Научная статья на тему 'Творчество Д. Н. Ушакова как филолога и автора художественных работ, посвященных близким и родным местам Подмосковья (из фондов архива РАН и Главархива Москвы)'

Творчество Д. Н. Ушакова как филолога и автора художественных работ, посвященных близким и родным местам Подмосковья (из фондов архива РАН и Главархива Москвы) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1232
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУССКАЯ КУЛЬТУРА / ЛЮБИТЕЛЬ / ВЫДАЮЩИЕСЯ УЧЕНЫЕ / ОДАРЕННОСТЬ / ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЖИВОПИСЬ / ГРАФИКА / АКВАРЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ / ПОДМОСКОВНЫЕ ПЕЙЗАЖИ / АРТИСТИЧЕСКАЯ МАНЕРА / СТИЛЬ ЖИВОПИСИ / ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СТИЛЬ / ИСТИННОЕ ТВОРЧЕСТВО / RUSSIAN CULTURE / AMATEUR / THE OUTSTANDING SCIENTISTS / GIFT / CREATIVE WORK / PAINTING / DRAWING / THE WATER-COLOUR WORKS / LANDSCAPES OF LOCALITIES NEAR MOSCOW ARTISTIC MANNER / THE STYLE OF PAINTING / THE INDIVIDUAL STYLE / THE REAL CREATIVE WORK

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Филиппова Ольга Николаевна

Любительская живопись как массовое явление было распространено в конце XIX - начале XX в. в среде выдающихся ученых, искусствоведов, филологов. Среди выдающихся ученых, которые занимались живописью и графикой, был Д. Н. Ушаков. Художественная сторона творческой деятельности Д. Н. Ушакова глубоко не изучена: никто из исследователей не изучал его художественное творчество, в отличие от его работы в качестве педагога-лингвиста. Данный аспект открывает новую страницу в биографии яркого русского ученого и педагога.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The creative work of D. N. Ushakov as philologist and author of the artistic works devoted to nearest and native places of the vicinities of Moscow (from funds of the Archive of Russian Academy of Science and in the main archive administration of Moscow)

The amateur painting as mass phenomenon was popular late in the XIX and early in the XX century with outstanding scientists, art-critics, philologists. Among outstanding scientists who look up painting and drawing was D.N.Ushakov. The art aspect of D.N.Ushakov’s creative activity is not studied deeply: none of the investigators studied his creative work as distinguished from his work as a teacher of Linguistics. This aspect opens a new page in the biography of the bright Russian scientist and teacher.

Текст научной работы на тему «Творчество Д. Н. Ушакова как филолога и автора художественных работ, посвященных близким и родным местам Подмосковья (из фондов архива РАН и Главархива Москвы)»

ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ

УДК 812

О. Н. Филиппова

ТВОРЧЕСТВО Д. Н. УШАКОВА КАК ФИЛОЛОГА И АВТОРА ХУДОЖЕСТВЕННЫХ РАБОТ, ПОСВЯЩЕННЫХ БЛИЗКИМ И РОДНЫМ МЕСТАМ ПОДМОСКОВЬЯ (ИЗ ФОНДОВ АРХИВА РАН И ГЛАВАРХИВА МОСКВЫ)

Любительская живопись как массовое явление было распространено в конце XIX - начале XX в. в среде выдающихся ученых, искусствоведов, филологов. Среди выдающихся ученых, которые занимались живописью и графикой, был Д. Н. Ушаков. Художественная сторона творческой деятельности Д. Н. Ушакова глубоко не изучена: никто из исследователей не изучал его художественное творчество, в отличие от его работы в качестве педагога-линг-виста. Данный аспект открывает новую страницу в биографии яркого русского ученого и педагога.

The amateur painting as mass phenomenon was popular late in the XIX and early in the XX century with outstanding scientists, art-critics, philologists. Among outstanding scientists who look up painting and drawing was D.N.Ushakov. The art aspect of D.N.Ushakov’s creative activity is not studied deeply: none of the investigators studied his creative work as distinguished from his work as a teacher of Linguistics. This aspect opens a new page in the biography of the bright Russian scientist and teacher.

Ключевые слова: русская культура, любитель, выдающиеся ученые, одаренность, художественная деятельность, живопись, графика, акварельные работы, подмосковные пейзажи, артистическая манера, стиль живописи, индивидуальный стиль, истинное творчество.

