Научная статья на тему 'Творчество г. Канчели в современном научном контексте'

Творчество г. Канчели в современном научном контексте Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
851
244
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Г. КАНЧЕЛИ / АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ / ОТКЛИК НА ИСПОЛНЕНИЕ / СТАТЬЯ / МОНОГРАФИЯ / УЧЕБНИК

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Денисова Зарина Мухриддиновна

На основании последовательного анализа музыковедческой литературы о композиторе Г. Канчели прослеживается процесс освоения его творчества научной мыслью и вхождения его в музыкальную культуру современности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Творчество г. Канчели в современном научном контексте»

Вестник Челябинского государственного университета. 2009. № 29 (167).

Философия. Социология. Культурология. Вып. 13. С. 157-159.

З. М. Денисова

ТВОРЧЕСТВО Г. КАНЧЕЛИВ СОВРЕМЕННОМ НАУЧНОМ КОНТЕКСТЕ

На основании последовательного анализа музыковедческой литературы о композиторе Г. Канчели прослеживается процесс освоения его творчества научной мыслью и вхождения его в музыкальную культуру современности.

Ключевые слова: Г. Канчели, анализ литературы, отклик на исполнение, статья, монография, учебник.

Гия Александрович Канчели - одна из ключевых и пока еще неразгаданных фигур в художественной культуре II пол. XX в. Музыка композитора столь самобытна в концепци-онном и стилистическом отношениях, что не перестает удивлять по настоящее время. Возможно, такое слышание складывается благодаря таящейся в его звуковых пластах смысловой глубине, которая раскрывается далеко не сразу и по-прежнему притягивает исполнителей и музыковедов.

В историю отечественной музыки Г. Канче-ли вошел, в первую очередь, как крупнейший симфонист II пол. XX в. Однако творчество композитора отличается жанровым многообразием. Помимо семи симфоний, это опера «Музыка для живых», литургия «Оплаканный ветром», произведение для симфонического оркестра и хора мальчиков «Светлая печаль», цикл молитв «Жизнь без рождества», музыка к спектаклям и кино, а также многое другое.

Анализ литературы о Канчели в историческом ракурсе, представленной различными жанрами (рецензиями на концерты, статьями, монографическими очерками), является весьма актуальным, так как позволяет выявить этапы осмысления творчества композитора, а также определить степень его изученности на современном этапе.

Итак, впервые о Г. Канчели стало известно из отзывов о его участии во Всесоюзном конкурсе молодых композиторов, из рецензий, посвященных его работе в драматическом театре, из откликов на исполнение его музыки. Еще во время пребывания Г. Канчели студентом Тбилисской консерватории его произведения уже вызывали разноречивые мнения профессиональных музыкантов и слушателей. Однако вне зависимости от симпатий или антипатий происходившие процессы демонстрировали, что творческие искания молодого автора всегда находились в поле

зрения критиков, а также о постепенном формировании определенного мнения - о значимости музыки композитора в современном художественном контексте. Отличительной чертой ранних статей о Канчели является то, что они впервые знакомят с его произведениями, как правило, обращены к широкой аудитории и носят публицистический характер.

Следующий этап постижения художественной индивидуальности Г. Канчели приходится на 70 - 80-е гг. Главный жанр этого времени - статьи аналитического плана. К ним относятся: статья Ю. Евдокимовой, где предметом анализа является Вторая симфо-ния1, статья Г. Орджоникидзе «Становление. Рапсодия на тему Г. Канчели»2, статья И. А. Барсовой «Музыкальная драматургия Четвертой симфонии Г. Канчели»3. Появление работ такого рода свидетельствует о новом периоде осмысления творчества композитора. Названные исследования объединяет круг вопросов, к которым они обращены, а именно: особенности интонационной, ритмической, фактурной организации музыкальной ткани, оркестрового решения, раскрытия многомерности художественного мира композитора, определение этических, эстетических установок его музыки. В статьях музыковедов органично сочетаются как наблюдения над индивидуальными чертами стиля композитора, так и анализ отечественных художественных явлений, оказавших влияние на формирование личности композитора. Важным качеством названных работ является осмысление роли жанра симфонии в творчестве автора и, в целом, стремление воссоздать облик Г. Канчели как композитора, обладающего самобытным творческим даром и своим оригинальным стилем.

Значительным событием на фоне развёртывающейся панорамы творчества композитора и возрастающего интереса к нему яви-

лась первая работа монографического типа - книга Н. Зейфас «Песнопения. О музыке Г. Канчели»4. Монография освещает начало и развитие творческого пути композитора до 1989 г., который отмечен появлением литургии «Оплаканный ветром». Данная работа отличается обилием журналистского материала, который раскрывает черты личности, сферу художественных интересов композитора. Интервью и беседы помогают ближе познакомиться с кругом друзей композитора. Значение этой книги в понимании личности Канчели велико, так как благодаря ей появилась возможность раскрыть многие стороны индивидуальности композитора, расширить знания о его музыкальных и общехудожественных интересах, проследить взаимоотношения с художественным контекстом эпохи. В целом, монография демонстрирует трепетное и глубокое отношение ученого-музыковеда к личности композитора.

