ТЕВОСЯН МАРИЯ УДК 159.9 : 30
ТВОРЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ В КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ
Глубинные трансформационные процессы Армянского общества затронули важнейшие сферы жизнедеятельности людей и глубоко проникли в общественные и межличностные отношения. Неблагоприятная социальная среда, отрицательно влияя на психическое состояние человека, приводит к снижению его работоспособности, обусловливает рост напряженности, конфликтности, агрессивности, и все это, так или иначе, влияет на возникновение межличностных конфликтов. В связи с этим умение оптимально вести себя в конфликтных ситуациях предполагает как понимание причин и механизмов возникновения конфликтов, так и анализ конфликтных ситуаций и креативного подхода в их решении. Использование творческого мышления позволяет выработать правильный способ поведения людей в конфликтных ситуациях, находить оптимальные пути выхода из конфликта.
В настоящее время проблема творческого мышления и конфликтности личности набирает свою значимость и требует подробного теоретического и прикладного исследования.
В современной психологии конфликты рассматривались в следующих направлениях:
1. следствие действующих на человека разнонаправленных сил (мотивов),
2. результат определенной ситуации конкурентного или кооперативного взаимодействия людей,
3. сложная многоуровневая система взаимозависимых компонентов, имеющий неоднозначные функции,
4. состояние более или менее длительной дезинтеграции личности, выражающееся в обострении или в возникновении новых противоречий.
Большой вклад в разработку теории конфликтов внесли также Л.А.Петровская, Ф.М.Бо-родкин, Н.М.Коряк, Н.В.Гришина, С.Геворкян, А.И.Донцов, Т.А.Полозова, и др. Проблеме мышления и, в частности творческого мышления, посвящено большое количество исследований, которые рассматривают различные особенности процесса мышления в ходе решения задач и проблемных ситуаций (А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, O.K.Тихоми-ров, A.M.Матюшкин, Д.Б.Богоявленская, Я.А.Пономарев, В.Н.Дружинин, К.Дункер, М.Вертгеймер, К.Восканян, С.Медник и др.). Однако на сегодняшний день недостаточно разработанной остается проблема особенностей мышления в конфликтных ситуациях.
Построение строгих теорий протекания внутренних мыслительных процессов в системе взаимодействия людей в конфликтных ситуациях наталкивается на большие трудности, так как речь идет о взаимодействии объективных факторов реальной ситуации и субъективных факторов внутриличностного характера, связанных с особенностями познавательных процессов, опосредованных индивидуальными особенностями субъектов взаимодействия, в том числе и столкновении нескольких субъективных реальностей. Сама конфликтная ситуация в данном случае является источником мыслительной и творческой деятельности субъекта, звеном непосредственно связывающим мышление и деятельность личности. Мышление в конфликтной ситуации, на наш взгляд, характеризуется особенностями творческого мышления, необходимыми для успешного разрешения конфликтной ситуации и предотвращения собственно конфликтного взаимодействия.
С точки зрения межличностного аспекта становка деятельности и вся система воз-
конфликта, включающего познание другого че- действий, которая может возникать в ситуа-
ловека и подготовку воздействия на него, ра- ции межличностного общения.
нее нами обсуждался вопрос искажения вос- Каждый раз в течении жизни, оказываясь
приятия в межличностном познании, и его ро- в новой, проблемной ситуации и, приступая к
ли в развитии агрессии. (Тевосян М.В. 2001) разрешению определенного противоречия,
Именно оценка и интерпретация намерений субъект представляет собой совокупность
окружающих и атрибуции причин привлекла внутренних условий, которые опосредуют все
наибольшее внимание исследователей, что внешние воздействия, в том числе и требова-
подчеркивает особую значимость этого этапа в ния деятельности им выполняемой. В качестве
общей цепи развития всего процесса деятель- внутренних условий выступают как предыду-
ности личности в конфликте. Однако не только щие внешние воздействия, интериоризирован-
люди, но и ситуации являются объектом поз- ные, и выступающие на данный момент в ка-
нания в межличностном взаимодействии, а честве внутренних, так и наследственные и
более полная модель выглядит как «люди в врожденные особенности субъекта, т.е. изна-
ситуациях». То есть ситуация является тем кон- чально внутренние. В деятельности, направ-
текстом, где разворачиваются события и ленной на разрешение ситуации происходит
действуют люди. В данной работе мы считаем обогащение, обновление и соответственно
необходимым проанализировать поэтапное развитие способностей личности.
