Научная статья на тему 'Творчество как необходимое условие самоактуализации личности'

Творчество как необходимое условие самоактуализации личности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
904
181
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Ключевые слова
КРЕАТИВНОСТЬ / НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ / САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ / ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / ТВОРЧЕСКОЕ САМОВЫРАЖЕНИЕ / CREATIVE POTENTIAL / CREATIVE SELF-EXPRESSION / CREATIVITY / ORIENTATION OF THE PERSONALITY / SELF-UPDATING

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Городецкая Эльжбета Сергеевна, Бекоева Татьяна Александровна

В статье рассматривается самоактуализация личности подростка, которая является средством его творческого самовыражения. Творчество определяется как деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью и общественно неповторимой уникальностью. Также в статье приводятся результаты проведённого экспериментального исследования, которое проходило на базе Владикавказского филиала ФГОБУ ВПО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации» и Республиканского центра социальной реабилитации несовершеннолетних.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Creativity as necessary condition of self-updating of the personality

In the article self-updating of the identity of the teenager which is means of its creative self-expression is considered. Creativity is defined as the activity generating something qualitatively new and different originality, originality and socially unique uniqueness. Also results of the conducted pilot research which passed on the basis of the Financial University under the Government of the Russian Federation Vladikavkaz branch and the Republican Center of Social Rehabilitation of minors are given in the article.

Текст научной работы на тему «Творчество как необходимое условие самоактуализации личности»

научно-методический электронный журнал

Бекоева Т. А., Городецкая Э. С. Творчество как необходимое условие самоактуализации личности // Концепт. - 2013. - № 06 (июнь). - ART 13117. -0,3 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2013/13117.htm. -Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.

ART 13117

УДК 159.9.072

Бекоева Татьяна Александровна,

доктор педагогических наук, доцент кафедры психологии ФГБОУ ВПО «СевероОсетинский государственный университет им. К. Л. Хетагурова», г. Владикавказ t.a.bekoeva@yandex.ru

Городецкая Эльжбета Сергеевна,

магистрант II курса факультета психологии и социологии ФГБОУ ВПО «СевероОсетинский государственный университет им. К. Л. Хетагурова», г. Владикавказ eljbetka@yandex.ru

Творчество как необходимое условие самоактуализации личности

Аннотация. В статье рассматривается самоактуализация личности подростка, которая является средством его творческого самовыражения. Творчество определяется как деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью и общественно неповторимой уникальностью. Также в статье приводятся результаты проведённого экспериментального исследования, которое проходило на базе Владикавказского филиала ФГОБУ ВПО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации» и Республиканского центра социальной реабилитации несовершеннолетних. Ключевые слова: творческое самовыражение, самоактуализация, творческий потенциал, направленность личности, креативность.

Самоактуализация и творческий процесс во многом совпадают. Творческий человек и человек самоактуализирующийся, по мнению А. Маслоу, тождественны. Маслоу изучал природу эмоционального здоровья как продукт творческого самовыражения.

Говоря о социальном значении искусства, Л. С. Выготский подчеркивал его воспитательное действие: «Искусство есть организация нашего поведения, установка вперед, требования, которое может быть никогда не будет осуществлено, но которое заставляет нас стремиться поверх нашей жизни к тому, что лежит за ней» [1, с. 63].

Говоря о творчестве, Выготский подчеркивал, что «высшие выражения творчества доступны немногим избранным гениям человечества, но в каждодневной окружающей нас жизни творчество есть необходимое условие существования, и все, что выходит за пределы рутины, в чем заключается хоть нота нового, обязано своим созданием творческому процессу человека» [2, с. 57].

«Творчество есть сила, трансформирующая, способствующая положительной самооценке и обеспечивающая самопродвижение индивида в своем развитии. Основной источник творчества проявляет себя так же, как и тенденция человека актуализировать себя, стать тем, кто заложен в его потенциале» [3, с. 20-22].

А. В. Петровский указывает, что «воплощение в личности прирожденных особенностей индивида обусловлено тем местом, которое выбирает себе она в системе социальных связей, ее активностью». В основе побуждений человека к активности, в деятельности лежит стремление к самоактуализации личности - человек как бы выплескивает из себя все, что в нем накопилось, что для него актуально, важно, значимо; создавая произведения искусства и выражая себя в них, конструируя технические новинки или активно включаясь в социальную жизнь [4, с. 40].

