Научная статья на тему 'ТВОРЧЕСТВО ИОЗЕФА СТЕНБИКА В ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ'

ТВОРЧЕСТВО ИОЗЕФА СТЕНБИКА В ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
82
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Colloquium-journal
Область наук
Ключевые слова
кирхи / архитектура / Иозеф Стенбик / Ленинградская область / памятник архитектуры / church / architecture / Joseph Stenbik / Leningrad region / architectural monument.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Чернова Е.С.

В статье описано творчество финского архитектора и инженера Иозефа Даниэля Стенбика в Ленинградской области. Рассказано о его проектах: в каких городах они были созданы, материалах здания, и дальнейшей судьбе лютеранских кирх.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE WORKS OF JOSEF STENBACH IN THE LENINGRAD REGION

The article describes the work of the Finnish architect and engineer Josef Daniel Stenbik in the Leningrad region. It is told about his projects: in which cities they were created, the materials of the building, and the further fate of the Lutheran churches.

Текст научной работы на тему «ТВОРЧЕСТВО ИОЗЕФА СТЕНБИКА В ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ»

4

ARCHITECTURE / «еЮУУШШУМ-ЛШШаИ» 2©21

ARCHITECTURE

Чернова Е. С.

Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет

DOI: 10.24412/2520-2480-2021-188-4-6 ТВОРЧЕСТВО ИОЗЕФА СТЕНБИКА В ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

Chernova E.S.

Saint Petersburg State University of Architecture and Civil Engineering THE WORKS OF JOSEF STENBACH IN THE LENINGRAD REGION

Аннотация.

В статье описано творчество финского архитектора и инженера Иозефа Даниэля Стенбика в Ленинградской области. Рассказано о его проектах: в каких городах они были созданы, материалах здания, и дальнейшей судьбе лютеранских кирх.

Abstract.

The article describes the work of the Finnish architect and engineer Josef Daniel Stenbik in the Leningrad region. It is told about his projects: in which cities they were created, the materials of the building, and the further fate of the Lutheran churches.

Ключевые слова: кирхи, архитектура, Иозеф Стенбик, Ленинградская область, памятник архитектуры.

Keywords: church, architecture, Joseph Stenbik, Leningrad region, architectural monument.

Кирха или кирка происходит от немецкого слова (kirche), оригинальным значением является церковь, лютеранское культовое сооружение. В строительстве использовались разные архитектурные стили: романский, готический, модерн, классицизм, ренессанс, барокко.

В лютеранских сооружениях также, как и в других конфессиях различают три основных типа здания: собор, церковь, капелла или часовня.

Собор, чаще всего, представляет собой монументальное церковное здание, где размещена кафедра епископа, если при епископальной системе церковного устройства. Если кафедра когда-то находилась и уже утрачена, здание так имеет статус собора.

Церковь — главное приходское сооружение. Литургических различий между зданиями не существует, поэтому капелла имеет алтарную часть, что даёт возможность проводить богослужения, таинства, обряды. Она может являться частью большого храма, но чаще всего является отдельными сооружением.

Большинство своих зданий Йозеф Стенбек построил на территории Финляндии и Карельского перешейка. В Ленинградской области насчитывается три кирхи в творчестве финского архитектора.

Приморск до 1948 этот город имел финское название Койвисто и первая кирха появилась на этих землях в XIV веке. Всего насчитывается шесть церквей, расположенных в Приморске. Пятая церковь была деревянной и имела небольшую площадь внутреннего пространства, поэтому она была неспособна разместить всех прихожан. Богослужения было вынуждено проводить на уличной площадке, вне стен здания. Автором последней и шестой по счету, является финский архитектор и инженер

Иозеф Даниэль Стенбек, работавшим в Российской империи, в последующие годы в независимой Финляндии Кирха Святой Марии Магдалины первое здание архитектора, которое он спроектировал в Ленинградской области. Архитектор начал работать над чертежами храма в 1900 году и в конце 1901 года уже был готов проект. Новый храм был рассчитан на 1800 человек, чтобы вместить всех прихожан. В 1902 году началось строительство и длилось оно два года. 18 декабря 1904 года кирха была освещена и в ней начали проводить службы. Выполнено оно в стиле финского национального романтизма, северной разновидности модерна. Церковь выполнена из камня, наружные стены были созданы из красноватого гранита, внутренние из кирпича. Кровля из гальванически обработанной жести. В планировке плана лежит форма креста. Николай II вместе со своей свитой посетил кирху и подарил приходу деньги, на которые был изготовлен орган на тридцать один регистр в Финляндии. В центре храмовой части здания была размещена скульптура судна 1785г., которая была перенесена из предыдущей церкви. На внутренние стены была нанесена фреска, выполненная женой архитектора, Анной Стенбек. Грандиозное здание имеет высокий шпиль и башенки, которые поднимаются ввысь над синевой моря. Огромные проемы окон были украшены витражами в 1928 году. Витражист Лен-нарт Сегерстроле создал в окне западного фасада витраж с изображением библейского сюжета «Христос и 4 ангела». Изображение является самым большим в Финляндии, площадью 45 кв.м. На алтарном окне расположена Мария Магдалина, в честь которой возвели лютеранскую кирху, и изображение явления ей Христа. Над южным проемом работал витражист Лаури Вялке, где он создал витраж «Петр и Павел».

