Научная статья на тему 'Творчество г. Сковороды как феномен украинского преромантизма'

Творчество г. Сковороды как феномен украинского преромантизма Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
349
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
украинская культура / преромантизм / философия сердца / Сковорода / українська культура / преромантизм / філософія серця / Сковорода

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Пашковская Л. Л.

Г. Сковорода поистине народный философ, оригинальный мыслитель, создавший собственную философскую систему и систему общественно – политических и этических взглядов, которые вызрели на почве реальной жизни украинской действительности и в полной мере отражали взгляды, мысли и чаяния народа, его стремление к лучшему будущему. Преромантизм Г. Сковороды это развитие европейской философской мысли на украинской духовной почве. В статье рассматриваются философские произведения Г. Сковороды как феномен украинского преромантизма, в которых разрабатывались наиболее важные вопросы философского, общественно – политического, государственного, этического, педагогического и другого характера, значительная часть которых является научно – литературным наследием. В рассмотрении феномена украинского преромантизма используется культурологический подход в изучении фундаментальных черт и социо-психических основ украинской ментальности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Творчість Г. Сковороди як феномен преромантизму

Г. Сковорода істинно народний філософ, оригінальний мислитель, який cтворив власну філософську систему і систему суспільно – політичних и етичних поглядів, які визріли на ґрунті реального життя української дійсності та в повній мірі відбивали погляди, думки і чаяння народу, його стремління до кращого майбуття. Преромантизм Г. Сковороди це розвиток європейської філософської думки на українському духовному підґрунті. В статті розглядаються філософськи твори Г. Сковороди як феномен українського преромантизму, в яких розроблялися найбільш важливі питання філософського, суспільно-політичного, державного, етичного, педагогічного та іншого характеру, значна частина яких являється науково-літературною спадщиною. При розгляді феномену українського преромантизму використовується культурологічний підхід у вивченні фундаментальних рис і соціо психічних основ української ментальності.

Текст научной работы на тему «Творчество г. Сковороды как феномен украинского преромантизма»

Ученые записки Таврического национального университета имени В.И. Вернадского

Серия «Философия. Культурология. Политология. Социология». Том 27 (66), 2014. № 1, С. 174-183.

УДК 008:130.122:7.035 Сковорода.

ТВОРЧЕСТВО Г. СКОВОРОДЫ КАК ФЕНОМЕН УКРАИНСКОГО ПРЕРОМАНТИЗМА

Пашковская Л.Л.

Таврический национальный университет имени В. И. Вернадского, Симферополь, Украина E-mail: uviolinprincipale@ukr. net

Г. Сковорода - поистине народный философ, оригинальный мыслитель, создавший собственную философскую систему и систему общественно - политических и этических взглядов, которые вызрели на почве реальной жизни украинской действительности и в полной мере отражали взгляды, мысли и чаяния народа, его стремление к лучшему будущему. Преромантизм Г. Сковороды - это развитие европейской философской мысли на украинской духовной почве. В статье рассматриваются философские произведения Г. Сковороды как феномен украинского преромантизма, в которых разрабатывались наиболее важные вопросы философского, общественно - политического, государственного, этического, педагогического и другого характера, значительная часть которых является научно - литературным наследием. В рассмотрении феномена украинского преромантизма используется культурологический подход в изучении фундаментальных черт и социо-психических основ украинской ментальности.

Ключевые слова: украинская культура, преромантизм, философия сердца, Сковорода.

В истории философии и науки прослеживается постоянный интерес к так называемым «божественным», «выдающимся» личностям. Эта публикация является продолжением ряда статей, посвящённых рассмотрению влияния этого феномена на характер художественного творчества. Влияние харизматической личности на креативное начало в творческом процессе в искусстве всегда было и будет актуальным. Исследование этой проблемы мы предлагаем рассмотреть на материале философии и творчества Г. Сковороды как феномене украинского преромантизма.

Украинская культурологическая мысль обладает своей славной историей. Ярким примером прерванной линии культурного наследия, по мнению М. Поповича, может быть судьба философа Г. Сковороды, вследствие которой возникло представление об определённом сентиментальном кордоцентризме -«философии сердца», которая характеризует украинскую культурную традицию и представляется актуальной на современном этапе.

