Научная статья на тему 'Творческое саморазвитие подростков с ограниченными возможностями здоровья: категориальный анализ'

Творческое саморазвитие подростков с ограниченными возможностями здоровья: категориальный анализ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гаудеамус
ВАК
Область наук
Ключевые слова
развитие / саморазвитие / творчество / творческое саморазвитие / подростковый возраст / подросток с ограниченными возможностями здоровья / development / self-development / creativity / creative self-development / adolescence / adolescent with disabilities

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кондрашкина Елена Владимировна, Шаршов Игорь Алексеевич

Исследуя творческое саморазвитие личности как психолого-педагогическую проблему, авторы анализируют понятия «развитие», «саморазвитие» и «творчество». Рассмотрены возрастные закономерности подростков. В подростковом возрасте совершается переход от детства к взрослости, он связан с серьезной перестройкой психики, ломкой старых, сложившихся форм отношений с людьми, изменением условий жизни и деятельности. Проблема творческого саморазвития подростка с ограниченными возможностями здоровья – это проблема отсутствия должного взаимодействия с другими, что влечет за собой несформированность умений самопознания, самоорганизации, саморегуляции, других механизмов саморазвития. Наряду с педагогическими задачами, предполагающими создание условий для развития творческой активности подростков с ограниченными возможностями здоровья, важно решить приоритетную задачу – воспитание цельной понимающей личности, способной к адекватному оцениванию своих поступков и успешной адаптации в окружающем пространстве. Полученные результаты применимы при проведении дальнейшего исследования по отбору инструментария творческого саморазвития подростков с ограниченными возможностями здоровья средствами театрального искусства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кондрашкина Елена Владимировна, Шаршов Игорь Алексеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Creative self-development of adolescents with disabilities: categorial analysis

Exploring the creative self-development of personality as a psychological and pedagogical issue the authors analyze the concepts of “development”, “self-development” and “creativity”. The age patterns of adolescents are considered. In adolescence, the transition from childhood to adulthood is associated with a serious restructuring of the psyche, breaking old, established forms of relationships with people, changing living conditions and activities. Issue of creative self-development of adolescents with disabilities is the problem of lacking proper interaction with others, which entails the lack in formation of self-knowledge skills, self-organization, self-regulation, and other mechanisms of self-development. Along with pedagogical tasks involving the creation of conditions for the development of creative activity of adolescents with disabilities, it is important to solve the priority task – the education of a whole understanding personality capable of an adequate assessment of their actions and successful adaptation in the surrounding space. The results obtained are applicable in conducting further research on the selection of tools for the creative self-development of adolescents with disabilities by means of theatrical art.

Текст научной работы на тему «Творческое саморазвитие подростков с ограниченными возможностями здоровья: категориальный анализ»

УДК 37.036.5:376.3 DOI 10.20310/1810-231X-2023-22-4-18-27

Поступила в редакцию / Received 20.09.2023 Поступила после рецензирования и доработки / Revised 27.10.2023 Принята к публикации / Accepted 17.11.2023

оригинальная статья

Творческое саморазвитие подростков с ограниченными возможностями здоровья:

категориальный анализ

Кондрашкина Елена Владимировна ® Ф , Шаршов Игорь Алексеевич О

ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина», 392000, Российская Федерация, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33

н alena7kondra@gmail.com

Аннотация. Исследуя творческое саморазвитие личности как психолого-педагогическую проблему, авторы анализируют понятия «развитие», «саморазвитие» и «творчество». Рассмотрены возрастные закономерности подростков. В подростковом возрасте совершается переход от детства к взрослости, он связан с серьезной перестройкой психики, ломкой старых, сложившихся форм отношений с людьми, изменением условий жизни и деятельности. Проблема творческого саморазвития подростка с ограниченными возможностями здоровья - это проблема отсутствия должного взаимодействия с другими, что влечет за собой несформирован-ность умений самопознания, самоорганизации, саморегуляции, других механизмов саморазвития. Наряду с педагогическими задачами, предполагающими создание условий для развития творческой активности подростков с ограниченными возможностями здоровья, важно решить приоритетную задачу - воспитание цельной понимающей личности, способной к адекватному оцениванию своих поступков и успешной адаптации в окружающем пространстве. Полученные результаты применимы при проведении дальнейшего исследования по отбору инструментария творческого саморазвития подростков с ограниченными возможностями здоровья средствами театрального искусства.

