Научная статья на тему 'Творчество как аспект духовного развития и воспитания личности в трудах С. Л. Франка'

Творчество как аспект духовного развития и воспитания личности в трудах С. Л. Франка Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
923
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТВОРЧЕСТВО / ЛИЧНОСТЬ / ИСКУССТВО / ДУХ / ДУХОВНОЕ РАЗВИТИЕ / СОЗНАНИЕ / САМОСОЗНАНИЕ / НРАВСТВЕННОСТЬ / ОБЪЕКТИВНАЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ / ДУХОВНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ / CREATIVITY / PERSONALITY / ART / SOUL / SOUL LIFE / SPIRIT / CONSCIOUSNESS / SELFCONSCIOUSNESS / SELF / MORALS / OBJECTIVE REALITY / SPIRITUAL REALITY

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Хаустова Надежда Михайловна

Статья посвящена исследованию творчества как аспекта духовного развития и воспитания личности человека в философском наследии С. Л. Франка. В ней рассматриваются взгляды С. Л. Франка на творчество как важнейшую фундаментальную экзистенциональнородовую характеристику человека. Бог определяет бытие человека как «свободное самобытие», а самого человека — как существо, в котором он продолжает творение мира. Отсутствие творческой активности свидетельствует о ненормальном состоянии человека. Именно творческая духовная активность человека вносит нечто новое в его бытие. В человеке как личности присутствует то стремление к творческой деятельности, которое осуществляет явления, имеющие собственную внутреннюю ценность. Франк называет творчество основой развития человека и залогом его нравственного поведения, а творческий процесс он рассматривает как процесс неустанного становления личности, ее постоянного нравственного совершенствования. Так как личность может развиваться лишь в живом общении с Богом и в творческом раскрытии, важнейшим долгом человека является забота о духовном — нравственном и творческом возрастании своей личности. Франк определяет творчество как «нечто», которое принадлежит не к объективной действительности, а частично берет начало в реальности как сущей потенциальности, которую он определяет как бытие в форме самотворчества. С одной стороны, творимое рождается из вдохновения, при этом сам художник только отчасти участвует в выражении реальности в объективном мире; с другой стороны, результат творчества проявляется вовне только тогда, когда художник совершил необходимое действие для выражения «нечто» из своей души.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CREATIVITY AS AN ASPECT OF SOUL DEVELOPMENT AND PERSONALITY EDUCATION IN THE WORKS OF SIMEON LYUDVIGOVICH FRANK

The article is devoted to research of creativity as an aspect of spiritual development and education of the identity of a person in Simeon Lyudvigovich Frank's philosophical heritage. The philosopher considers creative process as the process of unceasing formation of a personality, its continuous moral improvement. The views of S. L. Frank on creativity as the most important fundamental existential generic characteristic of a person are considered in the article. God defines life of a person as «free self-life» and a being in which he continues creation of the world. Lack of creativity testifies to an abnormal condition of a person. This is creative spiritual activity of a person that brings something new in life. A human as a person has the aspiration to creative activity which carries out the phenomena with their own internal value. On the basis of methodology of complete approach to development of a human, his personal, spiritual ascension the author comes to the conclusion that creativity is the basis of development of the person and guarantee of his moral behavior. Since a person can develop only in live communication with God and in creative disclosure, Frank considers the care of the spiritual — moral and creative development of the personality as the most important debt of the person. Frank defines creativity as «something» that does not belong to objective reality, but partially originates from reality as existing potentiality which he defines as life in the form of self-creativity. On the one hand, creation is born from inspiration, thus the artist only participates in expression of reality in the objective world. On the other hand — the result of creativity clears only when the artist has made the necessary action for the expression of «something» from his soul.

Текст научной работы на тему «Творчество как аспект духовного развития и воспитания личности в трудах С. Л. Франка»

Вестник ПСТГУ

IV: Педагогика. Психология

2013. Вып. 3(30). С. 93-99

Творчество как аспект духовного развития и воспитания личности в трудах С. Л. Франка

Н. М. Хаустова

Статья посвящена исследованию творчества какаспектадуховногоразвитияи воспитания личности человека в философском наследии С. Л. Франка. В ней рассматриваются взгляды С. Л. Франка на творчество как важнейшую фундаментальную экзистенционально-родовую характеристику человека.