развитие мышления и выявить роль творчес- Если в рамках психологического содержа-
кого мышления в конфликтных ситуациях. ния понятия «внутренние условия» мышления
Учитывая особенности рассматривае- С.Л.Рубинштейн обсуждает «процессы анали-
мой проблемы необходимо конкретизиро- зирования, синтезирования, обобщения», то
вать понятия «внешних и внутренних усло- О.К.Тихомиров считает необходимым доба-
вий» мыслительной деятельности. Среди ха- вить возникновение и сложную динамику эмо-
рактеристик внешних условий можно выде- циональных оценок, невербализованных
лить, например, число «степеней свободы» смыслов, предвосхищений, «предгипотез», из-
выбора способов преобразования условий, менение установок в ходе решения задачи,
число правильных путей к цели, зависимость возникновение и удовлетворение познава-
или независимость преобразования условий тельных потребностей (Рубинштейн 1998).
задачи от субъекта, наличие или отсутствие Обсуждая процесс решения задачи раз-
конфликта ценностных характеристик преоб- ными способами, К.В.Восканян выделяет два
разований ситуации, а далее анализировать основных этапа развития мышления (Восканян
«вклад» этих конкретных характеристик в де- 2001). На первом этапе посредством актуали-
терминацию мыслительного процесса. Та- зации имеющихся знаний субъект приписы-
ким образом, анализ структуры самих задач вает объекту определенные характеристики.
и их влияния на ход мыслительного процесса Этот этап характеризируется автором как точка
составляет один из путей «расшифровки» отсчета мыслительной деятельности. На вто-
«внешних условий» мышления. Необходимо ром этапе происходит переосмысление пред-
только дифференцировать формальную и положений выдвинутых на первом этапе. Ос-
неформальную (т.е. смысловую и ценност- новной функцией этого этапа является вычле-
ную) структуру задачи. Кроме самой задачи к нение новых свойств объекта, посредством
«внешним условиям» относятся общая об- анализа, с открытием нового, объективного со-
держания познаваемого объекта. Предположения, сделанные на данном этапе, носят прогностический характер. Выявление нового содержания приводит к изменению проблемной ситуации, где задача превращается в процесс, посредством осмысления проблемной ситуации. С переходом из одной ситуации в другую, происходит поэтапное перестраивание мышления субъекта.
Раскрытие нового содержания и перестройка мышления субъекта, а следовательно, и перестраивание самой ситуации, на наш взгляд происходит посредством творческого мышления. Творческий акт заключается в высвобождении мышления от тех стереотипов, которые сделали ситуацию неразрешимой.
Если согласиться с тем, что творческое мышление является высшей формой мышления, то на основе наиболее значимых теорий мышления можно выделить наиболее существенные свойства творческого мышления как психологического феномена.
При характеристике творческого процесса обычно подчеркивается способность человека видеть предмет с новой стороны и наличие, по крайней мере, двух моментов: непроизвольного (хотя и подготовленного) генерирования новых образов и идей и контроль, оценка этих образов и идей в соответствии с конкретными задачами (интуитивный и логический компоненты).
Обратившись к теории мышления А.В.Брушлинского, следует отметить, что творческое мышление характеризуется двумя основными специфическими свойствами: особой ролью субъекта познания и вероятностным прогнозированием как основной функцией (Брушлинский 1979). Только при единстве этих двух условий можно говорить о наличии творческого мышления в структуре когнитивных функций субъекта.
