КУЛЬТУРОЛОГИЯ
УДК 008:80 Н. Б. Мында
кандидат культурологии, доцент каф. классической филологии МГЛУ; e-maiL: [email protected]
ТВОРЧЕСТВО ФИДИЯ В ИНТЕРПРЕТАЦИИ АНТИЧНЫХ АВТОРОВ
Статья анализирует свод сведений античных авторов о творчестве великого скульптора в сопоставлении с легендами о нем у средневековых авторов, делает выводы по собранным данным на предмет их достоверности, при этом важную роль играет языковедческий анализ используемых оригинальных текстов на греческом и латинском языках.
Ключевые слова: искусство Древней Греции; Фидий; Акрополь; статуя Афины Парфенос; статуя Зевса Олимпийского.
N. B. Mynda
PhD (Culturology), Associate Professor, Classical Philology, MSLU; e-mail: [email protected]
THE CREATION OF PHIDIAS IN INTERPRETATION OF ANCIENT AUTHORS
The articLe «The creation of Phidias in interpretation of ancient authors» gives the code of data of ancient authors about creation of the great sculptor in comparison with medieval authors. It provides discovery data concerning their authenticity. The important role plays the linguistic analyses used the texts in original language, in Greek and Latin.
Key words: the art of Ancient Greece; Phidias; АcropoLis; the statue of Athena Parthenos; the statue of Olympian Zeus.
Древние авторы единогласно признают превосходство Фидия над всеми другими художниками. Только одному человеку и удалось так мастерски осуществить полное выражение красоты в один из тех редких в истории человечества моментов, когда всё содействовало деятельности разностороннего и мощного гения: сила национального чувства и религии, уже сформировавшееся искусство, юное, полное
сил, но еще ожидающее мастера, способного выразить в законченной форме чистую красоту. Эта роль была предназначена Фидию. Ему не была чужда никакая форма искусства. У него не было соперников в работе со слоновой костью, золотом и мрамором; ему приписывали честь открытия приемов торевтики1. Даже тогда, когда он прилагал свои технические знания к колоссальным произведениям, он одновременно вызывал удивление как грандиозностью произведения, так и совершенством работы. Его оригинальность заключается в том, что он заставляет движение и форму способствовать выражению мысли. Так, интересный случай из жизни Фидия приведен у византийского поэта и грамматика И. Цецы (XII в. н. э.) в «Книге истории», известной под названием «Хилиады». Фидий и Алкамен поспорили друг с другом о том, кто из них создаст лучшую статую Афины для постановки ее на высокой колонне. Пока обе статуи стояли внизу, статуя Алкамена казалась лучшей; как только их поставили на колонны, статуя Фидия заблистала красотой, а статуя Алкамена поблекла. Фидий заранее предусмотрел, что верхние части фигуры для зрителя, смотрящего снизу, покажутся укороченными. Эта история свидетельствует о мастерстве Фидия.
Здесь, несомненно, имеется в виду Афина Лемния, стоявшая на высокой мраморной колонне. Древнегреческий писатель и географ II в. н. э. Павсаний [Павсаний 2002, с. 73] сообщает, что на афинском Акрополе находится одно из самых замечательных произведений Фидия - статуя Афины, называемая по посвятителям Лемнией. Сохранившиеся мраморные копии римского времени позволяют воссоздать общий облик богини. Она представлена юной девушкой. Волосы ее, тщательно уложенные короткими локонами по обе стороны прямого пробора, перехвачены праздничной повязкой. Богиня держит шлем в руке - эта деталь очень важна. Не богине войны, а богине, охраняющей мир, приносили свои дары афиняне, так как процветание колонии прежде всего зависело от мира. Вторым признаком Афины как защитницы мира, по определению немецкого археолога и историка античного искусства А. Фуртвенглера, является косо положенная эгида, оставляющая свободной часть груди. «Все эти внешние
1 Искусство производства рельефных художественных изделий из металла.
черты, характерные для Афины Лемнии, непокрытую голову, коротко уложенные волосы, праздничную повязку, шлем в руке и косую эгиду, Фидий заимствовал из изображений, существовавших до него» [Furtwängler 1893, с. 28]. Но, заимствуя детали, Фидий сумел создать одухотворенный образ чистой и прекрасной девушки, полной здоровья и жизненных сил. «В древнем искусстве нет ни одного образа, похожего на Афину Лемнию» [Колобова 1961, с. 175].