Бог определяет бытие человека как «свободное самобытие», а самого человека — как существо, в котором он продолжает творение мира. Отсутствие творческой активности свидетельствует о ненормальном состоянии человека. Именно творческая духовная активность человека вносит нечто новое в его бытие. В человеке как личности присутствует то стремление к творческой деятельности, которое осуществляет явления, имеющие собственную внутреннюю ценность. Франк называет творчество основой развития человека и залогом его нравственного поведения, а творческий процесс он рассматривает как процесс неустанного становления личности, ее постоянного нравственного совершенствования. Так как личность может развиваться лишь в живом общении с Богом и в творческом раскрытии, важнейшим долгом человека является забота о духовном — нравственном и творческом возрастании своей личности.

Франк определяет творчество как «нечто», которое принадлежит не к объективной действительности, а частично берет начало в реальности как сущей потенциальности, которую он определяет как бытие в форме самотворчества. С одной стороны, творимое рождается из вдохновения, при этом сам художник только отчасти участвует в выражении реальности в объективном мире; с другой стороны, результат творчества проявляется вовне только тогда, когда художник совершил необходимое действие для выражения «нечто» из своей души.

Исследованию различных аспектов философского наследия С. Л. Франка посвящено достаточно много работ. Однако его педагогические взгляды, его представления о сущности личности, ее развитии и воспитании до сих пор не вполне изучены.

Рассматривая проблему личности, ее развития и воспитания в философской антропологии С. Л. Франка, понимаемой самим философом как учение о природе душевной жизни в ее целостном единстве и реальности душевного бытия, открывающегося в живом знании субъекта, осознающего себя личностью, мы открываем новый подход к изучению человеческого бытия в русской философии.

Проблема личности человека для С. Л. Франка была такой же важной, как и вопрос о существовании Бога. Отношение к Богу, связь с ним есть важнейшее основание личности человека. Человек нуждается в Боге, это начало одновре-

менно имманентное и трансцендентное ему. Как полагает С. Л. Франк, объективная действительность в той форме, в какой она дана человеку, осознается им как не соответствующая его подлинному существу.

По мнению философа, человек одновременно принадлежит двум мирам: с одной стороны, он есть природное существо, так как через свое тело входит в «объективную действительность», а с другой — он благодаря тому, что является духовным существом, входит в состав и другого мира — духовного. И поскольку человек содержит в себе иную, особую субстанцию, он возвышается над «объективной действительностью».

С. Л. Франк говорит о том, что та природа, которая дана человеку непосредственно в виде физического мира, сознается им как нечто недостаточное, как то, что не является его подлинным существом.

В религиозном и мистическом опыте человек чувствует и осознает присутствие Бога и понимает себя как «тварь», как «нравственную личность, подчиненную верховной власти Бога». А в творческом вдохновении «он сознает себя творцом и воспринимает свое сродство с творческим первоисточником жизни, свое соучастие в таинственном метафизическом процессе творчества».

Именно здесь просыпается осознание человеком себя как «образа и подобия Божьего». В этом смысле, как было сказано выше, человек-творец является соучастником Божиего творчества. Творчество становится частной формой реализации абсолютного творчества, человек не просто «выявляет» в эмпирическом мире те формы бытия, которые уже предсуществовали в Абсолюте, а соучаствует в подлинном творении, обогащающем само Абсолютное бытие, которое говорит о сохранении духа, о разумном мышлении. Поэтому, говоря о духовном развитии личности в рамках философско-педагогического наследия С. Л. Франка, необходимо раскрыть такое важное понятие, как «творчество».

Человек обладает способностью творить некий идеал, рожденный в глубине его души, его личности. И этим идеалом является Личность Бога. Согласно Франку, до нашей души в самой ее глубине доходит голос как бы издалека, говорящий о лучшем, высшем мире. Человек испытывает живое присутствие и действие некой высшей силы в глубине своей души. Бог — незримая реальность, открывающаяся только глубинам духа. Вера «есть воля открывать душу навстречу истине, прислушиваться к тихому, не всегда различимому “голосу Божию”, как мы иногда среди оглушающего шума прислушиваемся к доносящейся к нам издалека тихой, сладостной мелодии, — воля пристально вглядывается в ту незримую и в этом смысле темную часть нашей души, где <...> тлеет “искорка”, и в этой искорке увидать луч, исходящий от самого солнца духовного бытия».