При этом процесс мышления связан с созданием модели проблемной ситуации из на-
бора структур и схем зданий, хранящихся в долговременной памяти. В случае относительно простой задачи, субъект, обладая хорошо структурированными знаниями, достаточно легко создает адекватную модель. Однако отсутствие таких структур в долговременной памяти превращает задачу в творческую. Обсуждая проблемы творчества, Пономарев приходит к выводу, что процесс творчества связан с особенностями стоящих перед человеком задач.
Как отмечает КашаповМ.М «любая подлинная деятельность по природе своей конфликтна». (Кашапо 2003: 183). Даже проявление инициативы может быть рассмотрено как противоречие общепринятому. Творчество означает, прежде всего, нарушение догм.
Сама конфликтная ситуация представляет собой некоторый процессуальный комплекс, образованный из процессов переорганизации деятельности в связи с новыми обстоятельствами, оформления новых предметов деятельности для их преобразования, мобилизации ресурсов для овладения ситуацией. Одна из важнейших процессуальных характеристик конфликта – это привлечение новых ресурсов.
Неслучайно Хасан Б.И. определяет конфликт как стимул, требующий творческой реакции, который приводит к формированию новых черт личности. Именно в этом заключается его развивающая функция (Хасан 2001: 229).
Если следовать в русле размышлений о развитии Б.Д.Эльконина, то построение нового средства, преобразующего ситуацию, и открытие для себя именно этой способности - к «построению действия» - есть то условие, при котором в конфликте, в его разрешении совершается творческий акт, а значит, и развитие (Эльконина 1994).
Ситуативная характеристика конфликта определяется лежащим в его основании противоречием, составляющим проблемное поле
конфликта. В качестве момента, дополняющего понимание проблемной ситуации как феномена можно привести замечание М.М.Каша-пова: «Проблемность ситуация приобретает при обнаружении в ней противоречий и порождает процесс мышления, направленный на «снятие» противоречий» ( Кашапова 2001: 195).
Под содержанием проблемной ситуации мы понимаем следующие ее особенности: характер этой проблемной ситуаций (что собственно является сутью проблемности) и направленность искомого решения (в каком направлении происходит его поиск). В современной когнитивной психологии соответственно выделяются два этапа в процессе мышления: этап создания модели проблемной ситуации и этап оперирования с этой моделью, понимаемый как поиск в проблемном пространстве.
Когнитивная теория Дж.Брунера акцентирует внимание на двух принципиальных информационных стратегиях мышления: 1) парциальном сканировании (симультанном–бес-порядочном и сукцессивном – последовательном) и 2) «фокусировке» (Брунер 1977).
Природе творческого мышления, несомненно, соответствует стратегия «фокусировки», т.к. именно выделение основной сути, ядра проблемной ситуации является первичной задачей процесса творческого поиска. Вероятно, фокусировка в творческом мышлении может быть как консервативной, связанной с оценкой вариантов в зависимости от степени их объективной вероятности, так и азартной, основанной на интуитивном поиске и проверке, часто связанными с риском неудачи или ошибки.
В данном контексте можно провести параллели между сложной шахматной позицией, включающей очень большое число отношений между фигурами и конфликтной ситуацией, включающей аналогичную сложную структуру взаимоотношений. На первом этапе, создания
представления о задаче, построение модели ситуации, субъект деятельности по необходимости отбирает только некоторые из этих отношений, наиболее существенные с его точки зрения. На основе этих отношений и строится «проблемное пространство».
