Научная статья на тему 'Творческий путь кафедры терапии ФПК'

Творческий путь кафедры терапии ФПК Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
101
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАФЕДРА ТЕРАПИИ / ЮБИЛЕЙ / ФАКУЛЬТЕТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по фундаментальной медицине , автор научной работы — Невзорова В. А., Севериненко Р. М., Родионова Л. В., Шестакова Н. В., Мокшина М. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Творческий путь кафедры терапии ФПК»

и итогового контроля. Для организации аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы слушателей используются материалы клинических баз (истории болезни, амбулаторные карты) и обширный архив нормативно-законодательной и методической литературы. Для интенсификации процесса обучения проводятся научно-практические конференции по наиболее значимым проблемам профилактики профессиональных заболеваний, что позволяет развить у слушателей самостоятельность, ответственность, помогают приобрести навыки общения, использования мультимедийных технологий и различных источников информации для подготовки доклада и проведения дискуссии по обсуждаемой проблеме.

Внедрение новых технологий обучения, мощная клиническая база позволяют повысить уровень подготовки слушателей, клинических интернов и ординаторов, о чем свидетельствует рост качественных показателей оценки знаний по результатам итогового экзамена.

Приобретение слушателями, клиническими интернами и ординаторами, специалистами семейной медицины знаний, соответствующих современному уровню решения актуальных проблем профилактики профессиональных заболеваний способствует росту эффективности работы врачей Дальневосточного региона, что в свою очередь позволит сохранить здоровье трудоспособного населения России, работающего во вредных и неблагоприятных условиях труда.

УДК 616.1/.4:378.661(571.63)

В.А. Невзорова, Р.М. Севериненко, Л.В. Родионова,

Н.В. Шестакова, М.В. Мокшина, Н.В. Кулакова

ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ КАФЕДРЫ ТЕРАПИИ ФПК

Владивостокский государственный медицинский университет

Ключевые слова: кафедра терапии, юбилей, факультет повышения квалификации.

Создание кафедры терапии ФПК напрямую связано с историей факультета повышения квалификации ВГМУ [1]. В 1982 г. приказом Министерства здравоохранения СССР во Владивостокском медицинском институте был утвержден новый факультет — усовершенствования врачей. Его открытие явилось свидетельством признания заслуг института в высшем звене медицинского образования Дальневосточного региона. Принимая во внимание наибольший вклад в оказание медицинской помощи населению терапевтической службы, самой первой кафедрой факультета стала кафедра терапии [2].

Первым всегда трудно. У кафедры не было клинической базы, иллюстративного материала, медицинского оборудования, но были высококвалифицированные преподаватели, энтузиасты своего дела: заведующая кафедрой доцент Г.И. Холошина, до-

Литература

1. Материалы IIВсероссийского съезда врачей-профпа-тологов. — Ростов-на-Дону, 2006.

2. Профессия и здоровье : материалы V Всероссийского конгресса. — М., 2006.

3. Человек и лекарство : материалы III Дальневосточного регионального конгресса с международным участием. — Владивосток, 2006.

4. Материалы Дальневосточной региональной научнопрактической конф., посвященной 40-летию медико-профилактического факультета ВГМУ. — Владивосток, 2006.

Поступила в редакцию 08.02.2007.

THE ROLE OF THE OCCUPATIONAL DISEASES DEPARTMENT IN POSTGRADUATE MEDICAL EDUCATION

O.O. Shvets, B.V. Okun’, N.A. Rushchenko,

5.V. Kuznetsova, V.V. Leonova, Z.S. Evdokimova,

N.P. Vozhdaeva

Vladivostok State Medical University

Summary — The history of the organization and development of faculty of occupational diseases is shown. The analysis of activity on perfection of teaching of occupational diseases on postgraduate level is carried out. The basic directions of training are formulated in view of realization of the priority national project “Health”. The ways of the effective decision of a problem of improvement of quality of medical help to the people working in harmful conditions are shown.

Pacific Medical Journal, 2007, No. 2, p. 96—97.