Keywords: russian culture, amateur, the outstanding scientists, gift, creative work, painting, drawing, the water-colour works, landscapes of localities near Moscow artistic manner, the style of painting, the individual style, the real creative work.

Дмитрий Николаевич Ушаков — филолог, педагог, автор «Толкового словаря русского языка» — это целая эпоха в истории русского просвещения. Он может быть неизменно причислен к тем большим мастерам русской художественной культуры, чьё творчество глубоко отражало

© Филиппова О. Н., 2013

духовную жизнь российского общества конца XIX — начала XX в.

Д. Н. Ушаков родился в Москве, в Татьянин день, 12 января (ст. ст.) 1873 г. В копии выписки из метрической книги от 2 августа 1881 г. № 80, хранившейся в ризнице Московской, Пречистенского сорока, Крестовоздвиженской, что в бывшем монастыре, церкви, написано: «12 января рожден, 16 января крещен Димитрий» [1].

И родители, и бабки с дедами — все близкие предки Дмитрия Николаевича Ушакова были из священнических семей. Помимо сына Дмитрия, в семье была еще его старшая сестра Мария, которая родилась 9 ноября 1871 г.; впоследствии Мария Николаевна преподавала в школе приюта, т. е. пошла по той же педагогической стезе, что и брат.

Воспитание и начальное образование Дмитрия, как и всех детей того времени, было домашним. Девяти лет, в 1882 г., он поступает в подготовительный класс Первой Московской 6-классной прогимназии, а в 1889 г. — в седьмой класс Пятой Московской гимназии. После окончания гимназии Д. Н. Ушаков учился на словесном отделении историко-филологического факультета Императорского Московского университета, который он окончил в 1895 г. с отличием 1-й степени, с званием кандидата, в существующем тогда смысле этого термина [2]. После окончания университета Д. Н. Ушаков начал преподавать в гимназии, и эта работа в конечном счете захватила его целиком до 1913 г.

Свою деятельность как университетский преподаватель Д. Н. Ушаков начал в 1907 г. Вплоть до 1930 г. он без перерывов продолжал чтение лекций в Московском университете, сначала в качестве приват-доцента, затем — в качестве старшего ассистента, штатного доцента, профессора. В 1934 г., при учреждении филологического факультета в Московском институте философии, истории и литературы (МИФЛИ), Д. Н. Ушаков был приглашен в данный институт в качестве профессора и заведующего кафедрой языкознания, а по учреждении особых кафедр общего языкознания и славяно-русского языкознания он стал возглавлять кафедру славяно-русского языкознания.

Таким образом, вся жизнь Дмитрия Николаевича была связана с Москвой. «Я очень редко

покидаю Москву, и то лишь на короткий срок, — говорил он, — в других городах мне было как-то не по себе» [3]. Он не мыслил себя без московских корней. «Я не встречал в своей жизни человека, — рассказывал студент историко-этнографического факультета МГУ конца 1920-х гг. С. Б. Бернштейн, — для которого Москва, московский, москвич значили бы так много, как для Д. Н. Ушакова. Для меня со студенческих лет старая Москва, Арбат, Гоголевский бульвар, Сивцев Вражек, Моховая и Д. Н. Ушаков были неразделимы. У нас на факультете среди профессоров было много коренных москвичей, однако никто из них не нес в себе так много Москвы, как Дмитрий Николаевич» [4].

14 октября 1941 г. Дмитрий Николаевич находился с семьей в эвакуации в Ташкенте. Ученый хотел остаться в Москве, но его уговорили уехать. В Ташкенте он освоил узбекский язык и составил русско-узбекский разговорник, продолжал руководить редакционным коллективом «Толкового словаря», разработал программу создания Института русского языка АН СССР. Но переезд в Ташкент был тяжёлый, обострились болезни, 17 апреля 1942 г. он скончался.

Д. Н. Ушаков — яркий, крупный учёный, путь приобщения к русской словесной культуре связан у многих современников с его именем и трудами, но не всем известен ещё один аспект его деятельности, раскрывающий творческую личность учёного, а именно его занятия живописью и графикой.

Цель данной публикации — отразить также и его художественное творчество, т. е. открыть современным людям взгляд на Д. Н. Ушакова не только как на ученого, но и как на художника-любителя, достаточно профессионально выполнявшего свои работы.

