг. / Н. П. Парфентьев // Вестник Юж.-Урал. гос. ун-та. Сер.: Социально-гуманитарные науки. - 2013. - Вып. 2. - С. 94—102.

9. Парфентьев, Н. П. Творчество в традициях древнерусского музыкально-письменного искусства в духовной культуре Урала / Н. П. Парфентьев // Вестник Юж.-Урал. гос. ун-та. Сер.: Социально-гуманитарные науки. - 2010. - Вып. 14. - С. 35^6.

10. Парфентьев, Н. П. Херувимская песнь в авторском распеве мастера «греческого пения» Мелетия (ум. 1686) / Н. П. Парфентьев, Н. В. Парфентьева // Традиции и новации в отечественной духовной культуре: сб. материалов науч. конф. - Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2007. - С. 38-63.

11. Парфентьева, Н. В. Авторские произведения древнерусских мастеров церковно-певческого искусства в старообрядческой книжно-рукописной традиции Урала / Н. В. Парфентьева // Вестник Юж.-Урал. гос. ун-та. Сер.: Социально-гуманитарные науки. - 2010. - Вып. 15. - С. 91- 95.

12. Парфентьева, Н. В. «Ирмосы прибыльные» знаменитого московского распевщика Федора Крестьянина (1606 г.) / Н. В. Парфентьева, Н. П. Парфентьев // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Сер.: Социально-гуманитарные науки. - 2011. - Вып. 17. - С. 78-84.

13. Парфентьева, Н. В. Методологические подходы в изучении теоретических основ творчества выдающегося московского распевщика Федора Крестьянина (ум. ок. 1607 г.) / Н. В. Парфентьева // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Сер.: Социально-гуманитарные науки.-2012.-Вып. 18.-С. 109-118.

14. Парфентьева, Н. В. Методы анализа структурного и образно-смыслового содержания произведений русских распевщиков XVI - XVII вв. / Н. В. Парфентьева // Вестник Юж.-Урал. гос. ун-та. Сер.: Социально-гуманитарные науки. - 2010. - Вып. 14. - С. 47-54.

15. Парфентьева, Н. В. Образно-смысловое содержание цикла «Тропари иорданские» мастера Федора Крестьянина (XVII в.) / Н. В. Парфентьева // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Сер.: Социально-гуманитарные науки. - 2008. - Вып. 11. - С. 54—70.

16. Парфентьева, Н. В. Освоение репертуара мастерами певческой школы Федора Крестьянина на рубеже

XVI - XVII вв. / Н. В. Парфентьева, Н. П. Парфентьев // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Социально-гуманитарные науки. - 2012. - Вып. 19. - С. 83-90.

17. Парфентьева, Н. В. Певческий цикл «Стихиры евангельские» московского мастера XVI в. Федора Крестьянина (опыт исследования) / Н. В. Парфентьева // Гимнология: сб. ст. Вып. 6: Актуальные проблемы изучения церков-но-певческого искусства: материалы междунар. науч. конф. 2009 г. - Москва: МПС, 2011. - С. 203-214.

18. Парфентьева, Н. В. Певческий цикл «Тропари иорданские» как пример авторского творчества мастера Фёдора Крестьянина (ум. ок. 1607 г.) / Н. В. Парфентьева // Вестник Юж.-Урал. гос. ун-та. Серия: Соци-ально-гуманитарные науки. - 2013. - Вып. 2. - С. 103-111.

19. Парфентьева, Н. В. Принципы авторского художественного творчества мастеров древнерусского музыкально-письменного искусства XVI - XVII вв. / Н. В. Парфентьева // Вестник Юж.-Урал. гос. ун-та. Серия: Социально-гуманитарные науки. - 2008. - Вып. 10. - С. 63-73.

20. Парфентьева, Н. В. Стихиры «на подобен» царя Ивана Грозного в честь святителя Петра, митрополита всея Руси / Н. В. Парфентьева, Н. П. Парфентьев // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Социально-гуманитарные науки. - 2014. - Т. 14. - № 1. - С. 60-73.

21. Парфентьева, Н. В. Творчество мастеров древнерусского певческого искусства XVI - XVII вв. (На примере произведений выдающихся распевщиков) / Н. В. Парфентьева. - Челябинск: ЧелГУ, 1997. - 338 с.

