Научная статья на тему 'Творческое наследие Алексея Фёдоровича Львова '

Творческое наследие Алексея Фёдоровича Львова Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
73
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Алексей Федорович Львов / XIX век / придворная певческая капелла / музыкальная культура России / Alexey Fedorovich Lvov / 19th century / Court Singing Chapel / musical culture in Russia

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Ушакова А. В.

Статья посвящена выдающемуся музыканту первой половины XIX века, адъютанту Николая I, директору придворной певческой капеллы Алексею Фёдоровичу Львову. В статье показано место и значение деятельности А.Ф. Львова в истории развития музыкальной культуры и образования в России. В приложении к очерку приводится список источников, которые прямо или косвенно отражают творческую деятельность А. Ф. Львова как музыканта, композитора и педагога. Мы посчитали уместным привести краткие биографические справки персон, имена которых, так или иначе, были связанны с его жизнью и творчеством.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Biography and Legacy of Alexey Fedorovich Lvov

This article is devoted to Alexey Fedorovich Lvov, an outstanding musician of the first half of the 19th century, an adjutant of Nicholas I, and a director of the Court Singing Chapel. The article shows the place and importance of Lvov's activity in the history of the development of musical culture and education in Russia. An appendix to the essay contains a list of sources that directly or indirectly reflect Alexey Lvov’s activity as a musician, composer and teacher. We considered it appropriate to provide brief biographical profiles of persons in one way or another connected with Lvov’s life and work.

Текст научной работы на тему «Творческое наследие Алексея Фёдоровича Львова »

ИСТОРИЯ МУЗЫКИ

Творческое наследие Алексея Фёдоровича Львова1

А. В. Ушакова

Статья посвящена выдающемуся музыканту первой половины XIX века, адъютанту Николая I, директору придворной певческой капеллы Алексею Фёдоровичу Львову. В статье показано место и значение деятельности А.Ф. Львова в истории развития музыкальной культуры и образования в России. В приложении к очерку приводится список источников, которые прямо или косвенно отражают творческую деятельность А. Ф. Львова как музыканта, композитора и педагога. Мы посчитали уместным привести краткие биографические справки персон, имена которых, так или иначе, были связанны с его жизнью и творчеством.

Ключевые слова: Алексей Федорович Львов, XIX век, придворная певческая капелла, музыкальная культура России

The Biography and Legacy of Alexey Fedorovich Lvov

Anna V. Ushakova

This article is devoted to Alexey Fedorovich Lvov, an outstanding musician of the first half of the 19 th century, an adjutant of Nicholas I, and a director of the Court Singing Chapel. The article shows the place and importance of Lvov's activity in the history of the development of musical culture and education in Russia. An appendix to the essay

1 Статья подготовлена под руководством доктора философских наук, профессора Н.Х. Орловой.

contains a list of sources that directly or indirectly reflect Alexey Lvov's activity as a musician, composer and teacher. We considered it appropriate to provide brief biographical profiles of persons in one way or another connected with Lvov's life and work.

Keywords: Alexey Fedorovich Lvov, 19th century, Court Singing Chapel, musical culture in Russia

В июне 2023 года исполнилось 225 лет со дня рождения замечательного композитора и музыканта Алексея Фёдоровича Львова. К сожалению, эта памятная дата осталась в тени празднования юбилеев С. В. Рахманинова, П. И. Чайковского, Р. К. Щедрина и многих других. Как и своеобразный юбилей государственного гимна Российской Империи «Боже, Царя храни!» [1], музыка к которому на слова В. А. Жуковского2 была написана Львовым в 1833 году по поручению Императора Николая I.

Музыка вошла в его жизнь с семи лет, благодаря отцу Федору Петровичу Львову,3 который обучил его игре на рояле и скрипке. В возрасте 16 лет поступил на службу в Институт Путей Сообщения4 где, как один из лучших воспитанников был удостоен занесения имени на памятную доску института. После завершения обучения А.Ф. Львов был командирован на военные поселения в

2 Василий Андреевич Жуковский (1783-1852) - русский поэт, литературный критик, переводчик, один из основоположников романтизма в русской поэзии. Автор элегий, пьес, баллад, романсов и эпических произведений. Считается реформатором русской поэзии: ввёл амфибрахий и белый пятистопный ямб, усовершенствовал русский гекзаметр.

3 Федор Петрович Львов (1766-1836) - музыкант, музыкальный исследователь, директор Придворной певческой капеллы (1826-1836). Участвовал в фольклорных экспедициях, был членом общества «Беседа любителей русского слова». Написал труды: «О образовании древнего церковного пения» (1826) и «О пении в России» (1834).

4 Ныне Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I.

Новгородскую губернию под командованием A.A. Аракчеева5, где прослужил восемь лет. За время службы его неоднократно направляли на самые разные строительные работы, но в любую свободную минуту Алексей Федорович брал в руки скрипку и занимался развитием собственной техники игры на ней.

В 1825 году Львов подал в отставку и спустя несколько месяцев ему были поручены дела главной императорской квартиры и конвоя императора. В его обязанности входило сопровождение императора в военных походах и поездках за границу. Частые командировки давали возможность А.Ф. Львову общаться и обмениваться опытом с композиторами и музыкантами из разных стран. Итогом поездок стали знакомства и выступления на одной сцене с Ф. Мендельсоном6, Ш. Берио7, Г. Спонтини8, Д. Мейербером9, Н. Паганини10, Ф. Листом11, Л. Керубини12 и многими другими.

5 Алексей Андреевич Аракчеев (1769-1834) - русский государственный и военный деятель, приближенный императоров Павла I и Александра I. Реформатор и генерал артиллерии, военный министр.

6 Феликс Мендельсон Бартольди (1809-1847) - немецкий композитор, пианист, дирижёр и педагог. Основатель Лейпцигской консерватории. В 1840 году Ф. Мендельсон и А.Ф. Львов дали в Лейпциге совместный концерт, где Львов играл сольно на скрипке, а Мендельсон стоял за дирижёрским пультом.

7 Шарль Огюст де Берио (1802-1870) - бельгийский скрипач, композитор, музыкальный педагог, которому А.Ф. Львов посвятил 24 пьесы для скрипки.

8 Гаспаре Луиджи Пачифико Спонтини (1774-1851) - итальянский композитор. Один из основателей жанра «большой оперы». Влияние его музыки музыковеды обнаруживают в произведениях Россини, Мейербера и ранних сочинениях Вагнера. Спонтини преподавал в Прусской и Парижской академиях искусств. Работал директором театра Итальянской оперы «Комеди Итальен» в Париже. Был музыкальным учителем и наставником А.Ф. Львова по композиции.

