Научная статья на тему 'Творческий союз художников-передвижников и проблема Das Heilige (социопроективный аспект)'

Творческий союз художников-передвижников и проблема Das Heilige (социопроективный аспект) Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
905
231
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СВЯЩЕННОЕ / ИСКУССТВО / ИСТОРИЯ / ПОЛИТИКА / ТЕРРОР / НУМИНОЗНОЕ / ПРЕКРАСНОЕ / БЫТИЕ / ПОВСЕДНЕВНОСТЬ / СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ПРОЕКТ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Цуканов Е. А., Цуканова И. В.

В статье на эмпирическом материале, относящемся к истории России последней трети XIX нач. ХХ вв., рассматривается феномен Священного и его роль в провоцировании революционных потрясений той эпохи. В частности, речь идет об открытии и освоении темы явления нуминозного ужаса ветхому миру в эстетической деятельности Товарищества передвижных художественных выставок (передвижников) и ее презентации в публичном пространстве страны, прощавшейся с духом крепостничества. Нуминозный ужас, присутствующий на картинах известнейших отечественных живописцев, таких как Репин, Суриков, Крамской и др., с одной стороны, обнулял ценности уходящей дворянско-буржуазной декадантской культуры, а, с другой, позволял проектировать новое дивное Бытие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CREATIVE UNION OF THE ITINERANTS (RUSSIAN SCHOOL OF REALIST PAINTERS) AND THE PROBLEM OF DAS HEILIGE (SOCIO-PROJECTIVE ASPECT)

The article deals with the problem of the phenomenon of the Sacramental and its provocative role in the revolutionary changes in the late 19th and early 20th century. In particular, the focus of the article is on the idea of the numinous fear of the old world within the esthetic activity of the Itinerants`s movement of the Society for Circulating Art Exhibitions in the public space of the country bidding farewell to the serfdom spirit. Numinous terror, pictured in the works of the most well-known Russian artists, such as Kramskoy, Repin, Surikov and others, zerorized the values of the old noble bourgeois and decadent culture, on the one hand, and allowed to develop some new wonderful Social being, on the other hand.

Текст научной работы на тему «Творческий союз художников-передвижников и проблема Das Heilige (социопроективный аспект)»

НАУКА. ИСКУССТВО. КУЛЬТУРА

Выпуск 2(6) 2015

39

УДК 130.2

ТВОРЧЕСКИЙ СОЮЗ художников-передвижников и проблема das heilige (СОЦИОПРОЕКТИВНЫЙ АСПЕКТ)

Е.А. Цуканов1), И.В. Цуканова2) 3

Белгородский государственный институт искусств и культуры 1,2)e-mail: tsukanov@rambler.ru

В статье на эмпирическом материале, относящемся к истории России последней трети XIX - нач. ХХ вв., рассматривается феномен Священного и его роль в провоцировании революционных потрясений той эпохи. В частности, речь идет об открытии и освоении темы явления нуминозного ужаса ветхому миру в эстетической деятельности Товарищества передвижных художественных выставок (передвижников) и ее презентации в публичном пространстве страны, прощавшейся с духом крепостничества. Нуминозный ужас, присутствующий на картинах известнейших отечественных живописцев, таких как Репин, Суриков, Крамской и др., с одной стороны, обнулял ценности уходящей дворянско-буржуазной декадантской культуры, а, с другой, позволял проектировать новое дивное Бытие.

Ключевые слова: священное, искусство, история, политика, террор, нуминозное, прекрасное, бытие, повседневность, социокультурный проект.

Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа

Ин. 3, 8

Немецкий феноменолог религии Рудольф Отто определяет Священное - Das Heilige - через MYSTERIUM TREMENDUM. Это особое иррациональное чувство, которое неожиданными вспышками, порывами может вырываться из души. Оно способно приводить к странному волнению, упоению, восторгу, экстазу. У него бывают дикие, демонические формы. Оно может повергать в какой-то почти призрачный ужас и дрожь1. Mysterium tremendum есть нуминозный (от лат. numen-божество) тремор, испытываемый человеком, в своем религиозном опыте столкнувшимся с Чем-то или Кем-то невероятно всемогущим и от этого ужасающим (как в случае с библейским Авраамом, когда он говорил с Господом об участи содомитов [Быт. 18, 27] или Иаковом, видевшим Бога лицом к лицу перед тем, как стать Израилем [Быт. 32, 24-32]). Mysterium tremendum рождает т.н. «чувство тварности» как абсолютно фатальной зависимости от Das Heilige твари, тонущей в собственном ничто и склоняющейся перед тем, что выше всякого творения . А предпосылкой моего чувства «совершенной зависимости» является чувство его (Das Heilige) «совершенного превосходства» и неприступности .