Модель проблемной ситуации возникает не на пустом месте: в ее создании участвуют структуры и схемы знания, находящиеся в долговременной памяти и посредством мышления ситуации дается определение. При этом, если субъективная картина ситуации расходится с имеющимися у человека представлениями о данном классе ситуаций, возможна либо корректировка общей модели, либо «подгонка» ситуационной модели под общую, отвечающая известному явлению стереотипизации. Согласно представлениям У.Клара и его коллег о конфликте как когнитивной схеме: если ситуация определяется как конфликтная, будут выбираться доказательства, поддерживающие эту схему (Klar, Bar-Tal, Kruglanski 1988). Следовательно, можно сделать вывод о том, что, скорее всего имеет место «схватывание» ситуации в целом, тогда как ее опознание «по деталям» вызывает затруднение. Сталкиваясь с затрудняющей его ситуацией, человек старается в первую очередь отнести ее к определенному типу, о котором он имеет более-менее ясные представления. Стремление человека к «определению ситуации» обусловлено желанием снизить дискомфорт от чувства неопределенности. По Сикурелю, «интерпретация — это постоянный процесс, где структурное сходство контекста с другими известными событиями («чувство социальной структуры») активизирует различные мыслительные схемы и типизации. Такой сплав с намерениями индивида конструирует новую действительность и новое знание» (Бекк-Виклунд 1992: 98).
В случае несоответствия имеющихся знаний и опыта, часто возникает осознание безысходности в конфликтной ситуации, что фруст-
рирует индивида, ограничивает свободу выбо- рование психического механизма, по выраже-
ра, сводя количество альтернатив до миниму- нию Я.А.Пономарева, «спускается» на более
ма. интуитивные уровни (Пономарева 1988). В
Однако одно дело думать о чем-то, дру- сфере интуиции опыт менее структурирован,
гое дело - придумывать. В процессе обдумы- но более богат, поэтому там субъекту иногда
вания выявляются новые отношения, те, кото- удается найти ключ к решению задачи. Если
рые раньше не воспринимались как сущест- принцип решения на интуитивном уровне
венные. Для объяснения того, что происходит найден, субъекту нужно еще оформить его в
при размышлении, можно воспользоваться виде хорошо структурированной модели, пе-
термином С.Л.Рубинштейна «анализ через ревести на логический уровень.
синтез»: выявление новых отношений фигур Я.А.Понамарев выделяет четыре фазы
(анализ) происходит в результате переосмыс- творческого процесса :
ления позиции и постановки новых целей 1. Сознательная работа. субъект безрезуль-
(синтез) (Рубинштейна 1998). татно использует логические методы ре-
А.В.Брушлинский пишет: «...Человек ищет шения. Особое деятельное состояние
и находит решение мыслительной задачи не как предпосылка интуитивного проблес-
по принципу выбора из альтернатив, а на ос- ка новой идеи.
нове строго определенного, непрерывного, но 2. Бессознательная работа. Созревание, ре-
не равномерно формирующегося прогнозиро- шающий оставляет сознательные попыт-
вания искомого» (Брушлинский 1979: 159). ки, однако взамен включается интуитив-
В процессе создания нового многие авто- ный уровень мышления.
ры выделяют вопрос о роли сознательного и 3. Переход бессознательного в сознание.
бессознательного, иначе говоря, о соотноше- Этап вдохновения. В результате бессоз-
нии интуиции и логики в творческом процессе нательной работы в сферу сознания пос-
решения проблемной ситуации. Выделяя два тупает идея решения. Первоначально в
вида опыта субъекта: интуитивный и логичес- виде гипотезы, в виде принципа или за-
кий, Я.А.Пономарев считает, что интуитивный мысла.
опыт, обладая весьма своеобразными свойст- 4. Сознательная работа. Развитие идеи,
вами, может быть назван бессознательным по окончательное оформление идеи.
двум причинам: во-первых, он образуется по- В основу выделения фаз Я.А.Пономарев
мимо воли субъекта и вне поля его внимания; закладывает: - переход от сознательного поис-
во-вторых, он не может быть произвольно ак- ка к интуитивному решению; - эволюция инту-
туализирован субъектом и проявляется только итивного решения в логически завершенное.