9 Джакомо Мейербер (1791-1864) - немецкий и французский композитор. Работал во многих жанра, он писал оперы, кантаты, романсы и оркестровые пьесы. В своём творчестве французского периода стремился возродить традицию немецкого зингшпиля. Заслугам

С 1835 года, будучи уже известным композитором и исполнителем, А.Ф. Львов устраивал у себя еженедельные музыкальные вечера. Активным участником которых был «Квартет Львова», где сам Алексей Федорович играл на первой скрипке, родственники Л. и В. Мауре-ры13 на второй скрипке, К. Вильде на альте и М.Ю. Ви-ельгорский14 на виолончели. Исполняемый репертуар ансамбля состоял из квартетов Гайдна, Моцарта, Бетховена, а также авторских сочинений А.Ф. Львова. Подобного рода концерты в то время были редкостью. Такие домашние вечера посещали знатные особы, великие князья, чиновники, театральные и музыкальные деятели. В числе частых гостей музыкальных вечеров у Льво-

Мейербера причисляется создание жанра французской большой оперы, что оказало влияние на европейский музыкальный театр.

10 Николо Паганини (1782-1840) - итальянский скрипач-виртуоз, композитор. Его импровизации послужили отправной точкой для последующего развития скрипичного искусства и на формирование нового мелодического языка романтической музыки.

11 Ференц Лист (1811-1886) - венгерско-немецкий композитор, выдающийся пианист XIX века, педагог, дирижёр, публицист, крупный представитель музыкального романтизма. Создатель новых инструментальных жанров - рапсодии, симфонической поэмы. Активно продвигал идею синтеза искусств (связь музыки с живописью, архитектурой и литературой).

12 Луиджи Керубини (1760-1842) - итальянский композитор, музыкальный педагог и теоретик, главный представитель жанра опера спасения. Один из основателей, профессор и директор Пражской консерватории.

13 Людвиг Вильгельм Маурер (1789-1878) - немецко-российский скрипач, дирижёр и композитор. Инспектор Императорских театров. Всеволод Васильевич Маурер (1819-1892) - скрипач, сын Людвига Маурера. С 1835-1846 играл вторую скрипку в квартете Алексея Львова.

14 Матвей Юрьевич Виельгорский (1794-1866) - директор Департамента Министерства иностранных дел; искусный виолончелист. Меценат и покровитель художников и музыкантов. Принимал участие в учреждении Императорского русского музыкального общества. Завещал Санкт-Петербургской консерватории свою ценную нотную библиотеку.

ва историки называют имена Николая I и членов его семьи, принца П.Г. Ольденбургского15, графов К.В. Нессельроде16 и А.Ф. Орлова17, М.И. Глинку18, Н.В. Кукольника19, К.П. Брюллова20, В.Ф. Одоевского21, Роберт22 и Клара23 Шуман и др. Об исполнительской игре Львова на скрипке Роберт Шуман вспоминал: «Львов настолько замечательный редкий исполнитель, что его можно поставить наряду с первоклассными артистами; <...> в его игре много наивности, искренности, силы <...> если в русской столице найдутся ещё такие дилетанты, то иной артист скорей мог бы поучиться, чем самому учить» [4, с. 22].

15 Пётр Георгиевич Ольденбургский (1812-1881)- российский военный и государственный деятель, член российского Императорского Дома. Сочинял фортепианные пьесы, симфонии, и оперы.

16 Граф Карл Васильевич Нессельроде (1780-1862) - русский государственный деятель, канцлер Российской империи, министр иностранных дел.

17 Алексей Федорович Орлов (1786-1861) - русский государственный деятель, генерал от кавалерии, генерал-адъютант.

18 Михаил Иванович Глинка (1804-1857) - русский композитор, родоначальник русской классической музыки. В музыкальных сочинениях реализовывал идею правдивого, реалистического искусства, отображающего идеалы, стремления и взгляды народа.

19 Нестер Васильевич Кукольник (1809-1869) - русский прозаик, поэт, переводчик и драматург первой половины XIX века, автор текстов популярных романсов.

20 Карл Павлович Брюллов (1799-1852) - русский живописец и рисовальщик, один из главных художников русского классицизма первой половины XIX века.

21 Владимир Федорович Одоевский (1804-1869) - русский писатель, мыслитель эпохи романтизма, основоположник русского музыкознания. Создатель энгармонического клавицина (молоточковое фортепиано близкое по звучанию вокальному интонированию). Автор известного «Сентиментального вальса» для фортепиано.

22 Роберт Шуман (1810-1856) - выдающийся немецкий композитор эпохи романтизма, педагог. Создатель музыкального журнала «Die Neue Zeitschrift für Musik» (Новый музыкальный журнал). В 1844 г. бывал в России, где посещал концерты капеллы и А.Ф. Львова.

23 Клара Шуман (1819-1896) - немецкая пианистка, композитор и педагог. Музыкальный директор в Дюссельдорфе (1849).

Алексей Федорович, будучи приближен к царской семье, неоднократно принимал участие в концертах, устраиваемых ими. Он составил из членов царской семьи оркестр, сочинял и перекладывал для него музыкальные пьесы. В кругу Романовых они получили названия «шутки». Считается, что после пожара в зимнем дворце (1837) все ноты «шуток» были утеряны, и занятия больше не возобновлялись.

После смерти отца Алексей Федорович по велению государя вступил на должность директора Придворной певческой капеллы (2 января 1837 г.). За время службы в ней Львов способствовал открытию инструментальных (1840 г.) и регентских (1847) классов. Он активно работал над системой преподавания, занимался разработкой учебных планов, руководил хором, подбирал и создавал новый музыкальный материал для богослужебной практики и светских концертов. Реформировал регентское образование и исполнительство по всей России. Хор Придворной певческой капеллы под руководством Алексея Фёдоровича имел широкую известность за границей.

С 1850 года в капелле сложилась традиция особых аристократических концертов, в которых принимал участие оркестр хор капеллы под руководством Алексея Фёдоровича, а также лучшие артисты Итальянского оперного театра в Санкт-Петербурге: Д.Б. Рубини24, А. Тамбурини25, П. Виардо26, Дж. Марио27 и др. Иногда

24 Джоанни Батиста Рубиии (1794-1854) - итальянский оперный певец-тенор XIX века. С 1843-1847 годы пел в составе итальянской оперной труппы в Санкт-Петербурге.

25 Антонио Тамбурини (1800-1876) - итальянский оперный певец-баритон. Гастролировал в Вене, Лондоне, Париже, Петербурге и Москве (в Итальянских сезонах 1843-1852 г.).

