Научная статья на тему 'ТВОРЧЕСТВО ИВЛИНА ВО КАК САТИРИКА ХХ ВЕКА'

ТВОРЧЕСТВО ИВЛИНА ВО КАК САТИРИКА ХХ ВЕКА Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
322
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
роман / повествование / сатиризм / проза

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Дайнеко Владислав, Сафарова Зера Адиль-Гареевна

Данная статься посвящена краткому обзору творчества известного английского писателя Ивлина Во, который зарекомендовал себя на литературном поприще прежде всего, как сатирик.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ТВОРЧЕСТВО ИВЛИНА ВО КАК САТИРИКА ХХ ВЕКА»



SCIENCE TIME

ТВОРЧЕСТВО ИВЛИНА ВО КАК САТИРИКА ХХ ВЕКА

Дайнеко Владислав, Крымский инженерно-педагогический университет, г. Симферополь

Сафарова Зера Адилъ-Гареевна, Крымский инженерно-педагогический университет, г. Симферополь

E-mail: zerochka@gmail.com

Аннотация. Данная статься посвящена краткому обзору творчества известного английского писателя Ивлина Во, который зарекомендовал себя на литературном поприще прежде всего, как сатирик.

Ключевые слова: роман, повествование, сатиризм, проза.

Ивлин Во (1903-1966) является признанным мастером английской литературы XXв. Его творчество отличают остросатирическая направленность, сочетание комических эффектов с тонким лиризмом и психологической глубиной в изображении характеров. Он принадлежит к числу тех писателей прошлого столетия, чьи достижения дали плодотворный импульс развитию современной английской прозы, что представляет для исследователей творческого наследия И. Во особый интерес.

С конца 20-х гг. XXв., времени публикаций первых произведений Ивлина Во, писатель постоянно ощущал заинтересованное внимание читателей и критиков. Приобретя ранними романами "Упадок и разрушение" (1928), "Мерзкая плоть" (1930), "Черная беда" (1932) славу "мастера комической направленности" [2, c. 4, c. 16], создателя "едкой карикатуры на "золотую молодежь" [1, c. 103], И.Во и несколько десятилетий спустя причислялся многими исследователями его творчества к писателям комедийного жанра. Так, для известного американского критика Э.Уилсона ранние романы оставались высшим достижением И. Во, о котором критик отзывался как о «единственном первоклассном гении комического со времен Б. Шоу» [4, c. 140].

Пора зрелости И. Во-художника, которая пришлась на 30-е гг. XX в., была отмечена не только присущей ему отточенностью письма, приобретенной после ряда лет репортерской работы, но и глубиной осмысления социально-нравственных проблем, пережитого опыта. Однако публикации И. Во этого десятилетия, в число

I

»

5

1 SCIENCE TIME 1

которых входили книги путевых, заметок "Ярлыки" (1930), "Дальние люди" (1931), "Во в Абисинии" (1936), "Грабеж под сенью закона" (1939), сборники рассказов, исследование на историческую тему "Эдмунд Кэмпион" (1935), а также романы "Пригоршня праха" (1934) и "Сенсация" (1938), не получили столь широкого признания, как его первые произведения. Отчасти это объяснялось изменением творческой манеры писателя. Более спокойная по сравнению с первыми романами тональность произведений 30-х гг., их "чрезмерная сентиментальность", по выражению Р. Макалей [2, ^ 22], в сочетании с сатирическим отношением автора к изображаемой действительности резко отличались от неистовства комедий" раннего И.Во. Основная же причина столь сдержанного отношения как критиков, так и видных писателей-современников к творчеству И.Во того периода заключалась в непопулярности его мировоззренческих позиций. Если католичество, принятое писателем в 1930г., нередко раздражало, поскольку католики в Англии представляют достаточно узкую, ограниченную общественную группу, то его неоднократные высказывания в начале 30-х гг. в поддержку политики Б.Муссолини вызывали однозначно негативную оценку. Поэтому не удивительно, что выход в свет романа "Пригоршня праха" (1934), по праву относимого сегодня к числу лучших произведений писателя, сопровождался смущающим молчанием британской критики.