цент Р.М. Севериненко, ассистенты Т.И. Дерябина, М.И. Герасименко, Г.А. Павличенко и Л.В. Родионова. По образному выражению профессора А.С. Тихомирова, в тот период ректора ВГМИ, прозвучавшему на одном из заседаний ученого совета, «...забросили их на необитаемый остров и даже консервов не оставили».

Прежде всего возникли трудности с организацией клинической базы, поскольку большинство лечебных учреждений города к тому времени имели клинические кафедры и активно участвовали в подготовке студентов медицинского института. С большой теплотой и благодарностью сотрудники кафедры вспоминают начальника Главного госпиталя ТОФ Г.Ф. Григорен-ко, который предоставил кафедре возможность организовать учебный процесс и научно-исследовательскую работу на базе такого малодоступного лечебного учреждения, как военно-морской госпиталь. Первая учебная комната была размещена в 10-м отделении, рядом с палатой, куда госпитализировались высшие флотские чины. Коллектив отделения и его начальник полковник Ю.П. Летков очень гордились участием в подготовке врачей и всегда положительно откликались на просьбы преподавателей и слушателей факультета. В дальнейшем в связи с растущими потребностями кафедры руководством госпиталя было выделено помещение на втором этаже 17-го отделения. Лекции приходилось читать в помещении интернатуры флота и даже в матросской столовой.

Особенности организации медицинской службы флота, в частности пропускная система, строгий режим в отделениях, полное обследование больных к утренней конференции, краткость докладов, проведение совместных консилиумов и клинических разборов помогали в организации учебного процесса. С другой стороны, появление кафедры терапии инициировало научно-исследовательскую работу сотрудников госпиталя ТОФ. Совместными усилиями была создана иммунологическая лаборатория, благодаря деятельности которой начали свои первые шаги в науке такие ученые, как Б.И. Гельцер, Д.А. Панфилов, Е.В. Смирных.

В 1987 г. кафедра терапии ФПК начала работу на базе городской клинической больницы № 1. В настоящее время ГКБ № 1 — это многопрофильный хорошо оснащенный стационар, располагающий всем необходимым для подготовки врачебных кадров. Кафедра расположена на базе четырех терапевтических отделений — пульмонологии, кардиологии, гастроэнтерологии и инфарктного (200 коек). В обучении используются резервы всех 15 отделений больницы.

Благодаря помощи и поддержке ректора ВГМУ Ю.В. Каминского, главных врачей А.И. Кондрашова и В.В. Солодовникова кафедра располагает необходимым количеством учебных комнат, конференц-залом, оснащенным всем необходимым для проведения врачебных конференций, клинических разборов, чтения лекций.

Итак, 1982 год — первые 29 врачей-терапевтов и первые циклы общего усовершенствования, продолжительностью 4 месяца. Организация циклов общего усовершенствования была связана с отсутствием у большинства врачей каких-либо видов последипломной подготовки. Нередко врачи-терапевты и врачи сельских участков, проработавшие 10—15, а иногда 20 лет, никогда нигде не учились и не имели врачебной категории. После 25 лет работы факультета повышения квалификации ВГМУ подобные явления среди врачей Приморского края и подведомственной Сахалинской области скорее исключение из правил.

Потребовалось 2—3 года усиленной методической и организационной работы, прежде чем кафедра стала проводить циклы тематического усовершенствования «Избранные вопросы кардиологии с функциональной диагностикой», «Избранные вопросы гастроэнтерологии», «Актуальные вопросы пульмонологии», «Неотложные состояния в клинике внутренних болезней», «Избранные вопросы терапии». Циклы проводились для терапевтов, в том числе для руководителей интернов, кардиологов, пульмонологов, гастроэнтерологов.