Ключевые слова: развитие; саморазвитие; творчество; творческое саморазвитие; подростковый возраст; подросток с ограниченными возможностями здоровья

Конфликт интересов отсутствует

Для цитирования: Кондрашкина Е.В., Шаршов И.А. Творческое саморазвитие подростков с ограниченными возможностями здоровья: категориальный анализ // Психолого-педагогический журнал «Гаудеамус». 2023. Т. 22. № 4. С. 18-27. DOI 10.203Ш/Ш0-231Х-2023-22-4-18-27

© Кондрашкина Е.В., Шаршов И.А., 2023

original article

Creative self-development of adolescents with disabilities:

categorial analysis

Elena V. Kondrashkina ® © , Igor A. Sharshov ©

Derzhavin Tambov State University 33 Internatsionalnaya St., Tambov 392000, Russian Federation

® alena7kondra@gmail.com

Abstract. Exploring the creative self-development of personality as a psychological and pedagogical issue the authors analyze the concepts of "development", "self-development" and "creativity". The age patterns of adolescents are considered. In adolescence, the transition from childhood to adulthood is associated with a serious restructuring of the psyche, breaking old, established forms of relationships with people, changing living conditions and activities. Issue of creative self-development of adolescents with disabilities is the problem of lacking proper interaction with others, which entails the lack in formation of self-knowledge skills, self-organization, self-regulation, and other mechanisms of self-development. Along with pedagogical tasks involving the creation of conditions for the development of creative activity of adolescents with disabilities, it is important to solve the priority task - the education of a whole understanding personality capable of an adequate assessment of their actions and successful adaptation in the surrounding space. The results obtained are applicable in conducting further research on the selection of tools for the creative self-development of adolescents with disabilities by means of theatrical art.

Keywords, development; self-development; creativity; creative self-development; adolescence; adolescent with disabilities

There is no conflict of interest

For citation: Kondrashkina E.V., Sharshov I.A. Creative self-development of adolescents with disabilities, categorial analysis. Psychological-Pedagogical Journal "Gaudeamus", 2023, vol. 22, no. 4, pp. 1827. (In Russian). DOI 10.20310/1810-231X-2023-22-4-18-27

ВВЕДЕНИЕ

Перемены, происходящие в политической, социально-экономической и культурной сферах российского общества, оказывают существенное влияние на процесс становления личности подростков в силу их наибольшей подверженности влиянию факторов окружающей среды. Система образования в последние годы также претерпела серьезные изменения, на фоне которых безусловной и непреходящей ценностью является развитие разносторонней, творческой, нравственной личности, способной к саморазвитию и духовному росту. Подростки с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) имеют выраженные эмоциональные нарушения, которые касаются адаптивных возможностей личности и нарушений межличностных взаимоотношений. Одной из

серьезных проблем, мешающих учащимся с ОВЗ полноценно учиться и адаптироваться в социуме, является недостаточная сформиро-ванность умений самоорганизации и саморегуляции. «По мере развития личности задача улучшения качества жизни лиц с ОВЗ состоит уже не только и не столько в компенсации органических недостатков, сколько в реализации возможностей развития личности» [1]. В числе главных задач современной образовательной среды находится воспитание личности, обладающей критическим мышлением, творческой активностью, способной к эффективной коммуникации, ориентированной на высшие формы саморазвития.

Цель исследования: категориальный анализ феномена творческого саморазвития подростков с ОВЗ с возможностью последующего применения в практической работе.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ

Исследование осуществлялось на основе аналитического осмысления и сравнения методологических подходов, используемых в психолого-педагогических исследованиях, при ведущей роли личностно-деятельностного подхода. В рамках данного подхода предполагалось, что в центре внимания стоит совместная творческая деятельность подростков с ОВЗ с педагогом и друг с другом, при этом педагог не всегда предлагает готовые образцы деятельности, а создает, вырабатывает их вместе с учащимися.