26 Полина Виардо (1821-1910) -испано-французская певица, вокальный педагог и композитор. Преподавала в Парижской Консерватории. С 1844 по 1853 годы гастролировала в Санкт-Петербурге. Автор романсов и комических опер на либретто И.С. Тургенева. Активно пропагандировала достижения русской культуры.

маэстро директор и сам выступал сольно, играя на скрипке. Такие мероприятия позволяли воспитанникам Капеллы иметь исполнительскую практику и способствовали формированию национальной исполнительской школы. Именно А.Ф. Львову мы обязаны устройством «Симфонического общества», от которого в дальнейшем формировались традиции Императорского Русского Музыкального общества.

Алексей Федорович Львов на протяжении всего жизненного пути вёл активную композиторскую деятельность. Она проявлялась не просто в написании музыки для учащихся капеллы, как хора, так и инструменталистов, но и ещё в создании опер близких русскому духу. Им были написаны 5 опер28, большинство из которых за границей ставились раньше, чем на родине композитора.

Одной из главных композиторских заслуг Львова считается создание «Обихода» (1830), сборника «Употребления простого церковного пения в Высоком суде» (1848). Этот сборник можно назвать второй частью Обихода. В нем присутствуют недостающие в первом «Обиходе» песнопения входящие в круг церковных двунадесятых праздников, литии, венчальных служб и молебнов.

Взгляды, посвящённые развитию русской духовной музыке, композитор раскрыл в труде «О свободном или несимметричном ритме» (1858) [2]. На многие годы эта работа стала руководством по исполнительству для церковных музыкантов, композиторов и фольклористов. Другой фундаментальный труд - «Советы начинающему играть на скрипке с 24 музыкальными примерами» (1859) [3] - было первым в России пособием по исполни -

27 Джованни Марио (1810-1883) - итальянский оперный певец - тенор. В 1849-1853 и в 1870 годах выступал на сцене Итальянской оперы в Петербурге.

28 «Бьянка и Гвальтьеро» (1843 г.); «Ундана» (1846 г.); «Староста Борис Петрович» или «Русский мужичок и французские мародеры» (1854 г.); «Варвара» (1854 г.).

тельству на скрипке. Особое внимание в нем уделяется проблеме одарённости в инструментальной педагогике и важные приёмы постановки аппарата исполнителя.

А. Ф. Львов пишет о стилевых закономерностях в русском исполнительском искусстве первой половины XIX века. Подчеркнём, что работы и труды Львова были известны не только в России, но и европейским музыкантам. Признанием можно считать звания, которых он был удостоен. Среди них звание профессора и капельмейстера академии Изящных Художеств во Флоренции, почётный профессор Болонской академии. Ему выражал благодарность Папа Римский.

Хотя в июле 1861 года по состоянию здоровья Алексей Федорович Львов уволился с должности директора капеллы, но продолжал вести активную композиторскую и творческую деятельность. Ему принадлежит изготовление камертона собственной конструкции. Известно, что его работа была высоко оценена во Франции. В подарок изобретателю Львову от знаменитой фабрики «Плейель и Вольф»29 в Петербург из Парижа был доставлен «единственный в своём роде» камертон, который показывал постепенное изменение принятого эталонного звука камертона за период времени от 1689 по 1859 года. По нему исполнялись основные оперные произведения на Парижской сцене. На камертоне были выгравированы оперные произведения и их эталонная частота колебаний, характерная для того периода. Они располагались в хронологическом порядке в соответствии с повышением звукового строя. В настоящее время этот прибор находится в Российском национальном музее музыки в Москве [5].

29 Плейль, Вольф и Сиэ - одна из ведущих фирм по производству музыкальных инструментов. Компания основана пианистом И. Плейлем в 1807 г. в Париже. Именно на заводе этой фирмы были выпущены первые образцы роялей и клавесинов «Плейель».

Алексей Федорович Львов скончался 16 декабря 1870 года, в своём имении в Романи, близ современного города Каунас в Литве, оставив богатейшее музыкальное наследие и теоретические труды. Его последователи во главе с членами музыкального общества в 1898 году отметили 100 летний юбилей композитора, но со временем музыкальное наследие А.Ф. Львова становится малоизвестным даже в музыкальных кругах. Пожалуй, чаще можно услышать его имя в контексте роли в области церковного певческого дела и на посту директора Придворной певческой капеллы. С. В. Смоленский30, занимавший позже пост директора Капеллы, и композитор М. А. Гольтисон31 выступили с предложением об установке памятника и увековечивании памяти трех великих русских духовных композиторов: Д. С. Бортнянско-го32, П. И. Турчанинова33 и А. Ф. Львова. Для осуществления этого замысла проводились благотворительные концерты по сбору средств. 24 июня 1908 года было получено Высочайшее разрешение на повсеместный сбор пожертвований. Санкт-Петербургская городская управа выделила под памятник участок в районе Казанской

30 Степан Васильевич Смоленский (1848-1909) - музыковед, палеограф, хоровой дирижёр, профессор Московской консерватории и Петербургского университета, управляющий Придворной певческой капеллы.

31 Михаил Александрович Гольтисон (1870-1914) - духовный композитор, певец - тенор, хоровой дирижёр, музыкальный писатель. Воспитанник Придворной певческой капеллы. Работал регентом-репетитором церковного хора консерватории.

32 Дмитрий Степанович Бортнянский (1751-1825) - российский композитор, дирижёр, певец. Директор Придворной певческой капеллы (1796-1825). Член Санкт-Петербургского филармонического общества. Автор многочисленных опер, клавирных сонат, камерных ансамблей и духовных сочинений.

33 Пётр Иванович Турчанинов (1779-1856) - протоиерей, русский композитор, регент. Продолжал начинания Бортнянского в области гармонизаций древних распевов.

площади. К сожалению, этот проект так и не был осуществлён в связи со смертью С. В. Смоленского.

И все же, имя замечательного сына и патриота России Алексея Фёдоровича Львова сегодня возвращается в русскую музыкальную культуру. Например, 10 ноября 2020 года в Исаакиевском соборе состоялся концерт его памяти, который был приурочен к 150-летию со дня смерти композитора. С музыкальной программой выступил Концертный хор Петербурга под управлением заслуженного артиста России В. Беглецова, представив программу, составленную из произведений Львова [6]. Напомним, что в своё время Алексей Федорович внёс существенный вклад в освящение Исаакиевского собора и дальнейшее становление его хора. Помимо концертной программы, музей-памятник «Исаакиевский собор» совместно с Центральным музеем железнодорожного транспорта Российской Федерации подготовили выставку «Алексей Федорович Львов. Музыка и мосты» [6]. Надеемся, что публикуемые здесь материалы, привлекут внимание к его творческому наследию академическое сообщество историков, музыковедов, богословов, культурологов.

