Научная статья на тему 'Творчество как важнейший механизм развития музыкально-творческих способностей студентов-вокалистов (экспериментальное исследование)'

Творчество как важнейший механизм развития музыкально-творческих способностей студентов-вокалистов (экспериментальное исследование) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
355
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАССИВНОЕ ВООБРАЖЕНИЕ / АКТИВНОЕ ИЛИ ЖИВОЕ ВООБРАЖЕНИЕ / ПАМЯТЬ ОПЕРАТИВНАЯ И ДОЛГОВРЕМЕННАЯ / ТВОРЧЕСКАЯ ЛИЧНОСТЬ / ТАЙНА ТВОРЧЕСКОГО ПРОЦЕССА / "ИНСТРУМЕНТЫ" ОПЕРНОГО ПЕВЦА / ФАНТАЗИЯ / ЭКСПЕРИМЕНТ / АНАЛИЗ / СИНТЕЗ / СРАВНЕНИЕ / PASSIVE IMAGINATION / ACTIVE OR VIVID IMAGINATION / MEMORY QUICK AND LONG-TERM / CREATIVE PERSON / SECRET OF CREATIVE PROCESS / "TOOLS" OF THE OPERA SINGER / IMAGINATION / EXPERIMENT / ANALYSIS / SYNTHESIS / COMPARISON

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Картавцева Маргарита Тихоновна, Сашинкова Раиса Петровна

В статье рассматриваются свойства и особенности структуры музыкальных способностей. Отмечается сложность и неоднородность этого явления. Исследуется роль памяти и воображения в структуре музыкальных способностей. Для подтверждения гипотезы о том, что включение элементов музыкально-творческой деятельности в сам процесс обучения является важным дидактическим условием развития музыкальных способностей, в том числе образного воображения и долговременной памяти, описывается эксперимент по координации отдельных способностей, проведённый со студентами МГИК. Выводы и наблюдения из экспериментов изложены статистически, а также графически.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CREATIVITY AS AN IMPORTANT MECHANISM OF DEVELOPMENT OF MUSICAL AND CREATIVE ABILITIES OF VOCALIST STUDENTS (EXPERIMENTAL STUDY)

In article properties and features of structure of musical abilities are considered. Complexity and heterogeneity of this phenomenon is noted. The role of memory and imagination in structure of musical abilities is investigated. For confirmation of a hypothesis that inclusion of elements of musical and creative activity in process of training is an important didactic condition of development of musical abilities, including figurative imagination and long-term memory, the experiment on coordination of separate abilities made with students MSUC is described. Conclusions and supervision from experiments are stated statistically, and also graphically.

Текст научной работы на тему «Творчество как важнейший механизм развития музыкально-творческих способностей студентов-вокалистов (экспериментальное исследование)»

СУ/СВОРЧЕСТВО КАК ВАЖНЕЙШИЙ МЕХАНИЗМ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНО-ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ-ВОКАЛИСТОВ (ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ) УДК 37.035:378.978

М. Т. Картавцева, Р. П. Сашинкова

Московский государственный институт культуры

В статье рассматриваются свойства и особенности структуры музыкальных способностей. Отмечается сложность и неоднородность этого явления. Исследуется роль памяти и воображения в структуре музыкальных способностей. Для подтверждения гипотезы о том, что включение элементов музыкально-творческой деятельности в сам процесс обучения является важным дидактическим условием развития музыкальных способностей, в том числе образного воображения и долговременной памяти, описывается эксперимент по координации отдельных способностей, проведённый со студентами МГИК. Выводы и наблюдения из экспериментов изложены статистически, а также графически.

Ключевые слова: пассивное воображение, активное или живое воображение, память оперативная и долговременная, творческая личность, тайна творческого процесса, «инструменты» оперного певца, фантазия; эксперимент, анализ, синтез, сравнение.