Мысленно создавая женщину идеальной красоты, Лукиан берет у Лемносской Афины Фидия «очертание лица, нежность ланит и соразмерность носа» (Лукиан. Картины 6)1. Такой тонкий знаток красоты, как Аристид, считал шедеврами искусства, чарующими зрителя, статую Зевса Олимпийского, Афину Лемнию, Афину Деву и Афину Промахос (Аристид. Речи XXXIV, 28)2. Позднеантичный ритор Ги-мерий так описывает одну из статуй Фидия: «Фидий не всегда изображал (éxa^Ksúsxo - букв.: «делал из меди») Афину вооруженной; он украсил девушку, пролив на ее щеки розовый оттенок и сняв с головы шлем, потому что этим он хотел приоткрыть красоту богини» (Гимерий. Речи, XXI, 5)3. Однако Гимерий не называет ее Лемнией. Поэтому одни считают, что у Гимерия имеется в виду Афина Лемния, другие - что сообщения Гимерия и Плиния (Естественная история XXXIV, 54) не относятся к Афине Лемнии. К. О. Мюллер полагал, что «.. .quae Lemnia dicebatur et hanc ex aere factam...» [Müller 1827, с. 18] («...которая Лемнией называлась и эта, из меди выполненная.»)4 и ссылается на «Красавицу», упомянутую у Плиния (Естественная история XXXIV, 54). На основании анализа текстов делаются самые различные выводы, не только относительно идентичности Афины «Красавицы» с Афиной Лемнией, но и относительно самой Афины Лемнии. Некоторые считают, что Афина Лемния была бронзовой статуей, другие - что эта статуя была мраморной, более того, некоторые сомневаются, была ли она статуей, полагая, что ауа^ца у Павсания в данном месте означает не «статуя», а «рельеф».
Фидий был не только великим мастером, обладавшим изобретательностью и патриотическим рвением, но был также и весьма умным
1 Приводится по: [Колобова 1961, с. 175].
2 Приводится по: [там же].
3 Приводится по: [Плиний Старший 1994, с. 300].
4 Перевод наш. - Н. М.
человеком; «он живо принимал участие в движении современной образованности, которая у него, как и у Эсхила и Софокла, вовсе не вела за собой разрыва с традицией отцов» [Курциус 2002, с. 140]. Марк Туллий Цицерон (I в. до н. э.) дал оценку произведениям Фидия в следующих словах: «Так и сам художник (Фидий. - Н. М.), изображая Юпитера или Минерву, не видел никого, чей облик он мог бы воспроизвести, но в уме у него обретался некий высший образ красоты, и, созерцая его неотрывно, он устремлял искусство рук своих по его подобию» [Цицерон 1972, с. 332]. Фидий не человеку подражал, работая над статуей Зевса Олимпийского, в его душе жил совершенный образ красоты, которым он был наполнен, и который создала его рука. Но этот образ есть не что иное, как платоновская идея, которая не рождается, но вечно живет в человеческой душе и разуме. Фидий -любимец Зевса, милость которого видна из того, что он одобрил изваяния художника. По преданию, когда статуя была окончена, и Фидий в храме просил Зевса дать ему знамение, угодно ли богу его творение, внезапно из ясного неба вылетела молния и через отверстие в крыше ударила в землю у самых ног скульптора [Павсаний 2002, с. 355]. Выдающийся антиковед XIX века Ф. Ф. Зелинский в связи с этим сообщением древних авторов писал: «Поезжай в Олимпию, там тебе покажут священный «энелисий» - место, куда грянул Зевсов перун на радость нам и на вечную хвалу его пророку» [Зелинский 2003, с. 75]. Филипп Фессалоникийский (I в. н. э.) в одной из своих эпиграмм говорит, обращаясь к Фидию: «Бог ли на землю сошел и явил тебе, Фидий, свой образ, или на небо ты сам бога узреть восходил?» [Эпиграммы греческой антологии 1999, с. 532].
В качестве иллюстрации творческого таланта Фидия рассмотрим три наиболее известные его работы - статую Зевса Олимпийского, Афины Парфенос и Афины Промахос.