В процессе подготовки данной научной работы применялись преимущественно теоретические методы исследования (обобщение, сравнение, систематизация, прогнозирование), анализировались как отечественные, так и зарубежные психолого-педагогические исследования, а также изучался и обобщался передовой педагогический опыт.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Приступая к рассмотрению сущности и особенностей творческого саморазвития подростков с ОВЗ, необходимо, прежде всего, рассмотреть такие понятия, как «развитие», «саморазвитие» и «творчество». Термин «развитие» происходит от латинского еуо1ийо, в Древнем Риме оно означало развертывание свитка при чтении. Метафорически так описывалось «разворачивание» информации в сознании человека (Цицерон). В общественном сознании с понятием «развитие» связаны такие процессы, как эволюция, рост, прогресс, увеличение, приумножение, и такие качества, как «постепенный», «поступательный», «логичный». Важной для понимания процесса развития является такая категория, как «время», так как, с одной стороны, развитие всегда происходит во времени, а с другой, именно время выявляет направленность развития. В современном естествознании развитие определяют как закономерное изменение материи и сознания, их универсальное свойство; собственно развертывание до тех пор «свернутого», выявление, обнаружение вещей, частей, состояний, отношений, которые имелись и прежде, существовали в потенции, но не были доступны восприятию. Развитие бывает или экстенсив-

ным (проявление и увеличение уже имевшегося) или интенсивным (эпигенез - возникновение нового, новых форм) [2].

В философии развитие рассматривается с большей степенью абстракции и понимается как характеристика качественных изменений объектов, появления новых форм бытия, инноваций и нововведений, сопряженная с преобразованием их внутренних и внешних связей. Выражая, прежде всего, процессы изменений, развитие предполагает сохранение (системного) качества развивающихся объектов. Развитие, как и образование, и обучение, и воспитание не могут быть переданы в готовом виде от одного человека к другому. Все эти процессы являются протяженными во времени с целями, достижимыми только в результате собственной деятельности. Развитие связано с такими философскими понятиями, как время, движение, изменение, цель. Так, с позиции И. Канта, «человек есть цель сама по себе, которая характеризуется как субъект автономного поведения и собственного самосовершенствования». Г.Ф. Гегель рассматривает весь природный, исторический и духовный мир в виде процесса беспрерывного движения, изменения, преобразования и развития; источник движения, находящийся в самом человеке, заставляет его выйти за свои пределы и превратиться в собственную противоположность.

Процесс развития находится также в сфере внимания социологии и политологии, понимаемый как выполнение необходимых условий реализации потенциала личности, что может проявляться в форме повышения благосостояния и удовлетворения основных потребностей.

В психологию понятие «развитие» пришло из вышеназванных отраслей знания. Поэтому психолого-педагогическая трактовка включает и философские, и естественнонаучные, и социологические черты. «Происхождение видов путем естественного отбора» Ч. Дарвина в свое время легло в основу изучения процессов психического развития у детей. Развитие впервые стало рассматриваться как постепенная адаптация ребенка к окружающей среде, тем самым, связав внутренние процессы с явлениями внешней среды. С точки зрения педагогической науки понятие «развитие» - это «процесс становле-

ния и формирования личности человека, совершенствования его качеств (интеллектуальных, нравственных, физических, эстетических и др.) под влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых социальных и природных факторов, в числе которых целенаправленное обучение и воспитание играют ведущую роль» [3]. Важно, что развитие человека обусловлено как внешними причинами (социальным окружением, воспитанием), так и внутренними факторами - генетикой, его собственной активностью, деятельностью по целеполаганию и достижению такого результата.

В педагогической науке понятие «развитие» тесно связано с такими понятиями, как «задатки», «способности», «талант». Особенно это актуально в контексте описания процесса творческого развития и саморазвития личности.

Способности - это сложная синтетическая особенность личности, которая определяет ее пригодность к деятельности. Способности несут в себе природные предпосылки развития в виде задатков. Задатки - это врожденные анатомо-физиологические особенности мозга, нервной системы, органов чувств и движений, функциональные особенности организма человека, составляющие природную основу развития его способностей. Но лишь в деятельности и через нее могут сформироваться способности, развитие которых является одной из фундаментальных проблем педагогики и психологии. Она широко представлена в трудах ученых (Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.). Принято различать два типа личности в зависимости от присущих ей специальных способностей: художественный (с эмоционально-образным восприятием действительности) и исследовательский, поисковый (рационально-логическое восприятие действительности). Но, как правило, в человеке сочетаются два этих типа, в большей или меньшей степени. Если специальные способности не развивать, они постепенно притупляются. Напротив, чем больше человек реализует свои способности, тем больше они проявляются.

Саморазвитие, самовоспитание - важнейшие процессы в становлении и развитии личности человека, раскрытии ее уникальных способностей. Педагогическая наука

понимает саморазвитие как целенаправленный, непрерывный процесс, в результате которого формируется личность. «Для анализа саморазвития наиболее общим является понятие жизнедеятельности как непрерывный процесс целеполагания, деятельностей и поведения человека. В рамках жизнедеятельности осуществляется и процесс саморазвития» [4]. Способность к саморазвитию отличает человека от других живых существ и систем в целом.