M. T. Kartavtseva, R. P. Sashinkova

Moscow State Institute of Culture, Ministry of Culture of the Russian Federation (Minkultury), Bibliotechnaya str., 7, 141406, Khimki city, Moscow region, Russian Federation

CREATIVITY AS AN IMPORTANT MECHANISM OF DEVELOPMENT OF MUSICAL AND CREATIVE ABILITIES OF VOCALIST STUDENTS (EXPERIMENTAL STUDY)

In article properties and features of structure of musical abilities are considered. Complexity and heterogeneity of this phenomenon is noted. The role of memory and imagination in structure of musical abilities is investigated. For confirmation of a hypothesis that inclusion of elements of musical and creative activity in process of training is an important didactic condition of development of musical abilities, including figurative imagination and long-term memory, the experiment on coordination of separate abilities made with students MSUC is described. Conclusions and supervision from experiments are stated statistically, and also graphically. Keywords: passive imagination, active or vivid imagination, memory quick and long-term, creative person, secret of creative process, "tools" of the opera singer, imagination; experiment, analysis, synthesis, comparison.

КАРТАВЦЕВА МАРГАРИТА ТИХОНОВНА — доктор педагогических наук, профессор кафедры теории и истории музыки факультета музыкального искусства Московского государственного института культуры

KARTAVTSEVA MARGARITA TIKHONOVNA — Full Doctor of Pedagogical Sciences, Professor of Department of the theory and history of music, Faculty of Music Art, Moscow State Institute of Culture

САШИНКОВА РАИСА ПЕТРОВНА — аспирантка кафедры музыкального образования факультета музыкального искусства Московского государственного института культуры

SASHINKOVA RAISA PETROVNA — doctoral student the Department of music education, Faculty of Music Art, Moscow State Institute of Culture

e-mail: [email protected] © Картавцева М. Т., Сашинкова Р. П., 2015

Музыкальные способности, или музыкальность, это, безусловно, сложное и неоднозначно трактуемое явление.

В структуре музыкальности выделяются компоненты: музыкальный слух, память, чувство ритма, воображение, эстетически воспитанный вкус. Из всех компонентов менее изученными остаются проблемы развития памяти и воображения. Б. М. Теплов рассматривал всего три компонента музыкального слуха: ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма. Так, в труде «Психология музыкальных способностей» [18] он не включил музыкальную память и воображение в состав специальных музыкальных способностей, считая их общими свойствами личности. Однако в более поздней работе «Музыкальная память» он подходит к мысли, что музыкальная память может быть рассмотрена как самостоятельная способность [17, с. 886].

Н. А. Римский-Корсаков считал музыкальную память явлением чисто природного свойства. И действительно, нам известны композиторы, такие, например, как В.-А. Моцарт, С. Рахманинов, которые обладали гениальной музыкальной памятью. Однако перед нами стоит задача выявить возможности развития музыкально-творческих способностей студентов-вокалистов в ходе их обучения в вузе.

Нам близка позиция психолога К. К. Платонова, который считал, что в общепедагогической практике, особенно в работе с молодыми талантами, нет никакого различия между свойствами личности и способностями. «Способности — это те же свойства личности, но рассматриваемые в их соотношении с определённой деятельностью» [9, с. 5].

Рассматривая природу воображения, известный психолог О. И. Никифорова полемизирует с А. В. Брушлинским, который отождествляет воображение с мышлением. Она доказывает, что художественное воображение является самостоятельной способностью, но находящейся в тесном контакте с другими психическими процессами [7, с. 68—69].

Воображение, как отмечают психологи, имеет две формы: воссоздающее и творческое. Умение спеть или сыграть тему, мотив, целое произведение, зашифрованное в нотной записи, требует наличия воссоздающего воображения. В отличие от воссоздающего, творческое воображение — это способность человеческого мозга создать нечто новое, никогда ранее не воспринимавшееся, на основе имеющего музыкально-слухового опыта человека.

В связи с этим роль образного воображения и памяти в процессе обучения студентов-вокалистов (и хоровиков) нельзя недооценивать. Если учесть, что: «Память — резервуар воображения» (Г. Коган) [6, с. 33—34], то, развивая музыкальную память, педагог создаёт предпосылки для развития воображения, и наоборот.

