Научная статья на тему 'Творческое объединение «Переплетное мастерство» как новая форма осуществления профессионального воспитания студентов в учреждении высшего образования'

Творческое объединение «Переплетное мастерство» как новая форма осуществления профессионального воспитания студентов в учреждении высшего образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
83
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — И. В. Марченко

В статье анализируется инновационная форма внеучебной воспитательной, научнометодической и исследовательской деятельности преподавателя и студентов творческого объединения «Переплетное мастерство». Реализация инновационного подхода предусматривает осуществление качественной профессиональной подготовки студентов, развитие профессиональных интересов через углубленное изучение предметных дисциплин полиграфического и тароупаковочного направления, актуальных психолого-педагогических проблем воспитательнообразовательной работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Creative association “Book craft” as a new form of realization of professional education of students in the university

The article examines innovative form of extracurricular educational, scientific, and methodical and research activity of teacher and students of creative association “Book craft”. Implementation of innovative approach is designed to ensure high quality of professional training of students, development of professional interests through in-depth study of subject disciplines printing and packaging trends, relevant psychological and pedagogical problems of educational activity.

Текст научной работы на тему «Творческое объединение «Переплетное мастерство» как новая форма осуществления профессионального воспитания студентов в учреждении высшего образования»

УДК 378.184

И. В. Марченко, старший преподаватель (БГТУ)

ТВОРЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ «ПЕРЕПЛЕТНОЕ МАСТЕРСТВО» КАК НОВАЯ ФОРМА ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ В УЧРЕЖДЕНИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье анализируется инновационная форма внеучебной воспитательной, научно-методической и исследовательской деятельности преподавателя и студентов творческого объединения «Переплетное мастерство». Реализация инновационного подхода предусматривает осуществление качественной профессиональной подготовки студентов, развитие профессиональных интересов через углубленное изучение предметных дисциплин полиграфического и та-роупаковочного направления, актуальных психолого-педагогических проблем воспитательно-образовательной работы.

The article examines innovative form of extracurricular educational, scientific, and methodical and research activity of teacher and students of creative association "Book craft". Implementation of innovative approach is designed to ensure high quality of professional training of students, development of professional interests through in-depth study of subject disciplines printing and packaging trends, relevant psychological and pedagogical problems of educational activity.

Введение. Среди существующих проблем учебно-воспитательного процесса в вузе организация внеучебной воспитательной работы сегодня является особенно актуальной.

Актуальность обусловлена огромным влиянием вневузовской среды на студенческую молодежь, размыванием моральных принципов жизни общества, связанных с идеологической и экономической перестройкой общества.

Важная проблема - недостаточная ориентированность современной молодежи на такие ценности, как наука, знания, образование.

Одна из основных задач высшего образования заключается в формировании творческой личности специалиста, способного к саморазвитию, самообразованию, инновационной деятельности. Молодой специалист нашего времени -это разносторонне образованный, обладающий широким кругозором профессионал, нестандартно мыслящий, граждански активный, духовно, нравственно и профессионально подготовленный к работе по избранной специальности.

Решение этой задачи невозможно только путем передачи знаний в готовом виде от преподавателя к студенту. Необходимо перевести студента из пассивного потребителя знаний в активного их творца, умеющего сформулировать проблему, проанализировать пути ее решения, найти оптимальный результат и доказать его правильность.

Поэтому на формирование и закрепление всех этих навыков и умений, развитие представлений студентов о подлинных культурных и профессиональных ценностях должен быть направлен весь процесс внеучебной воспитательной работы нашего университета.

Основная часть. Для достижения цели внеучебного воспитательного процесса в БГТУ

на факультете ИДиП необходимо решение конкретных задач:

1) укрепление и сохранение лучших традиций, существующих в коллективе университета, белорусского студенчества в целом, направленных на воспитание у студентов представлений о престижности вуза и выбранной профессии, престижности высшего образования, развитие творческих начал личности;

2) инновационная и творческая разработка новых форм и приемов внеучебной воспитательной работы, соответствующих времени и новым потребностям студентов. Одной из таких инноваций является создание и работа творческого объединения «Переплетное мастерство»;

3) непрерывное изучение интересов, творческих склонностей студентов, осмысление свойств интересов личности, определение ее базовой культуры, сформированности ценностных ориентиров, представлений о выбранной профессии, активности жизненной позиции студента.

Творческое объединение «Переплетное мастерство» является инновационной формой вне-учебной воспитательной, научно-методической и исследовательской деятельности преподавателя и студентов в вузе.

Цель студенческого творческого объединения - создание условий для совершенствования практического опыта, знаний и умений студентов в определенной предметной области знаний, науки, производства, искусства путем необходимого сопровождения учебно-исследовательской деятельности.

Основные задачи работы творческого объединения:

— реализация и развитие творческих способностей преподавателей и студентов на основе

162

1ББМ 1683-0377. Труды БГТУ. 2014. № 8. Учебно-методическая работа

сотворчества через организацию исследовательской деятельности членов объединения;

- осуществление качественной профессиональной подготовки студентов, развитие профессиональных интересов через углубленное изучение предметных дисциплин полиграфического и тароупаковочного направления, актуальных психолого-педагогических проблем воспитательно-образовательной работы, совершенствование научно-методической, экспериментальной, поисковой работы преподавателей и студентов;

- формирование профессиональных и личностных качеств студентов (творческой активности и ответственности за выполняемую работу, способности к самостоятельным действиям по приобретению новых знаний, развитию системного мышления).

Организация работы творческого объединения заключается в следующем:

1. Руководитель творческого объединения с учетом научно-методических интересов определяет проблему творческого объединения, привлекая студентов на основе свободного личностного выбора. В состав творческого объединения могут входить студенты разных учебных групп.