в действии. Логический опыт, напротив, осоз- Вопрос особенностей интуиции и логики
нан и может быть применен при возникнове- и их соотношения в процессе принятия твор-
нии соответствующей задачи. ческого решения требует более детального
При решении задачи, которая не являет- рассмотрения. Современные ученые опреде-
ся принципиально новой для субъекта, реша- ляют логику как метод познания и доказатель-
ющий, функционируя на логическом уровне, ства, основанный на применении таких опера-
актуализирует нужные знания и создает адек- ций, как индукция, дедукция и аналогия (Нови-
ватную модель. При столкновении с необыч- ков 2000).
ной задачей логические знания субъекта ока- В связи с тем, что разные идеи вытекают
зываются недостаточными. Тогда функциони- из своих исходных посылок с разной степенью
вероятности, логику подразделяют на строгую уровням, что приводит к возникновению ново-
и нестрогую. В строгой логике исходные по- го способа взаимодействия субъекта с объек-
сылки однозначно определяют конечный вы- том и возникновению нового знания. Тем са-
вод, а также существует гарантия истинности мым творческий продукт предполагает вклю-
заключений в случае истинности исходных по- чение интуиции и, по мнению автора, не мо-
сылок. В нестрогой же, то есть вероятностной жет быть получен на основе логического выво-
логике конечный вывод не вытекает однознач- да. Однако мы считаем, что интуиция и логика
но из исходных посылок и нет гарантии досто- в данном контексте являются не взаимоисклю-
верности заключений в случае достоверности чающими, а взаимодополняющими аспектами
исходной информации. развития мышления в целом и его творческих
Для нестрогой логики характерно стрем- составляющих в частности.
ление путем обобщения уже имеющихся зна- На основании анализа интеллектуальной
ний выйти за его пределы, сформулировать деятельности выдающихся ученых и решения
новые положения, истинность которых еще не творческих задач обычными людьми Н.Б.Нови-
доказана. В данном случае вывод по неполной ков приходит к выводу, что «новые идеи и ре-
индукции и аналогии носят вероятностный ха- шения возникают в результате совместного
рактер, так как представляет собой своего ро- участия логического и интуитивного мышления
да скачок, переход от известного к неизвестно- человека, благодаря взаимному функциониро-
му. «Если строгая логика, такая, как дедуктив- ванию логики и интуиции в конкретных проб-
ное мышление, легко поддается аксиоматиза- лемных ситуациях» (Новиков 2000: 115). При-
ции и формализации, то нестрогая логика не чем, речь идет именно о вероятностной логике
может служить надежным алгоритмом, введе- как частном проявлении логических аспектов.
ние которого в компьютер позволило бы авто- Автор так же подчеркивает, что для интуиции
матизировать процесс творческого мышления" характерно не отсутствие посылок, а их нали-
(Новиков 2000: 114). чие в виде личностных убеждений, предпочте-
Интуиция представляет собой прямое, не- ний и верований, объединяющихся в понятии
посредственное усмотрение истины без обос- интенционального опыта.
нования логическими доказательствами и ар- Образование новизны за счет комбина-
гументами, характеризуется внезапностью, не- ций элементов можно определить термином
осознаваемостью, способностью детермини- инсайта. Даже длительный и интенсивный
ровать разрывы и пробелы в поэтапном про- процесс творческого мышления исследователя
цессе переработки наличных данных, порож- может прерваться из-за недостатка в памяти
дать свертывание и кристаллизацию менталь- или в текущей информации какого-то звена,
ного опыта, не поддается формализации и ак- необходимого для завершения разумной ком-
сиоматизации. В интуитивной теории процесс бинации. А спустя некоторое время, получив
возникновения идей описывается как процесс, извне, может быть случайное, но необходимое
не обусловленный исходными посылками, не или в чем-то близкое к нему воздействие-под-
имеющий той базовой информации, которая сказку, в мозге исследователя происходит нео-
привела к рождению оригинального творчес- жиданное завершение или смена комбина-
кого продукта. ции. Теперь уже на сознательном уровне, пос-
Поскольку критерием творческого акта, ле уточнения деталей, формируется продукт
согласно Я.А.Пономареву, является уровневый переход от низших к высшим структурным мыслительного процесса.