22. Парфентьева, Н. В. Усольская (Строгановская) школа в русской музыке XVI - XVII вв. / Н. В. Парфентьева, Н. П. Парфентьев. - Челябинск, 1993. - 348 с.

23. Разумовский, Д. В. Церковное пение в России / Д. В. Разумовский. - Москва: Книга по требованию, 1867.

24. У идольский, В. М. Замечания для истории церковного пения в России / В. М. У идольский. - Москва, 1846.

25. Успенский, Н. Д. Древнерусское певческое искусство / Н. Д. Успенский. - Москва, 1971.

26. Федор Крестьянин. Стихиры / публ. и исслед. М. В. Бражникова // Памятники русского музыкального искусства. - Москва, 1974. - Вып. 3.

27. Parfentjev, N. About Activity of Feodor Krestjanin - the Master of Musical-Written Art of XVI - the Beginning

XVII Centuries / N. Parfentjev // Journal of Siberian Fédéral University. Humanities & Social Sciences. - 2009. -Vol. 2(3).-P. 402-413.

28. Parfentjev, N. About Feodor Krestjanin's Creative Activity in the 1598-1607 years / N. Parfentjev, N. Parfentjeva // Bulletin of South Ural State University. Sériés: The Social Sciences and Humanities. - 2015. -Vol. 15,-№2.-P. 60-70.

29. Parfentjev, N. Author's "Alphabets" in Systems of Record of Ancient-Russian Musical-Written Art Products / N. Parfentjev // Journal of Siberian Fédéral University. Humanities & Social Sciences. - 2009. - Vol. 2 (2). -P. 163-168.

156

30.Parfentjev, N. Basic Principles of Copyright Creativity in the Works Feodor Krestjanin (died about 1607) / N. Parfentjev, N. Parfentjeva // Bulletin of South Ural State University. Series: The Social Sciences and Humanities. - 2015. - Vol. 15. - № 1. - P. 78- 91.

31. Parfentjev, N. Chanting Art's Masters at the Court of Ivan the Terrible / N. Parfentjev // Bulletin of South Ural State University. Series: The Social Sciences and Humanities. - 2015. - T. 15. - № 1. - C. 67-77.

32. Parfentjev, N. Development of Creativity in traditions old russian Musical - written art In spiritual culture of conservatives of Ural / N. Parfentjev // Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences. -2010.-Vol.3.-P. 396-411.

33. Parfentjev, N. On the Structural-Formula Method of Researching Ancient Russian Chants as Musical-Written Art / N. Parfentjev, N. Parfentjeva // Journal of Siberian Federal University. Humanities & social sciences. -2008. - Vol. 1 (3). - P. 384-389.

34. Parfentjev, N. Reflection of the main directions didaskal Feodor Krestjanin's creative activity in monuments of writing XVI - XVII centuries / N. Parfentjev // Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences. - 2013. - Vol. 10. - P. 1423-1432.

35. Parfentjev, N. Textkritische Strukturformelmethode und ihre Anwendung bei der Dekodierung und Analyse der Autorenwerke in der altrussischen Monodie / N. Parfentjev // Theorie und Geschichte der Monodie. Bericht der Internationalen Tagung, Wien 2012. - Band 2. - Brno, 2014. - P. 693-707.

36. Parfentjeva, N. Die Dekodierung der Autorenraspev aufgrund der textkritischen Strukturformelmethode (am Beispiel des Gesangs «Da molchit vsjaka plotj») / N. Parfentjeva // Theorie und Geschichte der Monodie. Bericht der Internationalen Tagung, Wien 2012. - Band 2. - Brno, 2014. - P. 709-716.

37. Parfentjeva, N. Principles of Author's Art Creativity in Ancient-Russian Church Musical-Written Chanting of the XVI - XVII Centuries / N. Parfentjev // Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences. - 2009. - Vol. 2 (2). - P. 184-199.