В педагогической науке понятие саморазвития личности неразрывно связано с идеями гуманистической педагогики. В классической отечественной педагогике понятие саморазвития отражено в трудах К.Д. Ушин-ского. По его мнению, развитие человека не только определяется внешними воздействиями среды и воспитания, но и является в определенной степени естественным процессом. В контексте нашего исследования важна мысль К.Д. Ушинского, что «растущий человек создает и познает себя сам, и воспитывать в нем следует самостоятельность и активность в условиях свободного самовыражения, развивать его способность к самооценке, стимулировать врожденное стремление к совершенству» [5].

Изучение процессов саморазвития с учетом индивидуальных возможностей и способностей становится одной из ведущих идей антропологического направления в педагогике XIX в. В педагогических трудах Л.Н. Толстого подчеркивается значимость уважения к личности ребенка и необходимость развития его активности. Одним из условий саморазвития считается самообразование, которое напрямую связывается с самостоятельностью в обучении. В начале XX в. П.Ф. Каптерев пишет: «Самообразование - эффективное средство раскрытия внутренних сил человека и средство его самоусовершенствования; прямое влияние внешних факторов на внутренний потенциал личности невозможно и нецелесообразно, внешние воздействия должны опосредоваться характером и особенностями духовной, интеллектуальной, эмоционально-чувственной и мотивационно-потребностной сфер индивида» [6].

В.А. Сухомлинский наполняет процесс саморазвития духовным содержанием, обращается к сердцу, чувствам, а не только к ра-

зуму ребенка, придает большое значение развитию потребностей детей в самосовершенствовании, уделяет внимание обучению навыкам самообразования и самовоспитания. В его трудах появляется ключевое для нас понятие «творческое саморазвитие». По мнению В.А. Сухомлинского, «основа саморазвития личности кроется в природе самого человека, устремление к совершенствованию и саморазвитию является одним из базовых свойств человека. Однако на этот процесс нельзя воздействовать прямо, возможно стимулировать этот процесс, и делать это необходимо через активизацию учения и приобщение ребенка к творчеству, определяя целью воспитания творческое саморазвитие личности» [7].

В современных психолого-педагогических исследованиях саморазвитие трактуется как основной внутренний механизм развития личности. Анализ научной литературы, посвященной различным аспектам саморазвития личности, приводит к выводу о многозначности данного понятия. Различные ученые и специалисты понимают саморазвитие как:

1) «процесс самостоятельной, целенаправленной деятельности личности по непрерывному самоизменению как обогащению индивидуального опыта и духовно-нравственных сил соответственно внутреннему образу «Я» и актуальным социальным ожиданиям» [8];

2) «самодвижение, которое ведет к коренному качественному изменению системы, ее меры, повышению уровня организации и другим изменениям, характерным для процесса развития» [9];

3) «закономерный процесс изменения личности, в результате которого возникает качественно новое состояние личности и деятельности» [10];

4) «фундаментальная способность человека становиться и быть подлинным субъектом собственной жизни, превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования» [11];

5) «способность самостоятельно ставить и решать задачи на самоизменение» [12];

6) «особый вид творческой деятельности субъект-субъектной ориентации, направленный на интенсификацию и повышение эффективности процессов «самости», среди

которых системообразующими являются самопознание, творческое самоопределение, самоуправление, творческая самореализация и самосовершенствование личности; целью саморазвития является повышение конкурентоспособности личности» [13];

7) «процесс непрерывного самоизменения личности, характеризующейся адекватным оцениванием внешних и внутренних условий своего развития, способностью становиться субъектом жизнедеятельности» [14];

8) «сознательный процесс личностного становления с целью эффективной самореализации на основе внутренне значимых устремлений и внешних влияний», который характеризуется последовательными стадиями процесса: самопознание, самоорганизация, самообразование, самореализация [15].

И это далеко не исчерпывающий список определений саморазвития, встречающихся в современной педагогической литературе. Обобщая вышеизложенные точки зрения, в контексте нашего исследования под саморазвитием мы будем понимать волевой целенаправленный деятельностный процесс непрерывного изменения личности на основе имеющегося личностного потенциала в соответствии с принятыми в обществе нормами морали и культурологическим контекстом.

Саморазвитие подразумевает изменение личности в результате деятельности. Соответственно, творческое саморазвитие возможно только в результате творческой деятельности. Творческое саморазвитие - это интегративное понятие, которое невозможно понять без осмысления понятий «саморазвития» и «творчество».