Идея того, что человек может создать что-то новое, еще несуществующее, говорит, что человеческий дух не скован пределами объективной действительности, не ограничен ими и содержит в себе иную субстанцию. Человек реализует себя, участвуя в этих двух разнородных мирах. Двуединство человека обнаруживается в творчестве. Помимо целенаправленной деятельности, в которой человек комбинирует уже существующие элементы мира, он имеет и иную активность. Благодаря ей из его души и с помощью его усилий рождается нечто новое.

Следуя философу, мы можем сказать, что человеческое самосознание является «творческой энергией» разумной жизни сознания, поэтому оно есть реальная причина всех его разумных действий. В этой связи интересно сравнение между человеком и животным как носителями «я», которое проводит философ. Каждое животное, утверждает он, имеет свое «я» (животное самосознание). Но данное «я» есть выражение психических состояний, то есть является центральным пунктом механической связи психических явлений. Поэтому животное является пассивным субъектом всех своих действий, в основе которых интересы физической жизни.

Жизнь человека не ограничивается только интересами физическими. Важно не только то, что может считаться выгодным или полезным, но и то еще, что человек сам признает для себя достойным предметом своего хотения. Человеку свойственно стремление к тому, что он считает необходимым осуществить или выразить, даже если при этом существует опасность для жизни. Данный факт оценки достойных и недостойных действий указывает на разумную мысль в человеке. А через стремление к деятельности и творчеству, учитывающее такую оценку, человек обнаруживает и развивает свободную волю. Именно в таких свойствах, как свобода и разум, а следовательно, и в стремлении к творчеству открывается и развивается личность человека.

В человеке как личности присутствует то деятельностное стремление, которое осуществляет явления, имеющие собственную внутреннюю ценность. Человеческая личность, сознавая себя саму, строит познание об истинном бытии человека. Именно это познание делает она верховным критерием человеческой жизни и достаточным мотивом своей деятельности. Личность творит сама себя своими действиями и тем самым выражает истинное бытие человека.

Философ говорит о том, что при внимательном рассмотрении культурных преобразований человека мы не увидим основания для того, чтобы считать их создание необходимым в условиях физической жизни. Эти условия лишь в какой-то мере указывают на те области жизни, в которых продукты творчества могут быть применены. Человек творит, потому что не может не творить, и потому в каждом результате своего творчества он является первой и единственной причиной всего, что делает.

С. Л. Франк рассматривает творчество как жизнь, активность, процесс неустанного становления. В то же время оно приближает человека к вечной жизни, которая отличается законченной полнотой. Философ по этому поводу писал: «...К чему бы мы ни стремились, каковы бы ни были частные задачи, которые мы сами себе ставим, мы в последнем счете стремимся к одному: к полноте и завершенности... Мы стремимся стать сами вечной, завершенной, всеобъемлющей жизнью».

Говоря о творчестве, можно определить его как свободно-разумную деятельность человека. В качестве классического примера можно указать на художественное творчество. Именно его С. Л. Франк считает наиболее типичным образцом собственно творчества. Хотя философ указывает на то, что любая рациональная деятельность носит элемент творчества, однако именно на примере художественной деятельности можно разобрать это понятие наиболее глубоко.

Ранние христианские мыслители, такие как Филон Александрийский, Климент Александрийский, Ириней Лионский и другие, понимали мир как произведение Художника. Человекже, создавая что-либо в этом мире, подражает Создателю. И произведения искусства, выражающие духовное начало в человеке, и мир как творение являются хранилищем заложенной Богом информации. В связи с этим мы можем сказать, что каждый человек, обращаясь к духовному искусству, открывает для себя образ идеального бытия через символы, заложенные в нем. Все мироздание является всеобъемлющей системой образов и символов.

Христианское учение основывается на теории символического реализма. Согласно этой теории мироздание пронизано идеей образа. Следовательно, знание о своем духовном центре, своей личности, являющейся образом Бога, человек открывает в образах и символах. Образ не является точной копией оригинала, он подобен прообразу при обязательном несовпадении с ним. Преподобный Иоанн Дамаскин говорил о том, что образ служит для выявления и показания скрытого, это средство познания человеком мира и себя, средство открытия в себе личности: «для путеводительства к знанию, для откровения и обнародования скрытого и выдуман образ». Отсюда можно сделать следующий вывод: человек, обращаясь к духовному искусству, к иконописи в частности, интуитивно соотносит себя и свою жизнь с теми образами и символами, которые приоткрывают идеальное бытие. Тем самым человек становится на путь духовного развития своей личности через открытие образа идеального бытия. Он начинает соотносить себя с Первообразом. Философ полагал, что видимая форма так прекрасна из-за того, что смотрящий воспринимает ее как совершенное выражение некой таинственно неизмеримой и все же предстоящей перед нами реальности. Музыка, литература, пластическое искусство свидетельствуют о чем-то божественном и запредельном.