Произведения Г. Сковороды, распространяемые в многочисленных рукописях, обрели значительную популярность ещё при жизни автора. В печати они начинают появляться только после его смерти, да и то с большими перерывами. И хотя о Г. Сковороде как философе уже писали и первый его биограф М. Ковалинский, и комментаторы И. Снегирёв, И. Срезневский, А. Хиждеу, М. Сумцов и другие, специальные исследования философских взглядов Сковороды появляются только в конце XIX ст. в связи с празднованием 100 - летнего юбилея со дня его кончины, когда впервые стало доступным широкому кругу основное наследие философа, благодаря публикации его произведений Д. Багалием. Появляются труды А. Ефименко, Ф. Зеленогорского, Ф. Кудринского, М. Петрова, И. Мирчука, В. Зеньковского, Д. Чижевского и др. В 20 - 30 гг. XX ст. изучением теоретического содержания произведений Сковороды занимались Г. Хоткевич, М. Гордиевский, А.

Коваливский, П. Пелех, В. Петров, М. Ладыженский, И. Очинский, Б. Скитиский, П. Демчук и др. Раскрытию существенных сторон философии Г. Сковороды в 40 - 60 гг . XX ст. содействовали статьи и монографические исследования А. Трахтенберга, З. Мелещенко, Т. Билыч, И. Табачникова, П. Шкуринова, А. Брагинца и др. В дальнейшем работа по изучению философского наследия Г. Сковороды продолжилась в направлении более основательного выяснения детального содержания его онтологии, гносеологии и прежде всего морально - этического учения, его социально - исторической основы, по - новому прочитать и переосмыслить его литературные и философские произведения. И по сей день они не утратили огромного интереса у отечественных и зарубежных исследователей его творческого наследия. ( М. Попович, Л. Сафронова).

В философских произведениях Сковорода разрабатывал наиболее важные вопросы философского, общественно - политического, государственного, этического, педагогического и др. характера. Часто одни и те же проблемы он развивал в ряде произведений. По способу изложения значительная часть писаний Г. Сковороды является научно - литературным конгломератом.

Сковорода как философ и писатель был для своего времени энциклопедически образованным человеком. Прекрасное владение многочисленными старыми и новыми языками позволили ему основательно ознакомиться с творчеством античных философов - писателей разных направлений - Сократа, Платона, Аристотеля, Эпикура, Сенеки и др., а также с мыслителями нового времени - Декартом, Спинозой. Он придерживался самых новейших научных взглядов на природу и общество, признавал гелиоцентрическую систему Коперника.

Современник Ж.-Ж. Руссо, Д. Дидро, Лессинга и Гердера, М. Новикова и А. Радищева, он глубоко воспринял дух просветительства, светлую веру во всемогущество человеческого разума, в торжество правды и справедливости. Определяющую роль в формировании его как личности, безусловно, сыграло десятилетнее обучение Г. Сковороды в Киево-Могилянской академии, в которой, благодаря усилиям Ф. Прокоповича и других прогрессивных деятелей отечественной культуры, весьма ощутимы были просветительские традиции. Г. Сковорода был знаком с передовой российской общественно - политической мыслью и литературой, с российскими просветителями ХУШ ст. Его сатира близка к сатире М. Ломоносова, Кантемира, к творчеству сатирика и общественного издателя Новикова. Ощутимы идейно - философские связи между Г. Сковородой и украино-российским философом-просветителем Я. Козельским. Достаточно много общего можно найти в педагогических идеях Г. Сковороды и французского просветителя Ж.-Ж. Руссо.

Г. Сковорода был достаточно оригинальным, своеобразным мыслителем, который создал собственную философскую систему и систему общественно-политических и этических взглядов. Материалистическая тенденция переплеталась у него с идеалистическими взглядами. Определяющим фактором в них было то, что вызрели они на почве реальной жизни украинской действительности и в полной мере отражали взгляды, мысли и чаяния народа, его стремление к лучшему будущему. И этими идеями он был близок и понятен народу, стал поистине народным философом. В процессе своего философского развития Г. Сковорода

пришёл к признанию главенствующего положения материалистической философии о вечности материи.