Через 3 года от начала организации, с 1985 г. в результате инициативы декана ФУВ РМ. Севериненко и по согласованию с облздравотделом Сахалинской области началась работа факультета на территории Сахалина. Первые циклы повышения квалификации традиционно стали терапевтическими. Также активно

коллектив кафедры включился в подготовку интернов практического здравоохранения. Была проведена аттестация баз, выбраны руководители, организовано их совещание. Традиции подготовки врачей Сахалинской области и интернов соблюдаются до сих пор. Кафедра терапии ФПК ежегодно проводит 1—2 цикла повышения квалификации в г. Южно-Сахалинске, где обучается 40—60 врачей-терапевтов по вопросам общей и углубленной подготовки. Неоднократно преподаватели кафедры совместно с руководством департамента здравоохранения Сахалинской области проводили аттестацию баз интернатуры, ежегодно организуются совещания с руководителями, полугодовая и итоговая аттестации интернов. Традиционно совместно с ректором ВГМУ Ю.В. Каминским проводится ежегодная научно-практическая конференция интернов, которая является хорошей школой для молодых врачей Сахалинской области. Неплохим итогом совместной деятельности факультета повышения квалификации ВГМУ и департамента управления здравоохранением Сахалинской области стало создание в 2002 г. представительства университета на территории Сахалинской области, организация которого утверждена МЗ РФ.

С 1995 г. коллектив кафедры активно включился в проведение сертификации врачей. Первыми сертификационными стали циклы по терапии, кардиологии и общей врачебной практике (до 2006 г.) Была проведена большая работа — созданы новые методические разработки к лекциям и практическим занятиям, первые 3000 сертификационных тестов по терапии и общей врачебной практике, новые рабочие программы. За 25 лет работы на кафедре прошли подготовку и переподготовку 4674 специалиста, из них на циклах общего усовершенствования и профессиональной переподготовки — 1104, на циклах тематического усовершенствования и сертификационных циклах — 3284 человека. Ежегодно коллектив кафедры по заявке ДЗ администрации Приморского края проводит до 3 выездных циклов, где обучается от 20 до 30 человек. Нет ни одной городской или районной больницы, где бы не появились преподаватели кафедры с целью как обучения врачей, так и проведения консультативной лечебной работы. Это города Находка, Партизанск, Фокино, Большой Камень, Уссурийск, Спасск-Дальний, Славянка, Артем, Дальнереченск, Дальнегорск, Арсеньев.

В соответствии с современными требованиями коллективом кафедры в 2006 г. созданы электронные версии 1975 квалификационных тестов по терапии и 1350 тестов по кардиологии, которые используются при проведении сертификационного экзамена и экзамена на квалификационную категорию. Для обеспечения дистанционного этапа образования кафедра терапии имеет интернет-страницу, представленную на сайте ВГМУ. За последние 5 лет коллективом кафедры подготовлено 7 учебных пособий для последипломного обучения врачей-терапевтов и кардиологов, одно из них совместно с кафедрой акушерства и гинекологии.

Сотрудники кафедры терапии ФПК и ППС ВГМУ, 2006 г.

Всем пособиям присвоен гриф УМО МЗ РФ. Совместно с кафедрами педиатрии и анестезиологии и реанимации подготовлены к печати 2 учебных пособия. В связи с внедрением новых образовательных стандартов созданы соответствующие рабочие программы, методические разработки для слушателей и преподавателей.

Помимо сертификационных циклов по заявке ДЗ администрации края проведены новые циклы тематического усовершенствования для врачей первичного звена здравоохранения: «Неотложные состояния в клинике внутренних болезней», «ИБС: диагностика и лечение», «Нарушения ритма: диагностика и подходы к лечению». Коллектив кафедры активно откликается на насущные проблемы практического здравоохранения. Во время циклов повышения квалификации слушатели имеют возможность выполнить работу на квалификационную категорию, получить необходимые консультации. Принимая во внимание проблему смертности от сердечно-сосудистых заболеваний в России, разработан цикл «Школа артериальной гипертонии», по окончании которого врачи могут самостоятельно организовывать работу «школы» в самых отдаленных уголках края. Коллектив кафедры активно включился в выполнение Национального приоритетного проекта «Здоровье» [3]. Согласно государственному контракту по Национальному проекту обучено 79 врачей Приморского края и Сахалинской области.

В 2006 г. совместно с кафедрой педиатрии ФПК и при активной поддержке учебно-методического отдела факультета ФПК ВГМУ и Департамента здравоохранения администрации Приморского края создана и работает ассоциация врачей первичного звена терапевтов, педиатров и врачей общей практики. Целью создания ассоциации является введение новых форм обучения врачей первичного звена по междисциплинарным проблемам, в частности внедрение системы образовательных кредитов для обеспечения непрерывного последипломного и дополнительного образования.