В целом творчество понимается как деятельность человека, направленная на создание новых общественно значимых ценностей. Л.С. Выготский дает творчеству следующие определение: «...такая деятельность человека, которая создает нечто новое, все равно, будет ли это созданное какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума, или чувства, живущим и обнаруживающимся только в самом человеке» [16]. С.Л. Рубинштейн говорил, что творчество - это деятельность, которая создает оригинальное и новое [17]. В.И. Андреев рассматривает творчество как «.один из видов человеческой деятельности, направленный

на разрешение противоречия (решение творческой задачи), для которой необходимы объективные (социальные, материальные) и субъективные личностные условия (знания, умения, творческие способности), результат, который обладает новизной и оригинальностью, личной и социальной значимостью, а также прогрессивностью» [13].

Итак, понятие «творчество», так же как и понятие «развитие», будет рассматриваться нами с позиции личностно-деятельностного подхода. Более того, в контексте исследования нас будет интересовать тот аспект творчества, который может быть реализован средствами театральной педагогики в любительском театральном коллективе.

Творческая деятельность не всегда заканчивается творческим результатом, творческим продуктом. Картина, музыкальное произведение, скульптура может быть не закончена. Творчество можно выразить формулой творчество = творческий процесс + творческий результат, при этом самодеятельное творчество подразумевает творческий процесс по отношению к самой личности, которая саморазвивает свои творческие способности. Самодеятельное творчество нацелено на развитие творческих способностей людей любой степени одаренности (создание нового относительно своего уровня), тогда как цель творчества профессионального - обогащение человеческой культуры через создание нового по отношению к обществу. В этой связи следует упомянуть о таком понятии, как «самореализация», соединяющем понятия «саморазвитие» и «творчество». Самореализация -это осуществление человеком возможностей своего развития посредством собственных усилий, сотворчества, содеятельности с другими людьми, социумом и миром в целом. Самореализация пронизывает всю деятельность человека и, прежде всего, рассматривается в ракурсе человека созидающего, человека-творца. Деятельность личности, в процессе которой удовлетворяются потребности в самореализации, является творческой деятельностью [18].

Признаками творческой личности являются: самостоятельность мышления; способность к критическому взгляду на предшествующий опыт и окружающую действительность; способность к анализу и синтезу; ин-

дивидуальность, неповторимость, оригинальность качеств самой личности. Вряд ли существуют люди, созданные быть исключительно творческими личностями, или наоборот, личностями, абсолютно не способными к творчеству. Безусловно, не все люди могут писать прекрасные стихи или прозу, сочинять красивую музыку или выступать на сцене, успешно вживаясь в чужой образ. Ведь помимо усердия и терпения, тут нужен талант. Однако даже человек со скромными задатками вполне может достичь определенного успеха, если будет развивать свой творческий потенциал. Мы рассматриваем творческое саморазвитие личности как «интегра-тивный творческий процесс сознательного и целенаправленного личностного становления, основанный на взаимодействии внутренне значимых и активно-творчески воспринятых внешних факторов» [15]. В процессе творческого саморазвития личности творческая деятельность становится жизненной потребностью. «Главным показателем творческой личности считается наличие творческих способностей, которые рассматриваются как индивидуально-психологические способности человека, отвечающие требованиям творческой деятельности, и являются условием ее выполнения» [19]. Процесс творческого саморазвития непрерывен и может быть актуализирован практически в любом возрасте.

Подростковый возраст в этом плане представляет особый интерес, так как именно на этот период приходятся процессы самопознания, самоопределения, самооценки, самосознания, самоуправления, самокритики, самосовершенствования, самореализации. Формируется «Я-концепция», подросток восприимчив к новому и неординарному, открыт творческому порыву. Главной задачей развития в подростковом возрасте считается задача самоопределения в сферах общечеловеческих ценностей. При решении таких задач молодой человек в первую очередь выдвигает важнейшее условие - свое «Я», свои умения и стремления. Кроме того, подростковый возраст характеризуется сменой референтной группы. Большое значение приобретает самоидентификация через социальную группу «таких же, как я». Поиск подростком единомышленников, общие интересы - это

те естественные факторы, которые грамотный педагог может использовать во благо и направить на творческое саморазвитие подростка. Именно в этот период возможно начало сознательного, намеренного, творческого строительства себя и своих жизненных обстоятельств.