Память, в свою очередь, дифференцируется на кратковременную (оперативную) и долговременную. Для любого музыканта, в том числе и вокалиста, особое значение имеет долговременная память и образное (художественно-творческое) воображение. «Сначала надо вообразить, потом сообразить, а затем — изобразить» (Лев Кассиль).

Певцу надо запомнить музыкальный материал, потом воспроизвести его, причём — эмоционально, интонационно чисто и именно в том художественном образе, который создал композитор.

Не менее важной является проблема координации способностей. В процессе исследования проблемы координации способностей нами была выдвинута гипотеза: включение элементов музыкально-творческой деятельности в сам процесс обучения является важным дидактическим условием развития музыкальных способностей, в том числе — образного воображения и долговременной памяти.

Эксперимент проводился в течение 2010— 2012 годов в естественных условиях.

В эксперименте приняли участие две группы студентов — вокалистов и хоровиков. Если в опытной группе (15 человек), помимо

традиционных форм работы по сольфеджио, систематически применялись творческие формы: вокализации на заданные условия (слова, ритмический рисунок, гармонические обороты), а также интонирование вокализов с разными интонациями (гневно, весело, грустно, любовно, глядя вдаль и т.д.), то в контрольной группе (12 человек) творческие формы работы применялись эпизодически.

Анализ продуктов творческой деятельности студентов обеих групп позволил судить:

• о степени развития образного воображения от семестра к семестру в течение двух лет;

• о влиянии образного воображения на развитие долговременной памяти студентов;

• о влиянии творческого образного воображения на развитие типологических индивидуальных особенностей личности.

Наблюдения в процессе обучения в студенческих группах вокалистов и хоровиков показали: в момент импровизации — вокализации на заданные условия исполнитель обращается к собственной долговременной памяти, выбирая «в уме» подходящий вариант, прежде чем воспроизвести свой индивидуальный вариант напева вслух. Также применялся опыт исполнения вокализов без слов с разными интонациями, что позволило судить о степени развитости образного воображения у каждого испытуемого индивидуально.

Сравнение эффективности развития студентов опытной группы по сравнению с контрольной позволило проследить эволюцию индивидуальных музыкальных способностей. Творческая самостоятельная деятельность не оставляет в коллективе равнодушных и, следовательно, заставляет учащихся работать с наибольшим напряжением всех психических сил, то есть активно. Формирование творческих способностей осуществляется в классе при целенаправленном педагогическом руководстве и при соблюдении основных дидактических требований: систематичности, последовательности, активности обучения.

Творческая задача, поставленная педагогом, является эмоционально действующим

фактором, всесторонне активизирующим личность, влияющим на продуктивность деятельности.

В процессе музыкально-творческой деятельности активизируется образное воображение, а также восприятие, память, мышление, эмоции, создаётся интерес к деятельности, к творчеству, к исполнительству, переходящий, при благоприятных психолого-педагогических условиях, в потребность личности.

В экспериментальных группах нами последовательно развивалась способность творческого образного воображения. Первые задания, выполненные испытуемыми, были основаны на приёме комбинирования. Для этого предлагались простейшие попевки в виде народно-песенного трихорда, тетрахорда, как конструктивный материал для создания новых мелодий — комбинаций, возникших на основе комбинирования звуков данной интонации. Этот приём позволяет обходиться весьма малыми средствами при достижении определённых результатов.

Постепенно в процесс целенаправленной и самостоятельной работы включались более сложные формы творческих заданий: расширялся диапазон мелодий, включались новые задания на импровизацию мотивов на заданные стихотворные строки, на заданные ритмы, а также — гармонические обороты. Также применялось упражнение на повторение вокализа с разными интонациями (как учил великий Ф. И. Шаляпин).