Художественная сторона творческой деятельности Д. Н. Ушакова не изучена, никто из исследователей не занимался вплотную художественным творчеством Д. Н. Ушакова, в отличие от его педагогической работы (педагога-лингвиста) тем самым данный аспект открывает новую страницу в биографии личности яркого, крупного русского учёного и педагога.

Живописное и графическое творчество Д. Н. Ушакова в своём контексте отражало массовое явление, которое было распространено в конце XIX—XX в. в среде выдающихся деятелей художественного мира, учёных-историков, искусствоведов, филологов, — увлечение живописью, помимо их общего вклада в научную и художественную деятельность.

Данное явление нашло своё место в биографиях: А. Н. Северцова (фонд ученого находится в Архиве РАН), А. Г. Габричевского (РГАЛИ), М. В. Алпатова (РГАЛИ, отдел личных коллек-

ций ГМИИ), Е. А. Косминского (Архив РАН), С. Д. Сказкина (Архив РАН) — творческих личностей, которые испытывали непреодолимую потребность реализации своей одарённости не в одном, а в нескольких видах творчества.

Их художественное наследие представляет политические карикатуры, остроумные шаржи и гротески, эскизы театральных костюмов, тонкие портреты и оригинальные пейзажи, которые дошли до современного зрителя.

Филолог Д. Н. Ушаков, наряду с учеными-ис-кусствоведами, историками и выдающимися деятелями художественного мира второй половины XIX — начала XX в., был человеком не только большой души, бескорыстно благожелательным к людям, доступным, мягким, деликатным, общение с которым было необычайно приятным, но он также был разносторонне одаренным человеком.

На протяжении всей своей жизни, а ранние работы Д. Н. Ушакова относятся к 1880-м гг., он не оставлял своего любимого занятия — занятий живописью и рисунком. Предметы его изображений были среднерусские, в основном подмосковные пейзажи.

Д. Н. Ушаков любил и понимал природу, к которой буквально тянулся, тонко чувствовал и которую любил всем сердцем. Жизненно необходимым для Д. Н. Ушакова было это общение с природой. Обращает на себя внимание и ставшая теперь познавательной география запечатлённых Д. Н. Ушаковым мест Москвы и Подмосковья: многие из них не сохранились... [5]

Отдыхая в санаториях Академии наук СССР «Узкое» и «Сосновый бор», бывая на заседаниях Академии наук в Ленинграде, Д. Н. Ушаков использовал каждую свободную минуту для общения с природой. А ящик с красками, кисти и складной стул были всегда под рукой. Работы Д. Н. Ушакова — это работы великого подвижника, любителя и ценителя природы.

Работы Д. Н. Ушакова приближали его творчество к высказыванию М. В. Алпатова по поводу идеальной лекции, которая не подразумевает текста, а умело сделанные работы не нуждаются в словесных пояснениях — они говорят сами за себя.

Из воспоминаний А. А. Реформатского (ученика Д. Н. Ушакова): «Когда я начал читать мой курс “Введение в языковедение”, то в начале раздела “Грамматика” я пытался подражать лекции Дмитрия Николаевича по введению в морфологию. И — ничего не получилось! Ни студенты не поняли, ни я не порадовался. Пришел я к Дмитрию Николаевичу и стал сетовать, что-де вот. А он мне и говорит: “.Никогда не подражайте, а сделайте по-своему, так лучше будет!”. Я поступил по его заветам, и — вышло!» [6]

Как в педагогической деятельности Д. Н. Ушаков руководствовался принципом — не подражать,

так этот принцип нашел свое отражение и в художественном творчестве Д. Н. Ушакова. И действительно, его работы — это его сугубо личное видение мира, в них прослеживается индивидуальная манера мастера.

Дмитрий Николаевич, обладая острым умом, владея чувством языка, знанием истинно русской речи, обладая безошибочным языковым чутьём, сумел эти компоненты с точки зрения языка передать в своих живописных и графических работах, составляющих богатейший творческий опыт мастера.

Дмитрий Николаевич Ушаков не был профессиональным художником, но рисовал и писал много и вдохновенно. Немаловажная особенность творчества Д. Н. Ушакова — черта настоящего художника-живописца, который любил писать маслом, рисовать карандашом, но больше всего он предпочитал делать работы в акварельной технике.