В подростковом возрасте совершается переход от детства к взрослости, он связан с серьезной перестройкой психики, ломкой старых, сложившихся форм отношений с людьми, изменением условий жизни и деятельности. В традиционной классификации этот переход начинается в 11-12 лет и заканчивается в 14-15 лет. Границы возраста можно рассмотреть максимально широко, тогда подростковый возраст - это период от 11 до 17 лет. Внутри он разделяется на собственно подростковый (11-15 лет) и раннюю юность (15-17 лет). Этот возраст характеризуется началом перестройки организма, его быстрым физическим развитием, а также половым созреванием.

Все стороны развития подвергаются качественной перестройке, возникают и формируются новые психологические новообразования, закладываются основы сознательного поведения, формируются социальные установки. Эти процессы преобразования и определяют все основные особенности развития в подростковом возрасте. Э. Эриксон считал подростковый возраст самым важным и трудным периодом человеческой жизни, подчеркивая, что психологическая напряженность, которая сопутствует формированию целостности личности, зависит не только от физиологического созревания личной биографии, но и от духовной атмосферы общества, в котором человек живет, от внутренней противоречивости общественной идеологии [20]. Формирование личности является одним из важных этапов подросткового возраста. Направленность мыслей, стремлений, идеалов, а также выбор профессии, участие в общественной деятельности - вот черты, свойственные подросткам. Подросток хочет разобраться в себе и в отношениях, которые связывают его с окружающим миром. В этом возрасте часто меняются интересы. Это годы критики и самокритики, когда подростки особенно требовательны и к себе, и к учебе, и к людям. Ребенок находится в

постоянном процессе изменения и роста. Л.С. Выготский подчеркивает, что психическое развитие - это целостное развитие всей личности. В этой теории раскрывается социальная сущность человека и опосредствованный характер его деятельности (ее орудий-ность, знаковость). Согласно Л.С. Выготскому, высшие психические функции возникают первоначально как форма коллективного поведения ребенка, форма сотрудничества с другими людьми, и лишь потом они становятся индивидуальными функциями и способностями самого ребенка.

Группы подростков с ОВЗ, с которыми приходится работать педагогам, чрезвычайно неоднородные. Это определяется, прежде всего, тем, что в них входят учащиеся с разными нарушениями развития: нарушение слуха, речи, опорно-двигательного аппарата, психики. «Для анализа саморазвития наиболее общим является понятие жизнедеятельности как непрерывный процесс целеполага-ния, деятельностей и поведения человека. В рамках жизнедеятельности осуществляется и процесс саморазвития» [4]. Как отмечалось ранее, творческое саморазвитие личности характеризуется процессами «самости», системообразующими компонентами которых выступают самопознание, саморегуляция, самосовершенствование и творческая самореализация личности. Саморегуляция подразумевает овладение набором знаний, убеждений и умений, позволяющих человеку осуществлять целенаправленное, автономное поведение, что не всегда возможно в силу физических и психических особенностей развития у лиц с ОВЗ.

Поэтому одним из важных моментов педагогической практики «является обучение тому, чтобы распоряжаться собой и принимать решение в отношении общих и частных аспектов жизни, более полно управлять своим жизненным пространством, без чего для молодого человека с ОВЗ проблематично быть активным субъектом своей собственной жизни» [1]. Если при работе с «обычным» подростком можно использовать различные стандартные методики обучения, то при работе с учащимися с ОВЗ необходимо учитывать подчас очень простые, кажущиеся само собой разумеющимися приемы, направленные на формирование мотивации и на разви-

тие навыков самоорганизации. Самым главным приоритетом в работе с такими подростками является индивидуальный подход с учетом особенностей здоровья и психики каждого. Такой подход позволяет выявить затруднения в эмоциональной сфере, общении. Основная причина, порождающая психологические барьеры в личности подростка с ОВЗ, часто заключена в мышечной несвободе, в разных типах физических зажимов, связанных с особенностями развития.