Романтическое мировосприятие в своей основе имело духовные ценности, выраженные в идеях и принципах, существенно влияющих на социально-политическую и культурную жизнь общества. Историческое становление основных идей романтического мировоззрения в украинской культуре представлено в форме преромантизма.

Основными чертами преромантизма исследователи считают обращение к народности, метод историзма, идеализацию Средневековья, культ таинственности и присутствие героя, субъективизм и сентиментализм.

Преромантизм в духовной культуре Украины конца ХУШ ст. свидетельствует об интернациональном характере тенденций духовной жизни Европы, об интегрированности Украины в общеевропейские социально-политические, экономические и духовно-культурные процессы до I пол. ХУШ ст. Кроме того, преромантизм указывает на наличие в Украине достаточных духовно-культурных и социальных условий для возникновения Романтизма. Философская основа является своеобразным интегрирующим стержнем любой культуры и мировоззрения какого - либо исторического периода. Основополагающий принцип европейского Романтизма - неоплатонический принцип универсума.

Главные теоретики и практики эстетики Романтизма творчески разработали христианские идеи креативности и символизма, осмыслив природу как становящееся символическое произведение искусства, акт деятельности абсолютного Духа, «истечение Абсолюта» (по Шеллингу); его «тайнопись» присутствует в природе и представлена через художника - посредника в произведениях искусства. Романтики стирают грани между жизнью, философией, религией, искусством. В качестве одной из сущностных парадигм космо-социантропного бытия они осмысливают искусство. Шлейермахер утверждал, что на основе опыта Романтизма как нового религиозного опыта должно осуществиться единение души с Универсумом. Новалис был убеждён, что художник призван стать «священником и мистагогом новой веры», чтобы с помощью поэзии очистить от скверны души людей, природу, землю для новой идеальной возвышенной жизни. В эстетическом подходе романтиков художественный образ - это уникальный феномен в единстве формы и содержания, которые не могут быть разделены, не существуют порознь. В художественном творчестве значимо переживание, а не рациональное мышление, не разум, но интуиция, не столько результат, сколько сам процесс творчества или восприятия.

Эстетика Романтизма акцентировала внимание на потенциальных креативных возможностях природы, духа художника; на духе возвышенного, пронизывающем природу и истинное искусство. Для эстетики Романтизма характерны культ бесконечного, возвышенная духовность, обострённый лиризм, стремление к смешению некрасивой реальности с фольклорной сказочностью, фантазийным, чудесным. Бесконечность - это сущностная характеристика всего существующего. По мнению романтиков, вселенная и микромир, Универсум и человек, начало и конец, время и вечность, конечность и бесконечность, завершённость и свобода -противоположности, которые взаимополагают и взаимообуславливают друг друга. Универсум для индидуума - это тайна, которая выдаёт себя как бесконечность, Бог.

Но тайна не подвластна разуму, её постижение - магический акт, на который способен гениальный дух только отдельных личностей. Индивид своей деятельностью как проявлением «самодеятельного духа» и свободы, способен донести до других бесконечность Универсума через символ, который является неотъемлемым атрибутом культуры (по Ф. Шлегелю). Основополагающий принцип европейского и украинского Романтизма - неоплатонический принцип универсума. Каждая форма, порождаемая Универсумом (по Ф. Шлейермахеру) «кожна ютота, який вш дае, залежно вщ повноти життя, вщокремлене юнування» [10], является его частью как целого. В сущности он стал метапринципом в форме «божественной жизни» или «жизни духа» у представителей немецкой классической философии и в форме «Высшей силы», «божественного Провидения» в рецепции украинского Преромантизма и Романтизма. Исходя из принципа универсума, вселенная вокруг нас и мир внутри нас - для романтиков это то Единое, что может и должен постичь человек. Универсум растворён в духовности человека, а он растворён в Универсуме. В этом заключено своеобразие романтического мировосприятия, егомистичность. Новалис говорил: «Мы мечтаем о путешествии во вселенной: но разве не размещается вселенная в нас самих? Мы не знаем глубин нашего духа. Именно туда ведёт таинственный путь. В нас самих либо же нигде пребывает вечность с её мирами, прошлое и будущее». [2] Неоплатоническая проблематика: Единое - душа - Бог проходит через украинскую философию начиная от «Дюптри» Виталия из Дубна до произведений Г. Сковороды и П. Юркевича и формирует мировоззренческую романтическую позицию. Самоценность человека и Богом данное ему естественное право на свободу становится её основой.