Творчество определяется как деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью и общественно неповторимой уникальностью.

f\j ■Л f\j

http://e-koncept.ru/2013/13117.htm

научно-методический электронный журнал

Бекоева Т. А., Городецкая Э. С. Творчество как необходимое условие самоактуализации личности // Концепт. - 2013. - № 06 (июнь). - ART 13117. -0,3 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2013/13117.htm. -Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.

ART 13117

УДК 159.9.072

Деятельность творческого воображения оказывается очень сложной и зависящей от целого ряда самых различных факторов. Совершенно понятно поэтому, что эта деятельность не может быть одинакова у ребенка и у взрослого, потому что все эти факторы принимают различный вид в различные эпохи детства. Вот почему в каждый период детского развития творческое воображение работает особенным образом, свойственным именно данной ступени развития, на которой стоит ребенок. Воображение зависит от опыта, а опыт складывается и растет постепенно. Интересы ребенка и взрослого различны, и поэтому понятно, что воображение у ребенка работает иначе, чем у взрослого.

Но опыт ребенка гораздо беднее, чем опыт взрослого человека; интересы его проще, элементарнее, беднее; отношения ребенка со средой также не имеют той сложности, тонкости и многообразия, которые отличают поведение взрослого человека, а это важнейшие факторы, которые определяют работу воображения. В процессе развития ребенка развивается и воображение, достигая своей зрелости только у взрослого человека.

Вот почему продукты настоящего творческого воображения во всех областях творческой деятельности принадлежат только уже созревшей фантазии. По мере приближения к зрелости начинает созревать и воображение, и в переходном возрасте соединяются мощный подъем воображения и первые начатки созревания фантазии [5, с. 19-22].

Творчество несет человеку большие радости. Есть у него и свои страдания, получившие крылатое обозначение - муки творчества. Творить трудно, потребность в творчестве не всегда совпадает с возможностями творчества, и отсюда возникает мучительное чувство страдания. Это явление открывает нам последнюю и самую важную черту воображения - стремление воображения к воплощению, это и есть подлинная основа и движущее начало творчества. «Всякое построение воображения, исходя из реальности, стремится описать полный круг и воплотиться в реальность» [6, с. 40].

Творчество является производной реализации индивидом уникальных потенций в определенной области, предполагает наличие у субъекта мотивов, знаний и умений.

Изучение этих свойств личности выявило важную роль воображения, интуиции, неосознаваемых компонентов умственной активности, а также потребности личности в самоактуализации, в раскрытии и расширении своих возможностей. В творчестве особое место занимает воображение творческое, в ходе которого человек самостоятельно создает новые образы и идеи.

В 2011 году экспериментальное исследование проходило на базе Владикавказского филиала ФГОУ ВПО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации» и Республиканского центра социальной реабилитации несовершеннолетних.

В вышеуказанных образовательных учреждениях было проведено тестирование на определение самооценки, творческого потенциала и развитие процесса самоактуализации личности обучаемых.

Тест «Какова ваша самооценка?» позволял выявить особенности самооценки юношей и девушек. Каждый человек от природы наделен личными способностями и талантами, каждый обладает определенным творческим потенциалом, но далеко не каждый человек использует свои творческие возможности.

Тест «Каков ваш творческий потенциал?» помогал выявить творческий потенциал юношества.

Тест Кэттелла позволял определить степень развития процесса самоактуализации личности и выявить ее связь с процессом творческого самовыражения. Тест

«VI О <Х»

http://e-koncept.ru/2013/13117.htm

научно-методический электронный журнал

Бекоева Т. А., Городецкая Э. С. Творчество как необходимое условие самоактуализации личности // Концепт. - 2013. - № 06 (июнь). - ART 13117. -0,3 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2013/13117.htm. -Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.

ART 13117

УДК 159.9.072

давал возможность получить диагностическую информацию по факторам, присущим самоактуализирующейся личности.

В группе 1-1Э Владикавказского филиала Финансового университета в тестировании приняли участие 50 человек. По тесту «Какова ваша самооценка?» 20 учащихся показали завышенные результаты, 22 учащихся показали заниженные результаты и 8 учащихся показали реальную картину самооценки, что в процентном соотношении составляет 40%, 44% и 16%.

По тесту «Каков ваш творческий потенциал?» 37 учащихся недооценили себя и свои способности, 13 учащихся показали наличие творческого потенциала («способности есть, но я ими не пользуюсь, я их не развиваю»), что в процентном соотношении составляет 74% и 26%.