Литература

1. Львов А.Ф. Боже, царя храни: Рус. нар. гимн: Для ф.-п. с надпис. текстом. СПб.; М.: Бессель, ценз. 1914.

2. Львов А.Ф. О свободном или несимметричном ритме: Очерк с муз. примерами для хора. СПб., 1858.

3. Львов А.Ф. Советы начинающему играть на скрипке. М.: А. Гутхель, 1885.

4. Берс A.A. Алексей Федорович Львов как музыкант и композитор. СПб.; тип. т-ва «Обществ, польза», 1900. 22 с.

5. [Неизв. автор] Камертонный прибор. URL: https: //music-museum.ru/collections/expomusic/ kamertonovyij-pribor.html (29.11.2023).

6. [Неизв. автор] Концерт памяти А.Ф. Львова. URL: https: //cathedral.ru/ru/posts/koncert-pamyati-a-f-lvova (29.11.2023).

Приложение 1

Сочинения А.Ф. Львова

Сборники духовных песнопений для хора a capella

Львов А.Ф. Воскресные утренние антифоны греческого напева / Положены на 4 голоса под руководством... А. Львова. СПб.: 1850. 55 с.

Львов А.Ф. Воскресные утренние антифоны: греческого напева: [для смешанного хора без сопровождения]. М.: Живо-носный Источник, 2018. 20 с.

Львов А.Ф. Ирмосы воскресные греческаго напева: Положены на 4 голоса / Подъ руководствомъ А. Львова. СПб.: Придворная певческая капелла, 1913. 40 с.

Львов А.Ф. Обиход нотного церковного пения. Ч. 1. Отд-ние 1: Предисл. / Положен на 4 голоса a capella под руководством А. Львова. СПб.: 1848. 467 с.

Львов А.Ф. Обиход нотного церковного пения: по высочайшему повелению Государя Императора Николая Павловича / положен на четыре голоса под руководством директора Придворной Певческой Капеллы А. Львова. СПб: 1851. Ч. 1. альт. 264 с.

Львов А.Ф. Обиход нотного церковного пения: по высочайшему повелению Государя Императора Николая Павловича / положен на четыре голоса под руководством директора Придворной Певческой Капеллы А. Львова. СПб: 1851. Ч. 2 тенор. 1851. 142 с.

Львов А.Ф. Обиход нотного церковного пения... Ч. 2. Литургия св. Иоанна Златоуста, антифоны, тропари и др. / Положен на 4 голоса без сопровожд. под рук. А. Львова. СПб.: 1851. 132 с.

Львов А.Ф. Обиход нотного церковного пения. Ч. 2: Предисл. / Положен на 4 голоса a capella под руководством... А. Львова. СПб.: 1851. 244 с.

Львов А.Ф. Полное собрание духовно-музыкальных сочинений А. Львова: для хора разных составов с сопровожд. фп. М.: Гутхейль. 1887. 258 с.

Львов А.Ф. Продолжеше ирмосовъ греческаго напева, положенное на 4 голоса подъ руководствомъ А. Львова. СПб.: 1851. 167 с.

Львов А.Ф. Сборник песнопений архиерейского богослужения. Гармонизация А.Ф. Львова. Партии дисканта, альта, тенора [рукопись]. [Б. м.], 1900-е гг., не ранее 1899 г. до 1904-го года. 30 с.

Львов А.Ф. Сокращенный ирмологш знаменнаго напева / Положенъ на 4 голоса a capella подъ руководствомъ А. Львова. СПб.: 1847. 292 с.

Львов А.Ф. Сокращенный ирмологий знаменнаго напева / Положен на 4 голоса без сопровожд. под руководством А. Львова. СПб.: 1848. 282 с.

Отдельные духовные сочинения для хора a capella

Львов А.Ф. Благослови душе моя Господа: Греч, напева: Для смеш. хора с перелож. на фп. / Полож. в гармонию А. Львовым. М.: А. Гутхейль. 1887. 5 с.

Львов А.Ф. Вечери Твоея тайныя: Для смеш. хора. М.: А. Гутхейль. 1887. 5 с.

Львов А.Ф. Виждь мою скорбь и болезнь: Для смеш. хора. М.: А. Гутхейль. 1898. 5 с.

Львов А.Ф. Виждь твоя пребеззаконная дела: Для смеш. хора. М.: А. Гутхейль. 1898. 3 с.

Львов А.Ф. Ныне отпущаеши: Для смешан, хора с сопровожд. ф.-п. М.: Гутхейль. 1898. Зс.

Львов А.Ф. Милость мира: Для двух теноров и двух басов, б.г. 16 с.

Львов А.Ф. Приклони, Господи, ухо Твое: Для трехголос, хора без сопровожд. СПб.: Гравировка-печать Г. Шмидт, б.г. 8 с.

Львов А.Ф. Слава в вышних Богу: Стихира на Рождество Христова: Из Всенощной: Для смеш. хора / Полож. в гармонию А. Львовым. М.: А. Гутхейль. 1887. 4 с.

Львов А.Ф. Хвалите имя Господне: Для смеш. хора. М.: А. Гутхейль. 1898. 4 с.

Львов А.Ф. Херувимская песнь: Для смеш. хора без сопровожд. Грав. и печ. акц. о-ва "Самообразование", б.г. 2 с.

Львов А.Ф. Чертог Твой вижду... [Рукопись]: запись молитвы: [автограф]. [Б. м.], [б. д.]. Отдел рукописей РГБ. Ф. 178.2 к.З ед.58.

Светские хоровые произведения с сопровождением

Львов А.Ф. Альбом для военной музыки: Для духового оркестра с хором и без хора. 1857. 296 с.

Львов А.Ф. Баллада: Для 2-х голосов и хора с сопровожд. ф.-п. М.: Юргенсон. 1895. 7 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Львов А.Ф. Военная песня по переходе российских войск через Дунай в 1854 году: Для смешан, хора с сопровожд. ф.-п. / Слова МД. Горчакова. СПб.: Бернард; М.: Грессер. 1854. 7 с.

Львов А.Ф. Военная песня: Для смешан, хора с сопровожд. ф.-п. / Слова МД. Горчакова. М.: Гутхейль. 1889. 7 с.

