Искусство Евразии. 2023. № 4 (31). С. 112–127. ISSN 2518-7767 (online)
Iskusstvo Evrazii = The Art of Eurasia, 2023, (4), pp. 112–127. ISSN 2518-7767 (online)
Научная статья
УДК 745/749:738.4+75.046
DOI 10.46748/ARTEURAS.2023.04.006
Творчество художника-эмальера Екатерины Николаевны Вдовкиной
Мушникова Елена Анатольевна
Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова, Барнаул, Российская Федерация
mushnikova77@mail.ru, https://orcid.org/0000-0003-3651-9229
Аннотация. В статье рассматривается творчество художника-эмальера Екатерины Николаевны Вдовкиной. Цель статьи — дать общую характеристику творческой деятельности художницы. В задачи исследования входит кратко представить творческий путь мастера, рассмотреть этапы ее обучения эмальерному искусству, а также проанализировать основные темы и мотивы произведений. Такого рода исследование актуально как для понимания произведений художника, так и для представления о развитии современного эмальерного искусства в России в целом. Е.Н. Вдовкина — художник-эмальер во втором поколении. Ее отец Вдовкин Николай Михайлович стоял у истоков возрождения эмальерного искусства в России в 1990-е годы. Он создал свою школу эмальерного искусства в Ставропольском крае и организовал ряд международных симпозиумов по этому направлению. Е.Н. Вдовкина прошла серьезную профессиональную подготовку, работе с горячей эмалью обучалась сначала в мастерской отца, затем в филиале Абрамцевского художественно-промышленного колледжа имени В.М. Васнецова и в Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии им. В.И. Мухиной (сейчас — имени А.Л. Штиглица). Художница создает как станковые работы в технике горячей эмали, так и иконы в технике горячего эмалирования для церквей и частных лиц, работает в экстерьерах и интерьерах храмовых комплексов.
Ключевые слова: Е.Н. Вдовкина, художник, эмальерное искусство, техника горячей эмали, иконопись
Для цитирования: Мушникова Е.А. Творчество художника-эмальера Екатерины Николаевны Вдовкиной // Искусство Евразии [Электронный журнал]. 2023. № 4 (31). С. 112–127. https://doi.org/10.46748/ARTEURAS.2023.04.006. URL: https://eurasia-art.ru/art/article/view/1052.
Original article
The creativity of the enameller Ekaterina Vdovkina
Elena A. Mushnikova
Altai State Technical University, Barnaul, Russian Federation
mushnikova77@mail.ru, https://orcid.org/0000-0003-3651-9229
Abstract. The article examines the work of enameller Ekaterina Nikolaevna Vdovkina with the aim to give a general characterisation of the artist's creative activity. The tasks of the study include briefly presenting the creative path of the master, considering the stages of her training in enamel art, as well as analysing the main themes and motifs of the works. This kind of research is relevant both for understanding the works of the artist and for presenting the development of modern enamel art in Russia as a whole. E.N. Vdovkina is a second-generation enameller. Her father Nikolay Mikhailovich Vdovkin stood at the origins of the revival of enamel art in Russia in the 1990s. He created his own school of enamel art in the Stavropol region and organised a number of international symposiums in this field. E.N. Vdovkina underwent serious professional training; she studied working with hot enamel first in her father's workshop, then at a branch of the Abramtsevo Art-Industrial College named after V.M. Vasnetsov and at the Saint Petersburg State Academy of Art and Design. The artist creates both easel works in the technique of hot enamelling and icons for churches and private individuals, works in exteriors and interiors of temple complexes.
Keywords: Ekaterina Vdovkina, artist, enamelling art, hot enamel technique, icon painting
For citation: Mushnikova, E.A. (2023) ‘The creativity of the enameller Ekaterina Vdovkina’, Iskusstvo Evrazii = The Art of Eurasia, (4), pp. 112–127. doi:10.46748/ARTEURAS.2023.04.006. Available from: https://eurasia-art.ru/art/article/view/1052. (In Russ.)