По тесту Кэттелла были получены средние результаты, то есть интеллектуальные способности, эмоционально волевые особенности, коммуникативные и межличностные взаимодействия оценивались в 3 балла.

В группе 1-4Э Владикавказского филиала Финансового университета в тестировании приняли участие 56 учащихся. По тесту «Какова ваша самооценка?» 38 человек показали завышенные результаты, 13 - показали заниженные результаты и 5 учащихся показали реальную картину самооценки, что в процентном соотношении составляет 68%, 23% и 9%.

По тесту «Каков ваш творческий потенциал?» 44 человека переоценили себя и свои способности, 12 учащихся показали наличие творческого потенциала («способности есть, но я ими не пользуюсь, я их не развиваю»), что в процентном соотношении составляет 80% и 20%.

По тесту Кэттелла были получены следующие результаты: интеллектуальные способности, эмоционально волевые особенности, коммуникативные и межличностные взаимодействия сильно завышены.

В Республиканском центре социальной реабилитации несовершеннолетних в тестировании приняли участие 20 человек.

По тесту «Какова ваша самооценка?» 8 учащихся показали завышенные результаты и 12 - заниженные результаты, что в процентном соотношении составляет 40% и 60%.

По тесту «Каков ваш творческий потенциал?» 100% юношей и девушек недооценили себя и свой творческий потенциал.

По тесту Кэттелла были получены очень низкие результаты, то есть интеллектуальные способности, эмоционально волевые особенности, коммуникативные и межличностные взаимодействия оценивались в 2 балла.

На основе результатов тестирования были созданы контрольные группы (КГ) и экспериментальные группы (ЭГ). В КГ вошли учащиеся группы 1-1Э Владикавказского филиала Финансового университета в количестве 26 человек. В Республиканском центре социальной реабилитации несовершеннолетних в КГ вошли 8 человек. В контрольных группах с учащимися занятия по методике «Развитие творческих способностей» не проводились. В ЭГ вошли 24 учащихся группы 1-4Э Владикавказского филиала Финансового университета и 12 человек Центра социальной реабилитации несовершеннолетних. В экспериментальных группах с 2011 по 2013 год осуществлялись систематические занятия по методике «Развитие творческих способностей».

Перед каждым занятием во всех экспериментальных группах проводился опрос по методике «САН», который показывал самочувствие, активность и настроение каждого учащегося в группе и, соответственно, группы в целом.

http://e-koncept.ru/2013/13117.htm

КОНТ тнпт

Бекоева Т. А., Городецкая Э. С. Творчество как необходимое условие самоактуализации личности // Концепт. - 2013. - №06 (июнь). - АКТ 13117. -0,3 п. л. - иРЯ: http://e-koncept.ru/2013/13117.htm. -

научно-методический электронный журнал Гос- Рег Эл № фс 77-49965. - ISSN 2304-120Х.

ART 13117 УДК 159.9.072

В ходе проведения эксперимента было установлено, что учащиеся экспериментальных групп стали заинтересованы в проведении занятий, у учащихся улучшилось самочувствие, настроение, повысилась активность; наблюдается тенденция к исполнительности, добросовестности. Юноши и девушки стали более уравновешенными и спокойными в отношениях, более решительными в своих действиях, перестали стесняться своих творческих успехов. Рисунки из мелких, неярких, не оформленных детально, стали крупными, расположенными на весь лист, яркими, четкими, появились элементы стилизации, появилось внимание к деталям и интерес к рисованию вообще. Рисунки перерастали в картинки с композиционным завершением.

Яркость рисунков (картинок) говорит об изменении отношения к окружающему черно-белому миру, мир приобретает яркие оттенки, а значит, появляется уверенность в себе, своих способностях, понимание проблем и желание их решить.

Наблюдается тенденция увеличения творческой направленности личности. Учащиеся стали самостоятельно использовать другие средства для рисования: фломастеры, цветные ручки, краски, стали смешивать стили и самостоятельно использовать разные материалы. Многие юноши и девушки стали рисовать самостоятельно, вне занятий.

Общий рост развития творческих способностей в экспериментальных группах изображен на рис. 1.

Рис. 1. Динамика роста творческого потенциала

В заключительной части экспериментального исследования в 2012-2013 годах было проведено повторное тестирование учащихся как контрольных, так и экспериментальных групп.