Львов А.Ф. Застольная песня (Trinklied): Для солиста и хора без указания состава с сопровожд. ф.-п. М.: Грессер, 1848. 9 с.

Львов А.Ф. Русский воин [Ноты]: [для смешанного хора с сопровождением фортепиано] / музыка А. Львова; слова Я. Маслаковца. СПб.: 1855. 5 с.

Произведения для голоса с сопровождением

Львов А.Ф. Варвара: Рус. песня: Для голоса с сопровожд. фп.: cis.l-a.2. М.: К.И. Мейков. 1870. 5 с.

Львов А.Ф. Девица-красавица: Русская песня для голоса с сопровожд. ф.-п.; d. 1-а.2. М.: Юргенсон. 1895. 7 с.

Львов А.Ф. Застольная песня: Для голоса и хора с сопровожд. ф.-п. М.: Юргенсон. 1895. 9 с.

Львов А.Ф. Негодование: Романс для голоса с сопровожд. ф.-п.; g.l-g.2. М.: Юргенсон. 1895. 5 с.

Львов А.Ф. Параша: Рус. песня: Для голоса с сопровожд. фп.: h-a.2. М.: К.И. Мейков, ценз. 1870. 7 с.

Львов А.Ф. Параша: Русская песня для голоса с сопровожд. ф.-п.; h-a.2. М.: Юргенсон. 1895. 7 с.

Львов А.Ф. Раскаяние: Романс для тенора с сопровожд. ф.-п.; f. l-h.2. М.: Юргенсон. 1895. 5 с.

Львов А.Ф. Раскаяние: Романс для сопрано с сопровожд. ф.-п.; d.l-g.2. М.: Юргенсон. 1895. 3 с.

Львов А.Ф. Раскаяше: Для тенора с ф.-п. М.: Муз. маг. Ю. Грессера. 1848. 5 с.

Львов А.Ф. Ундина : Романс для голоса с сопровожд. ф.-п.; d.1-a.2. М. : Юргенсон. 1895. 7 с.

Львов А.Ф. Ундина: Романс для голоса с ф.-а.; d.1-b.2. М.: Грессер, б.г. 1848. 7 с.

Львов А.Ф. Застольная песня (Trinklied): Для солиста и хора без указания состава с сопровожд. ф.-п. М.: Грессер. 1848. 9 с.

Произведения для скрипки

Львов А.Ф. Народная мелодия: Каприс. М.: Музгиз, 1953. 3 с.

Львов А.Ф. 24 каприса. Тетр. 1. №№ 1-12: Для скрипки и ф.-п. М.: Музгиз, 1953. 34 с.

Львов А.Ф. Три характеристических этюда для скрипки с аккомпанементом фортепиано / (К. Зике). М.: Gutheil, б.г. 8 с.

Львов А.Ф. 24 каприса для скрипки и фортепиано. Тетр. 2: №№ 13-24 / А. Львов ; ред. скрипич. партии И. Ямпольского. М.: Гос. муз. изд-во, 1948. 39 с.

Львов А.Ф. 24 каприса для скрипки и фортепиано. Тетр. 1: №№ 1-12 / А. Львов ; ред. скрипич. партии И. Ямпольского. М.: Гос. муз. изд-во, 1947. 34 с.

Гимн «Боже, Царя храни!»

Львов А.Ф. Песнь русских: «Боже, Царя храни»: для четырёхголосного смешанного хора с сопровождением фортепиано. СПб: грав. и печ. у Андрея Штединга, 1833. 3с.

Львов А.Ф. Боже, царя храни!: Молитва русского народа : [для разных средств исполнения (смешанного хора с сопровождением фортепиано, женского хора с сопровождением фортепиано, для голоса с сопровождением фортепиано, для фортепиано в 4 руки, для хора с сопровождением оркестра)] / сова В. Жуковского; музыка А. Львова; [предисловие на рус., нем]. СПб.: Ф. Стелловский. 1858. 28 с.

Львов А.Ф. Боже, царя храни: Нар. гимн: Для 1 голоса с ак-комп. фп.: f.l-f.2. М.: А. 1угхейль. 1897. 3 с.

Львов А.Ф. Боже, Царя храни!: Рус. нар. гимн: Для фп. с надпис. текстом. СПб.: Эвтерпа, 1914. 2 с.

Львов А.Ф. "Боже, царя храни!": русский национальный гимн. СПб.: Типо-лит. "Энергия". 6 с.

Львов А.Ф. Боже, царя храни: Рус. нар. гимн: Для ф.-п. с надпис. текстом. СПб.; М.: Бессель. 1914. 3 с.

Львов А.Ф. Боже, царя храни!: Русский гимн: Для ф.-п. в 2 руки с рус. и франц. текстом. СПб.: Циммерман, б.г. 3 с.

Львов А.Ф. Боже, царя храни: Гимн / А.Ф. Львов; Переделано для гитары (соло и с пением) А. Сихрою. СПб.: Ф. Стелловский. б.г. 3 с.

Львов А.Ф. Народный гимн: Для муж. хора / Текст В.А. Жуковского. Киев.: П. Плахов, 1914. 8 с.

Львов А.Ф. Русский народный гимн: Для симф. оркестра / Инструм. Н.И. Казанли. СПб.: 1915. 10 с.

Львов А.Ф. Боже, царя храни: Рус. нар. гимн / Для фп. в 2 руки перелож. Ф. Бейера. М.: П. Юргенсон. 1914. 3 с.

Зарубежные издания различных произведений А.Ф. Львова

Львов А.Ф. Boshe, Zaria chrani - Dieu garde l'Empereur : Hymne national russe: [для голоса без сопровождения: P-f2] / par Lvoff. Bruxelles: J. Maret - Hans.

Львов А.Ф. Bergmann's Gruss: Fur Tenor u. 2 Basse. Берлин: Ad. Schlesinger, б т.

Львов А.Ф. Russisches Nationallied: Fur 4 Mannerstimmen (u. Chor ad lib.) a capella. Берлин: Schlesinger, б.г.

Львов А.Ф. Preghiera-gebet: Arr. pour chant et piano: h-as.2. Берлин; Париж: Schlesinger, б.г.

Львов А.Ф. Ouverture de l'opera "Ondine": Reduction pour le piano a 4 mains. Лейпциг: Zimmermann, б.г.

Львов А.Ф. Russischer volksgesang: Fur Gesang mit pianoforte / Comp. par Alexis Lvoff. б т.

Львов А.Ф. Preghiera-gebet: del concerto dramatico / composta da Alexis Lvoff; arr. d'Enrico Romberg. Presso Schle-singer.