В рассмотрении феномена украинского преромантизма достойное место принадлежит Д.Чижевскому и его работе «Философия Г. С. Сковороды», в которой автор использует культурологический подход в изучении фундаментальных черт и социо-психических основ украинской ментальности. Духовная элита нации на протяжении многих поколений стремилась выработать главную цель духовно -культурной жизни - утвердить в исторической действительности национальную идентичность. В украинской национальной ментальности на мировоззренческо-философском уровне доминируют экзистенциональные мотивы. Вера, любовь, достоинство, самопожертвование, выбор, свобода воли и др. составляют автентическую украинскую ментальность и являются неотъемлемыми элементами романтического мировосприятия. Эти необъяснимые духовные сущности определяют своеобразие и уникальность бытия человека.

Автентическая украинская ментальная парадигма, духовно - культурная традиция, для которой характерны личностная самодостаточность, такие благородные черты, как деликатность и утончённость взаимоотношений, чувство собственного достоинства, религиозность и склонность к мистицизму. Национальной психологии украинцев присуще поклонение природе, которую считали проявлением Высшей силы и воспринимали как закон, установленный Божественной силой, и поэтому ей близок неоплатонизм; а национальная философия, выражая духовно - культурную традицию, представляет этическую, этико-религиозную и эстетическую интерпретацию смыслов человеческого бытия. Она осуществляется преимущественно в смысло-образной и символической форме

посредством связи человека со сферой трансцедентного не только в философии, но и искусстве, литературе, поэзии.

Наличие духовного смысла в художественном творчестве выработало с веками и особую духовную культуру чтения, которая преподавалась в братских школах. Считалось, что писанное от Духа даётся живому сердцу. Чтение сердцем - это не праздная выдумка, оно не связано с личным произволом, сдерживается духовной ответственностью и волей к выбору добра. Одна из сущностных характеристик Духа - это его кардиогнозис, обращённость к сердцу, которое есть сосредоточие духовной жизни. Мировоззренческой основой украинского романтизма стала украинская «философия сердца», которая, выражая духовно-культурную традицию, как уже отмечалось ранее, представлена как этическая, этико-религиозная и эстетическая интерпретация смыслов человеческого существования.

Заинтересованность украинской философии ХУШ ст. человеком, его духовным миром, свободой станет ведущей проблематикой в преромантизме и Романтизме. В определённом смысле, по мнению М. Козачинского, в этом направлении следует понимать движение человека на пути к самоусовершенствованию.^] Это движение представляет проявление бесконечности Универсума и ведёт к постижению Универсума как Бога.

Проблема «человек-Вселенная», задающаяся вопросами единения человека, мира и Бога, дискутировалась в украинской философии XVII - начала XVIII ст. В дальнейшем она была представлена философией Г. Сковороды. Упомянутая проблематика формирует направление философско-теологической мысли, ведущей к становлению украинского романтического мировоззрения. По мнению Д.Чижевского, преромантизм Сковороды является развитием европейской философской мысли на украинской духовной почве. Содержание произведений Г. Сковороды показывает, что он представляет философскую мысль (подобно немецким романтикам), смотрит на мир глазами философа, который абстрагируется от каких-либо конкретных социально-политических событий. Но в то же время он является ярким представителем украинской духовной культуры и философии, которая отвечала европейской тенденции развития.