Материалы исследования эксперимента № 1

Во время опытов серии А испытуемым обеих групп предъявлялся одноголосный диктант в форме периода из двух предложений. Таким способом мы намеревались выявить уровень точности восприятия и запоминания линеарной мелодической линии и его изменения в течение всего опыта. Это свидетельствует об уровне развития слуха и памяти, чувства ритма в обеих группах. Условия испытания всякий раз были одинаковыми.

Диктант исполнялся на фортепиано 8 раз, в среднем темпе, с перерывом между исполнением 1—1,5 минуты. После этого все студенческие работы проверялись и анализировались. Сравнивалась точность восприятия и воспроизведения одноголосного диктанта в обеих группах. Обработанные статистические данные отражены в графической форме (см. график № 1).

Анализ результатов опыта № 1

Сравнивалась точность записи по количеству звуков в мелодии, а также точность фиксации ритмического рисунка. Соотношение количества зафиксированных звуков по отношению к общему числу звуков в предъявленной мелодии выражалось в процентном отношении. Анализ данных эксперимента показал: в начале эксперимента опытная группа дала результаты гораздо хуже, чем контрольная (80% точности записи в опытной группе). Однако к концу эксперимента опытная группа «перегнала» контрольную и дала лучше результаты, чем контрольная (опытная группа — точность записи 100%, тогда как в контрольной 85%). К концу второго года обучения обе группы повысили свои показатели, однако благодаря систематическим творческим заданиям опытная группа показала значительно более развитый уровень музыкального слуха и памяти.

До сих мы рассматривали данные срезов, анализируя зависимость точности восприятия, запоминания и воспроизведения в усреднённых данных по группам (контрольной и опытной). Попытаемся теперь проанализировать, применяя методы математической статистики, индивидуальные показатели студентов опытной и контрольной групп, что может свидетельствовать о картине роста индивидуальных показателей музыкального слуха и памяти у студентов, разных по своему уровню. Метод математического «разброса», то есть расчёт отклонения от среднего (медианного) значения, применённый нами для сравнения результатов, позволяет судить об индивидуальных данных студен-

2011 2012 годы

График № 1. Рост точности восприятия, запоминания и воспроизведения одноголосного диктанта в опытной и контрольной группах (в %)

тов. Рассчитывается отклонение по следующей формуле. Например, в группе студент В. С. записал мелодию на 100% (то есть хтах = 100%), а студентка В. К. — только на 30% (хтт = 30%). Разброс (Р) рассчитывается по формуле:

Р = ( хтах - хтт) : 2 = (100 - 30) : 2 = ± 35%

Среднее (медианное) значение(М) рассчитывается по формуле:

М = (хтах + хтт) : 2 = (100 + 30) : 2 = ± 65%

Таким образом, отклонение от среднего (медианного) значения записывается следующим образом:

М ± Р, то есть 65% ± 35%.

Расчёт отклонения от среднего (медианного) значения фиксации мелодии за время эксперимента помещён в таблице (см. таблицу 1):

В конце эксперимента вся опытная группа записала мелодический диктант точно на 100% (то есть без ошибок), тогда как в контрольной группе отдельные студенты дали показатели ниже, чем результаты медианного

Таблица 1

группа 2011 2012 2012

0.11 0.5 0.11

опытная 65±35 93±7 100±0

контрольная 75±25 84±16 80±20

Таблица 2

Диктант Импровизация

запись воспроизведение t=24 запись воспроизведение

опытная группа 95,4% 71% 99% 91%

контрольная группа 91% 64% 98% 87%

средняя 93,2% 67,5% 98,5% 89%

значения. Это позволяет наглядно видеть картину того, как в опытной группе постепенно, но неуклонно идёт уменьшение «разброса», вплоть до нуля. В контрольный группе наблюдается неустойчивость результатов и даже в конце эксперимента мы видим значительный разброс (±20%). Это означает, что благодаря систематическим и целенаправленным творческим формам работы все студенты опытной группы достигли точности восприятия и записи до 100% (вся группа), тогда как в контрольной группе отдельные студенты не достигли максимума.