Научное направление, сформированное первой заведующей кафедрой проф. Г.И. Холошиной было связано с изучением особенностей иммунологического ответа при пневмонии. Под ее руководством защитили кандидатские диссертации доценты Л.И. Ковалева, Л.В. Родионова, ассистенты Г.А. Воробьева, Г.В. Бутавец, И.Л. Гомзякова. Г.И. Холошиной написана монография «Вторичные пневмонии».

С приходом заведующей кафедрой профессора В.А. Невзоровой отмечается новый виток в жизни кафедры со значительным ростом научного потенциала. Основное научное направление кафедры сегодня обозначено как «Клиническая патофизиология кар-дио-респираторной системы». Расширение научных исследований стало возможным вследствие активного сотрудничества с ДВО РАН и участия в совместных отечественных и зарубежных грантах. За этот период (с

2002 г.) защитили кандидатские диссертации Е.Г. Мым-рикова, С.А. Пазыч, Е.С. Потапова, О.В. Настрадин, Е.В. Моткина, И.М. Мартыненко, Н.В. Кучеренко. Ряд сотрудников ГКБ № 1 (О.Г. Помогалова, Н.В. Захарчук) и врачей Сахалинской области (Е.А. Абрамов, Т.Б. Дмитриева, Л.Д. Скребкова) выполняют научные работы и являются заочными аспирантами кафедры. Два аспиранта кафедры работают за рубежом: Т.В. Баранович — в Японии, ТЛ. Пестрикова — во Франции. В работу клинической базы кафедры и других ЛПУ города, края и Сахалинской области активно внедряются научные достижения (около 12 современных методов диагностики и лечения ежегодно).

За последние пять лет сотрудниками кафедры опубликованы 84 работы. За этот период подготовлено более 100 клинических ординаторов, 56 интернов. Многие наши коллеги в настоящее время работают доцентами на клинических кафедрах ВГМУ (Т.И. Дерябина, М.И. Герасименко), а также ведущими специалистами и заведующими терапевтическими отделениями. Активному взаимодействию с практическим здравоохранением способствует участие сотрудников кафедры в работе краевого Научного общества терапевтов, Ассоциации кардиологов и пульмонологов. Преподаватели кафедры являются главными внештатными специалистами города — кардиолог Л.В. Родионова и пульмонолог Н.В. Шестакова, главный внештатный краевой специалист по общей врачебной практике М.В. Мокшина.

За 25 лет работы сделано много и в то же время мало. В области последипломного образования возникают новые задачи, для их решения у коллектива кафедры терапии достаточный научный и педагогический потенциал.

Литература

1. Каминский Ю.В. // Тихоокеанский медицинский журнал. — 2003. — № 2. — С. 5—11.

2. Каминский Ю.В, Мотавкин П.А. Первый медицинский университет Дальнего Востока. — Владивосток : Дальпресс, 1997.

3. Национальный приоритетный проект «Здоровье» : информационные материалы / под ред. Стародубова В.И. - М., 2006.

Поступила в редакцию 01.02.2007.

THE HISTORY OF THE THERAPY CHEIR OF THE DEPARTMENT OF POSTGRADUATE EDUCATION V.A. Nevzorova, R.M. Severinenko, L.V. Rodionova, N.V. Shestakova, M.V. Mokshina, N.V. Kulakova Vladivostok State Medical University

Summary — The historical article devoted to work of the one of the first faculties of the Department of postgraduate education of the Vladivostok state medical university. The basic

УДК 617-089.5-036.882-08:378.661(571.63)

В.Б. Шуматов, В.В. Попова, В.И. Карпенко

КАФЕДРА АНЕСТЕЗИОЛОГИИ И РЕАНИМАТОЛОГИИ ВЧЕРА И СЕГОДНЯ

Владивостокский государственный медицинский университет

Ключевые слова: анестезиология, реаниматология, история кафедры, перспективы развития.