2. Творческое объединение организует свою работу на основе плана работы и программы исследований. В плане работы четко сформулирована проблема изучения, цель работы, определены задачи исследования, последовательность, этапность их решения.

3. В процессе работы творческое объединение направляет свои усилия на решение следующих исследовательских задач:

- проблемно-поисковых;

- методических;

- теоретических;

- экспериментальных;

- опытно-практических.

4. Результаты работы творческого объединения в целом или отдельных членов объединения представляются в виде творческих работ, исследовательских проектов, материалов к научно-практическим конференциям, на конкурсах и выставках.

5. В конце учебного года руководитель творческого объединения представляет отчет о работе, включающий краткое, содержательное изложение научных выводов, в которых реализованы цели и задачи, поставленные в плане. Отчет содержит выводы, методические рекомендации, описание методов исследования.

В приложении к отчету даются: планы эксперимента, наглядно представленные материалы, отражающие работу. Отчет о работе творческого объединения представляется руководи-

телем и может быть заслушан на совете факультета ИДиП.

Работа творческого объединения отличается от учебной большим разнообразием форм и методов ее организации, так как в нее вносятся элементы игры и соревнования.

Очень важно, чтобы результаты деятельности студентов в творческом объединении становились достоянием факультета, вуза, чтобы эта работа носила общественно-полезный характер, находила отражение в организации конкурсов и олимпиад, диспутов, выставок.

Для регулярного посещения студентами занятий и предотвращения отсева большое значение имеет регламент работы творческого объединения. Режим его работы должен быть стабильным, согласованным с расписанием учебных занятий и проведением других мероприятий в вузе.

Нередко случается, что, посетив 2-3 занятия, студенты больше не приходят. Причины этого могут быть разными, но основная - недооценка руководителем индивидуального подхода к занимающимся. Надо каждому из них помочь найти себя в творчестве, преодолеть неизбежные трудности, заинтересовать увлекательной перспективой. Для этого следует создавать проблемные ситуации, вносить в работу элементы игры и соревнования, устраивать посещение выставок и т. п.

Если на занятиях не предусматриваются одинаковые для всех работы, используют бригадную форму. Каждая бригада, состоящая из трех-четырех студентов разного уровня подготовки, выполняет задание по одной из предложенных руководителем тем. При этом наиболее полно могут быть учтены их интересы, уровень подготовки и склонности.

Педагогическая эффективность воспитательной работы творческого объединения «Переплетное мастерство» во многом зависит от качества руководства ею со стороны преподавателя. Руководитель объединения предусматривает порядок выполнения технического задания на каждом этапе, обучает студентов рациональным приемам труда, инструктирует, наблюдает за ходом работы, своевременно оказывает помощь в преодолении возникших трудностей, в исправлении допущенных ошибок.

Результатом творческой деятельности студентов на занятиях является:

- разработка оригинальных книжных изделий;

- конструкторское решение моделей различных форм упаковки;

- разработка изделий из нетрадиционных материалов;

- изделия скрапбукинга;

- изделия кардмейкинга;

- подарочная упаковка с элементами де-купажа;

- софтбуки, блокноты, записные книжки;

- реставрация книг, учебников.

Начинаются занятия со знакомства с историей книги и развитием переплетного дела, изучения терминов, встречающихся в переплетном деле, технологических операций по изготовлению полиграфической продукции.

На I этапе планируется изучение работы оборудования; проводятся занятия по скрапбу-кингу (создание и оформление альбомов, упаковочных коробок, рамок для картин и фотографий), кардмейкингу (изготовление открыток своими руками), изготовлению подарочной упаковки с элементами декупажа.

На II этапе, после получения основных навыков по работе с переплетными материалами, начинаются занятия по отработке технологических приемов изготовления блокнотов, записных книжек, софтбуков разных форматов из нестандартных материалов, таких как обои (виниловые), хлопок, лен, шелк, кожзам.

III этап - это более сложная и утонченная работа - реставрация старинных книг (реставрация с изготовлением нового переплета; реставрация корешка, уголков, сторонок переплетной крышки, тканевых и бумажных переплетов).

Создавая определенный простор активности, преподаватель должен поощрять разнообразную самостоятельную деятельность студентов, стремиться так организовать работу творческого объединения, чтобы они размышляли, делали выводы, действовали. Познавая в процессе активной деятельности, студенты не только лучше понимают и запоминают, но и одновременно учатся применять знания на практике, у них развиваются исследовательские

устремления и навыки, способность преодолевать препятствия, страсть творить.

Заключение. Таким образом, продуманная система подготовки студентов к творчеству с I курса обеспечивает профессиональную ориентацию специалистов, адекватную складывающейся на рынке труда ситуации, требующей от них повышенной мобильности, самостоятельности, инициативности, способности к быстрой смене вида профессионального труда. Реализация общих творческих установок обеспечивает повышение квалификации и углубление профессионализма при работе со студентами IV и V курсов.

Предлагаемая в настоящей работе новая форма профессионального воспитания направлена на обеспечение развития творческой личности студентов при помощи активных методов обучения в виде деловых и познавательных игр, методов проекта. Вследствие этого студенты включаются в интенсивную умственную деятельность, мобилизирующую их творческий потенциал и познавательную активность. Это важнейшее средство усиления познавательной деятельности студентов [1].

Таким образом, внеучебная работа носит ярко выраженный воспитывающий характер. Следует подчеркнуть, что для ее успеха необходима целенаправленная деятельность преподавателя по развитию интеллектуально-творческого потенциала студентов как одного из основных условий подготовки личности к успешному социально значимому функционированию в современном обществе.

Литература

1. Марченко И. В. Развитие творческих способностей студентов // Труды БГТУ. 2011. N° 8: Учеб.-метод. работа. С. 36.

Поступила 15.04.2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.