Философ ищет ответ на вопрос: «Что же именно человек хочет выразить творчеством?» и высказывает мысль, что, возможно, человек таким образом выражает самого себя, свое «я». В глубине своей он является духом и, выражая духовное, «непроизвольно выражает самого себя». Но тут же С. Л. Франк возражает сам себе, говоря, что человек в качестве «я», понимаем ли мы его как носителя сознания и жизни либо как неповторимое начало, по существу своему непосредственно невыразим и только частично может показать, что он есть. Каждый художник хочет выразить «духовное нечто в его душе». Но только косвенно, через посредство того, что имеет, человек может как-то выразить, что он есть в творчестве. Личность может быть познаваема лишь в творческом раскрытии и в живом общении с Богом.

Всякий творец, творя, совсем не думает о себе. Он пытается выразить «нечто» в своей душе. Русский мыслитель не может дать определение этому «нечто», но он знает, откуда оно берется, к какому бытию принадлежит: «Нечто» — это не готовое, не оформленное бытие, оно не принадлежит к объективной реальности. «Нечто» — потенция, бытие в форме назревания.

Творчество, говорит философ, присутствует там, где цель деятельности рождается из глубин человеческого духа. Художник-творец выражает здесь не себя, а обретенное им или вверенное ему духовное сокровище: «Человек как творец есть соучастник Божьего творчества».

Творимое в процессе творчества берется из «вдохновения», «рождается»: это «нечто» оформляется только тогда, когда художник приложил необходимое усилие, чтобы выразить его. В итоге С. Л. Франк трактует творчество как активность, в которой собственное усилие художника слито с непроизвольным нарастанием в нем некоего «дара свыше». Таким образом, творчество предполагает двуединство человеческого существа: его самостоятельность и свободу; его укорененность в чем-то трансцендентном.

При этом Франк не отождествляет понятия «вдохновение» и «благодать». Человек призван к обожению, к соединению твари с Творцом. В этом он, согласно философу, менее всего творец: он со смирением принимает благодать, которая творит его самого в новом качестве. В этом смысле идеал творчества должен быть подчинен идеалу святости. Благодать есть действие и присутствие Бога в человеке, которое образует существо религиозно-мистического опыта.

Если же говорить о художниках, мыслителях, политических деятелях, то они в большинстве своем могут и не иметь опыта благодати, опыта Богообщения. Здесь мы имеем в виду вдохновение как некую духовную силу, которую сами творящие называют по-разному. Например, «муза» или «демон» — как во времена Античности. Но в любом случае, указывает С. Л. Франк, всякая духовная сила имеет свой первоисточник в Боге. При вдохновении человек испытывает действие Бога только с одной стороны, как «творческое начало».

Искусство, говорит С. Л. Франк, есть «выражение», через которое нечто незримое становится зримым, запечатлеваясь в чем-то ином. В душе человека таится что-то незримое, и он стремится это выразить. Искусство является воплощением в материи потаенного души, являясь в «форме». «Искусство есть всегда выражение». По мнению С. Л. Франка, понятие «выражение» имеет два значения: а) буквально это понятие означает «отпечаток» или процесс накладывания печати на что-либо так, что на нем сохраняется ее форма; б) также является «выражением» то, когда что-то незримое, потаенное становится зримым и явным, отпечатываясь в чем-то ином. Именно в душе человека таится что-то незримое, духовное. Оно может быть явью, зримым через слова, звуки, образы. Если человек достигает этого, то он — художник. В этом и состоит сущность творчества, утверждает С. Л. Франк.

Творчество является образом жизни человека и связано с самопознанием, которое начинается с полноты видения собственных недостатков, грехов и их осмысления. Самопознание, говорили святые отцы, а вслед за ними и С. Л. Франк, предполагает умение отличить истину от лжи, добро от зла, волю Божию от человеческой. Человек своими действиями творит особый духовный настрой на праведную, правильную жизнь. Без этого самопознание и общение с Богом невозможны.