На протяжении многих столетий Сковорода остаётся, пожалуй, одним из наиболее уважаемых личностей украинской культуры. Г. Сковорода - вершина староукраинской культуры. Будучи воспитанником Киево-Могилянской академии, он мыслил и жил в интеллектуальном и образном пространстве, созданном Библией. Но мир Библии он называет не священным, а символичным. С одной стороны, это не противоречит общей для Сковороды и европейских протестантов идеализации Библии как универсального культурного фонда. С другой стороны, в Библии есть дух, но есть и «оманлива тварна плоть». [3] Двойная характеристика Библии является следствием признания Сковородой её символической природы. Для большинства староукраинских богословов Святое Письмо оставалось буквальным повествованием об истории Вселенной и Боговоплощения. На этом прямо настаивали, кроме С. Яворского, Св. Д. Ростовский (Туптало) и Г. Кониський (учитель богословия в классе Сковороды), а современник Сковороды П. Величковский призывал придерживаться текста Святого Письма «крепце, аки слепец за тын». Сковорода идёт дальше самых смелых приверженцев критического мышления в теологии: не отрицая священного и боговдохновенного характера

Библии, он полностью отбрасывает литеральный смысл Святого Письма. Он отрицает прямой смысл «исторических» частей Библии: «Бiблiа есть источник. Народняя в ней iсторiа и плотскш имена есть то грязь и мутная иль». [5] Для него все библейские образы, и даже апостолы, являются не более чем символичные фигуры с глубоким иноязычным содержанием. Символический характер Библии означает, что вечности принадлежит только глубокий метафорический и аллегорический смысл её, а не сюжетно-образный ряд. Сковорода не жалеет сарказма, чтобы высмеять наивное верование в Библию как в реальную историю мира, - начиная от идеи сотворения и Божьего субботнего отдыха. Мышление Сковороды о текстах и буквальном содержании Святого письма радикально критическое, и в этом он расходился со всеми староукраинскими философами и богословами. И тем не менее, можно с уверенностью сказать, что Сковорода находился в том русле просветительской критической мысли, из которого вышли научные исследования текстов Святого Письма.

Общая концепция Сковороды основывается на христианском учении о теле и душе, развитым апостолом Павлом, и обозначенным символикой сердца. В этом смысле всё христианство является «философией сердца». Но Сковорода руководствуется библейским пониманием слова «сердце», которое не совпадало с романтическим представлением о противостоянии «сердца» и «разума». В библейском языке сердце, как и почки, рассматриваются как «умственный центр» личности. Сковорода не различает в «сердце» его чувствительной и рациональной сторон; фраза «Всяк есть тем, чьё сердце в нем» свидетельствует не о чувственности и чуткости в противовес ratio (уму), а о необходимом соответствии способу существования данного человека к его сущности. В европейской схоластической традиции речь шла о единстве essentia и existentia. Ссылаясь на Иеремию, Сковорода говорит о сердце в понимании essentia.

У Сковороды духовное представлено как моральное. Духовное и моральное выходит из Универсума как Начала. «Початок i кшець е те саме, що Бог або вiчнiсть.» [6, С.12] Начало - это «едине, безмiрне, й надшне», оно «як с^зь, так i завжди е». Единое как вечность присутствует в каждом существовании. «Згниття старого е породженням нового, аби падшня присутне було тут, де й поновлення, що свщкуе про премудре ii i всезбережне свггоформування». [6, С.12] Конечное не заканчивается бесконечностью, бесконечность переходит в конечность. «I так завжди все йде в нескшченнють. Все, що виповнюе початок i свгг цей, бувши тшню його, кра1в не мае. Вш завжди i с^зь iз сво!м початком, як тшь iз яблунею. У им лише рiзне, що дерево життя стоггь i перебувае, а тшь малiе; то проходить, то родиться, то щезне i е нщо». [6, С. 16] Для изложения своего учения Сковорода использует символы, пользуясь методом антитетики. Как и немецкие романтики, он считал, что человек может постичь Единое духовно, но не с помощью дискурсивного мышления, а посредством символов. Вхождение в символы, а посредством их приближение к Единому, Богу, есть таинство (аналогично и у романтиков). Единое, Универсум как Начало, бесконечность и вечность Бога человек может постичь только сердцем, входя в образ - символ. То же утверждает и Новалис. К символике обращались все европейские философы, которые стояли на принципах неоплатонизма. Символика Сковороды аналогична европейской мистической символике. За символы Единого Сковорода брал кольцо, шар, солнце,