Определяя дивергентное мышление как ва, относящиеся к проблеме, воедино, находит
«тип мышления, идущего в различных направ- единственно верную композицию этих эле-
лениях», Дж.Гилфорд считал операцию дивер- ментов. Медник полагает, что в творческом
генции, наряду с операциями преобразования процессе присутствует как конвергентная, так
и импликации, основой креативности как об- и дивергентная составляющие. По мнению
щей творческой способности (Гилфорд 1965). Медника, синтез элементов может быть не-
Дивергентное мышление предполагает, что на творческим и стереотипным, следовательно,
один и тот же вопрос может быть дано мно- суть творчества, не в особенности операции, а
жество разнообразных, но одинаково равно- в способности преодолевать стереотипы на ко-
правных ответов, в отличие от конвергентного нечном этапе мыслительного синтеза.
мышления, которое ориентировано на единст- Вышеописанные фазы и отдельные сос-
венно верное решение, с точки зрения преды- тавляющие процесса мышления, позволяют
дущего опыта и усвоенных знаний. Следова- составить описание более обобщенной моде-
тельно, чем больше вариантов решения конф- ли поэтапного развития мышления в процессе
ликтной ситуации человек видит и осознает, разрешения противоречия в конфликтной си-
тем выше вероятность реализации оптималь- туации, и соответственно представить процес-
ного способа разрешения. Можно заключить, суальную характеристику мышления в кон-
что конвергентное мышление на начальном фликте. Оставаясь в рамках двух основных фаз
этапе построения задачи, скорее всего приве- – построения модели проблемной ситуации и
дет к тупиковой ситуации, создавая основу для поиска решения в проблемном поле конф-
ощущения неразрешимости проблемы. Одна- ликтной ситуации, мы считаем, что первую фа-
ко, оно так или иначе необходимо для постро- зу можно разделить на два основных этапа, а
ения предварительной модели ситуации, на вторую - на три.
основании имеющегося опыта. Однако даль- I фаза - На первом этапе творческое мыш-
нейшее развитие мышления по необходимос- ление проявляется в способности увидеть,
ти предполагает нахождение новых возмож- вычленить само противоречие, суть проблемы
ных вариантов «видения» проблемы и следо- в пространстве конфликтной ситуации. Выде-
вательно вероятных способов разрешения. Да- ление существенных с точки зрения решения
лее все же необходимо из имеющихся вариан- проблемы признаков, позволяет построить бо-
тов выбрать одно, самое оптимальное, самое лее адекватную картину ситуации, потенци-
целесообразное решение, что снова активизи- ально содержащую так же возможности ре-
рует мыслительную операцию конвергенции. конструкции и нахождения способов разреше-
Согласно концепции А.Медника лежащей ния. На данном этапе осуществляются как про-
в основе разработанного им теста RAT (тест от- цессы анализа, так и синтеза. Однако, исходя
даленных ассоциаций), процесс дивергентного из особенностей проблемного поля конфликт-
мышления идет посредством мыслительного ной ситуации, которая характеризуется новиз-
поиска в разных направлениях семантического ной, неопределенностью, необходимостью
пространства, как бы отталкиваясь от содержа- привлечения новых ресурсов, прежний опыт
ния проблемы (Mednich 1969). Дивергентное может оказаться недостаточным и первичная
мышление рассматривается как боковое, пе- модель проблемного поля не будет удовлет-
риферическое мышление, мышление «около ворительной для решения проблемы.
проблемы». Конвергентное мышление увязы- На втором этапе преодоление состояния
вает все элементы семантического пространст- неразрешимости противоречия происходит
посредством более разностороннего анализа. С помощью вероятностной логики и, особенно, интуиции происходит выявление новых, до этого не подмеченных свойств ситуации, взаимосвязей познаваемых объектов, которые появляются в качестве инсайта. В результате творческих процессов происходит построение новой модели, раскрывающей потенциальные возможности решений.