Выводы из опыта № 1

В опытной группе, работавшей с одноголосием и гармоническим многоголосием творчески, получила развитие детальность и точность слухового восприятия и запоминания мелодической линии. Причём своеобразие и оригинальность предъявляемых мелодий (отсутствие повторов, узорчатость мелодической линии) воспринимались студентами опытной группы легче, чем в контрольной. Таким образом, можно сделать некоторые

выводы: творческие упражнения помогают выработать точность, детальность и гибкость восприятия и заполнения (то есть активный музыкальный слух и память), причём оказывают положительное влияние на всех студентов.

Опыт серии В

Опыт серии В был направлен на изучение фактора влияния творческой деятельности студентов на долговременную память. Материалом исследования явились: одноголосный диктант и собственная одноголосная импровизация на заданные слова и заданный ритм. Поскольку заданный ритмичный рисунок имел размер 6/8, то импровизация у студентов чаще всего имела тот же размер — 6/8, а также аналогичный объём.

Оба примера исполнялись в классе в течение 15 минут и записывались студентами на нотном стане. Разница заключалась в том, что диктант («Не проснётся птичка утром» — хор из оперы «Руслан и Людмила» М. Глинки) предъявлялся в классе и фиксировался студентами, а в другом случае мелодия записы-

валась как напев песни в виде собственной импровизации на заданный стихотворный текст в определённом ритмическом рисунке.

После импровизации вслух каждому участнику было предложено тут же на уроке записать на нотном стане свой вариант мелодии, после чего все работы сдавались для проведения анализа. Ровно через день (через сутки) студентам раздавались чистые листы бумаги с заданием — вспомнить и записать мелодию диктанта (в первом случае), а во втором — вспомнить и записать свой вариант сымпровизированной мелодии. Таким образом, мы сопоставили точность запоминания и воспроизведения при произвольном запоминании путём простого повторения (диктант) и при непроизвольном — в случае творческого созидания мелодической линии. Студенты II курса уже обладали определённым багажом знаний и достаточным уровнем слухового развития, что позволило поставить данный опыт. Все опыты серии А и В проводились в естественной обстановке (см. таблицу 2).

Воспроизведение через сутки в %

Анализ показал, что собственная импровизация была лучше зафиксирована и точнее воспроизведена через сутки по сравнению с диктантом, причём в обеих группах (опытной и контрольной). Следовательно, творческая импровизация, как материал, окрашенный эмоциональным переживанием, запоминаемый непроизвольно, при прочих равных условиях запоминается и воспроизводится гораздо лучше, чем запоминаемый в результате произвольного заучивания. Творчески созданная мелодия была более точно зафиксирована (в среднем 98,5%) и воспроизведена

через сутки на 89%, тогда как простой диктант через сутки был воспроизведён на 67,5%.

Выводы опыта серии В

Опыт серии В подтверждает рабочую гипотезу о том, что творческие формы работы оказывают положительное влияние на запоминание и удержание в долговременной памяти музыкального материала. При восприятии и записи участвуют главным образом два вида памяти — слуховая и зрительная. Применение устного воспроизведения мелодий с магнитной записью показали, что творческая импровизация опирается в большей мере на образно-слуховую память, следовательно, влияет на развитие не только образного воображения, но и эффективность развития слуховой музыкальной памяти.

Иногда, по прошествии суток, может возникнуть явление реминисценции, то есть музыкально-слуховой образ становится ярче, чем в момент заучивания. Повторные опыты через двое суток показали, что большинство студентов могут воспроизвести материал лишь на 70—80%. Поэтому в педагогическом плане целесообразно именно через сутки повторить материал, который необходимо заучить и удержать в долговременной памяти. Как показал опыт, повторение путём не только устного, но и письменного запоминания способствует детальности запоминания и удержания в долговременной памяти. Таким образом, включение элементов музыкально-творческой деятельности в сам процесс обучения является важным дидактическим условием развития музыкальных способностей, в том числе образного воображения и долговременной памяти.