По результатам вторичного тестирования было выявлено следующее.

1. По тесту «Какова ваша самооценка?» в ЭГ (гр. 1-4Э) Владикавказского филиала Финансового университета реальную картину самооценки показали 60% учащихся; в Республиканском центре социальной реабилитации несовершеннолетних реальную картину самооценки показали 80% человек.

гм yj nj

http://e-koncept.ru/2013/13117.htm

КОНТ ТЕПТ

Бекоева Т. А., Городецкая Э. С. Творчество как необходимое условие самоактуализации личности // Концепт. - 2013. - №06 (июнь). - АКТ 13117. -0,3 п. л. - иРЯ: http://e-koncept.ru/2013/13117.htm. -

научно-методический электронный журнал Гос- Рег Эл № фс 77-49965. - ISSN 2304-120Х.

ART 13117 УДК 159.9.072

2. По тесту «Каков ваш творческий потенциал?» в ЭГ (гр. 1-4Э) Владикавказского филиала Финансового университета наличие творческого потенциала и желание его развивать показали 50% учащихся; в Республиканском центре социальной реабилитации несовершеннолетних отличные результаты показали 80% человек.

3. По тесту Кэттелла результаты ЭГ изображены на рис. 2, 3.

Рис. 2. Группа 1-4Э Владикавказского филиала Финансового университета

Рис. 3. Республиканский центр социальной реабилитации несовершеннолетних

4. В контрольных группах результаты повторного тестирования существенно от первичных результатов не отличаются.

В результате полученных исследований мы можем сделать следующие выводы:

- у учащихся наблюдается тенденция к увеличению креативности, самоконтроля, стремление к самораскрытию, саморазвитию;

- у юношей и девушек наблюдается снижение агрессивности, тревожности, повышенной чувствительности, эмоциональной зажатости, недоверия к взрослым;

- отмечается более гибкое поведение, адекватная самооценка, реальная оценка своих способностей и возможностей;

- у учащихся, прошедших занятия по методике «Развитие творческих способностей личности» наблюдается понимание природы вещей и самого себя, принятие самого себя, повышение эмпатии, активности и уверенности, толерантности и внимательности.

http://e-koncept.ru/2013/13117.htm

научно-методический электронный журнал

Бекоева Т. А., Городецкая Э. С. Творчество как необходимое условие самоактуализации личности // Концепт. - 2013. - № 06 (июнь). - ART 13117. -0,3 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2013/13117.htm. -Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.

ART 13117

УДК 159.9.072

Ссылки на источники

1. Выготский Л. С. Психология искусства. - М.: Искусство, 1996. - 474 с.

2. Там же.

3. Берулава М. Н. Развитие творческих способностей личности в аспекте гуманизации образования // Гуманизация образования. - 1998. - № 1. - С. 20-25.

4. Зейгарник Б. В. Теория личности в зарубежной психологии. - М.: Просвещение, 1982. - 128 с.

5. Солдатова В. С. Искусство как метод и средство психологической коррекции эмоциональных нарушений // Культурная жизнь Юга России. - 2003. - № 2. - С. 19-22.

6. Выготский Л. С. Указ. соч.

Bekoeva Tatyana,

the Doctor of Philosophy, the associate professor of Pedagogics of North Ossetian State University of K. L. Khetagurov, Vladikavkaz t.a.bekoeva@yandex.ru Gorodetskaya Eljbet,

the Master of 2 course of faculty Psychology and sociology North Ossetian State University of

K. L. Khetagurov, Vladikavkaz

eljbetka@yandex.ru

Creativity as necessary condition of self-updating of the personality

Abstract. In the article self-updating of the identity of the teenager which is means of its creative self-expression is

considered. Creativity is defined as the activity generating something qualitatively new |SSN 23Q4 12QX

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

and different originality, originality and socially unique uniqueness. Also results of the

conducted pilot research which passed on the basis of the Financial University under

the Government of the Russian Federation Vladikavkaz branch and the Republican

Center of Social Rehabilitation of minors are given in the article.

Keywords: creative self-expression, self-updating, creative potential, orientation

of the personality, creativity. 9 772304 120135

Рекомендовано к публикации:

Зиновкиной М. М., доктором педагогических наук, профессором, действительным членом Академии профессионального образования Российской Федерации

977230412013506

http://e-koncept.ru/2013/13117.htm

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.