Акварельные работы Д. Н. Ушакова удивительны по своей манере исполнения, его акварели — это бесконечно разнообразные вариации одной и той же симфонической темы, название которой — близкие и родные места Подмосковья, так дорогие сердцу Д. Н. Ушакова — мастеру славному в своих живописных работах. Акварели Д. Н. Ушакова — это работы настоящего художника-пейза-жиста, и сделаны они рукой человека, чье имя навеки вошло в историю нашей культуры, в историю русского и советского языкознания.

Д. Н. Ушаков — неутомимый труженик в области филологии, каждый день старался сделать много полезного. Деятельность Д. Н. Ушакова на благо науки была на редкость разносторонней: его работы посвящены диалектологии, лексикографии, теоретической грамматике, педагогике, описательной фонетике, стилистике, истории русского языка. Но особенно ему нравилась орфоэпия. Здесь соединились и теоретические интересы Д. Н. Ушакова, и его эстетические пристрастия, и его блестящая педагогическая практика.

Д. Н. Ушаков был носителем и ревностным хранителем старого московского произношения. «Правильному литературному языку можно научиться из книг, написанных не москвичами, и из устной речи не москвичей, — утверждал он, — правильному же произношению — только путем знакомства с устной речью москвича.» [7]

Речь самого Д. Н. Ушакова воспринималась его современниками как эстетическая ценность.

А. А. Реформатский говорил: «Он был ученым, но он одновременно был и художником. Каждый его научный труд — это до некоторой степени художественное произведение.» [8]

Будучи увлеченным наукой, Д. Н. Ушаков не забывал, конечно же, и про искусство, о чём ярко

свидетельствуют его живописные и графические работы. Стиль живописи работ филолога Д. Н. Ушакова — точный, тщательный — перекликался с манерой, характерной для его преподавательской деятельности, работой по составлению Толкового словаря русского языка.

Толковый словарь русского языка под ред. Д. Н. Ушакова (Д. Н. Ушаков — автор и главный редактор) стал по-настоящему большим явлением культуры. Словарь Д. Н. Ушакова — это первый советский нормативный словарь, в котором достаточно полно была отражена лексика литературного языка. Словарь Д. Н. Ушакова отразил целую эпоху в развитии русского языка, а через эпоху и развитие нашего общества.

Д. Н. Ушаков был дорог потомкам не только как создатель словаря и крупный ученый, но и как человек, который воплощал русскую культуру во многих ее проявлениях, во многих ее гранях. Широта и артистизм — это те качества Д. Н. Ушакова, которые делали его особенно привлекательным. Артистизм сказывался во всем, что делал Д. Н. Ушаков: и в отношении к ученикам, и в его разнообразных талантах: любви к музыке, литературе, живописи и др.

Помимо увлечения живописью, Д. Н. Ушаков очень любил фотографию. К 100-летию со дня рождения А. С. Пушкина, поэта, перед которым Дмитрий Николаевич преклонялся всю жизнь, он сделал фотоальбом «Полотняный Завод Гончаровых». Этот альбом в память об отце Наталья Дмитриевна Архангельская, дочь Д. Н. Ушакова, подарила Пушкинскому Дому в Петербурге к 200-летию поэта. С благодарностью принял этот дар директор Пушкинского дома академик Дмитрий Сергеевич Лихачёв.

А в 2000 г. Н. Д. Архангельской был передан и личный архив её отца в объединение «Мосго-рархив» (с 2003 г. и по настоящее время — Главное архивное управление города Москвы, или Главархив Москвы). Научное описание документов было проведено в Центральном Московском Архиве-музее личных собраний (ЦМАМЛС, структурное подразделение Главархива Москвы) в 2007 г. Сейчас, после проведения описания, документы фонда введены в научный оборот и доступны исследователям.

В связи с введением документов фонда в научный оборот материалы личного архива Д. Н. Ушакова — акварель, масло — неоднократно экспонировались на выставках: в выставочном зале «Беляево», Манеже, Московской городской думе, в Центральном выставочном комплексе Политехнического музея.