© Мушникова Е.А., 2023
Введение
Творчеством Екатерина Вдовкина начала заниматься с детства. Можно сказать, что выбор направления деятельности был для нее предопределен рождением в семье увлеченных своей профессией художников. С 1991 года мастер участвует в краевых, российских и международных симпозиумах и выставках по эмальерному искусству и прошла более чем тридцатилетний яркий творческий путь.
Екатерина Николаевна — член Союза художников России (2008), Творческого союза художников (2002), Творческого союза иконописцев (2008), почетный член Российской академии художеств (Южного регионального отделения, 2014). Ее деятельность отмечена серьезными премиями и наградами: медалью «Достойному» от Российской академии художеств (2008), золотой медалью Творческого союза художников России (2014) (i). Художница является лауреатом международных премий, в том числе первой премии по горячей эмали Международного симпозиума эмальерного искусства в г. Кечкемет (Венгрия, 2013) (ii). Несмотря на значительные успехи, творческая деятельность Е.Н. Вдовкиной пока не становилась предметом искусствоведческого рассмотрения. Можно лишь отметить статьи журналистов, посвященные открытию совместных выставок семьи Вдовкиных (iii), а также краткие биографические справки в различных каталогах [1; 2]. Постараемся наиболее полно представить творческий путь Е.Н. Вдовкиной, а также остановимся на основных произведениях и темах. Такого рода исследование сочетает историко-биографический, формально-стилистический и элементы иконологического подхода и является актуальным как для понимания творчества художника, так и для наиболее полного представления развития современного эмальерного искусства в России.
Творческая династия художников Вдовкиных
Екатерина Николаевна Вдовкина — художник-эмальер во втором поколении, и для того чтобы полнее охарактеризовать ее творчество, необходимо кратко представить ее семью. Родилась Екатерина Николаевна 19 декабря 1978 года в г. Хабаровске. Ее отец Николай Михайлович Вдовкин окончил Московскую художественно-промышленную академию им. С.Г. Строганова, факультет «Интерьер и оборудование», много работал по стеклу и металлу. В 1980-е годы увлекся художественной эмалью, что и стало для него основным направлением творческих поисков. В 1990-е годы Н.М. Вдовкин становится создателем и руководителем авторской школы по эмальерному искусству в Ставропольском крае. С 1991 года на базе своей мастерской он регулярно организует международные симпозиумы по искусству горячей эмали [3; 4]. В то время в России организуются три такие школы: в Ставропольский крае, селе Побегайловка (руководитель Н.М. Вдовкин), в г. Ярославле (руководитель А.А. Карих) и в г. Екатеринбурге (руководитель Б.Н. Клочков) [5]. Мама художницы Валентина Гелиевна Вдовкина — выпускница художественно-графического отделения Хабаровского педагогического института. Как и Николай Михайлович, она с 1985 года работала в технике горячей эмали. Кроме этого, занималась также и монументально-декоративным творчеством, создала витражи и росписи Спасо-Преображенского храма в Тверской области, церкви Георгия Победоносца в селе Ульяновка Ставропольского края и других. Открыла в селе Побегайловка художественную студию для одаренных детей, выпускники которой в дальнейшем поступили в лучшие художественные вузы страны. (iv) Увлеченность родителей передалась и дочери Екатерине, которая с двенадцатилетнего возраста принимала участие в семинарах и мастер-классах, а также в выставках по итогам симпозиумов по горячей эмали, организованных отцом.