Проблема саморазвития подростка с ОВЗ - это проблема отсутствия должного взаимодействия с другими, что влечет за собой не-сформированность умений самопознания, соответственно - самооценки, самопринятия, самоуважения, саморегуляции и др. Молодой человек с особенностями развития, имеющий негативный опыт социального взаимодействия, имеет одну доминирующую мотивацию -стать частью коллектива. В этом случае роль педагога сводится не только к организации творческого поиска, но и пониманию процессов, происходящих в коллективе и каждом участнике. Поддерживая каждого участника, необходимо также создавать условия для принятия им другого члена коллектива с его особенностями и возможностями. Признание любого чувства своим уже означает принятие ответственности. Одна из основных задач педагога - дать обучающемуся возможность для обнаружения, фиксации и творческого развития своего «Я».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Творческая деятельность имеет большое значения в жизни человека, тем более, она имеет большое значение в жизни подростка с особенностями развития. Главной задачей развития в подростковом возрасте считается задача самоопределения в сферах общечеловеческих ценностей - определить свое «Я», свои умения и стремления. В современном обществе высоко ценится так называемая «творческая личность». Но человек с инвалидностью чаще всего очень индивидуализирован, и проблема подростка с особенностями развития как раз и состоит в том, чтобы стать частью какого-либо сообщества. Познание новых, прежде скрытых от молодого человека возможностей - один из механизмов «сотворения» себя. Расширение социальных связей и увеличение их многообразия путем включения личности в новые социальные ситуации и виды деятельности, создают принципиально новые внутренние возможности для творческого саморазвития подростков с ОВЗ. Наряду с коррекционными задачами, предполагающими создание условий для развития творческой активности подростков, решаются многие педагогические задачи. Одной из таких приоритетных задач является воспитание цельной понимающей личности, способной к адекватному оцениванию своих поступков и успешной адаптации в окружающем пространстве.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Леонтьев Д.А., Александрова Л.А., Лебедева А.А. Развитие личности и психологическая поддержка учащихся с ОВЗ в условиях инклюзивного профессионального образования. М.: Смысл, 2017. 79 с. EDN: XXVXBJ

2. Савченко В.Н., Смагин В.П. Начала современного естествознания. Ростов н/Д.: Феникс, 2006. 336 с. EDN: OJJGLX

3. Смирнов В.И. Общая педагогика в тезисах, дефинициях, иллюстрациях. М.: Педагогическое общество, 2000. 416 с.

4. Маралов В.Г. Основы самопознания и саморазвития. М.: Академия, 2004. EDN: OXKLXL

5. Ушинский К.Д. Избранные педагогические произведения. М.: Просвещение, 1968. 557 с.

6. Каптерев П.Ф. Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1982. 704 с.

7. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения: в 3 т. М.: Педагогика, 1981. Т. 3. 383 с.

8. Куликова Л.Н. Процессуальная характеристика личностного саморазвития // Проблемы высшего образования. 2003. № 2. С. 27-33. EDN: SYCETR

9. Минюрова С.А. Психология самопознания и саморазвития. М.: Флинта, 2016. 480 с. EDN: IFOCNG

10. Рындак В.Г. Непрерывное образование и развитие творческого потенциала учителя: теория взаимодействия. М.: Педагогический вестник, 1997. 244 с. EDN: ONLOJL

11. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология развития человека. Развитие субъективной реальности в онтогенезе. М.: Православ. Свято-Тихон. гум. ун-т, 2013. 400 с. EDN: УЯКУУН

12. Цукерман Г.А., Мастеров Б.М. Психология саморазвития. М.: ИнтерПракс, 1995. 288 с.

13. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс. Кн. 1. Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1996. 568 с.

14. Ильина Л.Е. Психолого-педагогическое сопровождение саморазвития старшеклассника в профильном обучении. Оренбург: ИПК ГОУ ОГУ, 2009. 131 с. EDN: QXYUDX

15. Шаршов И.А. Профессионально-творческое саморазвитие: методология, теория, практика. Москва; Тамбов: ТГУ им. Г.Р. Державина, 2005. 400 с. EDN: QVECKL

16. Выготский Л.С. Психология искусства. М.: Юрайт, 2018. 496 с. EDN: JTYRSZ

17. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1973. 424 с. EDN: YXELJU

18. Подымова Л.С., Макарова Л.Н. Самореализация личности как психолого-педагогическая проблема: синергетический подход // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2009. № 1 (69). С. 89-93. EDN: KUXCDB

19. Богоявленская Д.Б. «Субъект деятельности» в проблематике творчества // Вопросы психологии. 1999. № 2. С. 35-41. EDN: ZBGITR

20. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М.: Флинта, 2006. 344 с. EDN: QXPMCL

REFERENCES

1. Leontiev D.A., Alexandrova L.A., Lebedeva A.A. Personality Development and Psychological Support of Students with Disabilities in Inclusive Vocational Education. Moscow, Smysl Publ., 2017, 79 p. (In Russian).