Соотнося себя с образом идеального бытия, о котором мы говорили выше, каждый человек все более и более склоняется к нравственному образу жизни. Нравственный закон становится приоритетом в выборе действий, мыслей, направления жизни вообще. Под нравственным законом мы можем понимать присущее человеку свойство различения добра и зла, голос пробудившейся в результате Богообщения совести, внутреннее требование правды и справедливости.

Перед каждым человеком стоит общечеловеческая задача — совершенствование и чистота внутреннего строя души. Помимо этого должно быть свое особенное совершенствование — это творчество самого себя, совершенствование собственной личности. Франк считает, что все заповеди откровения Христа заключены в завете Будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный (Мф 5. 48). Именно стремление к совершенствованию является определяющим признаком духовной жизни, он проявляет творческое призвание человека.

Человеку для того чтобы определить и понять, что же для него означает истинное бытие, необходимо удерживаться от действий, в которых доминирует его животное самосознание, но действовать, соотнося свои действия с нормами морали и нравственности.

И даже если нравственность не заставляет человека жить по истине, то она хотя бы является той мерой, по которой он судит свои действия, соотнося их с идеей истинной жизни. Вследствие таких коренных преобразований в жизни человека жизнь душевная становится на путь духовного развития самой человеческой личности.

Франк отмечает, что внести нравственность в физический мир может только живое человеческое знание и творчество. Нравственные обязанности утверждаются самосознанием человека, действующего из самого себя как свободная причина. Именно потому, что человек сознает себя как свободно-разумную личность, он считает себя достойным жизни только в осуществлении своего нравственного идеала.

Человек осознает высшее и божественное и уверен в необходимости их достижения, что составляет его природную религиозность, питающую истинную нравственность. Нравственность не выводима из интересов земной жизни человека и не сводима к ней. Нравственные искания и интересы человека развиваются не в интересах физического комфорта организма, а в интересах раскрытия в пределах чувственного мира сверхъестественного бытия самой личности. Нравственное сознание присутствует в человеке как образ истинного бытия совершенной личности.

Ключевые слова: творчество, личность, искусство, дух, духовное развитие, сознание, самосознание, нравственность, объективная действительность, духовная реальность.

Creativity as an aspect of soul development

AND PERSONALITY EDUCATION IN THE WORKS of Simeon Lyudvigovich Frank N. Khaustova

The article is devoted to research of creativity as an aspect of spiritual development and education of the identity of a person in Simeon Lyudvigovich Frank's philosophical heritage. The philosopher considers creative process as the process of unceasing formation of a personality, its continuous moral improvement.

The views of S. L. Frank on creativity as the most important fundamental existential generic characteristic of a person are considered in the article. God defines life of a person as «free self-life» and a being in which he continues creation of the world. Lack of creativity testifies to an abnormal condition of a person. This is creative spiritual activity of a person that brings something new in life. A human as a person has the aspiration to creative activity which carries out the phenomena with their own internal value.

On the basis of methodology of complete approach to development of a human, his personal, spiritual ascension the author comes to the conclusion that creativity is the basis of development of the person and guarantee of his moral behavior. Since a person can develop only in live communication with God and in creative disclosure, Frank considers the care of the spiritual — moral and creative development of the personality as the most important debt of the person.

Frank defines creativity as «something» that does not belong to objective reality, but partially originates from reality as existing potentiality which he defines as life in the form of self-creativity. On the one hand, creation is born from inspiration, thus the artist only participates in expression of reality in the objective world. On the other hand — the result of creativity clears only when the artist has made the necessary action for the expression of «something» from his soul.

Keywords: creativity, personality, art, soul, soul life, spirit, consciousness, selfconsciousness, self, morals, objective reality, spiritual reality.

Список литературы

1. Bichkov V. V. Malaya istoriya vizantijskoj estetiki (Little history of the Byzantine aesthetics). Kiev, 1991.

2. Frank S L. Svet vo tme (Light in the darkness). Moscow, 1992.

3. Frank S. L. Dusha cheloveka (Human soul). Moscow, 2000.

4. Frank S. L. Nepostizhimoe (Incomprehensible). Moscow, 2000.

5. FrankS. L. RealnostIchelovek (Reality and man). Moscow, 2003.

6. Frank S. L. Siiami Bog (God is with us). Moscow, 2003.

7. Nazarov Y. N. Vvedenie v teologiju. (Introduction to theology). Moscow, 2004.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.