В конце 2007 — начале 2008 г. прошла выставка экспозиции, подготовлённой Главным архивным управлением города Москвы и Политехническим музеем, в Центральном выставочном ком-

плексе Политехнического музея, посвящённая 135-летию со дня рождения Дмитрия Николаевича Ушакова. Помимо представленных многочисленных документов из личного фонда Д. Н. Ушакова (материалов о деде Д. Н. Ушакова — Д. П. Новском, документов, посвящённых преподавательской, научной и общественной деятельности) на выставке были также продемонстрированы творческие работы Дмитрия Николаевича. Среди них были его детские эскизы, альбомы с карандашными рисунками, портретные зарисовки близких родственников, пейзажи, выполненные в технике акварели и масла. В честь проведения выставки был выпущен буклет «Филолог Д. Н. Ушаков. Жизнь, семья, творчество. К 135-летию со дня рождения. Историко-документальная выставка».

Материалы научного архива Д. Н. Ушакова-филолога находятся в Архиве РАН (фонд № 502), здесь собраны научные труды Д. Н. Ушакова, биографические материалы, научная, научноорганизационная и общественная деятельность, переписка и научные труды других лиц, присланные Д. Н. Ушакову на рецензию или подаренные ему для работы. Среди его документов есть детское произведение, написанное им лично: «Два брата» с рисунком, без даты. Данный рисунок представляет собой историческую ценность, так как он свидетельствует о первом, самом раннем, этапе графического творчества Д. Н. Ушакова.

Незаконченные графические зарисовки Д. Н. Ушакова более позднего периода (1895— 1938 гг.) представлены в его записных книжках с записями о преподавании Дмитрия Николаевича в высших учебных заведениях: Московском университете, Московских Высших женских курсах и Педагогических курсах.

В записных книжках (1895—1917 гг.) представлены эскизы шведского и французского конных приводов и др. Данные эскизы свидетельствуют о том, насколько увлеченной натурой был Д. Н. Ушаков. Помимо конных приводов Д. Н. Ушаков в тех же записных книжках нарисовал профильный портрет уже довольно пожилого человека. Выполнен он был достаточно профессионально, что лишний раз доказывает внимательность и наблюдательность Д. Н. Ушакова, как художника-графика. В записных книжках (1917—1938 гг.) представлены стремительные наброски автором спящих людей. Они все находятся в лежачем положении, трудно предположить, когда Д. Н. Ушаков их изобразил, возможно, во время своих путешествий поездом по России.

Стоит отметить, что художник за любой моделью должен знать или вообразить биографию человека, писать не внешность, а характер, тогда модель перестанет быть просто моделью, а ста-

нет жизнью в искусстве. Жизнью в искусстве можно назвать наброски Д. Н. Ушакова, в которых ему удалось показать характерные черты, состояние моделей — их спокойствие во время сна. По мнению автора данной публикации, эскизы более раннего периода творчества Д. Н. Ушакова выполнены им более последовательно и тщательно, чем эскизы, сделанные позднее. Трудно предположить, с чем связана данная особенность творчества Д. Н. Ушакова, возможно, это зависело от внутреннего настроя автора, его возможностей как художника в конкретное время и в конкретном месте.

В РГАЛИ находятся сведения о Д. Н. Ушакове из разных фондов. Здесь собраны: личное дело Д. Н. Ушакова — сотрудника Высшего литературно-художественного института имени

В. Я. Брюсова (фонд № 596), переписка Д. Н. Ушакова с советскими языковедами, славистами, воспоминания писателя, примыкавшего к литературной группе «Знание», Алексея Алексеевича Золотарёва о Д. Н. Ушакове (фонд № 218) и другие документы. Среди документов РГАЛИ, к сожалению, не встречаются, как в фонде Архива РАН, графические работы, но данное обстоятельство не портит общей картины восприятия исследователями творчества Д. Н. Ушакова.

Графические и художественные работы Д. Н. Ушакова: масло, акварель — хранятся в Центральном Московском Архиве-музее личных собраний (Главархив Москвы, фонд № 276), это, пожалуй, одно из лучших художественных и графических собраний Д. Н. Ушакова-филолога.

Основу художественного и графического творчества Д. Н. Ушакова в данном архиве составляют: пейзажи, портреты родственников, коллег и знакомых, автопортреты и др. Здесь Д. Н. Ушаков в одинаковой степени профессионально выразил себя в разных техниках живописи и рисунка (масло, акварель, карандаш). Работы были выполнены в период с 1886 по 1938 г.

Анализируя его работы, можно сделать вывод о том, насколько разнообразно и неповторимо художественное творчество Д. Н. Ушакова, ученого-филолога. Мастер, работая в реалистической манере, в своих произведениях отразил быт эпохи, в которую он жил, и донес свое видение до современного зрителя.