II фаза - На первом этапе происходит генерация различных возможных вариантов решений, на основании более широкого охвата проблемного поля конфликтной ситуации. Творческое мышление проявляется в таких характеристиках как беглость, гибкость, сложность, оригинальность.
На втором этапе надо определиться с вариантом решения, творческая составляющая этого выбора проявляется в выборе из возможных альтернатив наиболее нестандартного способа, однако этот способ должен так же соответствовать критерию практичности, «применимости» в данной ситуации, что само собой соответствует требованиям третьего этапа данной фазы.
На третьем этапе происходит практическая проверка, реализация замысла решения в конкретной ситуации.
Таким образом, на основании анализа различных подходов, мы пришли к выводу об
ЦИТИРУЕМАЯ И УПОМИНАЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Ոսկանյան, Կ.Վ. (2001). Էմպիրիկ և տեսական ընդհանրացումների դերը սովորողների մտածողության ձևավորման գործում, Մտածողություն և վարք հոդվածների ժողովածու, Երևան:
2. Бекк-Виклунд, М. (1992). Феноменология: мир жизни и обыденного знания // П.Монсон. Современная западная социология: теории, традиции, перспективы. СПб.
особой роли и месте творческого мышления в конфликтной ситуации. Причем творческое мышление опосредует динамику поиска и нахождения решения на всех этапах развития процесса. Если главная функция интеллекта заключается в построении адекватных репрезентаций происходящего, то отличительной характеристикой творческого мышления определенным образом является способность по-иному видеть, понимать и интерпретировать окружающую действительность. Тип и способ репрезентации происходящих событий выступает в качестве одного из базовых феноменов интеллектуальной жизни человека и его опыта в целом. Однако реорганизация и переструкту-рирование репрезентативной модели в процессе разрешения конфликтной ситуации, выступающей в качестве стимула для формирования нового опыта, есть функция творческих процессов мышления. Следовательно, мы полагаем, что всесторонний анализ творческих особенностей мышления, позволит подходить конструктивно к преодолению конфликтной ситуации, посредством разрешения лежащей в основе проблемы-противоречия, и эффективно предвосхищать эскалацию конфликтных отношений.
3. Брунер, Дж. (1977). Психология познания. За пределами непосредственной информации. М.
4. Брушлинский, А.В. (1979). Мышление и прогнозирование. М.
5. Бэрон, Р., Ричардсон, Д. (2001). Агрессия, СПб.
6. Гилфорд, Д. (1965).Три стороны интеллекта // Психология мышления / Ред. А.М.Матюшкин. М.
7. Кашапов, М.М. (2003). Теория и практика решения конфликтных ситуаций. Учеб-
ное пособие /Под научн ред проф А.В.Карпова, М, Ярославль.
8. Кашапов, М.М. (2001). Методологическая основа профессионального педагогического мышления //Психология субъекта профессиональной деятельности. / Под ред. А.В.Брушлинского, А.В.Карпова. М. — Ярославль.
9. Новиков, Н.Б. (2000). Соотношение интуиции и логики в процессе порождения новых научных идей. // Интеллект и креативность в ситуациях межличностного взаимодействия, сборник научных статей, Российская академия наук Институт психологии, Москва.
10. Пономарев, Я.А. (1988). Психология творчества // Тенденции развития психологической науки. М.
11. Рубинштейн, С.Л. (1998). Основы общей психологии. СПб.с
12. Тевосян, М.В. (2001). Восприятие и мышление в конфликтной ситуации. Влияние когнитивных процессов на развитие аг-
рессии. Մտածողություն և վարք հոդվածների ժողովածու, Երևան:
13. Хасан, Б.И., Сергоманов П.А. (2001). Разрешение конфликтов и ведение переговоров. Учебное пособие, Красноярск – Москва.
14. Эльконин, Б.Д. (1994). Введение в психологию развития.М.