1 Отто Рудольф. СВЯЩЕННОЕ. Об иррациональном в идее божественного и его соотношении с рациональным. СПб., 2008. С. 22.

2 Базаровско-Тургеневский нигилизм не отсюда ли? И тогда открывается принципиально иная

возможность понимания этого литературно-исторического феномена не как морально-

нравственноговыкрутаса, а как пример осознания целым поколением русской радикальной интеллигенции XIX века собственной ничтожности перед лицом неумолимого БЫТИЯ (DasHeilige в версии Рудольфа Отто), которое вдруг открылось как всемогущий РОК и потянуло в бездну революции.

3 Отто Рудольф. СВЯЩЕННОЕ. Об иррациональном в идее божественного и его соотношении с рациональным. СПб., 2008. С. 20.

40

НАУКА. ИСКУССТВО. КУЛЬТУРА

Выпуск 2(6) 2015

Приблизительно об этом, но еще жёстче, говорил современник Р. Отто Николай Бердяев, когда творил собственный интеллектуальный суд над историей: «В ней осуществляется не то, что задумал человек, и смысл происходящего в ней неуловим для человека. История никогда не стеснялась в средствах, которыми она действовала... она прибегала к каким-угодно средствам для осуществления своих целей, которые слишком часто оказывались непонятными человеку и несоизмеримыми с его судьбой»4. Или совсем категорично: «Человек всегда находится под угрозой, и часто смертельной угрозой, со стороны процессов, происходящих в истории. Он принужден чувствовать процессы истории как роковую, нечеловеческую силу, совершенно равнодушную к его судьбе, бесчеловечную и беспощадную»5. Das Heilige можно распознать как обнаженное и от этого огнедышащее Бытие, не прикрытое одеждами культурных традиций, латами политических технологий или системами ценностных предпочтений. Словом, всем тем, что составляет хрупкий мир человека цивилизованного.

Das Heilige есть то, что вырывает субъекта из комфорта и уюта жизни, снабженной центральным отоплением, электричеством, сотовой связью и канализацией в область священного мрака и Встречи с Сущим, в область подлинной онтологии. Из мира мерцающих подделок и копий в мир пульсирующей и грозной оригинальной Истины.

Собственно встреча с разъяренным Das Heilige в нашей стране происходит регулярно на крутых виражах истории: татарское иго, нашествие тевтонов, эпоха опричнины, Смута, эпоха Петровских преобразований. В ХХ веке трижды (1905, февраль и октябрь 1917) во время революций, потом сталинское очищение, и, наконец, Perestroyka в купе с либеральными реформами Ельцина-Гайдара-Чубайса (все перечисленное могло бы стать главами к увесистой книге). Это, однако, не значит, что Россия - постоянный зияющий эпицентр Das Heilige, но регулярное место встречи, которое изменить нельзя.

В данной статье поговорим об интересном феномене художественно-эстетической и социально-культурной жизни Императорской России последней трети XIX - нач. ХХ вв., наделавшего тогда много шума за счет своей нарочито скандальной провокативности, но изрядно подзабытом современными исследователями и обществом. Речь пойдет о творческом наследии Товарищества художников-передвижников, активно действовавшем в пореформенной России как мощный проводник Das Heilige, а вместе с ним революционно-демократической идеологии и эстетики6 7.

Ситуация основания и генезиса передвижничества детально анализируется на страницах любопытной книги С.А. Экштута «Шайка передвижников. История одного творческого союза . Перечислим вкратце основные вехи развития данного весьма эпатажного социокультурного проекта. 9 ноября 1863 года произошёл скандальный отказ четырнадцати лучших выпускников Императорской Академии художеств от участия в конкурсе на Большую золотую медаль, проводимом к 100-летию Академии художеств. Последовавший за этим выход художников из Академии, вошедший в историю русского изобразительного искусства, как «Бунт четырнадцати», поставил его участников в тяжёлое материальное положение.