Колоссальная хрисоэлефантинная статуя Зевса Олимпийского считается лучшим произведением Фидия и согласно автору статьи в Реальной энциклопедии классической древности Паули-Виссова, «из-за величины была занесена в список Семи чудес света» [Kroll 1937, с. 1921]. Главным источником, содержащим описание статуи Олимпийского Зевса Фидия, является 11 глава V книги исторического труда Павсания. Также у Плиния Старшего можно встретить некоторые подробности, относящиеся к статуе Зевса (Естественная история
XXXIV, 55; XXXVI, 18; VII, 127). Так, у Плиния мы читаем: «Никто не сомневается, что Фидий - самый знаменитый среди всех народов, которые понимают славу Юпитера Олимпийского» [Плиний Старший 1994, с. 118]. Развитие художества имело своей целью устранение атрибута и символа, говорящих намеками, и создание идеального образа, раскрывающего сущность бога. Нет сомнения в том, что к этой цели стремились многие художники, но достичь ее смог только Фидий. «В Фидии искусство окончательно совершило свое дело уяснения существа Зевса, за которое оно взялось еще на Крите: Фидий показал греческому народу Зевса в форме, соответствующей образовавшемуся о нем понятию; через то он уяснил и пополнил это самое понятие» [Леонтьев 1850, с. 337]. Древнеримский оратор, философ и историк I—II в. н. э. Дион Хрисостом писал, обращаясь к Фидию: «Ты же силой своего искусства победил всех и объединил сперва всю Элладу, а потом и другие народы вокруг своего видения, — столь божественным и блистательным представил ты его, что всякому, кто его раз увидел, уже нелегко будет вообразить его себе по-иному» [Ораторы Греции 1985, с. 296].
Когда Фидий представил народу его богов, он стал законодателем в области религиозного искусства и получил значение богослова, объясняющего религию народа. Здесь можно провести параллель с христианским видением искусства. Так, священник Павел Флоренский в своей работе «Иконостас» называет иконописцев философами, так как «просветленные небесным видением, эти иконописцы свидетельствовали воплощенное Слово пальцами своих рук и воистину философскими красками» [Флоренский 1994, с. 142]. Фидий также был философом, так как творения его были откровением о сущности божества, созданные в народном духе и в полном согласии с национальными поэтами.
Существует рассказ, повторяемый многими писателями древности о том, что Панен, брат Фидия, спросил его однажды, каким он думает изобразить Зевса, и тот ответил ему, что изобразил бы перво-верховного бога по образу, данному стихами Гомера:
Молвил Кронион и иссиня-черными двинул бровями; Волны нетленных волос с головы Громовержца бессмертной На плечи пали его. И Олимп всколебался великий [Гомер 1987, с. 33].
Голова Зевса оставлена у Павсания без описания, вследствие чего приходится восстанавливать ее облик по двум элейским монетам с профилем бога. На волосах, спускающихся большими прядями до шеи, - венок из масличных ветвей, лоб сравнительно низкий и прямой, нос служит его продолжением, ноздри расширены, глаза устремлены прямо перед собою, рот слегка приоткрыт, усы спускаются вниз и соединяются с окладистой бородой, лицевой угол равен прямому. «В контурах много мягкости. Общее настроение спокойное, мирное, благое» [Лукьянов 1910, с. 13]. Зевс Фидия был прекрасен. Квинтили-ан, теоретик красноречия I в. н. э., писал, что Зевс Фидия внес новый элемент в существующую религиозную традицию, потому что величие произведения равнялось величию самого божества1. По словам Эпиктета, древнегреческого философа I—II вв. н. э., для грека умереть, не увидев никогда статую Зевса Олимпийского, считалось величайшим несчастьем2. Когда римский полководец Павел Эмилий посетил Олимпию, он испытал такое потрясение, словно увидел самого Зевса «как бы лицом к лицу» [Ливий Тит 2014, с. 1257].
Колоссальная статуя Афины Парфенос из золота и слоновой кости на афинском Акрополе была прославлена в античности как второй шедевр Фидия наряду с Зевсом Олимпийским. Кратко описывает статую Павсаний: статуя Афины была в хитоне до пят, голова Медузы на ее груди сделана из слоновой кости; на одной руке у нее Ника, в другой - копье, у ног ее находился щит, а у копья - змея: эта змея, по-видимому, - Эрихтоний; у подножия статуи было изображено рождение Пандоры; в центре щита - сфинкс [Павсаний 2002, с. 65]. Статуя была прекрасна. Художнику удалось создать замечательный образ, в котором детали не затмевают целого. У посетителей Парфенона создавалось впечатление, что статуя живет незримой таинственной жизнью, так «каждая из окаймляющих эгиду змей дана в движении: они свиваются кольцами, высоко поднимают головы, извиваются, скользя по краю эгиды» [Колобова 1961, с. 126]. Щит, по-видимому, был покрыт слоновой костью, а рельефы на внешней стороне вычеканены из золота. На внешней стороне щита было изображено сражение афинян с амазонками на подступах к афинскому Акрополю. На вогнутой
1 Приводится по: [Павлуцкий 1890, с. 72].