глаз, вводил символы опасности, зависти, самопознания, вечности, истины, благодарности и др. Но самая большая тайна символа для Сковороды - слово. Оно как «ютинний i единий початок, е зерном i плодом, центром i гаванню, початком i кiнцем. [6, С.17] « Спочатку було слово» - оно начало и конец человеческой культуры и духовности. А потому самой значимой книгой для Сковороды есть Библия: «Коли ж вона створена до Бога й для Бога, тодi шя богдихальна книга й стала Богом». [там же] Для Сковороды как мир символов, так и макрокосм и микрокосм является проявлением Единого. Обращение человека к себе, познание себя - это постижение бесконечного, Бога. А познать себя человек должен сердцем, тогда он почувствует свою природу, а значит, приблизится к Богу, к Единому. «Вчувай, що серце чисте живе у зрщненному житп...» [7] . На пути к себе человека подстерегают иллюзорные утешения, искушения и потому, по Сковороде, он при жизни может стать на путь лицемерия. Идти путём истины человек может, только будучи верным своей природе. Природа человека сокрыта в нём, и познать её сразу не удаётся. Человек потерян в мире и чужд ему. Отыскать себя он может только уединившись, сбежав от соблазнов мира и углубившись в себя. Это путь Наркиса, путь Прометея и Икара. Это путь достижения недосягаемого субъективного счастья. Познав себя, человек перевоплощается, подобно Наркису, который стал источником. Символ источника у Сковороды означает «безкраю думок наших безодню» и «глибоке серце». Мотивы уединения, перевоплощения перерастут у украинских романтиков в художественные приёмы для подъёма национального героя, который воплощает мечты, надежды, «душу народа». Для Сковороды истинным человеком в человеке есть сердце. Сердце для Сковороды -иррациональная, неосознанная сущность, она скрывается за оболочкой здравого смысла, дискурсивного мышления. «Глибоке ж серце, й одному лише Богу тзнаване, не що шше, як думок наших безкрая безодня, проспше сказати, душа, тобто, ютота й ютотна юта, й сама есенщя». [8] В сердце для Сковороды заключена и «весна», и «вшна» и «блискавка та ^м» , а значит - бездна. «Бездоннють серця виявляеться в його «ненаситности», як темна, так i свггла сердечна безоднють не дасть себе задовшьнити навггь i цшим свггом: неспокш, хвилювання, колихання темного, «нестримний рух» свгглого серця е динамiчнi вирази для ще! ненаситносп... Подiбнi мотиви звучать у романтиюв та шмецькому iдеалiзмi. З великим притиском вони тдкреслюють чисту активнють духу, чудо невимiрностi душевного життя, необмежену свободу, невичерпану глибину та багатство фантазп та темш (й свiтлi) безодш несвiдомого». [ 9 ]

Выдающимся явлением второй половины XVIII ст. является и литературное творчество Г. Сковороды. Кроме философских трактатов и диалогов, он писал сказки, много поэтических произведений, среди которых выдающимся является сборник духовной лирики «Сад божественных тсень». Каждая из песен сборника имела мелодию, созданную самим Г. Сковородой, но только некоторые из них сохранились в украинском фольклоре, а потом попали в сборники народных песен. Духовная лирика в этом сборнике приобрела оригинальное воплощение.

Песни Г. Сковороды захватывают своим лиризмом, прекрасным описанием украинской природы. Но в этом жанре Сковорода - поэт остаётся философом. Его песни наполнены размышлениями о смысле жизни, об истинном счастье, в них обличаются негативные человеческие качества (гонка за богатством, обман,

лживость и т.д.). Г. Сковорода пел созданные им песни - романсы; владея несколькими музыкальными инструментами, он аккомпанировал себе на каком -нибудь инструменте. Его песни стали популярными и распространялись как народные песни. При жизни Г. Сковороды они не издавались, но в памяти народа сохранились как авторские (сковородинские) песни. В связи с устным распространением песен Г. Сковороды исследователям удалось разыскать только небольшую их часть. Некоторые из них были в репертуаре лирников, бандуристов, а также вошли в сборники украинских народных песен. Тематическое содержание песен - романсов Г. Сковороды связано с его философией и этическим учением. Два произведения Г. Сковороды: «Ой ти, пташкожовтобоко » и « Стоiтьявiр над водою», - с некоторыми изменениями входящие в сборник «Сад божественных тсень» (18-я песня) имеют яркие признаки жанра песни - романса, являются образцами чистосердечной лирики с пластической и нежной мелодикой, которая отмечается эмоциональной чувственностью с типичными для украинских песен -романсов интонации и мелодические обороты, характерные для украинских крестьянских лирических песен. Тексты всех песен - романсов имеют аллегорическое содержание, где последняя строфа является философским выводом. В данном случае - это идея, которая резюмирует следующее: счастлив тот человек, кто живёт скромно, близко к природе: «Господь гордым противится, смиренным же даёт благодать» (эпиграф к песне № 18).