Получено 30.01.2015 A. Prosekov

competitor of a scientific degree Candidate of Historical Sciences,

South Ural State University E-mail: Lyolik551@yandex.nj

CREATIVITY OF ARTISTS OF THE MOSCOW SCHOOL IN THE CHURCH SINGING ART XV - XVII CENTURIES: THE HISTORY OF THE STUDY

Abstract It is noted that since the middle of the XIX century, researchers began to study the history of ancient music and the written arts, and in the 60-70-ies. XX century, started to decipher the manuscripts. However, their analysis carried without taking into account accessories masters to specific regional creative school that generates a lot of inaccuracies and errors. Ural scientists Parfentjev's have made significant contribution to the study of problems of appearance and activities of the regional schools and centers of ancient musical art. They have established biographical information about famous master chanter (composer), didaskaloi (theorists), singers, define the system ofprofessional choirs in Russia XV- XVII centuries. It was also undertaken a special study of the activities of local choirs (Bishops, monastic, private). The focus of the new works Parfentjev's dedicated to the art masters of the Moscow school in the ancient art of musical writing, which had national significance. Its range extends from the creative personalities to ordinary and outstanding chanter to reigning persons. In these works the first time it is shown that the formation of the Moscow school was completed largely thanks to the creativity of Tsar Ivan IV the Terrible and Feodor Krestjanin's. Tsar Ivan, according to Russian and foreign sources, known musical instrument and sing along with the chorus of courtiers, was the author of a number of vocal works.

Works, wich are presented in a historiographical review of the Ural scientists dedicated to the masters of the Moscow school, opened many previously unknown pages of the history of Russian culture.

Keywords: Old Russian church, singing art, author's work, the master of the Moscow School, Feodor Krestjanin 's, Ivan the Terrible

For citing: Prosekov, A. Creativity ofArtists of the Moscow School in the Church Singing Art XV—XVII Centuries: the History of the Study / A. Prosekov // Vestnik Chefyabinskoy gosudarstvennoy akademii kul'tury i iskusstv [Herald of the Chelyabinsk State Academy of Culture and Arts]. - 2015. -Ns2 (42). - P. 152-159.

157

Reference

1. Parfentjev, N. Ancient Music and the Written Art and Its Tradition in the Spiritual Culture of the Urals / N. Parfentjev // Bulletin of South Ural State University. - 2009. - Vol. 13. - P. 33^7.

2. Parfentjev, N. History of Church Ritual Culture, "Singers" and "Chaldeans" with the Rank of Archbishop's Placing XV - XVII Centuries / N. Parfentjev // Bulletin of South Ural State University. Series: The Social Sciences and Humanities. - 2012. - Vol. 18. - P. 99-108.

3. Parfentjev, N. Solemn Proclamation in Honor of Tsar Mikhail Romanov Demestvennogo Singing Masters Usolkoy (Stroganov) School / N. Parfentjev, N. Parfentjeva // Bulletin of South Ural State University. Series: The Social Sciences and Humanities. - 2013. - Vol. 2. - P. 112-114.

4. Parfentjev, N. Musical Hymnographic Work of Ivan the Terrible / N. Parfentjev // Bulletin of South Ural State University. Series: The Social Sciences and Humanities. - 2014. - Vol. 14. - № 1. - P. 51-59.

5. Parfentjev, N. On the Activity of the Masters of the Trinity Sergius Monastery in the Field of Ancient Musical Art on the Example of the Login Shishelov Creativity) / N. Parfentjev // Bulletin of South Ural State University. Series: The Social Sciences and Humanities. - 2013. - Vol. 1. - P. 92-103.

6. Parfentjev, N. On the Creative Activity of the Moscow Master Church-Singing Art of the XVII Century - Luka Ivanovich Tveritin / N. Parfentjev // Bulletin of South Ural State University. Series: The Social Sciences and Humanities. - 2009. - Vol. 12. - P. 57-62.

7. Parfentjev, N. The Sources for the Study of the Outstanding Creativity of the Moscow Master-Chanter Feodor Krestjanin (died about 1607) / N. Parfentjev // Nauka YuUrGU [Science of the South Ural State University] [Electronic source]. - Chelyabinsk: Publishing Center of South Ural State University, 2014. - P. 1020-1029. -URL: 1 electronic optical disc (DVD).

8. Parfentjev, N. Features of the Reform of Musical Art in the Context of Changes in Russian Spiritual Culture of the 1650-1670ies / N. Parfentjev // Bulletin of South Ural State University. Series: The Social Sciences and Humanities. - 2013. - Vol. 2. - P. 94-102.

