Научная статья на тему 'ТВОРЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ В. М. ШУКШИНА КАК РЕСУРС ДЛЯ КУЛЬТУРНОГО БРЕНДИНГА РЕГИОНА'

ТВОРЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ В. М. ШУКШИНА КАК РЕСУРС ДЛЯ КУЛЬТУРНОГО БРЕНДИНГА РЕГИОНА Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
64
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШУКШИН / АЛТАЙ / ГЕОБРЕНДИНГ / ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ БРЕНД / КУЛЬТУРНЫЙ БРЕНД / SHUKSHIN / ALTAI / GEOBRANDING / TERRITORIAL BRAND / CULTURAL BRAND

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Жеребненко А.В.

Статья рассматривает творчество В.М. Шукшина в качестве важного компонента культурного ландшафта Алтая, уникального интеллектуального ресурса, обеспечивающего конкурентоспособность региона в современном глобальном мире. Рассматриваются технологии культурного брендинга территории. В качестве примеров описывается Всероссийский фестиваль «Шукшинские дни на Алтае» и одна из его площадок - Международный научный форум «Алтайский фронтир В.М. Шукшина, нравственность, витальность, языковой уклад». Анализируется взаимосвязь масштаба культурных событий и динамика туристического потока в Алтайский край.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим социальным наукам , автор научной работы — Жеребненко А.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CREATIVE HERITAGE IN. M. SHUKSHINA AS A RESOURCE FOR REGIONAL CULTURAL BRANDING

The article considers the work of V.M. Shukshin as a important component of the cultural landscape of the Altai, a unique intellectual resource that ensures the competitiveness of the region in the modern global world. The technologies of cultural branding of the territory are considered. The All-Russian Festival "Shukshin Days in Altai" and one of its platforms - the International Scientific Forum "Altai Frontier of V.M. Shukshina, morality, vitality, linguistic way of life" are described as examples. The relationship between the scale of cultural events and the dynamics of tourist flow to the Altai Territory is analyzed.

Текст научной работы на тему «ТВОРЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ В. М. ШУКШИНА КАК РЕСУРС ДЛЯ КУЛЬТУРНОГО БРЕНДИНГА РЕГИОНА»

author believes, requires the development of a new model of the library, providing further development of communicative capabilities of libraries in modern society.

Key words: communication technologies, library, information space, information resources.

А.В. Жеребненко

Алтайский государственный университет zherebnenko. a@yand.ex.ru

ТВОРЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ В. М. ШУКШИНА КАК РЕСУРС ДЛЯ КУЛЬТУРНОГО БРЕНДИНГА РЕГИОНА

Аннотация

Статья рассматривает творчество В.М. Шукшина в качестве полноправного компонента культурного ландшафта Алтая, уникального интеллектуального ресурса, обеспечивающего конкурентоспособность региона в современном глобальном мире. Рассматриваются технологии культурного брендинга территории. В качестве примеров описывается Всероссийский фестиваль «Шукшинские дни на Алтае» и одна из его площадок - Международный научный форум «Алтайский фронтир В.М. Шукшина, нравственность, витальность, языковой уклад». Анализируется взаимосвязь масштаба культурных событий и динамика туристического потока в Алтайский край.

Ключевые слова: В.М. Шукшин, Алтай, геобрендинг, территориальный бренд, культурный бренд.

Территориальный брендинг как особое направление маркетинговой деятельности стал активно развиваться в последние десятилетие. Регионы, города всерьез озадачились проблемой индивидуализации территории для создания уникальной геолокации, способствующей социально-экономическому развитию территорий.

К. Бове определяет брендинг как «технологию создания и внедрения долгосрочного предпочтения к товару, основанную на совместном усиленном воздействии на потребителя товарного знака, упаковки, рекламной аргументации, материалов и мероприятий sales promotion и других элементов рекламной деятельности, объединенных единой идеей и унифицированным оформлением, выделяющим товар среди конкурентов, создающим его образ, выделяющим уникальное торговое предложение» [1].

Впервые вопросы именно территориального брендинга были затронуты Ф. Котлером, Д. Хайдером, К. Асплундом и И. Рейном. В 1993 году исследователи публикуют книгу «Маркетинг мест. Привлечение инвестиций, предприятий, жителей и туристов в города, коммуны, регионы и страны Европы», в которой подробно описывают преимущества «коммун и городов», использовавших маркетинг для развития территорий [4].

В России особую роль в активизации процесса геобрендинга сыграло Постановление Правительства РФ «Концепция продвижения национального и региональных брендов товаров и услуг отечественного производства на 2007-2008 годы». Согласно нормативно-правовому акту, развитие брендов городов и территорий стало одной из основных задач местного самоуправления. Тогда города и регионы стали заявлять о своих «конкурентных преимуществах», что оказало существенное влияние на туристических поток территорий [3].

В качестве ресурсов для формирования бренда территории, как правило, опирались на уникальный природный ландшафт, историческое и культурное наследие. Это дало основу для формирования так называемого культурного брендинга. По определению А. Гуцалова, «культурный бренд - не то же самое, что бренд торговой марки, а культурный брендинг - не то же самое, что товарный брендинг. Понимание того, что культура со своей уникальной спецификой определяет смысл, цели и задачи культурного бренда и брендинга, делает последние довольно автономным, отличным от брендов из других областей явлением и процессом. А поскольку культурное наследие является существенным фактором любой территории, то без культурного брендирования брендинг городов, стран и наций становится невозможным» [2].

В контексте современного глобального мира культурное наследие рассматривают как ресурс для достижения социально-экономических целей. Происходит процесс картирования резервов культуры, превращая литературное наследие в источник инноваций, формирующий конкурентоспособность региона. Культура становится стратегическим приоритетом современной экономики, фактически формируя рынок территорий, каждый участник которого старается предложить уникальный продукт.