Приложение 2

Издания, прямо или косвенно отражающие деятельность А.Ф. Львова

Прижизненные издания

Львов А.Ф. О церковных хорах. СПб.: Я. Трея, 1853. 10 с.

Львов А.Ф. Письмо А.Ф. Львова к неустановленному лицу, дружеское [рукопись]. [Б.м.], вторая половина XIX в. Отдел рукописей РГБ. Ф. 183.1 №1028.3

Львов А.Ф. Несколько слов о правилах, необходимых для сочинения гармонического пения. М.: Александра Семена. 1850. 15 с.

Львов А.Ф. О свободном или несимметричном ритме: Очер с муз. примерами для хора. СПб.: А. Бауман. 1858. 55 с.

Бенкендорф А. X. Воспоминания. 1802-1837. М.: Рос. фонд культуры; Студия «ТРИТЭ»; Рос. Архив, 2012. 760 с.

Р.З. [Рафаил Зотов] Большой театр. Итальянская опера Би-анка и Гвальтиеро // Северная пчела. СПб.: 1845. № 29, 6 февраля. 113 с.

Разумовский Д. Протоиерей Алексей Федорович Львов (публикация A.B. Топычканова) // Труды Московской регентско-певческой семинарии. 2000-2001. Практика музыкального оформления богослужения: Сборник статей, воспоминаний, архивных документов. М., 2002. С. 188-217.

Разумовский Д. Церковное пение в России: (Опыт ист.-техн. изложения): Из уроков, читанных в Консерватории при Моск. муз. о-ве... Дим. Разумовским М.: 1867-1869. С. 137-367.

[Финк Г.В.] Критический разбор Оратории Stabat Mater, сочинённой Перголезием и положенной на большой оркестр с хорами Алексеем Львовым, Почётным Композитором Болон-ской Академии и Почётным Членом С. Петербургского Филармонического Общества, напечатанный в Лейпцигской Музыкальной Газете 1-го Января сего 1834 года (Окончание) / / Северная пчела. СПб.: 1834. № 268. 26 ноября. С. 1076.

Ф.Б. [Фаддей Булгарин] Смесь. Журнальная всякая всячина // Северная пчела. СПб.: 1845. № 27, 3 февраля. С. 105.

Дореволюционные издания

Львов А.Ф. Записки композитора Алексея Фёдоровича Львова// Русский архив. Историко литературный сборник. М.: Университетская типография. 1884. Вып. 4. С. 225-260.

Львов А.Ф. Записки Алексея Фёдоровича Львова (окончание) // Русский архив. Историко литературный сборник. М.: Университетская типография. 1884. Вып. 5. С. 65-115.

Львова E.H. Разсказы, заметки и Анекдоты из записок Ели-саветы Николаевны Львовой / / Русская старина. Томъ XXVIII. СПб.: Тип. B.C. Балашева. 1880. Вып. 9. С. 200-216.

Берс A.A. Алексей Федорович Львов, как музыкант и композитор // «Русская старина». Томъ CII. СПб.: «Общественная польза», 1900. 822 с.

Глинка М.И. Записки Михаила Ивановича Глинки и переписка его с родными и друзьями / [Предисл.: В. С[тасов]]. СПб.: A.C. Суворин. 1887. С. 247-277.

Лисицын М.А. А. Ф. Львов (1799-1870): По поводу столетия со дня рождения. (25 мая 1899 г.). СПб.: Тип. Глав. упр. уделов, 1899.

Нарбеков Г. Алексей Федорович Львов: (По случаю пятидесятилетия рус. народ, гимна "Боже царя храни"). [Владимир, 1884]. 9 с.

Фатеев В.А., Лисицин М., Компанейский Н., Гольтисон М., Смоленский. Ст. Памяти духовных композиторов Бортнянско-го, Турчанинова и Львова: [Сб. ст.]. СПб.: 1908.

Перелецкий П.А. «Бьянка и Гвальтьеро», опера А.Ф. Львова. Очерк из истории итальянской оперы в России / / Ежегодник Императорских театров. СПб.: 1910. Вып. 8. С. 73-74.

Соловьёв Н., Преображенский А. Алексей Федорович Львов: Род. 25 мая 1798 г. - ум. 16 дек. 1870 г.: Его гимн и деятельность. СПб.: Имп. Спб. театров, 1908. 28 с.

Соловьёв Н.Ф. Русский народный гимн А.Ф. Львова. СПб.: 1908. 12 с.

Беляев Ю.Д. Памяти А.Ф. Львова // Театр и искусство: журнал. СПб.: О. Р. Кугель, 1898. №23.

Перелецкий П.А. «Бьянка и Гвальтеро», опера А.Ф. Львова. Очерк из истории итальянской оперы в России. Посвящается памяти Полины Виардо / / Ежегодник императорских театров. СПб., 1910. Выпуск 8. С. 68-72.

Финдейзен Н. Автор гимна «Боже Царя Храни» А.Ф. Львов (биограф, очерк) / / Рус. музыкальная газета. Еженед. изд. с ил. СПб.: 1895. №7. С. 397-404.

Н. Ф. [Финдейзен Н.] Автор гимна «Боже Царя Храни» А.Ф. Львов. Биограф, очеркъ (окончание) / / Русская музыкальная газета. Еженед. изд. с ил. СПб., 1895. №8. С. 452-460.

Нонакк Заметка о регентских классах Придворной певческой капеллы / / Рус. музыкальная газета. Еженед. изд. с ил. СПб., 1896. №2. С. 142-149.

Рклицкий В. О постановке пения в церквахъ при духовно-учебных заведенияхъ // Рус. музыкальная газета. Еженед. изд. с ил. СПб., 1896. №7.

[Финдейзен Н.] Памяти Алексея Федоровича Львова / / Рус. музыкальная газета. Еженед. изд. с ил. СПб., 1899. № 22-21. С. 597-530.

Бауман А.О. Алексей Федорович Львов // Русские современные деятели: Сборник портретов замечательных лиц настоящего времени с биографическими очерками / изд. А.О. Баумана. СПб., 1880. Т. 7. С. 104-117.

Р[аппопорт] М. Инструментальный класс при Придворной певческой капелле / / Театральный и музыкальный вестник. СПб., 1860. № 20. 77 с.

Издания советского период

Берлиоз Гектор. Избранные письма: Пер. с фр. В 2-х кн. Л.: Музыка, 1984. 240 с.

Гарднер И. Алексей Федорович Львов. Директор Императорской Придворной Певческой Капеллы и духовный композитор (1798-1870) // Православный путь: Ежегодник. М., 1970. С. 112-198.