9. Parfentjev, N. Creativity in the Tradition of Ancient Musical Art Written in the Spiritual Culture of the Urals / N. Parfentjev // Bulletin of South Ural State University. Series: The Social Sciences and Humanities. - 2010. -Vol. 14. - P. 35-46.

10. Parfentjev, N. The Cherubic Hymn to Author Chant Master "Greek Singing" Meletios (d. 1686) / N. Parfentjev // Traditsii i novatsii v otechestvennoy dukhovnoy kul'ture [Traditions and Innovations in the National Spiritual Culture], - Chelyabinsk: Publishing Center of South Ural State University. - 2007. - P. 38-63.

11. Parfentjeva, N. Author Works of Ancient Masters of Church Singing Art in the Old Believers' Book and Manuscript Tradition of the Urals / N. Parfentjeva // Bulletin of South Ural State University. Series: The Social Sciences and Humanities. - 2010. - Vol. 15. - P. 91- 95.

12. Parfentjeva, N. "Irmos is Profitable" of Famous Moscow Chanter Fedor Peasant (1606) / N. Parfentjeva // Bulletin of South Ural State University. Series: The Social Sciences and Humanities. - 2011. -Vol. 17. - P. 78-84.

13. Parfentjeva, N. Methodological Approaches to the Study of the Theoretical Foundations of the Outstanding Creativity of Moscow Chanter Fedor Krestjanin (died about 1607) / N. Parfentjeva // Bulletin of South Ural State University. Series: The Social Sciences and Humanities. - 2012. - Vol. 18. - P. 109-118.

14. Parfentjeva, N. Methods of Analysis of Structural and Figurative and Semantic Content of Works of Russian Chanters XVI - XVII Centuries / N. Parfentjeva // Bulletin of South Ural State University. Series: The Social Sciences and Humanities. - 2010. - Vol. 14. - P. 47-54.

15. Parfentjeva, N. Figuratively, the Semantic Content of the Series "Troparions Jordanian" of Master Fedor Krestjanin (XVII century) / N. Parfentjeva // Bulletin of South Ural State University. Series: The Social Sciences and Humanities. - 2008. - Vol. 11. - P. 54-70.

16. Parfentjeva, N. Mastering the Repertoire of the Masters of Singing School of Fedor Krestjanin at the Turn of XVI - XVII Centuries / N. Parfentjeva, N. Parfentjev // Bulletin of South Ural State University. Series: The Social Sciences and Humanities. - 2012. - Vol. 19. - P. 83-90.

17. Parfentjeva, N. Choral Cycle "Stanzas Evangelical" Moscow Master of the XVI Century. Fedor Krestjanin (Research Experience) / N. Parfentjeva // Gimnologiya: sb. st. Vyp. 6: Aktual'nye problemy izucheniya tserkovno-pevcheskogo iskusstva: materialy mezhdunar. nauch. konf. 2009 g [Hymnology: sat. art. Vol. 6: Actual Problems of Studying the Church-Singing Art: proceedings of the International scientific conference, 2009]. - Moscow: Moscow Conservatory, 2011. - P. 203-214.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

158

18. Parfentjeva, N. Choral Cycle "Troparions Jordanian" as an Example of the Author of the Master Fedor Krestjanin (died about 1607) / N. Parfentjeva // Bulletin of South Ural State University. Series: The Social Sciences and Humanities. - 2013. - Vol. 2. - P. 103-111.

19. Parfentjeva, N. The Principles of the Author's Artistic Masters of Ancient Musical-Writing Art XVI - XVII Centuries / N. Parfentjeva // Bulletin of South Ural State University. Series: The Social Sciences and Humanities. - 2008. - Vol. 10. - P. 63-73.

20. Parfentjeva, N. Stanzas "is similar to" Ivan the Terrible in honor of St. Peter, Metropolitan of All Russia / N. Parfentjeva // Bulletin of South Ural State University. Series: The Social Sciences and Humanities. - 2014. -T. 14.-№1.-C. 60-73.

21. Parfentj eva, N. [Creative Masters Ancient Art of Singing XVI - XVII Centuries (on an Example of Works by Prominent Chanter)] /N. Parfentjeva. - Chelyabinsk: Chelyabinsk State University, 1997. - 338 p.