2. Savchenko V.N., Smagin V.P. Basics of Modern Natural Science. Rostov-on-Don, Feniks Publ., 2006, 336 p. (In Russian).

3. Smirnov V.I. General Pedagogy in Theses, Definitions, Illustrations. Moscow, Pedagogicheskoe obshhestvo Publ., 2000, 416 p. (In Russian).

4. Maralov V.G. Fundamentals of Self-Knowledge and Self-Development. Moscow, Akademiya Publ., 2004. (In Russian).

5. Ushinsky K.D. Selected Pedagogical Works. Moscow, Prosveshhenie Publ., 1968, 557 p. (In Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Kapterev P.F. Selected Pedagogical Works. Moscow, Pedagogika Publ., 1982, 704 p. (In Russian).

7. Sukhomlinskiy V.A. Selected Pedagogical Works: in 3 vols. Moscow, Pedagogika Publ., 1981, vol. 3, 383 p. (In Russian).

8. Kulikova L.N. Procedural characteristics of personal self-development. Problemy vysshego obrazovaniya, 2003, no. 2, pp. 27-33. (In Russian).

9. Minyurova S.A. Psychology of Self-Knowledge and Self-Development. Moscow, Flinta Publ., 2016, 480 p. (In Russian).

10. Ryndak V.G. Continuous Education and Creative Potential Development Among Teachers: Theory of Interaction. Moscow, Pedagogicheskiy vestnik Publ., 1997, 244 p. (In Russian).

11. Slobodchikov V.I., Isaev E.I. Psychology of Human Development. Development of Subjective Reality in Ontogenesis. Moscow, St. Tikhon's Orthodox University for the Humanities Publ., 2013, 400 p. (In Russian).

12. Tsukerman G.A., Masterov B.M. Self-Development Psychology. Moscow, InterPraks Publ., 1995, 288 p. (In Russian).

13. Andreev V.I. Pedagogy of Creative Self-Development. Innovative Course. Bk 1. Kazan, Kazan University Publ., 1996, 568 p. (In Russian).

14. Ilina L.E. Psychological and Pedagogical Support of a High School Student's Self-Development in Specialized Training. Orenburg, Orenburg Industrial and Pedagogical College of Orenburg State University Publ., 2009, 131 p. (In Russian).

15. Sharshov I.A. Professional and Creative Self-Development: Methodology, Theory, Practice. Moscow, Tambov, Derzhavin Tambov State University Publ., 2005, 400 p. (In Russian).

16. Vygotskiy L.S. Psychology of Art. Moscow, Yurait Publ., 2018, 496 p. (In Russian).

17. Rubinshtein S.L. Issues of General Psychology. Moscow, Pedagogika Publ., 1973, 424 p. (In Russian).

18. Podymova L.S., Makarova L.N. Self-fulfillment of a person as a psychological and pedagogical problem: a synergic approach. Tambov University Review. Series: Humanities, 2009, no. 1 (69), pp. 89-93. (In Russian).

19. Bogoyavlenskaya D.B. "Subject of activity" in creativity issues. Voprosy Psychologii, 1999, no. 2, pp. 3541. (In Russian).

20. Erikson E. Identity: Youth and Crisis. Moscow, Flinta Publ., 2006, 344 p. (In Russian).

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ / INFORMATION ABOUT THE AUTHORS

Кондрашкина Елена Владимировна - аспирант, кафедра педагогики и образовательных технологий. Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация. Е-таП: a1ena7kondra@gmai1.com ORCГО: https://orcid.org/0009-0006-1072-8048 Вклад в статью: анализ литературы, подготовка текста статьи.

Elena V. Kondrashkina - Post-Graduate Student, Pedagogy and Educational Technologies Department. Derzhavin Tambov State University, Tambov, Russian Federation. E-mail: alena7kondra@gmail.com ORCID: https://orcid.org/0009-0006-1072-8048 Contribution: literature analysis, article text preparation.

Шаршов Игорь Алексеевич - доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры педагогики и образовательных технологий. Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация. Е-таП: si1ans@mai1.ru

ORCГО: https://orcid.org/0000-0002-2844-0185 Вклад в статью: общая концепция статьи, систематизация результатов исследования.

Igor A. Sharshov - Doctor of Pedagogy, Professor, Professor of Pedagogy and Educational Technologies Department. Derzhavin Tambov State University, Tambov, Russian Federation. E-mail: silans@mail.ru

ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2844-0185 Contribution: main study concept, research results evaluation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.