Трудно переоценить значение изданной к 70-летнему юбилею Г. Канчели книги Н. Зей-фас «Г. Канчели в диалогах»5. Книга вновь дает возможность «встретиться» с композитором, узнать о его жизни в настоящее время, по некоторым авторским свидетельствам, «приоткрыть завесу» его внутренней жизни. Помимо уже рассмотренных произведений в первой книге Н. Зейфас, в данном издании освещаются сочинения, написанные Г. Кан-чели уже в зарубежном периоде, что впервые дает возможность проследить эволюцию композиторского мышления. В результате исследование во многом обогатило музыковедение ценными сведениями из жизни композитора, историй создания сочинений. Личность Г. Канчели благодаря выбранному автором книги жанру диалога предстаёт перед читателем от «первого лица», во всем многообразии ее неповторимых черт. В работе также опубликованы воспоминания, фрагменты из писем композиторов, дирижеров, музыкантов-исполнителей, общественных деятелей, ученых, связанных с композитором крепкой дружбой.

Картина научного изучения творчества композитора существенно дополняется тем, что некоторые особенности музыкального языка, специфики драматургии, композиции, оркестрового письма и других черт стиля Г. Канчели рассматриваются на страницах исследований, предметом которых становится сам жанр симфонии в 70-80-е гг.

Так, М. Арановский в книге «Симфонические искания»6 посвящает несколько страниц Второй и Третьей симфониям, рассматривая особенности их композиции и драматургии, национальные истоки мелодического письма, особую «эстетику звука» композитора.

Полиаллюзиям Пятой симфонии Г. Кан-чели посвящен очерк Г. Григорьевой в книге «Стилевые проблемы русской советской музыки второй половины XX века»7. Погружаясь в изучение партитуры этого сочинения, автор выявляет принцип стилизации, который осуществляется через использование композитором типовых интонационных комплексов, обладающих устойчивым семантическим значением.

Также Пятой симфонии Г. Канчели уделено внимание на страницах учебника по истории современной отечественной музыки 1960-1990 гг. (автор раздела - Е. Б. Долин-ская). Здесь акцентируются вопросы формы, драматургии произведения, стремления композитора к лаконичности, к сжатию общего пространства, двойственности образного мира сочинения, обосновывается возникновение новой модели симфонии8.

2005 г. обозначен выходом нового учебника по «Истории отечественной музыки второй половины XX века» под редакцией Т. Н. Левой9, в котором представлен очерк Н. Зейфас «“Динамическая статика” Гии Канчели». В нем автор выделяет и раскрывает важнейшие константы стиля Г. Канчели - «динамическую статику», «монтажную драматургию», «сложную простоту», которые являются гранями единого художественного мироощущения композитора. В контексте этих трех констант Н. Зейфас рассматривает семь симфоний, оперу «Музыка для живых», вокальносимфоническое произведение «Светлая печаль», литургию «Оплаканный ветром». Ценным качеством этого исследования является обобщение места того или иного жанра в творчестве композитора, а также сжатое раскрытие специфики каждого из перечисленных выше сочинений.

Итак, литература о композиторе представлена музыковедческими трудами разных жанров - от небольших рецензий, представляющих собой отклик на исполнение какого-либо сочинения, до серьезных аналитических статей и монографий. И все же к настоящему времени отечественное музыковедение располагает явно недостаточным количеством

масштабных исследовательских трудов, посвященных творчеству Г. Канчели, выявлению его стиля в разных жанрах и в целом своеобразия его художественного мышления.

Поэтому творчество Г. Канчели нельзя считать изученным в полной мере и осмысление его до сих пор ставит много неразрешенных задач. По-прежнему открытым остается ряд вопросов, касающихся творческой эволюции, глубокой смысловой интерпретации произведений, миропонимания композитора. Еще многое в его творчестве ждет своего открытия, что, в свою очередь, является большим стимулом к активному и глубокому научному осмыслению проблем, связанных с феноменом музыки композитора Г. Канчели.

Примечания

1 См.: Евдокимова, Ю. Вторая симфония Г. Канчели // Совет, музыка. 1973. № 2. С. 15-21.

2 Орджоникидзе, Г. Становление (Рапсодия на тему «Гия Канчели») // Совет. музыка. 1976. № 10. С. 13-29.

3 Барсова, И. Музыкальная драматургия Четвертой симфонии Г. Канчели // Музык. современник. Вып. 5. М. : Совет. композитор, 1984. С.108-134.

4 Зейфас, Н. Песнопения. О музыке Г. Канчели. М. : Совет. композитор, 1991. 280 с.

5 Зейфас, Н. Гия Канчели в диалогах. М. : Музыка, 2005. 587 с.

6 Арановский, М. Симфонические искания. Л. : Совет. композитор, 1979. 287 с.

7 Григорьева, Г. Стилевые проблемы русской советской музыки второй половины XX века. М. : Совет. композитор, 1989. 208 с.

8 История современной отечественной музыки / сост. Е. Долинская. М., 2001. Вып. 3.

9 История отечественной музыки второй половины XX века / ред. Т. Н. Левой. М., 2005.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.