Кафедра анестезиологии и реаниматологии в 2007 году будет отмечать очередной юбилей — 35-летие с момента образования. Тридцать пять лет — это достаточно зрелый возраст, но в то же время возраст расцвета жизненной энергии, рождения творческих планов и момент воплощения всего задуманного в жизнь. Кафедра была организована в 1972 г. по инициативе канд. мед. наук, доц. С.М. Полюхова. В последующем ее возглавляли доц. В.Г. Милов и проф. А.А. Семени-хин. С сентября 1988 г. кафедрой заведует выпускник Владивостокского государственного медицинского института В.Б. Шуматов. Штат кафедры в 1972 г. состоял из одного доцента и трех ассистентов без степени [1]. К настоящему времени научно-педагогический потенциал значительно вырос: заведующий кафедрой — д-р мед. наук, профессор, три доцента и семь ассистентов — кандидаты мед. наук. Двое сотрудников кафедры возглавляют отделения анестезиологии и реаниматологии на ее клинических базах (Городская клиническая больница № 2 Владивостока и Краевой онкологический диспансер), С.В. Лебедев и В.В. Глушко — главные врачи лечебно-профилактических учреждений города (Станция скорой медицинской помощи и Городская клиническая больница № 2). А.Д. Чернобровин — главный внештатный анестезиолог и реаниматолог города, В.Б. Шуматов — начальник Управления здравоохранением администрации города Владивостока.

Основная клиническая база кафедры — Городская клиническая больница № 2: ОАРИТ на 12 коек и токсикологическое на 30 коек (с учетом 9 коек палаты интенсивной терапии). Отделения реанимации Краевого онкологического диспансера и больницы ДВО РАН имеют по 6 коек в палатах интенсивной терапии.

Если раньше занятия на кафедре проходили по программе анестезиологии и реаниматологии для 5—

directions of educational-methodical and scientific activity of faculty, stages of development of system of training and retraining of specialists are described. The faculty provides training on therapy and cardiology both on own base, and in other cities of Primorsky Krai and the Sakhalin area. Active research work on a theme «Clinical pathophysiology of the cardio- respiratory system» is conducted which results influence the practical public health.

Pacific Medical Journal, 2007, No. 2, p. 97—100.

6-го курсов лечебного и педиатрического факультетов, то в настоящее время преподаются: анестезиология и реаниматология (5-й курс лечебного и медикопрофилактического факультетов, 3-й курс медсестер с высшим образованием), анестезиология и реаниматология в детском возрасте (6-й курс педиатрического факультета), медицина катастроф (3-й курс лечебного, педиатрического, медико-профилактического, фармацевтического факультетов, а также факультета военной подготовки). Важным преимуществом для преподавания медицины катастроф является создание в 2003 г. на базе Станции скорой медицинской помощи г. Владивостока учебно-тренировочного центра, который оснащен не только манекенами для отработки практических навыков по оказанию сердечно-легочной реанимации, но и современной аппаратурой в виде дефибрилляторов и стимуляторов различных нарушений ритма.

Потребности практического здравоохранения и необходимость повышения квалификации профессорско-преподавательского состава вуза предопределили открытие в 1981 г. факультета повышения квалификации. С этого времени кафедра анестезиологии и реаниматологии стала осуществлять переподготовку врачей по специальности. В настоящее время количество программ послевузовского образования значительно увеличилось: первичная переподготовка, сертификационные циклы и циклы тематического усовершенствования для врачей анестезиологов-реаниматологов по вопросам регионарных методов анестезии, а также для врачей СМП по вопросам оказания неотложной помощи на догоспитальном этапе, сертификационные циклы для фельдшеров СМП (с 2004 г.), сертификационные циклы для медсестер-анестезистов, курсы лекций и практических занятий для студентов, обучающихся по программе второго высшего образования по специальности «лечебное дело». Дополнительно по вопросам сердечно-легочной реанимации ежегодно проходят обучение около 2000 врачей различных специальностей (терапевты, кардиологи, врачи общей практики) [2].

В свете решений Национальной программы приоритетного развития первичного звена здравоохранения в 2006 г. создана программа подготовки в интернатуре по специальности «скорая медицинская помощь», утвержденная на ЦМК хирургических дисциплин, учебно-методическом совете ППС,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.