«етушшшм-лшшау» #даш, 2021 / лясипестше

5

После Зимней войны все внутренней убранство храма было уничтожено, на месте органа сделали кирпичную будку для кинопроектора. После возвращения финов в 1941 году, кирха была отре-

ставрирована и открыта для прихожан, но в послевоенный советский период она снова была отдана под функцию кинотеатра. В настоящее время в одной части здания расположен музей, в другой проводятся церковные богослужения.

Рис. 1 Кирха Святой Марии Магдалины

После окончания строительства железной дороги, бывшая деревня превращается в оживленный центр. В 1904 году Терийоках (в наст. время Зеле-ногорск) появляется лютеранский приход. Иозеф Стенбик начинает создавать проект лютеранско-евангелической церкви. Она была возведена в 19071908 годах и освещена. В этом же году на территории было создано кладбище. Стены созданы из камня, внутренние из кирпича. Она также выполнена в стиле финского национального романтизма. Алтарная часть была украшена картинами художника Илмари Лауниса «Снятие Спасителя со кре-

В 1940 годы церковь очень сильно пострадала: колокольня была разрушена, а в мае 1944 года кирха была закрыта. Ээли Яатинен написал новую алтарную картину. После пространство было переоборудовано под кинотеатр. И в 1990 году в Зеле-ногорске был официально воссоздан евангеличе-ско-лютеранский приход. Кирхе присвоили звание памятника архитектуры-объект культурного наследия России регионального уровня охраны. Также в настоящее время проводятся музыкальные вечера и фестивали.

ста». Орган для кирхи был заказан в Германии.

Рис. 2 Кирха преображения Гостподня

Начало постройки этих лютеранских церквей в области, положила первая кирха Ряйсяля, возведенная в 1635 году в Мельниково. Третья деревянная кирха, расположенная на этом месте, сгорела в 1910 году. Последнее здание было построено в 1910 году Иозефом Стенбеком. Кирха является объектом регионального значения и одним из самых значимых сооружений в Приозёрском районе.

Архитектурный стиль, в котором выполнена церковь, финский национальный романтизм, развивающийся в начале XX века под влиянием шведской и в особенности финской архитектуры. Этот стиль переосмысляет национальную средневековую архитектуру в модерне, поэтому при строи-

тельстве наружных стен кирхи Ряйсяля используются камни из местных пород красного гранита. Внутренние стены возведены из кирпича, фронтоны изготовлены из бетона. Основание церкви возведено из природной скалы и служит погребом. Кровля изготовлена из гальванически обработанной жести. Алтарная часть была написана придворным художником Р.Экманом.

В 1941 году кирха пострадала от снарядов, были задеты фронтон и крыша. Колокола были сняты, обстановка храма вывезена. Храм был отремонтирован финнами, вернувшимся в свои дома на три года. В дальнейший период назначение церкви менялось, и в настоящее время в здании размещены дом культуры, магазин, склад.

6 ARCHITECTURE / «еЮЦУШШУМ-ЛШШаИ» 2©21

Рис. 3 Кирха в Мельниково

Список литературы

1. Балашов Е. А. Карельский перешеек — земля неизведанная. — СПб, 1996 г.

2. Князева Е. Е.,Соловьёва Г. Ф. Лютеранские церкви и приходы в России XVШ—XX вв. Исторический справочник. Часть I, СПб, издательство «Литера», 2001, с. 149.

3. Шкаровский М. В.,Черепенина Н. Ю. История Евангелическо-Лютеранской Церкви на Северо-Западе России. 1917—1945.СПб, издательство «Дмитрий Буланин», 2004, с. 252.

Поляшова Д.В.

Санкт-Петербургский Государственный Архитектурно-Строительный Университет

DOI: 10.24412/2520-2480-2021-188-6-8 ВЛИЯНИЕ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ НА АРХИТЕКТУРУ ДАЦАНОВ.

Polyashova D. V.

Saint Petersburg State University of Architecture and Civil Engineering THE INFLUENCE OF RUSSIAN CULTURE ON THE ARCHITECTURE OF THE DATSANS.

Аннотация:

В данной статье рассказывается история формирования буддийской диаспоры на территории современной России. Дацан рассматривается как культовое сооружение и рассматривается его Значимость в буддийской идеологии.

Abstract:

This article tells the history of the formation of the Buddhist diaspora in the territory of modern Russia. The datsan is viewed as a religious building and is considered its significance in Buddhist ideology.

Ключевые слова: дацан, архитектура, буддизм

Keywords: datsan, architecture, Buddhism

Рисунок I Иволгинский дацан

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.