Анисимов А., Ткачев Д., Гусин И. Государственная Академическая капелла имени М. И. Глинки. Л., 1957. 170 с.

Бондаренко А.Ю. Кавалергарды: История, биографии, мемуары. М.: Воениздат, 1997. 399 с.

Золотницкая Л.М. А.Ф. Львов / / Россия - Европа: Контакты музыкальных культур: Сб. науч. трудов / Отв. ред. и сост. Хо-дорковская Е.С. СПб., 1994. С. 116-156.

Зябликов А. Обер-гофмейстер Алексей Федорович Львов / / Музыка и время. М.: 2006. № 1. С. 22-24.

Салнис H.H. "Stabat Mater" в художественной культуре / / Библейские образы в музыке: Сб. ст. / Санкт-Петерб. гос. консерватория им. H.A. Римского-Корсакова; Хопрова Т.А. СПб., 2004. С. 23-42.

Логинов Л.Ф. Воспоминания. М.: Гос. Изд. Худ. Лит, 1958. 148 с.

Кончин Е.В. Офицер со скрипкой: Почти детектив. История об одном живописном портрете / / Встреча. М., 1996. № 11. С. 39-40.

Издания конца XX и XXI веков

Булатова А.Л. О скрипичном наследии Алексея Фёдоровича Львова (к 225-летию со дня рождения) / Музыковедение. 2023. № 8. С. 35-40.

Березина И.И. Санкт-Петербургская композиторская школа и её значение для развития церковного пения в России: [Середина XIX в.] // Культура Петербургского региона в науке и образовании: Материалы науч.-пр^эт. конф., 28-29 сент. 2000 г. СПб., 2000. С. 55-58.

Безуглова И. Некоторые материалы зарубежных музыкантов в Отделе рукописей Российской Национальной библиотеки / / Русские музыкальные архивы за рубежом. Зарубежные музыкальные архивы в России: Материалы межд. конференций. М., 2000. С. 211-216.

Бибиков Г. H. А. X. Бенкендорф и политика императора Николая I: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. ист. наук: специальность 07.00.02 <Отечеств. история>. [Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова]. М., 2009. 27 с.

Вареник О.П. Тайны Львовского дворца: [дача князя Львова] / Музей "Морская Стрельна". С.-Петерб. о-во ревнителей истории Стрельны. Стрельна; СПб., 2008. 47 с.

Выскочков Л.В. Император Николай I: Человек и государь. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2001. 639 с.

Грачёва O.A. Две судьбы / / Военно-исторический журнал. М., 2009. № 4. 35 с.

Гуревич Е.Л. М.И. Глинка и А.Ф. Львов: конец одной иллюзии / Наследие: русская музыка - мировая культура. Сборник статей, материалов, писем и воспоминаний. Выпуск 1. М.: Изд.: Моск. гос. консерватория им. П.И. Чайковского, 2009. С. 123-127.

Дабаева И. Русский духовный концерт в историческом контексте / / Двенадцать этюдов о музыке: К 75-летию со дня рождения Евгения Владимировича Назайкинского. 12 августа 2001 года. М.: Изд.: Моск. гос. консерватория им. П.И. Чайковского, 2001. С. 7-16.

Дараган Н. Концерт: бытие художественное и общественное: (История организации концертных мероприятий) / / Информация: Сб. ст. М.: Всерос. муз. о-во, 1998. Вып. 2. С. 38-43.

Золотницкая Л. Музыкант из императорской свиты / / Муз. жизнь. М., 1994. № 11/12. 37 с.

Зингаренко A.A. Документы о деятельности Ф.П. Львова на посту директора Придворной певческой капеллы / / Культура и история: материалы межвуз. науч. конф. "Культура и история" (2004-2007). СПб.: Санкт-П^рб. гос. ун-т, 2009. С. 369-377.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Зябликов А. Обер-гофмейстер Алексей Федорович Львов / / Музыка и время. М.: 2006. № 1. С. 22-24.

Ковалёв М.В., Химич М.Д., Афанасьев Т.Ю. Влияние композиторов и церковных деятелей немецко-петербургского периода на историческое развитие богослужебного пения Руси / Труды Белгородской семинарии. 2021. С. 195-206.

Кругов В.В. «Боже, Царя храни!»: История первого рос. гимна: [О А. Ф. Львове и В. А. Жуковском]. М.: Бровкина: Ноосфера, 1998. 207 с.

Краснов-Левитин А.Э. Очерки по истории русской церковной смуты. В 3 т. Kusnacht: Inst. Glaube in der 2. Welt, 1977. T. 3. 419 c.

Кутишева O.B., Розина O.B. «Боже Царя храни»: выбор императора и служение композитора / Духовные основы русской культуры: изучение и преподавание в высшей и средней школе. Материалы научно-практических и образовательных конференций. М., 2008. С. 57-65.

Лащенко С.К. Европейский триумф русского композитора Stabat Mater Дж. Перголези - А.Ф. Львова / Искусство музыки: теория и история. М., 2018. № 19. С. 1-50.

Лащенко С.К. «Молитва у креста (Stabat Mater)» А.Ф. Львова и её историческая судьба / Искусство музыки: теория и история. М.: 2019. № 21. С. 1-68.

Мархасев Л. Колыбель русских гимнов // Муз. жизнь. СПб., 2002. № 3. С. 44-45.

Тарасов Н.Б. Николай Первый и его время: Документы, письма, дневники, мемуары, свидетельства современников и тр. историков. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2000. Т.1. 447 с.

Одоевский В. Ф. Петербургские письма. М.: Огонёк, 1926. 64 с.

Павлинова В. П. Проблемы хронологии жизни и духовно-музыкального творчества А.Ф. Львова / Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 5: Вопросы истории и теории христианского искусства. СПб., 2017. С. 51-67.

Протопопов В. Музыка Предначинательного псалма во Всенощном бдении // Муз. академия. М., 1999. № 1. С. 1-10.

Полоцкая Е.Е. Об условиях становления высшего музыкального образования в России / / Старинная музыка: ежеквартальный музыковедческий журнал. М., 2009. №4 (46). С. 27-32.

Рамазанова Н.В. «Я узнал крюковую премудрость»: (Письма А.В.Преображенского к Н.Ф. Финдейзену в рукоп. фондах Рос. нац. б-ки) / / Российская национальная библиотека и отечественная художественная культура: Сб. ст. и публ. СПб., 1997. Вып. 1. С. 52-62.

Рамазанова Н. A.C. Пушкин и А.Ф.Львов: К истории создания «Народного гимна» // СПб.: Нева, 2001. № 2. С. 214-219.