Отметим, что будущие передвижники горячо сочувствовали народническим веяниям, охватившим общественность и ставшим, по сути, знаменем разбираемой эпохи. В это время уже активно действует т.н. первая «Земля и воля» (1861 - 1864), из которой

4 Бердяев Н.А. Судьба человека в современном мире. К пониманию нашей эпохи / Н.А. Бердяев // Философия свободного духа. М.: Республика, 1994. С. 318.

5 Там же, с. 319.

6 Ванслов В.В. Эстетическая программа передвижников // Художники-передвижники. Сборник статей. М., 1975. С. 73.

7 Экштут С. А.Шайка передвижников. История одного творческого союза. М., 2008. 320с.

НАУКА. ИСКУССТВО. КУЛЬТУРА

Выпуск 2(6) 2015

41

выросло тайное революционное общество Н.А. Ишутина, поставившего задачу физической ликвидации царя. Террорист Каракозов, покушавшийся на Александра II, принадлежал к ишутинцам. На 1863 год правительством было намечено окончание подписания уставных грамот крестьянам на землю. И именно на этот год землевольцы ожидали масштабного социального взрыва, в связи с чем можно предположить, что бунт студентов Академии Художеств мог быть как-то вплетен в общую канву ожидаемой революции по аналогии с выстрелом крейсера «Аврора». Но это, конечно, только гипотеза.

Покинув Академию художеств, художники были обязаны освободить занимаемые мастерские, принадлежавшие Академии. Оставшись без средств к существованию и мастерских, использовавшихся не только для работы, но и для проживания, участники «бунта» объединяются в своеобразную трудовую коммуну, прообразом которой послужила коммуна, описанная Н. Г. Чернышевскимв модном в то время романе «Что делать?». Вдохновителем идеи артели был И. Н. Крамской8.

К 1871 году из-за внутренних разногласий артель распадается, и часть ее членов примыкает к только что созданному в Москве с подачи Г.Г. Мясоедова Товариществу передвижных художественных выставок. Уставными целями этой организации были: доставление жителям провинций возможности знакомиться с русским искусством, развитие любви к искусству в обществе и облегчение для художников сбыта их произведений. Думается, что функция thesalespromotion в тех условиях являлась все-таки стратегической, а не факультативной и, по логике, должна быть поставлена в документе не на скромное третье, но на почетное первое место. Однако это наше персональное мнение.

В разные годы на тех или иных основаниях с Товариществом сотрудничали десятки известнейших отечественных живописцев: В.Е. Маковский, И.М. Прянишников, К.В. Лемох, И.Н. Крамской, И.Е. Репин, Г.Г. Мясоедов, К.А. Савицкий, В.Д. Поленов,

В.И. Суриков, И.И. Шишкин, Н.А. Ярошенко, а также А.К. Саврасов, Н.Н. Ге, В.В.

Верещагин, И.И. Левитан, В.М. Васнецов, В.А. Серов, В.Г. Перов и др.

Товарищество просуществовало с перебоями до 1923 года, организовав за это время 47 полноценных передвижных художественных выставок. Помимо ежегодных выставок Товарищество устраивало и параллельные выставки для городов, куда основные выставки не попадали. Эти выставки составлялись из произведений передвижников, не проданных на основных выставках. География показа была весьма обширна: Центральная и Южная Россия, Черноземье, районы Поволжья.

Много сказано о просветительской, революционизирующей и художественноэстетической миссии товарищества. Попытаемся увидеть в творчестве передвижников философский и метарелигиозный смысл.

Абсолютное большинство работ передвижников проникнуто пафосом реализма: «они показывают бедствия народа, разоблачают язвы и пороки общественной жизни», как справедливо замечает В.В. Ванслов, за счет «срывания всех и всяческих масок»9. Репин писал: «Красота - дело вкусов. Для меня она вся в правде»10. Открыть, оголить, сорвать, распаковать - вот основные интенции Репина и Сурикова, Крамского и Мясникова, порождающие поистине эксгибиционистский дискурс, к которому тут же закономерно примешивается чувство смущения и страха.

Разоблачение есть прорыв к чистому (в смысле разодранному до слизистой) Бытию, уже не задрапированному ничем из того, что ранее скрывало от человека тайну

8 Экштут С.А. Шайка передвижников. История одного творческого союза.М., 2008

9 Ванслов В.В. Эстетическая программа передвижников // Художники-передвижники. Сборник статей. М., 1975. С. 75.

10 Репин И.Е. Письма. Т. 1. М., 1969. С. 291.