Примечания

1. Ариарский М. А. Синергетика гуманитарного знания как основа развития педагогической культурологии // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2014. № 2 (58). С. 152—162.

2. Архипова М. В. Музыкальный жест как проблема современного музыкознания // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2015. № 3 (65). С. 80—85.

3. Голубчиков А. Я., Бурякова О. В. Личность в информационно-образовательной среде (социально-философский анализ) // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2015. № 5 (67). С. 206—209.

4. Картавцева М. Т. Исторические корни музыкально-творческого развития личности на Руси // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2006. № 1.

5. Картавцева М. Т. Психолого-педагогический аспект исследования креативности концепции музыкального воспитания, развития детей и подростков // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2008. № 2.

6. Коган Г. М. У врат мастерства : Психологические предпосылки успешности пианистической работы. Москва : Советский композитор, 1961. 115 с.

7. Никифорова О. И. К вопросу воображения // Вопросы психологии. 1972. № 2.

8. Олонцева Т. А. Формирование профессиональных умений у студентов-хормейстеров в процессе обучения в вузе // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2014. № 1 (57). С. 216—220.

9. Платонов К. К. Проблемы способностей / АН СССР, Институт философии. Москва : Наука, 1972. 312 с.

10. Полякова Т. В. Формирование оркестрового мышления у студентов институтов культуры // Культура и образование. 2014. № 4 (15). С. 89—94.

11. Потапов С. И. У истоков отечественной хоровой додекафонии // Культура и образование. 2015. № 1 (16). С. 62—67.

12. Ржепянская И. В. О профессиональной подготовке педагога-музыканта в вузе культуры и искусств: к постановке проблемы // Культура и образование. 2015. № 1 (16). С. 38—43.

13. Сашинкова Р. П. Некоторые особенности работы с вокалистами младших курсов в вузах культуры и искусств // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2014. № 3 (59). С. 189—195.

14. Сладкопевец Р. В. Мотивационный и эмоциональный компоненты обучения вокалу на мастер-классе // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2015. № 3 (65). С. 245—252.

15. Сладкопевец Р. В. Принципы и методы профессиональной подготовки студентов-вокалистов в процессе изучения bell canto // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2015. № 1 (63). С. 187—193.

16. Спинжар Н. Ф. Гуманитаризация образования как фактор успешного обучения и профессионального развития будущих специалистов в вузе // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2014. № 3 (59). С. 162—167.

17. Теплов Б. М. Музыкальная память // Педагогическая энциклопедия : [в 4 томах] / глав. ред.: И. А. Каиров (глав. ред.) [и др.]. Москва : Советская энциклопедия, 1964—1968. Т. 2.

18. Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей / Академия педагогических наук РСФСР, Институт психологии. Москва ; Ленинград : Изд-во Академии педагогических наук РСФСР, 1947. 335 с.

19. Флиер А. Я. Культурологическая парадигма образования: к определению понятия // Культура и образование. 2013. № 1 (10). С. 25—31.

20. Фресс Поль, Пиаже Жан. Экспериментальная психология. Вып. III : пер. с франц. / общая редакция действительного члена Академии педагогических наук СССР А. Я. Леонтьева. Москва : Прогресс, 1970.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

21. Христидис Т. В. Психолого-педагогическое сопровождение студентов в вузе // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2015. № 1 (63). С. 172—176.

22. Шаляпин Ф. И. Маска и душа : Мои сорок лет на театрах / [предисл. Б. Покровского ; коммент., послесл. Е. Дмитриевской]. Москва : Союзтеатр, 1990. 319 с.

23. Шарковская Н. В. Организационные основы формирования социально-культурной активности личности будущего специалиста // Культура и образование. 2009. № 1 (5). С. 22—25.

24. Шибаева М. М. Художественное образование в универсуме культуры // Культура и образование. 2014. № 1 (12). С. 10—15.

25. Шибаева М. М. Проблемы художественного образования в социокультурных реалиях // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2014. № 2 (58). С. 250—255.