2 Приводится по: [там же].
стороне щита, вероятно, не рельефом, а живописью изображалась борьба богов с гигантами.
На расстоянии 40 м от входа в Акрополь, на широкой выровненной в скале площадке возвышалась еще одна статуя Фидия - статуя Афины Промахос («Воительницы»), которая считается одной из лучших работ Фидия. Павсаний сообщает, что бронзовая статуя Афины на афинском Акрополе была сооружена на средства от добычи, захваченной у персов в сражении при Марафоне, и что острие ее копья и гребень шлема видны приплывающим еще от мыса Суния [Павсаний 2002, с. 73]. Эрнст Курциус говорит, что Афина Промахос была богиней Афин Кимона1, передовой поборницей Эллады [Курциус 2002, с. 162]. Эта статуя олицетворяла военную мощь Афин, была зримой защитницей города, ведь грекам мало было одной отвлеченной идеи, они должны воочию видеть, что их Афина-защитница стоит во всеоружии на Акрополе.
Обозначение этой статуи Афины эпитетом «Промахос» является поздним и встречается довольно редко (например, Павсаний во II в. н. э. не употребляет его). Впервые она так называется в схолиях к Демосфену (к речи «Против Андротиона» 13), где говорится, что на афинском Акрополе из трех статуй Афины: «Вторая - только из бронзы, которую сделали победители при Марафоне, и называлась она статуей Афины Промахос»2. Если этот эпитет действительно появился поздно, то Плиний Старший в I в. н. э. мог и не знать его [Плиний Старший 1994, с. 65]. «Плиний здесь перечисляет несколько статуй Афин Фидия, и, возможно, что в данном случае Клидуха3» - эпитет той Афины Фидия, которая позднее стала обозначаться эпитетом «Промахос» [Плиний Старший 1994, с. 301]. Однако К. О. Мюллер не относит эпитет «Клидуха» к Афине Промахос. Так он пишет:
Nobis quidem innotuere Palladia Phidiae manu facta octo vel novem,
quorum tria vel quatuor in arce Athenarum dedicata erant, signum dico
1 Это связано с тем, что работа над статуей была начата после победы Кимона над персами при реке Евримедонте.
2 Приводится по: [Плиний Старший 1994, с. 301].
3 Клидухой в античной литературе и эпиграфике часто называют жрицу, хранящую ключ от храма или просто жрицу богини. «Клидуха» часто встречается и как эпитет богини. О произведении Фидия с этим названием сообщает только Плиний.
eburneum in Parthenone et colossum aeneum 'ABnvâç xflç Про|да%ои sub dio positum eamque quae Lemnia dicebatur et hanc ex aere factam, quibus fortasse addi potest ea statua, quam Plinius Cliduchon appellat... [Müller 1827, c. 17-18.]
Мы же знаем, что Фидий создал восемь или девять Афин, из которых три или четыре были посвящены на афинском Акрополе, я говорю о статуе из слоновой кости, находящейся в Парфеноне, о колоссальной бронзовой Афине Промахос, стоящей под открытым небом, и о той, которая Лемнией называется, сделанной из бронзы; к ним может быть добавлена та статуя, которую Плиний называет Клидухой (перевод наш. - Н. М.).
Скажем несколько слов также о характере стиля и художественного творчества Фидия. Многие умаляют славу Фидия, расточая в ущерб ему похвалы Поликлету, Скопасу, Праксителю и другим греческим художникам. Признавая за всеми греческими скульпторами высокое и самостоятельное значение, мы полагаем, что Фидию принадлежит наиболее выдающаяся роль среди всех выдающихся художников древности. Ведь именно Фидий создал искусство, доведенное до такой степени совершенства, какого едва ли достигали когда-либо древние или новые ваятели. Характерная величавость и свобода замысла, смелость исполнения, простота и верность природе, поразительная красота и грация форм, - вот качества, отличающие резец Фидия. «Стиль Фидия, - говорит Л. де Роншо, - есть вместе идеальный и реальный <...>. Он реальный по удивительной естественности поз и жестов, по характерной истине движений; он идеальный по глубокому чувству благородства и красоты человеческой формы, которым проникнуты его фигуры»1.