Годы обучения Е.Н. Вдовкиной
Для любого художника важна та профессиональная школа, которую он проходит. Ведь именно здесь закладывается фундамент для дальнейшего творчества, формируются основы творческого метода, основные приемы и способы работы. Как уже было сказано, искусством Екатерина Николаевна начала заниматься с самого детства. Много в этом смысле было заложено ее отцом, художником-эмальером Николаем Михайловичем. Он на базе своей мастерской фактически сформировал экспериментальный творческий центр, где могли работать и молодежь, и опытные мастера. Таким образом происходил обмен опытом между художниками, нарабатывались новые технологические приемы и методы, зарождались новые идеи. В мастерской было установлено специальное оборудование, которое «позволяло использовать широкую палитру эмалей высокого и низкого обжига, что расширяло возможности разнообразить колористическое решение и в сочетании с фактурной проработкой эмальерной поверхности создавать сложные текстуры “живописного” слоя» [6, с. 596]. По мнению Н.М. Вдовкина, эмаль, по сути, находится только в начале своего развития и таит в себе множество еще не познанных свойств, а также обладает пластическим языком, присущим только эмальерному искусству. В этом плане «лаконичное выражение смысла, его знаковость и образное наполнение порою значительно превышают его изобразительную конкретность. Чрезмерное увлечение иллюстративностью, повествовательностью, литературностью вредит искусству вообще, а особенно это неуместно в эмали. Натурализм и описательность в эмальерном творчестве и пластике — дурной тон, излишество и непрофессионализм. Кроме того, этот арсенал, безнадежно устарел исторически», — пишет художник [7].
Наряду с обретением навыков в мастерской отца Екатерина прошла обучение сначала в филиале Абрамцевского художественно-промышленного колледжа имени В.М. Васнецова, на отделении художественной росписи, который окончила в 1998 году, затем училась в Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии имени В.И. Мухиной (с 2006 г. — Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия им. А.Л. Штиглица, СПГХПА) на отделении художественной обработки металла, которую окончила в 2005 году.
Стоит более подробно остановиться на Санкт-Петербургской художественно-промышленной академии, которая и по сей день является одним из центров обучения эмальерному искусству. Здесь работают такие известные мастера эмали, как А.Ю. Талащук, Н.А. Яшманов. Стараниями увлеченного этим искусством Н.А. Яшманова еще в 1985 году здесь организуется мастерская эмали, которая сначала работает как факультатив, а затем благодаря инициативе А.Ю. Талащука вводится в обязательную программу обучения художников-монументалистов. Н.А. Яшманов разрабатывает собственную программу обучения, которая в дальнейшем используется не только в академии, но и в других учебных заведениях при подготовке художников-эмальеров. Если кратко охарактеризовать данную программу, то она состояла из трех основных этапов: во-первых, это создание образца палитры эмалей, то есть своеобразного пробника цвета; во-вторых, выполнение копии лиможской расписной эмали, которая позволяет освоить всё многообразие технических возможностей эмали, а также имеет определенный алгоритм действий, облегчающий освоение технологии горячей эмали; в-третьих, самостоятельные эксперименты, позволяющие применить все полученные ранее знания о технике горячей эмали [8; 9]. Эта методика обучения современной художественной эмали возникла в ряду первых, «доказала свою эффективность и в настоящее время является одной из лучших, позволяющей подготовить профессионального художника-эмальера, который в дальнейшем сможет путем самостоятельных экспериментов и опытов выработать свой неповторимый авторский стиль» [8, с. 18].
В творчестве Екатерина Николаевна, органично перерабатывая те знания, которые она получила в мастерской отца, на симпозиумах по эмальерному искусству и в учебных заведениях, создает собственный художественный язык. Она продолжает совершенствовать свои умения, принимая участие в симпозиумах по эмальерному искусству, а также ведет активную выставочную деятельность не только в России, но и за рубежом — в Венгрии, Германии, Швейцарии, Италии, Голландии.
Темы и мотивы произведений в искусстве Е.Н. Вдовкиной
Екатерина Николаевна создает как станковые работы в технике горячей эмали, так и иконы в технике горячего эмалирования для церквей и частных лиц; работает в экстерьерах и интерьерах храмовых комплексов.