В Алтайском крае ресурсом культурного брендинга выступает творчество В.М. Шукшина. Произведения В.М. Шукшина являются неизменным якорем, фундаментом литературного наследия и основным ресурсом для формирования культурного пространства Алтая. Его рассказы, повести, сценарии кинофильмов пронизаны любовью к земле и рвением на родину, в родной дом, на Алтай. Регион показан образом родной деревни, ее укладом, простой и теплой атмосферой родительского дома, базовым символом которого является сама жизнь. «Алтай - это моя родина, где я родился и вырос. Люблю ее, жив ею, она придает мне силы, когда случается трудно и горько. И какая-то огромная мощь чудится мне там, на родине, какая-то животворная сила, которой надо коснуться, чтобы обрести утраченный напор в крови» [8].

В данных условиях творчество М.В. Шукшина становится не просто литературным наследием Алтая, литературные произведения выступают в качестве полноправного компонента культурного ландшафта, обеспечивающего конкурентоспособность региона.

Примером может служить ежегодный Всероссийский фестиваль «Шукшинские дни на Алтае». Правительство Алтайского края определяет событие как неотъемлемую часть российской культуры [9]. Впервые фестиваль прошел в 1976 году, спустя два года после смерти Шукшина. Через несколько лет чтения переросли во всероссийскую акцию памяти. В 1999 году - в год 70-летия Василия Макаровича Шукшина - X Шукшинские дни обрели статус всероссийских. Сегодня это одно из самых масштабных культурных событий Алтая, которое объединяет литературу, кинематограф, театр, музыку и науку [5].

В 2017 году Шукшинские дни на Алтае вошли в топ-200 лучших событийных проектов России и получили статус «Национального события 2018». В том же году фестиваль был отмечен российской пре-

мии в области событийного туризма Russian Event Awards в номинации «Лучшее туристическое событие в области культуры» на российской премии в области событийного туризма [5].

В 2018 году география фестиваля охватила 15 территорий Алтайского края. Шукшинские дни открылись в Барнауле, затем отправились по туристическому маршруту в Бийск, Белокуриху, Новоалтайск, Смоленское, Быстрый Исток и завершились большим праздником в Сростках на горе Пикет [5]. Он включил в себя более 60 мероприятий, в числе которых кинофестиваль, музыкальные конкурсы, научно-практические конференции, выставки народных ремесел, конкурсы самодеятельных театров, литературные чтения и др. По данным краевого Министерства культуры, мероприятия фестиваля посетило более 45 тысяч участников. При этом география участников значительно расширилась. В 2018 году фестиваль посетили не только туристы из регионов России, но и гости как ближнего, так и дальнего зарубежья [5].

В 2019 году, по подсчетам организаторов, продолжилось увеличение туристического потока на Алтай [6]. Одним из центральных событий фестиваля стал Международный научный форум «Алтайский фронтир В.М. Шукшина, нравственность, витальность, языковой уклад», посвященные 90-летию Василия Макаровича Шукшина, прошедший на платформе Алтайского государственного университета (кафедра СО и рекламы). В мероприятии приняли участия представители России, Казахстана, Киргизии, Китая и Венгрии.

Таким образом, очевидна трансформация культурного наследия территории в источник для социально-экономического развития муниципалитета, региона, страны. В современных реалиях творчество В.М. Шукшина становится одним из основных конкурентоспособных преимуществ Алтая, обеспечивающим формирование туристической инфраструктуры, культурного бренда, которые в перспективе могут стать стратегическим приоритетом региональной экономики.

Литература

1. Бове К., Аренс У. Современная реклама. М.: ИД «Довгань», 2006. 220 с.

2. Гуцалов А.А. Культурный бренд и брендинг территории / А.А. Гуцалов// Культурное наследие России. 2018. С. 86-92.

3. Концепция продвижения национального и региональных брендов товаров и услуг отечественного производства на 2007-2008 годы. [Электронный ресурс] // Минэкономразвития России. URL: http://economy.gov.ru / minec / activity / sections / innovations / brends / doc201001081527 (дата обращения: 07.10.2019).

4. Котлер Ф. Маркетинг мест. Привлечение инвестиций, предприятий, жителей и туристов в города, коммуны, регионы и страны Европы / Ф. Котлер, Д. Хайдер, К. Асплунд, И. Рейн. СПб. : Стокгольмская школа экономики, 2005. 384 с.

5. Министерство Алтайского края по культуре: официальный сайт [электронный ресурс]. URL: http://www.culture22.ru. - Загл. с экрана.

6. Официальный сайт органов власти Алтайского края: официальный сайт [электронный ресурс]. URL: https://www.altairegion22.ru. -Загл. с экрана.

7. Халина Н. В. Тектология В. М. Шукшина : монография. Изд. 2-е, испр. Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2014. 284 с.

8. Шукшин В.М. Слово о «малой родине». М. : Союз кинематографистов СССР, 1989. 64с.

A.V. Zherebnenko

Altai State University

CREATIVE HERITAGE IN. M. SHUKSHINA AS A RESOURCE FOR REGIONAL CULTURAL BRANDING

The article considers the work of V.M. Shukshin as a full-fledged component of the cultural landscape of the Altai, a unique intellectual resource that ensures the competitiveness of the region in the modern global world. The technologies of cultural branding of the territory are considered. The All-Russian Festival "Shukshin Days in Altai" and one of its platforms - the International Scientific Forum "Altai Frontier of V.M. Shukshina, morality, vitality, linguistic way of life" are described as examples. The relationship between the scale of cultural events and the dynamics of tourist flow to the Altai Territory is analyzed.

Key words: V.M. Shukshin, Altai, geo-branding, territorial brand, cultural brand.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.