Савенкова А. С. Научные чтения памяти А. И. Кандинского: Алексей Федорович Львов. Творческий портрет. М.: Моск. гос. консерватория им. П.И. Чайковского, 2007. С. 57-68.

Фурманов В.И. Государственный гимн в воинских церемониях // Экономика и социум. М., 2020. № 12 (79). С. 353-367.

Финдейзен Н. Ф. Новые материалы для биографии А.Ф. Львова / / Музыкальная старина: Сб. ст. и материалов для истории музыки в России. СПб.: изд. Ник. Финдейзен, 1907. Вып. 4. 161 с.

Чудинова И.А. «Болящий дух врачует песнопенье...»: (Троице- Сергиева Приморская пустынь в истории рус. муз. культуры) / / Наследие монастырской культуры: Ремесло, художество, искусство. СПб.: Рос. ин-т истории искусств РАН, 1997. Вып. 1. С. 64-84.

Чижова И. Б. Блистательный Петербург в портретах П.Ф. Соколова: Книга о Петре Фёдоровиче Соколове - родона-

чальнике акварельного портрета в России [1787-1848]. СПб.: Библиотека Всемирного клуба петербуржцев, 1999. 259 с.

Шадрин С.С. Развитие дореволюционной отечественной историографии Государственных гимнов / / Учёные записки казанского государственного университета. Гуманитарные науки. Казань. 2008. Т. 150, кн. 1. С. 38-42.

Шевцова О.Б. Наука о церковном пении в трудах князя В. Ф. Одоевского: опыт реконструкции: автореф. на соиск. уч. степ. к. иск.: специальность 17.00.02 <Музыкальное искусством [Рос. акад. музыки им. Гнесиных]. М.: 2012. 27 с.

Архивные документы

Львов А.Ф. Письма к митрополиту Филарету [Рукопись]. [Б. м.], 1850. Отдел рукописей РГБ. Ф.316. к.72. ед.5.

Львов А.Ф. Центральный государственный архив литературы и искусства СПб. Ф. Р-118. Оп. 1. № 1668.

Центральный государственный архив кинофотофонодоку-ментов СПб. Портрет композитора, скрипача, директора Придворной певческой капеллы А.Ф. Львова (репродукция с печатного издания). Фотодокумент: Д. 20308.

Центральный государственный архив кинофотофонодоку-ментов СПб. Портрет композитора, скрипача, директора Придворной певческой капеллы А.Ф. Львова (репродукция с рисунка художника). Фотодокумент: Г. 16678.

Издания о духовной музыке:

Агапов А., священник. Ритм как конструктивный фактор богослужебного текста / / Материалы XIX Ежегодной богословской конференции. М.: Изд-во ПСТГУ, 2009. С. 144-147.

Денисов Н.Г. К вопросу о поэтической организации богослужебных текстов / / Церковное пение в историко-литургическом контексте: Восток - Русь - Запад (К 2000-летию Рождества Христова) / / Учёные записки Научного центра русской церковной музыки им. протоиерея Д. Разумовского. Гимнология. Вып.З. М.: Прогресс-Традицт, 2003. 424 с.

Гуляницкая Н.С. Поэтика музыкальной композиции. Теоретические аспекты русской духовной музыки. М.: Языки славянской культуры, 2002. 432 с.

Гарднер И.А. Псалмодия //О церковном пении. Сб. статей под редакцией Лады О.В. М.: «Талан», 1997. С. 143-145.

Гарднер И.А. Богослужебное пение Русской Православной Церкви. В 2-х т. Московская Духовная Академия. Сергиев Посад, 1998. 498 с.

Ковалев А.Б. История и теория богослужебного пения: учебное пособие. М.: Изд. Дом МИСиС, 2012. 283 с.

Ковалев А.Б. Специфика авторского духовного произведения в условиях внебогослужебного исполнения / / Художественное образование и наука. 2017. № 1(10). С. 95-100.

Ковалев А.Б. Типология жанров русской духовной музыки второй половины XIX - начала XXI века / / Музыкальная академия. М.: 2015. № 4. С. 54-59.

Ковалев А.Б. Вопросы становления и развития русской духовной музыки / / Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Научно-теоретический и прикладной журнал. Тамбов: Грамота, 2015. № 10. ч. II. С. 85-87.

Протопопов В. Музыка русской Литургии. Проблема цикличности: исследование. М.: Композитор, 1990. 200 с.

Преображенский A.B. Культовая музыка в России. Л.: Academia, 1924. 123 с.

Разумовский Д. В. Церковное пение в России: (Опыт ист.-техн. изложения): Из уроков, читанных в Консерватории при Моск. муз. о-ве... Дим. Разумовским. М.: Типография Т. Рис, 1867. Вып. 1. 367 с.

Разумовский Д. В. Церковное пение в России: Опыт исто-рикотехнического изложения. М.: Типография Т. Рис, 1869. Вып. 3. 289 с.

Синодальный хор и училище церковного пения. Воспоминания. Дневники. Письма / / Русская духовная музыка в документах и материалах. Т. 1. М.: «Язык русской культуры», 1998. 688 с.

Синодальный хор и училище церковного пения: Исследования. Документы. Периодика / / Русская духовная музыка в документах и материалах. Т. 2. Кн. 1. М.: Язык славянской культуры, 2002. 680 с.

Синодальный хор и училище церковного пения: Концерты. Периодика. Программы / / Русская духовная музыка в документах и материалах. Т. 2. Кн.2. М.: Языки славянской культуры, 2004. 640 с.

Степан Васильевич Смоленский. Воспоминания: Казань, Москва, Петербург / / Русская духовная музыка в документах. Т.4. М.: Языки славянской культуры, 2002. 688 с.

Александр Кастальский: Статьи, материалы, воспоминания, переписка // Русская духовная музыка в документах и материалах. Т.5. М.: Знак, 2006. 1032 с.

A.B. Никольский и хоровое дирижирование в России в начале XX века / / Русская духовная музыка в документах и материалах. Т. VIII. Кн. 1: Литературно-музыкальное наследие A.B. Никольского. М.: Издательский Дом ЯСК: Языки славянской культуры, 2018. 960 с.

Русское православное церковное пение в XX века: Советский период / / Русская духовная музыка в документах и материалах. Т. 9. кн. 1: 1920-1930-е годы. 4.1. М.: Языки славянской культуры. 2015. 608 с.

Ухтомский A.A. О церковном пении / / Заслуженный собеседник: этика, религия, наука. Рыбинск., 1997. С. 353-369.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.