Станковые произведения художницы полны символизма и метафоричности. Можно выделить несколько серий таких работ. В одной из них художница умело переплетает мифологические и зодиакальные образы («Нападение на кентавра», 2008, рис. 1; «Мудрость и хитрость», 2008, рис. 2), в другой серии через образы птиц тонко передает женские характеры («Щебет», 2011, рис. 3; «Сплетня», 2011, рис. 4). Изображения птиц напоминают образ мифологической птицы Алконост, или Гамаюн, известный как в славянской мифологии, так и в других культурах: «Представление о птицах как человеческих душах распространено по всему миру так же широко, как и мнение, что они — воплощенные божества предсказаний, бессмертия и радости…» (v). В серии работ «Древние цивилизации» (2011, рис. 5–6) с помощью горячей эмали и техники травления Вдовкина воссоздает образы древней фресковой живописи, где сама фактура полотна работы напоминает клинопись.
Рис. 1. Е.Н. Вдовкина. Нападение на кентавра. 2008. Медь, горячая эмаль. 60 × 40. Источник: Around Art (vi)
Рис. 2. Е.Н. Вдовкина. Мудрость и хитрость. 2008. Медь, горячая эмаль. 60 × 40. Источник: Around Art
Рис. 3. Е.Н. Вдовкина. Щебет. 2017. Медь, горячая эмаль. 35 × 35. Фото предоставлено Е.Н. Вдовкиной
Рис. 4. Е.Н. Вдовкина. Сплетня. 2017. Медь, горячая эмаль. 35 × 35. Фото предоставлено Е.Н. Вдовкиной
Рис. 5. Е.Н. Вдовкина. Композиция 1. Из серии «Древние цивилизации». 2011. 35 × 35. Медь, горячая эмаль, травление. Источник: Around Art
Рис. 6. Е.Н. Вдовкина. Композиция 2. Из серии «Древние цивилизации». 2011. 35 × 35. Медь, горячая эмаль, травление. Источник: Around Art
Интересной по композиционному и цветовому решению является работа «Забытая деревня» (2017, рис. 7). Е.Н. Вдовкина строит пространство так, что, как бы преодолевая земное притяжение, мы видим Землю сверху и на ней «скелеты» заброшенных, полуразрушенных домов. Построение композиции напоминает «сферическую перспективу» К.С. Петрова-Водкина. Художница изображает не какое-то определенное поселение, а с помощью такого приема говорит об общероссийской, а может быть, и о мировой проблеме вымирания малых деревень. Эту тему Е.Н. Вдовкина продолжает в произведении «Старый дом» (2021, рис. 8).
Рис. 7. Е.Н. Вдовкина. Забытая деревня. 2017. Медь, горячая эмаль. 55 × 55. Источник: Around Art
Рис. 8. Е.Н. Вдовкина. Старый дом. 2021. Сталь, горячая эмаль. 40 × 40. Фото предоставлено Е.Н. Вдовкиной
Большое количество произведений создает Е.Н. Вдовкина на религиозную тематику. Это иконы, выполненные по православным канонам, как для убранства храма, так и для храмовых фасадов. Среди таких иконописных образов — Александр Невский, Св. пророк Илия, Св. Апостол Павел, Св. Николай Чудотворец, Георгий Победоносец, Св. Пётр и Феврония Муромские и другие, а также различные иконографические типы образа Богоматери: «Богоматерь Знамение», «Богоматерь Умиление», «Богоматерь на троне», «Грузинская Божья Матерь», «Богоматерь-помощница в родах» и другие (рис. 9–11).
