ТВОРЧЕСТВО АЛВАРА ААЛТО И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА РАЗВИТИЕ СОВРЕМЕННОЙ АРХИТЕКТУРЫ Ерина А.П.
Ерина Анна Павловна - студент,
кафедра композиции и сохранения архитектурно-градостроительного
наследия,
Воронежский государственный технический университет, г. Воронеж
Аннотация: в статье анализируется творчество финского архитектора Алвара Аалто, разбираются его проекты, повлиявшие на развитие современной архитектуры.
Ключевые слова: европейский модернизм, библиотека в Выборге, «консольный» стул, санаторий в Паймио, рационалистическая архитектура, вилла Майреа, органическая архитектура.
Алвара Аалто (1898-1976) называют гигантом, гением, творцом новых форм, маэстро, волшебником северных лесов. На протяжении 40 лет Аалто оставался теневым членом Большой четверки, в которую входили: Людвиг Мис ван дер Роэ, Вальтер Гропиус, Фрэнк Ллойд Райт и Ле Корбюзье. Но его сооружения, недвусмысленно современные, но никогда не подверженные влиянию моды, значительно отличались от творчества других мастеров четверки.
Основой творчества Алвара Аалто является его закрепление в финской среде. Финляндия с ее дикими пейзажами, своенравным населением и завоеванной независимостью дала Аалто не только его первичные импульсы - созвучие между зданием и обстановкой, чувство ценности личности и самоутверждение, типичное для этой нации, но и решительное и интересное отношение в жизни: вера в способность техники делать людей счастливыми, стремление удовлетворить социальные требования общества. Аалто чувствует себя свободным для исследования, находит свою форму истины в архитектуре. Стиль, к которому он прибегает - это европейский модернизм 1920-х годов, образ рационально организованного промышленного общества.
За счет высокого уважения финский архитектор обладает властью и свободой в общении со своими клиентами. Аалто считал, что не следует жалеть денег на предмет роскоши или ошибки. Он отказывался читать лекции, писать книги, посещать конгрессы или заниматься саморекламой. Это позволило ему иметь собственный покой и уединение, чтобы сосредоточиться на самой архитектуре, а не на второстепенных благах.
Аалто вырос в деревне Алаярви, где он построил свой первый дом для родителей. Будучи студентом Технологического институт в Хельсинки, он много проектировал для финских выставок. Один из самых
запоминающихся проектов - Концертная эстрада на выставке в честь 700-летнего юбилея основания старой столицы Финляндии Турку (Або). Эта слегла изогнутая деревянная акустическая сцена, всем частям которой приданы минимальные размеры и изящные очертания, вместе с наклонной эстрадой для оркестра обеспечивала безупречную передачу звука и одновременно демонстрировала пластическую гибкость. Одновременно с этой проектом Аалто проектирует библиотеку в Выборге (1927-1935 гг.).
Рис. 1. Концертная эстрада, построенная для празднования 700-летнего
юбилея г. Турку, 1929
Рис. 2. Библиотека Алвара Аалто в Выборге
Библиотека в Выборге расположена в старом парке и включает читальные залы, лекционный зал, детскую библиотеку, зал периодики и административные помещения. Осмотр здания убеждает в ясности его функционального построения, основанного на дифференциации различных отделов, органично связанных в единое целое. Специально для этого здания были спроектированы мебель фирмы АЛек и другие атрибуты интерьеров. Здесь Аалто впервые использовал стулья из гнутой многослойной фанеры, которые позже повлияли на проектирование
деревянной мебели во всем мире. В 1935-х архитектор отказался от замкнутой деревянной рамы и создал «консольный» стул.
В архитектуре Алвар Аалто стал известен благодаря конкурсу создания туберкулезного санатория в Паймио в 1929 году. Его павильон Всемирной выставки в Нью-Йорке в 1939 году, а также фанерные конструкции мебели получили признание. Этот проект являлся примером окончательного перехода архитектора на позиции рационалистической архитектуры.
Рис. 3. Санаторий «Паймио»
В 1938 году Аалто создал шедевр своего довоенного творчества - виллу Майреа - летний дом, построенный для Майры Гулликсен в Нормаркку. Архитектор считал, что построить большую оперу или городской центр гораздо проще, чем построить частный дом. И правда, на счету его проектов всего две другие частные резиденции - его собственная резиденция в Мунккиниеми и вилла месье Карре в Базошах, Франция, недалеко от Парижа. Вилла Майреа занимает такое же важное место в творчестве Аалто, как для Ле Корбюзье Савойский дом, для Роэ Барселонский павильон или для Ллойда Райта дом Уинслоу Фрэнка. Архитектор смог поэкспериментировать со многими инновациями, которые были более полно развиты в других проектах, такие как волнистая стена, проектирование и изготовление отдельных светильников, мебели и тонкое сопоставление их материалов, пространственная организация, которая дает легкий намек на то, что лежит за ее пределами. Общий эффект дает не кричащую демонстрацию богатства, а простой деревенский загородный дом для богатой женщины с чрезвычайно развитым вкусом в соответствии с канонами финской деревянной архитектуры.
Рис. 4. Вилла Майреа, дизайн Алвара Аалто, интерьеры оформляла Айно
Аалто играет важную роль в развитии органической архитектуры. Развитие европейской архитектуры, основанное на конструктивных средствах и новом визуальном подходе, должно было сначала очистить атмосферу чистым функционализмом. Это было необходимо, чтобы найти органичные средства выражения.
Путь Аалто был на другом уровне и другими путями чем у Райта. Среди нынешней путаницы форм и форм, преследующих архитектуру западного общества, существует несколько направлений. Профессор Аалто указал на это в своем выступлении на открытии финской архитектурной выставки в Стокгольме. Во - первых, это тенденция к крупномасштабному повторению, как в государственных жилых единицах. Во-вторых, тенденция к дешевизне в концепции дизайна: отсутствие качественных деталей. Третья опасность - гигантизм - потеря человеческого масштаба в обществе.
Идея Аалто состояла в том, чтобы рассматривать человеческие проблемы с помощью человеческих решений, использовать теплые и натуральные материалы и рассматривать дизайн как проблему лабораторного исследования в себе. Чтобы поддерживать качество, он считал, что важно уделять внимание деталям. Поэтому он не брал на себя крупные заказы, как это обычно делали американские архитекторы.
Существуют архитекторы, творчество которых развивается «изнутри». В творчестве Аалто напротив, каждая линия говорит о контакте с судьбами людей. Возможно, именно этим объясняется то обстоятельство, что ему приходилось сталкиваться с меньшими трудностями в своей работе, чем ему удалось преодолеть сопротивление общественности легче, чем другим его современникам.
Список литературы
1. Алвар Аалто и северная традиция: национальный романтизм и дорицистское движение, 1895—1957 гг. // Кеннет Фремптон. Современная архитектура: Критический взгляд на историю развития. Великобритания, 1990. С. 283-300.
2. Лекция Анны Броновицкой «Брутализм и необрутализм» 10.02.2016. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=eCqHVfiQKpw/ (дата обращения: 15.01.2021).
3. Гидион А. Алвар Аалто. Эмоциональность и стандарт // Пространство, время, архитектура. [3-е изд.]. Москва, 1984. С. 338-360.
4. Архитектура, техника, человек // А. Гозак. Алвар Аалто. Архитектура и Гуманизм. Москва, 1978. С. 23-40.
5. Алвар Аалто // Зарубежная архитектура. Конец Х1Х-ХХ. Мастера архитектуры об архитектуре. Иконников А.В. Москва, 1972. С. 384-392.