15. Klar, Y.; Bar-Tal, D.; Kruglanski, A. (1988). Conflictas a Cognitive Schema: Toward a Social Cognitive Analysis of Conflict and Conflict Termination // The Social Psychology of Intergroup Conflict. Theory, Research and Applications / Ed. By W.Stroebe a. o. Berlin.
16. Mednich, S.A. (1969). The associative basis of the creative process // Psychol. – Re-wiew. - № 2.
ТЕВОСЯН МАРИЯ
ТВОРЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ В КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ
РЕЗЮМЕ
В статье обсуждается роль творческого мышления в конфликтной ситуации. В связи с проблемой исследования конкретизируются понятия «внешних и внутренних» условий мыслительной деятельности, где конфликтная ситуация выступает в качестве связующего звена мышления и деятельности. На примере моделей, предложенных разными авторами, всесторонне анализируется процесс мышления в ходе решения проблемных ситуаций. В частности обсуждается проявление различных особенностей и процессов мышления, таких как логика, интуиция, конвергенция, диверген-
ция, на разных этапах развития процесса мышления. Представляется обобщенная модель мышления в процессе поиска решения в проблемном поле конфликтной ситуации, где отдельно рассматриваются функции интеллекта и творческого мышления.
Ключевые понятия: конфликтная ситуация, проблемная ситуация, модель проблемной ситуации, интуиция, логика, творческое мышление, «внешние и внутренние условия» мыслительной деятельности, конвергентное и дивергентное мышление.
ԹԵՎՈՍՅԱՆ ՄԱՐԻԱ
ՍՏԵՂԾԱԳՈՐԾԱԿԱՆ ՄՏԱԾԵԼԱԿԵՐՊԸ ԿՈՆՖԼԻԿՏԱՅԻՆ
ԻՐԱՎԻՃԱԿՈՒՄ
ԱՄՓՈՓՈՒՄ
Հոդվածում վերլուծված է ստեղծագործական մտածողության դերը կոնֆլիկտային իրադրությունում: Ներկայացված են մտածողության «արտաքին և ներքին» պայմանները, որտեղ կոնֆլիկտային իրադրությունը հանդես է գալիս որպես կապող օղակ մտածողության և գործունեության միջև: Տարբեր հեղինակների կողմից առաջադրված մոդելների հիման վրա վերլուծվում է մտածողության գործընթացի զարգացումը պրոբլեմային իրադրության լուծման ընթացքում: Մասնավորապես քննարկվում են մտածողության տարբեր առանձնահատկությունների և գործընթացների դրսևորումները մտածողու-
թյան գործընթացի զարգացման տարբեր փուլերում: Ներկայացվում է կոնֆլիկտային իրադրությունում մտածողության զարգացման ընդհանրացված մոդելը, որտեղ առանձին դիտարկվում են ինտելեկտի և ստեղծագործական մտածողության գործառույթները:
Հանգուցային հասկացություններ.
կոնֆլիկտային իրադրություն, պրոբլեմային իրադրություն, պրոբլեմային իրադրության մոդել, ինտուիցիա, տրամաբանություն,
ստեղծագործական մտածողություն, մտածողության «արտաքին և ներքին» պայմաններ, կոնվերգենտ և դիվերգենտ մտածողություն:
TEVOSYAN MARIA
THE CREATIVE THINKING IN A CONFLICT SITUATION
SUMMARY
The role of creative thinking in a conflict situation is analyzed in the article. The "internal and external" thinking conditions are presented where the conflict situation is acting as a linkage between thinking and activity. The development of thinking process during the settlement of a conflict situation is analyzed based on models suggested by different authors. Particularly, demonstrations of various peculiarities and processes of thinking in different stages of the thinking
process development are discussed. The generalized model of thinking in a conflict situation is presented where the functions of intellect and creative thinking are observed separately.
Key words and expressions: conflict situation, problematic situation, model of the problem situation, intuition, logic, creative thinking, "internal and external" thinking conditions, convergent and divergent thinking.