Рис. 9. Е.Н. Вдовкина. Рождество Христово. 2022. Медь, горячая эмаль. 40 × 35. Фото предоставлено Е.Н. Вдовкиной
Рис. 10. Е.Н. Вдовкина. Грузинская Божья Матерь. 2012. Медь, горячая эмаль. 21 × 17. Фото предоставлено Е.Н. Вдовкиной
Рис. 11. Е.Н. Вдовкина. Богородица — помощница в родах. 2022. Медь, горячая эмаль. 32 × 25. Фото предоставлено Е.Н. Вдовкиной
Иконописание в технике горячего эмалирования сама Екатерина Николаевна считает главным направлением своей деятельности. В своем эссе «Использование художественного эмалирования в православной канонической иконописи» она сравнивает процесс написания иконы по левкасу и по медному листу. Вдовкина отмечает, что и в том, и в другом случае последовательность действий художника практически не отличается и подчинена иконописному канону. Техника же горячего эмалирования имеет свои особенности на каждом этапе работы. Во-первых, на хорошо загрунтованную медную или стальную пластину, покрытую тонким слоем белой краски, наносится рисунок в технике сграффито. Далее в несколько приемов наносится красочный слой, чтобы добиться плотности цвета. На этапе «роскрыши» в эмали используется прием «поднадува» оттенка пистолетом-пульверизатором. Моделировку ликов и рук наводят «плавями», в эмали этот процесс называется намывкой. В прописи ликов число намывок гораздо больше. Далее, как и в традиционной иконе по левкасу, наносятся ассисты — пробела и оживки. Это лишь технологические этапы работы, но не менее важны здесь и настрой иконописца, умение представить анатомию божественного мира, почувствовать форму. «Для изучения этих форм необходимо внимательно рассматривать древние подлинники и, как откровение, научиться видеть окружающее так, как осознавали его древние художники. Преображенный мир войдет в наши сердца и переполнит нас, и только тогда, возможно, мы сами сможем писать образ, а написанные лики станут иконописными», — подчеркивает Е.Н. Вдовкина [10, с. 125–126].
Анализируя станковые и иконописные произведения художницы в технике горячей эмали, по нашему мнению, можно выделить ряд стилистических черт, присущих ее творчеству. Во-первых, Е.Н. Вдовкина активно использует фон в своей работе. Фон — это чаще всего не просто ровная цветная заливка, а фактурная поверхность. Фактура фона создает ощущение пространственности, глубины и играет свою роль в восприятии произведения. Во-вторых, в иконописных произведениях рамка, или ковчег, выполняется в большинстве случаев плоскостно, отсюда фактурное пространство фона приобретает еще большее значение и глубину. При восприятии произведения, в зависимости от того, на чем сосредотачивается взгляд человека, возникает очень интересный композиционно-семантический эффект перехода плоскости в пространство и наоборот. Это хорошо видно, например, в иконе с изображением Александра Невского (рис. 12) — плоскостно изображенная рама переводит, «подготавливает» взгляд зрителя к фактурно решенному фону (модус пространственности), в нимбе практически зеркальная поверхность вновь «обнаруживает» плоскостность, что можно считать композиционной прелюдией к переходу к лику Святого Воителя, выразительно переданного с применением «плавей». Здесь можно привести слова архимандрита Рафаила (Карелина), который пишет, что в пространстве иконы нет «линейной перспективы и пространственных дистанций. Там вместо объемности — ритм, точнее, ряд совмещенных друг с другом плоскостей, то проникающих одна в другую, то граничащих друг с другом, то разделяющих икону на категориальные сферы, где земное, временное и вечное видится в их неслитном единении» [11, с. 54]. Таким образом, пространство иконы как будто вибрирует, объединяя в себе горнее и дольнее.
Рис. 12. Е.Н. Вдовкина. Александр Невский. 2022. Медь, горячая эмаль. 47 × 35. Фото предоставлено художником
Работая в технике горячей эмали, Е.Н. Вдовкина очень тонко и точно чувствует материал. Художница обладает способностью умело соединить в работе различные технические приемы, ее произведения отличаются оригинальной тематикой и индивидуальным образным строем. Занимаясь в основном иконописью в технике горячей эмали, Екатерина Николаевна следует иконописным канонам, вместе с тем обогащая икону индивидуальными стилистическими особенностями. По ее мнению, «в настоящее время эмалевая икона находится в своем младенческом состоянии. У нее впереди годы становления и дальнейшего развития. С появлением новых технологий и возможностей … будут эволюционировать и развиваться способы производства икон в новых материалах. Технология совершенствуется каждый день при обилии различных растиражированных изображений, настоящая, выполненная руками, писанная в древней традиции икона в эмали будет цениться всё сильнее и сильнее» [10, с. 126].
Примечания
(i) Вдовкина Екатерина Николаевна // Российская академия художеств [сайт]. URL: https://rah.ru/the_academy_today/the_members_of_the_academie/member.php?ID=52312 (дата обращения: 07.11.2023).