22. Parfentjeva, N. Usol'skaya (Stroganovskaya) shkola v russkoy muzyke XVI - XVII w. [Usol'skaya (Stroga-novskaya) Russian Music School in XVI - XVII Centuries] /N. Parfentjeva, N. Parfentjev. Chelyabinsk: Kniga, 1997.-348 p.

23. Razumovskiy, D. Tserkovnoe penie v Rossii [Church Singing in Russia]

24. Undol'skiy, V. Zamechaniya dlya istorii tserkovnogo peniya v Rossii [Remarks for the History of Church Music in Russia] / V. Undol'skiy. - Moscow, 1846.

25. Parfentjev, N. About Feodor Krestjanin's Creative Activity in the Uspenskiy, N. Drevnerusskoe pevcheskoe iskusstvo [Ancient Art of Singing] / N. Uspenskiy. - Moscow, 1971.

26. Fedor Krestjanin. Stichera / publ. and research. M. Brazhnikova // Pamyatniki russkogo muzykal'nogo iskusstva [Monuments of Russian Music Art], - Moscow, 1974. - Vol. 3.

27. Parfentjev, N. About Activity of Feodor Krestjanin - the Master of Musical-Written Art of XVI - the Beginning XVII Centuries / N. Parfentjev // Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences. -

2009. - Vol. 2 (3). - P. 402-413.

28. Parfentjev, N. About Feodor Krestjanin's Creative Activity in the 1598-1607 years / N. Parfentjev, N. Parfentjeva // Bulletin of South Ural State University. Series: The Social Sciences and Humanities. - 2015. -Vol. 15,-№2.-P. 60-70

29. Parfentjev, N. Author's "Alphabets" in Systems of Record of Ancient-Russian Musical-Written Art Products / N. Parfentjev // Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences. - 2009. - Vol. 2 (2). -P. 163-168.

30. Parfentjev, N. Basic Principles of Copyright Creativity in the Works Feodor Krestjanin (died about 1607) / N. Parfentjev, N. Parfentjeva // Bulletin of South Ural State University. Series: The Social Sciences and Humanities.-2015.-Vol. 15.-№ l.-P. 78-91.

31. Chanting Art's Masters at the Court of Ivan the Terrible / N. Parfentjev // Bulletin of South Ural State University. Series: The Social Sciences and Humanities. - 2015. - T. 15. - № 1. - C.67-77.

32. Parfentjev, N. Development of Creativity in traditions old russian Musical - written art In spiritual culture of conservatives of Ural / N. Parfentjev // Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences. -

2010.-Vol.3.-P. 396-411.

33. Parfentjev, N. On the Structural-Formula Method of Researching Ancient Russian Chants as Musical-Written Art / N. Parfentjev, N. Parfentjev // Journal of Siberian Federal University. Humanities & social sciences. -2008. - Vol. 1 (3). - P. 384-389.

34. Parfentjev, N. Reflection of the main directions didaskal Feodor Krestjanin's creative activity in monuments of writing XVI - XVII centuries / N. Parfentjev // Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences. - 2013. - Vol. 10. - P. 1423-1432.

35. Parfentjev, N. Textkritische Strukturformelmethode und ihre Anwendung bei der Dekodierung und Analyse der Autorenwerke in der altrussischen Monodie / N. Parfentjev // Theorie und Geschichte der Monodie. Bericht der Internationalen Tagung, Wien 2012. - Band 2. - Brno, 2014. - P. 693-707.

36. Parfentjeva, N. Die Dekodierung der Autorenraspev aufgrund der textkritischen Strukturformelmethode (am Beispiel des Gesangs «Da molchit vsjaka plotj») / N. Parfentjeva // Theorie und Geschichte der Monodie. Bericht der Internationalen Tagung, Wien 2012. - Band 2. - Brno, 2014. - P. 709-716.

37. Parfentjeva, N. Principles of Author's Art Creativity in Ancient-Russian Church Musical-Written Chanting of the XVI - XVII Centuries / N. Parfentjev // Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences. - 2009. - Vol. 2 (2). - P. 184-199.

Received 30.01.2015

159

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.