Рисунок и живопись — это слова художника, его средства разговора со зрителем. В них художник учится думать и видеть, учится выражать свое видение. Д. Н. Ушаков в своем творчестве, безусловно, опирается на реалистическую школу, на традиции большого искусства. Данную тенденцию, характерную для его произведений, можно проследить по заметкам Д. Н. Ушакова в записной книжке (1934—1938 гг.), в которой он фиксировал выдержки из книги «Лессировка и

техника классической живописи», ссылаясь на ее автора Л. Е. Фейнберга.

Современный художник в лице Д. Н. Ушакова может и должен подойти к всестороннему изучению огромного наследия живописи старых мастеров (на примере творчества Тициана и рассмотрения техники П. П. Рубенса), чтобы освоить из традиций классической техники то, что является актуальным.

Бесспорно полезным оказалось для почитателей творчества Д. Н. Ушакова нахождение его художественных и графических работ, которые открывают ещё одно имя в русском изобразительном искусстве конца XIX — начала XX в. — Дмитрия Николаевича Ушакова — художника-любителя.

В июле 2010 г. автором данной публикации было пройдено повышение квалификации в Государственном научно-исследовательском институте реставрации, в ходе которой была осуществлена реставрация двух живописных пейзажей Д. Н. Ушакова: «Подмосковье. Прохорово. Церковная сторожка» (1914) и «Подмосковье. Прохорово. Дорога за конюшней, идущая к реке Рожай» (1912-1915). А в июне 2011 г. в МГАХИ им. В. И. Сурикова на кафедре факультета теории и истории искусства состоялась защита дипломной работы по теме «Живопись и графика в творчестве Д. Н. Ушакова». Работа была написана под руководством зав. кафедрой факультета теории и истории искусства, д-ра искусств. наук М. Ф. Киселева.

С учетом масштаба личности учёного, его вклада в русскую филологию XX в. исследование художественной стороны его деятельности кажется актуальным и представляет научный интерес.

В заключение хочется процитировать выписки Д. Н. Ушакова из труда В. Г. Белинского «Литературные мечтания», которые он конспекти-

ровал в 1890 г.: «.Высочайший зенит художественного совершенства, истинное творчество, есть удел не многих избранных, о коих говорят: “С природой одной он жизнью дышал, ручья слышал лепетанье, и говор древесных листов понимал, и чувствовал трав прозябанье, была ему звездная книга ясна, и с ним говорила морская волна”» [9].

Отчасти данные слова можно отнести и к творчеству Д. Н. Ушакова, который вместил в себя сразу несколько ипостасей: филолога, языковеда, специалиста по русской диалектологии и лексикологии и художника. Не случайно подлинный художник — это тот, кто любит и глубоко понимает и чувствует литературу, интересуется другими областями духовной культуры.

Все, кто имел счастье личного знакомства с ним, сохраняют чувства глубокой любви и уважения к его личности. Именно такую светлую, добрую память оставил о себе великий труженик науки, чистый сердцем и красивой души человек.

Примечания

1. Крылова И. В. Он не мыслил себя без московских корней. // Московский журнал. 1999. № 11. С. 31.

2. Копия диплома первой степени № 18078 от 20 сентября 1895 года // Архив РАН. Ф.502. Оп. 2. Ед. хр. 2. Л. 2об.

3. Крылова И. В. Указ. соч. С. 28.

4. Там же. С. 28.

5. Заметки Н. Д. Архангельской (дочери) о жизни и творчестве Д. Н. Ушакова // ЦМАМЛС. Ф. 276. Оп. 1. Д. 40. Л. 5.

6. Реформатский А. А. Дмитрий Николаевич Ушаков (к столетию со дня рождения) // Русский язык в школе. 1973. № 1. С. 96.

7. Крылова И. В. Указ. соч. С. 29.

8. Ушаков Д. Н. Русский язык. М., 1995. С. 12.

9. Выписки № 1 Д. Н. Ушакова (1890 г.): «О прекрасном в искусстве»: из В. А. Гольцева, И. А. Гончарова, В. М. Гаршина, В. Г. Белинского и др. // Архив РАН. Ф. 502. Оп. 1. Ед. хр. 167. Л. 30об.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.