(ii) Там же.
(iii) Прозорова Л. Сказка, рожденная в огне // Кавказская неделя. 2011. № 41 (1532). С. 7; Цигельская А. Необыкновенные образы, запечатленные в вечной эмали // Пятигорская правда. 2011. № 107 (7511). С. 12; Династия русских эмальеров // Агентство культурной информации [сайт]. 11.07.2011. URL: https://www.aki-ros.ru/news/33539.html (дата обращения 07.11.2023); Выставка династии художников-эмальеров продолжает работу в Пятигорске // Город-курорт Пятигорск [сайт]. 10.12.2018. URL: https://pyatigorsk.org/15737 (дата обращения 07.11.2023); «Два поколения». Выставка произведений Николая и Екатерины Вдовкиных в Российской академии художеств // Российская академия художеств [сайт]. 18.08.2021. URL: https://rah.ru/exhibitions/detail.php?ID=57380&sphrase_id=170694 (дата обращения 07.11.2023).
(iv) Танич Е. И вечность, и былое рядом // Пятигорская правда. 2015. 18 ноября. URL: https://pravda-kmv.ru/i-vechnost-i-byloe-ryadom/ (дата обращения 03.11.2023).
(v) Трессидер Дж. Словарь символов / пер. с англ С. Палько. М.: ФАИР-ПРЕСС, 1999. С. 132.
(vi) Здесь и далее: Мумрикова Г. Екатерина Вдовкина, эмальер, чья художественная мысль, избегая яркого цвета и эффектов, так нам близка и понятна // Around Art [сайт]. 03.09.2021. URL: https://dzen.ru/a/YTHDQKUC0gQ2py3k (дата обращения 24.09.2023).
Список источников
1. Золотая нить — дорога творчества. IV Международная биеннале искусства эмали, 16.05.2019–16.06.2019 / сост. С.П. Пономаренко, С.Н. Крылов; Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия имени А.Л. Штиглица. СПб.: 123book, 2020. 132 с.
2. II Международная биеннале искусства эмали «Солнце для всех» : каталог / ред. Л.А. Евдокимова. СПб.: Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия имени А.Л. Штиглица, 2012. 92 с.
3. Беркович О.А. Традиции и новации в развитии русского эмальерного искусства // Диалоги о культуре и искусстве. Материалы X Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (Пермь, 15–17 окт. 2020 г.) : в 3 ч. Часть 3 / отв. ред. М.М. Чудинова. Пермь: Пермский государственный институт культуры, 2020. С. 161–168.
4. Калабухова Е.В. Особенности развития декоративно-прикладного искусства на Ставрополье // Интерактивная наука. 2016. Вып. 2. С. 22–24. https://doi.org/10.21661/r-18640.
5. Дервиз Г. Симпозиумы по эмали // Архитектура. Строительство. Дизайн. 2005. № 4 (41). С. 58–61.
6. Перфильева И.Ю. Современная художественная эмаль: стилистические и инновационные тенденции развития // Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение. 2020. Т. 10. Вып. 4. С. 586–608. https://doi.org/10.21638/spbu15.2020.404.
7. Вдовкин Н.М. Горячая эмаль и ее применение в творчестве художников // Дизайн Ревю. 2008. № 1-2. URL: http://design-review.net/index.php?show=article&id=212&year=2008&number=1 (дата обращения 07.11.2023).
8. Александрова Я.А. Формирование центра художественной эмали в СПГХПА им. А.Л. Штиглица: истоки, этапы развития // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2017. № 3 (77). Ч. 1. C. 16–19.
9. Александрова Я.А. Станковая эмаль Ленинграда – Санкт-Петербурга второй половины XX – начала XXI в.: истоки и эволюция : дис. ... канд. искусствоведения. СПб., 2019. 368 с.