В заключение необходимо отметить, что тема творчества великого скульптора Древней Греции - Фидия не раз затрагивалась в произведениях античных писателей, ведь в сложной и многогранной жизни Греции второй половины V в. до н. э. важную роль играло искусство Фидия. Новое мировоззрение, установившееся в эпоху Перикла, должно было создать и новое искусство. Это искусство, радостное и торжественное, было грандиозно. Ему суждено было выразить чувства торжества эллинских идеалов во всем мире, воспеть их мировое и вечное значение. Никогда ранее не открывалось перед искусством таких огромных и волшебных перспектив. Действительно,
1 Приводится по: [Павлуцкий 1890, с. 76].
язык, которым заговорило искусство в эпоху Перикла, как полагает Б. В. Фармаковский, «был столь величественный, мощный и прекрасный, что перед ним поблекли не только все бывшие искусства народов древности, но и само эллинское искусство предшествующей эпохи, как блекнут все светила перед восходом солнца» [Фармаков-ский 1918, с. 85]. Творчество Фидия — одно из высших достижений мирового искусства, его образы сочетают жизненность с возвышенной классической гармонией красотой.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Гомер. Илиада. Одиссея / пер. с др.-греч. В. В. Вересаева ; сост., авт. вступ. ст.
и комм. А. А. Тахо-Годи. М. : Просвещение, 1987. 400 с. Зелинский Ф. Ф. Эллинская религия. Минск : Экономпресс, 2003. 330 с. Колобова К. М. Древний город Афины и его памятники. Л. : Изд-во Ленингр. ун-та, 1961. 373 с.
Курциус Э. История Древней Греции. Минск : Харвест, 2002. Т. III. 512 с. Леонтьев П. М. О поклонении Зевсу в Древней Греции. М. : Унив. тип., 1850. 344 с.
Ливий Тит. Римская история от основания города : полное издание в одном
томе. М. : Изд-во АЛЬФА-КНИГА, 2014. 1290 с. Лукьянов С. С. Олимпийский Зевс Фидия / Оттиск из №№ 4 и 5 журнала
«Гермес» за 1910 г. СПб. : Типография В. Д. Смирнова. 22 с. Ораторы Греции / пер. с др.-греч., состав и научная подготовка текстов М. Гаспарова ; вступ. ст. В. Боруховича ; комм. И. Ковалевой и О. Левин-ской. М. : Изд-во Худож. лит., 1985. 496 с. Павлуцкий Г. Г. Фидий. Киев : Тип. Ун-та св. Владимира, Киевск. отд-ние
т-ва печатн. дела и торг. и К° в Москве, 1890. 79 с. Павсаний. Описание Эллады / пер. с др.-греч. С. П. Кондратьева ; под ред.
Е. В. Никитюк. М. : ООО «Изд-во АСТ» : «Ладомир», 2002. Т. I. 492 с. Плиний Старший. Естествознание. Об искусстве / изд. подгот. Г. А. Таронян.
М. : Ладомир, 1994. 941 с. Фармаковский Б. В. Художественный идеал демократических Афин / Общий
очерк. Петроград : Огни, 1918. 203 с. Флоренский П. А. Иконостас. М. : Искусство, 1994. 254 с. Цицерон М. Т. Три трактата об ораторском искусстве / пер. с лат. Ф. А. Петровского, И. П. Стрельниковой, М. Л. Гаспарова ; под ред. М. Л. Гаспа-рова. М. : Наука, 1972. 471 с. Эпиграммы греческой Антологии / пер. с др.-греч. ; под ред. и с комм. М. Гаспарова и Ю. Шульца ; вступ. ст. М. Гаспарова. М. : ТЕРРА, 1999. 728 с.
H. 5. MbiHÖa
Furtwängler A. Meisterwerke der griechischen Plastik. Kunstgeschichtliche Untersuchungen. Leipzig-Berlin : Giesecke & Devrient, 1893. 767 S.
Kroll W. Pheidias // Pauly's Real-Encyclopadie der classischen Altertumswissenschaft, neue Bearbeitung, begonnen von Georg Wissowa, fortgefuhrt von Wilhelm Kroll und Karl Mittelhaus, unter Mittwirkung zahlreicher Fachgenossen, herausgegeben von Konrat Ziegler. Stuttgart, 1937. № 38.
Müller C. O. De Phidiae vita et operibus. Gottingae : Typis Dieterichianis, 1827. 72 s.