42

НАУКА. ИСКУССТВО. КУЛЬТУРА

Выпуск 2(6) 2015

трепещущей бездны (литература, музыка, живопись и т.п.). Передвижники создают своего рода антиискусство. Потому что искусство априори призвано утешать11 смертного человека, вселять в него надежду и устранять уныние, тогда как передвижники транслируют через свои полотна (как им кажется, вполне благородно) мир без прикрас. Так работают в жанре порно, честно и без затей демонстрируя то, что дискредитирует человека как жителя Неба. Работы передвижников - прорыв к трансбиологическому нутру Бытия, которое одновременно величественно и ужасно в своей ошкуренности-соскобленности. Das Heilige всегда болит и всегда рядом - за чинами и статусами социальной иерархии, государственными институтами, требованиями этикета, оформленными трудовыми отношениями. Просто чтобы прорваться к нему нужно заглянуть за это «за» и остолбенеть, как остолбенела жена Лота, в судорогах жути обратившись в соляной столп. Народники, террористы, передвижники и лидеры революционно-демократической богемы того времени действительно пробуждают (знаменитый «Awake!» В.И. Ленина: декабристы разбудили Г ерцена, Г ерцен - народников и далее - лавинообразно) общество от сладкой опиумной иллюзии, что ТАКОЙ ПРИВЫЧНЫЙ мир будет длиться вечно во всех отношениях страшной фразой: «Memento mori». Общество не имеет права забывать, что оно все еще смертно.

Займемся с вышеизложенных позиций феноменологической интерпретацией художественных шедевров передвижников. Вот, например, картина И.Е. Репина «Арест пропагандиста»: распотрошенный чемодан в центре композиции, клочки бумаги, разбросанные по полу и человек в красной рубахе, схваченный-сдавленный вооруженной полицией, во взгляде которого понимание, что Сила, с которой он пересекся, жестока и неумолима. Чудится, что смерть сидит на лавочке за его спиной, в беспорядке обыска вершится мини-апокалипсис. И Правда в этом, а не в том, что видится за окнами притихшим от тяжести события сгрудившимся в уголке комнаты крестьянам (солнце, небо, быть может, пасторальные буренки на горизонте). Они не помогут, да и никто не поможет. Сабля на бедре жандарма как неотменяемый символ Das Heilige.

У Репина, видимо, был патологический интерес к революционно-бунтарской тематике, в частности, к русскому террору. Так, в 1866 году он по случаю сделал зарисовку портрета Каракозова во время его казни. Думается, что не всякий «здравомыслящий» человек, во-первых, изъявит желание присутствовать на казни, а, во-вторых, захочет потом увековечить приговоренного в своем творчестве. Можно сказать, что у Репина такая тяга к инфернально-нуминозному растянулась на всю жизнь, что косвенно подтверждают темы других его раскрученных работ: «Бурлаки на волге» и как их логическое продолжение «Крестный ход в Курской губернии», «Правительница Софья Алексеевна в монастыре», «Иван Грозный и его сын Иван», «Запорожцы». Здесь повсюду незримо или же явно присутствует смерть: у Софьи, если присмотреться, прямо за окнами на рее болтается стрелец-висельник, у Joann Terrible руки в крови от сыновней крови11 12, у бурлаков и шествующих в угрюмом молчании православных горемык и вовсе не здешняя (по-истине загробная) печаль в глазах. Да и казаки очевидно гогочут в

11 Об утешающей (консолятивной) функции искусства как частном случае компенсаторной функции см.: Лебедев В.Ю., Прилуцкий А.М. Эстетика. Учебник для бакалавров. Серия: Бакалавр. Базовый курс. М., 2012. С. 31.

12 Кстати, это еще большой вопрос, что именно так, как Репин показал, все и было. Запутанная это история. Некоторые исследователи не без оснований полагают, что мы стали невольными жертвами репинской версии события, тогда как в реальности все могло быть несколько иначе. См. об этом: Фомин С.В. Правда о первом русском царе: Кто и почему искажает образ Государя Иоанна Васильевича (Грозного). М., 2010.

НАУКА. ИСКУССТВО. КУЛЬТУРА

Выпуск 2(6) 2015

43

предлетальном безумии, а не от хорошего настроения. Видимо, прикосновение к смерти как прием, некрофизм, осуществляемый через художественные средства - отличительная черта живописной манеры передвижников.