10. Вдовкина Е.Н. Использование художественного эмалирования в православной канонической иконописи // Художественный металл и горячая эмаль в контексте современных арт-практик : коллективная монография по результатам круглых столов / авт.-сост. И.Ю. Перфильева. М.: КУРС, 2022. С 123–126.
11. Рафаил (Карелин), архимандрит. Язык православной иконы. М.: Сатисъ, 1997. 67 с.
References
1. Ponomarenko, S.P. and Krylov, S.N. (comps.) (2020) Golden thread — road of creativity. 4th International Biennale of Enamel Art. Saint Petersburg: 123book Publ. (In Russ.)
2. Evdokimov, L.A. (ed.) (2012) 2nd International Biennale of Enamel Art “Sun for Everyone”. Saint Petersburg: Saint Petersburg State Academy of Arts and Industry. (In Russ.)
3. Berkovich, O.A. (2020) ‘Traditions and innovations in the development of Russian enamel art’, in Chudinova, M.M. (ed.) Dialogues about culture and art, part 3. Perm: Perm State Institute of Culture, pp. 161–168. (In Russ.)
4. Kalabuhova, E.V. (2016) ‘Features of decorative art in the Stavropol region’, Interaktivnaya nauka = Interactive science, (2), pp. 22–24. doi:10.21661/r-18640. (In Russ.)
5. Derviz, G. (2005) ‘Symposiums in enamel’, Arkhitektura. Stroitel'stvo. Dizayn = Architecture. Construction. Design, (4), pp. 58–61. (In Russ.)
6. Perfilyeva, I.Y. (2020) ‘Contemporary artistic enamel: stylistic and innovative development trends’, Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Iskusstvovedeniye = Vestnik of Saint Petersburg University. Arts, 10(4), pp. 586–608. doi:10.21638/spbu15.2020.404. (In Russ.)
7. Vdovkin, N.M. (2008) ‘Hot enamel and its use in the works of artists’, Design review, (1-2). Available from: http://design-review.net/index.php?show=article&id=212&year=2008&number=1 (accessed: November 7, 2023). (In Russ.)
8. Aleksandrova, Ya.A. (2017) ‘Formation of the Centre for enamel art in Saint Petersburg Stieglitz State Academy of Art and Design: origins, developmental stages’, Istoricheskiye, filosofskiye, politicheskiye i yuridicheskiye nauki, kul'turologiya i iskusstvovedeniye. Voprosy teorii i praktiki = Historical, philosophical, political and legal sciences, cultural studies and art history. Questions of theory and practice, (3), part 1, pp. 16–19. (In Russ.)
9. Aleksandrova, Ya.A. (2019) Easel enamel of Leningrad – St. Petersburg of the second half of the 20th – early 21st century: origins and evolution. Cand. Art sci. thesis. Saint Petersburg. (In Russ.)
10. Vdovkina, E.N. (2022) ‘The use of artistic enameling in Orthodox canonical icon painting’, in Perfilyeva, I.Yu. (comp.) Artistic metal and hot enamel in the context of modern art practices. Moscow: KURS Publ., pp. 123–126. (In Russ.)
11. Rafail (Karelin), archimandrite (1997) The language of the Orthodox icon. Moscow: Satis. (In Russ.)
Информация об авторе:
Мушникова Елена Анатольевна, кандидат искусствоведения, директор Центра языков и культур народов Большого Алтая, Алтайский государственный технический университет имени И.И. Ползунова, Барнаул, Российская Федерация, mushnikova77@mail.ru, https://orcid.org/0000-0003-3651-9229.
Information about the author:
Elena Anatolyevna Mushnikova, Cand. Sci. (Art History), Head of the Center for languages and cultures of the peoples of the Great Altai, Altai State Technical University, Barnaul, Russian Federation, mushnikova77@mail.ru, https://orcid.org/0000-0003-3651-9229.
Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
The author declares that there is no conflict of interest.
Статья поступила в редакцию 15.11.2023; одобрена после рецензирования 30.11.2023; принята к публикации 04.12.2023.
The article was received by the editorial board on 12 November 2023; approved after reviewing on 30 November 2023; accepted for publication on 04 December 2023.