С философией Г. Сковороды связана и песня «Всякому городу нрав и права» («Сад божественных тсень», песня № 10). В тексте этой песни получила воплощение барочная « театральная » метафора « мир-как-театр ». Г. Сковорода в песне «Всякому городу нрав и права» сатирически изображает этот «мир-театр» и нежелание принимать в нём участие, т.е. стремление жить по другим этическим нормам. Эту песню Г. Сковороды в начале XIX ст. использовал И. Котляревский в опере «Наталка Полтавка».

Своими песнями - романсами Г. Сковорода обогатил этот жанр философской тематикой. Для камерно - вокальных произведений второй половины ХУШ ст. это новое явление в европейском масштабе, если вспомнить, что в романсах классического стиля этой эпохи преобладала галантная любовная лирика. В мелодике же своих произведений Г. Сковорода опирался, как уже отмечалось, на стилистику украинской крестьянской песни и городской песни - романса.

Решительный шаг Г. Сковороды заключался в отказе от традиционных претензий философов на создание общей картины мира, в сосредоточении философской мысли по поводу вопроса, что же такое счастье и может ли его достичь каждый. Сковорода видел основную задачу философии в построении философской антропологии (учении о человеке), а философскую онтологию (учение о бытии) не считал путём к разрешению проблем философии человека. В этом и состояла его «кордоцентристская» философия. Сковороду по праву можно считать предвестником новой эпохи - эпохи украинского романтизма. [4] Но в то же время он яркий представитель украинской духовной культуры и философии, которая отвечала европейской тенденции развития.

Как человек обретает себя через свою духовность, так национальная культура обретает себя через духовность народа. И. Котляревский считал, что в духовно-культурной жизни Украины поиски смысла жизни, а следовательно, и поиски себя,

традиционно исходят из осознания человека своей духовной сопричастности, родства с национальной культурой, воспринимаемые как проявление трансцедентного, Божественного в человечности. То , что провозглашает в человеке так называемый «дух народа», эта традиция называет голосом сердца. П. Кулиш считает, что национальная духовность, культура («пшеница») является проявлением Бога в народе и придаёт основательности его существованию. «Сердце» - духовная глубина человека. Общий алгоритм мировосприятия проявляется в познании себя, в погружении и постижении своего родства с тем, что исходит от Бога - родиной, языком, культурой. И эта бессознательная таинственная сила определяет собой жизненный путь отдельного человека и историческую судьбу нации. Мировоззренческая и культурологическая позиция, общая духовно - культурная традиция П. Кулиша близка взглядам Кирилло-Мефодиевского общества. Культурологический подход к творчеству украинских романтиков, представляемый ещё Д.Чижевским, позволит определить направление дальнейших исследований критериев духовно-культурной традиции, грани, содержание и предназначение национальной философии.

Нас не может не восхищать личность Г. Сковороды, непривычное жизненное его поведение, последовательность в отстаивании своего учения, бескомпромиссность натуры, главенствование над обстоятельствами собственной жизни. Всесторонняя природная одарённость, редкостная память, музыкальный слух и голос, развитые благодаря полученному образованию, задатки таланта в графике, не говоря уже о самом главном - создании своих выдающихся философских произведений, которые позволили ему сделать существенный вклад в отечественную культуру.

Список литературы

1. Козачинский М. Книга третья. Нравственная философия или этика / М. Козачинский // Памятники этической мысли на Украине XVII - первой половины XVIII ст. - К.: Наукова думка, 1987. - С. 309.