В специальной литературе, посвященной деятельности Товарищества передвижников, часто как базовая констатируется просветительская миссия этой организации художников, тогда как нам кажется, что первичной ее функцией выступала функция устрашения (а, следовательно, обскурации, в смысле манифестирования божественного мрака) населения по методу Das Heilige, что, в общем-то, соответствует общему террористическому тренду эпохи (в первоначальном смысле этого термина -террор - от фр. terrible - страх, ужас). Вопрос лишь в том, зачем это было нужно передвижникам?

Ответ может находиться на двух уровнях понимания: возвышенно-философском и прозаически-меркантильном. С философских позиций Das Heilige, видимо, не спрашивает, в какую эпоху ему явиться человечеству (см. эпиграф к данной статье). Внушительную антологию ужасов века XIX-го еще только предстоит изучить исследователям. Скорее всего, она была связана с бурными темпами развития науки и техники, открытия которых могли, как восторгать, так и реально устрашать гротесковостью ментальных сдвигов (чего стоит один лишь фотоаппарат, воскрешавший облик умерших, или радио, которое изначально задумывалось как средство, облегчающее ведение спиритических сеансов). И террор политический, в каком-то смысле, наверное, тоже - дитя НТР. С меркантильных позиций особая популярность темы смерти и страха на картинах передвижников объясняется ее коммерческой рентабельностью. В знаково-символической сфере старуха с косой, так сказать, востребована во все времена. Смертью и сексом сегодня успешно приторговывают кинематограф и реклама, литература и масс-медиа. Это привлекает повышенное внимание публики, формирует «его величество» спрос. Привлекало и тогда. Повторимся, что это тогда называлось «правдой жизни».

Следующий пример виртуозного продвижения темы Das Heilige в массы через искусство - В.И. Суриков. Его работы «Завоевание Сибири Ермаком», «Переход Суворова через Альпы», «Утро стрелецкой казни», «Боярыня Морозова» предельно насыщены онтологическим ужасом, бликующим на лицах главных героев. Особо остановимся на картине «Меншиков в Березове». Грусть, отчаяние и уныние царят в старой крестьянской избе, приютившей четверых изгнанников. Замкнутое пространство помещения ничего, кроме клаустрофобических эмоций вызвать у зрителя не может. Это настоящая юдоль скорби, ад, в котором лишь скрежет зубовный. «Тот свет», который заперт на ключ окончательно, и, тем не менее, с этим все равно что-то надо делать. Взрывать любой ценой.

Забавно, что даже пейзажные шедевры И.И. Шишкина потенциально содержат тремор и напряжение: они одновременно могут манить и страшить неизвестностью. В лесу так легко заблудиться и наткнуться на бурых медведей. Говоря языком ХХ века, художник прорабатывал фрейдистскую тему ОНО, впрыскивая в массовое сознание инъекцию натуралистического хаоса, психологически родственного феномену смерти.

В картинах передвижников действительно накатывает Суть, она берет за горло, бьет наотмашь и обсуждать с нами ничего не собирается. И становится ясно, что революционные процессы в стране стали следствием не заговора элит или иностранных спецслужб, не выражением экономического или политического кризиса, не показателем слабости верховной власти, но следствием действительной встречи со Священным во всей Его онтологической мощи и поражающей воображение немногочисленных пророков красоте. Такими пророками (вне всякой метафоричности) были передвижники, громившие вдребезги фальшивые декорации уставшего от себя самого старого

44

НАУКА. ИСКУССТВО. КУЛЬТУРА

Выпуск 2(6) 2015

крепостнического мира, основанного на недостоверности и лукавстве. Только такая нечеловеческая сила, как Das Heilige (действовавшая на передвижников, а затем и на революционеров-практиков) была способна тотально перевернуть и перетряхнуть окостеневший социальный уклад, высосавший из человека до дна его творческую энергию. Есть ощущение, что передвижники пере-двигали (просим прощение за тавтологию) нечто значительно большее, чем банальные выставочные экспонаты по стране. Само Бытие было пере-двинуто, перемещено ими на передний план человеческого существования с задворок жизненного опыта, куда определил его погрязший в плутовстве das Man. Das Man (термин Хайдеггера, который вводит его для выражения неаутентичного Dasein, т.е. Бытия, впавшего в повседневность, которая трактуется как рассеянность, разбросанность, разложение, ветшание, смешение, множественность, рутина и банальщина13) исчезает при первых же лучах «Невечернего Света» (термин С. Булгакова, которым аллегорически обозначается бессмертный Христос, как Солнце Правды и Свет Незаходимый14), грозно просиявшего над Россией в начале ХХ в.