26. Школяр Л. В. Тенденции и перспективы раскрытия творческого потенциала молодёжи // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2015. № 2 (64). С. 118—123.

References

1. Ariarsky M. A. Synergetics of humanitarian knowledge as a basis of development of pedagogical Cultural Studies. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts], 2014, No. 2 (58), pp. 152—162. (In Russian)

2. Arkhipova M. V. Musical gesture as a problem of modern musicology. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts]. 2015, No. 3 (65), pp. 80—85. (In Russian)

3. Golubchikov A. Ya., Buryakova O. V. Personality in the information and educational environment (social and philosophical analysis). Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts]. 2015, No. 5 (67), pp. 206—209.

4. Kartavtseva M. T. Istoricheskie korni muzykal'no-tvorcheskogo razvitiia lichnosti na Rusi [Historical roots of musical and creative development of the personality in Russia]. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts]. 2006, No. 1.

5. Kartavtseva M. T. Psikhologo-pedagogicheskii aspekt issledovaniya kreativnosti kontseptsii muzykal'nogo vospitaniya, razvitiya detei i podrostkov [Psychology and pedagogical aspect of research of creativity of the concept of musical education, development of children and teenagers]. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts]. 2008, No. 2.

6. Kogan G. M. U vrat masterstva: Psikhologicheskie predposylki uspeshnosti pianisticheskoi raboty [At a skill gate: Psychological prerequisites of success of pianistic work]. Moscow, Sovetskiy kompozitor Publ. [Soviet composer Publ.], 1961. 115 p.

7. Nikiforova O. I. K voprosu voobrazheniya [To a question of imagination]. Voprosy psikhologii [The Questions of Psychology]. 1972, No. 2.

8. Olontseva T. A. Formation of professional skills of students-choirmaster in the process of study at the University. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts]. 2014, No. 1 (57), pp. 216—220. (In Russian)

9. Platonov K. K. Problemy sposobnostei [Problems of abilities]. Moscow, Akademizdatcenter "Nauka" RAS, 1972. 312 p.

10. Polyakova T. V. Formirovanie orkestrovogo myshleniya u studentov institutov kul'tury [Formation of orchestral thinking at students of institutes of culture]. Kul'tura i obrazovanie [Culture and Education]. 2014, No. 4 (15), pp. 89—94.

11. Potapov S. I. U istokov otechestvennoi khorovoi dodekafonii [At sources of a domestic choral twelve-tone technique]. Kul'tura iobrazovanie [Culture and Education]. 2015, No. 1 (16), pp. 62—67.

12. Pzhepyanskaya I. V. O professional'noi podgotovke pedagoga-muzykanta v vuze kul'tury i iskusstv: k postanovke problemy [About vocational training of the teacher-musician in higher education institution of culture and arts: to statement of a problem]. Kul'tura iobrazovanie [Culture and Education]. 2015, No. 1 (16), pp. 38—43.

13. Sashinkova R. P. Some features of working with singers junior courses in the universities of culture and arts. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts], 2014, No. 3 (59), pp. 189—195. (In Russian)

14. Sladkopevets R. V. Motivational and emotional components of learning vocal master-class. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts]. 2015, No. 3 (65), pp. 245—252. (In Russian)

15. Sladkopevets R. V. Principles and methods of professional training of students vocalists in the process of learning Bell canto. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts]. 2015, No. 1 (63), pp. 187—193. (In Russian)

16. Spinzhar N. F. Humanization of education as a factor of successful professional development and training of future specialists in the University. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts]. 2014, No. 3 (59), pp. 162—167. (In Russian)

17. Teplov B. M. Muzykal'naya pamyat' [Musical memory]. Pedagogicheskaya entsiklopediya, v 4 tomakh. Tom 2 [Pedagogical encyclopedia, in 4 vol. Vol. 2]. Moscow, Publishing house "Soviet encyclopedia", 1964—1968.