Роман "Возвращение в Брайдсхед" (1945), считающийся высшим достижением писательского мастерства И.Во, получил при издании неоднозначную оценку. Некоторых критиков не устраивало открытое выражение религиозных взглядов автора [2, а8], его, по мнению Р. Макалей, "романтический снобизм" [4, а 169]. Мнение Э. Уилсона, разочарованного "серьезностью" романа, отсутствием комизма, было высказано в крайне резкой форме: "Неудача!" [1, ^353]. Тем не менее, тепло принятый большинством, роман стал мировым бестселлером и был признан лучшим произведением года в Америке.

Следующие произведения И.Во неизменно пользовались признанием и у широкого читателя, и у критики. Повесть "Незабвенная" (1948), написанная в фарсовом ключе и этим напоминавшая ранние произведения писателя, вызвала восторженные отклики. А трилогия "Меч почета" (1965), выходившая из печати частями с 1952 г. по 1961 г., поразила критиков масштабностью и зрелостью мастерства.

В приведенном кратком историческом обзоре прижизненной критической литературы об И.Во выделяются основные тенденции подходов и критических оценок его творчества. Серьезные и продуманные исследования творчества И.Во в последующие годы также свидетельствуют об отсутствии единого взгляда на художественное наследие писателя. Ибо, признавая значимость этого художника для английской литературы XXв., критики и литературоведы не сходились в характеристиках отдельных его произведений и в оценке творчества писателя в целом. Выдвигаемые точки зрения носили порой противоречивый, взаимоисключающий характер. В качестве эталона назывались совершенно разные по стилю, настроению и тематике работы. Пожалуй, единственным

1 SCIENCE TIME 1

общепризнанным фактом среди исследователей является периодизация творчества писателя:

1. Время создания ранних романов - "Упадок и разрушение" (1928), "Мерзкая плоть" (1930), "Черная беда" (1932);

2. Годы перехода от чисто комических произведений к более сдержанным по своей тональности, сочетающим сформировавшуюся сатирическую направленность, социальную проблематику с углубленным психологизмом. Сюда относятся роман "Пригоршня праха" (1934), считающийся переломным в творчестве писателя, романы "Сенсация" (1938) и "Не жалейте флагов" (1942);

3. Время создания зрелых произведений 1945-1965 гг. - "Возвращение в Брайдсхед" (1945), трилогия "Меч почета" (1965) - характеризуется как период поздней сатиры.

В зависимости от того, какое произведение и какого периода анализировалось исследователями, И.Во определяли либо как мастера развлекательного, комического жанра, либо как художника романтического склада, либо как приверженца католического направления, либо как создателя нового реалистического романа, ссылаясь при этом на эпичность поздних работ.

Литература:

1. Аллен У. Традиция и мечта. Критический обзор английской американской прозы с 20-х годов до сегодняшнего дня: [пер. с англ.]; сост. Ю. Комов / У. Аллен. - М.: Прогресс, 1970. - 423 с.

2. Анджапаридзе Г.А. Ивлин Во - сатирик и лирик / Г.А. Анджапаридзе // Во И. Избранное. Сб. на англ. яз.; Сост. Г.А. Анджапаридзе. - М.: Прогресс, 1980. - С. 5 -29.

3. Елистратова А.А. «Англо-американская трагедия» Эвелина Во /

A.А.Елистратова // Иностр. лит. - 1969. - № 2. - С. 191-194.

4. Михальская Н.П. Модернизм в зарубежной литературе. Литература Англии, Франции, Австрии, Германии: учеб. пособие / Н.П. Михальская, Л.В. Дудова,

B.П. Трыков. - М.: Изд. Флинта; Наука, 1998. - 237 с.

»

7

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.