2. Новалю. Фрагменти // Мислител1 тмецького романтизму. - 1вано - Франювськ: Лшея - НВ, 2004 . - С . 331.

3. Попович М. Культура: шюстрована енциклопед1я Украши / М.В. Попович. - К.: Балля - Друк, 2009. - С. 81.

4. Попович М. Культура: шюстрована енциклопед1я Украши / М.В. Попович. - К.: Балтая -Друк, 2009. - С. 82.

5. Сковорода Григорш. Повне з1брання творш у 2-х тт. - К. , 1973. - Т.1 , С. 119.

6. Сковорода Г. Книжечка, называемая SilenusAlcibiadis, сиръчь Икона Алюв1адская (Израильскш Змш ) // Повне з1бр. тв .: У 2 т . - К . : Наукова думка, 1973 . - Т . 2 .

7. Сковорода Г. Толковаше из Плутарха о тишинъ сердца // Повне з1бр . тв . : У 2 т .- К.: Наукова думка, 1973, - т . 2 . - С . 206 .

8. Сковорода Г. Нарюсс . Разглагол о том: узнай себе // Повне з1бр . тв. : У 2 т . - К . : Наукова думка, 1973 . - Т . 2. - С . 159.

9. Чижевський Д . Фшьософия Г . С. Сковороди. /Д.Чижевский - Варшава, 1934 . - С. 121 - 122.

10. Шляермахер Ф. Про релтю: промова до осв1чених людей серед тих, яю и зневажають. /Ф.Шляермахер//Мислител1 тмецького романтизму. - 1вано - Франювськ: Лшея, 2003. - С . 228 - 229 .

Пашковська Л.Л. Творчкть Г. Сковороди як феномен преромантизму / Л.Л. Пашковська // Вчет записки Таврiйського нацiонального ушверситету iм. В.1. Вернадського. Серiя: Фшосо(^я. Культурологiя. Полiтологiя. Соцiологiя. - 2014. - Т. 27 (66), - № 1. - С. 174-183. Г. Сковорода - ютинно народний фшософ, оригшальний мислитель, який створив власну фшософську систему i систему суспшьно - полiтичних и етичних поглядiв, якi визрши на Грунт реального життя укра1нсько1 дiйсностi та в повнш мiрi вiдбивали погляди, думки i чаяння народу, його стремлшня до кращого майбуття. Преромантизм Г. Сковороди - це розвиток европейсько! фшософсько! думки на укра1нському духовному пiдrрунтi. В статтi розглядаються фiлософськи твори Г. Сковороди як феномен укра!нського преромантизму, в яких розроблялися найбiльш важпивi питання фшософського, суспiльно-полiтичного, державного, етичного, педагогiчного та шшого характеру, значна частина яких являеться науково-лггературною спадщиною. При розглядi феномену укра!нського преромантизму використовуеться культуролопчний пiдхiд у вивченнi фундаментальних рис i соцiо - психiчних основ укра!нсько! ментальностi.

Ключовi слова: укра!нська культура, преромантизм, фiлософiя серця, Сковорода.

Pashkovskaya L. L. Creation G.Skovoroda as a phenomenon of preromanticism / L. L. Pashkovskaya

// Scientific Notes of Taurida National V. I. Vemadsky University. - Series: Philosophy. Culturology. Political science. Sociology. - 2014. - Vol. 27 (66), - No 1. - P. 174-183.

G. Skovoroda-it is really national philosopher, the original thinker who has created own philosophical system and system of political and ethical views which ripened on of soil of the Ukrainian reality and fully reflected views, thoughts and expectations of the people, its aspiration to the best future. Preromanticism G.Skovoroda pans is a development of the European philosophical thought on the Ukrainian spiritual soil. In article examine G.Skovoroda's philosophical works as a phenomenon of the Ukrainian preromanticism in which were developed are considered the most important questions philosophical, socio - political, state, ethical, pedagogical and other the character considerable part whom represent as is a scientific and literary conglomerate. In consideration of a phenomenon of the Ukrainian preromanticism the cultural studies approach in studying of fundamental lines and socio - mental bases of the Ukrainian mentality is used. Keywords: Ukrainian culture, preromaticism, heart philosophy, Skovoroda.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.