18. Teplov B. M. Psikhologiya muzykal'nykh sposobnostei [Psychology of musical abilities]. Moscow, Leningrad, Publishing house of Academy of pedagogical sciences of RSFSR, 1947. 335 p.

19. Flier A. Ya. Kul'turologicheskaya paradigma obrazovaniya: k opredeleniyu ponyatiya [Culturological paradigm of education: to definition of concept]. Kul'tura iobrazovanie [Culture and Education]. 2013, No. 1 (10), pp. 25—31.

20. Fraisse P., Piaget J. Traite de psychologie experimentale. III. Psychophysiologie du comportement. Presses Universitaires de France, 1966 (In Rus. ed.: Fress P., Piazhe Zh. Eksperimental'naya psikhologiya. Vyp. III. [Experimental psychology. Issue III]. Moscow, Progress Publishers, 1970.

21. Khristidis T. V. Psycho-pedagogical support of students at the university. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts]. 2015, No. 1 (63), pp. 172—176. (In Russian)

22. Shalyapin F. I. Maska i dusha: Moi sorok let na teatrakh [Mask and soul: My forty years on theaters]. Moscow, Published by Union of theatrical figures of the Russian Federation, 1990. 319 p.

23. Sharkovskaya N. V. Organizatsionnye osnovy formirovaniya sotsial'no-kul'turnoy aktivnosti lichnosti budushchego spetsialista [Organizational bases of formation of welfare activity of the identity of future expert]. Kul'tura i obrazovanie [Culture and Education]. 2009, No. 1 (5), pp. 22—25.

24. Shibaeva M. M. Khudozhestvennoe obrazovanie v universume kul'tury [Art education in a culture universum]. Kul'tura i obrazovanie [Culture and Education]. 2014, No. 1 (5), pp. 22—25.

25. Shibaeva M. M. Problems of artistic education in the socio-cultural realities. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts].

2014, No. 2 (58), pp. 250—255. (In Russian)

26. Shkolyar L. V. Trends and prospects of youth' creative potential support. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts].

2015, No. 2 (64), pp. 118—123. (In Russian)

АЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ КАК УСЛОВИЕ СОХРАНЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ СПЕЦИАЛИСТА СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УДК 159.922:378 К. В. Бакланов

Московский городской педагогический университет

Автор анализирует процесс формирования профессионального самосознания будущего специалиста социально-культурной деятельности в вузе, влияние его компонентов на сохранение и укрепление психологического здоровья, раскрывает специфику развития профессионального самосознания в процессе обучения. Профессиональное самосознание рассматривается как особая внутренняя деятельность, имеющая свой продукт — Я-концепцию. Подчёркивается особая роль профессиональной мотивации в формировании профессионального самосознания. Автор рассматривает условия обучения в вузе культуры, направленные на формирование профессионального самосознания специалиста социально-культурной деятельности: организацию учебной деятельности, направленной на самопознание, самооценку и саморегуляцию, использование учебно-творческих заданий, создание ситуаций успеха в учебной деятельности и другие. В статье проанализирован ряд трудностей, сопровождающих процесс формирования профессионального самосознания будущего специалиста в вузе, среди которых инфантилизация молодёжи, меркантилизация социальных отношений, упрощение содержания сознания под влиянием современной массовой культуры и другие. Подчёркивается значение индивидуального профессионального опыта личности в становлении её профессионального самосознания.

Ключевые слова: профессиональное самосознание, психологическое здоровье, самопознание, самооценка, саморегуляция, социально-культурная деятельность, Я-концепция.

БАКЛАНОВ КОНСТАНТИН ВЛАДИМИРОВИЧ — кандидат педагогических наук, профессор кафедры педагогической, возрастной и социальной психологии Института психологии, социологии и социальных отношений Московского городского педагогического университета

BAKLANOV KONSTANTIN VLADIMIROVICH — Ph.D. (Pedagogical Sciences), Professor of Institute of Psychology, Sociology and Social Relations, Moscow City Teacher Training University (MCTTU)

e-mail: [email protected] © Бакланов К. В., 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.