Таким образом, мы выявили принципиально антиномичный характер Священного (Das Heilige). С одной стороны, оно напоминает свирепое чудовище, призванное культивировать в реципиенте шок и трепет, порождая в нем состояние, граничащее с оцепенением. С другой стороны Das Heilige есть источник вдохновения и восторга, способного обновлять и преображать для новой жизни как отдельных индивидов, так и целые поколения. Вот почему без хотя бы минимального контакта с Das Heilige любой социальный проектировщик обречен на неудачу. У русских передвижников этот контакт, несомненно, был, что стало залогом их невероятной популярности и эффективности в плане переустройства дворянско-буржуазно-декадантской действительности. Вместе с Das Heilige передвижники заглянули по ту сторону добра и зла, в глаза самой смерти, чтобы восстановить в правах дискредитированную жизнь.

Список литературы

1. Бердяев Н.А. Судьба человека в современном мире. К пониманию нашей эпохи / Н.А. Бердяев // Философия свободного духа. - М.: Республика, 1994.

2. Булгаков С.Н. Свет невечерний: Созерцания и умозрения. — М.: Республика, 1994. - 415 с.

3. Ванслов В.В. Эстетическая программа передвижников / В.В. Ванслов // Художники-передвижники. Сборник статей. - М.: Издательство «Изобразительное искусство», 1975. - С. 71 - 86.

4. Дугин А.Г. Мартин Хайдеггер: философия другого Начала / А.Г. Дугин. - М.: Академический Проект; Фонд «Мир». - 2010. - 389 с.

5. Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознанием / С.Г. Кара-Мурза. - М.: Изд-во: Эксмо. - 2005. - 832 с.

6. Кукаркин А.В. Буржуазная массовая культура: Теории. Идеи. Разновидности. Образцы. - М.: Политиздат. - 1978. - 350 с.

7. Лебедев В.Ю., Прилуцкий А.М. Эстетика / В.Ю. Лебедев. - Учебник для бакалавров. - Серия: Бакалавр. Базовый курс. - М.: Юрайт. - 2012. - 424 с.

8. Маньковская Н.Б. Эстетика постмодернизма. - СПб.: Алетейя, 2000. - 347 с.

9. Репин И.Е. Письма. Т. 1. - М., 1969.

10. Рудольф О. СВЯЩЕННОЕ. Об иррациональном в идее божественного и его соотношении с рациональным / Рудольф Отто. - Издательство СПбГУ.

11. Фомин С.В. Правда о первом русском царе: Кто и почему искажает образ Государя Иоанна Васильевича (Грозного) / С.В. Фомин. - М.: Русский издательский центр. - 2010. - 464 с.

13См. об этом: Дугин А.Г. Мартин Хайдеггер: философия другого Начала / А.Г. Дугин. М.: Академический Проект; Фонд «Мир». 2010. 389 с. Проблематике, связанной с dasMan, посвящена глава 4 раздела 3 данной монографии.

14Булгаков С.Н. Свет невечерний: Созерцания и умозрения. М.: Республика, 1994. 415 с.

НАУКА. ИСКУССТВО. КУЛЬТУРА

Выпуск 2(6) 2015

45

12. Экштут С. А. Шайка передвижников. История одного творческого союза. — М.: «Дрофа», 2008. — 320 с.

the creative union of the itinerants (Russian school of realist painters) and the problem of das heilige (socio-projective aspect)

E. A. Tsukanov1), I. V. Tsukanova2)

Belgorod state institute of arts and culture

12)

’ ;e-mail: tsukanov@rambler.ru

The article deals with the problem of the phenomenon of the Sacramental and its provocative role in the revolutionary changes in the late 19th and early 20th century. In particular, the focus of the article is on the idea of the numinous fear of the old world within the esthetic activity of the Itinerants's movement of the Society for Circulating Art Exhibitions in the public space of the country bidding farewell to the serfdom spirit. Numinous terror, pictured in the works of the most well-known Russian artists, such as Kramskoy, Repin, Surikov and others, zerorized the values of the old noble bourgeois and decadent culture, on the one hand, and allowed to develop some new wonderful Social being, on the other hand.

Keywords: the Sacramental, the art, the history, the politics, the terror, the Numinous, the Beautiful, the Being, the routine, social and cultural project.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.